Домой

Рабочая программа учебной дисциплины «деньги, кредит, банки» Цикл




Скачать 181.7 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «деньги, кредит, банки» Цикл
Дата07.05.2013
Размер181.7 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
«деньги, кредит, банки»
Часть цикла
Часов (всего) по учебному плану
Расчетные задания, рефераты
1. Цели и задачи освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ооп впо
3. Результаты освоения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины
4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения
Сущность денег. Функции и роль денег.
Денежная масса. Измерение денежной массы. Денежная эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
Денежный оборот и его законы.
Организация безналичного денежного оборота
Наличный денежный оборот и его организация.
Инфляция. Денежные реформы
Необходимость и сущность кредита. Функции и законы кредита.
Формы и виды кредита. Роль кредита и теории его влияния на экономику.
Ссудный процент и его использование в рыночной экономике.
Возникновение и развитие банков. Кредитная и банковская системы.
Центральные банки.
...
Полное содержание
Подобные работы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)


ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ


____________________________________________________________________
_______________________________________


Направление подготовки: 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника»

Профиль(и) подготовки: «Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

^ «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»



Цикл:

профессиональный




^ Часть цикла:

вариативная




дисциплины по учебному плану:

ИПЭЭ; Б.3в




^ Часов (всего) по учебному плану:

108




Трудоемкость в зачетных единицах:

3

3 семестр

Лекции

36 час

3 семестр

Практические занятия

18 час

3 семестр

Лабораторные работы

отсутствуют




^ Расчетные задания, рефераты

54 час самостоят. работы

3 семестр

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

54 час

3 семестр

Экзамены




3 семестр

Курсовые проекты (работы)

отсутствуют






Москва – 2010


^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Целью дисциплины является формирование у студентов теоретических и прикладных знаний и умений в области теории денег, банков, кредита, раскрытие исторических и теоретических аспектов их сущности, функций, законов, роли в современной экономике, а также приобретение навыков самостоятельного инициативного и творческого использования теоретических знаний в практической деятельности


По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

  • анализировать различного рода рассуждения, публично выступать, аргументировано вести дискуссию и полемику (ОК-12);

  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

  • собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

  • на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

  • осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  • анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

  • способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

  • использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

  • использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

Задачами дисциплины являются:

  • Изучение теоретических основ и закономерностей денежного оборота и кредита;

  • Законы функционирования и регулирования банковской системы;

  • Ознакомление с законодательными основами кредитно-банковской и денежной системы;

  • Анализ процесса построения и организации современных денежных, финансовых, банковских, кредитных систем и их элементов;

  • Формирование у студентов навыков систематизации и оценки различных явлений и закономерностей в денежно-кредитной и банковской сфере экономики;

  • Овладение приемами анализа и прогнозирования процессов в сфере финансово-кредитных отношений.


^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла Б.3 основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики» направления 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника».

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Экономическая теория». Указанные связи дисциплины дают слушателю системное представление о комплексе изучаемых дисцип­лин в соответствии с Государственным образовательным стандартом, что обеспечивает соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности обучаемого.

Знания, полученные при освоении дисциплины, необходимы при выполнении бакалаврской выпускной квалификационной работы и изучении дисциплин «Финансы предприятия», «Экономическая оценка инвестиций», «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности».

^ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:


  • закономерности функционирования современной экономики на макроуровне; (ОК-4, ПК-8)

  • законодательные и нормативные правовые акты, регламентирую­щие денежный оборот и деятельность кредитно-банковской системы; (ОК-5, ПК-2)

  • основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; (ОК-4, ПК-9,)

  • основные особенности российской экономики, направления экономической политики государства; (ОК-4, ОК-5, ПК-4, ПК-6)



Уметь:

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально- экономических последствий (ОК-1, ОК-4, ОК-13, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-13);

  • анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и

институты кредитно-банковской системы; (ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-5, ПК-8, ПК-10)

  • осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-12, ОК-13, ПК-1, ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9);

  • осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ПК-5, ПК-10);

  • самостоятельно приобретать новые знания по теории денег и кредита и практики ее развития (ОК-4, ОК-13, ПК-9, ПК-10, ПК-12);

  • творчески использовать полученные теоретические знания (ОК-1, ОК-4, ОК-13, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-8÷10).

  • прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений кредитно-банковской системы; (ОК-1, ОК-4, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-10).

  • представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета статьи; (ОК-1, ОК-13, ПК-9, ПК-10, ПК-12).

Владеть:

  • современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных (ОК-4, ОК-12, ПК-1, ПК-4, ПК-8);

  • специальной терминологией и лексикой данной дисциплины (ОК-1, ОК-4);

  • навыками дискуссии по профессиональной тематике (ОК-12, ПК-12)

  • современными методиками расчета и анализа социально-экономических

показателей, характеризующих экономические процессы и явления денежной системы и банковского сектора (ОК-5, ОК-13, ПК-2, ПК-8, ПК-9).

^ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1 Структура дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Необходимость и предпосылки появления и применения денег. Эволюция форм и видов денег. Сущность денег. Функции и роль денег.

12

3

4

2




6

Письменный опрос

2

Теории денег. Денежная система и ее типы. Денежная масса. Измерение денежной массы. Денежная эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот.

14

3

6

2




6

Тест: функции и формы денег

3

Денежный оборот и его законы. Организация безналичного денежного оборота. Наличный денежный оборот и его организация.

16

3

6

2




8

Письменный опрос

4

Инфляция. Денежные реформы.

8

3

2

2




4

Контрольная работа

5

Необходимость и сущность кредита. Функции и законы кредита. Формы и виды кредита. Роль кредита и теории его влияния на экономику.

10

3

4

2




4

Письменный опрос

6

Ссудный процент и его использование в рыночной экономике.

8

3

2

2




4

Домашнее задание, тест: функции и виды кредита, ссудный процент

7

Возникновение и развитие банков. Кредитная и банковская системы.

8

3

2

2




4

Письменный опрос

8

Центральные банки. Коммерческие банки. Денежно-кредитное регулирование. Концепции денежно-кредитной политики.

14

3

6

2




6

Контрольная работа

Домашнее задание

9

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Международные финансовые организации.

12

3

4

2




6

Письменный опрос




Зачет

6

3

--

--

--

6

Презентация и защита реферата




Экзамен

--

--

--

--

--

--

--




Итого:

108




36

18




54






^ 4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения


4.2.1. Лекции:


  1. Необходимость и предпосылки появления и применения денег. Эволюция форм и видов денег. Субъективные и объективные причины появления денег. Этапы развития экономических систем. Бартерная и денежная экономика. Полноценные деньги. Переход к неполноценным деньгам. Бумажные деньги. Кредитные деньги. Демонетизация золота. Эволюция денег в России.




  1. ^ Сущность денег. Функции и роль денег. Философский взгляд на сущность денег. Спрос на деньги. Взаимосвязь сущности денег и их функций. Содержание функций денег.




  1. Теории денег. Металлическая теория денег. Номиналистическая теория денег. Количественная теория денег.




  1. Денежная система и ее типы. Понятие и содержание денежной системы. Элементы денежной системы. Виды денежных систем. Денежная система России.




  1. ^ Денежная масса. Измерение денежной массы. Денежная эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот. Понятие денежной массы. Структура денежной массы. Скорость обращения денег и определяющие ее факторы. Денежная эмиссия и ее формы. Механизм банковской мультипликации. Налично-денежная эмиссия.




  1. ^ Денежный оборот и его законы. Понятие денежного оборота и его виды. Содержание совокупного платежного оборота. Система и развитие совокупного платежного оборота. Законы денежного оборота.




  1. ^ Организация безналичного денежного оборота. Характеристика безналичного оборота. Принципы организации безналичных расчетов. Основные виды безналичных расчетов. Платежный кризис. Формы проявления и влияние на национальную экономику.




  1. ^ Наличный денежный оборот и его организация. Понятие наличного оборота. Структура наличного оборота. Принципы организации наличного денежного оборота. Основы организации и оптимизация налично-денежного оборота. Прогнозирование налично-денежного оборота.




  1. ^ Инфляция. Денежные реформы. Сущность, формы проявления и причины инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Особенности инфляции в России. Основные направления антиинфляционной политики. Виды и методы проведения денежных реформ. Денежные реформы в России.

  2. ^ Необходимость и сущность кредита. Функции и законы кредита. Необходимость кредита. Сущность кредита. Функции кредита. Законы кредита.




  1. ^ Формы и виды кредита. Роль кредита и теории его влияния на экономику. Формы и виды кредита. Общие подходы к раскрытию кредита в экономике. Способность кредита воздействовать на экономику. Особенности развития кредитных отношений в России.




  1. ^ Ссудный процент и его использование в рыночной экономике. Природа ссудного процента. Формирование уровня рыночных процентных ставок. Система процентных ставок. Особенности ссудного процента в современной России.




  1. ^ Возникновение и развитие банков. Кредитная и банковская системы. Возникновение банков. Развитие банков. Содержание, структура и элементы кредитной системы. Типы кредитных систем. Признаки банковской системы. Фундаментальный, организационный и регулирующий блок банковской системы.




  1. ^ Центральные банки. Общая характеристика центральных банков. Цели, задачи и функции центральных банков. Денежно-кредитное регулирование. Банковский надзор. Организационная структура центральных банков. Особенности деятельности Банка России.




  1. ^ Коммерческие банки. Особенности коммерческого банка как субъекта экономики. Характеристика операций коммерческого банка. Банковские услуги. Развитие коммерческих банков.




  1. ^ Денежно-кредитное регулирование. Концепции денежно-кредитной политики. Цели, объекты и механизм денежно-кредитного регулирования. Правовые основы денежно-кредитного регулирования. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования. Особенности денежно-кредитной политики в России.




  1. ^ Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Валютные отношения и валютная система. Платежный баланс. Валютный курс как экономическая категория. Международные расчеты. Международный кредит. Международные финансовые потоки и мировые финансовые рынки.




  1. ^ Международные финансовые организации. Преимущества участия России в международных финансовых организациях. Международный валютный фонд. Международный банк реконструкции и развития. Европейские банки реконструкции и развития. Всемирный банк.



^ 4.2.2. Практические занятия:


  1. Сущность, функции, виды денег и их роль.

  2. Денежная система. Денежная масса. Измерение денежной массы. Эмиссия.

  3. Денежный оборот и его виды.

  4. Инфляция. Денежные реформы.

  5. Сущность и формы кредита. Взаимодействие денег и кредита.

  6. Ссудный процент.

  7. Кредитно-банковская система.

  8. Коммерческие банки, их деятельность. Кредитно-денежная политика.

  9. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения.


^ 4.3. Лабораторные работы

Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены


4.4. Расчетные задания

Учебным планом предусмотрен реферат.

Темы рефератов:

  1. Инфляция. Особенности инфляции в России 90-х годов ХХ века.

  2. Антиинфляционная политика государства в 2000-е годы.

  3. Финансовая политика Российской федерации в 2005-2010 гг.

  4. Проблемы межбюджетных отношений в России.

  5. Состав и структура доходов расходов федерального бюджета РФ.

  6. Управление государственным долгом РФ.

  7. Страховая деятельность в Российской Федерации.

  8. Управление резервами страховых компаний и их значение в экономике

  9. Развитие системы кредитования в России.

  10. Современная банковско-кредитная система России.

  11. Проблемы и перспективы развития банков в современной России.

  12. Центральный банк и его функции.

  13. Валютная система РФ.

  14. Платежный баланс России. Валютная политика современной России.

  15. Рынок ценных бумаг и его развитие в России.

  16. Фондовая биржа (на примере РТС и ММВБ).

  17. Развитие ПИФов в России.

  18. Негосударственные пенсионные фонды.

  19. Развитие межбюджетных отношений в России.

  20. Внебюджетные фонды и их развитие в России.



4.5. Курсовые проекты и курсовые работы

Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен


^ 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием презентаций.

Практические занятия включают обсуждение основных проблем, изложенных в лекционном и раздаточном материалах, решение задач, обсуждение современного состояния денежного и кредитного рынка, обзор и обсуждение актуальных проблем в сфере кредитно-денежного регулирования, разработку и обсуждение групповых минидокладов.

^ Самостоятельная работа включает подготовку к контрольным работам, выполнение домашних заданий, оформление реферата и подготовку его презентации к защите, подготовку к зачету.


^ 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Формы контроля успеваемости:

Текущий контроль:

  • письменные опросы по теории;

  • контрольные работы;

  • письменные домашние задания;

  • минидоклады;

  • защита реферата.

Итоговый контроль:

  • зачет в форме собеседования.

Аттестация по дисциплине – зачет.

Оценка за освоение дисциплины рассчитывается из условия: 0,5(среднеарифметическая оценка за контрольные) + 0,2(минидоклад)+0,3(реферат).


В приложение к диплому вносится оценка за 3 семестр.


^ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

  1. Федеральный закон N 395-I "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г.

  2. Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

  3. Деньги. Кредит. Банки. Учебник под ред. О.И. Лаврушина 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2004 – 448 с.

  4. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Учебник по ред. Л.Н. Красавиной – М.: Финансы и статистика, 2003 – 608 с.

  5. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / М.П. Владимирова, А.И. Козлов – М.: КНОРУС, 2007. – 288 с.

  6. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка. Учебник/ Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П., "Высшее образование", 422 стр., 2009 г.

  7. Банковское дело. Учебник для ВУЗов / Лаврушин О.И., ред. КноРус, 768 стр., 2008 г.

  8. Деньги, кредит, банки. Практикум // Янкина И.А. КноРус, 189 стр., 2010 г.

  9. Деньги. Кредит. Банки. Учебник / Издание 2: Иванов В.В., Соколов Б.И., Базулин Ю.В. Проспект, 848 стр., 2010 г.

  10. Банковское дело. Учебник / Издание 7 Жарковская Е.П. Омега-Л, 479 стр., 2010 г.


Б) дополнительная литература:


  1. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум / Жуков Е.Ф. ЮНИТИ, 431 стр., 2010 г.

  2. Банковское дело. Практикум. Издание 2 Кузнецова В.В., Ларина О.И. КноРус, 262 стр., 2010 г.

  3. Деньги, кредит, банки Учебник / Меркулова И.В., Лукьянова А.Ю. КноРус, 348 стр., 2010 г.

  4. Банковское кредитование. Конспект лекций / Крюков Р.В. А-Приор, 240 стр., 2009 г.

  5. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 543 с.



  6. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Сенчагов В.К., Архипов А.И. - М.: Проспект, 2005 – 719 с.


^ 7.2. Электронные образовательные ресурсы:

а) лицензионное программное обеспечение:

ЭОР «Финансы и кредит» / Абрамова Е.Ю., МЭИ, 2008 г.


б) Интернет-ресурсы:



^ 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140100«Теплоэнергетика и теплотехника» и профилю «Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики».


ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

ст. преп. кафедры ЭКО Абрамова Е.Ю.


"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой ЭКО

д.т.н., профессор Рогалёв Н.Д.






Скачать 181.7 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты