Домой

«Студенческие Советы: проблемы и перспективы»




Скачать 65.94 Kb.
Название«Студенческие Советы: проблемы и перспективы»
Дата14.05.2013
Размер65.94 Kb.
ТипДоклад
Подобные работы:

Министерство Науки и Образовании Республики Казахстан Кокшетауский Государственный Университет им. Ш.Ш. Уалиханова


Доклад

Тема - «Студенческие Советы: проблемы и перспективы»


Приготовил : Ламаев К.А. Лидер Альянса Студентов КГУ им. Ш.Ш. Уалиханова


Кокшетау

2011

Доклад -

Студенческие советы : проблемы и перспективы



Ламаев Курбан – Лидер Альянса Студентов КГУ им. Ш.Ш. Валиханова

Человек – единственное существо на Земле, способное обвинять в своих проблемах всех, кроме себя. Нам следует признать это. Форма моего доклада несколько отличается от стандартной. Может быть, это не совсем научно, но реалистично. В рассмотренной проблеме, результатом анализа проблем Студенческих Советов (далее Студсовет), я определил, не, сколько предложения по решению проблематичных моментов, а обращение к самой активной части нашего населения, то есть молодежи. Да! Следует заметить важность личного отношения каждого из нас к проблемам студентов – и появляются направления 2 типов вопросов, которые задает студент при выявлении проблем Студенческого Самоуправления(далее СС).

  1. Тип – «Что университет сможет сделать для решения проблемы? »

  2. Тип – «Что я(мы) смогу сделать для решения проблемы ?»

Для полного ознакомления с темой вернемся к определению понятия – Студенческое Самоуправление(СС).

СС - определяется как инициативная, самостоятельная деятельность студентов, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности, развитие социальной активности, поддержку социальных инициатив студенческой молодежи. Ответственность за деятельность студенческой молодежи несет сама организация. Система студенческого самоуправления формируется обучающимися самостоятельно, с учетом особенностей образовательного учреждения и сложившихся традиций. Органы управления образовательного учреждения обязаны содействовать развитию системы студенческого самоуправления и координировать ее работу.{1}

Безусловно, Студсоветы не должны быть органами, созданными для поддержания имиджа ВУЗа или искусственно созданными «сверху» по приказу ректора, то есть функция администрации ВУЗа в данном случае должна быть мотивирующей, курирующей и способствующей благоприятному развитию Студсоветов. В ином случае будет потеряно посредничество между администрацией ВУЗа и студентами, а это ключевая составляющая во взаимоотношениях между ними.

Смысл существования студенческих организаций заключается в том, чтобы отстаивать перед администрацией вузов права и интересы студентов в социальной сфере и вопросах, связанных с обучением. На практике же ректораты охотно уступают студсоветам проведение «культурно-массовых мероприятий», а реальное влияние на учебный процесс, формирование расписания, социальное обеспечение остается для них недоступным. При таких реалиях наши университетские Студсоветы не способны эффективно посредничать с администрацией в решении проблем студентов. Например, в Финляндии представители Студсоюза Университета Хельсинки составляют одну треть(1/3) на всех уровнях управления университетом, то есть могут оказывать реальное влияние на принятие решений. И надо сказать, такова ситуация на уровне всей страны: в финском законодательстве есть специальный закон о студенческом самоуправлении, который дает ему достаточно много прав, вплоть до возможности влиять на политику внутри страны. Но не будем забывать и о том, что Студенческий союз Университета Хельсинки(HYY) имеет давнюю историю – он существует с 1868 года. {2} В этой светской и демократичной стране правительство дает студентам возможность для самоуправления.

Для наших университетов важно, чтобы решения проблем, которые мы пытаемся предложить соответствовали менталитету и уровню образованности наших граждан, а не были, грубо говоря «отксерены» у развитых стран. При таком предложении решения могут, просто-напросто, не срабатывать и как исход мы увидим провал проектов связанных с улучшением системы Студсоветов. То есть процесс развития структур Студсоветов должен быть более естественным и близким по реализации к нашим установкам и гражданским позициям студентов.

Один из примеров передачи самоуправления «в руки студентов» в Казахстане, Казахский национальный медицинский университет им. С. Асфендиярова (КазНМУ). Самое крупное общежитие ВУЗа (№5) в этом году полностью перешло под студенческое самоуправление. Как отмечает руководство ВУЗа, модель студенческого самоуправления КазНМУ базируется на предоставлении возможностей каждому учащемуся самореализоваться, стать участником общественной деятельности, раскрыть свой потенциал и внести посильный вклад в совершенствование системы студенческого самоуправления вуза. «Безусловно, это риск и ответственность, но студенческие организации должны взрослеть. А для этого студентам надо ставить новые масштабные задачи, высокие цели. Надо больше доверять им», - считает ректор университета Айкан Аканов.{3}

Данные положения указывают на готовность ВУЗа на доверие студентам и готовность студентов принять на себя ответственность перед администрацией и студентами, ведь это важный шаг в развитии студенческого самоуправления. Следует понять, что без этих составляющих трудно будет говорить о каком либо роде сотрудничества между вышеуказанными сторонами. Можно открыто говорить о том , что слабая активность студентов и неготовность администрации ВУЗов к сотрудничеству со студентами – это 2 самые главные проблемы Студсоветов.

Что значит понятие Активность студентов?

Активность студентов не предполагается только участием в культурно-массовых мероприятиях, но и в решениях проблем связанных с учебой и социальной жизнью студентов. То есть студенты имеют право провести мероприятие по их инициативе. На документационном уровне участие студентов в Ученом Совете ВУЗов установлено и указано, но почему оно не действует на практике? Потому что есть следующая проблема Студсоветов – проблема преемственности лидеров. Большинство студентов вынуждены работать уже с первых курсов обучения, для собственного материального обеспечения. И лишь несколько энтузиастов среди толпы решаются участвовать в общественной жизни ВУЗа, тем самым выкрадывая у себя время на так называемые «мероприятия», но по окончанию учебы, именно в тот момент, когда они набираются опыта и навыков для эффективной работы в студенческой сфере, они вынуждены покинуть Студсовет. Для решения этой проблемы предлагается более систематизированное и значительное поощрение активистов и участников Студсоветов. То есть, должна работать целая система поощрения студентов-активистов для большей мотивации их деятельности. ( положения можно обговорить с администрацией ВУЗа в отдельном заседании круглого стола : с участием активистов). Предлагаю для разработки системы поощрения студентов взять за основу Устав молодежного общественного объединения «Студенческий маслихат» и положение о Студенческом Самоуправлении в ВУЗе.

К счастью, существуют реальные перспективы в развитии Студсоветов. Наиболее важные из них –

  1. Развитие самостоятельной молодежи – развитие гражданственности, и чувства ответственности за свои поступки среди студентов.

  2. Подготовка будущих управленцев в среде студентов

  3. Расширение связей между Студсоветами ВУЗов города – региона – области – республики – стран союзников в различных сферах.

  4. Содействие Студсоветов ВУЗов в решении образовательных и научных задач, организации образовательного и воспитательного процессов, а также досуга и быта студентов.

Так же можно выставить некоторые признаки Студсоветов как перспективы для их дальнейшего развития, так как эти перспективы в идеале функционирования СС выглядят как признаки -

Следующие перспективы :

  1. Автономность — относительная независимость студенческого самоуправления в постановке целей и задач деятельности коллектива, разработке её основных направлений; возможность формировать позицию, характеризующуюся независимостью и самостоятельностью в выборе мотивации деятельности, её целей, средств достижения, стиля осуществления.

  2. Независимость — финансовая и юридическая независимость ОССУ от администрации вуза

  3. Участие в управлении вузом — участие в работе ученого совета вуза.{4} (последнее документально установлено, но на практике не работает).



В заключение хочу вспомнить слова Джона Фитцджеральда Кеннеди : «Не спрашивайте что ваша страна может сделать для вас, спросите – что вы можете сделать для вашей страны.». Хотя мы студенты, но мы уже полностью осознаем, то что и мы в числе строителей большого и крепкого здания под названием Казахстан. И каждый студент обязан внести свой кирпич в развитии нашей Родины. Конечно же, и Администрация ВУЗа должна на соответствующем уровне поддерживать инициативы студентов, но в этом плане я отдаю приоритет большей важности и влиятельности самих студентов. Как говорил великий Мыслитель Абай Кунанбаев : «Худший человек из числа людей – это человек без стремлений ». Так что мы – студенты, должны стремиться изменить положение вещей в позитивную сторону, но не жалобами, а конкретными поступками и решениями.


8 ноября

поНЕдельник

Скачать 65.94 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты