Домой

Правительство российской федерации распоряжение




НазваниеПравительство российской федерации распоряжение
страница1/3
Дата15.05.2013
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
Содержание
Развития страховой деятельности в российской федерации до 2020 года
1.1. Основные итоги реализации Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (20
1.2. Анализ показателей и проблем развития страховой отрасли Российской Федерации
Цели и задачи развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года
Основные направления развития страховой деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года.
3.1. Совершенствование регулирования обязательного страхования
3.2. Стимулирование развития добровольного страхования
Развитие инфраструктуры страхового рынка
3.4. Оптимизация системы управления рисками за счет бюджетных средств
3.6. Повышение эффективности форм и методов государственного контроля и надзора за субъектами страхового дела и обеспечения их ф
3.6.1. Систематизация форм и методов государственного страхового надзора и применяемых органом страхового надзора санкций
3.6.2. Совершенствование требований к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков
3.6.3. Повышение качества раскрываемой субъектами страхового дела информации
3.7. Защита прав потребителей страховых услуг, повышение страховой культуры, популяризация страхования
3.8. Усиление роли российского страхового рынка на международном уровне
Подобные работы:
  1   2   3


Проект


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ


от «__» ________ 2011 г. № ____


МОСКВА

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных программных документов.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке региональных целевых программ и иных программных документов.


Председатель Правительства

Российской Федерации Д. Медведев


УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от __________20___ г. №


СТРАТЕГИЯ

^ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА


1. Современное состояние страховой деятельности в Российской Федерации

^ 1.1. Основные итоги реализации Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2008-2012 гг.)

Положения Стратегии развития страховой деятельности на среднесрочную перспективу реализовывались в период с 2008 по 2012 гг. В соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии развития страховой деятельности на среднесрочную перспективу в целом основные показатели развития страховой отрасли достигнуты, большая часть мероприятий, предусмотренных Планом, выполнена. Наиболее значимыми из принятых мер явились:

  1. Модернизация системы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой. Федеральным законом от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» установлены условия и порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования, а также требования к договору сельскохозяйственного страхования для целей оказания государственной поддержки.

  2. Обеспечение страховой защиты участников отношений, возникающих в сфере перевозок пассажиров. Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» гарантирует возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров при перевозках независимо от вида транспорта, в размере до 2 миллионов рублей.

  3. Реформирование системы обязательного медицинского страхования. С принятием Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об ОМС) изменены система оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, роль и функции страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

  4. Повышение требований к минимальному размеру уставного капитала страховщиков. С 1 января 2012 года минимальный размер уставного капитала страховщиков должен составлять 60 миллионов рублей для осуществления медицинского страхования; минимальный размер уставного капитала иных страховщиков определяется на основе базового размера уставного капитала, равного 120 миллионам рублей, и коэффициентов в зависимости от вида страхования. Минимальный размер уставного капитала для осуществления страхования от несчастных случаев и болезней, страхования имущества, гражданской ответственности, страхования предпринимательских рисков составляет 120 миллионов рублей; для осуществления видов страхования, относящихся к страхованию жизни, - 240 миллионов рублей; для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием - 480 миллионов рублей.

  5. Определение особенностей проведения процедур банкротства и мер по предупреждению банкротства финансовых организаций, в том числе страховых организаций. Федеральным законом от 22 апреля 2010 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены меры по восстановлению платежеспособности страховых организаций, порядок назначения временной администрации страховой организации как органа управления страховой организации при наличии оснований для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации.

  6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера и возмещение потерпевшим, в том числе работникам владельца опасного объекта, вреда путем введения обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, позволяющего стимулировать владельцев опасных объектов к содержанию своих объектов в должном техническом и противоаварийном состоянии, а также принимать меры по снижению риска возникновения аварий.

  7. Совершенствование механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков. В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков» образовано ОАО «Российское Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», целью деятельности которого является поддержка отечественного экспорта и инвестиций за пределами Российской Федерации путем предоставления страховой защиты российским экспортерам и организациям, способствующим российскому экспорту.

  8. Установление порядка оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, сочетающего оказание государственной помощи пострадавшим гражданам Российской Федерации со страховыми выплатами, осуществляемыми страховщиками по заключенным договорам страхования. В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. № 963 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» закрепляется принцип независимости государственной финансовой помощи пострадавшим и осуществляемых страховщиками страховых выплат.

  9. Совершенствование правовых основ осуществления страховой деятельности путем внесения изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», предусматривающих:

  1. определение специфики видов личного и имущественного страхования;

  2. уточнение страховой терминологии, статуса, прав и обязанностей субъектов страхового дела, включая страховых посредников;

  3. регулирование перестрахования, сострахования;

  4. уточнение перечня объектов отдельных видов страхования (страхования жизни, медицинского страхования, страхования финансовых рисков, страхования гражданской ответственности, страхования предпринимательских рисков);

  5. введение обязанности страховщиков информировать потребителей услуг о своей деятельности и предлагаемых условиях страхования;

  6. повышение требований к качеству и структуре капитала страховщика;

  7. определение процедуры передачи страхового портфеля при замене страховщика в договоре страхования;

  8. организацию системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в страховой организации в целях повышения эффективности управления рисками с учетом международной практики регулирования страховой деятельности, в том числе принципов и стандартов Международной ассоциации страховых надзоров;

  9. установление возможности утверждения систематизированного перечня финансовых показателей (коэффициентов), которые будут использоваться как один из инструментов пруденциального надзора, позволяющих органу страхового надзора осуществлять мониторинг финансового состояния страховщиков;

  10. увеличение размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций с 25 до 50 процентов;

  11. стандартизацию форм и методов контроля и надзора за участниками финансового рынка, в частности, за субъектами страхового дела, введение оснований и порядка принятия органом страхового надзора решения о применении к субъекту страхового дела мер воздействия, включая меры административного наказания в виде штрафа и дисквалификации.

  1. Совершенствование условий осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств путем внесения изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривающих:

- увеличение размеров страховой выплаты при причинении вреда жизни или здоровью гражданина в результате дорожно-транспортного происшествия со 160 до 500 тысяч рублей, расширение перечня лиц, имеющих право на страховую выплату;

- возможность возмещения вреда, причиненного транспортному средству, в натуральной или денежной форме (по выбору потерпевшего);

- уточнение механизма прямого урегулирования убытков;

- установление тарифного коридора для целей ценовой конкуренции страховщиков;

- усиление контроля за осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и деятельностью посредников.

  1. Повышение предельного уровня страховых выплат до 2 миллионов рублей. по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и выработка единых подходов к определению его размеров.

  2. Совершенствование правовых основ деятельности страховых актуариев и создание института страховых актуариев.

  3. Определение концептуальных подходов к созданию института внесудебного рассмотрения споров, формам правовой защиты интересов юридических и физических лиц посредством создания третейских судов, урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации), введения института уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг-физических лиц.

Меры, принятые в рамках реализации Стратегии развития страховой деятельности Российской Федерации на среднесрочную перспективу, были направлены на решение следующих задач:

- укрепление стабильности, надежности и прозрачности деятельности субъектов страхового дела;

- обеспечение защиты прав страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей;

- развитие правовых основ деятельности участников страхового дела и конкуренции среди них;

- выработка направлений и подходов к осуществлению видов страхования в добровольной и обязательной форме.

Данные задачи продолжают оставаться актуальными, что обеспечивает преемственность подходов к развитию страховой деятельности в рамках настоящей Стратегии и предыдущей Стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Настоящая Стратегия учитывает тенденции развития страховой отрасли, анализ ее текущего состояния и определяет основные направления развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года в условиях глобализации финансовых рынков, усиления конкуренции и повышения роли страхового рынка в экономике страны.


^ 1.2. Анализ показателей и проблем развития страховой отрасли Российской Федерации

Развитие страховой отрасли России характеризуют следующие тенденции и показатели.

Количество страховщиков (страховых организаций и обществ взаимного страхования) в период с 2007 г. по 2011 г. сократилось на 20 %. В 2007 году в едином государственном реестре субъектов страхового дела числилось 857 страховых организаций, в конце 2011 г. –579.



Количество страховых брокеров продолжает расти – с 87 в 2007 г. до 181 в 2011 г. (увеличение более чем в 2 раза).



Величина совокупного уставного капитала страховых организаций за 2007-2011 гг. увеличилась с 156,4 млрд. руб. до 187,9 млрд. руб. Средний размер уставного капитала, приходящийся на одного страховщика, за анализируемый период продолжал расти и составил в 2011 году 324,5 млн. руб., увеличившись за 5 лет на 80 %.

Указанный рост обусловлен повышением требований к финансовой устойчивости страховых организаций, в связи с принятием федеральных законов от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 29 ноября 2010 года № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в соответствии с которыми с 1 января 2012 года повышены требования к минимальному размеру уставного капитала страховых организаций до 4 раз.

Данные изменения страхового законодательства привели к активизации процессов увеличения уставного капитала страховщиков, слиянию и поглощению страховых организаций, а также к пересмотру приоритетов деятельности страховых организаций, в частности, в отношении необходимости наличия лицензии на перестрахование.



Увеличилась доля иностранного участия в уставных капиталах страховых организаций (с 9,7% в 2007 году до 22,2% в 2010 году и до 17,8% в 2011 году), при этом законодательно установленное ограничение в 25% на конец 2010 года было практически достигнуто.



Совокупная страховая премия российских страховщиков за 2011 г. составила 663,7 млрд. руб. (прирост 37% по сравнению с 2007 г.), выплаты – 303,1 млрд. руб. (прирост 49% по сравнению с 2007 г.).

В 2009 году наблюдалось повышение коэффициента страховых выплат, вызванное снижением суммы страховых премий, собранных страховщиками, и уменьшением свободных денежных средств у населения в связи с финансовым кризисом. В целом же в период с 2007 г. по 2011 г. коэффициент страховых выплат увеличился на 3,8 процентных пункта.



В структуре общей страховой премии (кроме ОМС) по-прежнему основная часть приходится на имущественное страхование, однако его доля в общем объеме страховой премии постепенно снижается. Так, за 2011 год она снизилась на 5 процентных пунктов по сравнению с 2007 годом. Доля страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в структуре страховых премий остается практически неизменной. В 2010 году отмечен рост доли страховых премий по страхованию жизни и иным видам личного страхования в общем объеме страховых премий.

С 1 января 2012 года в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) коренным образом изменилась система финансирования. В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС, больше не признают страховые платежи в составе доходов, не формируют страховые резервы по ОМС, не отражают страховые выплаты при оплате счетов медицинских организаций. Все средства обязательного медицинского страхования признаются средствами целевого финансирования (целевыми средствами), а их движение (получение от источника финансирования и направление на оплату медицинской помощи застрахованным лицам оказанной медицинскими организациями) не отражаются как страховые операции.

В 2011 году доля страховых платежей (страховых премий) по ОМС в общей сумме страховых премий по всем видам страхования составляла 50 %, их превышение по сравнению с 2007 г. составило 13 %.



Доля страховых премий по обязательным видам страхования (без ОМС) в общем объеме страховых премий в 2011 году составила 17,5 % и снизилась на 1,5 процентных пункта по сравнению с 2009 г., в связи со спадом, вызванным финансовым кризисом. В 2012-2013 гг. предполагается рост страховых премий по договорам обязательного страхования в связи с введением новых видов обязательного страхования: обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. За 9 месяцев 2012 г. по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте объем страховых премий составил 7,5 млрд. рублей. В 2013 г. рост страховых премий продолжится в связи с распространением норм законодательства на опасные объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.



Страховые премии (взносы) по страхованию жизни составили в 2011 году 34,7 млрд руб., выплаты – 7,7 млрд руб. Устойчивый рост страховых премий по страхованию жизни наблюдался со II-го квартала 2009 года и сохранялся на протяжении 2010-2011 гг. Данная тенденция отразилась на увеличении объема страховых премий данного сегмента страхового рынка в 2011 г. на 120% по сравнению с 2009 годом.

С 2009 года наблюдается умеренный рост страховых премий по таким видам страхования, как страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика и пенсионном страховании. По видам страхования жизни на случай смерти, дожития застрахованных лиц до определенного возраста или срока либо наступления иного события в их жизни, наблюдается заметный рост страховых премий в 2010 году на 45% по сравнению с показателем 2009 года (18,4 млрд руб. против 12,6 млрд руб. в 2009 году) и достиг уровня 2007 года.

Объем страховых премий на душу населения за анализируемый период увеличился на 65 %, в то время как количество заключенных договоров страхования снизилось на 13 %, количество заключенных договоров страхования в 2011 г. снизилось по сравнению с 2010 г. на 24 %.

Активизация экономических процессов, происходящих в стране, и рост доходов населения отразился на состоянии финансового, и в том числе страхового, рынка. Спрос на страховые услуги начиная с 2010 г. постепенно восстанавливается.



Доля страховых премий в ВВП на протяжении последних 5 лет остается сравнительно стабильной, при этом объем премий по видам страхования, кроме обязательного медицинского страхования, растет темпами меньшими, чем ВВП. В 2011 году доля страховых премий в ВВП составила 1,22 %.



Активы страховых организаций за период с 2007 по 2011 гг. увеличились с 759,2 млрд. руб. до 1030,2 млрд руб.

Рынок страховых услуг в настоящее время характеризуется стабильно высокой концентрацией. Так, в 2009 году более половины объема рынка добровольного страхования контролировалось 11 страховыми группами, в 2011 году на 9 крупнейших страховых групп приходится 61,25% объема услуг страхового рынка.

Финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. оказал влияние на деятельность страховщиков:

- сократились объемы страховых премий, особенно по имущественным видам страхования (средств наземного транспорта, имущества физических и юридических лиц);

- увеличились объемы страховых выплат, в том числе по массовым видам страхования (КАСКО, имущество физических лиц), зачастую страховые выплаты производились за счет средств, поступавших от вновь заключаемых договоров страхования, а не за счет страховых резервов, сформированных по действующим договорам, что значительно снизило способность исполнения страховщиками обязательств;

- страховщики сокращали издержки и расходы на ведение дела, штат сотрудников, фонды оплаты труда, минимизировали размеры страховых выплат, или задерживали их осуществление. При этом преследовалась цель – сохранить достаточный объем страховых премий для обеспечения устойчивого финансового положения.

В течение последних нескольких лет практически отсутствовало предложение новых страховых продуктов и услуг, инновационных идей по новым видам добровольного страхования.

На фоне роста ценовой конкуренции, перераспределения страховых премий, сегментации страхового рынка, исходя из рентабельности страховых операций, вне страховой защиты оказались многие потенциальные потребители страховых услуг (например, граждане, проживающие в сельской местности, малые предприятия и др.).

Развитие страховой отрасли сдерживается невысоким уровнем страховой культуры и страховой грамотности потребителей страховых услуг, крайне низким спросом на страховые услуги. Страховщики и их профессиональные объединения не уделяют должного внимания пропаганде страхования, разъяснением условий страхования и его преимуществ по сравнению с иными финансовыми институтами.

Таким образом, можно выделить ряд проблем страхового рынка:

  • снижение качества выполнения обязательств страховщиками по договорам страхования перед страхователями;

  • низкий уровень оказания посреднических услуг потребителям: страховые посредники редко выступают в интересах страхователей и в качестве консультантов, чаще в качестве продавцов, при этом растут размеры получаемых ими от страховщиков комиссионных вознаграждений;

  • налогообложение страхователей - потребителей страховых услуг, не способствует проявлению их страховых интересов;

  • ограниченность предложений страховых услуг, ориентированных на различные категории потребителей;

  • низкий уровень доверия страхователей к страховщикам и к механизму страхования в целом;

  • пренебрежение правами и законными интересами страхователей со стороны отдельных страховщиков, отсутствие уполномоченного по защите прав и интересов потребителей страховых услуг (физических лиц);

  • увеличение числа профессиональных объединений страховщиков (ассоциаций), в том числе за счет создаваемых под конкретные виды страхования, делает представление интересов отрасли дорогостоящим и недостаточно эффективным;

  • повышение уровня расходов на ведение дела и управленческих расходов в объеме страховой премии, влияющих на исполнение обязательств по договорам страхования, снижение рентабельности и эффективности деятельности;

  • недостаточно развитая сеть продаж страховых продуктов страховщиками и несовершенство способов заключения договоров страхования;

  • страхование жизни сдерживается высоким уровнем инфляции и высокими ставками банковских депозитов, не дающими преимуществ страхованию жизни по сравнению с иными инструментами накопления;

недостаточное участие страховщиков в возмещении убытков по катастрофическим рискам, тогда как большая часть средств возмещается из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.


  1. ^ Цели и задачи развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года

Основной целью настоящей стратегии является комплексное содействие развитию страховой отрасли – превращению ее в стратегически значимый сектор экономики России, обеспечивающий:

- повышение экономической стабильности общества;

- повышение социальной защищенности граждан и снижение социальной напряженности в обществе путем проведения эффективной страховой защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов;

- привлечение инвестиционных ресурсов в экономику страны.

Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

  1. создание условий, обеспечивающих развитие добровольных видов страхования, взаимного страхования, микрострахования, способствующих повышению добросовестной конкуренции и повышению инвестиционной привлекательности;

  2. обеспечение баланса интересов между субъектами страхового дела и страхователями (выгодоприобретателями), выработка мер по повышению качества предоставляемых страховщиками услуг в целях защиты прав потребителей страховых услуг, повышение их ответственности при выборе и организации способов страховой защиты и исполнении условий договоров страхования, сокращение предпосылок для возникновения споров между страховщиками и потребителями их услуг, создание института страхового омбудсмена;

  3. расширение сферы деятельности участников и субъектов страхового дела при обеспечении гарантий защиты прав потребителей их услуг;

  4. повышение стабильности, надежности инфраструктуры страхового рынка, оперативности и эффективности его деятельности;

  5. обеспечение эффективного использования бюджетных средств на страхование;

  6. становление международного финансового центра в России.

Основными условиями, позволяющими достичь поставленной цели и намеченных задач, являются:

  1. повышение уровня экономического и социального развития страны;

  2. эффективное нормативно-правовое регулирование страховой отрасли, совершенствование государственного страхового надзора, судебной системы и системы исполнения судебных решений;

  3. повышение социальной ответственности бизнеса за выполнение взятых обязательств.




  1. ^ Основные направления развития страховой деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года.

Для достижения поставленных настоящей стратегией цели и задач необходимо принять ряд мер по следующим основным направлениям.

  1   2   3

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты