Домой

Содержательный банковский надзор: совершенствование механизма института кураторов




НазваниеСодержательный банковский надзор: совершенствование механизма института кураторов
страница1/12
Дата20.05.2013
Размер2.63 Mb.
ТипДиссертация
Содержание
Степень научной разработанности проблемы.
Цель диссертационного исследования.
Объектом исследования
Предметом исследования являются
Область исследования.
Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования
Информационной базой диссертационного исследования послужили
Наиболее существенные научные результаты диссертационного исследования
Научная новизна диссертационного исследования
Теоретическая значимость
Практическая значимость
Апробация научных результатов.
Структура и объем диссертации.
Таблица 2 – Организация систем регулирования и контроля банковской деятельности за рубежом
Принцип законности.
Принцип соблюдения жизненно важных интересов личности, общества и государства по обеспечению устойчивости банковской системы.
Принцип ответственности.
Принцип соответствия лучшей международной практике
Принцип независимости.
Принцип прозрачности.
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Министерство образования и науки Российской Федерации


Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса


На правах рукописи


Кривошапова Светлана Валерьевна


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ НАДЗОР:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИНСТИТУТА КУРАТОРОВ


Специальность 08.00.10 — «Финансы, денежное обращение и кредит»


Диссертация на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Научный руководитель: доктор экономических наук,

профессор Вотинцева Л.И.


Владивосток 2011

Содержание

Введение 4

1. Теоретические аспекты содержательного банковского надзора и механизм его действия 12

1.1. Современные концепции и стратегии развития надзорной системы в банковском бизнесе 12

1.2. Сущностные характеристики и критериальные признаки функционирования института кураторов как инструмента надзорного органа 27

2. Оценка институциональных и методических проблем реализации механизма эффективного содержательного надзора Банка России 42

2.1. Современная характеристика применения инструментария

риск – ориентированного надзора, свойственного российской практике 42

2.2. Основные организационные и институциональные

проблемы участия кураторов в реализации механизмов риск-менеджмента 57

2.3. Ролевая функция кураторов в структуре надзорных мер

при принятии управленческих решений превентивного и оперативного действия 75

3. Методические подходы и организационные аспекты

совершенствования института кураторов в системе содержательного банковского надзора 87

3.1. Необходимость и возможность функционирования

кураторов в структуре содержательного надзора 87

3.2. Формы и инструменты партнерского взаимодействия

института кураторов и органов управления банков 100

3.3. Методические решения в выборе критериев контроля

комплексной оценки результативности партнерства на разных этапах содержательного банковского надзора 111

Заключение 128

Список использованных источников 134

Приложение А. Понятие регулирования 151

Приложение Б. Процесс банковского регулирования 152

Приложение В. Понятие банковского надзора 153

Приложение Г. Цель и задачи содержательного (риск -

ориентированного) надзора 154

Приложение Д. Сравнительная характеристика зарубежной и

российской практики работы института кураторов 155

Приложение Е. Количество действующих кредитных организаций

и их зарегистрированный уставный капитал за период

на 01.01.2002 -  2010 гг. 156

Приложение Ж. Регистрация и лицензирование кредитных

организаций за период 2001 - 2010 гг. (на начало года) 157

Приложение И. Концентрация активов кредитных организаций

на 01.01. 2002 – 2010 гг. 158

Приложение К. Концентрация пассивов действующих кредитных

организаций на 01.01. 2002 - 2010 гг. 159

Приложение Л. Финансовые результаты деятельности кредитных

организаций за период 2002 - 2010 гг. (на начало года) 160

Приложение М. Анализ структуры проверок кредитных

организаций, проведенных Центральным Банком Российской Федерации

по округам в 2002 - 2007 гг. 161

Приложение Н. Процент выполнение плана проверок кредитных

организаций по округам Российской Федерации за 2002 – 2007 гг. 162

Приложение П. Структура мер воздействия, примененных ЦБ

к кредитным организациям – нарушителям за 2002 - 2009 гг.. 163

Приложение Р. Положительные и отрицательные факторы

введения института кураторов в надзорную банковскую практику России 164

Приложение С. Основные инструменты пруденциального

банковского надзора 165

Приложение Т. Показатели оценки финансовой устойчивости

банков 167

Введение

Российская практика реализации механизма содержательного надзора столкнулась с объективными препятствиями в эффективном применении рекомендуемых банковским сообществом методов, инструментов, форм, институциональных основ, принципов, стандартов управленческих решений.

Процесс глобализации постоянно вносит коррективы в идеологию ведения банковского бизнеса, в определение регулятивных требований и общепризнанных критериев безопасного функционирования кредитных организаций, построения системы норм и правил во взаимоотношениях управляющей и управляемой подсистем.

Экономические кризисы конца ХХ и финансовый – начала ХХI столетия свидетельствуют, что в мире усиливается влияние негативных факторов на сущностные основы развития банковской сферы, адекватно этому усугубляются противоречия во взаимодействиях реального и финансового секторов.

Для российских банков финансовые кризисы 1998, 2004— 2009 гг. обнажили ряд внутренних проблем в системе корпоративного управления и как следствие – слабость в управлении рисками, низкую диверсификацию их, а также вскрыли недостатки в процессах реализации стратегии содержательного банковского надзора.

Решение этих проблем носит комплексный характер. Здесь необходим конструктивный взгляд как с позиции нового понимания миростроения, так и объективности изменений, обусловленных динамикой производства, финансовым состоянием субъектов хозяйствования и социальным развитием общества.

Исходя из этого организация надзорной деятельности, имманентно отвечающая внутренним и внешним потребностям и регулятивным требованиям эффективного ведения банковского бизнеса, все больше должна сосредотачиваться на исполнении механизмов и инструментария, которые в рамках полномочий и ответственности Центрального банка способствовали бы формированию действенной прогрессивной банковской системы, оптимизации ее институциональной структуры, инициировали бы реструктуризацию банковской сферы в соответствии с перспективными изменениями в экономическом развитии страны.

Международная практика продвижения подобных задач уже выработала приемлемые организационные и методические подходы, правовые соглашения, имплементация которых в российских условиях потребует изменений в действующем законодательстве, процедурах и регламентах банковского регулирования и надзора. Последние следует рассматривать в приоритетном порядке, ибо правила построения взаимоотношений по поддержанию активного диалога между банками и органами надзора для принятия быстрых и решительных действий будут способствовать минимизации потерь в банках и поддержанию устойчивости банковского сектора в целом.

Одна из задач в реализации такой модели надзора – построение взаимодействия на принципах сотрудничества и партнерства. В этом направлении уже наметились тенденции. Реальная перспектива лежит в области совершенствования деятельности института кураторов и повышения его ролевой функции, в применении так называемого риск-ориентированного надзора. Являясь качественным этапом развития надзорной деятельности, разработка стратегии института кураторов требует формирования обширной теоретической основы и значительных прикладных исследований. В то же время созданная база позволяет выделить критериальные признаки, новые параметры управленческого воздействия на объекты надзора, определить цели, задачи процесса реализации полномочий кураторов, базирующихся на партнерских принципах, а также обозначить пути практического применения данного механизма в контексте российской специфики.

Указанные проблемы формируют актуальность, теоретическую и практическую значимость диссертационной работы, целеполагание и инструментарий исследования.

^ Степень научной разработанности проблемы. Вопросы теории банковского дела институциональной организации финансовых и банковских структур в глобализирующих экономиках, методологии управления, регулирования, построения надзора на макро-и микроуровнях нашли своё отражение в трудах отечественных и зарубежных учёных: О.Н.Антиповой, И.А.Бланка, Р.Ж. Байбулатова, С.В. Батырева, А.Г.Братко, В.П.Беляева, Л.И.Вотинцевой, Э.Н.Василишена, Ю.С.Голиковой, А.А.Козлова, В.И.Колесникова, М.А.Котлярова, А.С. Кутузовой, О.И. Лаврушина, А.В.Молчанова, М.Р.Оленичевой, Ю.В.Рожкова, В.В.Рудько-Силиванова, А.Ю.Симановского, М.И.Сухова, А.В.Улюкаева, В.М. Усоскина, Н.В. Фадейкиной, Е.Б. Ширинской, Г.Н.Щербаковой, Э.Дж. Долана, Н. Дугласа, У. Гулда и др.

Проблемам банковских рисков, риск-менеджмента и риск-ориентированного надзора посвятили свои труды: Д.Л.Антропов, Г.П.Бортников, С.В. Власов, И.Ф. Готовчиков, Л.В. Давыдов, С.В. Дубова, Е.А. Еленевская, С.М. Игнатьев, Л.В. Лямин, Р.Х. Марданов, А.В.Маслов, И.Д.Мамонова, Г.Мелирьян, В.А.Поздышев, В.А.Сафонов, Ю.А. Соколов, Т.Г.Туманова, А.М.Тавасиев, К.Р.Тагирбеков, А.И.Фисенко, Г.Г.Фетисов, Н.В.Фотиади.

Заметный вклад в изучение вопросов банковского надзора и регулирования в трансформирующейся экономике внесли зарубежные учёные: Х. Вагенер, Э.Майр, Х.У. Деринг.

Исследования данных авторов позволили сформулировать теоретическую, методологическую и методическую основу современной системы регулирования и надзора в экономиках различного уровня.

Однако теоретические аспекты банковского надзора как компонента банковского регулирования и, связанные с этим вопросы формирования собственной цели, задач, предмета, объекта и механизма надзора, а также положения, касающиеся определения особенностей функционирования системы надзора при реализации стратегии содержательного (риск-ориентированного) надзора представлены в литературе достаточно ограниченно. Данные обстоятельства предопределили актуальность выбранной темы и обусловили постановку цели и задач диссертационного исследования.

^ Цель диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования состоит в научном обосновании и разработке методологических подходов и организационных аспектов деятельности института кураторов на принципах партнёрства в системе механизма содержательного надзора Банка России.

В соответствии с целью в диссертации были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать предпосылки и особенности формирования элементов системы содержательного пруденциального надзора и выявить основные изменения и факторы, способствующие планомерному реформированию системы банковского надзора.

  2. Уточнить дефиницию «институт кураторов» с позиции определения его современных сущностных характеристик и места в системе содержательного банковского надзора.

  3. Сформулировать принципиальные положения, организационные условия, базовые критерии развития института кураторов как одного из элементов механизма превентивного надзора за состоянием и деятельностью кредитных организаций.

  4. Уточнить и дополнить параметры, выделить характерные формы организации института кураторов и конкретизировать ролевую функцию куратора в реализации концепции риск-менеджмента в системе содержательного надзора.

  5. Предложить механизм и организационные условия применения в практике содержательного надзора принципов и форм партнёрства в деятельности института куратора. Обосновать и раскрыть регламент партнерского взаимодействия куратора с поднадзорными объектами, не нарушая нормативных правил и требований надзорного органа.

  6. Определить систему критериев комплексной оценки результатов содержательного надзора с учётом усиления роли кураторов.

^ Объектом исследования выступают процессы регулирования и надзора деятельности кредитных организаций в современных условиях. Углублённый анализ объекта проводится на примере системы содержательного пруденциального надзора Банка России.

^ Предметом исследования являются инструментарий содержательного надзора и механизмы реализации требований надзорных органов посредством кураторства.

^ Область исследования. Тема и содержание диссертационного исследования соответствует п. 11.11 «Система банковского надзора и её элементы. Принципы эффективного банковского надзора и их реализация в России. Методология и методика осуществления банковского надзора» паспорта специальности ВАК РФ 08.00.10— «Финансы, денежное обращение и кредит».

^ Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования предмета и объекта строятся на многообразии методов, приёмов, инструментов теории познания, что позволяет получить новые знания о характере, особенностях, принципах, формах организации процесса регулирования и надзора в банковском секторе и трансформациях, сопровождающих глубинные изменения в системе управления и контроля. В частности, исследование опирается на теоретические методы: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия и моделирование, а также на применение научных подходов: диалектического, системного, содержательного, логического, сущностного, обобщённого.

^ Информационной базой диссертационного исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации и Банка России (ЦБ РФ), методические рекомендации и статистическая информация ЦБ РФ, рабочие документы и письма Базельского комитета по банковскому надзору, отчетная информация Банка России, раскрывающая особенности развития инструментария регулирования, экспертные опросы специалистов территориальных учреждений ЦБ РФ. Методические разработки надзорных органов зарубежных стран, научные, методические, учебные издания отечественных и зарубежных ученных, справочная литература, материалы конференций, форумов, конгрессов, данные аналитических агентств.

^ Наиболее существенные научные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:

1) сформулированы современные задачи формального и содержательного надзора, что позволило выделить целевое направление в совершенствовании элементов содержательного надзора, на основе которого раскрыто и уточнено понятие института кураторов Банка России;

2) исследованы факторы и выявлены причины, сдерживающие эффективную адаптацию зарубежного опыта построения института кураторов к российским условиям и правилам регулирования и надзора;

3) на основе объективной динамики основных критериев развития кредитных организаций и экспертной оценки специалистов банковского сектора сделан вывод о возможности ускоренного перехода к риск-ориентированному надзору, посредством конкретизации функций и полномочий кураторов в проведении надзорных процедур и принятии оперативных управленческих решений на превентивном уровне;

4) обоснованы организационно-методические решения, нацеленные на институт кураторов как наиболее результативный инструментарий современного содержательного надзора, и предложен регламент надзорных процедур со стороны куратора в сфере подхода к дифференциации режимов надзора за поднадзорными объектами.

^ Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании новых теоретических и разработке методических положений, имеющих существенное значение для развития стратегии и механизмов института кураторов в системе содержательного банковского надзора в Российской Федерации.

К числу основных научных положений и результатов, определяющих новизну диссертационного исследования, относятся следующие:

1. Уточнена ролевая функция кураторов в системе инструментов содержательного банковского надзора, получено приращение научного знания в раскрытии категории понятия «институт кураторов» как партнера в реализации надзорных задач Банка России.

2. Обоснованы организационные изменения в построении правил взаимодействия куратора с поднадзорным объектом, которые позволяют превентивно и оперативно обеспечивать решение управленческих задач в области минимизации потерь кредитной организации.

3. Уточнены и разработаны элементы механизма содержательного надзора за счёт выделения общих и специальных основополагающих правил и введения новых принципиальных основ рыночной адаптации, оперативности (своевременности), координации и планомерности.

4. Определены функциональные признаки и сформулированы принципы деятельности института кураторов, лежащие в основе комплексной оценки результативности содержательного надзора, осуществляемой куратором-партнером.

^ Теоретическая значимость работы заключается в развитии и углублении теоретических основ банковского надзора и регулирования, научных аспектов его организации. Полученные результаты и выводы ориентированы на разработку методов реформирования банковского надзора, исходя из воспроизводственного подхода к сущности контроля. Методические основы банковского регулирования и надзора, содержащиеся в работе, вносят определённый вклад в процессы совершенствования надзорной деятельности Банка России.

^ Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве методологической основы совершенствования банковского надзора и регулирования в условиях развития финансовой системы страны. Выводы, обобщения и практические рекомендации, сформулированные в диссертационной работе в части надзора за деятельностью кредитных организаций на территории Российской Федерации, являются новыми, они дополняют исследования и практические разработки в данной области.

^ Апробация научных результатов. Основные положения диссертационного исследования изложены в материалах международных и межвузовских научно-практических конференций, в том числе: «Современные проблемы и перспективы развития финансовой и кредитной сфер экономики России ХХI века» (г. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2007—2008гг.), «Финансовые и денежно-кредитные проблемы современной экономики: материалы заочной научно- практической конференции» (г.Барнаул, 2007г.), «Потенциал развития России ХХI века: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции» (АНОО «Приволжский Дом знаний», 2007г.), «Международная научно-практическая конференция: Современные проблемы региональной экономики управления и юриспруденции» (г. Мурманск: МГТУ, 2008г.), в научном и общественно-политическом журнале /«Азиатско-Тихоокеанский регион: Экономика; Политика; Право (г. Владивосток: Издательство Дальневосточного Государственного университета, 2008г.), в Вестнике Владивостокского государственного университета экономики и сервиса «Территория новых возможностей» (г. Владивосток 2009 г.), в сборнике «Интеллектуальный потенциал вузов — на развитие Дальневосточного региона» профессорско-преподавательского состава и аспирантов Владивостокского университета экономики и сервиса и обсуждались ежегодно на заседаниях кафедры «Финансы и налоги» Владивостокского университета экономики и сервиса в 2007—2011гг.

Публикации. Основные выводы и положения, содержащиеся в диссертации, изложены автором в 8 статьях общим объемом 2,76 п.л., (лично автора — 2,46 п.л.), в том числе две из них опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ (в объеме 1,3 п.л.).

^ Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 231 наименования. Объем диссертации составляет 175 страницы машинописного текста, и включает в себя 18 таблиц, 12 рисунков и 16 приложений.


1. Теоретические аспекты содержательного банковского надзора и механизм его действия

1.1. Современные концепции и стратегии развития надзорной системы в банковском бизнесе

Банковский сектор экономики — один из важнейших объектов государственного регулирования. Исполнение функций последнего, как правило, законодательно возлагается на специальные институты, организационно-правовая форма и социальный статус которых объективно формируются под воздействием как национально-исторических предпосылок развития системы государственного управления в целом, так и особенностей структурно-институционального построения кредитной сферы. В большинстве стран банковское регулирование и надзор осуществляют общественно-правовые институты. Между тем стержневым элементом современной системы регулирования деятельности кредитных организаций выступают центральные банки [166, с. 101].

Россия относится к числу тех государств, где монопольное право и широкие полномочия в области принятия, реализации и контроля нормативно-законодательных, институциональных, методологических основ системы государственного регулирования и надзора деятельности банковских организаций возложены на Центральный банк. Экономическая глобализация объективно корректирует действующий инструментарий системы банковского регулирования и надзора, обусловливая необходимость постоянной адаптации к изменяющимся экономикам и требованиям международного банковского сообщества. Кроме того, трансформации в экономическом базисе влекут глубинные изменения во взаимоотношениях субъектов управления. В российской экономике развивающегося типа такие изменения, попадая на неадекватную институциональную и нормативную основу, провоцируют обострение противоречий как в системе организации институтов власти и управления субъектами хозяйствования, так и в подсистемах государственного банковского регулирования и надзора.

Нами выдвинута гипотеза о том, что предпосылки негативных тенденций в создании эффективного и гибкого механизма регулирования и надзора изначально заложены и воспроизводятся в секторе организационно-правового и методологического направления. Для разрешения этого предположения мы отталкиваемся от раскрытия имманентных функций и сущностных характеристик категорий «регулирование» и «надзор», определив общее и особенное, факторы и принципы взаимообусловленности и целеполагание в осуществлении ключевой задачи, которая обусловлена общественной ролью банковского сектора в экономическом воспроизводственном развитии.

В научной литературе и официальных документах функции регулирования банковской деятельности представлены в следующих аспектах (Прил. А):

  1. сознательное воздействие, необходимое для обеспечения наилучшего функционирования системы [152, c. 671];

  2. управление, обеспечивающее функционирование управляемых про­цессов в рамках заданных параметров [51, c. 833];

  3. сознательное нерыночное централизованное воздействие государства на систему рыночных отношений [65, c. 13];

  4. система мер, с помощью которых государство через центральный банк занимается обеспечением стабильного и безопасного функциониро­вания банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций [43, с. 440];

  5. разработка, и издание уполномоченными учреждениями конкретных правил или инструкций, базирующихся на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковского дела [163, с. 139];

  6. активное, упорядочивающее воздействие на деятельность кредитных организаций с помощью различного рода инструментов и методов [51, с. 833];

7) комплекс законов и система мер, посредством которых государство через уполномоченный орган осуществляет воздействие на второй уровень банковской системы (кредитные организации) с целью обеспечения его стабильного и устойчивого функционирования в рамках общей экономической системы, а также защиты интересов кредиторов и вкладчиков [207, c. 15].

Контент-анализ дефиниций показал, что принципиальным в банковском регулировании является наличие государственного органа – субъекта регулирования в лице Центрального банка, воплощающего сознательное внешнее воздействие на объект, т.е. на совокупность кредитных организаций в интересах упорядочивания, налаживания, предотвращения дестабилизирующих тенденций. Отсюда вытекает, что банковское регулирование – это механизм, приводящийся в действие, системой законов, норм, правил, имеющих комплекс специфических инструментов, методов, приёмов для целенаправленного воздействия на управляемый объект с целью приведения и поддержания его состояния и развития на безопасном для общественно-экономического сообщества уровне (Приложение Б).

Исходя из выше сказанного, можно выделить критериальные признаки банковского регулирования:

    • сознательное внешнее воздействие на банковскую деятельность;

    • наличие государственного, уполномоченного органа – Центрального банка;

    • отражение специфики банковского дела;

    • целенаправленное достижение устойчивости, поступательного развития и безопасности кредитных институтов;

    • установленное и обязательное соблюдение контрольных параметров и нормативов с ориентацией на минимизацию рисков;

    • наличие системы превентивных и корректирующих мероприятий.

Последние два признака формируют основу пруденциального банковского надзора, назначение которого состоит в проведении комплекса регулятивных мер предупредительного и оперативно-тактического характера с целью установления отклонений в результатах деятельности кредитного института от установленных требований и параметров функционирования.

Установление регулятивных рамок функционирования кредитных институтов обусловлено, прежде всего, необходимостью предотвращения распространения системного риска, включающего механизм контроля последовательных, предупредительных, оперативных мер и методов к кредитным институтам, направленных на обеспечение стабильного функционирования всей банковской системы [208, c. 366].

Термин «пруденциальный» позаимствован из западной практики и в переводе с английского означает «осторожный, осмотрительный, мягкий, благоразумный» ( prudential- благоразумный) [73].

Для уяснения сущности банковского надзора обратимся к изначальному лексическому толкованию термина «банковский надзор» и тем понятиям, к которым апеллирует современная экономическая литература (Приложение В):

1) совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми (официально опубли­кованными) процедурными нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов [207, c. 13];

  1. наблюдение как «преднамеренное и целенаправленное» восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях [209, c. 283];

  2. одна из форм деятельности государственных органов по соблюдению законности [50, с. 208];

  3. деятельность органов государственного управления по контролю за соблюдением установленных государственной властью мер в целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений законности в отдельных областях управления [50, c. 219];

  4. разновидность ведомственного контроля за деятельностью коммерческих банков и кредитных учреждений [163, c. 56];

  5. комплекс взаимосвязанных мер, направленных на поддержание стабильности, прочности и целостности кредитно-финансовой системы, обеспечение бесперебойного, эффективного и надежного функционирования кредитно-финансовых рынков, а также призванных защитить интересы кредиторов и вкладчиков, размещающих свои средства в различные финансово-кредитные институты [35, с. 5];

  6. наблюдение с целью присмотра, проверки, а также орган, группа лиц для наблюдения за чем-либо, за соблюдением каких-либо правил [152, с. 67];

  7. надзор для обозначения органов, уполномоченных вносить изменения в деятельность банков, которая будет найдена неправильной [192, c. 21];

  8. совокупность способов, методов и механизмов осуществления регулирования и контроля за деятельностью кредитных организаций в целях соблюдения ими действующих правовых норм и целевых установок [207, c. 21].

Приведённые характеристики, на наш взгляд, недостаточно полно раскрывают содержательную сторону банковского надзора и его специфические черты, т.е. такие особенности надзорной деятельности, которые отличают его от категорий «контроль» и «ревизия».

Мы, в свою очередь, разделяем, мнение Котлярова М.А., рассматривающего банковский надзор как «систему мер, при которой органы надзора, опираясь на требования законодательства, обеспечивают стабильность работы кредитной организации, не вмешиваясь в ее оперативную самостоятельность до момента появления потенциальной или реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков [120 c. 21].

Логика наших рассуждений позволяет утверждать, что надзор – это не самоцель. Надзор нужен для того, чтобы заставить или побудить кредитную организацию изменить в нужном направлении параметры своей деятельности и соответственно ее результаты в случае, если неприятие таких мер может иметь негативные последствия для самого банка, его клиентов и вкладчиков, для банковской системы в целом.

Отсюда сущность банковского надзора состоит в организации системного, непрерывного наблюдения за действиями кредитной организации соответствующим принятым законам и нормативным актам, регулирующим банковский бизнес. Необходимость банковского надзора определяется особенностями предмета деятельности коммерческих банков, которые работают главным образом на основе привлеченных денежных средств населения и субъектов хозяйствования. Поэтому важно обеспечить защиту средства вкладчиков от потерь. В ряде случаев банковское дело подвергается опасности системного риска, что требует надзора в режиме мониторинга за уязвимыми банками.

Приведенные доводы позволяют утверждать, что невозможно построить действенную систему банковского регулирования без адекватной ей по целям, задачам и функциям системы пруденциального банковского надзора.

Целеполагание последней состоит в следующем:

  1. защита интересов мелких вкладчиков от неэффективного управления и мошенничества;

  2. поддержание стабильности банковского сектора посредством предотвращения «системных рисков» банков;

  3. проведение комплекса мер по корректировке и сдерживанию негативных макроэкономических последствий: сокращение денежной массы, крах платёжной системы, крупные и непредвиденные правительственные обязательства;

  4. защита страхового фонда (фонда страхования депозитов) или других фондов, созданных при участии государства, от потерь в тех странах, где созданы национальные системы страхования депозитов или осуществляются другие меры по защите банковских вкладов [215, c. 20].

Таким образом, главная задача пруденциального банковского надзора – своевременное реагирование на нарушения и негативные тенденции в деятельности банков для упрочения их финансового положения и поддержания устойчивости и надежности каждого банка и банковской системы в целом.

Однако экономическая сущность пруденциального банковского надзора раскрывается достаточно цельно и полно в реализации его функций и форм их проявления:

  • превентивная функция – предполагает обеспеченность надзорного органа регулятивными нормами и требованиями к кредитным институтам, достаточными для того чтобы формировать и поддерживать стабильность банковской системы (деятельность по минимизации рисков в работе банков)[208, с. 367];

  • сигнализирующая функция - выражается в способности обладать диагностическим инструментарием, позволяющим своевременно выявлять негативные тенденции в деятельности банков и принимать меры надзорного реагирования [208, c. 367];

  • контрольная функция - призвана выявлять отклонения в соблюдении регулятивных норм и требований, причины их возникновения, оценивать эффективность действий надзорного органа и кредитного института по предотвращению возникающих проблем [208, c. 367];

  • функция нейтрализации (защитная) - позволяет защитить кредитную систему (банки и кредитные учреждения) от неблагоприятных внешних и макроэкономических объектов и воздействий (мероприятия по поддержке национальных валют, антиинфляционные меры, жесткий отбор и ограничения деятельности допускаемых на национальный рынок внешних конкурентов и т.д.) [60, c. 152];

  • функция поддержки и восстановления (оперативная) - даёт возможность поддержать конкретные банки или группы банков или кредитных учреждений в экстремальных критических ситуациях, вызванных объективными причинами или политическими и макроэкономическими, а также внешними факторами [58, c. 152].

Банковский надзор выступает наиболее значимым элементом всей совокупности надзорных функций, выпол­няемых Банком России, и осуществляется им главным об­разом, на основании двух федеральных законов: «О Цен­тральном банке Российской Федерации (Банке России)» [3] и «О банках и банковской деятельности» [4], а также на основе многочисленных нормативных актов, издаваемых самим Банком России в соответствии с действующим законода­тельством.

Основными действиями, Банка России в сфере банковского надзора, являются:

–– анализ и оценка финансового состояния кредитных организаций;

–– проверки за соблюдением кредитными организациями требований действующего законодательства и нормативных актов, регулирующих как специально банковскую деятельность, так и в более широком контексте деятельность банков как субъектов гражданско-правовых отношений;

–– применение в соответствующих случаях мер надзор­ного реагирования (корректирующих мер) предупреди­тельного и при необходимости принудительного характера (включая требования об устранении недостатков в деятельности, штрафные санкции, ограничение правоспособности кредитной организации, требование о замене руководите­лей, введение временной администрации, отзыв лицензии).

К вспомогательным (обеспечивающим) действиям относятся издание документов, определяющих выше­упомянутые процедурные нормы (например, в сфере лицензирования, учета, отчетности, применения мер надзорного реагирования), уровни рисков, приня­тие которых банками считается допустимым, и т.д.

Не­обходимость в подготовке и издании нормативных актов обусловлена тем обстоятельством, что непосредственно законодательство не обеспечивает формирования все­объемлющего правового поля, которое требуется для осуществления полноценного банковского надзора.

В классическом варианте банковский надзор включает два основных компонента:

–– лицензирование и согласование изменений структуры кредитной организации;

–– надзор за повседневной деятельностью кредит­ных организаций (ongoing banking supervision)текущий надзор.

Текущий надзор, в свою очередь, состоит из двух эле­ментов:

а) офсайт надзора (англ. off-site surveillance – надзор вне места) – надзор за соблюдением установленных требований, проводится без выхода в банк. Синонимами этому понятию являются дистанционный и документарный надзор. Наиболее распространенная форма офсайт надзора – получение и анализ банковской отчетности;

б) онсайт надзора (англ. on-site examination – проверка на месте) – надзор, осуществляемый непосредственно в банке. Получил широкое распространение в форме проведения инспекционных проверок кредитных организаций.

В России, как и в некоторых странах с формирующейся банковской системой, надзор включает третий компонент – санирова­ние и контроль за процедурами ликвидации кредитных ор­ганизаций, лишенных лицензии [191, с. 14]

Сопоставление содержательных характеристик категорий «регулирование» и «надзор», а также сравнение общих и специфических черт банковского надзора раскрываются в следующем:

  • осуществляется уполномоченным органом и в границах очерченных регулированием; исключает вмешательство в оперативную самостоятельность поднадзорного объекта;

  • содержательно реализуется в проверке соблюдения поднадзорными субъектами норм, стандартов и принципов, заданных в рамках регулирования, выявлении рискообразующих факторов, анализе и прогнозировании рисков микро - и макроуровня, оценке адекватности принятия рисков, выявлении нарушений и дестабилизирующих тенденций, обосновании применения мер воздействия;

  • направлен на объективную оценку соответствия деятельности банков установленным нормам, стандартам и принципам для информационного обеспечения банковского регулирования.

Таким образом, банковское регулирование и банковский надзор вытекают из специфики банка как хозяйствующего субъекта, особенностей функционирования и роли банковской системы в экономике. Необходимо разделять понятия «банковский надзор» и «банковское регулирование». Банковский надзор является этапом в процессе банковского регулирования, имеет характерный инструментарий, процедуры и собственные целевые установки, через достижение которых реализуется цель банковского регулирования как задача более высокого порядка. Соотносясь как целое и часть, регулирование и надзор различаются по постановке задач, по содержанию исполнительных функций, объектом, предметом. Эти особенности определяют место и назначение банковского надзора в системе регулирования деятельности коммерческих банков.

Теоретическое обоснование комплекса инструментов и рычагов банковского регулирования и надзора особенно актуализировалось в связи трансформацией формального банковского надзора в содержательный надзор. Углубление взаимоотношений экономических агентов, как на внутреннем, так и внешнем рынке обусловливает сопровождение таких связей надёжным банковским обслуживанием, основополагающим правилом которого является соблюдение кредитными организациями принципов регулирования.

Следует отметить, что подстёгивающим фактором в ужесточении правил регулирования являются кризисы. Так, после кризисного периода 1998 г. оптимизация надзорных функций Банка России стала определяться как «смещение фокуса с формальной оценки количественных параметров на глубокую профессиональную, качественную и своевременную диагностику» [27]. Первостепенное значение приобретает право Банка России на профессиональное суждение при оценке бизнес-перспектив деятельности кредитной организации, анализа финансовой устойчивости, качества внутреннего контроля и корпоративного управления. Предполагалось, что изменение процедур взаимодействия Центрального банка с кредитными институтами повлечёт повышение функциональной отдачи банковского надзора и его ориентацию на реальные риски в банковской деятельности. Организационно и методически это решение было возможно на основе регулирования, отвечающей задачам риск-ориентированного надзора.

Как отмечалось нами ранее, банковский надзор имеет две составляющие – надзор за формальными требованиями, заданными регулятором (количественные и качественные), и надзор за соблюдением общепризнанных стандартов и принципов, регулирующих адекватность принятия рисков банками. Эти две стороны надзора являются взаимодополняющими. Невозможно осуществлять эффективное регулирование без установления формальных требований (например, обязательные нормативы, наличие обязательных внутрибанковских положений и методик). При этом нельзя ограничиваться только надзором за соблюдением формальных требований, без дополнения его оценкой рисков и их адекватного принятия как для единичного взятого банка, так и для банковской системы в целом. В итоге степень «риск-ориентированности» надзора будет определятся в соотношении этих двух компонентов [98, с. 9].

Концепция основанного на риске надзора (risk based supervision) получила развитие с 1997 г., претерпев в 2006 г. пересмотр согласно Базельским принципам, предусматривающим распределение ресурсов с учётом рисков, принятых отдельными банками и банковскими группами.

Изменения, внесенные в текст указанных принципов, направлены на закрепление концепции риск-ориентированного надзора, усилено значение контактов надзорных органов с руководством банка, подчеркивается важность осуществления надзорным органом оценок рисков, принимаемых банковским сектором в целом, и тенденций их изменения. Большое значение также придаётся необходимости сосредоточения ресурсов надзора на сферах деятельности банка, связанных с принятием повышенного риска [116, с. 7].

В рамках данной концепции специалистам надзорного органа предлагается использовать инструментарий и подходы, применяемые в практике риск-менеджмента в организациях. Это отнюдь не означает про­паганду вмешательства надзорных подразделений в процесс корпоративного управления кредитных организаций. Концепция риск-менеджмента предполагает осуществление надзорным органом независимой идентификации и оценки рисков поднадзорных субъектов, их постоянного мониторинга и оценки качества систем управления рисками.

Определяющее назначение риск-ориентированного надзора состоит в создании эффективного механизма предупредительных действий надзорного органа и поднадзорного субъекта с целью совместного и своевременного пресечения рисков, имеющих разрушительный характер, как для единичного объекта управления, так и банковской системы. Принятие банком такой идеологии надзора, и естественно, соблюдение адекватных требований регулятора однозначно будут способствовать правилам разумной политики по управлению деятельностью банка и обеспечению устойчивости кредитной организации в будущем.

Отсюда базовыми компонентами риск-менеджмента всё больше выступают: развитие новых прогрессивных тех­нологий оценки и управления рисками; дифференциация режима надзора; транспарентность и оперативность в раскрытии информации о качестве управления рисками, в выявлении и устранении причин нестабильности в банковском секторе.

По мнению экспертов, следование данной концепции, закрепленной в нормативных документах, могло бы «если не предотвратить, то существенно снизить последствия финансового кризиса 2007 – 2008 гг. на западных рынках. Это позволило бы до наступле­ния наиболее негативных проявлений более точно оценить риски, связанные с использованием отдельных финансовых инструментов банками, а также создать основу для своевременного предъявления требований по увеличению размера капитала до соответствующего (превышающего) имеющийся уро­вень рисков» [134, с. 25].

В рамках требований международного банковского сообщества прописанных в Базеле, российская система банковского регулирования и надзора проводит меры, усиливающие качественные аспекты надзорной деятельности:

  • система раннего реагирования и комплексная оценка деятельности кредитных организаций;

  • реальная оценка рисков с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций, так называемое профессиональное суждение. Последнее предполагает, в частности; более широкое использование института кураторов кредитных организаций [27].

Анализ, имеющийся практики показывает, что эффективность риск-ориентированного надзора основывается на учёте подлинных условий действительности, факторов, соответствующих целям и задачам, имманентным данному кредитному институту или данной банковской системе. Ниже приведены составляющие черты и различия, имеющие место в формальном и содержательном надзоре (табл. 1).

Таблица 1 – Сравнительная характеристика формального и содержательного банковского надзора


Формальный надзор

Содержательный (риск-ориентированный) надзор

1) не учитывает заданный уровень норм функционирования, регулярную обратную связь с объектом управления, психологию и реакцию проверяемых;

2) оценка деятельности объекта эпизодическая по выборочным показателям;

3) применение в оценке надзираемых показателей;

4) применение в оценке информации об объекте после наступления факта риска.

1) обеспечивает заданный уровень норм функционирования и обладает обратной связью с объектом управления;

2) осуществляет регулярную и комплексную оценку состояния объекта, несет в себе прогнозный, перспективный характер оценки;

3) использует точные и объективные измерители оцениваемых показателей;

4) обладает возможностью получения достоверной информации с объекта прогнозного и превентивного уровня.

Оценка характерных черт свидетельствует, что содержательный надзор предусматривает запас ресурсов, которые могут быть своевременно направлены на исп­равление положения, устранение узких мест. Этот вид надзора имеет перспективную составляющую и обеспечивает органы управления информацией о предстоящих ситуациях, т.е. содержит элемент предвидения, что позволяет своевременно корректировать действия. Риск-ориентированный надзор направляет внимание руководителей на достижение запланированной цели в изменяющихся условиях. В широком смысле, это система, которая затрагивает сущностные компоненты надзора, включая анализ отчетности, систему раннего предупреждения, надзорные системы классификации кредитных организаций по степени финансовой устойчивости, а также подходы к оценке системной устойчивости банковского сектора.

Таким образом, методологическое и организационное отличие надзора от имеющихся видов выражается в наличии инструментов и методов, позволяющих отойти от формальной оценки количественных параметров деятельности кредитных организаций и реализовать глубокую профессиональную своевременную качественную диагностику.

Основные задачи, которые вытекают из такой постановки организации надзора, состоят в следующем:

  • получение оценки деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования к ним, исходя из содержания реальной характеристики выявленных или потенциальных рисков, снижающих устойчивость кредитных организаций;

  • расширение полномочий Банка России в получении от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов, их владельцев достоверной информации, позволяющей составить исчерпывающее представление о деятельности организации и качестве её управления (Приложение Г).

Таким образом, риск-ориентированный надзор обладает рядом преимуществ, которые обеспечивают ему высокую эффективность как инструмента управления и прогноза:

  • позволяет надзорному органу оценивать общую устойчивость банка к рискам в настоящем и прогнозировать потенциальные риски банка в будущем, обеспечивая тем самым как текущую, так и перспективную оценку соответствия банка надзорным требованиям;

  • обеспечивает широкое признание важности роли руководства банка и роли принятых в банке процедур, что позволяет органу банковского надзора своевременно реагировать на выявленные проблемы путем рекомендаций и корректирующих мер;

– уменьшает нагрузку на надзорный орган, поскольку даёт возможность избежать многоуровневых и всесторонних внутренних проверок, осуществляемых как самим банком, так и надзорным органом, на предмет соответствия нормам и требованиям, концентрируясь лишь на проверке операций, несущих в себе повышенный риск.

Реформирование надзорной деятельности в России осуществляется планомерно, практически весь период после кризиса 1988 г. За это время усовершенствована методическая база, отработана система обмена информацией с поднадзорными субъектами как в режиме on-line, так и в форме предварительного или последовательного оповещения через средства массовой информации и специздания Банка России. Приведена нормативно-правовая база в соответствие с целями и принципами риск-ориентированного банковского надзора.

Вместе с тем надзорные процедуры Банка России не окончательно усовершенствованы. Причины тому имеют объективные и субъективные окраски.

По нашему мнению, требуют своего первоочередного разрешения, прежде всего:

  • минимизация субъективизма регулирующих органов при оценке рисков и качества управления в коммерческих банках;

  • неготовность кредитных организаций к адекватной оценке принимаемых на себя рисков;

  • несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы по принципиальным аспектам надзора;

  • неотработанность организационных аспектов при применении формального и содержательного надзора.

Последнее наиболее ярко проявляется в деятельности многих территориальных учреждений Банка России, которые должны своевременно и оперативно выявлять ранние признаки проблемности коммерческих банков и в соответствии с этим предъявлять к ним требования по осуществлению мер, обеспечивающих стабилизацию финансового состояния. Между тем надзор трансформирован в ревизионно-бухгалтерскую деятельность с тщательным анализом представляемых коммерческими банками документов, поиском в них бухгалтерских ошибок, констатацией фактов прекращения кредитной организацией своей деятельности. Налицо явная подмена формального надзора неопределенным его видом.

На наш взгляд, наиболее актуальным становится вопрос корректировки и уточнения функций территориальных учреждений Банка России в проведении надзорного обследования. С этой целью может быть создана так называемая система быстрого реагирования в режиме «ОПЕР», которая должна включать в себя механизмы, дающие возможность еженедельно аккумулировать информацию с текущих, ежедневных балансов коммерческих банков. Кроме того, необходимо создание специального информационно-аналитического блока показателей статистической, финансовой, бухгалтерской отчётности, с помощью которой возможно оперативно реагировать на изменения в ликвидности и платежеспособности конкретного коммерческого банка.

Существующая система пруденциального надзора содержит ряд предпосылок к принципиальному преобразованию инструментария риск-ориентированного надзора. Речь идёт об институте кураторов, выполняющем в системе государственного регулирования и надзора особую миссию.

1.2. Сущностные характеристики и критериальные признаки функционирования института кураторов как инструмента надзорного органа

Во всех странах с рыночной экономикой банковский надзор занимает важное место в системе мер по обеспечению стабильности функционирования банковского сектора. Направления банковского надзора в разных странах практически одинаковые, существенные различия касаются главным образом его организации, правовой основы, используемых инструментов и технологий. Надзор создается для обеспечения стабильности кредитно-финансовой системы, бесперебойного эффективного и надёжного функционирования кредитно-финансовых рынков, а также для осуществления мер, призванных защитить интересы кредиторов и вкладчиков. В различных странах банковский надзор организован не одинаково. Сказываются исторические и экономические факторы [58, с 245].

Выделяются три типа надзорных систем, различающихся по организационной структуре (табл. 2).

К первому типу относится надзорная деятельность, полностью сосредоточенная в центральном банке. Это в Италии, Греции, Чехии, Словакии, Китае, Аргентине, Великобритании, Нидерландах, России.

Второй тип формирует так называемая смешанная система надзора, при которой функции надзора разделены между центральным банком и министерством финансов. Это в Японии, Испании, Канаде, США, Германии, Франции.

Третий тип, где органы надзора отделены от центрального банка. Такие системы имеются в Швеции, Дании, Люксембурге, Австрии, Норвегии.

Наличие разных типов надзорных систем вызывает постоянные дискуссии об их достоинствах и недостатках для обоснования оптимального варианта организации надзора [200, с. 53].
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты