Домой

Лекция Макроэкономическое равновесие и его признаки. (4 ч)




Скачать 72.11 Kb.
НазваниеЛекция Макроэкономическое равновесие и его признаки. (4 ч)
Дата10.05.2013
Размер72.11 Kb.
ТипЛекция
Содержание
Совокупное предложение (aggregate supply)
Кривая совокупного предложения AS
Для отличника!
Неценовыми факторами
Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS.
Для отличника!
2. Совокупное потребление, совокупное сбережение и их признаки.
3. Инвестиции: понятие, виды, влияние на национальный продукт.
Для отличника!
Подобные работы:

Лекция 9. Макроэкономическое равновесие и его признаки. (4 ч)


  1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

  2. Совокупное потребление, совокупное сбережение и их признаки.

  3. Инвестиции: понятие, виды, влияние на национальный продукт.




  1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.




Совокупный спрос (aggregate demand – AD) представляет собой желание и возможность населения, фирм, государства и иностранцев приобретать конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного производства, на который предъявлен спрос экономическими субъектами, и общим уровнем цен в экономике.




Совокупный спрос – это один из самых главных факторов, который влияет на объем выпуска Y (или GDP) в стране. Рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема производства и занятости. Если в экономике имеются незанятые производственные мощности, способные произвести конкурентоспособную продукцию, то рост совокупного спроса будет оказывать незначительное влияние на уровень инфляции.




Основные компоненты в структуре совокупного спроса AD:
1. спрос на потребительские товары и услуги (C);
2. спрос на инвестиционные товары (I);
3. спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
4. спрос на чистый экспорт со стороны иностранцев (Xn).




Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при определенном уровне цен. Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.


Для отличника!

Обратная зависимость между величиной совокупного спроса AD и уровнем цен Р объясняется тремя эффектами:
1. эффектом процентной ставки;
2. эффектом реального богатства;
3. эффектом импортных закупок.


К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос AD, относится все, что воздействует на составляющие совокупных расходов C, I, G, Xn, например: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках.




^ Совокупное предложение (aggregate supply) — это общее количество конечных товаров и услуг, которое фирмы готовы произвести при сложившемся уровне цен в национальной экономике (в стоимостном выражении).




^ Кривая совокупного предложения AS показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике.


^ Для отличника!

Форма кривой AS интерпретируется по-разному в классической и кейнсианской теориях.

Кривая AS в классической теории вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов. Кривая AS в кейнсианской теории в экстремальном случае горизонтальна, в нормальном случае имеет положительный наклон. Так кто прав - неоклассики или кейнсианцы?

Оказалось правы и те, и те.

Для этого потребовалось ввести фактор времени, а именно краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период.

Оказалось, что неоклассики описывали поведение экономики в долгосрочном периоде, экстремальный случай кейнсианской теории рассчитан на краткосрочный период, а нормальный случай кейнсианской теории – на среднесрочный период. Таким образом, объем совокупного предложения или ВВП в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины совокупного спроса. А в долгосрочном периоде – рост ВВП за счет расширения совокупного спроса не возможен.


^ Неценовыми факторами совокупного предложения являются, например, изменения в технологии, процентной ставки на кредиты, ценах ресурсов, налогообложении фирм, что графически отражается сдвигом кривой AS.




^ Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS.

Пересечение кривых AD и AS определяет объем выпуска Y и уровень цен Р в состоянии равновесия в экономике.




В макроэкономике модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска и уровня цен в экономике в целом, причин и последствий их изменений. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.


^ Для отличника!

Рассмотрим на примере модели AD-AS самый распространенный возможный случай. Что будет, если правительство будет печатать и пускать в оборот необеспеченные деньги? При этом все другие факторы, например, модернизация технологий, привлечение инвестиций, будут оставаться неизменными.

В результате роста денежной массы М произошло увеличение совокупного спроса (AD2 > AD1), и краткосрочное равновесие установилось в точке В, где Y>Y*, а уровень цен P остался неизменным. Под влиянием высокого уровня спроса увеличивается объем производства Y, но некоторое время продукция реализуется по старым ценам. Однако постепенно на­чинают расти издержки (при отсутствии достаточного количест­ва свободных ресурсов и росте спроса на них увеличивается их цена), что приводит к росту цен на готовую продукцию. Величина спроса в результате начинает снижаться (движение вдоль кривой AD2 от точки В к точке С), и экономика возвращается к прежнему уровню выпуска Y*, но при высоком уровне цен.

Вывод: Независимо от причин, вызвавших изменение совокупного спроса AD и отклонение от исходного равновесия, в долгосрочном периоде экономика путем саморегуляции возвращается к уровню заданного имеющимся количеством факторов производства Y = f (х1, х2, … , хn).


Отличие между составляющими ВВП - С, I, G, Хn - базируется главным образом на отличии между типами покупателей, осуществляющих эти расходы (домохозяйства, фирмы, государство, иностранцы), а не на отличии покупаемых товаров и услуг. Например, автомобиль, приобретаемый домашним хозяйством, включается в компонент С; если же он приобретаемый фирмой - это часть инвестиций в основные фонды.


^ 2. Совокупное потребление, совокупное сбережение и их признаки.



Парадокс бережливости.

Парадокс бережливости показывает, что все попытки уве­личить сбережения ведут к снижению инвестиций и производства, сокращению доходов и, следовательно, уменьшению сбережений. Объем производства будет сокращаться до тех пор, пока доход не упадет настолько, что желаемый объем сбережений уравняется с желаемой величиной инвестиций.

Особый «вред» бережливости состоит именно в том, что наиболее серьезные моти­вы сберегать появляются у людей как раз при ухудшении экономической конъюнктуры. По-человечески понятно, когда люди, опасаясь наступления экономического кризиса и потери роботы, начинают усиленно откладывать на «черный день». Однако увеличение сбережений оз­начает сокращение потребления. Соответственно уменьшаются доходы производителей, ибо расходы одних – это доходы других. А итоге попытки значительной части населения сократить потребление (ради уве­личения сбережений) приведут к еще большему сокращению национального дохода.

^ 3. Инвестиции: понятие, виды, влияние на национальный продукт.

Чтобы поддерживать национальное производство на должном уровне, обеспечивая не только простое, но и расширенное воспроизводство, экономика дол­жна получать инвестиции. Под инвестиииями понимаются все те расходы, которые спо­собствуют увеличению общей величины физического капитала.




Основные виды инвестиций:

– приобретение активных элементов основного капитала (станки, оборудование, машины);

– строительство зданий и долговременных сооружений;

– увеличение производственных запасов.




В экономической науке влияние прироста инвестиций на прирост выпуска и доходов выражается через мультипликатор (multiplication – умножение; mul­tiplier – множитель).

m = Δ Y / Δ I


где Δ Y – прирост валового внутреннего продукт (ВВП), произведенного в стране; Δ I – прирост инвестиций в стране.

Мультипликатор представляет собой число, показывающее, во сколько раз необходимо увеличить первоначальный прирост инвестиций, чтобы рас­считать вызванный этим прирост национального дохода. Другими словами, мультипликатор – это отношение изменения уровня национального дохода к вы­звавшему его изменению уровня расходов.


^ Для отличника! Пример с шахтами. Рассматривая эффект мультипликатора, Дж.М. Кейнс автор понятия «мультипликатора», иронически заме­чал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, чтобы только занять безработ­ных. «Если бы казначейство наполняло старые бутылки банкнотами, закапывало их на соответ­ствующей глубине в бездействующих угольных шахтах, заполняло эти шахты доверху городским мусором, а затем, наконец, предоставляло бы частной инициативе на основе известного принци­па laissez-faire (невмешательства) выкапывать эти банкноты из земли, то безработица могла бы полностью исчезнуть, а косвенным образом это привело бы, вероятно, к значительному увеличе­нию как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с сущест­вующими размерами. Разумеется, более целесообразно было бы строить жилые дома и т. п., но если этому препятствуют политические и практические трудности, то и предлагаемый вариант окажется лучше, чем ничего».


Пример.

Рассмотрим на примере модели AD-AS самый распространенный возможный случай. Что будет, если правительство будет печатать и пускать в оборот необеспеченные деньги? При этом все другие факторы – модернизация технологий, привлечение инвестиций и др. будут оставаться неизменными.

В результате роста денежной массы М произошло увеличение совокупного спроса (AD2 > AD1), и краткосрочное равновесие установилось в точке В, где Y>Y*, а уровень цен P остался неизменным. Под влиянием высокого уровня спроса увеличивается объем производства Y, но некоторое время продукция реализуется по старым ценам. Однако постепенно на­чинают расти издержки (при отсутствии достаточного количест­ва свободных ресурсов и росте спроса на них увеличивается их цена), что приводит к росту цен на готовую продукцию. Величина спроса в результате начинает снижаться (движение вдоль кривой AD2 от точки В к точке С), и экономика возвращается к прежнему уровню выпуска Y*, но при высоком уровне цен.

Вывод: Независимо от причин, вызвавших изменение совокупного спроса AD и отклонение от исходного равновесия, в долгосрочном периоде экономика путем саморегуляции возвращается к уровню заданного имеющимся количеством факторов производства Y = f (х1, х2, … , хn).

Скачать 72.11 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты