Домой

Содружество Независимых Государств Исполнительный комитет




НазваниеСодружество Независимых Государств Исполнительный комитет
страница1/7
Дата14.05.2013
Размер1.3 Mb.
ТипДокументы
Содержание
Внешняя торговля
1. режим торговой политики
1.2. Нормативно-правовая база
2. Меры торговой политики и
Таможенный тариф
Другие пошлины и сборы (сборы и пошлины за оказанные услуги, консульские и иные сборы)
Нетарифные ограничения импорта, включая квотирование, запрещение и лицензирование
Налог на добавленную стоимость
Правила происхождения
Таможенная оценка
Иные таможенные формальности
2.2. Регулирование экспорта
3. Сектора экономики
3.1. Сельское хозяйство
Производство продукции растениеводства по регионам и категориям хозяйств
Зерновые и зернобобовые культыры
Бахчевые культуры
Поголовье скота и птицы по категориям хозяйств в разрезе регионов (голов) на 1 января 2012 года
Крупный рогатый скот
В том числе коровы
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7






Содружество Независимых Государств


Исполнительный комитет









ОБЗОР
торговой политики Республики Таджикистан


за 2011 год


Москва, 2012 год



Оглавление


1.

Режим торговой политики

3




1.1. Институциональные рамки

3




1.2. Нормативно-правовая база

4




1.3. Соглашения

6

2.

Меры торговой политики и
практика ее применения

7




2.1. Регулирование импорта

7




2.2. Регулирование экспорта

21

3.

Сектора экономики

22




3.1. Сельское хозяйство

22




3.2. Промышленность и энергетика

27

4.

Меры товарно-денежной политики и
межбанковских кредитных
взаимоотношений,
практика их применения

35

5.

^ ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

41

6.

Краткая статистическая и
табличная информация

49











Обзор торговой политики Республики Таджикистан составлен в соответствии с Порядком проведения обзоров торговой политики государств – участников СНГ, утвержденным Решением Экономического совета Содружества Независимых Государств от 15 марта 2002 года.

Обзор подготовлен Исполнительным комитетом СНГ на основе национального доклада, представленного Правительством Республики Таджикистан (нота Министерства иностранных дел Республики Таджикистан № 9-2(4002) от 28 марта 2012 года).

Целью обзоров торговой политики является достижение транспарентности торговой политики, содействие соблюдению правил, норм и обязательств, зафиксированных в международных договорах и документах по вопросам формирования и эффективного функционирования зоны свободной торговли, а также регулярное проведение объективной оценки основных показателей торговой политики и практики государств – участников СНГ.

^ 1. РЕЖИМ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Институциональные рамки

Основной целью внешней экономической политики страны является интеграция национальной экономики в мировое хозяйство, обеспечение участия в международном разделении труда и торговле, создание условий для включения отечественных предприятий в международные производственные процессы, поощрение экспортной и инвестиционной активности, обеспечение системного участия в выработке правил международной торговли и достижение устойчивого человеческого развития

Основные направления торговой политики Республики Таджикистан осуществляются на основе анализа и оценки складывающейся общей социально-экономической ситуации и внешней торговли в стране, корректировки перспективных параметров и основных направлений развития.

Внешняя торговля Республики Таджикистан регламентируется режимами, установленными законодательными и нормативными актами, двух- и многосторонними межгосударственными и межправительственными соглашениями Республики Таджикистан, а также общепризнанными международными режимами нераспространения.

Специальными нормативными актами, регламентирующими внешнюю торговлю Республики Таджикистан, являются законы Республики Таджикистан «О внешнеэкономической деятельности» от 27 декабря 1993 года и «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 3 сентября 1999 года. Данные законодательные акты обеспечивают защиту прав, интересов и имущества участников внешнеэкономической деятельности, независимо от форм собственности, в соответствии с общепризнанными нормами международного права и создают правовую основу для интеграции экономики республики в мировую экономическую систему.

Целями торговой политики Республики Таджикистан являются:

формирование условий для обеспечения устойчивого развития экономики;

защита интересов товаропроизводителей, содействие увеличению экспорта отечественной продукции, развитию внешних экономических связей;

обеспечение равной защиты интересов всех субъектов внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан, а также иностранных субъектов хозяйственной деятельности на ее территории в соответствии с законами Республики Таджикистан;

осуществление равной защиты всех субъектов внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан за пределами Республики Таджикистан в соответствии с нормами международного права;

либерализация внешней торговли, упрощение механизма экспорта и импорта, а также тарифного и нетарифного регулирования;

содействие мероприятиям по обеспечению качества импортируемой продукции;

содействие предотвращению незаконного продвижения через таможенную границу наркотиков, вооружения, предметов исторического, этнографического и культурного значения, а также редких растений и животных.

Защита государственных интересов Республики Таджикистан осуществляется как на всей территории, так и за ее пределами исключительно в соответствии с законами Республики Таджикистан, положениями подписанных ею международных договоров и нормами международного права.

^ 1.2. Нормативно-правовая база

Основными нормативными правовыми актами, обеспечивающими осуществление торговой деятельности в Республике Таджикистан, являются:

Закон Республики Таджикистан от 23 декабря 1991 года № 452
«О товарной бирже и биржевой торговли»;

Закон Республики Таджикистан от 27 декабря 1993 года № 869 «О внешнеэкономической деятельности»;

Указ Президента Республики Таджикистан от 27 июня 1995 года № 261 «О либерализации внешней торговли в Республике Таджикистан»;

Закон Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 года № 112 «О валютном регулировании и валютного контроля»;

Указ Президента Республики Таджикистан от 24 февраля 1996 года № 424 «О либерализации валютных и экспортных операций»;

постановление Правительства Республики Таджикистан от 19 февраля 1997 года № 111 «О мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в Республике Таджикистан»;

Закон Республики Таджикистан от 13 ноября 1998 года № 726 «Об авторском праве и смежных правах»;

Закон Республики Таджикистан от 3 сентября 1999 года № 822 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»;

постановление Правительства Республики Таджикистан от 27 октября 1999 года № 453 «О комплексных мерах государственного регулирования импорта, экспорта и оптовой реализации табачных изделий»;

Закон Республики Таджикистан от 10 декабря 1999 года № 873 «О наркотических средствах психотропных веществах и прекурсорах»;

постановление Правительства Республики Таджикистан от 8 июня 2001 года № 237 «О мерах по улучшению продвижения отечественных товаров на внешнем рынке»;

постановление Правительства Республики Таджикистан от 30 марта
2002 года № 135 «О временных мерах по защите внутреннего рынка»;

Закон Республики Таджикистан от 10 мая 2002 года № 46 «О защите и 
поддержке предпринимательства»;

Закон Республики Таджикистан от 2 декабря 2002 года № 83 «О селекционных достижениях сельскохозяйственных культур»;

Закон Республики Таджикистан от 22 апреля 2003 года № 9 «О финансовой аренде (лизинг)»;

Закон Республики Таджикистан от 28 февраля 2004 года № 19
«О государственной пошлине»;

Закон Республики Таджикистан от 29 апреля 2004 года № 522 «О свободных экономических зонах»;

Закон Республики Таджикистан от 17 мая 2004 года № 38 «О микро-финансовых организациях»;

Таможенный кодекс Республики Таджикистан от 3 декабря 2004 года;

Налоговый кодекс Республики Таджикистан от 3 декабря 2004 года;

Закон Республики Таджикистан от 9 декабря 2004 года № 72 «О защите прав потребителей»;

постановление Правительства Республики Таджикистан от 2 апреля
2005 года № 126 «Об акцизах»;

Закон Республики Таджикистан от 3 марта 2006 года «О государственных закупках товаров, работ и услуг»;

Закон Республики Таджикистан от 28 июля 2006 года № 200 «О зерне»;

Гражданский кодекс Республики Таджикистан от 12 мая 2007 года;

Закон Республики Таджикистан от 12 мая 2007 года № 260 «Об инвестициях»;

Закон Республики Таджикистан от 30 июля 2007 года № 315 «Об охране природы»;

Закон Республики Таджикистан от 6 октября 2008 года № 430 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

Закон Республики Таджикистан от 31 декабря 2008 года № 481 «Об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности населения»;

Закон Республики Таджикистан от 31 декабря 2008 года № 486 «Об экологической экспертизе»;

Закон Республики Таджикистан от 19 мая 2009 года «О техническом нормировании»;

Закон Республики Таджикистан от 19 мая 2009 года № 524 «О банковской деятельности»;

Закон Республики Таджикистан от 28 июля 2011 года № 722 «О Национальном банке Таджикистана»;

Закон Республики Таджикистан от 2 августа 2011 года № 758 «О страховании сбережений физических лиц».

1.3. Соглашения

Торговая политика Республики Таджикистан основывается с учетом принятых Республикой Таджикистан обязательств на последующих

многосторонних соглашениях:

Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года;

Протокол от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года;

Соглашение об общей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества от 20 сентября 2002 года;

Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств-членов ЕврАзЭС от 28 октября 2003 года;

Правила определения страны происхождения товаров государств – участников СНГ от 20 ноября 2009 года.

двусторонних соглашениях, подписанных с государствами – участниками СНГ:

Соглашение между правительствами Республики Таджикистан и Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве (Соглашение о свободной торговле); Протокол об изъятиях из режима свободной торговли к Соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве (Соглашение о свободной торговле) от 10 октября 1992 года;

Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Армения о свободной торговле от 2 марта 1994 года;

Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Казахстан о свободной торговле от 22 ноября 1995 года;

Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Узбекистан о свободной торговле, Протокол об изъятиях из режима свободной торговли от 10 января 1996 года;

Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 3 сентября 1998 года;

Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Кыргызской Республики о свободной торговле от 19 января 2000 года;

Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Кабинетом Министров Украины о свободной торговле от 1 декабря 2001 года;

Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Азербайджанской Республики о свободной торговле от 26 января 2008 года.

^ 2. МЕРЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ И
ПРАКТИКА ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ


2.1. Регулирование импорта

Требования к регистрации, документации и таможенные процедуры

Субъектами внешнеэкономической деятельности в Республике Таджикистан, независимо от форм собственности, могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, международные организации, действующие на территории республики или за ее пределами после соответствующей регистрации в Республике Таджикистан.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Таджикистан, подлежат обязательному таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Республики Таджикистан.

Перечень документов, необходимых для представления таможенному органу при международной перевозке автомобильным, речным, воздушным и железнодорожным транспортом, регламентируется Таможенным кодексом Республики Таджикистан:

1. При международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:

о государственной регистрации транспортного средства;

наименование и адрес перевозчика товаров;

наименование страны отправления и страны назначения товаров;

наименование и адрес отправителя и получателя товаров;

о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;

количество грузовых мест, их маркировка и виды упаковок товаров;

наименование, а также коды товаров в соответствии с международными требованиями описания и кодировки товаров на уровне не менее чем первых четырех знаков;

вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;

о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Республики Таджикистан запрещен или ограничен;

место и дата составления международной товаротранспортной накладной.

Перевозчик представляет таможенному органу следующие документы:

документы на транспортное средство;

международная товаротранспортная накладная;

имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.

2. При международной перевозке речным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:

о регистрации судна и его национальной принадлежности;

наименование и описание судна;

фамилия капитана;

фамилия и адрес судового агента;

количество пассажиров на судне, их фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и места рождения, порт посадки и высадки;

количество и состав членов экипажа;

наименование порта отправления и порта захода судна;

наименование, общее количество и описание товаров;

количество грузовых мест, их маркировку и виды упаковок товаров;

наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров;

номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора речной перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в данном порту;

наименование портов выгрузки остающихся на борту товаров;

наименование первоначальных портов отправления товаров;

наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и их количество;

описание размещения товаров на судне;

о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;

о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Республики Таджикистан запрещен или ограничен, включая валюту Республики Таджикистан и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества;

о наличии (об отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы.

Перевозчик представляет таможенному органу следующие документы:

общая декларация;

декларация о грузе;

декларация о судовых припасах;

декларации о личных вещах экипажа судна;

судовая роль;

список пассажиров;

документ, предписанный Всемирной почтовой конвенцией;

коносаменты или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора речной перевозки.

3. При международной перевозке воздушным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:

указание знаков национальной принадлежности и регистрационных знаков судна;

номер рейса, указание маршрута полета, пункта вылета, пункта прибытия судна;

наименование эксплуатанта судна;

количество членов экипажа;

количество пассажиров на судне, их фамилии и инициалы, наименование пунктов посадки и высадки;

указание видов товаров;

номер грузовой накладной, количество мест по каждой грузовой накладной;

наименование пункта погрузки и пункта выгрузки товаров;

количество бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него;

о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;

о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Республики Таджикистан запрещен или ограничен, включая валюту Республики Таджикистан и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы.

Перевозчик представляет таможенному органу следующие документы:

стандартный документ перевозчика, предусмотренный международными соглашениями в области гражданской авиации (генеральная декларация);

документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость);

документ, содержащий сведения о бортовых припасах;

авиагрузовые накладные;

документ, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и об их багаже (пассажирская ведомость);

документ, предписанный Всемирной почтовой конвенцией.

4. При международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:

наименование и адрес отправителя товаров;

наименование и адрес получателя товаров;

наименование станции отправления и станции назначения товаров;

количество грузовых мест, их маркировку и виды упаковок товаров;

наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков;

вес брутто товаров (в килограммах);

идентификационные номера контейнеров.

Перевозчик представляет таможенному органу следующие документы:

железнодорожная накладная;

имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.

^ Таможенный тариф

Таможенный тариф Республики Таджикистан – это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Таджикистан и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД ЕврАзЭС), построенной на основе 5-го издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров ВТО (Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, Протокол о внесении поправок в Международную конвенцию о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 24 июня 1986 года).

Основные цели таможенного тарифа:

рационализация товарной структуры ввоза товаров в Республику Таджикистан;

поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Республики Таджикистан;

создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Республике Таджикистан;

защита экономики Республики Таджикистан от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

обеспечение условий для эффективной интеграции Республики Таджикистан в мировую экономику.

Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Республики Таджикистан и вывоза товаров с территории Республики Таджикистан. В настоящее время таможенный тариф Республики Таджикистан применяется только по отношению к импорту товаров на таможенную территорию Республики Таджикистан.

Экспорт товаров из республики таможенными пошлинами не облагается.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Таджикистана, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.

В соответствии с Таможенным кодексом Республики Таджикистан ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством Республики Таджикистан.

В настоящее время ввозные таможенные пошлины взимаются в соответствии с постановлением Правительства Республики Таджикистан от 25 октября 2003 года № 450. Этим же документом введены преференции и установлены нулевая ставка ввозной таможенной пошлины при ввозе товаров, происходящих из государств – членов ЕврАзЭС, и ставка ввозной таможенной пошлины в размере 50 % утвержденных ставок при ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования устанавливаются Правительством Республики Таджикистан и являются исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Республики Таджикистан.

  1   2   3   4   5   6   7

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты