Домой

В г. Анжеро-Судженске факультет информатики, экономики и математики утверждаю декан факультета информатики, экономики и математики Е. А. Конькова " " 20 г. Рабочая программа




Скачать 489.82 Kb.
НазваниеВ г. Анжеро-Судженске факультет информатики, экономики и математики утверждаю декан факультета информатики, экономики и математики Е. А. Конькова " " 20 г. Рабочая программа
страница1/2
Дата12.05.2013
Размер489.82 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Цели освоения дисциплины
Место дисциплины «банковское дело» в структуре ооп бакалавриата
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисцилины
Код компетенции
4. Структура и содержание дисциплины «банковское дело»
4.1.2. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
4.2 Содержание дисциплины
4.1.2 Содержание практических занятий
5. Образовательные технологии
2. Базовый вариант контрольного теста
Тема 2. Платежные системы России. Расчетные и кассовые операции
Критерии оценки знаний студентов
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Подобные работы:
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет"

в г. Анжеро-Судженске


ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ, ЭКОНОМИКИ И МАТЕМАТИКИ


УТВЕРЖДАЮ

Декан

факультета информатики,

экономики и математики
_________Е.А.Конькова



"_____"__________20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО


Направление подготовки

080100 Экономика


Профиль подготовки


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Анжеро-Судженск

2010


  1. ^ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  • Целями освоения дисциплины «Банковское дело» являются:

  • дать качественные экономические знания в сфере банковского дела, востребованные обществом;

  • подготовить бакалавра к успешной работе в сфере банковской, финансовой, страховой деятельности на основе гармоничного сочетания научной, фундаментальной и профессиональной подготовки кадров;

  • создать условия для овладения универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и конкурентоспособности на региональном рынке труда;

  • сформировать социально-личностные качества выпускников: целеустремленность, организованность, трудолюбие, коммуникабельность, умение работать в коллективе, ответственность за конечный результат своей профессиональной деятельности, гражданственность, толерантность; повышение их общей культуры, способности самостоятельно приобретать и применять новые знания и умения.




  1. ^ МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО» В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА


Дисциплина «Банковское дело» относится к профессиональному циклу ООП и представляет его вариативную часть Б3.В1. Курс «Банковское дело» опирается на экономические знания студентов, полученные ими ранее при изучении таких дисциплин, как микроэкономика, макроэкономика, финансы и кредит, деньги, кредит, банки. В результате изучения вышеперечисленных дисциплин формируются знания об основных экономических и финансовых категориях, которые используются при изучении дисциплины «Банковское дело» (ПК-1, ПК-7, ПК-8); математические знания для оценки риска и расчета различных вероятностей, которые используются в расчетах страховых тарифов (ПК-2, ПК-4); приобретаются навыки и умения работать с экономической информацией, проводить расчеты основных технико-экономических показателей предприятия, умение использовать нормативную базу в финансовой сфере (ПК-4, ПК 7).

Изучение курса «Банковское дело» способствует формированию у студентов общей исследовательской культуры при решении экономических задач, что позволяет правильно описывать управленческие решения, точнее мыслить и точнее выражаться, обобщать результаты, представлять эти результаты в удобном для понимания виде, выполнять решение наиболее рациональным способом. Кроме того, изучение курса способствует лучшему пониманию профессиональной экономической литературы, где часто используются элементарные понятия экономики.

Данная дисциплина связана с такими учебными дисциплинами как «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения», «Рынок ценных бумаг», «Финансовые рынки».


  1. ^ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИЛИНЫ


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки:


^ Код компетенции

Формируемые компетенции

Результат освоения дисциплины

ПК-1

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов

  • знать методы сбора информации для решения поставленных финансовых задач;

  • знать инструментальные средства для обработки финансовых данных в соответствии с поставленной финансовой задачей;

  • знать основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих финансовую деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне

  • уметь использовать источники финансовой, статистической, управленческой информации;

  • уметь осуществить поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных финансовых задач;

  • уметь применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения поставленных финансовых задач;

  • уметь осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной финансовой задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы

  • владеть современными методами сбора, анализа и обработки финансовых данных для решения поставленных финансовых задач;

  • владеть методами представления результатов анализа для решения поставленных финансовых задач;

ПК-2

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов

  • знать формы финансовой, бухгалтерской и иной отчетности кредитных организаций;

  • уметь анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности кредитных организаций;

  • уметь использовать полученные сведения для принятия управленческих решений по поставленным финансовым задачам;

  • навыками анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности кредитных организаций;

ПК-4

Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач

  • знать методы сбора информации для решения поставленных финансовых задач;

  • знать инструментальные средства для обработки финансовых данных в соответствии с поставленной финансовой задачей;

  • знать основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих финансовую деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне.

  • уметь использовать источники финансовой, статистической, управленческой информации;

  • уметь осуществить поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных финансовых задач;

  • уметь применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения поставленных финансовых задач;

  • уметь осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной финансовой задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;

  • владеть современными методами сбора, анализа и обработки финансовых данных для решения поставленных финансовых задач;

  • владеть методами представления результатов анализа для решения поставленных финансовых задач.

ПК-7

Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений

  • знать формы финансовой, бухгалтерской и иной отчетности предприятий различных форм собственности;

  • знать методы подготовки и этапы процесса выработки управленческих решений;

  • уметь анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности кредитных организаций;

  • уметь использовать полученные сведения для принятия управленческих решений по поставленным экономическим задачам;

  • владеть навыками анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности кредитных организаций;

ПК-8

Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

  • знать закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

  • знать основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;

  • уметь анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях на микро- и макроуровне как в России, так и за рубежом;

  • уметь выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей


^ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц или 144 часов.

4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)

4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость базового модуля дисциплины

144

Аудиторные занятия (всего)

72

В том числе:




Лекции

36

Лабораторные

36

Самостоятельная работа

72

В том числе:




Творческая работа

реферат

И (или) другие виды самостоятельной работы




Вид текущего контроля

контрольная работа

Вид промежуточного контроля

тесты

Вид итогового контроля - экзамен

36


^ 4.1.2. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)



Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Общая трудоёмкость (часах)

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Учебная работа

В.т.ч.

активных форм

Самостоятельная работа

Цели и задачи дисциплины







всего

лекции

лабы

Сущность банковской деятельности. Современная банковская система России

5

1

8

2

2

0

4

Устный опрос

1 неделя

Банк России – центральное звено банковской системы

5

2

8

2

2

2

4

Устный опрос

2 неделя

Основы организации деятельности кредитных организаций.

5

3-4

16

4

4

2

8

тест

4 неделя


Ресурсы банка

5

5-6

16

4

4

0

8

тест

6 неделя

Финансовая структура банка и основные показатели деятельности банков

5

7-8

16

4

4

2

8

тест

8 неделя

Платежные системы России. Расчетные и кассовые операции кредитных организаций

5

9-10

16

4

4

2

8

тест

реферат

10 неделя


Кредитные операции

5

11-12

16

4

4

0

8

тест

контрольная работа

12 неделя

Операции с ценными бумагами кредитных организаций

5

13-14

16

4

4

2

8

контрольная работа

14 неделя

Валютные операции и внешнеэкономическая деятельность кредитных организаций

5

15-16

16

4

4

0

8

Устный опрос

тест

16 неделя

Основы маркетинга в кредитных организациях

5

17

8

2

2

0

4

Устный опрос

17 неделя

Основы менеджмента в кредитных организациях

5

18

8

2

2

0

4

Устный опрос

18 неделя

Итого:




18

144

36

36

10

72

экзамен


^ 4.2 Содержание дисциплины

4.2.1Содержание разделов дисциплины




Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

Результат обучения, формируемые компетенции



Сущность банковской деятельности. Современная банковская система России

Роль и место кредитных организаций в экономике. Денежное обращение — основа банковской деятельности. Функции кредитных организаций и задачи банковской деятельности. Место и роль кредитных организаций на финансовом рынке. Банковские операции. Специфика активных и пассивных операций.

Зарождение и развитие банковского дела. Происхождение кредитных организаций. Этапы развития банковского дела. Современные кредитные системы европейских государств. Банковская система США. Концентрация и централизация банковского капитала на современном этапе.

Развитие банковского дела в России. Зарождение и развитие банковского дела в царской России. Банковская система советского периода. Реформа кредитной системы 1987- 1990-х годов.

Современная кредитная система России. Банковское законодательство России. Этапы формирования кредитной системы. Кредитная (банковская) система. Виды кредитных организаций. Проблемы формирования устойчивой кредитной системы. Реструктуризация кредитных организаций.

Знать:

ПК-8: закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

уметь:

ПК-1: использовать источники финансовой, статистической, управленческой информации;

владеть:

ПК-1: современными методами сбора, анализа и обработки финансовых данных для решения поставленных финансовых задач



Банк России – центральное звено банковской системы

Цели, функции и организационная структура Банка России. Статус, функции и задачи ЦБ России. Принципы организации и организационное построение Банка России. Операции Банка России. Баланс Банка России.

Денежно-кредитная политика Банка России. Роль Банка России в проведении единой государственной денежно-кредитной политики. Цели и основные направления денежно-кредитной политики. Инструменты и методы денежно-кредитной политики. Основные ориентиры денежно-кредитной политики на текущей период.

Банковское регулирование и надзор кредитных организаций. Методы регулирования деятельности кредитных организаций. Контроль и надзор в банковской практике.

Знать:

ПК-8: закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

уметь:

ПК-1: использовать источники финансовой, статистической, управленческой информации;

владеть:

ПК-1: современными методами сбора, анализа и обработки финансовых данных для решения поставленных финансовых задач




Основы организации деятельности кредитных организаций.

Организационно-правовые основы создания и функционирования кредитных организаций. Кредитная организация. Функции и операции кредитных организаций. ФЗ «О банках и банковской деятельности». Порядок учреждения кредитных организаций. Устав кредитных организаций.

Организационная структура кредитных организаций. Филиалы и представительства кредитной организации.

знать:

ПК-2: законодательную и нормативную базу, на которой основана деятельность кредитных организаций




Ресурсы банка

Ресурсы кредитных организаций. Формирование и использование собственных средств кредитных организаций. Структура ресурсов кредитных организаций. Источники формирования собственного капитала. Выпуск и использование акций кредитных организаций. Структура капитала кредитных организаций. Достаточность капитала.

Привлеченные и другие ресурсы. Депозиты до востребования. Срочные депозиты. Не депозитные источники формирования ресурсов. Выпуск векселей. Начисление процентов по вкладам и другим долговым обязательствам банка.

знать:

ПК-2: законодательную и нормативную базу, на которой основана деятельность кредитных организаций;

ПК-2: формы финансовой, бухгалтерской и иной отчетности кредитных организаций;

уметь:

ПК-2: анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности кредитных организаций;

ПК-2: использовать полученные сведения для принятия управленческих решений по поставленным финансовым задачам

владеть:

ПК-2: навыками анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности кредитных организаций;




Финансовая структура банка и основные показатели деятельности банков

Финансовая структура кредитных организаций. Структура и качество активов и пассивов кредитных организаций. Экономическая характеристика баланса кредитных организаций. Типы счетов. Аналитический и синтетически учет. Особенности учета активных и пассивных операций.

Основные показатели деятельности кредитных организаций. Ликвидность и платежеспособность кредитных организаций. Экономические нормативы. Финансовые результаты деятельности кредитных организаций.

Рейтинг кредитных организаций. Понятие и виды рейтинговой оценки кредитных организаций. Методики оценки надежности кредитных организаций. Сравнительная характеристика кредитных организаций России.


знать:

ПК-2: законодательную и нормативную базу, на которой основана деятельность страховых организаций;

уметь:

ПК-2: анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности страховых организаций;

ПК-2: использовать полученные сведения для принятия управленческих решений по поставленным финансовым задачам

владеть:

ПК-2: навыками анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности страховых организаций;




Платежные системы России. Расчетные и кассовые операции кредитных организаций

Платежная система России и виды расчетов. Структура платежной системы РФ. Денежный и платежный оборот. Сущность и формы безналичных расчетов. Вексельное обращение. Вексель как платежный инструмент.

Современные технологии безналичных расчетов. Электронное денежное обращение. Технологии безналичных расчетов на основе пластиковых карточек. Технологии безналичных расчетов на основе сети Internet.

Вексельное обращение. Вексель как платежный инструмент.

Система межбанковских расчетов. Расчеты через расчетную сеть Банка России. Прямые расчеты между учреждениями банков: внутрибанковские системы расчетов и расчеты по корреспондентским счетам «ЛОРО» и «НОСТРО» Межбанковский клиринг. Международные расчеты по коммерческим операциям.

Кассовые операции кредитных организаций. Экономическое содержание кассовых операций. Порядок ведения кассовых операций в РФ. Эмиссионно-кассовое регулирование ЦБ РФ. Организация налично-денежного оборота и кассовой работы в кредитных организациях.

Знать:

ПК-4: способы продаж и предоставления банковских продуктов и услуг;

уметь:

ПК-4: разрабатывать и предоставлять современные банковские продукты;

владеть:

ПК-4: навыками разработки и продажи банковских продуктов





Кредитные операции

Место и роль кредитных отношений в деятельности кредитных организаций. Законодательные основы кредитных операций. Субъекты и объекты кредитных отношений. Кредитная политика кредитных организаций. Формы кредита и их классификация. Методы кредитования и виды ссудных счетов

Условия кредитования. Сумма и срок кредита. Цена кредита. Виды процентных ставок. Обеспечение кредита. Виды залога.

Процедура кредитования заемщика. Порядок приема и оформления заявки на получение кредита. Оценка кредитоспособности заемщика. Подготовка и подписание кредитного договора. Обслуживание кредита.

Особенности долгосрочного кредитования. Инвестиционный характер долгосрочного кредитования. Субъекты и объекты кредитования. Основные требования к долгосрочному кредитованию. Инвестиционный анализ. Особенности деятельности инвестиционных операций кредитных организаций.

Особые формы кредитных отношений. Ипотека. Факторинг. Лизинг. Международные кредиты.

Кредитная политика банка и процедура кредитования заемщика. Сущность и содержание кредитной политики банка. Порядок приема и оформление заявок на получение кредита. Оценка кредитоспособности заемщика. Подготовка и подписание кредитного договора. Обслуживание кредита.

Знать:

ПК-1: методы сбора информации для решения задач по расчету и обоснованию процентных ставок;

ПК-1: инструментальные средства для обработки финансовых данных в соответствии с поставленной финансовой задачей;

уметь:

ПК-1: использовать источники финансовой, статистической, управленческой информации;

ПК-1: осуществить поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных финансовых задач;

ПК-1: осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной финансовой задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы.

владеть:

ПК-1: современными методами сбора, анализа и обработки финансовых данных для решения поставленных финансовых задач;

ПК 1: методами представления результатов анализа для решения поставленных финансовых задач




Операции с ценными бумагами кредитных организаций

Виды операций с ценными бумагами кредитных организаций. Правовое регулирование работы кредитных организаций с ценными бумагами. Эмиссия ценных бумаг. Кредитная организация как эмитент. Посреднические операции кредитных организаций с ценными бумагами. Собственные сделки с ценными бумагами.

Инвестиционная деятельность кредитных организаций. Инвестиционный портфель и принципы его формирования. Инвестиционные риски и методы их снижения. Инвестиционная политика кредитных организаций.

Трастовые и депозитарные операции кредитных организаций.

Трастовые операции кредитных организаций. Сущность и виды. Трастовые услуги за рубежом и в России. Депозитарная деятельность кредитных организаций в России: Функции депозитария. Субъекты депозитарной деятельности. Операции депозитария. Депозитарный договор. Ведение реестра владельцев ценных бумаг.


знать:

ПК-8: основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства в сфере финансов;

уметь:

ПК-8: анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях на микро- и макроуровне как в России, так и за рубежом;

ПК-8: выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

ПК-8: анализировать зарубежные фондовые рынки, выявлять тенденции их развития

владеть:

ПК-4: методами расчета основных показателей для оценки и сопоставления фондовых рынков




Валютные операции и внешнеэкономическая деятельность кредитных организаций

Банки - участники валютного рынка. Валюта и валютный рынок России. Регулирование валютных операций кредитных организаций. Классификация валютных операций.

Основные валютные операции кредитных организаций. Операции по международным расчетам. Депозитные и кредитные операции в иностранной валюте. Спекулятивные операции на валютном рынке. Валютные риски. Работа с филиалами и отделениями за рубежом.

знать:

ПК-8

закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;

уметь:

ПК-8

анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях на микро- и макроуровне как в России, так и за рубежом;

выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей




Основы маркетинга в кредитных организациях

Специфика маркетинга в кредитных организациях. Особенности маркетинга в кредитных организациях. Специфика банковского продукта. Сегментация рынка банковских услуг. Способы сегментации. Основные показатели рынка банковских услуг.

Механизм маркетинга в кредитных организациях. Инструменты маркетинга и их комбинация. Система реализации банковского продукта. Цели и методы сбыта. Организация маркетингового исследования рынка банковских услуг.

знать:

ПК-4 методы сбора информации для решения поставленных задач;

знать инструментальные средства для обработки финансовых данных в соответствии с поставленной задачей;

уметь:

использовать источники финансовой, статистической, управленческой информации;

владеть:

методами представления результатов анализа для решения поставленных финансовых задач.




Основы менеджмента в кредитных организациях

Специфика менеджмента в кредитных организациях. Особенности организации управления кредитных организаций. Менеджмент персонала. Банковская безопасность. Цели и принципы управления кредитной организацией.

Финансовый менеджмент в кредитных организациях.

Управление активами и пассивами. Методы управления. Управление банковскими рисками. Управление доходностью кредитных организаций.

знать:

ПК-4

основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих финансовую деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;

уметь:

осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной финансовой задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;

владеть:

современными методами сбора, анализа и обработки финансовых данных для решения поставленных финансовых задач



^ 4.1.2 Содержание практических занятий




Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

Результат обучения, формируемые компетенции

1

Сущность банковской деятельности. Современная банковская система России

1. Вопросы для обсуждения:

Как определить понятие «банковская система»?

Какими признаками характеризуется банковская система?

В чем различие между распределительной (централизованной) и рыночной банковской системой?

Каковы элементы банковской системы?

Какие виды банков входят в банковскую систему?

Что такое банковская инфраструктура?

Какие макроэкономические и политические факторы влияют на ход исторического развития банковской системы?

Как вы определите сущность банка? В чем его специфика?

Что является главным в сущности банка?

Каковы элементы структуры банка?

Перечислите функции банка, в чем их специфика?

В чем вы видите роль банка?

Каковы формы зарождения банковской деятельности?

Какие характерные для банков операции осуществлялись в древних цивилизациях?

Какие можно привести примеры регламентации деятельности банковского дела в древние и средние века?

Какие объективные условия способствовали переходу банковского дела из стадии становления в стадию развития?

Какие основные денежные операции характерны для процесса развития банков?

Проанализируйте особенности появления и развития банков в отдельных европейских государствах.


2. Обсуждение рефератов

Знать:

ПК-8: закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

уметь:

ПК-1: использовать источники финансовой, статистической, управленческой информации;

владеть:

ПК-1: современными методами сбора, анализа и обработки финансовых данных для решения поставленных финансовых задач

2

Банк России – центральное звено банковской системы

1. Вопросы для обсуждения:

Какой банк является главным звеном двухуровневой системы?

Как возникли центральные банки?

Какие задачи выполняют центральные банки?

Какие функции выполняют центральные банки?

Каковы функции Центрального банка РФ?

Каковы способы и инструменты денежно-кредитного регулирования?


2. Обсуждение рефератов


Знать:

ПК-8: закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

уметь:

ПК-1: использовать источники финансовой, статистической, управленческой информации;

владеть:

ПК-1: современными методами сбора, анализа и обработки финансовых данных для решения поставленных финансовых задач

3

Основы организации деятельности кредитных организаций.

1. Вопросы для обсуждения:

Как определить уровень законодательного обеспечения деятельности коммерческих банков?

Каковы основные операции коммерческих банков?

Какие услуги банков получили наибольшее распространение в современной российской банковской практике?

В чем состоит содержание понятия «ликвидность банка»?

Каким образом уровень риска влияет на эффективность (доходность) банковской деятельности?

Почему для российских коммерческих банков вопросы повышения качества менеджмента и маркетинга особенно актуальны в современных условиях перехода к рынку?


2.Решение тестовых заданий

3. Обсуждение рефератов

знать:

ПК-2: законодательную и нормативную базу, на которой основана деятельность кредитных организаций

4

Ресурсы банка

1. Вопросы для обсуждения:

Назначение и функции собственного капитала.

источники собственного капитала.

Выпуск акционерами кредитных организаций акций в процессе формирования и увеличения уставного капитала.

Порядок расчета собственного капитала.

Привлеченные средства.

Заемные средства.


2.Решение задач. Расчет собственного капитала.

3.Решение тестовых заданий

4. Обсуждение рефератов.

знать:

ПК-2: законодательную и нормативную базу, на которой основана деятельность кредитных организаций;

ПК-2: формы финансовой, бухгалтерской и иной отчетности кредитных организаций;

уметь:

ПК-2: анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности кредитных организаций;

ПК-2: использовать полученные сведения для принятия управленческих решений по поставленным финансовым задачам

владеть:

ПК-2: навыками анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности кредитных организаций;

5

Финансовая структура банка и основные показатели деятельности банков

1. Вопросы для обсуждения:

Финансовая структура кредитных организаций.

Структура и качество активов и пассивов кредитных организаций. Экономическая характеристика баланса кредитных организаций.

Типы счетов.

Аналитический и синтетически учет.

Особенности учета активных и пассивных операций.

Основные показатели деятельности кредитных организаций.

Ликвидность и платежеспособность кредитных организаций.

Экономические нормативы.

Финансовые результаты деятельности кредитных организаций.

Рейтинг кредитных организаций.

Понятие и виды рейтинговой оценки кредитных организаций.

Методики оценки надежности кредитных организаций.

Сравнительная характеристика кредитных организаций России.


2.Решение задач. Расчет показателей ликвидности и платежеспособности

3.Обсуждение рефератов

знать:

ПК-2: законодательную и нормативную базу, на которой основана деятельность страховых организаций;

уметь:

ПК-2: анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности страховых организаций;

ПК-2: использовать полученные сведения для принятия управленческих решений по поставленным финансовым задачам

владеть:

ПК-2: навыками анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности страховых организаций;

6

Платежные системы России. Расчетные и кассовые операции кредитных организаций

1. Вопросы для обсуждения:

Каковы основные элементы системы безналичных расчетов?

Почему расчеты платежными поручениями (в частности, с предварительной оплатой товаров и услуг) являются сегодня наиболее распространенной формой безналичных расчетов в нашей стране?

В чем основные преимущества и недостатки аккредитивной формы расчетов?

Какие формы безналичных расчетов наиболее перспективны для российских клиентов банков?

Какова характеристика современной системы межбанковских расчетов, действующей в России?

Каковы перспективы развития безналичных расчетов в нашей стране?

Каковы основные причины платежного кризиса?

В чем проявляются негативные последствия платежного кризиса?

В чем состоят преимущества и ограниченные возможности влияния применения клиринга на смягчение платежного кризиса?

Каковы возможности и границы более полного удовлетворения потребности оборота в платежных средствах и влияние этой меры на смягчение платежного кризиса?

Что следует считать началом налично-денежного оборота?

В чем состоят преимущества и недостатки хранения денежной наличности с позиции ликвидности и доходности?

Под влиянием какого общеэкономического закона происходит формирование денежных систем во всех странах?

Может ли прерваться процесс налично-денежного оборота?

В чем состоят отличия денежных систем при административно-распределительной и рыночной моделях экономики?

Что понимается под принципами организации денежной системы?

Какие принципы свойственны денежной системе любого типа?

Как на практике (на примере России) используется принцип кредитного характера денежной эмиссии?

В чем состоит значение устойчивости покупательной способности денежной единицы для повышения роли денег?

Каково значение деноминации денежной единицы?

Как изменилось понятие «девальвация» при переходе от применявшегося фиксированного золотого содержания денежной единицы к неразменным на золото деньгам, не обладающим фиксированным золотым содержанием?

2.Решение тестовых заданий

3. Обсуждение рефератов.


Знать:

ПК-4: способы продаж и предоставления банковских продуктов и услуг;

уметь:

ПК-4: разрабатывать и предоставлять современные банковские продукты;

владеть:

ПК-4: навыками разработки и продажи банковских продуктов

7

Кредитные операции

1. Вопросы для обсуждения:

Каковы факторы, обусловливающие необходимость кредита?

Чем кредит отличается от найма рабочей силы?

Почему страхование не является кредитом?

Чем кредит отличается от финансов?

Каковы стадии движения кредита?

Каковы определения сущности кредита?

В чем состоят пять черт перераспределительной функции кредита?

По каким критериям можно выделить формы кредита?

Какие формы кредита выделяют в зависимости от стоимости?

Какие формы кредита выделяют в зависимости от кредитора и заемщика?

Каковы формы кредита в зависимости от целевых потребностей заемщика?


2.Решение задач. Доходы банка при выдаче кредита

3.Решение тестовых заданий

4. Обсуждение рефератов.

Знать:

ПК-1: методы сбора информации для решения задач по расчету и обоснованию процентных ставок;

ПК-1: инструментальные средства для обработки финансовых данных в соответствии с поставленной финансовой задачей;

уметь:

ПК-1: использовать источники финансовой, статистической, управленческой информации;

ПК-1: осуществить поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных финансовых задач;

ПК-1: осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной финансовой задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы.

владеть:

ПК-1: современными методами сбора, анализа и обработки финансовых данных для решения поставленных финансовых задач;

ПК 1: методами представления результатов анализа для решения поставленных финансовых задач

8

Операции с ценными бумагами кредитных организаций

1. Вопросы для обсуждения:

Виды деятельности банков на рынке ценных бумаг.

деятельность банков в качестве инвесторов на РЦБ.

Регулирование инвестиционной деятельности кредитных организаций на РЦБ.

Деятельность банков – профессиональных участников РЦБ.


2. Решение задач. Доходность ценных бумаг.

3. Решение тестовых заданий

4. Обсуждение рефератов.

знать:

ПК-8: основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства в сфере финансов;

уметь:

ПК-8: анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях на микро- и макроуровне как в России, так и за рубежом;

ПК-8: выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

ПК-8: анализировать зарубежные фондовые рынки, выявлять тенденции их развития

владеть:

ПК-4: методами расчета основных показателей для оценки и сопоставления фондовых рынков

9

Валютные операции и внешнеэкономическая деятельность кредитных организаций

1. Вопросы для обсуждения:

Валюта и валютный рынок России.

Регулирование валютных операций кредитных организаций.

Классификация валютных операций.

Основные валютные операции кредитных организаций.

Операции по международным расчетам.

Депозитные и кредитные операции в иностранной валюте.

Спекулятивные операции на валютном рынке.

Валютные риски.

Работа с филиалами и отделениями за рубежом.

2.Решение тестовых заданий

3. Обсуждение рефератов.

знать:

ПК-8

закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;

уметь:

ПК-8

анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях на микро- и макроуровне как в России, так и за рубежом;

выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

10

Основы маркетинга в кредитных организациях

1. Вопросы для обсуждения

Специфика маркетинга в кредитных организациях.

Особенности маркетинга в кредитных организациях.

Специфика банковского продукта.

Сегментация рынка банковских услуг.

Способы сегментации.

Основные показатели рынка банковских услуг.

Механизм маркетинга в кредитных организациях.

Инструменты маркетинга и их комбинация.

Система реализации банковского продукта.

Цели и методы сбыта.

Организация маркетингового исследования рынка банковских услуг.

2. Обсуждение рефератов.

знать:

ПК-4 методы сбора информации для решения поставленных задач;

знать инструментальные средства для обработки финансовых данных в соответствии с поставленной задачей;

уметь:

использовать источники финансовой, статистической, управленческой информации;

владеть:

методами представления результатов анализа для решения поставленных финансовых задач.

11

Основы менеджмента в кредитных организациях

1. Вопросы для обсуждения

Специфика менеджмента в кредитных организациях.

Особенности организации управления кредитных организаций.

Менеджмент персонала.

Банковская безопасность.

Цели и принципы управления кредитной организацией.

Финансовый менеджмент в кредитных организациях.

Управление активами и пассивами.

Методы управления.

Управление банковскими рисками.

Управление доходностью кредитных организаций.


2. Обсуждение рефератов.

знать:

ПК-4

основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих финансовую деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;

уметь:

осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной финансовой задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;

владеть:

современными методами сбора, анализа и обработки финансовых данных для решения поставленных финансовых задач


^ 5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины «Банковское дело» используются следующие образовательные технологии:

-проблемные лекции;

-тренинги;

-тематические дискуссии;

-проведение открытого занятия с приглашением специалистов ведущих кредитных организаций;

- проведение круглого стола с приглашением и участием специалистов из кредитных организаций:

- проведение мастер-класса с приглашением ведущих специалистов из кредитных организаций.


Тема раздела

Образовательные технологии

Краткое описание

Сущность банковской деятельности. Современная банковская система России

Проведение круглого стола с участием ведущих специалистов кредитных организаций по теме: «Современная банковская система России»

Групповое обсуждение по разработанной тематике

Основы организации деятельности кредитных организаций

Проблемная лекция на тему: «Проблемы и перспективы развития рынка банковских услуг в РФ»

Отработка навыков по расчету страхового ущерба в имущественных видах страхования.

Разбор кейса по ипотечному страхованию на примере конкретного банка, заемщика и страховой организации; проведение расчетов по страховым выплатам и страховой премии

Финансовая структура банка и основные показатели деятельности банков

Тренинг;

Проведение открытого занятия с приглашением специалистов ведущих кредитных организаций

Отработка навыков по расчету финансовых результатов работы кредитной организации, финансовых показателей по кредитному портфелю

Кредитные операции (практические занятия)

Тренинг

Отработка навыков расчета доходов банка при выдаче кредита

Операции с ценными бумагами кредитных организаций

Разбор конкретных ситуаций;

Групповая дискуссия на тему «Анализ состояния и перспективы развития фондового рынка»

Анализ практических ситуаций на основе анализа фондового рынка.

Валютные операции и внешнеэкономическая деятельность кредитных организаци

Тренинги;

Проведение круглого стола с приглашением специалистов кредитных организаций на тему «Состояние и перспективы развития банковского сектора (новые виды на российском и региональных рынках банковских услуг)»

Групповое обсуждение по разработанной тематике


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
  1   2

Скачать 489.82 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты