Домой

Об эффективности




Скачать 416.68 Kb.
НазваниеОб эффективности
страница1/3
Дата30.06.2013
Размер416.68 Kb.
ТипРеферат
Содержание
Становление института арбитражного управления в России
Статистика о несостоятельности (банкротстве) в Российской Федерации и Курганской области
Динамика количества заявлений о признании несостоятельности (банкротства) по Российской Федерации
Инициаторы проведения процедур банкротства в отношении должников по делам, рассмотренным Арбитражным судом Курганской области
Количества заявлений по делам о несостоятельности (банкротстве), поступивших в Арбитражный суд Курганской области
Количество рассмотренных Арбитражным судом Курганской области дел о несостоятельности (банкротстве)
207 дел о несостоятельности (банкротстве)
Динамика количества дел, рассмотренных Арбитражным судом Курганской области
Количество заявлений по делам о несостоятельности (банкротстве), поступивших в арбитражные суды в УрФО
Ответчики по делам о несостоятельности (банкротстве) Курганской области в 2011 году, единиц
12 794 решения о признании должников банкротами и открытии конкурсного производства
Роль арбитражного управляющего в процедурах банкротства
Административный управляющий
Внешний управляющий
Конкурсный управляющий
Субъекты проведения процедур банкротства
93 арбитражных управляющих
Вопросы эффективности деятельности арбитражных управляющих
Значительные расходы на осуществление процедур банкротства также являются одним из факторов, свидетельствующим об эффективности
Сокращение срока конкурсного производства, по мнению уполномоченного органа, является показателем эффективной деятельности арбит
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3


Об эффективности

деятельности арбитражных управляющих

при проведении процедур, применяемых в делах

о банкротстве хозяйствующих субъектов

в Курганской области





251

Содержание






Введение

3












Становление института арбитражного управления в России

4












Статистика о несостоятельности (банкротстве) в Российской Федерации и Курганской области

5












Роль арбитражного управляющего в процедурах банкротства

13












Правовой статус саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

15












Вопросы эффективности деятельности арбитражных управляющих

18










6.

Ответственность арбитражного управляющего

23













Заключение

27



Введение


Признание неэффективных предпринимателей несостоятельными (банкротами) является основным правовым механизмом, позволяющим исключать из коммерческих отношений субъектов, неспособных вести предпринимательскую деятельность и тем самым ставящих под угрозу экономические интересы иных хозяйствующих субъектов и общества в целом. Институт банкротства оказывает сильное стимулирующее воздействие и должен побуждать менеджмент предприятий к эффективной работе, обеспечивать реализацию интересов кредиторов, собственников, государства, способствовать повышению конкуренции.

Государство, вводя институт банкротства, не преследовало цель прекращения деятельности предприятий или предпринимателей. Главное – это выяснение на первом этапе банкротства (при процедуре наблюдения) возможности восстановления должника в качестве полноценного участника имущественного оборота. И только в случае невозможности этого – наиболее справедливое распределение имеющегося у него имущества между всеми кредиторами.

Достижение этой публично-правовой цели призван обеспечивать арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом.

Развитие российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) отражает такие тенденции как:

  • формирование механизмов по повышению эффективности работы арбитражного управляющего;

  • внедрение саморегулирования как средства повышения качества регулирования эффективности и стабилизации финансово-правовых конфликтов между хозяйствующими субъектами в процедурах банкротства.

Арбитражному управляющему делегированы публичные полномочия по надзору (процедура наблюдения, финансовое оздоровление) и эффективному управлению имуществом должника (процедура внешнего управления). Он несет всю полноту ответственности за хозяйственную деятельность лица, признанного несостоятельным (банкротом). Поэтому вопросы ответственности арбитражного управляющего, надзора и эффективного управления имуществом и всей хозяйственной деятельностью должника являются концептуальными.

Вместе с тем, существуют и иные факторы, определяющие эффективность института банкротства. В первую очередь они связаны с теми целями, которые ставят инициаторы возбуждения процедуры несостоятельности. Зачастую её введение является одних из способов рейдерского захвата предприятия. С другой стороны, недобросовестные предприниматели могут добиваться признания своей несостоятельности в целях ухода от уплаты налогов и обязательств по кредитам.


  1. ^ Становление института арбитражного управления в России


В России процедуры банкротства несостоятельных должников были разработаны и применялись на практике уже в начале XIX столетия. Также существовали и имели определенный правовой статус антикризисные специалисты.

Институт арбитражного управляющего был закреплен уже в первых кодифицированных законодательных актах, регулировавших отношения банкротства (конкурсные отношения): Устав о несостоятельности 1800 года и 1832 года, Временные правила о порядке производства дел о торговой и неторговой несостоятельности 1868 года. При этом законодатель регулировал только отношения, возникающие в процессе удовлетворения требований кредиторов, поэтому речь шла о предшественниках конкурсных управляющих.

В дореволюционной терминологии в отношении современных арбитражных управляющих употреблялся сугубо российский термин — «попечитель». Попечитель избирался из числа присяжных поверенных — адвокатов. Основной целью попечителя-опекуна являлось обеспечение законности всех действий несостоятельного предприятия.

Даже советское законодательство на ранних этапах становления (Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. и Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 г.) закрепляло банкротство в качестве одного из инструментов экономического регулирования.

В Российской Федерации восстановление института несостоятельности произошло с принятием закона «О банкротстве предприятий» (1992 г.).

Арбитражный управляющий стал ключевой фигурой процедуры банкротства с введением в действие Закона РФ «О банкротстве» (1998 г.). На момент его принятия такой профессии даже не существовало. Требования, которые предъявлялись к ним, были далеко не совершенны, поэтому на рынке банкротства было достаточно много неквалифицированных специалистов. Арбитражным управляющим мог стать практически любой желающий, даже не имеющий высшего образования, прошедший краткий курс обучения и сдавший несложный экзамен. Более того, законодательно он не нес никакой ответственности за свои действия.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (2002 г.), который прописал существенный объем профессиональных требований к арбитражным управляющим и меры ответственности за свои действия. Указанный нормативный правовой акт является одним из самых динамично развивающихся, так как за 10 лет в него были внесены изменения 39-тью федеральными законами. Фактически же в настоящее время действует уже третья редакция данного закона.



  1. ^ Статистика о несостоятельности (банкротстве) в Российской Федерации и Курганской области


Одним из основных факторов, определяющих количество банкротств, является финансовая устойчивость предприятий и уровень доходов предпринимателей.

В Курганской области на 1 февраля 2012 года в органах статистики на учете состоит 20983 индивидуальных предпринимателя и 17348 предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования. При этом из них находятся в стадии ликвидации и банкротства – 535.1

В 2011 году доля убыточных предприятий среди крупных и средних предприятий Курганской области составила 35,6% и выросла на 3,0 процентных пункта по сравнению с 2010 годом (по РФ – 28% в 2011 году).2 В условиях, когда финансовое положение предприятий все еще является неустойчивым, оборудование изношено настолько (износ оборудования промышленности Курганской области 60 %), что не позволяет осваивать новые виды продукции, институт банкротства зачастую не только не способствует повышению экономической устойчивости предприятий и преодолению кризисных явлений, а наоборот лишь усугубляет их негативные последствия.

Вместе с тем, по Российской Федерации в 2011 году на 17% сократилось количество поступающих в арбитражные суды заявлений о признании должников банкротами. Это связано с сокращением инициатив, исходящих от уполномоченных органов (ФНС России).


^ Динамика количества заявлений о признании несостоятельности (банкротства) по Российской Федерации, единиц



В 2011 году по Российской Федерации инициаторами проведения процедур банкротства в отношении должников выступали:

  • конкурсные кредиторы - 47%, или 15 635 заявлений (в 2010 году – 39%, или 15746 заявлений),

  • уполномоченные органы (ФНС России) - 31%, или 10 477 заявлений (в 2010 году - 39% или 15 770 заявлений),

  • должники - 22%, или 7273 заявлений (в 2010 году – 22%, или 8727 заявлений).3

Таким образом, основными инициаторами банкротства являются конкурсные кредиторы, удельный вес заявлений от которых растет при общем снижении количества заявлений.

Несмотря на то, что финансовое положение трети предприятий Курганской области можно охарактеризовать как неустойчивое, по информации Арбитражного суда Курганской области в 2011 году на 4% снизилось количество заявлений о признании должников банкротами, составив 280 заявлений (в 2010 г. – 292 заявления).

В соответствии с «Картотекой арбитражных дел», размещенной на информационном ресурсе ВАС РФ (http://kad.arbitr.ru) в 2011 году в Арбитражном суде Курганской области рассмотрено 295 дел.


^ Инициаторы проведения процедур банкротства в отношении должников по делам, рассмотренным Арбитражным судом Курганской области

в 2011 году, единиц4



В Курганской области, в отличие от Российской Федерации, основными инициаторами процедур банкротства выступают уполномоченные органы, а не кредиторы. В реестр требований кредиторов указанных должников судом включено задолженности перед бюджетом в сумме 134,1 млн. руб. 5

Дела о несостоятельности (банкротстве) составили 4% дел, рассмотренных в 2011 году Арбитражным судом Курганской области (4% - в 2010 г., 2% - в 2009 г.).6


^ Количества заявлений по делам о несостоятельности (банкротстве), поступивших в Арбитражный суд Курганской области, единиц



В Курганской области за последние 4 года отмечается динамика роста количества заявлений по банкротным делам.


^ Количество рассмотренных Арбитражным судом Курганской области дел о несостоятельности (банкротстве), единиц



В 2011 году в Курганской области количество рассмотренных Арбитражным судом Курганской области дел о несостоятельности (банкротстве) существенно не изменилось – 243 дела (в 2010 году – 252 дела, в 2009 году – 227 дел, в 2008 году – 148 дел).7 Таким образом, наблюдался рост количества банктротных дел в период экономического кризиса.


Количество дел о несостоятельности (банкротстве), рассмотренных в 2011 году Арбитражным судом Курганской области (по юридическим лицам - должникам, зарегистрированным в муниципальных образованиях), единиц



Уполномоченные органы исполнительной власти и Арбитражный суд Курганской области предоставили несколько отличную информацию о количестве должников в процедурах банкротства на территории Курганской области в 2011 году:

  • по данным УФНС: на 01.01.2012 г. в процедурах банкротства находилось 177 должников (160 юридических лиц, 17 индивидуальных предпринимателей), из них процедура внешнего управления введена арбитражным судом в отношении 10 должников, мировым соглашением завершилась одна процедура;8

  • по данным Управления Росреестра: 2011 году в процедурах банкротства находились 252 должников. В отношении них были проведены следующие процедуры банкротства: наблюдение – 26, внешнее управление – 10, конкурсное производство – 216. В отношении 67 лиц в 2011 году конкурсное производство завершено.9

  • по данным Арбитражного Суда Курганской области: на начало 2012 года в производстве находилось ^ 207 дел о несостоятельности (банкротстве), из них процедура наблюдения была введена в отношении 34 организаций, внешнего управления - 10, конкурсного производства - 145 организаций.


^ Динамика количества дел, рассмотренных Арбитражным судом Курганской области, по процедурам несостоятельности (банкротства), единиц 10




В 2010 году были введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве, в отношении 193 хозяйствующих субъектов, в том числе наблюдение – 34 организаций (17%), внешнее управление – 8 организации (4%), конкурсное производство – 151 организаций (78%).

В 2011 году введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве, в отношении 189 хозяйствующих субъектов, в том числе наблюдение – 34 организаций (18%), внешнее управление – 10 организации (5%), конкурсное производство – 145 организаций (77%).11

В настоящее время банкротство носит, в основном, ликвидационный характер. Об этом свидетельствует как высокий удельный вес в Курганской области процедур конкурсного производства (около 80% в общем количестве дел), которое приводит к полной распродаже имущества должника, так и отсутствие применения процедуры финансового оздоровления.

По итогам 2011 года в субъектах РФ, входящих в УрФО, в арбитражные суды поступило дел, связанных с несостоятельностью (банкротством):

Курганская область - 295,

Свердловская область - 850,

Тюменская область - 322,

Челябинская область - 612,

ХМАО-Югра - 422,

ЯНАО - 178.


^ Количество заявлений по делам о несостоятельности (банкротстве), поступивших в арбитражные суды в УрФО, единиц12



По Российской Федерации в 2011 году в 1,5 раза сократилось число поступивших заявлений о банкротстве сельскохозяйственных организаций (2010 год – 793 заявления, 2011 год – 534 заявления), что, вероятно, связано с улучшением финансового положения в сельском хозяйстве в связи со значительным урожаем.13


^ Ответчики по делам о несостоятельности (банкротстве) Курганской области в 2011 году, единиц



В Курганской области имеются многочисленные факты изъятия имущества у муниципальных унитарных предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства их собственниками - органами местного самоуправления, передачи этого имущества другим предприятиям. Вследствие чего, по состоянию на 01.01.2012 года 31 предприятия ЖКХ признаны судом банкротами.14

По Российской Федерации в 2011 году на 13% уменьшилось количество переданных на рассмотрение арбитражных судов заявлений о банкротстве ликвидируемых и отсутствующих должников.

По результатам рассмотрения 27422 заявлений, принятых к производству в 2011 году, процедура наблюдения в Российской Федерации была введена по 9 874 делам. В 74% случаев по результатам проведения наблюдения приняты решения о признании должников банкротами и открытии конкурсного производства, и только в 3,6% случаев – решения о введении процедур финансового оздоровления или внешнего управления.

Процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должников, а именно финансового оздоровления и внешнего управления, проводились в 2011 году в отношении 1 080 должников, что на 8% больше, чем в 2010 году (в 2010 году названные процедуры проводились в отношении 999 должников). В Российской Федерации по результатам проведения процедур оздоровления в 20 случаях производство по делам было прекращено в связи с погашением задолженности и удовлетворением требований кредиторов.

По результатам рассмотрения дел принято ^ 12 794 решения о признании должников банкротами и открытии конкурсного производства. Из них в 385 случаях (3%) признаны банкротами государственные и муниципальные унитарные предприятия, в 1 686 (13,2%) случаях – индивидуальные предприниматели. На долю сельскохозяйственных и финансовых организаций приходится 2 и 0,5% соответственно.

В 2011 году в Российской Федерации завершено производство по 26 132 делам о признании должников несостоятельными (банкротами). Из них:

  • по 1 220 делам в связи с отказом в признании должника банкротом;

  • по 11 863 делам в связи с завершением конкурсного производства, в том числе по 5 196 делам по упрощенной процедуре банкротства;

  • по 12 383 делам производство было прекращено.

В 2011 году по 376 делам о несостоятельности (банкротстве) утверждены судом мировые соглашения, в том числе по равному количеству дел (по 142 делам) мировые соглашения утверждены на стадиях наблюдения и конкурсного производства, на стадиях финансового оздоровления и внешнего управления соответственно по 6 и 59 делам.15

В Курганской области в 2011 году, как и в 2010 году, сохраняется высокий процент дел о несостоятельности (банкротстве), производство по которым было прекращено, - 55%, 49% - в 2010 году, 45% - в 2009 году, при 22% - в 2008 году.16



  1. ^ Роль арбитражного управляющего в процедурах банкротства


Арбитражным управляющим может быть только гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Занимаясь частной практикой, он осуществляет регулируемую Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) профессиональную деятельность. При этом арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что она не влияет на надлежащее исполнение им непосредственных обязанностей.17

Фигура арбитражного управляющего является ключевой практически на всех этапах процедуры банкротства. Профессиональный антикризисный специалист должен сочетать в себе знания и навыки юриста, экономиста и психолога, а главное, иметь управленческий опыт.

Арбитражный управляющий решает целый спектр разнообразных задач: от комплексной диагностики проблем предприятия на разных стадиях банкротства до нахождения наиболее приемлемых и максимально эффективных путей удовлетворения требований кредиторов. При этом, он участвует не только в конкурсном производстве, но и в восстановительных процедурах, предусматривающих финансовое оздоровление должника.

В целом необходимо признать, что по отношению к антикризисным управляющим сложилось устойчиво негативное отношение как в обществе вообще, так и со стороны отдельных субъектов экономических отношений. Для руководства несостоятельного предприятия, трудового коллектива и части кредиторов он представляет потенциальную угрозу. При назначении на предприятие часто управляющий вынужден работать с озлобленным трудовым коллективом, который, не получая заработную плату, тем не менее не хочет ничего менять. Прежнее руководство понимает, что с приходом стороннего управленца для него все может измениться не в лучшую сторону, особенно если оно занималось противоправными действиями, и оказывает сопротивление. Зачастую бывшее руководство стремится всеми силами «вставлять палки в колеса», не давая необходимую информацию, уничтожая документы, саботируя работу.

Потенциальная конфликтность — основная характеристика профессии арбитражного управляющего. Все игроки банкротного процесса чаще всего не взаимодействуют, а находятся в постоянном противодействии и борьбе друг с другом. Управляющий находится на пересечении интересов различных сторон, в центре потенциальных и действующих конфликтов, что представляет реальную угрозу делу, здоровью и даже жизни.

Поэтому одна из главнейших задач арбитражного управляющего — разрядить конфликтную ситуацию и при этом соблюсти интересы всех сторон, как самого предприятия, так и его кредиторов.

Общим термином «арбитражный управляющий» обозначаются четыре вида антикризисных специалистов, функционирующих на разных стадиях процедуры банкротства:

  • временный управляющий,

  • административный управляющий,

  • внешний управляющий,

  • конкурсный управляющий.

Временный управляющий появляется на стадии наблюдения, назначается арбитражным судом из числа членов саморегулируемой организации, предложенной кредиторами, а при отсутствии таковых — из числа предложенных регулирующим органом (Минюстом) других саморегулируемых организаций, включенных в единый Государственный реестр. Его задачи - разобраться с финансовым состоянием должника и определить, имеется ли возможность восстановить платежеспособность предприятия. По итогам проведенной работы временный управляющий рекомендует принять одно из четырех решений:

- заключить мировое соглашение, если есть возможность погасить долги рассроченными платежами;

- ввести финансовое оздоровление, если платежеспособность должника можно восстановить;

- ввести внешнее управление с целью восстановления платежеспособности должника;

- открыть конкурсное производство, приводящее к реализации имущества должника с целью удовлетворения требований кредиторов.

^ Административный управляющий утверждается арбитражным судом на этапе финансового оздоровления должника. С инициативой введения финансового оздоровления, как правило, обращается должник в лице своих участников (учредителей), при этом к решению о введении указанной процедуры должны быть приложены такие основополагающие документы, предопределяющие деятельность арбитражного управляющего на этапе финансового оздоровления, как план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

^ Внешний управляющий утверждается арбитражным судом и фактически становится руководителем предприятия (прежний руководитель должника отстраняется от должности). На этом этапе управляющий разрабатывает план внешнего управления, предусматривающий восстановление платежеспособности к определенному сроку, проводит инвентаризацию имущества. Функции внешнего управляющего заключаются в восстановлении платежеспособности должника, главным образом за счет продажи не основного имущества, либо за счет сдачи в аренду площадей. При этом управляющий вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника. По итогам реализации плана внешнего управления, если платежеспособность должника восстановлена, проводится расчет с кредиторами в соответствии с реестром.

^ Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом и обязан принять меры по обеспечению сохранности имущества должника и по поиску, выявлению и возврату имущества, находящегося у третьих лиц, составлению полного реестра кредиторов и проведении расчетов с ними.

  1   2   3

Скачать 416.68 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты