Домой

Курсовая работа По дисциплине: «Экономическая теория»




Скачать 251.71 Kb.
НазваниеКурсовая работа По дисциплине: «Экономическая теория»
Дата13.05.2014
Размер251.71 Kb.
ТипКурсовая
Содержание
Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы
Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик
Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик
Контрольные тестовые задания
Правильный ответ
Подобные работы:




Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Калужский филиал


Курсовая работа

По дисциплине: «Экономическая теория»

На тему: «Государственное регулирование рыночной экономики»


Выполнила:

студентка Вересова О.В.,

группа ФНО, день,

факультет «М и М»,

специализация «Менеджмент организации»,

№ личного дела 08ММД46524

Проверил:

доц. Зельников О.И


Калуга 2009


Содержание


Введение…………………………………………………………………………...3

1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы…………………………………………………………………………...5

2. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик…………………………………………………………………………...9

3. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик……………………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………….21

КТЗ- I…………………………………………………………………………......23

КТЗ- II…………………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………...25


Введение

Во все исторические эпохи экономическая деятельность людей объединяла два начала — индивидуальное и общественное. Индивидуальное начало обусловлено тем, что первичным экономическим агентом — будь то крестьянин, рабочий, предприниматель и т. д. всегда является конкретный человек. Этот человек преследует свои собственные, индивидуаль­ные цели. Использование и потребление результатов экономической деятельности также осуществляется конкретными людьми.

Одновременно экономическая деятельность требует объединения усилий многих людей, а также привлечения средств и возможностей, пре­доставляемых обществом. Вследствие этого любая экономическая деятельность, в конечном счете затрагивает интересы всего общества, а потом v становится объектом регулирования с его стороны. Поскольку на протяжении большей части истории человечества организующей силой общества является государство, то воздействие общества на экономику осуществляется, прежде всего через механизмы политической и экономи­ческой власти государства.

Необходимо создание такой экономической системы, фундаментом которой будет система государственного регулирования экономики страны, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования. Именно такое органическое сочетание двух основополагающих принципов построения экономических систем и позволит обеспечить условия возрождения экономического потенциала страны и создания действительно сильного государства. В этом и заключается актуальность данной темы.

Цель данной курсовой работы является исследование государственного регулирования рыночной экономики. Из данной цели вытекают следующие задачи:

1. рассмотреть необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы;

2. изучить основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик;

3. описать главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик.

При написании курсовой работы использовались такие источники, как «Экономическая теория» под редакцией А.И. Архипова, С.С. Ильина,

Л.Г. Симкина «Экономическая теория», «Экономическая теория» под редакцией А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского, Е.Ф. Борисов «Основы экономической теории» и др.

Идея государственного регулирования экономики основана на пред-| ставлении о возможности и желательности в той или иной степени центра-лизованного управления производством и распределением материальных благ. На базе государственного регулирования и централизо­ванного управления предполагается ускорить развитие экономики, обес­печить быстрые и крупномасштабные сдвиги в производственной, воен­ной и научно-технической сферах и уменьшить социальное неравенство.

Таким образом, государственное регулирование в широком смысле выражается в установлении государством общих правил поведения участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от меняющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти.

В узком смысле государственное регулирование - одна из функций государственного управления, направленная на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства без вмешательства государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Сейчас данная функция является приоритетной в управлении не только экономикой, но и социально-культурной сферой. 1



  1. ^ Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы


Государство является формой политической самоорганизации людей на определенной четко очерченной территории. Особенность государства в отличие от других социальных организаций состоит в том, что оно воплощает всеобщую волю всех своих граждан и с этой точки зрения призвано выражать, защищать и реализовывать интересы всего общества. 2

Существует тесная взаимосвязь между государством и экономической системой. Состояние экономики самым непосредственным образом сказывается на эффективности и жизнедеятельности государства, а степень эффективности деятельности государственных органов оказывает большое позитивное или негативное влияние на состояние экономики. Экономическая система представляет собой один из основополагающих ингредиентов, на которых государство базируется.

Области, в которых необходимо вмешательство государства в экономику это прежде всего области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.

1. Правильная организация денежного обращения.

2. Предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и так далее. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

3. Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится задачей государства, а не рынка.

Конкуренция служит основным регулирующим механизмом
в экономике. При конкуренции индивидуальные производители
и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство.

Рост монополий резко изменяет эту ситуацию. Государство пытается регулировать ситуацию двумя способами. Оно образовывает государственные комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.

Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места.

Монополизм и инфляция – это две тяжелые проблемы рыночной экономики, которая нуждается в проведении антимонопольной
и антиинфляционной профилактики.

Развитие фундаментальных научных исследований с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью
в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Да и рынок более эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.

Государство проводит региональную политику, решая вопросы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов. Региональная политика осуществляется при помощи финансовых стимулов
и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированное положение отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств – носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности
и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Реализация национальных интересов в мировой экономике (регулирование внешнеэкономических связей) предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику.

Таким образом, государственное вмешательство рассматривается в качестве неизбежного и необходимого инструмента исправления негативных последствий рынка.

Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка экономики, однако, он не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. Малоимущие группы населения, такие, как престарелые, многодетные, одинокие матери, инвалиды нуждаются в поддержке, которую рынок не может им обеспечить.3

С помощью только рыночного производства невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, оборона, охрана общественного порядка, энергетическая система, решение межнациональных и межгосударственных проблем и т.д. Эти, и многие другие функции берет на себя государство, доказывая этим необходимость своего вмешательства в макроэкономические процессы.


  1. ^ Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик

Государственное регулирование, является одной из основных форм участия государства в экономике. Оно оказывает влияние на распределе­ние ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояния населения страны. Государственное регулирование экономики позволяет целенаправленно изменять темпы развития народного хозяйства и отдельных его структурных подразделений на основе перерас­пределения финансовых ресурсов. Цель государственного регулирова­ния — формирование наиболее эффективного развития национальной экономики, позволяющего повысить уровень благосостояния народа. Практическая реализация государственного регулирования предполагает выработку совокупности конкретных мер и механизма регулирования.

Способы, формы и методы регулирования во многом определяются теми целями и задачами, которые государство формулирует и ставит на длительную перспективу перед страной. Именно государство как веду­щий субъект экономической политики на основании своей власти и дей­ствующих государственных институтов может и должно увязывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять свою активность и с помощью соответствующих механизмов направлять её в сторону определённой цели.

Государство призвано играть активную роль в регулировании экономических процессов и принятии мер по социальной защите населения. Государство концентрирует свои усилия на таких приоритетных направлениях, как:

- разработка экономической политики;

- развитие системы образования и здравоохранения;

- строительство и содержание транспортной сети;

- поддержание закона и порядка;

- обеспечение защиты окружающей среды и т.д.

Реализация экономической политики, задач макроэкономического регулирования возможна лишь при использовании совокупности мето­дов, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. Для современной рыночной экономики характерно много­образие методов, форм и инструментов государственного регулирования. По способу функционирования различают административные, право­вые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирова­ния.

Административные методы охватывают те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача при­нимаемых в этой области мер состоит в создании наиболее обоснованных для частного сектора правовых условий, формировании стабильной юридической обстановки для ведения дел. Административные методы вклю­чают меры запрета, разрешения, принуждения. К ним, в частности, отно­сится выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность; уста­новление квот на экспорт и импорт, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др.

Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими.

Прямое экономическое регулирование представляет собой такое ре­гулирование, при котором хозяйственные субъекты экономики вынуж­дены приходить к решениям, основанным не на собственном экономиче­ском выборе, а на предписаниях и решениях государства. Прямое регули­рование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К ним отно­сятся субвенции и субсидии, которые включают разного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов (общена­ционального, регионального, местного). Сюда же входят налоговое зако­нодательство, нормативы в области амортизационных отчислений, опре­деленные бюджетные процедуры по государственным инвестициям, льготные кредиты и налоговые льготы.

Использование прямого регулирования часто приносит высокий эффект, способствует достижению оперативного экономического ре­зультата.

Косвенные формы экономического регулирования характеризуются тем, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Такое регулирование лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений хозяйст­вующие субъекты стремились к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. К ним в первую очередь относятся регу­лирование объема денежной массы, определение условий предоставле­ния централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др. Достоинством дан­ных форм регулирования является то, что они не нарушают рыночной си­туации, не вторгаются неожиданно в хозяйственную жизнь организаций. Государство выполняет свои функции, применяя различные методы. Однако рыночная система предъявляет к ним определенные требования.

  1. Преобладающее влияние на рынок как самонастраивающуюся
    систему должны оказывать в основном экономические методы. Преобла­-
    дание административных методов неминуемо приведет к разрушению
    рыночного механизма. Это значит, что используемые государством эко­-
    номические методы не должны заменять собой рыночные стимулы.

  2. Применяя экономические регуляторы, государство должно посто­
    янно контролировать приносимые ими положительные или отрицатель­-
    ные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих
    решений, а если требуется, то и исправлять их. Проводя экономическую
    политику, государство выступает инициатором, основным звеном. Успех
    макроэкономического регулирования в его возможности рационально организовать совместные дей­ствия всех участников проводимой политики.

  3. В условиях многонационального государства, каким является
    Россия, необходимо учитывать национальную специфику, которая ока­-
    зывает существенное влияние на результаты экономической деятельно­с-
    ти.

Следует подчеркнуть, что экономические и административные мето­ды хотя и противоположны по своему содержанию, но взаимосвязаны. Любой экономический регулятор несет в себе элемент администрирования, поскольку его исполнение контролируется той или иной государственной службой. Одновременно в каждом административном регуляторе есть определенное экономическое содержание, поскольку его реализация сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы.

К экономическим инструментам относят те действия государства, ко­торые имеют воздействующий характер на определенные аспекты ры­ночного процесса. Речь идет прежде всего о методах влияния на совокуп­ный спрос, совокупное предложение, меру централизации капитала, ди­намику социальных и структурных процессов в экономике.

Общепризнанным дефектом рыночной экономики, корректируемым за счет государственного вмешательства, являются ее неэффективность в результате несовершенной конкуренции, неспособность рынка спра­ведливо распределять доходы среди различных категорий населения; не­стабильность, проявляющаяся в неполной занятости, инфляции, спадах производства и т. д. В связи с этим экономическая теория выработала, а практика использует совокупность экономических инструментов, ис­пользуемых государством для целей макроэкономического регулирова­ния в их взаимодействии. К числу таких инструментов, с помощью кото­рых государство оказывает экономическое воздействие на экономику, от­носятся государственные финансы. Основными направлениями такого воздействия государства являются следующие:

а) кредитно-денежная политика, основанная на регулировании ко­-
личества денег в обращении в целях воздействия на рост ВВП, уровень
цен, сглаживание изменений экономической конъюнктуры. Для этого ис­-
пользуются такие средства, как кредитная эмиссия, ставки рефинансиро­-
вания, операции на открытом рынке ценных бумаг и др. Кредитно-денеж­
ная политика имеет характер косвенного воздействия. Она реализуется
центральным банком, который, как правило, имеет относительную самос­-
тоятельность от законодательной и исполнительной властей;

б) валютная политика, направленная на обеспечение устойчивого
курса национальной валюты с помощью различных систем его поддержа­-
ния и активной политики национальных банков;

в) внешнеэкономическая, в том числе таможенная политика, на­-
правленная на регулирование ситуации внутри таможенной территории,
экономических взаимоотношений с другими государствами и защиту
внутреннего рынка и национальных производителей с помощью методов
тарифного и нетарифного регулирования;

г) политика в области государственных финансов, направленная как
на мобилизацию необходимых средств, так и на стимулирование эконо­-
мического развития посредством благоприятной налогово-кредитной
политики, льгот, финансирования и других инструментов.



  1. ^ Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик

С началом «демократических» реформ экономика России находится в глубоком спаде, сопровождавшемся социально–политическим кризисом в стране.

Содержание кризиса достаточно традиционное: прежде всего — падение производства и ухудшение жизненного уровня населения.

Спад производства в России начался уже в 1991 г. Кризис в полном смысле этого слова начался в 1992 г., когда появились трудности со сбытом продукции и неплатежи. Уже весной 1992 г. размер неплатежей оказался столь значительным, что создалась угроза полной остановки производства. Правительство вынуждено было пойти на проведение взаимозачетов на основе централизованных кредитов. С 1992 г. состояние российской экономики отвечает всем критериям экономического кризиса: усиливаются трудности с реализацией продукции, растут неплатежи, снижается рентабельность продукции, растет число убыточных предприятий, повышается уровень безработицы и т.д.4

Основной причиной, вызвавшей экономический кризис, являлась проведенная рыночная реформа. Доходы трудящихся формируют платежеспособный спрос на товары массового повседневного спроса. В результате реформы он резко сократился и продолжал падать, поскольку доля трудящихся в общей сумме доходов населения постоянно снижалась. Так, если в 1992 г. доля заработной платы в сумме доходов населения составляла 70%, а предпринимательского дохода и дохода от собственности - 16%; то в 1996 г. эти величины соответственно составили 34% и 52%.

Фактором углубления кризиса являлся высокий уровень монополизма в российской экономике и отсутствие эффективного государственного регулирования цен. Это порождало хроническую инфляцию, которая привела к обесценению производственных фондов предприятий и вызвала сокращение производства.

Возникновение и рост инфляции сопровождались процессами в области товарного и денежного обращения: стремительный рост цен (в 1992-1994 г.г. они увеличились почти в 1000 раз); резкое падение объема предлагаемых товаров и услуг в реальном выражении (более чем на 50%); снижение ВВП (1992 г. – на 19%, 1993 – на 12%, 1994 – на 15%); падение инвестиций (1992 г. – на 40%, 1993 – на 12%, 1994 – на 26%).

Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход.* Снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях.

Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.

Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения.

За рубежом дефляционная политика, как правило, проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.

За годы реформ шла стихийная реструктуризация экономики - переориентация с развития тяжелой промышленности как самоцели на рыночный спрос и с особым прицелом на конечное потребление населения. Оказалась фактически разваленной сама материально-техническая база производственного и внешнеэкономического потенциала страны. Отрасли сырьевого и топливно-энергетического комплекса в связи с востребованностью их продукции для экспорта подверглись меньшему спаду.

Трансформация российской экономики привела к приобретению ею черты экономики колониального типа, характеризующейся вывозом из страны сырья и ввозом готовой продукции. При этом Россия ввозила в основном потребительские товары при резком сокращении импорта производственного оборудования.5

Наблюдался процесс структурной деградации промышленности, выразившийся в трансформации структуры в сторону первичных, неквалифицированных, менее сложных в технологическом отношении производств, что могло привести к полной деградации научно-технического потенциала страны и усиления зависимости национальной экономики от мирового рынка.

Фактором углубления экономического кризиса явилась и реформа организации внешнеэкономических связей. Отметим, что реорганизация внешнеэкономических отношений привела к обвальному спаду производства в ряде ключевых отраслей отечественного производства (сельское хозяйство, легкая промышленность, машиностроение), утрате продовольственной самостоятельности страны, превращению ее в топливно-сырьевой придаток развитых стран, экономически зависимое государство.

В августе 1998 г. разразился кризис неплатежей российского правительства и коммерческих банков. При этом наиболее значительно выросли цены в августе 1998 г. – 31,7%, в остальные месяцы темпы инфляции 2,2-9,7%. В результате отказа российского правительства от уплаты в течение трех месяцев внешних и внутренних долгов и от поддержания курса рубля к доллару США в рамках установленного валютного коридора, курс рубля резко упал.

Период с 1999 г. по 2003 г. можно охарактеризовать как восстановительный рост. Когда в экономике начинается сильный спад, то со временем возникает реакция против этого падения. В 1999-2000 гг. особенно выросли экспорт и импортозамещающие отрасли.

С 2003 г. очевидно усиление централизованного начала в экономике, повышение экономической роли государства в развитии отечественного производства.

Состояние экономики России с 2004 года характеризуется устойчивой позитивной тенденцией роста.

Структура производства ВВП увеличивается в сторону производства товаров (в 2003 году это показатель составлял 36,2%, в 2004 году — 35,9%, в 2005 — 37,8%, в 2006 – 39,1%) и в сторону обрабатывающих отраслей (в 2003 году это показатель составлял 50,2%, в 2004 году — 50,6%, в 2005 — 51,2%, в 2006 – 51,4%).

За девять месяцев 2007 года объем ВВП увеличился на 7,9%. Промышленное производство по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросло на 7,4%. Наиболее быстрыми темпами увеличивался выпуск продукции в обрабатывающих производствах. Высокими темпами росло предложение отдельных видов услуг, особенно связи и розничной торговли.

Сегодня в России необходимо использовать следующие меры государственного регулирования.

Во–первых, активизация инновационной деятельности в народном хозяйстве. Основой национальной инновационной политики должно являться поддержка отечественной науки и производства.

Во–вторых, структурные трансформации.

Структурные сдвиги должны быть направлены как в сторону менее ресурсоемких отраслей и секторов, так и мер, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности всех отраслей экономики. Задача обеспечения структурных сдвигов требует принятия мер уже в настоящее время, т.к. не может быть решена в короткие сроки и является приоритетным направлением в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В-третьих, стимулирование инвестиций.

Скачкообразное наращивание объемов и улучшение структуры инвестирования народного хозяйства – залог быстрого и качественного экономического роста. Для ускоренного экономического роста требуется больший, нежели нынешний объем инвестиций.

Для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.

Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований: прогнозирование в системе государственного регулирования; внутрифирменное планирование; коммерческое прогнозирование.

Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер.

Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.

Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.

В России главная роль в регулировании экономики отводится Министерству экономики РФ, осуществляющему проведение единой государственной социально-экономической политики. Основной его задачей является определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обеспечивающих социально-экономический прогресс Российской Федерации.6

- организует и координирует разработку приоритетных направлений развития экономики, комплексного прогноза социально-экономического развития РФ, регионов, отраслей и секторов экономики;

- разрабатывает сводный финансовый баланс государства, обосновывает отдельные статьи доходов и расходов федерального бюджета;

- анализирует экономическое положение страны, основные тенденции, проведение экономической реформы, определяет стратегию ее дальнейшего развития;

- осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ;

- организует разработку государственной инвестиционной политики, меры по стимулированию инвестиционной активности;

- формирует объемы и структуру поставок для федеральных нужд, включая оборону и государственный материальный резерв;

- участвует в разработке и реализации механизма стимулирования деловой активности и поддержки предпринимательства, социальной политики;

- организует разработку и обеспечивает реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, осуществляет экспертизу предложений в области международного инвестиционного сотрудничества.


Заключение


Исходя из выше изложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Государственное регулирование - одна из функций государственного управления, направленная на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства без вмешательства государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Сейчас данная функция является приоритетной в управлении не только экономикой, но и социально-культурной сферой.

  2. Существует тесная взаимосвязь между государством и экономической системой. Состояние экономики самым непосредственным образом сказывается на эффективности и жизнедеятельности государства, а степень эффективности деятельности государственных органов оказывает большое позитивное или негативное влияние на состояние экономики. Экономическая система представляет собой один из основополагающих ингредиентов, на которых государство базируется.

  3. Государственное регулирование макроэкономических процессов преследует несколько основополагающих целей. К ним, прежде всего, относятся:

- обеспечение условий для нормального функционирования рыночной экономики: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно (удовлетворение индивидуального спроса), и везде, где необходимо регулирующее воздействие государства, где это не приводит к снижению производства (регулирование денежного обращения, национальная оборона, система коммуникаций и т.д.);

- защита самой общественно-политической системы от социальных потрясений.

4. Государство призвано:

- производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на экологическую безопасность;

- запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей;

- обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.

- государство принимает меры, запрещающие монополию, по активной поддержке малого и среднего бизнеса.

5. Государство концентрирует свои усилия на таких приоритетных направлениях, как:

- разработка экономической политики;

- развитие системы образования и здравоохранения;

- строительство и содержание транспортной сети;

- поддержание закона и порядка;

- обеспечение защиты окружающей среды и т.д.

6. Для современной рыночной экономики характерно много­образие методов, форм и инструментов государственного регулирования. По способу функционирования различают административные, право­вые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирова­ния.

7. В России главная роль в регулировании экономики отводится Министерству экономики РФ, осуществляющему проведение единой государственной социально-экономической политики. Основной его задачей является определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обеспечивающих социально-экономический прогресс Российской Федерации.

Таким образом, цели и задачи, поставленные в ходе исследования, достигнуты.


^ Контрольные тестовые задания


КТЗ-I

Что из перечисленного относится к экономическим функциям государства?

А. Развитие системы образования;

Б. Осуществление перераспределения доходов;

В. Поддержка предпринимательства;

Г. Создание системы обороны государства.

Правильный ответ: А, Б, Г. Экономические функции осуществляются при помощи экономических рычагов, находящихся в распоряжении государства.

КТЗ-II

Меры (методы) экономической политики включают:

А. Запрет;

Б. Разработку и реализацию комплексных программ;

В. Принуждение;

Г. Стимулирование.

^ Правильный ответ:А, Б, В, Г. К методам экономической политики относится бюджетное, налоговое, кредитно-денежное регулирование. Для экономического воздействия государству необходимы значительные финансовые ресурсы, которые формируются в госбюджете. Политика изменения государственных доходов и расходов главным образом для борьбы с экономическими спадами получила название бюджетной или фискальной политики. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы, например, выделяет средства на постройку и запуск космического корабля. Еще одним направлением бюджетной политики может быть увеличение или сокращение государственных доходов посредством налогов. Налоги являются основным источником государственных доходов, в результате которых образуется госбюджет. Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.


Список используемой литературы

1. Экономическая теория. Под редакцией А.И. Архипова, С.С. Ильина.- М. Проспект, 2007.

2. Бессонов В.К., Изряднова О.А. Структурные сдвиги в российской экономике // Вопросы экономики. 2006.

3. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории.- М.: Новая волна, 2004.

4.Экономическая теория. Под редакцией А.Г. Грязновой, В.М.Соколинского.М.: КноРус, 2005.

5. Симкина Л.Г. Экономическая теория.М.: 2-е издание, Питер, 2007.

6. Кузнецов В.П. Особенности функционирования рыночной экономики в России // Экономист. 2006 г.

7. Кочетков А.А. Основы экономической теории. - М.: Велби, 2006.

8. Лобкович Э.И., Плотницкий М.И. Основы экономической теории. - СПб.: Бизнес-центр, 2006.

9.Рогов В.А. Современное состояние экономики России // Эксперт, 2007 г. № 9.



1 Экономическая теория. Под ред. А.И. Архипова, С.С. Ильина.- М. Проспект, 2007, стр. 350.

2 Кочетков А.А. Основы экономической теории. - М.: Велби, 2006 г. – с. 125


3 Лобкович Э.И., Плотницкий М.И. Основы экономической теории. - СПб.: Бизнес-центр, 2006 г. – с. 98

4 Бессонов В.К., Изряднова О.А. Структурные сдвиги в российской экономике // Вопросы экономики. 2006. №8. – с. 24

5 Кузнецов В.П. Особенности функционирования рыночной экономики в России // Экономист. 2006 г. № 11. – с. 35

6 Рогов В.А. Современное состояние экономики России // Эксперт, 2007 г. № 9, стр. 26.


Скачать 251.71 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты