Домой

Методические рекомендации по изучению дисциплины «банковский маркетинг»




Скачать 102.25 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «банковский маркетинг»
Дата11.05.2013
Размер102.25 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Содержание
Цель изучения дисциплины
Основными задачами изучения дисциплины
Методические рекомендации по изучению тем курса
Во второй теме
В третьей теме
Четвертая тема
Пятая тема
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов
Подобные работы:


МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ


КАФЕДРА БАНКОВСКОГО ДЕЛА


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«БАНКОВСКИЙ МАРКЕТИНГ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


Составитель: к.э.н. доцент Зайцева И.Г.


Санкт-Петербург

2009

Оглавление:


Оглавление: 3

Введение 4

1.Методические рекомендации по изучению тем курса 5

2.Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов 6

3.Выводы 9

Введение


Дисциплина «Банковский маркетинг» относится к дисциплинам специализации кафедры «Банковское дело» и изучается студентами выпускного курса Международного банковского института и необходима для подготовки грамотного и квалифицированного специалиста в области банковского дела. Для успешного изучения дисциплины «Банковский маркетинг» необходимы знания, полученные студентами в процессе изучения таких курсов, как «Организация деятельности коммерческого банка», «Организация деятельности центрального банка», «Маркетинг», «Менеджмент».

^ Цель изучения дисциплины – формирование у студентов целостного представления о содержании и особенностях банковского маркетинга и овладение ими практическими навыками по применению маркетинговых приемов и инструментов с учетом специфики их использования в банковской сфере.

^ Основными задачами изучения дисциплины являются:

  • приобретение студентами необходимых знаний по содержанию и особенностям таких ключевых категорий, как «банковская услуга», «банковский продукт», «маркетинговая политика коммерческого банка»;

  • ознакомление студентов с особенностями работы маркетинговых служб коммерческих банков, их структурой и методами формирования, функциями;

  • выработка у студентов умений и навыков в управлении клиентскими базами данных коммерческих банков;

  • овладение знаниями в области банковской конкуренции как основного стимула для развития банковской маркетинговой стратегии;

  • разработка и закрепление навыков по формированию комплекса маркетинга в коммерческом банке.

Освоение студентами дисциплины «Банковский маркетинг» осуществляется на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы. Для помощи студентам в самостоятельной работе разработан электронный учебно-методический комплекс. В рамках ЭУМК вниманию студентов предлагается:

    • контент (электронное учебное пособие, разбитое по темам курса);

    • практикумы по каждой теме курса;

    • хрестоматии по темам курса, в которых содержатся дополнительные материалы по темам курса;

    • тренировочные тесты по темам курса;

    • контрольные тесты по темам курса для проверки уровня усвоения знаний;

    • вопросы к экзамену для студентов заочного факультета;

    • итоговые контрольные тесты по дисциплине.

Изучение материала студентами должно начинаться с ознакомления с контентом по теме, затем студенту необходимо выполнить задания, приведенные в практикуме, прочитать хрестоматию, позволяющую лучше усвоить отдельные вопросы курса, выполнить тестовые задания.

Многоуровневый характер предлагаемых тестов позволяет студентам сначала проверить уровень своих знаний, выполняя тренировочные тесты, и лишь затем, убедившись в правильности ответов на предложенные вопросы, перейти к контрольным тестам по теме курса. Перед сдачей экзамена необходимо повторно изучить предложенный в учебном пособии материал и пройти контрольный тест по курсу. Лишь убедившись в правильности ответов на большинство вопросов этого теста, можно смело отправляться на экзамен.
  1. ^

    Методические рекомендации по изучению тем курса


Курс «Банковский маркетинг» логически разбит на пять тем, в каждой из которых излагаются отдельные вопросы организации маркетинговой деятельности в банковской сфере.

При изучении первой темы студентам необходимо ознакомиться с наиболее общими вопросами банковского маркетинга. Здесь следует понять значение маркетинга в деятельности банка, выявить причины распространения маркетинговых идей в банковской сфере, рассмотреть составляющие элементы банковского маркетинга. Особое внимание необходимо уделить таким ключевым категориям банковского маркетинга, как банковский продукт и банковская услуга. Для этого, необходимо с одной стороны, изучить комплекс свойств банковских услуг, а с другой – отличия продукта от услуги. В этой же теме необходимо остановиться на таких вопросах, как содержание и особенности маркетингового исследования в банковской сфере.

^ Во второй теме необходимо обратить внимание на четкую взаимосвязь банковского маркетинга со стратегическим планированием в банке. Здесь раскрывается содержание четырех составляющих маркетинговой стратегии банка – продуктовой политики, ценовой политики, сбытовой политики, коммуникационной политики. Студентам необходимо обратить особое внимание на то, каким образом специфические свойства банковских услуг отражаются на содержании и выбираемых инструментах комплекса маркетинга.

^ В третьей теме студентам предлагается рассмотреть организационные аспекты маркетинговой деятельности банка, а именно ознакомиться с тем, каковы структура и функции маркетинговой службы банка, какие методы и приемы сотрудники этих служб используют в своей работе в целях привлечения и удержания клиентов, управления клиентской базой. Также в этой теме особое внимание следует уделить изучению подходов к составлению плана привлечения клиентов и к формированию различных форм отчетности по работе с клиентами. Здесь же следует остановиться на расчетных показателях, характеризующих доходность обслуживания тех или иных клиентов.

^ Четвертая тема раскрывает психологические «секреты» взаимодействия банков с клиентами, включая принципы взаимоотношений с клиентами, методы мотивации клиентов при обращении в банк, методы убеждения клиентов, подходы к представлению им банковских продуктов и услуг. Также здесь приводятся методы мотивации персонала банка к более качественному и квалифицированному обслуживанию клиентов.

^ Пятая тема посвящается изучению такого важного явления современного банковского рынка, как конкуренция. Банковская конкуренция рассматривается как с точки зрения ее содержания и видов, так и с точки зрения ее влияния на маркетинговую деятельность банков.
  1. ^

    Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов


Самостоятельная работа студентов осуществляется по всем темам курса и предполагает изучение не только контентов и хрестоматий по темам, но также ознакомление с представленными в ЭУМК литературными источниками.

Результатом освоения материалов для самостоятельного изучения должно стать выполнения студентами приведенных ниже заданий. Все задания взаимосвязаны.

Для выполнения заданий студенту необходимо выбрать один вполне определенный банковский продукт. Продукт должен характеризоваться четко определенными условиями (сущность, виды, цена, тарифы, сроки, целевая аудитория и т.д.). Обратите внимание на то, что понятия «банковский продукт» и «банковская услуга» не совпадают (см. тему 1). Кроме того, на практике эти два понятия также не имеют четко определенных отличий и по-разному трактуются разными банками.

Например, Вы выбираете не ипотечное кредитование в целом, а кредитование под залог жилой недвижимости на вторичном рынке сроком от 8 до 20 лет, ставки- 13% в рублях и 10 % в валюте. Минимальный первоначальный взнос- 30% стоимости жилья.

Или не просто расчетно-кассовое обслуживание, а обслуживание корпоративных клиентов с указанием примерного перечня услуг и их тарифов.

Каждый студент выбирает продукт индивидуально; необходимо стремится к тому, чтобы выбранные в группе продукты были разнообразными.

Первая часть работы включает подробное описание самого продукта. Затем следуют четыре задания.

Задание 1.

Здесь необходимо провести описание продукта по восьми основным свойствам, рассмотренным в первой теме лекций:

    • абстрактность;

    • неотделимость от источника;

    • непостоянство качества (неодинаковость);

    • несохраняемость;

    • договорной характер обслуживания;

    • связь обслуживания с деньгами;

    • протяженность обслуживания во времени;

    • вторичность удовлетворяемых потребностей.

В задании необходимо описать особенности проявления каждого свойства применительно к выбранному продукту и определить то, каким образом эти свойства влияют на специфику маркетинга в отношении этого продукта.

Объем ответа на задания- 2-3 страницы.

Задание 2.

Необходимо изучить сущность и особенности применения схемы ОПЦ (особенности, преимущества и ценности) и провести описание выбранного продукта по данной схеме, составив таблицу. Для описания необходимо использовать 6-7 особенностей. Эти особенности должны отличаться от тех, которые изложены вв представленном в хрестоматии материале. Объем ответа на задания- 1-2 страницы.

Задание 3.

В этом задании необходимо с точки зрения определенного или условного банка провести сегментацию рынка по выбранному банковскому продукту, выделив сегменты по клиентскому признаку (выделить целевые группы клиентов, на которые может быть ориентирован продукт). Хотя бы одну группу необходимо охарактеризовать с точки зрения количественных и качественных характеристик и описать предпочтения этой группы. Затем необходимо определить, на какой сегмент (сегменты) рынка банку действительно стоит ориентироваться, где он получит наибольшую прибыль. Объем ответа на задание- 2-3 страницы.

Задание 4.

Здесь необходимо разработать комплекс маркетинга для выбранного продукта по следующей схеме:


Товарная политика банка

Ассортиментная политика:

    • является ли продукт элементом базового или текущего ассортимента банка;

    • каким является Ваш банк - специализированным или универсальным и как это отражается на продукте;

    • применяется ли отношении Вашего продукта (услуги) политика ассортиментной гибкости, т.е. можно ли его модифицировать и нужно ли это делать сейчас.

Политика качества:

    • значение критерия качества при производстве Вашего продукта;

    • какие критерии качества можно применять для оценки Вашего продукта;

    • регулируется ли качество Вашего продукта со стороны государства (Центрального банка, Министерства финансов, Обществ защиты прав потребителей, Комитета по стандартизации и т.д.);

    • применяется ли в отношении Вашего продукта политика дифференциации качества однотипных услуг в отношении разных групп клиентов;

    • определить, каким образом можно оценить конкурентоспособность Вашего продукта. Какие факторы будут влиять на конкурентоспособность?

Объемная политика:

      • Описание направления объемной политики – либо ограничение объема предложения в целях роста цены, либо наоборот.


Ценовая политика банка

Порядок установления цены:

    • какой метод ценообразования применяется при реализации на рынке Вашего продукта, объяснить почему выбрали именно его;

    • на основании каких факторов будет складываться цена на него;

    • какие затраты банка можно выделить в связи с организацией производства Вашего продукта.


Сбытовая политика банка

Пространственный выбор:

      • как располагать отделения или другие точки сбыта Вашего продукта;

      • требуют ли они установления тесного контакта с клиентами, как часто их приобретают;

      • какие каналы сбыта Вашего продукта можно применять, опишите их и объясните свой выбор.


Временной выбор:

      • определите время работы точки сбыта и объясните свой выбор.


Коммуникативная политика банка

Методы продажи продуктов (услуг):

      • какими конкурентными преимуществами банк может манипулировать при продвижении услуги на рынок - какие методы продвижения своего продукта Вы предлагаете использовать, обоснуйте свой выбор.

      • может ли применяться личная продажа при реализации Вашего продукта и какие качества при этом необходимо воспитывать (требовать) от сотрудников,

      • какой будет рекламная компания Вашего продукта, на что будет сделан акцент при ее проведении,

      • какие методы стимулирования сбыта можно использовать при продаже Вашего продукта,

      • будет ли использоваться работа с общественностью для реализации Вашего продукта и каким образом.

Конечные цели (количественные показатели), на которые Вы хотели бы выйти при реализации Вашего продукта.

Для студентов заочного факультета выполнение этих заданий осуществляется в рамках подготовки контрольной работы, представляемой на кафедру банковского дела перед сдачей экзамена по курсу.

Студенты, номер зачетной книжки которых заканчивается на четную цифру, выполняют третье и четвертое задания. Студенты, зачетная книжка которых заканчивается на нечетную цифру, выполняют первое и второе задания. Задания, выполненные в печатном виде, сдаются на кафедру банковского дела.
  1. Выводы


В результате изучения курса «Банковский маркетинг» студенты должны овладеть следующими знаниями:

    1. О содержании и свойствах банковских продуктов и банковских услуг, их видах;

    2. Об этапах и особенностях проведения маркетингового исследования банковского рынка;

    3. О возможностях применения методов активного и пассивного маркетинга банками;

    4. О взаимосвязи банковского маркетинга со стратегическим планированием и стратегическим управлением в банках;

    5. О составе и особенностях разработки комплекса маркетинга в банковской сфере;

    6. О принципах построения отношений банка с клиентами, о способах их привлечения и удержания;

    7. О методиках оценки прибыльности обслуживания клиентов;

    8. О том, каким образом банки могут мотивировать своих работников к активному использованию маркетинговых приемов;

    9. О формах и видах банковской конкуренции.



Самостоятельную работу выполнить на примере банковского продукта Сбербанка – Вклад «На высоте», сумма вклада 10000 рублей, срок вклада 1 год, процентная ставка 7,25%. Пополнение вклада и снятие части вклада не предусмотрены. Начисление процентов в конце срока вклада.


Скачать 102.25 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты