Домой

Верховного Суда Республики Казахстан на 2011-2015 годы раздел миссия и видение миссия: обеспечение судебной защиты прав, свобод, закон




НазваниеВерховного Суда Республики Казахстан на 2011-2015 годы раздел миссия и видение миссия: обеспечение судебной защиты прав, свобод, закон
страница1/4
Дата09.05.2013
Размер1.2 Mb.
ТипЗакон
Содержание
Обеспечение судебной защиты прав, свобод, законных интересов человека и гражданина в сочетании с защитой интересов казахстанског
Независимая и эффективная система правосудия, способствующая модернизации правовых институтов государства, укреплению законности
РАЗДЕЛ 2. Анализ текущей ситуации и тенденция развития Верховного Суда
Основные параметры развития
Анализ основных проблем
Оценка основных внешних и внутренних факторов
Целевой индикатор
Плановый период
Отчет ГИК ВЭФ
Отчетный период
Уголовно-процессуальный кодекс РК
Данные КПСиСУ
Данные КПСиСУ
Мероприятия для достижения показателей
Показатели прямых результатов
Методика расчетов
Методика расчетов
Отчетная информация
Отчетная информация
Отчетная информация
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4


Стратегический план Верховного Суда Республики Казахстан (судебной системы)

на 2011-2015 годы


Астана, 2012 год


Содержание


Раздел 1. Миссия и видение

Раздел 2. Анализ текущей ситуации и тенденция развития Верховного Суда Республики
Казахстан (судебной системы)

Раздел 3. Стратегические направления, цели, задачи, целевые индикаторы, мероприятия и показатели результатов Верховного Суда Республики Казахстан (судебной системы)

Раздел 4. Развитие функциональных возможностей Верховного Суда Республики Казахстан

Раздел 5. Межведомственное взаимодействие

Раздел 6. Управление рисками

Раздел 7. Бюджетные программы


Стратегический план Верховного Суда Республики Казахстан

на 2011-2015 годы


РАЗДЕЛ 1. Миссия и видение


МИССИЯ:

^ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД, ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОЧЕТАНИИ С ЗАЩИТОЙ ИНТЕРЕСОВ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.


ВИДЕНИЕ:

^ НЕЗАВИСИМАЯ И ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ПРАВОСУДИЯ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВА, УКРЕПЛЕНИЮ ЗАКОННОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ.


^ РАЗДЕЛ 2. Анализ текущей ситуации и тенденция развития Верховного Суда

Республики Казахстан (судебной системы)


Стратегическое направление 1: Дальнейшее совершенствование судебной системы в целях обеспечения эффективного, справедливого, быстрого и доступного для населения правосудия, отвечающего современным требованиям.

В стране реализован базовый принцип современной демократии – это четкое разделение государственной власти: на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Дальнейшее реформирование судебной системы будет проводиться на принципах подлинной независимости судов, эффективного общественного контроля гражданского общества за законностью отправления правосудия, профессионализма и беспристрастности судей, упрощения судопроизводства и исключения излишней регламентации, в результате чего будет достигнута высокая степень доверия общества к судебной системе и повышена эффективность функционирования судов. Будут обеспечены организационно-правовые гарантии независимости судей при отправлении правосудия на всех уровнях и инстанциях судебной иерархии.



    1. ^ Основные параметры развития


Независимое и беспристрастное разрешение судами споров и конфликтов является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности Казахстана и повышения предпринимательской активности.

В Послании Президента Республики Казахстан «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» отмечалось, что будет продолжена работа по совершенствованию политической системы и укреплению экономических планов, в реализации которых важная роль отведена судебной реформе. В этом плане предполагается реформирование процедур обеспечивающих доступность к правосудию, повышению его эффективности и максимальную защиту прав лиц, обратившихся за судебной защитой.

В Послании Президента нашей страны народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года определены направления модернизации судебной и правоохранительной систем, тем самым обозначена необходимость укрепления принципов правосудия, повышение ответственности и квалификации судей. Отмечена необходимость кардинального пересмотра порядка формирования судейского корпуса, законодательного ограничения возможности необоснованных решений  апелляционных инстанций о возвращении дел на новое рассмотрение в нижестоящие суды, укрепления системы арбитражных и третейских судов.

Судебная система – это одна из главных составляющих основ государства, один из рычагов демократического раз­вития страны на пути социальной, экономической и политической модернизации. От эффективности отправления право­судия во многом зависит отношение граждан к государственной правовой политике и уровень доверия к власти со сто­роны общества. Сильная и независимая судебная власть является одной из принципиальных гарантий гармоничного взаи­модействия государства и гражданского общества, главным инструментом защиты конституционных прав граждан. Актуальность и необходимость создания независимой судебной власти подтверждается также слабыми позициями страны при измерении Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по фактору «Судебная независимость».

Судебно-правовая реформа предполагает решение кардинальных проблем, связанных с эффективностью судебной системы, что должно быть предме­том первоочередного внимания, как государства, так и общества. Как отметил в своем выступлении на V съезде судей Глава государства Н.А. Назарбаев, справедливый и неподкупный суд – важнейшая основа демократического и правового государства.

Одним из основных направлений развития судебно-правовой системы, обозначенных в Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Главы государства от 24 августа 2009 года (далее – Концепция) является принятие мер по дальнейшей специализации судов, в том числе возможность образования налогового суда.

В настоящее время в республике функционируют экономические, административные, военные, ювенальные суды. С 13 ноября 2006 года на­чал отсчет своей деятельности финансовый суд г.Алматы, создание и становление которого призвано способствовать реа­лизации одного из приоритетов, озвученных Президентом в Послании народу Казахстана «Стратегия вхождения Казах­стана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира», путем развития города Алматы как крупного ре­гионального центра финансовой и деловой активности не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии. Данный уникальный институт правосудия призван разрешать все экономические и гражданско-правовые споры между участни­ками Регионального финансового центра Алматы и другими юридическими лицами, и уже сегодня доказал свою состоя­тельность, оказывая положительное влияние на развитие фондового рынка республики.

Закономерным этапом в развитии отечественного уголовно-процессуального закона стала передача от органов прокуратуры судам санкцио­нирования ареста. В соответствии с внесенными изменениями в законодательство Республики Казахстан содержание под стражей и продление их срока осуществляются теперь лишь с санкции суда. На сегодня созданы все необходимые правовые, организационные и технические условия для реализации этого института, как гарантии обеспечения права граж­данина на свободу и личную неприкосновенность.

Реализация Стратегического плана Верховного Суда Республики Казахстан на 2010-2014 годы положила начало позитивным изменениям в деятельности судебной системы. Были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие процедуры и меры, обеспечивающие защиту прав личности и доступность правосудия.

Так, успешно действуют созданные специализированные суды, приближенные к населению. Решается проблема обеспечения судей необходимыми служебными помещениями, улучшения материально-технического оснащения судов и повышения уровня их информатизации. Регулярно повышается оплата труда судей, намечается принятие мер по повышению их социальной защиты.

Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года определено, что в целях максимальной реализации прав участников гражданского судопроизводства, своевременной защиты и восстановления нарушенных прав и свобод личности, интересов общества и государства, меры по совершенствованию гражданско-процессуального законодательства могли бы быть ориентированы также на закрепление разнообразных путей и способов достижения компромисса между сторонами частноправовых конфликтов (медиация, посредничество и другие) как в судебном, так и во внесудебном порядке.

28 января 2011 года Главой государства подписаны Закон «О медиации» и Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам медиации».

Медиация (от латинского «mediare» - посредничать) – это форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны – медиатора.

Медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора. Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.

Подписанными Законами предлагается регулировать отношения, связанные с использованием института медиации как альтернативного способа разрешения конфликтов.

Закон «О медиации» раскрывает понятие медиации, устанавливает его основные принципы, сферу применения, гарантии процедуры медиации, правовой статус медиаторов, требования, предъявляемые к медиаторам, порядок проведения медиации, оплату деятельности медиаторов и т.д.

Медиация будет применятся при урегулировании конфликтов, возникающих из гражданско-правовых отношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, конфликтов, возникающих из трудовых и семейных правоотношений, иных частных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также в сфере уголовно-правовых отношений по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Принимаются меры по расширению доступа к правосудию социально-уязвимых слоев населения, в том числе посредством внедрения института медиации. В целях дальнейшего развития института медиации в Казахстане в течение 2012-2014 гг. будут проведены тренинги медиаторов, подготовка тренеров, мероприятия по повышению осведомленности граждан и др.

С 1 января 2010 года введен в действие Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы», связанный с совершенствованием организации судебной власти и уголовного судопроизводства.

Данными изменениями приведено уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное законодательство в соответствие с нормами Конституции Республики Казахстан и международными стандартами правосудия. Ряд внесенных изменений и дополнений носят концептуальный характер, кардинально меняют некоторые процессуальные институты и оптимизируют судопроизводство. Рассмотрение всех уголовных дел по первой инстанции отнесено к подсудности только районных и приравненных к ним судов; введены новые специализированные межрайонные суды по уголовным делам как суды первой инстанции, к подсудности которых отнесено рассмотрение уголовных дел об особо тяжких преступлениях; специализированные военные суды гарнизонов, как суды первой инстанции; изменен состав судов – суд с участием присяжных заседателей действует в составе 1 судьи и 10 присяжных заседателей – исключается коллегиальное рассмотрение уголовных дел в судах первой и апелляционной инстанции. Все дела, за исключением дел, подсудных суду с участием присяжных заседателей, разрешаются судьей единолично. Областные суды действуют в качестве только апелляционной и кассационной инстанций, а Верховный Суд Республики Казахстан – только в качестве суда надзорной инстанции. Расширена подсудность специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних; оптимизировано кассационное производство, действовавшее ранее до 2001 года. К компетенции суда кассационной инстанции отнесено рассмотрение дел по кассационным (частным) жалобам, протестам на не вступившие в законную силу приговоры и постановления специализированных межрайонных судов по уголовным делам, вынесенные при рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, а также на приговоры и постановления апелляционной инстанции этого же областного суда. Реформированию было подвергнуто апелляционное производство: расширен перечень дополнительных материалов, которые стороны вправе представить в суд апелляционной инстанции или ходатайствовать об их истребовании и представлении. Суд апелляционной инстанции наделен правом рассмотрения дела по существу.

17 февраля 2012 года Глава государства подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования апелляционного, кассационного и надзорного порядка рассмотрения дел, повышения уровня доверия и обеспечения доступности к правосудию», который вступит в действие 1 июля 2012 года.

Для оперативного исправления судебных ошибок на местах, более полного использования потенциала областных судов, указанным Законом кассационное разбирательство определено обязательным условием для дальнейшего обращения в Верховный Суд.

При этом в структуре областных судов предусматривается введение двух судебных инстанций:

- апелляционной – по пересмотру судебных актов, не вступивших в законную силу;

- кассационной – по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов.

В целях исключения волокиты исключен институт направления дела на новое рассмотрение в суды первой инстанции судами апелляционной инстанции. При неполном судебном исследовании дела в первой инстанции апелляционная судебная инстанция должна отменить принятое решение, принять дело к своему производству и завершить его разрешение по существу в течение месяца.

Пересмотр дел в порядке надзора должен иметь исключительный характер. Оспаривание судебных актов местных судов допускается в течение года со дня их вступления в законную силу.

Законом предусматриваются нормы, устраняющие избыточные процедурные правила в судопроизводстве, что позволит снизить издержки для граждан, участвующих в процессе, и создаст дополнительные условия, обеспечивающие доступность правосудия.

Казахстан стал участником большинства многосторонних универсальных международных договоров в сфере прав человека.

Право на слушание дела независимым и беспристрастным судом закреплено в основополагающих международных актах в области прав человека: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.), Европейской Конвенции о правах человека, в том числе документах ОБСЕ (Венский документ СБСЕ 1989 года, Копенгагенский документ СБСЕ 1990 года) и др.

В соответствии с Копенгагенским документом каждый человек имеет право при рассмотрении любого предъявленного ему уголовного обвинения или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и открытое разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Основные  принципы, касающиеся независимости судебных органов, принятые седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 года и 13 декабря 1985 года, предусматривают, что судьи должны всегда вести себя таким образом, чтобы обеспечить уважение к своей должности и сохранить беспристрастность и независимость судебных органов.

Основные  принципы независимости судебных органов требуют, чтобы каждое государство-член ООН предоставляло соответствующие средства, позволяющие судебным органам, надлежащим образом выполнять свои функции. Независимость судей, безопасность, соответствующее вознаграждение, условия службы, пенсии и возраст выхода на пенсию должны надлежащим образом гарантироваться законом. 

Международные принципы независимости судебных органов предусматривают, что судебная власть должна выносить свои решения беспристрастно, на основании фактов, в соответствии с законом и при исключении любых прямых или косвенных ограничений, неправомерного влияния, побуждений, давлений, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы, то ни было причинам. Данный принцип означает, что к суду предъявляются объективные требования беспристрастности, согласно которым обе стороны имеют равное процессуальное положение.

Реализация конституционного права каждого на судебную защиту своих прав и свобод, осуществление правосудия от имени Республики Казахстан, подчинение при отправлении правосудия только Конституции и закону предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику судьи.

В оценке степени беспристрастности судей важным фактором является поведение судей и соблюдение ими Кодекса судейской этики, который впервые был принят на первом съезде судей 19 декабря 1996 г. На пятом съезде судей от 18 ноября 2009 года Кодекс судейской этики приведен в соответствие с Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 и 40/146 «Основные принципы независимости судебных органов», Бангалорскими принципами поведения судей. Кодекс судейской этики устанавливает этические стандарты поведения для действующего судьи и судьи, находящегося в отставке. В частности предусматривает, что «в своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать законы, Кодекс судейской этики, общепринятые нормы морали. Судья должен принимать решение в соответствии с законом и совестью. Судья должен избегать непроцессуального общения с участниками процесса, должен избирать линию поведения, которая не поставила бы под сомнение его профессиональную репутацию. Судья обязан быть беспристрастным».

Исходя из этого, основным политическим приоритетом государства стало формирование и становление судебной системы нового типа, предоставление судам в полном объеме правомочий, присущих правовому государству.

Углубление специализации судов, разграничение подсудности, внедрение современных технических средств фикса­ции судебной информации способствовало реализации принципа состязательности в судопроизводстве.

С 1 января 2007 года в республике работают суды с участием присяжных заседателей, которые в значитель­ной степени расширяют возможности осуществления общественного контроля и доступа граждан к отправлению правосу­дия. С 2010 года функционируют специализированные уголовные суды.

Предварительные результаты мониторинга судебных разбирательств с участием присяжных свидетельствуют о пра­вильности концептуальных подходов к введению этого института.

В 2007 году в гг.Астана и Алматы впервые были созданы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних, а с 2012 года во всех областных центрах и двух крупных населенных пунктах республики созданы и функционируют 16 ювенальных судов. Главная цель их создания – избежать дальнейшей криминализации личности и способствовать социальной реабилитации оступившихся подростков.

В целях повышения уровня доверия граждан к судебной системе Верховным Судом проводится планомерная работа.

Следует отметить, что возросший в несколько раз объем выполняемой судами работы служит бесспорным подтверждением расширения доступа граждан к правосудию.

Граждане все чаще обращаются в суды за защитой своих прав.

Статистика показывает, что значительно возросло число судебных дел.

Органы правосудия стали более доступны и открыты для общества, возросло доверие населения к суду. В среднем суды республики ежегодно рассматривают около 1 млн. дел и заявлений.

В 2011 году всего в местные и другие суды поступило 503,8 тыс. гражданских дел, что на 5,7% больше, чем за 2010 год (2010г. – 476,5 тыс.), уголовных – 49,2 тыс. (2010г. – 55,3 тыс.) или снижение на 11%, административных – 286,6 тыс. (2010г. – 263,6 тыс.), или на 8,7% больше. Увеличение административных и снижение уголовных дел произошло за счет внесения изменений в уголовное и административное законодательство, связанное с гумманизацией в рамках реализации Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года..

За 2011 год вышестоящими судебными инстанциями отменено решений по гражданским делам 0,7% от общего числа вынесенных, тогда как за 2010 год – 0,5%, приговоров отменено 0,6% также 0,6% за 2010 год, постановлений по административным делам – 0,1% за 2010 год 0,2%.

Работа судов стала более открытой и близкой для населения. В судах действует единая автоматизированная информационно- аналитическая система (далее – ЕАИАС), способствующая повышению оперативности сбора и качества оформления судебных документов, обработки статистических данных и ведению делопроизводства.

Внедрение ЕАИАС в судах обеспечивает прозрачность и открытость правосудия, позволило сформировать единое информационное пространство, кроме этого создан банк данных судебных актов, к которому имеют доступ не только судьи, но и граждане. На сегодняшний день в справочном разделе банка данных дано разъяснение порядка пользования электронным информационным ресурсом, предусмотрен интерфейс запроса на государственном и русском языке. За все время работы система обработала более 2-х миллионов запросов пользователей Интернета.

Максимальное обеспечение открытости и прозрачности судебных процедур на всех стадиях отправления правосудия основано на внедрении в судах цифровой системы аудиовидеозаписи судебных процессов, видеоконференцсвязи.

В судах функционируют информационно-справочные киоски, посредством которых граждане могут получить необходимую информацию.

Планируется введение системы Контакт-Центра судебных органов, которая позволит обеспечить: создание эффективной системы взаимодействия населения страны с судебными органами РК, получение оперативной и достоверной информации о принятых судебных актах по рассмотренным делам, о результатах и сроках разрешения жалоб и заявлений, поступающих в суды, информационную прозрачность и открытость деятельности судебной системы РК.

В средствах массовой информации и на Веб–сайтах судов планомерно проводится работа по освещению деятельности судебных органов. Верховным Судом проводится анализ публикаций в СМИ о деятельности судебных органов.

В целях дальнейшего укрепления доверия и повышения информированности населения о деятельности судебных органов и особенностях процессуального законодательства осуществляется ряд мероприятий, включая проведение телевизионных передач информационного характера, интернет – конференций, разъясняющих отдельные вопросы законо­дательства. В этой связи, Верховным Судом подготавливаются телепрограммы, имиджевые ролики. Проводятся ежемесячные брифинги для средств массовой информации.

Будет продолжена работа по улучшению имиджа судебной системы, для чего предполагается начать реализацию следующих задач:

осуществление организационных и практических мероприятий, направленных на дальнейшее укрепление авторитета судебной власти, изучение общественного мнения, позволяющего оперативно оценивать состояние системы;

дальнейшее организационное и материально-техническое укрепление судов, последовательное укрепление социальных гарантий судей и судей в отставке;

создание системы комплексного информационного обеспечения деятельности судов, обеспечение широкого доступа населения к информации о деятельности судов посредством широкого применения инновационных технологий;

развитие международного сотрудничества в сфере правосудия и информационного обмена, внедрения в судебную систему Казахстана международных стандартов.

Общество заинтересовано в полном, объективном и беспристрастном освещении деятельности судебной власти, необходимости повышения уровня открытости и прозрачности судебной системы путем предоставления широкого доступа населения к информации о деятельности судов. В современных условиях ускоренные темпы развития общества и государственности требуют автоматизации деятельности судебных органов, поэтому применение прогрессивных информационных технологий является наиболее актуальным. Введение электронного архива судебных дел (ЭАСД) обеспечит дальнейшее развитие автоматизации судебной деятельности, способствует повышению уровня доверия граждан к судебной системе за счет надлежащей реализации принципа гласности в гражданском, уголовном и административном судопроизводстве; повысит профессиональный уровень судейского корпуса и кандидатов в судьи за счет предоставления базы данных судебных дел, по которым решения, приговоры были обжалованы в апелляционном, кассационном и надзорном порядках.

Одним из основных инструментов оценки деятельности судов является социологический опрос. Результаты, проведенных в 2011 году двух социологических опросов более 100 тыс. участников процесса свидетельствует о преобладании положительной оценки деятельности судов.

По данным опроса 93,3 % респондентов высказались о справедливости вынесенного судебного решения. Также результаты опроса показали, что 92,7 % респондентов не имеют замечаний по работе суда.

При этом 3,6 % респондентов указали на нехватку помещений и залов судебных заседаний, очереди, 2,5 % респондентов отметили отсутствие доступной необходимой информации в судах и лишь 0,9 % - наличие волокиты и бюрократизма.


^ Анализ основных проблем


Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности Казахстана и повышения предпринимательской активности.

Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.

В то же время многие проблемы, связанные с деятельностью судебной системы, разрешить не удалось.

Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки в целях повышения эффективности деятельности судов.

Указанные в настоящем плане задачи требуют комплексного подхода к их решению и существенных материальных затрат. Вложение средств, направленных на совершенствование судебной системы, способно оказать позитивное влияние на развитие экономики страны в целом.

Необходимо комплексно решить проблемы обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей.

Уровень обеспеченности судов зданиями и их оснащенность требует внедрения соответствующей инфраструктуры.

Доля оснащенности залов судебных заседаний системами аудио-, видеофиксации на конец 2011 года составила 29%. В 2012 году планируется приобрести 77 систем аудио-, видеофиксации, что составит 35% покрытия потребности.

Компьютерами оснащены все рабочие места, т.е. 100%. Однако 50% компьютерного парка подлежит обновлению ввиду морально устаревших образцов и несоответствия современным технологиям. Для покрытия данной потребности в 2012 году выделены средства для приобретения 1 099 компьютеров.

В соответствии с законодательством Республики Казахстан материальное обеспечение судей, в том числе предоставление им достойного жилья за счет средств республиканского бюджета, является одной из гарантий их независимости. Количество судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в предоставлении жилья за счет средств республиканского бюджета уменьшается. Существующая ранее проблема решается за счет поэтапного финансирования.

Медицинское обслуживание и страхование судей и членов их семей, введение института содержания судей в отставке и другие вопросы, направленные на укрепление независимого статуса судей до сих пор не получили должного разрешения (проект Закона, разработанный Верховным Судом, в котором предусмотрены некоторые меры по укреплению социальных гарантий судей, не рассмотрен, как требующий материальных затрат). Находясь в едином экономическом пространстве со странами таможенного союза, этот пробел требует своего разрешения как одно из средств предупреждения коррупционных проявлений в судейской среде.

Одной из основных задач является обеспечение соблюдения сроков рассмотрения дел. Для реализации этой задачи предусматриваются не только организационные меры, но и внедрение технических средств. Будет введена электронная форма контроля, позволяющая предотвратить возможные коррупционные правонару­шения.

В рамках проекта создания «Электронный архив судебных документов» (ЭАСД) предполагается формирование электронного архива судебных дел Верховного и областных судов. Система предназначена для хранения электронных документов, создаваемых посредством безбумажной технологии обмена информацией, обеспечении сохранности электронных файлов аудиовидеозаписи судебных процессов, автоматизации технологических процессов архивирования в Верховном и областных судах. Для успешного осуществления указанного проекта и поддержания его деятельности требуется также соответствующее оснащение судов современными инфраструктурами и средствами их обслуживания, что потребует дополнительного финансирования.

Необходимо рассмотреть вопрос о дальнейшем расширении сферы судебного контроля, в том числе путем по­этапной передачи судам полномочий по санкционированию отдельных следственных действий, ограничивающих консти­туционные права и свободы граждан.

Конституция страны устанавливает свободный доступ граждан к правосудию и гарантирует право каждого на судеб­ную защиту своих прав и свобод. В реализации этих конституционных прав важную роль играет обеспечение состязатель­ности, как в уголовном, так и в гражданском процессах.

Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи, в том числе по повышению уровня доверия граждан к судебной системе. Это обусловливает необходимость комплексного подхода к его решению и серьезной государственной поддержки.

В целях решения указанной задачи представляется целесообразным принятие следующих мер.

Совершенствование процессуального законодательства, направленого на:

- дальнейшее расширение сферы рационального порядка судопроизводства, в том числе путем расширения сферы применения приказного производства;

- оптимизацию стадии подготовки дела к судебному разбирательству в целях обеспечения быстрого его рассмотрения и разрешения;

- исключение излишней формализованности судопроизводства по гражданским делам, в том числе относительно видов, структуры и содержания судебного решения.

Данные меры будут способствовать снижению нагрузки на судей, повышению качества осуществления правосудия, а также экономии бюджетных ресурсов и времени участников процесса, что в целом позитивно повлияет на повышение доверия граждан к судам.

Существует необходимость расширения сферы применения приказного производства. Так, необходимо предусмотреть вынесение судебного приказа при заявлении любых обоснованных требований, денежное выражение которых не превышает определенного предела, например, ста минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством республики на момент подачи заявления в суд. Эта мера будет способствовать снижению нагрузки на судей, повышению качества осуществления правосудия, а также экономии бюджетных средств и времени участников процесса.

Остается актуальной проблема обеспечения подлинной состязательности сторон в деле, включая сторону защиты и сторону обвинения. В этой связи, необходимы соответствующие законодательные меры.

Разработано поэтапное внедрение системы «видеоконференцсвязи». На первом этапе она установлена в Верховном Суде, областных и приравненных к ним судах. В дальнейшем планируется ее внедрение во всех остальных судах респуб­лики.

Качественное осуществление правосудия сопряжено с созданием надлежащих условий для судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, для чего требуется строительство типовых зданий судов, проведение рекон­струкции административных зданий судов.

Требования к проектированию типовых зданий судов должны быть также обусловлены стоящей перед судами зада­чей обеспечения права на открытое судебное разбирательство. Залы судебных заседаний должны располагаться на первых этажах в необходимом количестве, они должны иметь соответствующие места для посетителей и представителей средств массовой информации. В зданиях судов помимо комнат для прокуроров и адвокатов должны быть предусмотрены комнаты для медиаторов.

В настоящее время часть местных судов располагается в неприспособленных для осуществления правосудия зданиях, которые не в полной мере соответствуют установленным требованиям и нормам площадей.

В целях решения данного вопроса разработаны проекты типовых зданий судов, ведется работа по подготовке про­ектно-сметной документации этих зданий.

Весь спектр указанных задач требует комплексного подхода к их решению и существенных материальных затрат. Вложение необходимых финансовых средств, в приоритетные проекты, направленные на совершенствование судебной системы, способно оказать позитивное влияние на развитие экономических отношений в Республике Казахстан в целом, а также обеспечит реальные возможности установления верховенства права, реализации конституционного права каждого на судебную защиту своих прав и свобод.



    1. ^ Оценка основных внешних и внутренних факторов


В Послании Президента Республики Казахстан «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» отмечалось, что в новом десятилетии мы продолжим совершенствовать нашу политическую систему, подкрепив успех своих экономических планов последовательной политической модернизацией. Важную роль здесь будет играть судебная правовая реформа. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.

Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.

Одним из ключевых условий становления эффективной судебной системы является судейская независимость, по­скольку беспристрастным и объективным может быть только независимый суд.

Важнейшим показателем развития любого государства, стремящегося к достижению общепринятых международных стандартов, является независимость судей, основные принципы которой приняты седьмым Конгрессом ООН по предупре­ждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 1985 год), и одобрены резолюциями Генеральной Ас­самблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 года и 40/146 от 13 декабря 1985 года, а также Европейской хартией о законе, о ста­тусе судей (Лиссабон, 1998 год).

Соблюдение государствами данных принципов используется в качестве критерия при расчете Глобального индекса конкурентоспособности стран. В целях его улучшения Верховный Суд проводит активную работу по обеспечению ис­пользования в расчетах индекса независимости судебной системы объективных показателей. По итогам данной работы планируется улучшить и (или) не допустить снижение рейтинга Казахстана по показателю «Судебная независимость». Как известно показатель рейтинга составляет в 2010 году– 109 место, в 2011 году – 107 место, ожидается показатель в 2012 году – 105 место, в 2013 году – 103 место, в 2014 году – 101 место, в 2015 году – 99.

В то же время, наблюдается ежегодное снижение позиций Казахстана в рейтинге по показателю «Судебная независимость». Риски снижения обусловлены факторами формирования данной оценки. Это и увеличивающееся количество стран-респондентов, наличие неполной обзорной информации, субъективное мнение руководителей крупных компаний, изменение критериев определения этапа развития страны, охват исследования рейтинга.

Более того, рейтинг «Судебная независимость» во многом зависит от результатов реформ правоохранительных органов, и, прежде всего органов прокуратуры. Это находит свое подтверждение в Заключительных замечаниях Комитета по правам человека по результатам заслушивания доклада, представленного Казахста­ном в ООН в соответствии со статьей 40 Международного Пакта о гражданских и политических правах (CCPR/C/KAZ/1) на 2810, 2811 и 2812-м заседаниях (CCPR/C/ SR.2810, 2811 и 2812), которые состоялись 14 и 15 июля 2011 года, и на 2826-м заседании (CCPR/C/SR.2826), состоявшемся 26 июля 2011 г.).

В последнее время актуализируется вопрос неприкосновенности судьи, которая является важнейшей гарантией для судебных органов от неправомерного вмешательства.

Принятие нового Закона «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» расширило полномочия этого ор­гана по обеспечению независимости и неприкосновенности судей и качественного подбора кадров во взаимодействии с Верховным Судом, что, несомненно, окажет положительное влияние на решение этого вопроса.

Повышение эффективности правосудия связано с решением ряда задач, среди которых важнейшее место занимают вопросы подготовки и отбора кадров для судебной системы.

Для замещения вакантных должностей судей, предлагается усовершенствование механизма подбора судейских кадров на всех этапах, начиная со сдачи квалификационного экзамена, прохождения стажировки в областном суде, освещении сведений о кандидатурах в средствах массовой информации и рассмотрения вопроса на заседании Высшего Судебного Совета.

Следует усилить роль Института правосудия в подготовке судейских кадров. В соответствии с наработанной мировой практикой в перспективе отбор кандидатов в судьи следует осуществлять только лишь из числа выпускников Института правосудия, исключив этим сдачу претендентом каких-либо других экзаменов и тестов, что, в конечном итоге освободит судей от дополнительной нагрузки по руководству стажировкой кандидата в судьи.

Для качественного отбора кандидатов в судьи предлагается усилить роль участия общественности и неправительственных организаций в процедуре отбора судей. Максимально использовать существующую практику размещения сведений о кандидатах в судьи в региональных периодических печатных изданиях. Также истребовать служебные характеристики по месту их работы, что обеспечит право участия каждого в процедуре отбора на должность судьи. Прямое участие общественности, в том числе неправительственных организаций будет способствовать объективному, всестороннему изучению качеств, характеризующих личность на должность судьи.

В связи с этим, предусмотрено, что дальнейшее реформирование судебной системы будет проводиться на принципах подлинной независимости судов, эффективного общественного контроля гражданского общества за законностью отправления правосудия, профессионализма и беспристрастности судей, упрощения судопроизводства и исключения излишней регламентации, в результате чего будет достигнута высокая степень доверия общества к судебной системе и повышена эффективность функционирования судов. Будут обеспечены организационно-правовые гарантии независимости судей при отправлении правосудия на всех уровнях и инстанциях судебной иерархии, а также их социальная защита при отставке.


  1   2   3   4

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты