Домой

Совершенствование процедур оздоровления и банкротства кредитных организаций России 08. 00. 10 «Финансы, денежное обращение и кредит»




Скачать 366.15 Kb.
НазваниеСовершенствование процедур оздоровления и банкротства кредитных организаций России 08. 00. 10 «Финансы, денежное обращение и кредит»
Дата07.06.2013
Размер366.15 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
Содержание
Котляров Максим Александрович
Алексеев Владимир Николаевич
Общая характеристика работы
Степень разработанности проблемы.
Объектом исследования
Теоретическую основу
Методологическую основу
Теоретическая значимость диссертационного исследования
Практическая значимость исследования
Апробация работы.
Объем и структура диссертационной работы.
1 глава. Теоретические основы
2 глава. Анализ применения процедур банкротства кредитных
Основное содержание работы
Критерий неплатежеспособности
Сильные стороны
Слабые стороны
Необходимость системы сдержек и противовесов
В заключении
Подобные работы:


На правах рукописи


МИКУЛЬСКАЯ МАРиЯ ПЕТРОВНА


Совершенствование процедур оздоровления и банкротства кредитных организаций России


08.00.10 – «Финансы, денежное обращение и кредит»


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Москва – 2012

Работа выполнена на кафедре банковского дела Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации


Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

^ Котляров Максим Александрович


Официальные оппоненты: доктор экономических наук, доцент

Минаков Андрей Владимирович


кандидат экономических наук, профессор

^ Алексеев Владимир Николаевич


Ведущая организация: Российский экономический университет

им. Г.В. Плеханова


Защита состоится «27» марта 2012 г. в 12.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 226.003.01 при Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации по адресу: 109456, Москва, 4-й Вешняковский пр-д, д. 4, ауд. 113.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.


Объявление о защите и автореферат размещены на сайте www.vgna.ru. Автореферат и диссертация направлены в Министерство образования и науки Российской Федерации для размещения на сайте «24» февраля 2012 г.


Автореферат разослан «24» февраля 2012 г.


Ученый секретарь

Совета по защите

докторских и кандидатских диссертаций,

кандидат экономических наук,

доцент В.М. Смирнов


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Кредитные организации играют значительную роль в развитии банковской системы, которая является значимой для экономики страны, а ее нормальная, полноценная финансово-хозяйственная деятельность обеспечивает поступательное развитие предприятий реальной экономики и социальное благополучие населения.

Историческая ретроспектива показывает, что вероятность банкротства кредитных организаций постоянно присутствует в их финансовой деятельности, и это обуславливает необходимость создания результативной системы предупреждения несостоятельности и эффективной системы банкротства. С момента создания российской банковской системы Банк России отзывает банковские лицензии, причем в отдельные периоды наблюдалась четко выраженная тенденция роста числа отозванных лицензий, пик достигнут в 1997 году, когда за год было отозвано 335 лицензий1.

Необходимость введения жесткой регламентации банкротства банков была обусловлена крайне низким уровнем удовлетворения заявленных в конкурсном производстве требований – около 2% для кредиторов первой очереди, при этом остальные кредиторы вообще не имели шансов получить свои средства. Кроме того, к началу проведения процедуры реструктуризации либо банкротства в банках уже были картотеки неисполненных документов, которые фиксировали существенный объем невыполненных финансовых документов.

Финансовые проблемы и банкротство банка наносят непоправимый ущерб не только по самому банку, его клиентам и контрагентам, но, опосредованно по экономике, социальному, инвестиционному и политическому климату в стране.

Недостаточная степень научной разработанности и практической реализации процедур предупреждения несостоятельности, оздоровления и эффективного банкротства, создание финансовых институциональных условий для стабильной деятельности банков обусловили актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

^ Степень разработанности проблемы. Проблемы, касающиеся принципов построения системы предупреждения несостоятельности, оздоровления и банкротства кредитных организаций, рассмотрены в работах В.Н.Алексеева, Г.Д.Антонова, К.В.Балдина, П.Е.Власова, Н.В.Гаврилова, А.А.Губкина, О.И.Иванова, Л.С. Кириной, М.А.Котлярова, К.В.Кочмола, В.Д.Ларичева, Е.И.Ложкина, П.А.Медведева, А.Г.Мельникова, С.Р.Моисеева, И.Н.Рыковой, П.А.Светачева, Ю.П.Свита, А.М.Тавасиева, А.Л.Тарасевич, А.В.Турбанова, В.В.Улейчика, В.А.Химичева, П.Ф.Шемриковича, К.Б.Шора.

Методологической основой исследования являются теоретические работы зарубежных и отечественных экономистов, в частности А.Ю.Викулина, Т.А.Журавлевой, А.В.Зубенко, Б.Клоба, Ле Хоа, Н.С.Стародубцевой, М.В.Телюкиной, В.Н.Ткачева, Г.А.Тосуняна, М.Н.Чепурина, Г.Ф.Шершеневича.

Проблемы адаптации мирового опыта развития системы регулирования банковской деятельности к российским условиям изложены в трудах У.В.Бурмак, Е.А.Васильева, Х.Жуковска, Е.А.Кравченко, Ж.Г.Пассейк, А.М.Поллард, В.В.Степанова, Г.Хирш, Е.А.Шибановой-Роенко.

Актуальность повышения стабильности деятельности кредитных организаций и недостаточная разработанность вопросов совершенствования процедур несостоятельности и банкротства, оздоровления банков определили выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является выработка рекомендаций по совершенствованию процедур оздоровления и банкротства кредитных организаций, а также комплекса мер по повышению стабильности банковской деятельности и предотвращению банкротства банков (в том числе меры, предпринимаемые в период банковского кризиса).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить содержание и взаимосвязь понятий «несостоятельность», «финансовая несостоятельность», «банкротство» и «оздоровление» банка;

- выявить критерии финансовой несостоятельности кредитной организации;

- провести анализ влияния макроэкономических аспектов финансовой несостоятельности и банкротства кредитных организаций;

- провести анализ существующих систем банкротства и реструктуризации финансово-нестабильных кредитных организаций;

- разработать комплекс мероприятий по необходимым институциональным изменениям в банковской системе, направленных на повышение эффективности реабилитационных (реструктуризационных) процедур и процедур банкротства кредитных организаций.

^ Объектом исследования являются российские кредитные организации.

Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе применения мер по повышению стабильности деятельности и регулирования сферы предупреждения несостоятельности, банкротства и оздоровления банков.

Область исследования соответствует п. 11.8. «Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов» паспорта специальности ВАК 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит».

Научная новизна диссертации состоит в разработке научно-обоснованных предложений по совершенствованию процедур оздоровления и банкротства кредитных организаций, направленных на повышение стабильности и устойчивости банковской системы.

1. Разграничены понятия «несостоятельность» и «банкротство» банков, на основе сравнительного анализа юридического и финансового подхода к этим дефинициям, а также исследовано развитие подходов общества к данному явлению при разных экономических формациях. Установлена доминирующая роль финансово-экономического подхода, как базового и наиболее полно отражающего спектр состояний кредитной организации на всех стадиях его жизненного цикла.

2. Обоснованы количественные значения неоплатности и неплатежеспособности как критериев несостоятельности кредитных организаций, адекватные складывающейся экономической ситуации, которые составляют неотъемлемую часть методического подхода к выявлению нестабильности в текущей финансовой деятельности кредитной организации.

3. Установлено, что финансовая и социальная эффективность процедуры банкротства кредитных организаций определяется выделением приоритетных для конкретной экономической ситуации целей процедуры банкротства. При этом доказано, что на современном этапе существования российской банковской системы в число приоритетных целей, стоящих перед социально-ответственным государством, входит создание процедуры банкротства, исключающей возможность получения финансовой выгоды от неправомерных действий в «период подозрительности» и во время конкурсного производства.

4. Раскрыта специфика государственного регулирования сферы несостоятельности кредитных организаций в условиях финансовой нестабильности, которая заключается в необходимости разработки и внедрения механизма государственной поддержки социально значимых банков, а также процедур выведения с экономического поля нежизнеспособных кредитных организаций, и в применении специальных мер, характерных только для этого периода2.

5. Введена и обоснована процедура, основанная на необходимости включения финансовых средств на счетах индивидуальных предпринимателей, которые с точки зрения ведения финансово-хозяйственной деятельности неразделимы от средств их домохозяйств, в средства, подпадающие под компенсационные (страховые) выплаты Агентства страхования вкладов для повышения защиты малого бизнеса, стимулирования более долгосрочного размещения средств на их счетах, дестимулирования попыток перевода средств во вклады физических лиц в «период подозрительности», повышения транспарентности движения средств в целях налогового администрирования.

6. Предложен комплекс мер, позволяющих кредитной организации получить дополнительный положительный эффект в период финансовой нестабильности, и направленный на предотвращение их банкротства: создание системы отслеживания «плохих паспортов», совершенствование института общественного примирителя на рынке финансовых услуг (финансового омбудсмена) и обеспечение возврата кредитов.

^ Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные проблемам стабильного развития банковской системы, оздоровления и банкротства кредитных организаций, практика деятельности системы страхования вкладов, специальных органов по санации и реабилитации проблемных банков, материалы разработки законодательной базы и правоприменительной практики.

^ Методологическую основу исследования стала совокупность современных методов анализа и синтеза (системный и диалектический подходы, экономико-статистический анализ, методы аналогий, сравнительных и экспертных оценок и др.), опирающиеся на комплекс экономических и управленческих дисциплин, а также смежных с ними областей знаний.

В качестве информационной основы исследования использованы информационные массивы, зарубежная и российская законодательные базы, официальные документы Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Агентства по реструктуризации кредитных организаций, Агентства страхования вкладов, методические и методологические разработки международных организаций, работы российских и зарубежных ученых, статистические сборники, информационные и аналитические материалы научно-исследовательских учреждений, информационных агентств и служб, материалы научных конференций и семинаров.

^ Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке комплекса процедур по совершенствованию механизма финансового оздоровления кредитных организаций и предотвращения возможного банкротства организаций, расширении предметной области научного исследования и использования рекомендаций как для кредитных организаций, так и для возможного использования органами управления при подготовке нормативных актов.

^ Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций, позволяющих повысить эффективность деятельности кредитных организаций и обеспечить совершенствование нормативно-правовой основы оздоровления для повышения стабильности банковской системы. Практическая значимость подтверждается актами внедрения, полученными от Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков и Агентства страхования вкладов.

Результаты исследования нашли практическое применение в учебном процессе Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации при чтении лекций, проведении семинаров и практических занятий по дисциплинам «Банковское дело», «Финансы», «Деньги, кредит, банки».

^ Апробация работы. Выводы, предложения и рекомендации диссертационного исследования нашли отражение в докладах на различного уровня конференциях, научных семинарах, круглых столах, в том числе: на I Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд» (2010 год), Международной научно-практической конференции «Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного развития» (2010 год), «Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики» в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации (2011 год), научном семинаре «Индикаторы инновационного развития регионов» в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации (2012 год).

Публикации. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в 9 опубликованных научных работах общим объемом 8,7 п.л., в т.ч. 3 статьи в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

^ Объем и структура диссертационной работы. Содержание диссертации изложено на 232 страницах машинописного текста, работа состоит из 3 глав, введения, заключения, списка литературы, приложений.

Содержание


Введение…………………………………………………………………………3

^ 1 глава. Теоретические основы

финансовой несостоятельности кредитной организации……………..…11

1.1 Содержание и взаимосвязь понятий

несостоятельности и банкротства кредитных организаций…………………11

1.2 Формирование критериев финансовой

несостоятельности кредитной организации…………………………………..35

1.3 Макроэкономические аспекты

финансовой несостоятельности кредитных организаций...…………….……55

^ 2 глава. Анализ применения процедур банкротства кредитных

организаций в условиях финансовой несостоятельности..………………81

2.1 Тенденции и основные этапы развития банковской системы

Российской Федерации с точки зрения

банкротства кредитных организаций…………………………………………..81

2.2. Сравнительный анализ существующих систем

банкротства кредитных организаций…………………………………………..94

2.3. Российский опыт применения процедур оздоровления

и банкротства кредитных организаций……………………………………….112

3 глава. Разработка рекомендаций по совершенствованию

процедур финансового оздоровления и банкротства

кредитных организаций…………………………………………………….154

3.1. Создание институциональных мер по

повышению стабильности банковской системы……………………………154

3.2 Разработка комплекса мер по повышению возвратности

кредитов и обеспечению выполнения договоров…………………………..162

3.3 Повышение эффективности процедур оздоровления

и мер по урегулированию банкротства………………………………………185

Заключение…………………………………………………………………….209

Список литературы…………………………………………………………….212

Приложения…………………………………………………………………….221


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


1. Разграничены понятия «несостоятельность» и «банкротство» банков, на основе сравнительного анализа юридического и финансового подхода к этим дефинициям, а также исследовано развитие подходов общества к данному явлению при разных экономических формациях. Установлена доминирующая роль финансово-экономического подхода, как базового и наиболее полно отражающего спектр состояний кредитной организации на всех стадиях его жизненного цикла.

Анализ научно-теоретических и прикладных работ, а также нормативных актов по вопросам оздоровления и банкротства кредитных организаций показывает отсутствие единообразного подхода к понятиям «несостоятельность» и «банкротство», что приводит к их смешению, что позволило получить доказательство того, что на современном этапе использование терминов «несостоятельность» и «банкротство» кредитных организаций как полных синонимов неоправданно.

В исторической ретроспективе четко различались только два финансовых состояния кредитных организаций: нормальная финансовая деятельность и несостоятельность (или банкротство). Однако изменением в обществе финансово-экономических отношений в условиях финансовой нестабильности и существенное изменение претерпели цели, ставящиеся обществом перед процедурой банкротства.

Следует отметить, что в юридическом подходе к отражению состояний кредитной организации заложен принцип дискретности, то есть отнесение объекта к определенной категории базируется не на его финансовом положении, а на юридически установленном факте (судебном решении, приказе Банка России и т.п.). Данный подход ограничивает разнообразие финансовых состояний банка установленным нормативными документами перечнем, что затрудняет оперативное и адекватное реагирование на быстро изменяющуюся финансовую ситуацию. В этой ситуации реагирование «по юридически установленному факту» снижает эффективность предпринимаемых мер.

Исследование позволило установить, что наиболее значительную роль этого фактора (рис.1)

Обратившись к финансовому анализу, мы видим, что именно он (рис. 1) наиболее полно отражает изменение состояния банка, что способствует оперативному и эффективному устранению финансовых проблем. Таким образом, финансовый подход является базисным, а нормативный – надстройкой, необходимой для адекватного регулирования.

При нарастании в банке кредитной организации финансовых проблем наступает момент, когда надзорный орган фиксирует основания, при наличии которых становится обязательным применение мер по предупреждению банкротства, и именно с этого момента следует признать наличие у банка признаков несостоятельности. Однако на этапе принятия мер по предупреждению банкротства, финансовые проблемы еще не достигли такой глубины, когда несостоятельность становится необратима.




Рис. 1. Соотнесение положения банка при историческом, юридическом и финансовом подходе


Источник: составлено автором


Уточним, что спецификой банка является невозможность ведения никакой деятельности кроме банковской, а отзыв банковской лицензии является моментом прекращения деятельности банка. Лицензия может быть отозвана в связи с наличием в деятельности кредитной организации чрезвычайно серьезных, принципиально неисправимых финансовых проблем, но банкротом банк может быть признан только по решению суда. В период с момента отзыва лицензии по финансовым основаниям до признания судом банка банкротом можно констатировать его несостоятельность, на этом этапе несостоятельность банка уже необратима и ведет к банкротству.

На основании проведенного исследования автором уточнены дефиниции «несостоятельность» и «банкротство» применительно к кредитным организациям:

Несостоятельность – это установленная надзорным органом неспособность в полном объеме и своевременно удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, повлекшая применение к должнику мер по предупреждению банкротства с целью устранения оснований для осуществления указанных мер или отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Банкротство - это признанная арбитражным судом неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, повлекшая открытие в отношении должника процедуры конкурсного производства в целях соразмерного пропорционального удовлетворения требований кредиторов в пределах аккумулированной конкурсной массы с последующей ликвидацией банка.

2. Обоснованы количественные значения неоплатности и неплатежеспособности как критериев несостоятельности кредитных организаций, адекватные складывающейся экономической ситуации, которые составляют неотъемлемую часть методического подхода к выявлению нестабильности в текущей финансовой деятельности кредитной организации.

Исследование показало, что несостоятельность является обязательным условием банкротства кредитных организаций, поскольку признание ее несостоятельной ведет к прекращению ее деятельности. Данный аспект позволил разработать критерии несостоятельности кредитных организаций и определить их численные значения, адекватные актуальной экономической ситуации. В качестве основных выбраны два критерия несостоятельности кредитной организации: неоплатности и неплатежеспособности (табл. 1). Под критерием неоплатности понимается доказанное превышение обязательств должника над стоимостью его имущества. Под критерием неплатежеспособности понимается предположение, что если лицо не выполняет свои обязательства, то потому, что не может этого сделать.

Таблица 1


Сопоставление критериев неплатежеспособности и неоплатности

кредитных организаций3
^

Критерий неплатежеспособности


Критерий неоплатности

Неплатежеспособность - потеря способности своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства, обусловленная валютно-финансовым положением, отсутствием свободных средств, дефицитностью бюджета и платежного баланса

В классическом виде принцип неоплатности заключается в превышение кредиторской задолженности над стоимостью имущества должника, что признавалось банкротством



Выражается в невыполнении должником в течение определенного, установленного законом, времени своих обязательств по предъявленным кредитором требованиям

Выражается в доказанном превышении обязательств должника над его имуществом и, следовательно, в принципиальной невозможности удовлетворения всех требований, которые могут быть предъявлены ему его кредиторами


Применим для инициирования процедур банкротства кредиторами (вкладчиками) перед которыми кредитная организация не выполняет своих обязательств

Применим для инициирования дела о признании кредитной организации банкротом надзорными органами при установлении ими в ходе документарных проверок указанного финансового состояния


Более удобен в применении. Достаточно иметь на руках документ, подтверждающий невыполнение кредитной организацией своих обязательств в срок

Сложен в применении, поскольку требует проведения обследования финансового состояния кредитной организации


Можно сделать вывод, что при наличии у банка хронической, регулярно повторяющейся неплатежеспособности дальнейшая проверка практически всегда устанавливает наличие признака неоплатности, что позволило сделать вывод о «вторичности» критерия неплатежеспособности по отношению к критерию неоплатности.

В то же время необходимо указать о возможности применения обоих критериев, что является достоинством российского подхода к определению несостоятельности кредитных организаций, так как дает возможность инициировать процедуру банкротства как кредитору кредитной организации, так и надзорному органу при установлении принципиальной невозможности удовлетворить требования, которые могут быть предъявлены.

В отношении критерия неплатежеспособности можно сказать, что минимальным пороговым значением размера невыполненных обязательств является 1000-кратный размер минимального размера оплаты труда4, причем данное пороговое значение применяется только при отзыве у банка лицензии, тогда как для признания ее банкротом необходим только сам факт невыполнения обязательств в срок5. Этот срок изменялся, причем четко прослеживается тенденция его ужесточения.

В работе установлено, что только использование финансового подхода к понятиям несостоятельности и банкротства кредитной организации способствуют своевременному выведению с экономического поля финансово слабых банков при одновременном сохранении тех, у которых проблемы временны и подаются корректировке, что имеет принципиальное значение для повышения надежности и стабильности банковской сферы в целом.

3. Установлено, что финансовая и социальная эффективность процедуры банкротства кредитных организаций определяется выделением приоритетных для конкретной экономической ситуации целей процедуры банкротства. При этом доказано, что на современном этапе существования российской банковской системы в число приоритетных целей, стоящих перед социально-ответственным государством, входит создание процедуры банкротства, исключающей возможность получения финансовой выгоды от неправомерных действий в «период подозрительности» и во время конкурсного производства.

Как было отмечено в исследовании термин «банкротство» используется не только как определение финансового состояния, но и в качестве общего названия алгоритма действий различных сторон после того, как кредитная организация была признана несостоятельной.

Изначально процедура банкротства направлена на освобождение рынка от слабых организаций, не выдерживающих конкурентной борьбы, а потом добавилась задача максимального удовлетворения требований кредиторов.

Развитие российской системы банкротства кредитных организаций показано, что главенство удовлетворения требований кредиторов без учета временного фактора привело к нарушению осуществления процедуры банкротства и резкому падению ее эффективности. Раньше до 2000 года процедура банкротства и ликвидации по суду из-за невыполнения требований кредиторов занимала более двух лет (в среднем 821 день). За это время фактическая стоимость денежных средств снижалась за счет таких факторов как инфляция, упущенная выгода, риск неполучения средств через большой промежуток времени. Банковский кризис 1998 года и, главное, размер банков-банкротов, заставил государство пересмотреть свою политику в области банкротства.

Начиная с 2000 года, процедура банкротства заметно ускорилась – за 2000 год было ликвидировано 238 банков, что составило почти половину ликвидированных за все время существования российской банковской системы. Однако банкротство, нацеленное на быструю ликвидацию имущества, предполагает его продажу с большим дисконтом, что крайне неэффективно с макро- и микроэкономических точек зрения. Лишь кредиторы первой очереди могут получить сколько-нибудь значимое удовлетворение своих требований.

Зарубежный опыт показал, что необходимо найти баланс между оперативностью и полнотой удовлетворения, что возможно при применении различных процедур банкротства. Так, в законах ФРГ предусматривалась возможность заключения мирового соглашения, но только если кредиторы получали удовлетворение своих требований не менее, чем на 35%. В том случае, если мировое соглашение предполагалось сроком более, чем на год, то удовлетворение должно составлять не менее 40% от требований, а если на 1,5 года – более чем на 40%.

В исследовании исходя из интересов сторон в системе банкротства выделены два вида: продолжниковский и прокредиторский, которые имеют положительные и отрицательные стороны (табл.2).

Исходя из этого установлено, что в продолжниковской системе основной упор делается на защиту интересов должника, в них гораздо большее внимание уделяется процедурам восстановления и реабилитации должника. Противоположностью продолжниковской является прокредиторская система, которая в большей мере защищает интересы кредиторов, чем должника (распространена в большинстве стран Европы). Несмотря на значительные различия, основной идеей всех современных систем банкротства кредитных организаций следует считать стремление к сохранению действующего предприятия.

Особенности российской системы оздоровления и банкротства банков показали, что все этапы банкротства отличаются повышенной криминогенностью, а это отражается в первую очередь на качестве и объеме конкурсной массы, что требует разработки мер по ее увеличению


Таблица 2

Сравнительная таблица достоинств и недостатков «продолжниковской» и «прокредиторской» систем банкротства кредитных организаций6

«Продолжниковская» система

«Прокредиторская» система
^

Сильные стороны


- лучше защищает компании от недружественных слияний и поглощений

- позволяет избавить коммерческий оборот от слабых и нежизнеспособных предприятий и организаций,

- противодействует лавинообразному оттоку вкладов (депозитов) при появлении проблем в банке

- косвенно стимулирует субьекты экономики взвешенно подходить к выбору своего банка

- повышает стабильность рабочих мест

- повышает конкурентоспособность экономики в целом

- является одной из мер противодействия силовому переделу собственности

- стимулирует руководство компаний к более активной деятельности по противодействию банкротству
^

Слабые стороны


- увеличивает количество слабых, нежизнеспособных организаций, что в целом ослабляет экономику

- провоцирует недружественные слияния и поглощения

- способствует халатности и злоупотреблениям собственников и руководства организаций, знающих о невозможности банкротства

- способствует развитию «принципа домино»




- может способствовать росту безработицы
^

Необходимость системы сдержек и противовесов


- необходимо создание системы оперативной смены неэффективных собственников или контроля за их действиями

- необходимо создание системы контроля за слияниями и поглощениями,

- необходима протекционистская политика государства для повышения конкурентоспособности слабых организаций

- необходима достаточно суровая антимонопольная политика государства

- необходимо создание защитных механизмов для наименее защищенных слоев кредиторов

- необходима система патронажа на уровне государства трудоустройства и переквалификации сотрудников

- необходимо создание условий для предоставления потенциальным клиентам банка максимального выбора среди банков (стимулирование широкой филиальной сети и т.п.)





Анализ банкротства банков показал, что более чем в половине случаев рыночная стоимость активов не превышает 10% их балансовой стоимости, при этом худшие показатели – 3,5% были в тех банках, где банкротство наступило вследствие неправомерных действий менеджмента или собственников банков (рис.2).




Рис. 2 Качество активов ликвидируемых кредитных организаций7


Изучение неликвидных активов показало, что их основная часть сформировалась не в результате рыночных условий, а как результат деятельности руководителей и собственников по замене ликвидных активов неликвидными – 45%, и манипуляциями с собственными средствами – 40% (рис.3).



Рис.3 Структура образования неликвидных активов в банках-банкротах8


В подавляющем большинстве банков-банкротов можно обнаружить или признаки преднамеренного банкротства или деятельность, направленную на ухудшение положения кредитной организации. В связи с этим одной из основных и важнейших мер по противодействию банкротству и минимизации его отрицательных последствий должно стать распространение практики привлечения к ответственности собственников и руководителей банков, в случае их неправомерного поведения при ослаблении банка.

4. Раскрыта специфика государственного регулирования сферы несостоятельности кредитных организаций в условиях финансовой нестабильности, которая заключается в необходимости разработки и внедрения механизма государственной поддержки социально значимых банков, а также процедур выведения с экономического поля нежизнеспособных кредитных организаций, и в применении специальных мер, характерных только для этого периода.

В условиях финансовой нестабильности и банковских кризисов банкротство кредитных организаций становится массовым явлением. В это время акценты переносятся со спасения одной организации или справедливого удовлетворения требований кредиторов на спасение банковской системы в целом, сохранение финансового суверенитета страны и минимизацию негативных последствий для населения.

Мировой опыт показывает, что в условиях нарушения стабильности, банковская система получает комплекс мер государственной помощи, под которой автором подразумеваются меры, предпринимаемые и центральными банками, и правительствами, и специальными органами (организациями).

Все страны, проводившие мероприятия по урегулированию кризисов, отмечают, что процедуры банкротства и оздоровления отличаются высокой стоимостью, весьма долгосрочны, требуют участия высококвалифицированных специалистов, и даже при этих условиях далеко не всегда завершаются успешно (табл.3).

Таблица 3

Объем государственной поддержки, оказанной для выхода из кризиса 2008 года9

Страна

Вливания в процентном отношении к размеру активов банковского сектора, %

Обязательства в процентном отношении к ВВП, %

Великобритания

~8,4

~53

США

~8,2

~22

Австралия

~4,4

-

Нидерланды

~4,2

~48

Германия

~2,0

~28

Швейцария

~1,8

~9

Франция

~1,8

~19

Испания

~1,1

-

Италия

~0,2

-


Источник: Е.А.Ромашина-Скута «Новые нормы и меры регулирования зарубежных кредитных рынков» «Банковское кредитование» 2009, № 5


Подробный анализ мер, предпринятых в Российской Федерации для выхода из кризисов 1998 и 2008 г., позволил провести их классификацию по условным группам (рис.4).



Рис. 4. Классификация специальных мер, предпринимаемых государством во время системного финансового кризиса


Источник: составлено автором


В рамках первой группы в 1998 году Банк России на 2 года приостановил применение мер воздействия за невыполнение норматива минимальной величины собственного капитала, кроме того, вплоть до 01 июля 1999 года был введен специальный режим расчета банковских нормативов, разрешена была оплата уставных капиталов в иностранной валюте и государственными ценными бумагами (ОФЗ-ПД), а также внесение субординированных кредитов в иностранной валюте.

Были предприняты меры, направленные на остановку темпов роста просроченной задолженности и сохранения уровня кредитования на докризисном уровне (стимулирующие меры), в рамках этих мер в кризис 2008 года было создано Агентство реструктуризации ипотечных жилищных кредитов, работающее с проблемными ипотечными кредитами.

Для предоставления дополнительной ликвидности в условиях кризиса 2008 года были приняты меры, имеющие общесистемный характер – это снижение отчислений в фонд обязательного резервирования, был поднят до 700 тыс. рублей максимальный размер гарантированной страховой выплаты АСВ, что позволило привлечь дополнительные средства населения.

Предоставление помощи системообразующим банкам (табл.4).

Таблица 4

Банки, получившие наибольшие кредиты Банка России после кризиса 1998 года

млрд.руб.

Банк

город

01.01.

1999

01.04.

1999

01.07.

1999

01.10.

1999

01.01.

2000

СБС-Агро

Москва

2,3

3,2

5,2

6,5

6,5

Автобанк

Москва

0,0

1,0

2,0

2,5

2,5

Мост-банк

Москва

2,3

2,3

2,3

2,3

2,3

Возрождение

Москва

0,4

1,3

1,3

1,2

1,2

Инкомбанк

Москва

1,3

1,3

1,3

1,3

1,3

Банк Москвы

Москва

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

МИнБ

Москва

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

Востокинвестбанк

Влади-восток

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Агропром

банк

Москва

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Текстиль

Москва

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Итого по 10 банкам

8,3

11,0

14,1

15,8

15,8

Всего по РФ

9,9

12,6

15,1

16,8

16,7


Источник: Рейтинговое агентство Интерфакс «Процесс ликвидации банков в Российской Федерации» специальный аналитический обзор, ноябрь 2001, с.12


Предоставление помощи банкам, оказывающим помощь финансово слабым субъектам экономики (банкам-санаторам, при слиянии/поглощении, банкам-кредиторам определенных субъектов экономики и т.п.).

Системными недостатками персонифицированного финансирования кредитных организаций являлись:

1. отсутствие четко определенного источника финансирования,

2. отсутствие четко регламентированных целей, на которые могли быть направлены данные кредиты, а, следовательно, и невозможность определения целевого использования кредитов,

3. «специфические» условия по стабилизационным кредитам,

4. отсутствие четко прописанных критериев банков, которые могли рассчитывать на поддержку Банка России.

В результате из-за неэффективности Банк России был вынужден отказаться от персонифицированного целевого кредитования. В работе показано, что отсутствие четких целевых ориентиров и ясных правил оказания помощи привело скорее к отрицательным последствиям для банковской системы в целом. Результатом стало окончательное расслоение банковской системы по неформальному признаку близости кредитных организаций к финансовым властям; упущенное время; создание спекулятивного рынка долговых обязательств некоторых банков.

Деятельность АРКО упорядочила реструктуризацию банковского сектора. Большая часть реструктуризационных мероприятий, проводимых АРКО, была аналогична тем, что могли провести собственники банков. Но существовали две меры, которые применялись только в рамках деятельности этой организации – это мораторий «при реструктуризации» и мировое соглашение. Основной особенностью моратория являлся его срок – он вводился в большинстве банков на 18 месяцев.

Мировое соглашение было введено применительно к кредитным организациям именно в условиях финансовой нестабильности для сокращения долговых обязательств и сохранения структуры бизнеса в целях обеспечения устойчивости и возможного дальнейшего удовлетворения требований кредиторов. В качестве недостатков данного инструмента необходимо отметить, что в российском мировом соглашении были заложены «скрытые угрозы» - срок заключенных в его рамках договоренностей значительно превышал срок действия закона о реструктуризации; необходимость заключать его на общем собрании кредиторов могла стать невыполнимой при широкой филиальной сети или большом числе кредиторов.

Следующей процедурой стало расширение перечня ценных бумаг, входящих в ломбардный список, для предоставления дополнительной ликвидности банковской системе, и снижение ставок по ломбардным кредитам.

В 2008 году предоставление субординированных кредитов на 5-летний срок коммерческим банкам осуществлялось через Внешэкономбанк, которому были выделены бюджетные средства, а также через Сбербанк России, ВТБ и Россельхозбанк. Из выделенных Банком России и Фондом национального благосостояния 950 млрд. руб. только на 185 млрд. руб. могли претендовать «рядовые» российские банки, но при условии, что на одну долю государственной помощи собственниками банка будет предоставлено две доли, а также, что полученный кредит будет менее 15% уставного капитала банка.

Таким образом, в диссертационном исследовании установлено, что специфика государственного регулирования сферы несостоятельности кредитных организаций во время финансового кризиса заключается в необходимости участия финансовых властей и в применении специальных мер, характерных только для этого периода, а также в предоставлении дополнительной ликвидности банковскому сектору на рыночных условиях.

5. Введена и обоснована процедура, основанная на необходимости включения финансовых средств на счетах индивидуальных предпринимателей, которые с точки зрения ведения финансово-хозяйственной деятельности неразделимы от средств их домохозяйств, в средства, подпадающие под компенсационные (страховые) выплаты Агентства страхования вкладов для повышения защиты малого бизнеса, стимулирования более долгосрочного размещения средств на их счетах, дестимулирования попыток перевода средств во вклады физических лиц в «период подозрительности», повышения транспарентности движения средств в целях налогового администрирования.

Одним из показателей эффективности процедур банкротства является степень удовлетворения требований кредиторов банка. Российский опыт банкротства кредитных организаций показал высокий уровень удовлетворения требований кредиторов – физических лиц. В 2009 году после установления страхового возмещения в 700 тыс. руб. вкладчикам обанкротившихся банков было возвращено 81,6% совокупного размера их вкладов (при этом 71% суммы вкладов полностью покрывался страховым возмещением). Существующая страховая сумма в 700 тысяч рублей полностью покрывает 99,8% от общего числа вкладов.

В работе обращается внимание на средства, находящиеся на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые с точки зрения экономики практически неотделимы от средств их домохозяйств (рис.5).



Рис. 5. Динамика движения средств на счетах ИП


Источник: www.cbr.ru


Введение дополнительной процедуры – распространение страхового возмещения системы страхования вкладов на средства индивидуальных предпринимателей позволит повысить доверие данной категории участников рынка к кредитным организациям, что будет способствовать увеличению ресурсной базы кредитных организаций и облегчению налогового администрирования индивидуальных предпринимателей.

Использование данной процедуры позволит:

- повысить степень защиты представителей малого бизнеса, особенно в периоды финансовой нестабильности;

- стимулировать более долгосрочное размещение средств на их счетах, что предоставит банковской системе дополнительную ликвидность;

- дестимулировать перевод средств со счетов индивидуальных предпринимателей во вклады физических лиц в «период подозрительности» и после отзыва лицензии, что снизит уровень противоправных действий в этот период;

- повысить транспарентность движения средств в целях налогового администрирования.

6. Предложен комплекс мер, позволяющих кредитной организации получить дополнительный положительный эффект в период финансовой нестабильности, и направленный на предотвращение их банкротства: создание системы отслеживания «плохих паспортов», совершенствование института общественного примирителя на рынке финансовых услуг (финансового омбудсмена) и обеспечение возврата кредитов.

Особенно остро вопросы повышения возвратности кредитов встают в периоды системных финансовых кризисов, когда значительная часть контрагентов банка не может выполнить взятые на себя обязательства; и в период финансового ослабления самого банка, когда даже незначительное изменение (ухудшение в поведении контрагентов банка) может привести к несостоятельности и банкротству.

Необходим системный комплекс различных мер, оказывающих пресекающее, поддерживающее, дисциплинирующее и иные воздействия на контрагентов банка (рис.6).




Рис.6 Комплекс практических мер, позволяющих кредитной организации получить дополнительный положительный эффект в период финансовой нестабильности

Источник: составлено автором


Первая группа даст возможность обращения к единой информационной базе, подтверждающей «благонадежность» удостоверяющих личность документов заемщика или собственника юридического лица.

Создание базы «плохих» паспортов не ставит целью снять с кредитных организаций обязанность по проверке своих клиентов и контрагентов, а только снизить возможность заключения заведомо невыполнимых договоров.

Другой мерой, позволяющей разрешать конфликтные ситуации между клиентом и банком, является развитие института финансового омбудсмена, который только недавно создан в российской практике. В исследовании выделены основные принципы его деятельности: действует на основании договора, рассматривает только споры между банком и физическим лицом по договорам, не превышающим 300 тысяч рублей, имеет преимущества за счет оперативности.

Исследование зарубежного опыта показало, что с момента введения института финансового омбудсмена в Германии (июль 1992 года) поступило около 45 тысяч жалоб, из которых 6300 жалоб были отозваны или не были рассмотрены, порядка 8500 жалоб не были допущены к рассмотрению. Решения в пользу банков и в пользу клиентов банков распределились практически одинаково (по 15 тысяч), то есть из всех заявленных требований по трети были приняты решения в пользу клиента, а из всех принятых к рассмотрению – по половине, что составляет высокую долю принятия решений в пользу клиентов. Как один из положительных эффектов института омбудсмена в Германии отмечено снижение нагрузки на государственные суды.

Изучение деятельности российского финансового омбудсмена, позволило установить некоторые недостатки: небольшая временная несогласованность отдельных этапов рассмотрения дел; проблемы, которые могут возникнуть при расширении деятельности омбудсмена; вопросы ответственности банков за невыполнение решений омбудсмена.

Отмечается, что в целом введение института финансового омбудсмена должно способствовать более эффективному разрешению конфликтных ситуаций и повышению доверия к банковской системе в целом.

Повысить доверие к банковской системе в целом и стабильность ее функционирования, можно упростив процедуру обращения взыскания на имущество недобросовестного должника. Проблемы связаны как с объективными, так и субъективными обстоятельствами. Следует обратить внимание на такие вопросы как:

- практические сложности доказывания кредитором в суде, что имущество, на которое может быть обращено взыскание, принадлежит именно должнику, а не членам его семьи;

- отсутствие единообразного подхода для отнесения того или иного имущества к предметам первой необходимости или к предметам роскоши;

- особенность отчетности работы службы судебных приставов, строящейся на сумме взысканных исков, что приводит к «невыгодности» плотной работы с незначительными исками.

Упорядочение этих проблем требует выработки консолидированного взгляда со стороны судебной системы.

^ В заключении диссертационной работы обобщены результаты проведенного исследования, сформулированы основные выводы и даны рекомендации по их практическому использованию.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора.

Публикации в журналах, рекомендованных ВАК России:

1. Микульская М.П. О критериях несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. //Финансы и кредит, 2010. - № 16 (400) – с.16-21 (0,7 п.л.).

2. Микульская М.П., Котляров М.А. Современные системы организации процедур банкротства кредитных организаций //Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2010. - № 7 (31) - с.15-20 (0,8 п.л.), в т.ч. авт. – 0,4 п.л.

3. Микульская М.П. //Финансы и кредит, 2011. - № 31 (463) с.64-68 (0,8 п.л.)

Публикации в других изданиях:

4. Микульская М.П. Достоинства и недостатки деятельности арбитражных управляющих кредитных организаций.//Проблемы совершенствования банковского дела в России: Сборник научных статей. Вып.3. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, кафедра «Банковское дело», 2003, - 112 с. (в т.ч. авт. - 0,88 п.л.)

5. Микульская М.П. Мораторий в российской банковской практике.//Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд: Сборник научных материалов I Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Часть 2/ под общ. ред. С.С.Чернова. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010. – 291 с. – (в т.ч. авт. - 0,29 п.л.)

6. Микульская М.П. Мировое соглашение в российской банковской сфере. // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд: Сборник научных материалов I Международной научно-практической конференции. Часть 2. – Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2010, - (в т.ч. авт. - 0,31 п.л.).

7. Микульская М.П. Проблемы финансовой несостоятельности банковской системы в условиях инновационного развития экономики//Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики: финансовые аспекты, Монография, коллектив авторов, Под ред. д-ра эконом. наук, проф., И.Н.Рыковой – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011, 350 с. – (в т.ч. авт. - 1,85 п.л.)

8. Налогообложение кредитных организаций и валютный контроль ВЭД.//Учебно-методический комплекс ВГНА Минфина РФ/ коллектив авторов под общ. ред. д.э.н. проф. И.И. Бабленковой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2011, - 332 с. – (в т.ч. авт. - 1,56 п.л.)

9. Микульская М.П. Создание института омбудсмена в Российской Федерации.//Банковский ритейл, 2011. - № 4 (24) с.50-65 – (1,87 п.л.)


1 Ежегодный отчет о развитии банковского сектора. Ресурс: www.cbr.ru

2 Выделены такие, как: поддержка системообразующих банков, применение таких специфических способов реструктуризации обязательств банков-должников как мировое соглашение

3 Источник: составлено автором по источникам: Гаврилова Н.В. Формирование института банкротства и его роль в экономике переходного периода. Дис. канд. экон. наук: 08.00.01. М.: РГБ, 2003; Зубенко А.В. Теоретические аспекты несостоятельности (банкротства) кредитных организаций - М., МАКС Пресс, 2000 г; Стародубцева Н.С. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Вестник Банка России, 16 – 1999.; Определение оснований несостоятельности юридического лица //Налоговое планирование. 2005. № 2.

4 Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

5 В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» минимальный срок невыполнения требований кредиторов сегодня составляет 14 дней

6 Источник: составлено автором по источникам: Е.А.Шибанова-Роенко «Сравнительный анализ национальных моделей несостоятельности (банкротства)» Компания Спутник, М., - 2007; Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. – М.: «Статут», 1999; Е.А.Кравченко диссертация «Проблемы защиты и реабилитации должника при несостоятельности (банкротстве) в Великобритании, Германии, США, Франции, России (сравнительно-правовой анализ) спец. – гражданское право, 2003

7 Балансовая и фактическая рыночная стоимость активов ликвидируемых банков, ликвидационные процедуры в которых завершены до IV квартала 2007 года. Источник: Аналитическая записка АСВ «О качестве активов ликвидируемых кредитных организаций и мерах по предупреждению и минимизации последствий нарушений в работе с активами» Официальный сайт АСВ http://www.asv.org.ru/pr/info/show/?id=75159 (analit_liquidation_09_2007)


8 Источник: Аналитическая записка АСВ «О качестве активов ликвидируемых кредитных организаций и мерах по предупреждению и минимизации последствий нарушений в работе с активами» Официальный сайт АСВ http://www.asv.org.ru/pr/info/show/?id=75159 (analit_liquidation_09_2007)

9 В таблице знак «~» означает «приблизительно»


Скачать 366.15 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты