Домой

Программа дисциплины экономика предприятий (опд. Р. 01) Цели и задачи дисциплины




Скачать 212.56 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины экономика предприятий (опд. Р. 01) Цели и задачи дисциплины
Дата25.07.2013
Размер212.56 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Содержание
3.1. Для студентов очной формы обучения
Для студентов заочной формы обучения
– для студентов, обучающихся 3,5 г.
4.1.1. Для студентов очной формы обучения
Кадры и мотивация труда
4.1.2. Для студентов заочной формы обучения
Тема № 1. Производственное предприятие-основа экономики.
Тема № 4. Финансы предприятия.
Тема № 7. Управление предприятием и регулирование его деятельности.
Тема № 8. Производственный процесс – основа построения механизма управления.
Тема № 1. Производственное предприятие-основа экономики.
Тема № 3. Предприятие в сфере рыночного товарообмена.
Тема № 4. Управление предприятием и регулирование его деятельности.
Тема № 5. Производственный процесс – основа построения механизма управления.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
8.2. Методические указания для студентов.
Семинарское занятие
8.2.1. Перечень примерных вопросов для самостоятельной работы.
8.2.3. Перечень примерных вопросов к зачету.
...
Полное содержание
Подобные работы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета экономики и управления

_______________ И.А. Ромахина

«____»___________2011 года

.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



Экономика предприятий

(ОПД.Р.01)


1. Цели и задачи дисциплины.

1.1. Цели дисциплины:

  • подготовка менеджеров, способных применять знания в области экономики предприятия в своей управленческой деятельности;

  • формирование экономического мышления, соответствующего современной рыночной экономике.

1.2. Задачи:

  • достичь высокого уровня подготовки на основе фундаментальных вопросов экономической теории, социально-экономического и административно-хозяйственного механизма в процессе создания материально-вещественных благ;

  • заложить фундамент важнейшего комплекса практических экономических знаний, необходимых каждому менеджеру, независимо от его специализации и места работы.

2. Требования к уровню освоения дисциплины.

Знать:

  • производственное предприятие, как основа экономики;

  • хозяйственное объединение и материальная база предприятия;

  • финансы и оборотные средства предприятия;

  • мотивация труда;

Уметь:


Овладеть навыками:

  • о формах и видах предпринимательства; о месте предприятия в сфере рыночного товарообмена; о ценообразовании на продукцию предприятия; о производственном процессе; о факторах развития и прекращении производства на предприятии.

  • механизм и инструментарий управления предприятием при решении задач, возникающих при выполнении профессиональных функций.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

^ 3.1. Для студентов очной формы обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5

Общая трудоемкость дисциплины

125

125

Аудиторные занятия

72

72

Лекции

36

36

Практические занятия (ПЗ)

36

36

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

53

53

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

Зачет




    1. ^ Для студентов заочной формы обучения




Вид учебной работы

Всего часов1

Всего часов2

Семестры

71

72

Общая трудоемкость дисциплины

130

130

130

130

Аудиторные занятия

16

16

16

16

Лекции

10

10

10

10

Практические занятия (ПЗ)

6

6

6

6

Семинары (С)













Лабораторные работы (ЛР)













И (или) другие виды аудиторных занятий













Самостоятельная работа

114

114

114

114

Курсовой проект (работа)













Расчетно-графические работы













Реферат













И (или) другие виды самостоятельной работы













Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

Зачет

Зачет

Зачет
^

1 – для студентов, обучающихся 3,5 г.


2 - для студентов, обучающихся 5,5 г.


4. Содержание дисциплины.

Основное содержание дисциплины, согласно стандарту, определяется следующими дидактическими единицами: производственное предприятие; классификация предприятий; структура предприятий; рабочее место; создание и юридическое оформление нового предприятия; реорганизация и прекращение деятельности предприятия; хозяйственные объединения; уставной капитал; амортизация основных фондов; оборотные средства предприятия; финансы и финансовый механизм; кадры и мотивация труда; формы и виды предпринимательства; аренда; лизинг; цены и ценообразование на продукцию предприятия; инвестиции и управление проектами; внешнеэкономические связи предприятия; банкротство и санация предприятий;


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план).

^ 4.1.1. Для студентов очной формы обучения


п/п


Раздел дисциплины


Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1.

Производственное предприятие-основа экономики

4

4




2.

Хозяйственные объединения

4

4




3.

Материальная база предприятия

4

4




4.

Финансы предприятия

4

4




5.
^

Кадры и мотивация труда


4

4




6.

Предприятие в сфере рыночного товарообмена

4

4




7.

Управление предприятием и регулирование его деятельности

4

4




8.


Производственный процесс-основа построения механизма управления

4

4




9.

Банкротство и санация предприятий

4

4







Всего

36

36





^ 4.1.2. Для студентов заочной формы обучения

п/п


Раздел дисциплины


Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1.

Производственное предприятие-основа экономики

2

1




2.

Материальная база предприятия

2

1




3.

Предприятие в сфере рыночного товарообмена

1

1




4.

Управление предприятием и регулирование его деятельности

2

1




5.

Производственный процесс-основа построения механизма управления

1

1




6.

Банкротство и санация предприятий

2

1







Всего

10

6





4.2. Содержание разделов дисциплины.


4.2.1. Для студентов очной формы обучения
^
Тема № 1. Производственное предприятие-основа экономики.

Определение, структура и классификация предприятий. Создание и юридическое оформление нового предприятия. Реорганизация и прекращение деятельности предприятия.

Тема № 2. Хозяйственные объединения.

Виды и организационно-правовые формы объединений. Объединения крупного капитала.

Тема № 3. Материальная база предприятия.

Содержание и структура основных фондов предприятия. Физический и моральный износ основных фондов. Показатели использования основных фондов. Формирование и использование оборотных средств.

^ Тема № 4. Финансы предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия. Затраты предприятия. Общая характеристика налогов, уплачиваемых предприятием. Финансовое планирование.

Тема № 5. Кадры и мотивация труда.

Кадровый потенциал предприятия и производительность труда. Государственное регулирование трудовых отношений на предприятии

Тема № 6. Предприятие в сфере рыночного товарообмена.

Стратегия фирмы: цели, приоритеты и политика. Маркетинговые исследования. Реклама: функции и задачи.

^ Тема № 7. Управление предприятием и регулирование его деятельности.

Механизм управления предприятием. Инструментарий и показатели механизма управления. Экономико-математическое моделирование в сфере производства.

^ Тема № 8. Производственный процесс – основа построения механизма управления.

Формирование и характеристика производственного процесса. Экономические функции производственного цикла.

Тема № 9. Банкротство и санация предприятий

Понятие, признаки и процедуры банкротства. Защита коммерческой тайны предприятия.


4.2.2. Для студентов заочной формы обучения
^
Тема № 1. Производственное предприятие-основа экономики.

Определение, структура и классификация предприятий. Создание и юридическое оформление нового предприятия. Реорганизация и прекращение деятельности предприятия.

Тема № 2. Материальная база предприятия.

Содержание и структура основных фондов предприятия. Физический и моральный износ основных фондов. Показатели использования основных фондов. Формирование и использование оборотных средств.

^ Тема № 3. Предприятие в сфере рыночного товарообмена.

Стратегия фирмы: цели, приоритеты и политика. Маркетинговые исследования. Реклама: функции и задачи.

^ Тема № 4. Управление предприятием и регулирование его деятельности.

Механизм управления предприятием. Инструментарий и показатели механизма управления. Экономико-математическое моделирование в сфере производства.

^ Тема № 5. Производственный процесс – основа построения механизма управления.

Формирование и характеристика производственного процесса. Экономические функции производственного цикла.

Тема № 6. Банкротство и санация предприятий

Понятие, признаки и процедуры банкротства. Защита коммерческой тайны предприятия.


5. Лабораторный практикум не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


6.1. Рекомендуемая литература.


а) Основная:

  1. Экономика организации (предприятия, фирмы): Учебник для вузов / Под.ред.: В.Я. Горфинкеля, Б.Н. Чернышева.- Изд-во «Вузовский учебник», 2008.-535с.


б) Дополнительная:

  1. Антонова, З.Г. Экономика предприятия: учебное пособие /З. Г. Антонова. -Томск: ТГПУ,2006.-126 с.

  2. Экономика предприятия (фирмы): учебное пособие для вузов/Под ред. А. С. Пелиха.-М.:Эксмо,2005.-462 с.

  3. Экономика предприятия (фирмы): Практикум / Под ред. О. И. Волкова, В. Я. Позднякова.-М.:ИНФРА-М,2005.-328 с.

  4. Титов, В.И. Экономика предприятия:Учебник для вузов/В. И. Титов.-М.:Дашков и К,2004.-461 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:

    • таблицы;

    • логические схемы;

    • тестовые задания;

    • деловые игры.
^

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.


Библиотечный фонд ТГПУ, компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийное оборудование.
^

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.



8.1. Методические рекомендации преподавателю.

Особенность курса «Экономика предприятия» состоит в том, что в его основе лежит классическая экономическая школа (А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс), оперирующая такими понятиями, как основной и оборотный капитал, живой и овеществленный труд. Задача лектора увязать категории политэкономии с понятиями и категориями микроэкономики (постоянные и переменные издержки, безубыточный объем продаж).

Следует иметь в виду также и то, что дисциплина «Экономика фирмы» предполагает знакомство с такими курсами, как бухгалтерский учет и статистика.

Лекции, соответственно, должны отличаться точностью формулировок, логичностью и ясностью, подкрепляться ситуационными задачами и примерами.

При подготовке к семинарам можно рекомендовать использовать задания, где также есть тесты, упражнения ситуации.

Помимо обычных учебных пособий возможно использование решебников: это экономит время преподавателя на подготовку занятий, освобождая его от выполнения технической расчетной работы. В решебнике рекомендуются нормативные и вариантные методы выполнения заданий, определенная методика, есть наборы вариантов контрольных работ для студентов, а также определенный круг обязательных заданий. Встает вопрос, не снизит ли использование решебников уровень самостоятельной работы студентов? Опыт показывает, что добросовестный студент стремится выполнить задания самостоятельно и лишь после этого сверяет свои решения с ответами.

Учебный курс «Экономика предприятия» предполагает также знание хозяйственного права (Трудовой Кодекс, Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс, Бюджетный Кодекс), и внесение в читаемый курс необходимых изменений и своевременное ознакомление с ними студентов.

Преподавателям семинарских занятий следует обращать внимание как на логику решения тех или иных задач, так и на экономические выводы, которые следуют из формальных моделей.

Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок.

Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Литература, указанная в конце каждой темы, может быть дополнена преподавателем на основе материалов экономических журналов, газет, Интернет - ресурсов. В зависимости от подготовленности конкретной группы список можно корректировать.

Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие.

Весьма важным для преподавателя является подготовка к проведению семинарского занятия.

Любое семинарское занятие следует начинать с организационного момента: установить отсутствующих и причину неявки их на занятие. Затем в вводном слове преподавателя (3-4 минуты) определяется тема занятия, его цели, задачи и порядок работы. При обсуждении проблем, вынесенных на семинар, преподаватель следит за тем, чтобы каждый из его участников извлек пользу, приобретая новые знания, или уточняя их.

Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений. В зависимости от конкретных условий заключительное слово может быть либо по каждому из узловых вопросов, либо по занятию в целом (до 10 минут).


^ 8.2. Методические указания для студентов.

В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Экономика предприятий» изучается студентами очниками в 5 семестре, заочниками в 7 семестре.

В учебной дисциплине «Экономика предприятия» все темы тесно взаимосвязаны и требуют последовательного посещения.

Категории и термины данного курса имеют с одной стороны, специфический, а с другой стороны повторяющийся характер. Поэтому помимо обычных требований к конспектированию лекций нужно использовать сквозные буквенные аббревиатуры, сделать словарь буквенных обозначений и словарь терминов.

Следует также согласовать с преподавателем график представления контрольных заданий по конкретным темам и по сквозному заданию.

В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.

^ Семинарское занятие по экономике предприятия – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала.

Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.

При изучении каждой темы особое внимание следует уделять как количественным приемам, используемым при решении экономических задач, так и выводам для экономической практики.

Для выполнения письменных домашних заданий студентам необходимо внимательно прочитать соответствующий раздел учебника и проработать аналогичные задания, рассматриваемые преподавателем на семинарских занятиях.

Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными, информацией об экономических событиях в России.

Основными формами итогового контроля и оценки знаний студентов по экономике предприятия является зачет (5 семестр, для очников и 7 семестр, для заочников). На зачете студенты должны продемонстрировать не только теоретические знания, но и практические навыки.

Постоянная активность на занятиях, готовность ставить и обсуждать актуальные проблемы курса - залог успешной работы и положительной оценки.
^

8.2.1. Перечень примерных вопросов для самостоятельной работы.


  1. Конкурентоспособность предприятия.

  2. Бизнес-планирование.

  3. Товароматериальные запасы предприятия.

  4. Формы и функции предприятия.

  5. Особенности малых и средних предприятий.

  6. Финансово-промышленные группы и корпоративные структуры.

  7. Баланс активов и пассивов предприятия.

  8. Современная экономико-юридическая база предприятия.

  9. Текущие обязательства предприятия.

  10. Опыт работы иностранных компаний.


8.2.2. Примерная тематика рефератов.

  1. Современная экономико-юридическая база предприятия.

  2. Конкурентоспособность предприятия.

  3. Опыт работы иностранных компаний.

  4. Бизнес-планирование.

  5. Формы и функции предприятия.

  6. Товароматериальные запасы предприятия.

  7. Баланс активов и пассивов предприятия.

  8. Особенности малых и средних предприятий.

  9. Финансово-промышленные группы и корпоративные структуры.

  10. Текущие обязательства предприятия.
^

8.2.3. Перечень примерных вопросов к зачету.


  1. Предмет курса «Экономика предприятия».

  2. Предприятие как основное звено производства.

  3. Определение и классификация ресурсов.

  4. Особенности ресурсов, их цена.

  5. Рабочая сила на предприятии.

  6. Разработка и проведение кадровой политики.

  7. Создание предприятий.

  8. Причины прекращения деятельности предприятий.

  9. Основные документы предприятия.

  10. Факторы, влияющие на эффективность работы предприятия.

  11. Юридическое лицо и его признаки.

  12. Формы и виды предпринимательской деятельности.

  13. Производственное предпринимательство.

  14. Коммерческое предпринимательство.

  15. Виды предприятий и их классификация.

  16. Формы организации производства на предприятии.

  17. Концентрация производства и ее показатели.

  18. Преимущества и недостатки концентрации производства.

  19. Показатели уровня и формы концентрации производства.

  20. Специализация производства.

  21. Кооперирование производства.

  22. Основные принципы хозяйственного управления.

  23. Определение экономического эффекта специализации и кооперирования.

  24. Комбинирование производства.

  25. Основной капитал предприятия.

  26. Физический и моральный износ основных фондов.

  27. Амортизация основных фондов.

  28. Учет и оценка основных фондов.

  29. Каналы поступления и пути улучшения основных средств.

  30. Оборотный капитал предприятия.

  31. Государство и предпринимательская деятельность.

  32. Необходимость вмешательства государства в экономику страны.

  33. Доход предприятия и прибыль.

  34. Функции и источники получения прибыли.

  35. Распределение прибыли.

  36. Расходы и потери предприятия.

  37. Факторы и пути увеличения прибыли.

  38. Затраты предприятия.

  39. Затраты на оплату труда. Отчисления на социальные нужды.

  40. Заработная плата. Формы и системы заработной платы.

  41. Сдельная форма оплаты труда. Прочие затраты.

  42. Предприятие и научно-технический прогресс.

  43. Эффективность научно-технического прогресса.

  44. Прогнозирование НТП на предприятии.

  45. Планирование НТП на предприятии.

  46. Предприятие на грани кризиса.

  47. Банкротство предприятия.

  48. Как защитить предприятие от банкротства.

  49. Стадии и признаки банкротства.

  50. Производственный цикл.

  51. Механизм управления предприятием.

  52. Показатели механизма управления.

  53. Функции и задачи планирования на предприятии.

  54. Характеристика производственного процесса.

  55. Формы международного разделения труда.

  56. Организация внешнеэкономической деятельности предприятий в России.

  57. Формы расчетов при осуществлении внешнеторговых операций.

  58. Информация в управлении предприятием.

  59. Аренда и лизинг.

  60. Защита коммерческой тайны.




Программа дисциплины «Экономика предприятий» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507.65 «Менеджмент организации».


Программу составили:


К.э.н., доцент кафедры менеджмента ФЭУ ТГПУ

Редькина Зулимма Васильевна _____________________________

Ст. преподаватель кафедры менеджмента ФЭУ ТГПУ

Виноградов Александр Сергеевич __________________________


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры менеджмента,

протокол № 1 от «29» августа 2011 г.


Зав. кафедрой

докт. физ. – мат. наук, профессор ___________________ Н.Г. Филонов

(подпись)


Программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании методического совета


Председатель метод. комиссии

к.и.н., доцент ______________________ А.Т. Кашенов

(подпись)


Согласовано:


декан ФЭУ ТГПУ ____________________ И.А. Ромахина

(подпись)


Скачать 212.56 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты