Домой

Рабочая программа учебной дисциплины мировая экономика и международные экономические отношения код и направление подготовки




НазваниеРабочая программа учебной дисциплины мировая экономика и международные экономические отношения код и направление подготовки
страница1/5
Дата09.05.2013
Размер0.78 Mb.
ТипРабочая программа
Содержание
Разработчики программы
Рецензент: к.э.н., профессор кафедры
Цель освоения дисциплины
Задачи дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины
Текущий контроль: 2 контрольные работы
5. Содержание дисциплины
Тема 2. Неравномерность экономического развития в современном мировом хозяйстве.
Вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки
Тема для дискуссии
Вопросы для самопроверки
Коллективный доклад
Тема 7. Научные и информационные ресурсы развития мирового хозяйства.
Technology and innovation report 2011. united nations publication. unctad/tir/2011
Вопросы для самопроверки
Тема 9. Развитые страны в современной мировой экономике.
Вопросы для самопроверки
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


Кафедра Мировой и национальной экономики


Факультет экономистов-международников


«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

____________ А.А. Вологдин


« » ________________ 20 г.


Рабочая программа учебной дисциплины


МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ


Код и направление подготовки

080100.62 «Экономика»


Профиль - Мировая экономика


Квалификация (степень) выпускника – бакалавр


Форма обучения очная, 2 курс


Обсуждена и рекомендована

к утверждению на заседании кафедры

протокол № от «1 » 28 августа 2012 г.


Москва 2012


^ Разработчики программы:

к.э.н., проф. Рогатных Е.Б




к.п.н., доц. Ахмадулина Т.В.



^ Рецензент: к.э.н., профессор кафедры

международной торговли и

внешней торговли РФ

Бурмистров В.Н.


Содержание





Стр.

1. Цель освоения дисциплины…………………………………………………….

4

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата …………………………

4

3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины…………………………………………………………………………



4

4. Структура и содержание дисциплины………………………………………….

6

5. Содержание дисциплины………………………………………………………..

7

6. Образовательные технологии…………………………………………………...

29

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства……………………

29

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ………

37

8.1. основная литература:…………………………………………………..

37

8.2. дополнительная литература (в т.ч. литература на иностранных языках):………………………………………………………………………



37

8.3. глоссарий……………………………………………………………….

40

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………..

44

10. Аннотация рабочей программы дисциплины ……………………………

44

11. Примерные направления курсовых работ…………………………………….

45




  1. ^ Цель освоения дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о современном мировом хозяйстве, его потенциале, механизмах, а также об основных тенденциях и проблемах развития современных международных экономических отношений.


^ Задачи дисциплины:

  • познакомить студентов с современными реалиями развития мирового хозяйства;

  • сформировать навыки анализа и интерпретации факторов и причин происходящих социально-экономических процессов;

  • изучить основные тенденции развития современной мировой экономики;

  • проанализировать основные тенденции в распределении и использовании ресурсов мирового хозяйства;

  • выработать навыки анализа причин и последствий неравномерности экономического развития стран и регионов;

  • освоить навыки анализа экономического развития отдельных стран и групп стран в мировой экономике;

  • изучить основные подходы к развитию интеграционных процессов в различных регионах мира;

  • изучить основные подходы к глобальным проблемам, влияющим на развитие современной мировой экономики;

  • освоить навыки работы с материалами основных международных организаций, влияющих на развитие мировой экономики и международных экономических отношений.

  • научить студентов выявлять и оценивать взаимосвязи между текущими экономическими явлениями, самостоятельно оценивать перспективы экономического роста и развития различных стран и регионов.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина относится к базовой части экономического цикла и формирует у студентов профессиональные знания социально-экономических реалий современного мирового хозяйства, необходимые для работы в рамках профиля «Мировая экономика». Дисциплина базируется на предшествующем изучении основ экономической теории, истории мировой экономики и истории экономических учений и формирует набор знаний, необходимых для последующего изучения таких специальных дисциплин, как международная торговля, международные расчёты и валютно-кредитные отношения, мировые товарные рынки и т.д. Способствует ознакомлению с современной социально-экономической ситуацией в мире, уяснению узловых противоречий и тенденций в мировой экономике. Материал дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» входит составной частью при формировании содержания итоговой государственной аттестации.


^ 3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины


Общекультурные компетенции (ОК):


  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9).


Профессиональные компетенции (ПК):


  • способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

  • способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

  • способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

  • способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

  • способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • понятийно-категориальный аппарат;

  • закономерности и этапы развития мировой экономики и международных экономических отношений;

  • основные критерии типологизации стран и территорий;

  • основные показатели, характеризующие социально- экономическое положение страны и ее экономический потенциал (человеческий, природный, научный, финансовый, внешнеэкономический)

  • основные тенденции развития современного мирового хозяйства;

  • особенности социально-экономического положения, проблемы и основных стран и регионов в мировой экономике;

  • особенности состояния и динамики отраслевой структуры экономики на современном этапе;

  • задачи и особенности деятельности основных международных организаций;

  • особенности глобальных проблем современности и их влияние на экономический рост.

уметь:

  • осуществлять поиск, сбор и обработку социально-экономической информации для подготовки профессиональных решений;

  • давать комплексную оценку экономических явлений и процессов;

  • анализировать социально-экономические процессы и явления, происходящие в мировом хозяйстве;

владеть:

  • навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам мировой экономики;

  • навыками проведения экономического анализа тенденций развития мирового хозяйства.

  • навыками выражения своих мыслей по проблемам мирового социально-экономического развития;

  • навыками ведения дискуссии и полемики по вопросам функционирования современного мирового хозяйства.



^ 4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 часа).


 

тема

Всего

Кол-во часов

Самостоят. работа

 

Компетенции

 

 

 

Лекции

Семинары




1

Понятие мирового хозяйства, основные этапы его становления и развития.

5

2

1

2

ОК-1, ОК-6

2

Неравномерность экономического развития в современном мировом хозяйстве

7

2

1

4

ОК-1, ПК-1

3

Основные тенденции развития мирового хозяйства в начале ХХI века

22

8

4

10

ОК-1, ОК-6, ПК-8, ПК-9

4

Природно-ресурсный потенциал современной мировой экономики

10

2

-

8

ОК-6, ОК-9, ПК-8

5

Трудовые ресурсы мирового хозяйства

10

2

2

6

ОК-6, ПК-8

6

Финансовые ресурсы мира

10

2

2

6

ОК-6, ПК-8, ПК-10, ПК-11

7

Научные и информационные ресурсы развития мирового хозяйства

8

2

-

6

ОК-9, ПК-8




Контрольная работа 1

8

Отраслевая структура мирового хозяйства.

7

2

-

5

ОК-9

9

Развитые страны в современной мировой экономике.

20

6

4

10

ОК-4, ОК-6, ПК-4, ПК-9, ПК-10, ПК-11

10

Развивающиеся страны в системе мирового хозяйства.

18

4

4

10

ОК-4, ОК-6, ПК -4, ПК-9 ПК-11

11

Страны с переходной экономикой в системе мирового хозяйства

7

2

-

5

ОК-4, ПК-4 ПК-9, ПК-10, ПК-11

12

Глобальные проблемы современного мирового развития.

9

2

1

6

ОК-6, ПК-9

13

Мировая экономика и многостороннее международное экономическое сотрудничество.

11

4

1

6

ОК-9, ПК-9







Контрольная работа 2

 

 

144

40

20

84




^ Текущий контроль: 2 контрольные работы


Итоговый контроль: - экзамен (включая устную и письменную части)




^ 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


5.1 Темы и их аннотация


Тема 1. Понятие мирового хозяйства, основные этапы его становления и развития.


Мировое хозяйство, его сущность и структура. Субъекты мирового хозяйства. Различные подходы к определению понятия «мировое хозяйство». Мировое хозяйство и национальная экономика. Международные экономические отношения и их формы.

Основные этапы формирования и развития мирового хозяйства. Становление мирового хозяйства на рубеже XIX-XX веков. Факторы и события, оказавшие определяющее влияние на развитие мирового хозяйства в ХХ веке. Формирование мирового хозяйства на рубеже ХХ-ХХ1 вв. как единой экономической среды. Становление и развитие геоэкономики как формата развития глобального мирового хозяйства в ХХI веке.

Основные социокультурные теории развития мировой экономики: теории стадий развития Ростоу и Портера, теория периферийной экономики, теория единой цивилизации Фукуямы и теория столкновения цивилизаций Хантингтона.


Вопросы для самопроверки:

  1. Какие трактовки понятия «мировая экономика» («мировое хозяйство») Вы знаете?

  2. Как соотносятся национальная экономика и мировая экономика?

  3. Какие формы международных экономических отношений вы знаете?

  4. Назовите основные события и процессы, оказавшие ключевое влияние на формирование мирового хозяйства к концу ХIХ века.

  5. Какие важнейшие события и процессы общественно-политического характера в XX веке и начале ХХI века оказали определяющее влияние на формирование контуров современной мировой экономики?
    В чем заключалось это влияние?

  6. Что такое геоэкономика?

  7. Какие основные теории развития мировой экономики Вы знаете?


Самостоятельная работа студентов:


  1. Изучение следующих источников:

    1. Мировая экономика. / Под ред. Булатова А.С. - М.: Экономистъ, 2007, гл.1, гл.2.

    2. Дынкин А., Пантин В. На пороге неспокойного мира: современная эпоха и кризисные 70-е. // МЭ и МО. – 2010, N 6.

  2. Подготовка ответов на вопросы семинара N 1

  3. Подготовка доклада и презентации (на 8 минут) к семинару 1 на тему: «Основные периодические издания по проблемам мировой экономики и международных экономических отношений» (группа студентов по списку, согласованному с преподавателем)



^ Тема 2. Неравномерность экономического развития в современном мировом хозяйстве.


Неравномерность развития субъектов мировой экономики. Общая характеристика дифференциации уровня социально-экономического развития в различных странах и регионах мира. Классификация стран на основе ВВП на душу населения, особенностям отраслевой структуры, уровню и качеству жизни. Основные подсистемы стран, выделяемые в мировой экономике в соответствии с классификацией системы ООН:

  • Развитые страны. Общие черты, характерные для развития экономики; неоднородность экономического потенциала и уровня социально-экономического развития, география размещения.

  • Развивающиеся страны. География размещения. Общие черты, характерные для развития экономики. Различные группы, выделяющиеся в среде развивающихся государств: новые индустриальные страны (НИС); страны-экспортеры энергоресурсов и страны-импортеры энергоресурсов; страны со средним уровнем развития; наименее развитые страны (НРС); страны, не имеющие выхода к морю.

  • Страны с переходной экономикой, осуществляющие переход от центрально-планируемой к рыночной экономике.

Основные различия в процессе становления и развития экономик развитых и развивающихся государств. Общие проблемы интеграции различных групп стран в мировую экономику.

Формирование новых подходов к выделению групп стран в мировой экономике: страны с формирующимися рынками, страны БРИКС.


^ Вопросы для самопроверки:

  1. В чем проявляется неравномерность развития субъектов мировой экономики?

  2. Каковы основные подходы, используемые в ООН, к современной классификации стран мира по уровню социально-экономического развития? Основные социально-экономические критерии, определяющие место страны в рамках мировой экономики.

  3. Каковы общие черты и различия группы (подсистемы) развитых стран?

  4. В чем состоит особенность группы (подсистемы) развивающихся стран?

  5. Какие признаки характеризуют сходство и различия развивающихся стран?

  6. В чем состоят особенности стран с переходной экономикой?



Семинар № 1 (темы 1 и 2): Становление современной мировой экономики и типология стран в мировой экономике.

  1. Современные подходы к определению понятия «мировая экономика» (мировое хозяйство).

  2. Основные этапы формирования мирового хозяйства и наиболее существенные события, оказавшие влияние на процесс становления современной мировой экономики.

  3. Причины и проявления неравномерности социально-экономического развития стран в современной мировой экономике.

  4. Как меняется соотношение сил между субъектами мирового хозяйства?


Тема для дискуссии: Какая социокультурная теория в наилучшей степени объясняет развитие современной мировой экономики?


Самостоятельная работа студентов:


  1. Изучение следующих источников:

    1. Мировая экономика. / Под ред. Булатова А.С. - М.: Экономистъ, 2007, гл.3, 14.

    2. Мельянцев В. Сдают ли развитые страны развивающимся свои позиции? // МЭ и МО. – 2009, N 12.

    3. Бородаевский А. Тенденции социально-экономического развития в разных регионах мира. // МЭ и МО. - 2007,№ 4

    4. Брутенц К. О реструктуризации современных международных отношений. // МЭ и МО. – 2009, N 12

    5. «Обзор мирового экономического и социального положения, 2010 год: переоснащение мирового развития». http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/wess2010.pdf, стр. 1-10

  1. Мировое социальное положение, 2009 год. Общий обзор, пункты 9-38. Организация Объединенных Наций // http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N09/414/04/PDF/N0941404.pdf?OpenElement



  1   2   3   4   5

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты