Домой

Учебно-методический комплекс Для специальности: 080115 Таможенное дело Согласовано: Рекомендовано кафедрой




НазваниеУчебно-методический комплекс Для специальности: 080115 Таможенное дело Согласовано: Рекомендовано кафедрой
страница1/12
Дата06.05.2013
Размер1.64 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
Содержание
1. Цель, задачи и предмет дисциплины.
2. Требования к уровню освоения дисциплины.
3. Объем дисциплины.
Вид учебной работы
Аудиторные занятия
Всего часов на дисциплину
Очно-заочная форма обучения
Аудиторные занятия
Всего часов на дисциплину
Заочная форма обучения
Аудиторные занятия
Всего часов на дисциплину
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
Очно-заочная форма обучения
Заочная форма обучения
4. Содержание курса
Тема 3. Население и трудовые ресурсы мира.
Тема 4. Мировое хозяйство как система.
Тема 5. География промышленности мира.
Тема 6. Мировое сельское хозяйство и пути решения продовольственной проблемы.
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра Мировой экономики


Одобрено УМС факультета

Мировой экономики и торговли

Протокол № ________

«____» _____________2008 г.

Председатель _______________


ВАВИЛОВА Е. В.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА

Учебно-методический комплекс


Для специальности: 080115 Таможенное дело


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление РГТЭУ Протокол №__________

«____»______________2008г. «___» ___________2008г.

____________________________ Зав. кафедрой__________


Москва 2008


Автор-составитель:

Вавилова Елена Васильевна, к.с/х.н., доцент, профессор


Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих профессиональных дисциплин учебного плана по специальности 080115 «Таможенное дело» и является обязательной для изучения.


Согласовано:

Зам. зав. кафедрой Международной торговли,

К. э. н., доцент И. С. Кудрявцева


Зав. библиотекой З. Н. Уханова


Введение


Учебно-методический комплекс предназначен в помощь студентам в системном овладении ими знаниями по дисциплине «Экономическая география и регионалистика». Изучение курса должно подготовить будущих специалистов теоретически и методически к решению сложных вопросов территориальной организации хозяйства. Важным считается учет положительного опыта отечественной науки, использование позитивных наработок зарубежной практики.

Комплекс содержит тематический план учебной дисциплины, методические пояснения к ее изучению, планы семинарских занятий и списки рекомендуемой литературы, перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы, вопросы к экзамену, примерную тематику письменных работ, задания для самостоятельной работы, перечень ключевых терминов, необходимых для понимания предмета и т. д.

Учебно-методический комплекс дает общую ориентацию в изучении данной учебной дисциплины. В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» (ст. 55) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 20) кафедра и преподаватели могут в установленном порядке уточнять перечень изучаемых вопросов, рассматривать новые актуальные проблемы, применять авторские методики обучения, рекомендовать дополнительные учебные материалы и источники.


^ 1. Цель, задачи и предмет дисциплины.


Экономическая география - одна из важнейших отраслей знаний, изучаемых в экономических вузах. Предметом регионалистики является изучение размещения производительных сил и социально-экономического регионального развития, размещения отраслей экономики, демографических и экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей. Формирование будущих специалистов таможенного дела обязательно должно начинаться с изучения данной дисциплины - единственной дисциплины в системе экономических знаний, занимающейся территорией - изучением ее особенностей, ресурсного потенциала, уровня, тенденций и перспектив ее развития, структуры ее хозяйства, связей с другими регионами.

Целью изучения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» является формирование у студентов основ экономических знаний о природно-ресурсном потенциале мирового хозяйства, демографических процессах, основных чертах размещения добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, отраслей третичного сектора, тенденциях развития основных межотраслевых и отраслевых комплексов в период перехода мирового сообщества к постиндустриальному этапу развития, формирование у студентов знаний о размещении производительных сил, условиях и особенностях их развития в отдельных регионах, о торговом потенциале регионов и межрайонных связях.

Большое место отведено анализу мировых природных ресурсов (в том числе рекреационных), характеристике населения, отраслевой и территориальной структуры хозяйства, условий и особенностей развития отраслевых комплексов в различных странах и районах, внешних экономических связей различных стран.

Задачи курса заключаются в том, чтобы:

  • изучить основные географические, экономические, демографические и другие понятия и термины, которые необходимо знать каждому культурному и образованному человеку;

  • рассмотреть размещение мировых и российских природных и трудовых ресурсов и их роль в развитии стран, регионов и мирового хозяйства в целом;

  • ознакомить студентов с основными методологическими положениями размещения производительных сил;

  • научить анализировать тенденции развития и размещения отраслей мирового хозяйства в условиях научно-технической революции;

  • дать представление о размещении производительных сил в республиках и регионах России, о территориальной организации хозяйства, межрегиональных экономических связях;


Место учебной дисциплины в профессиональной подготовке выпускника.

Данная дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих профессиональных дисциплин учебного плана по специальности 080115 «Таможенное дело» и изучается на первом курсе.

На изучение отводится 68 часов, в том числе 51 час лекций и 17 часов семинарских занятий.

Формы контроля – экзамен по всему курсу, оперативный контроль. Формой оперативного контроля являются контрольные вопросы к каждой теме программы курса, рассматриваемые на семинарских занятиях.


^ 2. Требования к уровню освоения дисциплины.


В результате изучения дисциплины специалист должен

  • знать теоретические основы экономической географии;

  • иметь представления о территориальных пропорциях мирового хозяйства, специфике экономического развития макрорегионов и различных стран;

  • усвоить основные факторы и принципы размещения производительных сил;

  • знать региональные и страновые особенности размещения отраслей экономики;

  • уметь анализировать географическую информацию, ориентироваться в экономико-географической литературе, экономически оценивать социальные нормы и гарантии, прогнозировать социально-экономическую ситуацию в странах и регионах;

  • приобрести и закрепить практические навыки по анализу и оценке социально-экономической ситуации в регионах и странах;

  • усвоить организационно-рыночные, ресурсные и отраслевые предпосылки формирования экономики регионов России;

  • знать особенности и проблемы развития регионов России;


^ 3. Объем дисциплины.

3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы


Очная форма обучения

^ Вид учебной работы

Количество часов по специальностям

080115

Таможенное дело

№ семестра

1

^ Аудиторные занятия:

68

Лекции

51

семинарские занятия

17

Самостоятельная работа

76

^ ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

144

Текущий контроль




Вид итогового контроля

Экзамен -1


^ Очно-заочная форма обучения

Вид учебной работы

Количество часов по специальностям

080115

Таможенное дело

№ семестра

1

^ Аудиторные занятия:

51

Лекции

34

семинарские занятия

17

Самостоятельная работа

93

^ ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

144

Текущий контроль




Вид итогового контроля

Экзамен -1


^ Заочная форма обучения

Вид учебной работы

Количество часов по специальностям

080115

Таможенное дело

№ семестра




^ Аудиторные занятия:




Лекции




семинарские занятия




Самостоятельная работа




^ ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

144

Текущий контроль




Вид итогового контроля

Экзамен -1



^ 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Очная форма обучения

Наименование тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинарские занятия

Тематические дискуссии, деловые игры

1.Предмет, методы исследования и задачи курса «Экономическая география и регионалистика»

4

2

-

-

2

2. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, водные, земельные, лесные ресурсы мира, особенности их размещения, рекреационные ресурсы как особый тип ресурсов

8

2

1

1

5

3. Население и трудовые ресурсы мира

6

2

1

-

3

4. Мировое хозяйство как система

6

2

-

-

3

5. География промышленности мира

12

4

1

-

7

6. Мировое сельское хозяйство и пути решения продовольственной проблемы

6

2

-

1

3

7.Роль мировых коммуникаций и транспорта в международном разделении труда

6

2

1

-

3

8. География сферы услуг

6

2

1

-

3

9.Региональная характеристика мира

14

4

2

-

8

10. Население и трудовые ресурсы России

6

2

1




3

11. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы России, особенности их размещения.

6

2

-

1

3

12. Экономика России как единый народнохозяйственный комплекс. Отраслевая структура экономики России

4

2

-




2

13. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.

6

2

1




3

14. География промышленности России. Размещение межотраслевых комплексов народного хозяйства России.

12

4

1




7

15. Развитие и размещение отраслей сельского хозяйства России.

5

2

-

1

2

16. Региональное строение экономики России.

4

2

-




2

17. Экономико-социальная характеристика регионов России.

15

6

1




8

18. Региональная политика России.

8

3

-

1

4

19. Внешнеэкономические связи России и ее регионов.

10

4

-

1

5

ИТОГО:

144

51

11

6

76


^ Очно-заочная форма обучения

Наименование тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинарские занятия

Тематические дискуссии, деловые игры

1.Предмет, методы исследования и задачи курса «Экономическая география и регионалистика»

4

-

-

-

4

2. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, водные, земельные, лесные ресурсы мира, особенности их размещения, рекреационные ресурсы как особый тип ресурсов

8

2

1

1

4

3. Население и трудовые ресурсы мира

6

1

1

-

4

4. Мировое хозяйство как система

6

1

-

-

5

5. География промышленности мира

12

4

1

-

7

6. Мировое сельское хозяйство и пути решения продовольственной проблемы

6

1

-

1

4

7.Роль мировых коммуникаций и транспорта в международном разделении труда

6

1

1

-

4

8. География сферы услуг

6

1

1

-

4

9.Региональная характеристика мира

14

3

2

-

9

10. Население и трудовые ресурсы России

6

1

1




4

11. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы России, особенности их размещения.

6

1

-

1

4

12. Экономика России как единый народнохозяйственный комплекс. Отраслевая структура экономики России

4

1

-




3

13. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.

6

1

1




4

14. География промышленности России. Размещение межотраслевых комплексов народного хозяйства России.

12

4

1




7

15. Развитие и размещение отраслей сельского хозяйства России.

5

1

-

1

3

16. Региональное строение экономики России.

4

1

-




3

17. Экономико-социальная характеристика регионов России.

15

4

1




10

18. Региональная политика России.

8

2

-

1

5

19. Внешнеэкономические связи России и ее регионов.

10

4

-

1

5

ИТОГО:

144

34

11

6

93


^ Заочная форма обучения

Наименование тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинарские занятия

Тематические дискуссии, деловые игры

1.Предмет, методы исследования и задачи курса «Экономическая география и регионалистика»

4













2. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, водные, земельные, лесные ресурсы мира, особенности их размещения, рекреационные ресурсы как особый тип ресурсов

8













3. Население и трудовые ресурсы мира

6













4. Мировое хозяйство как система

6













5. География промышленности мира

12













6. Мировое сельское хозяйство и пути решения продовольственной проблемы

6













7.Роль мировых коммуникаций и транспорта в международном разделении труда

6













8. География сферы услуг

6













9.Региональная характеристика мира

14













10. Население и трудовые ресурсы России

6













11. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы России, особенности их размещения.

6













12. Экономика России как единый народнохозяйственный комплекс. Отраслевая структура экономики России

4













13. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.

6













14. География промышленности России. Размещение межотраслевых комплексов народного хозяйства России.

12













15. Развитие и размещение отраслей сельского хозяйства России.

5













16. Региональное строение экономики России.

4













17. Экономико-социальная характеристика регионов России.

15













18. Региональная политика России.

8













19. Внешнеэкономические связи России и ее регионов.

10













ИТОГО:

144














^ 4. Содержание курса

  1. Темы и их краткое содержание

Тема 1. Предмет, методы исследования и задачи курса «Экономическая география и регионалистика»

Предмет дисциплины «Экономическая география и регионалистика». Теории методы региональной экономики. Понятия «производительные силы» и «производство». Экономическая география и регионалистика как наука о территориальной организации общественного производства мира, страны в целом и ее отдельных экономических районов. Понятие «регион» и « территория». Общественное и территориальное разделение труда как основа образования регионов. Моделирование региональной экономики. Региональные прогнозы и программы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты