Домой

Роль внутреннего аудита в повышении эффективности денежно-кредитной политики центрального банка




Скачать 397.43 Kb.
НазваниеРоль внутреннего аудита в повышении эффективности денежно-кредитной политики центрального банка
Дата17.05.2013
Размер397.43 Kb.
ТипАвтореферат
Содержание
I. общая характеристика работы
Степень разработанности проблемы.
Цель и задачи исследования.
Объект исследования.
Теоретическая, методологическая и эмпирическая база исследования
Положения, выносимые на защиту.
Научная новизна результатов исследования
Практическая и теоретическая значимость работы
Апробация и реализация результатов исследования
Структура диссертационной работы
Список использованных источников
В первой главе
Во второй главе
Таблица 1 Виды и объемы кредитов Банка России* ( млрд. руб.)
Глава 1.2. Виды кредитов, предоставляемых в порядке рефинансирования
Глава 1.5. Количество кредитных организаций, охваченных операциями по рефинансированию
Глава 2.2. Оценка правильности совершения процедур предоставления кредитов
Глава 2.4. Оценка адекватности системы внутреннего контроля за совершением операций рефинансирования
Глава 3.1. Рекомендации по совершенствованию положений нормативных актов, регламентирующих предоставление кредитов
Глава 3.4. Рекомендации по совершенствованию процедур и механизмов контроля за совершением операций рефинансирования
...
Полное содержание
Подобные работы:


На правах рукописи


Волчкова Марина Николаевна


РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА


Специальность 08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Москва, 2011


Работа выполнена на кафедре «Деньги, кредит, банки» ФГОУ ВПО «Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации».


Научный руководитель: доктор экономических наук

Воеводская Надежда Петровна


Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Рогова Ольга Леонидовна


кандидат экономических наук

Егорычева Ирина Николаевна


Ведущая организация: Академия экономической безопасности

Министерства внутренних дел Российской

Федерации


Защита диссертации состоится «28 » апреля 2011 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 226.001.01 при ФГОУ ВПО «Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации» по адресу: 101990, г. Москва, Малый Златоустинский пер., д. 7, стр.1 , ауд. 318.


С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации» и на сайте академии (www.abik.ru)


Автореферат разослан «28» марта 2011 г.


Объявление о защите и автореферат опубликованы на официальном сайте ФГОУ ВПО «Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации» http://www.abik.ru


Ученый секретарь

диссертационного совета, к.э.н Е.В. Галова


^

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В проводимой единой государственной денежно-кредитной политике России все большее значение приобретают вопросы повышения эффективности работы Центрального банка Российской Федерации (Банка России), поскольку центральный банк занимает особое место в экономике любой страны, являясь главным эмиссионным центром страны и «банком банков».

Среди задач, решаемых Банком России и связанных с реализацией Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», существенная роль отводится внутреннему аудиту, как самостоятельному направлению управленческой внутрибанковской деятельности.


Внутренний аудит в банковской сфере является для Российской Федерации относительно новым направлением менеджмента. Теоретическая база банковского внутреннего аудита ещё недостаточно разработана, а его организация практически не регламентируется в Российской Федерации соответствующими законодательными и нормативными актами.

В мировой практике внутренний аудит, наряду с внутренним контролем, становится неотъемлемым элементом организации деятельности банков. В развитых западных странах внутренний аудит постоянно совершенствуется и его функции давно вышли за пределы, ограниченные проверкой досто­верности отчетности и соблюдения действующего законодательства. В современных условиях это должны быть проверки надежности применяемых процедур управления рисками, анализ методологии и механизма применяемой оценки банковских рисков, оценка системы принятия управленческих решений по различным направлениям деятельности, соблюдение установленных внутрибанковских регламентов и процедур выполнения операций, а также проверка и оценка адекватности и эффективности самой системы внутреннего контроля.

Организация внутреннего аудита в банках становится объектом все возрастающего внимания Базельского комитета по банковскому надзору.

Учитывая особый статус центрального банка, многообразие и сложность осуществляемых им денежно-кредитных операций и их значимость для банковской системы и экономики в целом, требуется выработка современных теоретических и практических подходов к организации внутреннего аудита в центральном банке.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью теоретического уточнения содержания такой категории как внутрибанковский аудит, осмысления роли и места внутреннего аудита и его службы в системе управления центральным банком с учетом анализа и обобщения мирового опыта, а также потребностью решить ряд методических и практических задач, направленных на повышение роли внутренних аудиторов в процессе совершенствования деятельности Банка России.

^ Степень разработанности проблемы. В настоящее время наблюдается значительный дефицит информационного и методологического обеспечения по организации внутреннего аудита в центральных банках.

В целом в научных работах специфика внутреннего аудита, его сущность и место в системе управленческого контроля раскрыты пока недостаточно полно, ни в законодательных, ни в нормативных актах не содержится достаточно емкое и адекватное содержание категории банковского внутреннего аудита, не определены его цели и задачи. В связи с этим с учетом современного этапа развития экономики и применительно к российской банковской практике требуется внести уточнения и конкретизировать формулировку понятия внутреннего аудита, определить содержание, принципы организации и функции внутреннего аудита в центральном банке.

^ Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является разработка подходов по совершенствованию теоретических и организационно-методических основ внутреннего аудита Банка России, обеспечивающих усиление его роли в повышении эффективности проводимой денежно-кредитной политики, как одной из важнейших функций центрального банка.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

- сформулировать сущность и принципы организации внутреннего аудита в системе банковского менеджмента, а также принципиальные особенности организации внутреннего аудита в центральном банке;

- определить основные направления деятельности внутренних аудиторов в центральном банке с учетом международной практики;

- оценить роль внутреннего аудита в системе управленческих решений руководства центрального банка в интересах повышения эффективности проводимой Банком России денежно-кредитной политики;

- проанализировать действующую систему внутреннего аудита в Банке России в целях выработки конкретных предложений по совершенствованию внутреннего аудита и построению рациональной организационной структуры службы внутреннего аудита в Банке России;

- сформулировать рекомендации по совершенствованию организации внутренних аудиторских проверок в Банке России.

^ Объект исследования. Объектом исследования является организация и функционирование внутреннего аудита в Банке России.

Предмет исследования. Предметом исследования являются процесс управления деятельностью службы главного аудитора Банка России и пути оптимизации проведения аудиторских проверок по вопросам осуществления операций в области денежно-кредитной политики, внутренняя методологическая база, регламентирующая их проведение.

^ Теоретическая, методологическая и эмпирическая база исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили положения современной экономической теории, содержащиеся в работах ведущих зарубежных и отечественных ученых и специалистов, касающихся теории и практики организации внутреннего аудита. В процессе работы были изучены и проанализированы научные труды отечественных ученых и специалистов в области банковского дела, организации деятельности центральных банков и аудита, в том числе, работы Р.А. Алборова, Б.И. Алехина, В.Д. Андреева, Г.Н. Белоглазовой, В.И. Белоцерковского, А.М. Богомолова, В.В. Бурцева, С.М. Бычковой, Н.П. Воеводской, Ю.В. Воропаева, Е.В. Галовой, Н.А. Голощапова, А.Г. Грязновой, Е.М. Гутцайта, Ю.А. Данилевского, Е.Ф. Жукова, Н.М. Заварихина, Е.Р. Зимиусской, Л.Н. Красавиной, Г.В. Кулининой, О.И. Лаврушина, А.К. Макальской, О.В. Молоткова, И.Д. Мамоновой, В.Д. Новодворского, Г.С. Пановой, В.С. Пашковского, В.И. Подольского, Н.А. Ремизова, О.Л. Роговой, В.В. Скобары, А.М. Сонина, Л.В. Сотниковой, В.П. Суйца, Я.В. Соколова, А.А. Терехова, В.М. Усоскина, С.М. Шапигузова, А.Д. Шеремета, В.Н. Шенаева, З.Г. Ширинской и других.

В диссертации учтены результаты научных исследований зарубежных специалистов Р. Адамса, А. Аренса, М. Бениса, Ф.Л. Дефлиза, Г.Р. Дженика, Р. Доджа, Д. Ирвина, Д.Р. Кармайкла, Ж. Леворша, Э. Леклерка, Дж.К. Лоббека, В.М. О'Рейлли, Ж. Ришара, Р. Монтгомери, Дж.К. Робертсона, М.Б. Хирша, А. Чамберса, Г. Шарафа и других.

В ходе исследования были рассмотрены законодательно-правовые и нормативные акты в области аудита, российские и международные стандарты аудита, статистические данные Росстата и Банка России. В диссертации учтены рекомендации органов банковского регулирования и надзора (Базельского комитета по банковскому надзору), методические материалы Американского института дипломированных общественных бухгалтеров (А1СРА), Института внутренних аудиторов (IIA) с точки зрения их использования в российской практике.

При проведении исследования использовался практический опыт работы соискателя в подразделениях центрального банка, занимающихся вопросами реализации денежно-кредитной политики и осуществления внутреннего аудита.

В качестве методов исследования использовались системный подход к изучению проблем, общенаучные методы и приемы - научная абстракция, исторический и логический анализ теоретического и практического материала, синтез, группировка, сравнение, детализация и обобщение, аналитические процедуры и другие. Использованные методы исследования экономических явлений и обработки информации в своей совокупности позволяют обеспечить достоверность анализа и обоснованность выводов.

^ Положения, выносимые на защиту. В процессе диссертационного исследования сформулированы новые научные положения и рекомендации, включающие:

- уточнение понятия банковского внутреннего аудита и обоснование необходимости развития и совершенствования законодательной и нормативной базы организации российского банковского внутреннего аудита;

- обоснование специфики и особенностей организации внутреннего аудита в центральном банке;

- предложения по разработке ряда внутренних аудиторских стандартов;

- рекомендации по совершенствованию планирования проведения внутренних аудиторских проверок;

- подходы к стандартизации подготовки итоговых отчетов по результатам проведенных внутренних аудиторских проверок;

- предложения по оптимизации взаимодействия внутренних аудиторов центрального банка с внешним аудитором.

^ Научная новизна результатов исследования состоит в разработке теоретических представлений о сущности, функциях и роли внутреннего аудита в системе управления в Банке России и проведении им операций в рамках осуществления денежно-кредитной политики:

- уточнены содержание теоретических понятий сущности и принципов организации банковского внутреннего аудита, особенности организации внутреннего аудита в центральном банке (с. 22-24, 37-44, 54-55);

- определены основные направления и виды деятельности внутренних аудиторов с учетом особого статуса и функций, выполняемых центральным банком (с. 44-54, 118-121);

- обоснованы предложения по дальнейшему совершенствованию осуществления Банком России операций рефинансирования, как одного из основных инструментов денежно-кредитной политики (с. 98-104);

- предложены подходы к оптимизации процесса проведения внутреннего аудита на основе его стандартизации (с. 127-137);

- разработаны рекомендации, направленные на развитие системы внутреннего аудита в Банке России, включающие:

- совершенствование процесса планирования и периодичности проведения внутренних аудиторских проверок (с. 138-144);

- регламентацию составления итогового отчета (с. 145-162);

- оптимизацию взаимодействия внутренних аудиторов Банка России с внешним аудитором (с. 163-169).

^ Практическая и теоретическая значимость работы заключается в обосновании роли и функций банковского внутреннего аудита и выработке рекомендаций по основным направлениям совершенствования методики проведения внутреннего аудита в Банке России, в разработке предложений, позволяющих стандартизировать процедуры проведения внутренних аудиторских проверок в Банке России, оптимизировать процесс их проведения, повысить действенность внутреннего аудита. Внедрение указанных рекомендаций в практическую деятельность позволит существенно расширить функции внутренних аудиторов, качественно повысить уровень их работы и будет способствовать обеспечению эффективного выполнения Банком России своих основных функций.

Предложенные автором рекомендации, касающиеся совершенствования организации внутреннего аудита, позволяют приблизить организацию внутреннего аудита в Банке России к требованиям международной практики.

Соответствие темы диссертации Паспорту научной специальности.

Исследование выполнено в рамках п. 8.5 «Критерии и методы повышения эффективности денежно-кредитной политики» специальности 08.00.10 -финансы, денежное обращение и кредит Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

^ Апробация и реализация результатов исследования. Предлагаемые в диссертации меры по совершенствованию организации и проведения внутреннего аудита основаны на их практической апробации в процессе функционирования службы внутреннего аудита Банка России.

Автор в процессе практической деятельности непосредственно участвовал в качестве разработчика в подготовке ряда нормативно-методических документов: регламентов службы внутреннего аудита Банка России, методических рекомендаций по проведению аудиторских проверок отдельных направлений деятельности Банка России, в т.ч. и методических рекомендаций по аудиту операций в области рефинансирования (кредитования) кредитных организаций.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 3 печатных работах общим объемом 3,75 п.л., в том числе - авторских - 3,5 п.л., в т.ч. 1 работа общим объемом 2,0 п.л. - в издании, входящем в перечень научных изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

^ Структура диссертационной работы определена сформулированными задачами исследования. Диссертация общим объемом 209 страниц состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников (199 наименований) и 1 приложения. Основной текст исследования изложен на 187 страницах, работа иллюстрирована 2 таблицами.

Диссертация имеет следующую структуру:

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации внутреннего аудита в центральном банке

11

1.1. Cущность, цели и особенности банковского внутреннего аудита

11

1.2. Правовое регулирование банковского внутреннего аудита

25

1.3. Зарубежный опыт организации внутреннего аудита в центральных банках

43

ГЛАВА 2. Внутренний аудит как средство содействия достижению целей деятельности центрального банка

56

2.1. Банк России как субъект денежно-кредитной политики в системе реализации экономической политики государства

56

2.2. Роль внутреннего аудита в оценке эффективности системы рефинансирования Банка России

78

2.3. Принципы организации внутреннего аудита в Банке России

105

ГЛАВА 3. Совершенствование организации внутреннего аудита в Банке России

122

3.1. Развитие методической основы внутреннего аудита в Банке России

122

3.2. Оптимизация планирования аудиторских проверок

138

3.3. Стандартизация подготовки отчета по результатам аудиторской проверки

145

3.4. Усиление взаимодействия и координации работы внутреннего аудита Банка России с внешним аудитором

163

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

170

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

188

ПРИЛОЖЕНИЕ

199


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении диссертации рассматривается актуальность темы исследования, сформулированы цель и задачи исследования, обозначены объект и предмет исследования, охарактеризованы его теоретические и методологические основы, отмечаются результаты, составляющие научную новизну и имеющие практическую значимость.

^ В первой главе диссертации рассматриваются теоретические основы организации внутреннего аудита, его специфика в банковской сфере и с учетом особого статуса центрального банка обосновывается авторское понимание сущности внутреннего аудита в центральном банке.

Подходы российских ученых к определению понятия внутреннего аудита, его целей и функций отличаются друг от друга и по данному вопросу имеются существенные разногласия. Зачастую происходит смешение категорий внутренний контроль и внутренний аудит, внутренний аудит и ревизия, нечеткое разграничение сфер их деятельности или соподчиненности между ними. Значительная часть авторов считает, что внутренний аудит является составной частью внутреннего контроля. Такое положение дел не соответствует мировой практике и современному пониманию роли и задач внутреннего аудита.

Автор исходит из того, что внутренний аудит и внутренний контроль, являются самостоятельными и равноправными частями единой системы внутрихозяйственного финансового контроля. При этом внутренний аудит и внутренний контроль, являясь видами контроля и внутренними процедурами, имеют различную природу, неодинаковое назначение и разные сферы использования.

Не следует включать внутренний аудит во внутренний контроль и по чисто функциональным признакам, поскольку в соответствии с международной практикой одной из основных функций внутреннего аудита является оценка эффективности системы внутреннего контроля, ее постоянный мониторинг.

Согласно определению, данному Институтом внутренних аудиторов и широко используемому международными организациями, внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит ориентирован на то, чтобы помогать организации в достижении поставленных целей путем использования систематизированного и последовательного подхода к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

Цели, задачи и функции внутреннего аудита в банковской сфере имеют свою специфику, определяемую особенностями банковской деятельности: ее в основном нематериальным характером, подверженности различным рискам, как материального, так и репутационного свойства, а также необходимостью обеспечения финансовой стабильности и надежности функционирования банков в целях защиты интересов их клиентов, инвесторов и вкладчиков. С учетом этого в процессе функционирования банков исключительно важное значение придается организации управления рисками в качестве неотъемлемого элемента банковского менеджмента и контроля за надежным и эффективным функционированием систем управления банковскими рисками. В связи с этим одной их ключевых функций, выполняемых внутренним аудитом в банковской сфере, является проверка адекватности системы внутреннего контроля за рисками, а также оценка эффективности процедур управления рисками и методологии оценки рисков.

Как свидетельствует анализ лучшей мировой практики в настоящее время происходит трансформация понятия роли внутреннего аудита в банковской сфере от инструмента оценки достоверности информации и отчетности к инструменту оценки надежности и эффективности системы контроля за рисками, а также смещение акцентов с оценки отдельных операций к оценке рисков в деятельности организации в целом.

Для уточнения содержания данного понятия в диссертации осуществлен сравнительный анализ зарубежной и российской нормативной базы и практики, касающейся организации внутреннего аудита в банковской сфере. В результате диссертационного исследования сделаны следующие выводы.

Исследования состояния российской законодательной и нормативной базы банковского внутреннего аудита показали, что, несмотря на прямые рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору по созданию эффективной функции внутреннего аудита, российские регулирующие и надзорные органы в нормативных документах пока уделяют внутреннему аудиту недостаточное внимание.

В настоящее время понятие банковского внутреннего аудита законодательно не определено. В результате российская банковская система до сих пор не располагает чётко сформулированной концепцией внутреннего банковского контроля и аудита. Отметим, что в единственном нормативном акте Банка России, касающемся организации внутреннего контроля в банковской сфере, также произошло отождествление понятий «служба внутреннего контроля» и «служба внутреннего аудита».

В российской практике в значительном количестве банков структурные подразделения внутреннего контроля включают в себя не только внутренний контроль, но и внутренний аудит со сведением функций последнего лишь к контролю за правильностью ведения бухгалтерского учета, совершением банковских операций в структурных подразделениях банка в соответствии с требованиями законодательства и нормативных документов. Вместе с тем, в современной мировой банковской практике сложилось значительно более широкое понимание целей банковского внутреннего аудита.

Современное понимание роли и задач внутреннего аудита в системе управления банком приводится в ряде рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, в которых использованы Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита. В соответствии с этими рекомендациями служба внутреннего аудита в банке, является важной частью постоянного мониторинга системы управления рисками, поскольку она обеспечивает независимую оценку адекватности установленных правил и процедур выявления и оценки рисков, а также соблюдения установленных правил и процедур.

Основной сферой компетенции внутренних аудиторов должна быть проверка и оценка адекватности и эффективности системы внутреннего контроля и способов выполнения ею своих функций, а также анализа рисков системы внутреннего контроля.

Даже хорошо выстроенная и организованная система внутреннего контроля нуждается в независимой оценке своей эффективности, как с точки зрения достижения поставленных целей, так и с точки зрения ее экономичности. Надлежащий внутренний контроль в банках должен дополняться эффективной службой внутреннего аудита, объективным образом оценивающей действующие контрольные системы. При этом служба внутреннего аудита должна быть независима от деятельности, подвергаемой аудиту, и от ежедневных процедур внутреннего контроля.

Результатом работы внутренних аудиторов является объективная оценка действующей системы контроля за рисками и предоставление руководству банка независимых гарантий того, что данная система адекватна принимаемым рискам и способна ограничить риски на приемлемом уровне, а в случае установления недостатков в системе управления рисками и выявления неэффективно контролируемых рисков - обеспечение оперативного информирования руководства в целях принятия действенных мер по устранению выявленных проблем и повышению эффективности контроля за рисками.

В диссертации обращено внимание на необходимость для российских банковской системы целенаправленно приближаться к международным стандартам банковской деятельности, требующим создания эффективного внутреннего аудита, существующего в большинстве западных банков и наличие которого в банках официально рекомендовано в 2000 г. Базельским комитетом по банковскому надзору.

Следует отметить, что реализация второго компонента Нового соглашения о достаточности капитала (Базель II) (процедуры надзора за достаточностью капитала со стороны органов банковского надзора), разработанного в настоящее время Базельским комитетом, предусматривает повышение роли внутреннего контроля в банках и службы внутреннего аудита, поскольку надзорные органы смогут устанавливать для банков индивидуальные значения достаточности капитала, которые будут зависеть, в том числе и от качества систем управления рисками и внутреннего контроля банков. Предполагается, что работа в данном направлении будет способствовать созданию серьезных стимулов для развития банками надежных структур внутреннего контроля и для совершенствования данных процессов, а, следовательно, возрастет и роль внутреннего аудита, поскольку функция внутреннего аудита - одного из важнейших элементов полноценного корпоративного управления - становится для менеджмента банка, а также для органов банковского надзора, ценным источником информации о надежности системы внутреннего контроля. Таким образом, предусматриваемый Базелем II риск-ориентированный подход к измерению капитала создает для внутренних аудиторов широкие возможности для развития и ставит новые задачи.

Все изложенные моменты, касающиеся концептуальных подходов к организации внутрибанковского аудита, напрямую применимы и к деятельности центрального банка, как одного из ключевых элементов банковской системы. Однако особый статус центрального банка и специфичность выполняемых им функции накладывают свои особенности на подходы и механизмы организации внутреннего аудита в центральном банке.

В диссертационной работе рассмотрены особенности организации внутреннего аудита в центральных банках развитых стран, которые в определенной степени способствовали стабильному функционированию и адекватности действий центральных банков при проведении денежно-кредитной политики.

Особенности внутреннего аудита центрального банка, определяются его особым статусом, важностью выполняемых им задач и функций, наличием специфических рисков, которые присущи только центральному банку, необходимостью выработки особых механизмов и процедур их оценки, регулирования и контроля.

В центральном банке потребность во внутреннем аудите в современном понимании объективно возрастает, а его роль существенно повышается. Сейчас главная задача внутреннего аудита определяется как оказание содействия руководству центрального банка в достижении поставленных целей путем всесторонней оценки внутренних систем управления, риск-менеджмента и процедур контроля, а также предоставления руководству банка рекомендаций по их дальнейшему совершенствованию.

Внутренний аудит не менее важен и необходим и при реализации такого принципа управления, как эффективность деятельности. Наиболее значимым при этом является включение в функции внутреннего аудита в зарубежных странах контроля за качеством управления отдельными направлениями деятельности центрального банка с целью повышения их эффективности.

^ Во второй главе диссертации исследуются принципы и подходы к организации внутреннего аудита в Банке России, определяется роль внутреннего аудита в содействии достижению основных целей его деятельности.

В процессе формирования в России рыночной экономики существенным образом изменилось значение центрального банка, и усилилась его роль в воздействии на денежные процессы. Проводимая им денежно-кредитная политика существенно влияет на поведение хозяйствующих субъектов, направления и темпы развития различных секторов экономики и экономики в целом.

Проведение денежно-кредитной политики, являющейся одной из важнейших функций центрального банка, осуществляется с применением разнообразных инструментов, а выбор центральным банком тех или иных инструментов денежно-кредитной политики обусловливается сложившейся в экономике ситуацией и оценкой перспектив дальнейшего развития.

Современное состояние российской экономики пока препятствует широкому применению используемых в развитых странах центральными банками рыночных инструментов денежно-кредитной политики и их влияния на экономику. Существующая сегментация финансовых рынков означает, что каждый финансовый инструмент имеет свою ограниченную сферу применения и практически не может быть заменен другими инструментами.

В диссертации отмечается, что целесообразность и результативность применения тех или иных инструментов для достижения основных целей деятельности центрального банка может быть определена в процессе проведения внутренних аудиторских проверок. Учитывая специфику российской экономики наибольшее значение в настоящее время имеет аудит такого востребованного инструмента денежно-кредитной политики, как рефинансирование (кредитование) кредитных организаций.

Операции по рефинансированию кредитных организаций, позволяют смягчить проблемы ограниченности ресурсной базы1 российских банков, попытки расширить которую привели в последние годы к неконтролируемому росту внешних займов, и обеспечить их надежным инструментом регулирования ликвидности. По состоянию на 1 октября 2008 г. внешний долг российских банков и предприятий составлял 497,8 млрд. долл., а уход международных инвесторов из России (за 2008 год чистый отток частного капитала составил 130 млрд. долл.) вызвал кризис ликвидности в банковском секторе страны.

Росту в 2007-2008 гг. объемов займов российских коммерческих банков на западных рынках способствовали и более высокие ставки по кредитным ресурсам центрального банка по сравнению с иностранными банками. В этой ситуации государство было вынуждено пополнять ресурсы банковской системы за счет серьезных финансовых вливаний. В определенной мере такая ситуация стала возможной в связи с недостаточно развитой системой рефинансирования в России.

В диссертации делается вывод о том, что в целом рефинансирование в Российской Федерации играет еще пока относительно незначительную роль в денежном хозяйстве. По состоянию на 1 октября 2009 г. задолженность по кредитам конечных заемщиков составляла 20,2 трлн. руб., а задолженность банков по кредитам рефинансирования – всего 1,6 трлн. руб. Менее половины действующих кредитных организаций регулярно на основе генеральных соглашений получают средства от Банка России в порядке рефинансирования, Объем средств, привлеченных кредитными организациями от Банка России, на 1 октября 2009 г. уменьшился более чем вдвое по сравнению с началом 2009 г., а их доля в совокупных пассивах банковского сектора составила всего 5,6 % .1

Внутренний аудит операций по рефинансированию позволяет проанализировать их действенность, оценить эффективность и при необходимости рекомендовать руководству центрального банка вносить те или иные изменения в практику их проведения. В диссертационной работе на основе анализа результатов аудиторских проверок данного направления деятельности центрального банка дана оценка сложившейся за последнее десятилетие системе рефинансирования Банка России и выявлены наиболее принципиальные ее недостатки.

За период с 2000 по 2009 гг. существенно увеличились объемы кредитования, совершенствовались виды и менялись условия предоставления кредитов коммерческим банкам.

При этом, если в периоды до 2000 г. наиболее востребованным видом кредитов Банка России были ломбардные кредиты и частично (в кризисный период 1998-1999 гг.) кредиты для поддержки экономики, то по мере стабилизации экономической обстановки все большее значение стали приобретать внутридневные кредиты, предоставляемые Банком России в целях обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы, объемы предоставления которых выросли за период с 2001 по 2009 гг. более чем в 100 раз и достигли в 2009 г. 22,8 трлн. рублей. Также значительно увеличились за данный период времени объемы кредитов «овернайт», предоставляемых для обеспечения кредитными организациями завершения операционного дня, и существенно вырос спрос на ломбардные кредиты, предоставляемые на аукционной основе. Кроме того, появлялись новые виды кредитования, например, кредиты под обеспечение нерыночными активами (векселя, права требования по кредитным договорам организаций) и под поручительства кредитных организаций.

О динамике операций по рефинансированию можно судить на основании данных табл. 1.


^ Таблица 1

Виды и объемы кредитов Банка России*

( млрд. руб.)


Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Виды

кредитов


ломбардные ** * 0,1 *** *** 4,5 1,4 6,1 24,1 212,7 308,8

внутридневные ** 209,4 327,0 1500 3100 6000 11300 13500 17324 22832,7

«овернайт» 1,5 8,0 13,1 14,7 30,3 30,8 47,0 133,2 230,2 311,4


Другие виды

обеспеченных

кредитов - - - - - - - 32,7 445,5 2419,4

Кредиты без

обеспечения - - - - - - - - 3030,0 3413,1


* Данные годовых отчетов Банка России за 2000-2008 гг., Бюллетеня банковской статистики № 1 за 2010 г. и официального сайта Банка России www. cbr.ru.

* * данные отсутствуют

**аукционы по предоставлению ломбардных кредитов были признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок


Существенное ухудшение ситуации с августа 2008 г. на мировых финансовых рынках, отток капиталов из России, возникшие затруднения в привлечении средств на рынке межбанковского кредитования, кризисная ситуация на рынке ценных бумаг нарушили нормальное функционирование рыночного механизма перераспределения ликвидности, что привело к возникновению дефицита банковской ликвидности и резкому росту спроса кредитных организаций на рефинансирование со стороны Банка России. В условиях финансового кризиса Банк России реализовал комплекс мер, направленных на сглаживание для российских кредитных организаций негативных последствий и расширение их возможностей по получению ликвидности от Банка России.

В рамках реализации антикризисных мер с октября 2008 года Банк России приступил к предоставлению кредитов без обеспечения, которые предоставляли банкам, имеющим кредитные рейтинги международных и/или российских рейтинговых агентств, дополнительные возможности для пополнения ликвидности.

Другими характерными особенностями операций по рефинансированию в данный период являлись:

- изменение условий предоставления кредитов, что выразилось в корректировке поправочных коэффициентов Банка России, используемых для расчета стоимости обеспечения по ряду инструментов рефинансирования и постепенном расширении круга активов (ценных бумаг), которые могли быть использованы кредитными организациями в качестве обеспечения при проведении операций с Банком России по предоставлению им денежных средств;

- расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования;

- увеличение сроков предоставления кредитным организациям средств в порядке рефинансирования (от 1 дня до 1 года).

В диссертации отмечается, что сложившаяся и функционирующая в настоящий момент система рефинансирования Банка России во многом схожа с подобными системами, существующими в центральных банках развитых стран мира. При ее создании учитывалась мировая практика, и принимались во внимание особенности текущей экономической ситуации в России и, таким образом, происходило постепенное приближение деятельности Банка России в данном направлении к практике центральных банков, проводящих денежно-кредитную политику в условиях рыночной экономики.

Однако, хотя в области рефинансирования Банком России была за последнее десятилетие проведена значительная работа, осуществленное исследование показало, что современная система рефинансирования по-прежнему не лишена недостатков и не всегда позволяет эффективно решать поставленные задачи. В диссертации выявлены основные проблемы и нерешенные вопросы современной системы рефинансирования, наиболее важными из которых являются: в основном краткосрочный характер кредитов; высокие ставки по предоставляемым кредитам; сохраняющуюся ограниченность доступа к кредитованию для широкого круга мелких и средних банков в силу отсутствия у них достаточного количества активов для обеспечения кредитов, длительность процедуры предоставления отдельных видов кредитов Банка России.

На основе проведенного анализа в диссертации сделан вывод о том, что дальнейшее совершенствование сложившейся системы рефинансирования должно быть направлено на снижение ставок, увеличение лимитов по обеспеченным операциям, упрощение процедур предоставления кредитов, переходу к механизму рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения, включающего в себя как рыночные, так и нерыночные активы, что будет способствовать повышению доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций, в т.ч. и за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

Обращено внимание на необходимость продолжить политику расширения спектра сроков, на которые предоставляются кредиты, что должно позволить Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

Отдельного рассмотрения требует вопрос перспектив дальнейшего использования Банком России беззалогового кредитования. Рефинансирование подобного рода было необходимо кредитным организациям для борьбы с кризисом ликвидности, поскольку указанные заимствования позволили банкам компенсировать потери, связанные, в т.ч. с переоценкой портфеля ценных бумаг и оттоком вкладов. Однако следует заметить, что Европейским центральным банком и другими центральными банками развитых стран подобный инструмент рефинансирования практически не применяется даже в рамках реализации антикризисных мер.

Для сокращения масштабов использования механизма кредитования без обеспечения и переориентации кредитных организаций на традиционные инструменты денежно-кредитной политики Банку России целесообразно проводить постепенное снижение лимитов по кредитному риску и повышение минимальных уровней рейтингов кредитоспособности, присваиваемых рейтинговыми агентствами и необходимых для получения кредитов без обеспечения.

Учитывая, что Банк России в условиях неопределенности характера продолжающегося кризиса не намерен полностью отказываться от предоставления кредитов без обеспечения, принципиально важно обеспечить индивидуальный подход к банкам, пользующимся данным видом кредитования (более 140 по состоянию на конец 2008 года), и усилить контроль за их соответствием установленным критериям.

В целях обеспечения своевременного выявления проблемных моментов в существующей системе рефинансирования Банка России в процессе внутренних аудиторских проверок и подготовки предложений по оперативной корректировке механизмов рефинансирования требуется постоянно совершенствовать организацию деятельности внутренних аудиторов центрального банка.

В диссертации рассмотрена специфика организации внутреннего аудита в Банке России, как самостоятельного и независимого вида управленческой деятельности по проверке и объективной оценке различных аспектов его работы.

В законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что внутренний аудит Банка России осуществляется службой главного аудитора Банка России, непосредственно подчиненной Председателю Банка России. Принципиально новым в организации внутреннего аудита после создания службы главного аудитора Банка России явилось внедрение в практику аудиторских проверок, в том числе, структурных подразделений центрального аппарата Банка России. Однако в целом контрольно-ревизионная система Банка России, функционирующая на протяжении многих десятилетий, пока не претерпела кардинальных изменений.

В настоящее время в системе Банка России внутренний аудит не заменил и не отменил контрольно-ревизионную деятельность, а только дополнил ее. Как показали исследования автора, по-прежнему внутренний аудит не всегда направлен на поиск возможностей по улучшению существующих систем и процессов, и часто сводится к выявлению недостатков, отступлений от законов и правил, признаков злоупотреблений и нецелевого использования средств, а также виновных лиц.

Однако между понятиями контрольно-ревизионной деятельности и внутренним аудитом существуют принципиальные отличия. В рамках внутреннего аудита осуществляется контроль не только за сохранностью активов, но и за качеством управления отдельными направлениями деятельности банка, а также дается оценка, насколько эффективно обеспечивается выполнение центральным банком законодательно закрепленных за ним функций с учетом конкретных достигнутых результатов. При этом аудит эффективности деятельности позволяет на основе комплекса контрольных и экспертно-аналитических процедур получить более полное и точное представление о результатах работы центрального банка и на этой основе выработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию его деятельности.

В диссертации отмечается, что в настоящий момент возрастает роль внутренних аудиторов центрального банка в качестве экспертов и консультантов субъектов управления, а основной задачей внутреннего аудита становится осуществление мониторинга и оценки деятельности организации с позиций обеспечения его эффективного и надежного функционирования.

В отличие от традиционного финансового аудита аудит эффективности направлен не на отчетные показатели и подтверждение фактов нарушений или отклонений, а на идентификацию наиболее важных и значимых аспектов функционирования центрального банка, выявление возможных проблемных областей, которые снижают эффективность и результативность его деятельности.

Для центрального банка дополнение традиционного аудита правильности и законности действий аудитом, направленным на оценку эффективности деятельности, особенно актуальна, учитывая специфические цели и задачи его деятельности, для достижения которых необходимы адекватные управленческие решения, основанные, в том числе, на рекомендациях службы внутреннего аудита. Это подтверждается и опытом функционирования служб внутреннего аудита в центральных банках развитых стран.

В диссертации подчеркивается, что в деятельности аудиторской службы Банка России следует использовать опыт центральных банков развитых стран не только по таким характеристикам, как независимость, функциональное обособление, но и - полная информированность; адекватная квалификация сотрудников; наличие четкой организационной структуры; разнообразие видов и форм аудиторских проверок; нацеленность на аудит тех сфер деятельности центральных банков, для которых характерны повышенные риски и угрозы материальному положению банка или его репутации, сочетание различных видов аудита, с постепенным переходом к аудиту эффективности деятельности.

Следует отметить, что реализация подобной концепции аудита является весьма перспективной, но и весьма сложной проблемой, в связи с неопределенностью выбора критериев оценки эффективности применительно к деятельности центрального банка, к которому малопригодны универсальные критерии и стоимостные показатели результативности деятельности (прибыль, рентабельность, капитализация и др.), поскольку факторы, не допускающие простого стоимостного измерения, играют в его деятельности значительно более существенную роль. В первую очередь эффективность деятельности центрального банка целесообразно оценивать с использованием качественных индикаторов, отражающих влияние его деятельности на изменение состояния экономики и банковской сферы.

Представляется, что главным критерием оценки эффективности деятельности центрального банка в области денежно-кредитной политики должна служить оценка степени достижения поставленных целей (отношение полученных результатов к запланированным), сравнение намеченных и реальных конечных результатов. К числу наиболее значимых показателей эффекта от операций рефинансирования, например, могут относиться показатели, характеризующие рост объемов предоставленных кредитным организациям кредитов, расширение применяемых инструментов рефинансирования и видов кредитов Банка России, расширение круга участников операций рефинансирования, улучшение условий доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, с точки зрения имеющегося у них обеспечения, оптимальности условий предоставления кредитов, в т.ч. по срокам, процентным ставкам и оперативности проведения данных операций.

Таким образом, по нашему мнению, в Банке России необходимо обеспечить постепенное расширение функций внутреннего аудита - от целей и задач, более присущих ревизионной деятельности, до аудирования и объективной оценки работы банка и принятия конкретных управленческих решений в целях повышения эффективности выполняемых им функций.

Все это усиливает потребность в изменении традиционных методов проведения аудиторских проверок, в целом схемы организации внутреннего аудита, дальнейшем совершенствовании методической базы внутреннего аудита. Для повышения обоснованности выводов и результатов аудиторских проверок, а также обеспечения достоверности результатов анализа применяемых инструментов рефинансирования в диссертации автором предложены меры по совершенствованию методологической и организационной основы внутреннего аудита в Банке России, что явилось предметом рассмотрения третьей главы диссертации.

Как показали исследования, отличительной особенностью проведенных проверок данного направления деятельности центрального банка была их фрагментарность и отсутствие четкой структуры заключительного отчета. Периодическое изменение программы проверок осложняло сопоставимость их результатов и оценку эффективности деятельности подразделений центрального банка, отвечающих за осуществление операций рефинансирования. В связи с этим неизбежно возникает проблема регламентирования внутреннего аудита. Автор предлагает решать данную проблему с помощью разработки соответствующих правил или стандартов, а также конкретных методик проведения внутреннего аудита.

Методическое обеспечение проведения аудита эффективности системы рефинансирования предполагает реализацию следующих элементов:

- определение задач и целей аудиторской проверки;

- определение основных стандартов, процедур и методик проведения аудита;

- формирование методик проверок.

Использование внутренних стандартов способствует обеспечению надлежащего качества аудиторских проверок, поскольку они создают систему последовательного выполнения отдельных приемов, включают процедуры, необходимые для проверки отдельных объектов учета, повышения эффективности их результатов, обеспечивают рациональное использование времени работы аудитора, оптимизируют технологию проверки за счет уменьшения трудоемкости аудиторской работы, позволяют применять в аудиторской практике новые технологии и методики проверки.

Внедрение внутренних стандартов позволяет четко регламентировать порядок проведения аудиторских процедур и требования к ним, обеспечить однозначное понимание результатов проверок всеми заинтересованными сторонами, снизить затраты на проверки, а также использовать их в качестве методической помощи и поддержки внутренними аудиторами в ходе их практической деятельности.

В целях обеспечения надлежащего качества проведения внутренних аудиторских проверок в Банке России могут быть предложены следующие основные стандарты внутреннего аудита: «Цель и основные принципы внутреннего аудита», «Документирование внутреннего аудита»; «Планирование внутреннего аудита», «Существенность при проведении внутреннего аудита», «Доказательства внутреннего аудита», «Контроль качества проведения внутреннего аудита», «Оценка рисков внутреннего аудита», «События, произошедшие после представления отчета внутреннего аудитора», «Составление внутреннего аудиторского заключения».

Применение указанных внутренних стандартов позволит:

- полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;

- сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за качеством работы аудиторов;

- содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;

- детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита;

- унифицировать процесс составления аудиторских заключений и отчетов.

Одновременно в центральном банке должна быть усовершенствована методика планирования аудиторских проверок службы внутреннего аудита на основе внедрения концепции риск-ориентированного контроля.

Расширение и усложнение функций, выполняемых в настоящее время внутренним аудитом, естественно требует адаптации процесса планирования к современным условиям, в т.ч. корректировки частоты проведения внутреннего аудита с учетом различных факторов и обеспеченности ресурсами для его проведения.

В процессе подготовки годового плана аудиторских проверок службе внутреннего аудита необходимо сделать акцент на оценке основных направлений деятельности центрального банка для принятия решения о том, какие направления деятельности следует проверять в обязательном порядке (планирование аудиторских проверок) и как будут проводиться аудиторские проверки (методика аудита).

При определении периодичности проведения проверок необходимо определить виды деятельности, которые сопровождаются наибольшими рисками, а также виды деятельности, в которых уровень естественного риска увеличивается из-за неадекватности систем внутреннего контроля.

Документирование процесса планирования представляет собой эффективное средство для понимания основ планирования и рисков, присущих направлениям деятельности банка, которые станут предметом проверки; уменьшает затраты времени при планировании проверок в будущем; позволяет дать исчерпывающее обоснование для внесения изменений и поправок в ранее утвержденный план.

Актуальной, по нашему мнению, становится задача оптимизации оформления аудиторских документов путем их унификации и стандартизации, в том числе, и путем достижения стилевого единства и единообразия структуры отчета. Именно эти подходы позволят добиться минимизации трудовых и временных затрат при подготовке заключительного отчета.

Формировать структуру текста отчета нам представляется целесообразным на основе типовой программы аудиторской проверки, разработанной внутренними аудиторами с учетом специфики деятельности проверяемого объекта.

Созданную структуру следует закрепить в форме типового оглавления (схемы) отчета. Отметим, что такое оглавление должно обязательно корректироваться с учетом особенностей программы и задания на проведение конкретной аудиторской проверки.

В качестве примера может быть использовано следующее оглавление отчета по проверке операций по рефинансированию:

Введение

Раздел 1. Общая информация об объекте проверки

Глава 1.1. Нормативные документы, регламентирующие операции по рефинансированию

^ Глава 1.2. Виды кредитов, предоставляемых в порядке рефинансирования

Глава 1.3. Объем и количество предоставленных кредитов

Глава 1.4. Условия предоставления кредитов

^ Глава 1.5. Количество кредитных организаций, охваченных операциями по рефинансированию

Раздел 2. Проверка вопроса предоставления кредитов

Глава 2.1. Проверка выполнения принятых руководством центрального банка решений и соблюдения требований нормативных документов, регламентирующих совершение операций рефинансирования

^ Глава 2.2. Оценка правильности совершения процедур предоставления кредитов

Глава 2.3. Оценка эффективности и доступности операций по рефинансированию

^ Глава 2.4. Оценка адекватности системы внутреннего контроля за совершением операций рефинансирования

Раздел 3. Рекомендации по совершенствованию организации системы рефинансирования

^ Глава 3.1. Рекомендации по совершенствованию положений нормативных актов, регламентирующих предоставление кредитов

Глава 3.3. Рекомендации по изменению условий и процедур рефинансирования

^ Глава 3.4. Рекомендации по совершенствованию процедур и механизмов контроля за совершением операций рефинансирования

Основные выводы

Приложения


При этом становится возможным достижение основных целей составления отчета: информирование руководства о результатах проведенной аудиторской проверки и важнейших проблемах, выявленных в ходе каждой аудиторской проверки; доведение до сведения руководства информации об адекватности систем контроля и эффективности мер, которые обеспечивают внутренний контроль в банке, а при обнаружении проблем - формулирование для руководства комплекса мер и конкретных рекомендаций относительно изменений, которые приведут к улучшению деятельности и систем контроля.

Отчет об аудиторской проверке должен содержать сущность обнаруженных нарушений; критерии, которые использовались для выявления нарушений; причины неудовлетворительного состояния; важность последствий такого состояния; а также рекомендации, что необходимо сделать для исправления ситуации.

В целях совершенствования организации внутреннего аудита в центральном банке работа службы внутреннего аудита сама нуждается в периодической независимой оценке со стороны внешнего аудитора. При этом важно организовать работу внутренних и внешних аудиторов конструктивным и взаимодополняющим образом.

Взаимодействие внешних и внутренних аудиторов способно принести положительные результаты всем участникам процесса:

- внешний аудит может независимо оценить качество работы службы внутреннего аудита и дать предложения по повышению эффективности и результативности работы внутренних аудиторов;

- внешний аудит может использовать результаты деятельности служ­бы внутреннего аудита в целях сокращения объема своих аудиторских процедур и глубины тестов, тем самым, сокращая стоимость и сроки проведения внешнего аудита;

- внутренние аудиторы могут помочь внешним аудиторам лучше понять особенности деятельности и специфику операций центрального банка, получить дополнительную необходимую информацию, а также сами приобрести дополнительные полезные знания и соответствующие профессиональные навыки.


^ III. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Достижение цели исследования обеспечено поставленными научными и практическими задачами, которые были реализованы в виде полученных результатов научной работы.

1. На основании анализа законодательной и нормативной базы, изучения зарубежного и отечественного опыта установлено, что понятие банковского внутреннего аудита не определено ни в одном российском нормативно-правом акте, а в теоретическом и практическом плане термин «внутренний аудит» зачастую используется в качестве синонима понятию «внутренний контроль».

2. Содержание, цели и задачи банковского внутреннего аудита имеют свою специфику, определяемую особенностями банковской деятельности, подверженности ее различным рискам. В процессе функционирования банков исключительно важное значение придается организации управления рисками в качестве неотъемлемого элемента банковского менеджмента и контролю за надежным и эффективным функционированием систем управления банковскими рисками. В связи с этим одной их ключевых функций, выполняемых внутренним аудитом в банковской сфере, является проверка адекватности системы внутреннего контроля за рисками и оценка эффективности процедур управления рисками в целях предоставления руководству банка независимых гарантий того, что данная система соответствует принимаемым рискам и способна ограничить риски на приемлемом уровне.

3. Отличительные особенности организации внутреннего аудита центрального банка обусловлены его особым статусом и специфичностью выполняемых им функций, в т.ч. в области реализации денежно-кредитной политики. В отличие от традиционного аудита внутренний аудит деятельности центрального банка должен включать аудит эффективности выполнения им основанных функций и, прежде всего, осуществления денежно-кредитной политики.

4. Аудит применения Банком России такого важного инструмента реализации денежно-кредитной политики, как рефинансирование, позволяет сделать вывод о том, что для усиления воздействия внутреннего аудита на повышение эффективности выполнения центральным банком своих основных функций необходимо дальнейшее развитие и совершенствование методической основы и принципов его организации.

5. В диссертации предложены и обоснованы следующие меры по совершенствованию организации внутреннего аудита в центральном банке:

- необходимость и принципы разработки основных внутренних аудиторских стандартов;

- целесообразность перехода к планированию и определению периодичности проведения внутренних аудиторских проверок исходя из критериев оценки различных направлений деятельности с точки зрения их существенности и подверженности наибольшим рискам;

- обеспечение регламентации составления итогового отчета по результатам аудиторских проверок;

- оптимизация взаимодействия и координации внутренних аудиторов Банка России с внешним аудитором.

^ IV. СПИСОК РАБОТ, В КОТОРЫХ ОПУБЛИКОВАНЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ

1. Волчкова М.Н., Воеводская Н.П. Анализ состояния правового и нормативного регулирования внутреннего аудита // Бизнес и банки. - 2006. - № 28 (814). – C. 1-5. – 1 п.л. (автора - 0,75 п.л.).

2. Волчкова М.Н. Система рефинансирования Банка России: формирование, структура и направления развития // Банковские услуги. - 2008. - № 1. – С. 4-18. – 2 п.л. (издание, рекомендованное ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации).

3. Волчкова М.Н. Зарубежный опыт организации внутреннего аудита в центральных банках // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет журнал АТиСО / Академия труда и социальных отношений. – Электрон. журн. - М.: АТиСО, 2010. - № гос. регистрации 0420600008. – Режим доступа: http://www/e-rej.ru/Articles/2010/Volchkova.pdf, свободный – Загл. с экрана. - 0,75 п.л.

1 Низкий уровень доходов и недостаточная рентабельность хозяйствующих субъектов обусловили невысокую долю активов банковской системы в ВВП (менее 70,0 % в 2008 г. – по расчетам автора) и в основном их краткосрочный характер (доля привлеченных средств на срок свыше трех лет на начало 2009 г. составила 8,5%). Особенно усилились эти проблемы в условиях современного финансового кризиса.


1  Центральный банк Российской Федерации. Сборник «Обзор банковского сектора Российской Федерации». 2009. № 85.


Скачать 397.43 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты