Домой

Концепция развития системы профессионального образования в Республике Башкортостан Содержание




Скачать 260.05 Kb.
НазваниеКонцепция развития системы профессионального образования в Республике Башкортостан Содержание
Дата14.05.2013
Размер260.05 Kb.
ТипРеферат
Подобные работы:


Одобрена

постановлением Правительства

Республики Башкортостан

от 6 декабря 2010 года

№464


КОНЦЕПЦИЯ

развития системы профессионального образования

в Республике Башкортостан


Содержание


Введение 3


1. Основные вызовы, проблемы и риски развития

профессионального образования

в Республике Башкортостан 4


2. Современное состояние профессионального образования

в Республике Башкортостан 7


3. Цели, основные задачи и направления модернизации

профессионального образования

в Республике Башкортостан 12


4. Принципы развития профессионального образования

в Республике Башкортостан 14


5. Механизм реализации Концепции 16


Введение


Стратегической целью социально-экономического развития страны является достижение уровня экономического и социального развития.

Эта стратегия опирается на одно из главных конкурентных преимуществ России – человеческий капитал, а также на эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющаяся основой динамичного экономического роста и социального развития общества и фактором благополучия граждан.

Как обозначено в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.

В то же время возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Данные вопросы были рассмотрены на совместном заседании Государственного Совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и техническому развитию экономики России по вопросу «О приоритетах развития профессионального образования в России» от 31 августа 2010 года, по итогам которого органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено:

обеспечить создание системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования потребностей отраслей экономики в подготовке специалистов в учреждениях профессионального образования;

реализовать мероприятия, способствующие повышению престижа рабочих специальностей;

принять меры дополнительной социальной поддержки выпускников учреждений профессионального образования;

обеспечить при участии объединений работодателей разработку региональных комплексных программ развития профессионального образования.

Инновационное развитие системы профессионального образования Республики Башкортостан должно осуществляться в соответствии с общероссийскими и мировыми тенденциями. Дальнейшая модернизация системы профессионального образования требует масштабных системных изменений, вовлечения учреждений профессионального образования в процессы инновационного социально ориентированного развития республики.


1. Основные вызовы, проблемы и риски развития

профессионального образования

в Республике Башкортостан


Создание инновационной экономики, прогнозирование направлений ее развития, поиск адекватных ей механизмов подготовки кадров – это критический вызов системе профессионального образования.

«Мировое развитие в начале ХХI века характеризуется ускорением динамики социально-экономических процессов и вовлечением в глобальную конкуренцию все новых сфер экономической и социальной жизни, включая образование». Ключевыми вызовами системе профессионального образования являются следующие факторы:

1) развитие системы профессионального образования все в большей степени носит «догоняющий» характер по отношению к потребностям развивающейся экономики.

В новых и традиционных отраслях современной экономики возрастает роль инновационных подходов, основанных на управлении знаниями и информацией. Эти подходы позволят обеспечить повышение эффективности производства, появление новой, конкурентоспособной продукции, что, в свою очередь, придаст все более динамичный характер технологическим изменениям. Вместе с тем этот структурный сдвиг и все более динамичный характер технологических изменений при новом экономическом укладе затрудняют формирование прогноза потребности в кадрах и компетенциях на перспективу, четкого заказа системе профессионального образования;

2) сложившаяся сеть учреждений профессионального образования и структура оказываемых ими услуг не успевает реагировать на демографические изменения и вызовы.

Демографический спад последних десятилетий привел к минимизации численности детей школьного возраста и, соответственно, к сокращению выпуска общеобразовательными учреждениями и сложностям с набором абитуриентов учреждениями профессионального образования как по территориям республики, так и по целому ряду профессий и специальностей.

В свою очередь, существующие сегодня демографические показатели влияют на решение кадровых проблем отраслей экономики в перспективе. Дефицит квалифицированных кадров серьезным образом отражается на темпах экономического развития;

3) усиление разрыва между предложениями рынка труда и личностными ожиданиями молодежи.

Неравномерность в развитии отраслей экономики, разница в уровне оплаты труда рабочих кадров и специалистов влияют на формирование спроса на профессиональное образование, на престиж рабочих профессий и специальностей среднего звена. Соответственно, происходит переориентация молодежи на получение высшего профессионального образования, что неизбежно снижает его качество и уровень требований.

Современное состояние системы профессионального образования в Республике Башкортостан характеризуется наличием комплексных проблем:

1) несоответствие материально-технической базы учреждений профессионального образования современным требованиям подготовки кадров:

во многих учреждениях системы начального и среднего профессионального образования недостаточно модернизируется материально-техническая и учебно-производственная база; обеспеченность образовательного процесса кабинетами и мастерскими не соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

2) недостаточное развитие форм и механизмов участия работодателей, профессиональных сообществ и граждан в решении вопросов образовательной политики, в разработке и реализации программ профессионального образования:

содержание профессионального образования в значительной степени не соответствует задачам обеспечения конкурентоспособности подготавливаемых кадров из-за недостаточного учета учреждениями профессионального образования потребностей рынка труда;

у работодателей отсутствует устойчивая мотивация к участию в укреплении учебной базы учреждений, независимой общественной оценке качества образования, поддержке образовательного процесса квалифицированными кадрами мастеров и преподавателей спецдисциплин;

бизнес-сообщество не проявляет в вопросах развития профессионального образования должной социальной ответственности;

3) не получает должного развития дополнительное образование взрослых, повышение их квалификации и профессиональной переподготовки на базе учреждений профессионального образования:

учреждения профессионального образования перестали быть единственными уникальными центрами производства знаний, формирования умений и компетенций. Одновременно государственные учреждения профессионального образования утратили «монополию» на рынке образовательных услуг, где появились негосударственные, корпоративные и виртуальные образовательные, информационные и исследовательские организации и сетевые коммуникации с низкой социальной ответственностью. В связи с этим рынок дополнительных образовательных услуг получил стихийное развитие, что отражается на организационных и содержательных основах качества дополнительных образовательных программ; работодатель, в свою очередь, не мотивирован и не стимулирован на деятельность по повышению квалификации своих работников;

4) функционирование профессиональной школы в условиях недостаточно развитых взаимосвязей элементов системы непрерывного образования:

основная причина неразвитости взаимосвязей - функционирование в условиях разобщенности элементов системы непрерывного образования, отсутствие четкого сетевого взаимодействия, наличие барьеров между уровнями образовательной системы, что не позволяет концентрировать имеющиеся ресурсы на решение стратегических задач развития;

5) дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации:

основная причина дефицита - низкий уровень заработной платы в системе профессионального образования, который напрямую влияет на привлекательность данной сферы профессиональной деятельности.

Понижение престижа профессии преподавателя и мастера производственного обучения является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.

К числу серьезных рисков развития региональной системы профессионального образования Республики Башкортостан следует отнести:

1) возможное усиление миграции выпускников общеобразовательных учреждений в ведущие научно-образовательные центры крупных городов Приволжского и Уральского федеральных округов в связи с развитием на их территории федеральных и национальных исследовательских университетов.

В связи с этим представляется важным создание единой республиканской системы профессионального ориентирования выпускников школ, что позволит избежать излишней миграции будущих профессиональных кадров, сохранить в оптимальном объеме численность преподавательского состава вузов и количество обучающихся, поддержать баланс на рынке труда, обеспечить кадрами различные секторы экономики и социальной сферы республики;

2) значительное количество действующих на территории Республики Башкортостан филиалов и представительств, головные вузы которых расположены за пределами Республики Башкортостан.

За последние 10 лет коммерческий прием по таким группам специальностей, как «Экономика и управление» и «Образование и педагогика», значительно увеличился.

В настоящее время интенсивное развитие филиалов вузов сдерживается сложной демографической ситуацией, снижением доступности качественных образовательных услуг. Для дальнейшего инновационного развития экономики и социальной сферы республики необходимо готовить высококвалифицированные кадры, что требует сокращения филиалов вузов;

3) продолжающийся рост объема платных образовательных услуг требует широкого применения в образовании новых экономических механизмов, обеспечивающих потребителям услуг условия для равного доступа к качественному профессиональному образованию.


2. Современное состояние

системы профессионального образования

в Республике Башкортостан


Система профессионального образования в Республике Башкортостан включает в себя разветвленную сеть учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, функционирующих во взаимодействии с социальными партнерами в целях удовлетворения потребностей республики и страны в рабочих и специалистах.

Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляют 12 самостоятельных государственных учреждений высшего профессионального образования, 17 филиалов вузов, головные учреждения которых расположены в других регионах Российской Федерации, 4 негосударственных самостоятельных вуза и 8 филиалов негосударственных вузов. Сеть государственных учреждений среднего профессионального образования, функционирующих на территории Республики Башкортостан, включает в себя 77 колледжей и техникумов. По числу учреждений среднего профессионального образования Республика Башкортостан занимает второе место в Приволжском федеральном округе. Подготовка рабочих кадров в республике осуществляется в 94 учреждениях начального профессионального образования.

Подготовка кадров в республике ведется по 63 направлениям и 233 специальностям высшего профессионального образования, по 147 специальностям среднего профессионального образования и по 96 рабочим профессиям в учреждениях начального профессионального образования.

Общий контингент обучающихся в учреждениях профессионального образования составляет 283,1 тыс. человек, в том числе в вузах - 175,5 тыс. чел. (из них 151 тыс. чел. обучается в государственных вузах, 24,6 тыс. чел. – в негосударственных), 74,6 тыс. чел. - в учреждениях среднего профессионального образования и 33 тыс. человек - в учреждениях начального профессионального образования.

В 2009 году показатель количества обучающихся в государственных вузах в расчете на 10 тысяч человек населения достиг 373 человек (в Российской Федерации – 432 чел.). По численности обучающихся в ссузах студентов, приходящихся на 10 тыс. населения (184 чел.), республика занимает второе место (Оренбургская область (185 чел.) на первом). Среднее значение данного показателя в Приволжском федеральном округе – 164 чел., в Российской Федерации – 145 чел.

За последние 15 лет наблюдаются следующие тенденции в развитии профессионального образования республики:

1) отмечаются рост контингента обучающихся в вузовском сегменте образования (с 29% в 1995 году до 58,3% в 2009 году) и снижение в начальном профессиональном образовании (с 35,3% в 1995 году до 12,1% в 2009 году).

Вместе с тем республика по-прежнему отстает по показателю численности студентов вузов, приходящихся на 10 тыс. населения, и занимает 10-е место в Приволжском федеральном округе (в Республике Башкортостан – 371 чел., в Приволжском федеральном округе – 415 чел., в Российской Федерации – 432 чел.).

В структуре занятого в экономике населения количество специалистов с высшим профессиональным образованием составляет по республике только 17,6% против 26,2% в Российской Федерации; кадров с начальным профессиональным образованием в республике больше (28,2%), чем в среднем по Российской Федерации (18%);

2) отличительной особенностью государственной системы высшего профессионального образования республики является развитие сети крупных вузов, реализующих широкий спектр направлений подготовки. Если в Российской Федерации контингент студентов до 5 тысяч человек имеют 54% вузов, в республике – 16% (Уфимская государственная академия искусств им. З.Исмагилова и Башкирская государственная академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан). Вузов с численностью студентов от 5 до 7,5 тысяч в Российской Федерации – 20%, в республике – 42%, с численностью свыше 10 тыс. в Российской Федерации – 16%, в Республике Башкортостан – 42%;

3) для системы высшего профессионального образования в период с 2000 года характерно увеличение на 39,3% приема в государственные вузы, рост до 64,7% в 2009 году доли внебюджетного приема;

4) с 2000 года изменилась структура подготовки кадров: в 1,4 раза увеличился бюджетный прием в вузы по отрасли «промышленность».

Значительное увеличение бюджетного приема отмечается по геологии, разведке и разработке полезных ископаемых (в 1,4 раза), энергетике, энергетическому машиностроению и электротехнике (в 2,5 раза), авиационной и ракетно-космической технике (в 3,3 раза), электронной технике, радиотехнике и связи (в 3,8 раза), автоматике и управлению (в 1,2 раза), приборостроению и оптотехнике (в 2,2 раза). В то же время отмечается уменьшение бюджетного приема по металлургии, машиностроению и материалообработке (на 18,3%), сельскому хозяйству (в 1,6 раза).

Подготовка кадров в учреждениях среднего профессионального образования характеризовалась ростом объемов подготовки специалистов в укрупненной группе специальностей «Промышленность» по наиболее востребованным отраслям высокотехнологичного производства: металлургия, машиностроение, металлообработка - в 0,5 раза; геология, разведка и разработка полезных ископаемых – в 0,5 раза; информатика и вычислительная техника – в 0,8 раза.

Подготовка кадров в учреждениях начального профессионального образования в этот период снизилась на 47%, что явилось отражением общей тенденции для Российской Федерации, связанной с резким снижением спроса и престижа на рабочие профессии.

В настоящее время в структуре подготовки рабочих кадров в училищах и лицеях ведущее место отведено промышленно-техническому профилю. На долю отраслей «промышленность», «строительство» и «транспорт» приходится 70% от общего приема;

5) одновременно с ростом популярности и доступности высшего профессионального образования за последние 15 лет увеличился выпуск специалистов по гуманитарным наукам в 1,8 раза, образованию и педагогике - в 4,7 раза, экономике и управлению - почти в 10 раз.

Высокий спрос привел к тому, что лишь 10-12% студентов направлений «юриспруденция», «экономика и управление» обучаются на бюджетной основе;

6) развиваются новые финансово-экономические и организационно-правовые механизмы управления отраслью. В соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях» началась реструктуризация бюджетной сети Республики Башкортостан. В апреле 2009 года Министерством образования Республики Башкортостан был принят план мероприятий по реструктуризации бюджетной сети министерства, определены учреждения, тип которых изменялся на автономный. В 2009/10 учебном году созданы 11 государственных автономных образовательных учреждений среднего профессионального образования, находящихся в ведении Министерства образования Республики Башкортостан. В целях повышения эффективности расходов бюджетных средств в учреждениях профессионального образования вводится нормативное подушевое финансирование, осуществлен переход на новую систему оплаты труда работников образования;

7) учреждения профессионального образования Республики Башкортостан активно участвуют в приоритетном национальном проекте «Образование». В 2006-2009 годах 15 учреждений профессионального образования стали обладателями грантов на реализацию инновационных образовательных программ (Уфимский государственный авиационный технический университет, 5 ссузов, 9 профессиональных училищ и лицеев), что позволило привлечь на их развитие из бюджетов всех уровней и средств работодателей 1,5 млрд. рублей;

8) отмечается активное развитие инновационного потенциала учреждений профессионального образования.

В Республике Башкортостан активно прорабатываются инициативы по созданию энергомашиностроительного, лесопромышленного кластеров и кластера обеспечения туризма. Наряду с предприятиями и организациями равноправными участниками кластеров являются практически все ведущие вузы Республики Башкортостан, которые обеспечивают научно-технологическое сопровождение процессов и подготовку для кластеров высококвалифицированных кадров. В настоящее время в вузах ведется работа по созданию малых предприятий и индустриальных парков, деятельность которых связана с научными разработками, инновационными идеями. В целом в государственных вузах создано 38 инновационных структур.

Государственные вузы Республики Башкортостан за последние 5 лет привлекли на научно-исследовательские работы из различных источников более 2,5 млрд. рублей. За последние годы численность аспирантов увеличилась в 4 раза, кандидатов наук - в 1,6 раза, докторов наук – в 2,5 раза, количество патентов и авторских свидетельств возросло почти в 2 раза, инновационных структур при государственных вузах - в 1,9 раза.

В 2009/10 учебном году 6 учреждений среднего профессионального образования получили сертификаты качества, удостоверяющие соответствие системы менеджмента качества (СМК) в данных учреждениях и были включены в единый реестр организаций, имеющих сертифицированную СМК. В настоящее время в системе среднего профессионального образования республики 12 учреждений имеют сертификаты качества.

В настоящее время на базе учреждений среднего профессионального образования функционируют 19 республиканских и 5 федеральных экспериментальных площадок.

В 2010 году Нефтекамский машиностроительный колледж стал победителем конкурса для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата.

37 учреждений начального профессионального образования работают в инновационном режиме;

9) стабильными остаются показатели трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования;

10) учреждения профессионального образования активно взаимодействуют с предприятиями и организациями республики при координирующей роли отраслевых министерств и ведомств.

В настоящее время между вузами, ссузами и учреждениями начального профессионального образования заключено более 2 тысяч договоров о сотрудничестве в области подготовки кадров с 2300 организациями, в том числе 4,5 тысячи договоров о прохождении практики;

11) активно развивается международная деятельность вузов.

Вузами подписано около 300 договоров о сотрудничестве с зарубежными университетами и научными центрами Европы, Азии и США. Разработаны долговременные программы реализации совместных научно-исследовательских и внедренческих работ с университетами Германии, КНР, Финляндии, Франции, США, Болгарии, Турции и крупными международными компаниями. В последние годы в соответствии с геополитическими задачами Российской Федерации особое внимание уделяется развитию образовательных и научных связей с университетами ближнего зарубежья: подписаны договоры и осуществляется работа с вузами Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Абхазии.

В рамках плана по реализации Болонских соглашений проходят защиты магистерских дипломов по программе «двойных дипломов».

В вузах республики обучаются около 600 студентов и аспирантов из более чем 40 зарубежных стран.


3. Цели, основные задачи и направления

модернизации профессионального образования

в Республике Башкортостан

Модернизация системы профессионального образования Республики Башкортостан имеет следующие цели:

обеспечение кадрового потенциала отраслей экономики и социальной сферы;

создание условий для развития гармоничной личности, формирование гуманитарных ценностей, воспитание патриота и гражданина.

Основные задачи республиканской системы профессионального образования на современном этапе:

обеспечение динамично развивающейся рыночной инновационной экономики высокопрофессиональными кадрами, обладающими высокой конкурентоспособностью;

удовлетворение потребности формирующейся инновационной экономики Республики Башкортостан в научно-технологических идеях, формирование и реализация инновационных образовательных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи современной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;

внедрение эффективных механизмов организации непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

обеспечение преемственности всех уровней профессионального образования на основе инновационных образовательных технологий, общих подходов к оценке качества, инструментов социального развития и непрерывного образования;

развитие учреждений профессионального образования как субъектов социально-экономической модернизации системы подготовки кадров «опережающего типа».

Учреждений профессионального образования рассматриваются в качестве ключевых партнеров органов государственной власти Республики Башкортостан при реализации политики социально-экономического развития территорий.

В современных условиях ведущие учреждения профессионального образования – промышленного, топливно-энергетического, аграрного, педагогического, медицинского, экономического и культурного профиля - становятся катализаторами экономического роста, основанного на инновациях, центрами общественной и культурной жизни республики, связующим звеном между обществом, государством, экономикой и производством.

Структура профессионального образования призвана обеспечивать возможность для каждого гражданина получить базовую профессиональную подготовку на востребуемом им уровне: краткосрочные программы профессиональной подготовки и профессионального образования, прикладной (технический) бакалавриат, академический бакалавриат. Одновременно образовательными учреждениями будет предложен постоянно обновляемый набор модульных программ освоения профессиональных квалификаций для эффективной адаптации граждан к рынку труда.

В целях удовлетворения социально-экономических потребностей республики, полноправного и полноценного участия республики в глобальных общественных процессах необходимо обеспечить целевую подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров с привлечением интеллектуального потенциала и ресурсных возможностей российских и международных научно-образовательных центров путем организации стажировок и обменов в зарубежных вузах.

Указанные выше цели и основные задачи конкретизируются в следующих основных направлениях развития профессионального образования республики:

развитие сети учреждений профессионального образования; создание модели профессионального образования, учитывающей российские и международные тенденции в данной сфере;

повышение конкурентоспособности, профессиональной компетентности и создание условий для социальной мобильности выпускников учреждений профессионального образования;

реализация инновационных образовательных программ от начального профессионального до высшего и послевузовского образования, интегрированных в российское и мировое образовательное пространство;

обновление содержания профессионального образования;

качественное изменение образовательной среды и модернизация материально-технической базы образовательных учреждений;

развитие кадрового потенциала системы профессионального образования;

создание внешней независимой системы оценки качества профессионального образования;

интеграция усилий министерств и ведомств, отраслевых предприятий, объединений работодателей и образовательных учреждений по развитию профессионального образования;

обеспечение стабильного развития Республики Башкортостан как многонационального сообщества путем развития толерантного, межэтнического и межконфессионального взаимодействия.

4. Принципы развития

профессионального образования

в Республике Башкортостан


В основу Концепции развития системы профессионального образования в Республике Башкортостан заложена идея создания современных, гибких, вариативных, адекватно и оперативно реагирующих на внешние и внутренние вызовы моделей учреждений профессионального образования Республики Башкортостан по отраслевому и территориальному принципам.

Основными принципами модернизации региональной системы профессионального образования являются:

1) принцип непрерывности профессионального образования заключающийся в необходимости создания условий для обеспечения непрерывного процесса становления специалиста любой профессии от общеобразовательной школы до его самостоятельной профессиональной деятельности – «образование через всю жизнь»;

2) принцип интеграции образования, науки и производства для достижения сверхэффекта в решении задач подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда;

3) принцип целостности единого, вертикально и горизонтально структурированного, образовательного пространства;

4) принцип управления качеством образования, предполагающий построение образовательной системы профессионального образования в республике на основе многоуровневого мониторинга и оптимального использования информационных, кадровых и материально-технических ресурсов для повышения эффективности процесса подготовки специалистов с учетом требований государственных образовательных стандартов и потребностей работодателей;

5) принцип гибкости и динамизма системы профессионального образования республики, обеспечивающий каждому обучающемуся возможность формирования индивидуальной образовательной траектории за счет подвижности всех ее структурных элементов;

6) принцип ориентированности на компетенции. В республике должен быть принят единый механизм взаимоотношений работодателя и учреждения профессионального образования по определению перечня компетенций, условий их формирования и критериев оценки;

7) принцип многоканальности финансирования, предполагающий, что образовательные учреждения в рамках одного кластера финансируются за счет привлечения средств бюджетов разных уровней (федерального, регионального и муниципального) и за счет внебюджетных средств;

8) принцип регионализации, выражающийся в обязательном учете при формировании стратегий развития вузов на основе кластерного принципа реальных потребностей экономики и социальной сферы в востребованных кадрах. Признание роли образования как стратегического ресурса устойчивого развития полиэтнического общества; обеспечивающего:

единство образовательного и культурного пространства в Республике Башкортостан;

равные права на сохранение и развитие языков ее народов;

сохранение и приумножение национальной культуры, воспитание у студентов и учащихся культуры толерантности и социальной ответственности.

Стратегия развития системы профессионального образования должна учитывать социокультурные задачи образования по формированию интеллектуального, культурного, духовного и нравственного потенциала молодого поколения республики;

9) принцип территориального развития системы профессионального образования, связанный с проектированием развития сложной многоуровневой системы, включающей в себя координацию целей, действий всех элементов системы управления учреждениями профессионального образования, расположенных в границах территориально-административных образований – муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Развитие муниципальных районов и городских округов республики с учетом природно-географи­че­ских, социально-экономических, демографических и национально-культурных особенностей, транспортной и производственной инфраструктуры, определяющих территориальную направленность регионализации системы профессионального образования республики;

10) принцип сетевого взаимодействия - совместная деятельность двух или более учреждений профессионального образования в области создания и реализации совместных образовательных программ, модулей траекторий, программ повышения квалификации преподавателей и научных работников;

11) принцип отраслевого развития системы профессионального образования по основным видам экономической деятельности без учета границ территориально-административных образований – муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Подразумевает взаимодействие учреждений профессионального образования различного уровня одной отраслевой направленности.


5. Механизм реализации Концепции


Основными мероприятиями, направленными на реализацию задач развития профессионального образования в Республике Башкортостан, являются:

совершенствование республиканского механизма прогнозирования потребности в кадрах;

формирование эффективной сети учреждений профессионального образования и структуры подготовки кадров;

интеграция науки и образования, создание совместных с Уфимским научным центром Российской академии наук и Академией наук Республики Башкортостан инновационных структур;

совершенствование государственно-частного партнерства в сфере подготовки кадров;

концентрация ресурсов на наиболее перспективных направлениях подготовки кадров в образовательных учреждениях – лидерах;

внедрение новых организационных и экономических механизмов управления учреждениями образования;

привлечение дополнительных инвестиций в развитие учреждений профессионального образования;

точечное обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений, предоставление обучающимся возможности обучения на передовом учебно-производственном оборудовании;

создание системы мониторинга качества образования;

создание нормативной правовой основы функционирования независимой системы сертификации профессиональных компетенций выпускников учреждений профессионального образования;

создание системы оказания государственной поддержки молодым специалистам;

создание эффективной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Основным механизмом модернизации системы профессионального образования является формирование государственно-частного партнерства в сфере подготовки кадров путем создания образовательно-профессиональных кластеров, включающих учреждения профессионального образования различного уровня, предприятия, отраслевые министерства и ведомства.

Стратегическая миссия образовательно-профессиональных кластеров – развитие конкурентоспособного человеческого потенциала в Республике Башкортостан на основе создания и реализации инновационных услуг и научно-технологических разработок.

Образовательные учреждения, участвующие в реализации кластерной модели, должны стать интегрированными научно-образовательными комплексами, профиль которых определяется совокупностью структурных подразделений, осуществляющих подготовку кадров и проведение исследований для важнейших, отраслей экономики и социальной сферы.

Основными задачами кластерной модели профессионального образования являются:

оптимизация объема и структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на основе создания единой, научно обоснованной системы кадрового аудита, мониторинга республиканского рынка труда, прогнозирования перспективных потребностей кадрового обеспечения отраслей экономики, социальной сферы;

повышение качества подготовки кадров путем совершенствования кадрового потенциала учреждений, модернизации материально-технической базы, внедрения новейших технологий профессионального образования;

оптимизация сроков обучения и повышения квалификации кадров системы образования путем разработки и реализации образовательных программ профессионального образования нового поколения, интенсивных технологий повышения профессиональной квалификации.

Созданию современной кластерной модели профессионального образования в Республике Башкортостан предшествует ревизия и оптимизация существующей республиканской сети учреждений профессионального образования по территориально-отраслевому принципу с учетом научного и экономического анализа доступности образования, экономического и демографического прогноза развития республики, перспектив социально-экономического и демографического развития муниципальных районов и городских округов, перспектив развития всех типов учреждений и уровней профессионального образования.

Формирование конкурентоспособной инновационной экономики Республики Башкортостан предполагает следующую структуру учреждений - наличие федерального университета, национально-исследовательских университетов и федеральных отраслевых центров образования на территории республики.

Создание исследовательских университетов - одно из стратегических направлений государственной политики в сфере подготовки конкурентоспособных специалистов для инновационных наукоемких областей экономики.

В Республике Башкортостан имеются предпосылки для формирования инновационной территории широкого профиля - технополиса, способного генерировать и внедрять новшества в самых разных сферах: нефтехимии, нанотехнологий, приборостроении, биотехнологий, телекоммуникациях и других высокотехнологичных и наукоемких областях экономики.

Оптимизация сети учреждений высшего профессионального образования может осуществляться следующим образом:

укрупнение учреждений высшего профессионального образования путем включения в их состав других вузов, образовательных учреждений начального и (или) среднего профессионального образования, научных организаций и промышленных предприятий;

передача филиалов российских вузов, головные учреждения которых расположены за пределами Республики Башкортостан, в состав самостоятельных государственных вузов, расположенных на территории Республики Башкортостан.

При оптимизации сети учреждений дополнительного образования, реализующих программы переподготовки и повышения квалификации, предполагается, что они станут важными структурными подразделениями университетов и других образовательных учреждений.

В основу развития системы начального и среднего профессионального образования будет положен территориально-отраслевой принцип структурирования сети учреждений.

В Республике Башкортостан исторически и географически сложились разветвленная сеть учреждений профессионального образования, транспортная инфраструктура, сочетание крупных промышленных узлов с аграрными районами, традиционные связи предприятий с учреждениями образования, значительная доля сельских жителей, что позволяет выделить крупные образовательные регионы, обеспечивающие доступность получения профессионального образования.

Образовательный регион - определенная территория, обладающая целостностью и взаимосвязью составных элементов расположенных на ней образовательных структур.

В каждом регионе предполагается развитие отраслевых и (или) территориальных базовых ресурсных центров профессионального образования и многоуровневых территориальных и отраслевых образовательных комплексов в целях кадрового обеспечения социально-экономических потребностей данных регионов.

Базовый (ресурсный) центр профессионального образования – учреждение профессионального образования, созданное на базе учреждений начального и (или) среднего профессионального образования по подготовке высококвалифицированных кадров для ведущих отраслей экономики Республики Башкортостан на условиях государственно-частного партнерства, в котором сконцентрированы лучшие образовательные, материально-технические, производственные, кадровые, информационные и методические ресурсы, с открытым доступом к ним профильных учреждений профессионального образования для осуществления методической помощи.

На базовые ресурсные образовательные центры будут возложены функции повышения квалификации инженерно-педагогических работников в сфере применения новых технологий, материалов и приемов труда, внедрения отдельных модулей дистанционного обучения, ознакомления с современной техникой и оборудованием, организации стажировки мастеров производственного обучения.

Данная Концепция является основой для разработки при участии отраслевых министерств, ведомств и объединений работодателей республиканской комплексной программы развития профессионального образования.


Скачать 260.05 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты