ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Мировой экономики
Одобрено УМС факультета Мировой экономики и торговли Протокол № ________ «____» _____________2008 г. Председатель _______________
ВАВИЛОВА Е. В. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА Учебно-методический комплекс
Для специальности: 080115 Таможенное дело
Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление РГТЭУ Протокол №__________ «____»______________2008г. «___» ___________2008г. ____________________________ Зав. кафедрой__________
Москва 2008
Автор-составитель: Вавилова Елена Васильевна, к.с/х.н., доцент, профессор
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих профессиональных дисциплин учебного плана по специальности 080115 «Таможенное дело» и является обязательной для изучения.
Согласовано: Зам. зав. кафедрой Международной торговли, К. э. н., доцент И. С. Кудрявцева
Зав. библиотекой З. Н. Уханова
Введение
Учебно-методический комплекс предназначен в помощь студентам в системном овладении ими знаниями по дисциплине «Экономическая география и регионалистика». Изучение курса должно подготовить будущих специалистов теоретически и методически к решению сложных вопросов территориальной организации хозяйства. Важным считается учет положительного опыта отечественной науки, использование позитивных наработок зарубежной практики. Комплекс содержит тематический план учебной дисциплины, методические пояснения к ее изучению, планы семинарских занятий и списки рекомендуемой литературы, перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы, вопросы к экзамену, примерную тематику письменных работ, задания для самостоятельной работы, перечень ключевых терминов, необходимых для понимания предмета и т. д. Учебно-методический комплекс дает общую ориентацию в изучении данной учебной дисциплины. В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» (ст. 55) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 20) кафедра и преподаватели могут в установленном порядке уточнять перечень изучаемых вопросов, рассматривать новые актуальные проблемы, применять авторские методики обучения, рекомендовать дополнительные учебные материалы и источники.
^
Экономическая география - одна из важнейших отраслей знаний, изучаемых в экономических вузах. Предметом регионалистики является изучение размещения производительных сил и социально-экономического регионального развития, размещения отраслей экономики, демографических и экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей. Формирование будущих специалистов таможенного дела обязательно должно начинаться с изучения данной дисциплины - единственной дисциплины в системе экономических знаний, занимающейся территорией - изучением ее особенностей, ресурсного потенциала, уровня, тенденций и перспектив ее развития, структуры ее хозяйства, связей с другими регионами. Целью изучения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» является формирование у студентов основ экономических знаний о природно-ресурсном потенциале мирового хозяйства, демографических процессах, основных чертах размещения добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, отраслей третичного сектора, тенденциях развития основных межотраслевых и отраслевых комплексов в период перехода мирового сообщества к постиндустриальному этапу развития, формирование у студентов знаний о размещении производительных сил, условиях и особенностях их развития в отдельных регионах, о торговом потенциале регионов и межрайонных связях. Большое место отведено анализу мировых природных ресурсов (в том числе рекреационных), характеристике населения, отраслевой и территориальной структуры хозяйства, условий и особенностей развития отраслевых комплексов в различных странах и районах, внешних экономических связей различных стран. Задачи курса заключаются в том, чтобы: изучить основные географические, экономические, демографические и другие понятия и термины, которые необходимо знать каждому культурному и образованному человеку; рассмотреть размещение мировых и российских природных и трудовых ресурсов и их роль в развитии стран, регионов и мирового хозяйства в целом; ознакомить студентов с основными методологическими положениями размещения производительных сил; научить анализировать тенденции развития и размещения отраслей мирового хозяйства в условиях научно-технической революции; дать представление о размещении производительных сил в республиках и регионах России, о территориальной организации хозяйства, межрегиональных экономических связях;
Место учебной дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Данная дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих профессиональных дисциплин учебного плана по специальности 080115 «Таможенное дело» и изучается на первом курсе. На изучение отводится 68 часов, в том числе 51 час лекций и 17 часов семинарских занятий. Формы контроля – экзамен по всему курсу, оперативный контроль. Формой оперативного контроля являются контрольные вопросы к каждой теме программы курса, рассматриваемые на семинарских занятиях.
^
В результате изучения дисциплины специалист должен знать теоретические основы экономической географии; иметь представления о территориальных пропорциях мирового хозяйства, специфике экономического развития макрорегионов и различных стран; усвоить основные факторы и принципы размещения производительных сил; знать региональные и страновые особенности размещения отраслей экономики; уметь анализировать географическую информацию, ориентироваться в экономико-географической литературе, экономически оценивать социальные нормы и гарантии, прогнозировать социально-экономическую ситуацию в странах и регионах; приобрести и закрепить практические навыки по анализу и оценке социально-экономической ситуации в регионах и странах; усвоить организационно-рыночные, ресурсные и отраслевые предпосылки формирования экономики регионов России; знать особенности и проблемы развития регионов России;
^ 3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения ^ | Количество часов по специальностям | 080115 Таможенное дело | № семестра | 1 | ^ | 68 | Лекции | 51 | семинарские занятия | 17 | Самостоятельная работа | 76 | ^ | 144 | Текущий контроль | | Вид итогового контроля | Экзамен -1 |
^ Вид учебной работы | Количество часов по специальностям | 080115 Таможенное дело | № семестра | 1 | ^ | 51 | Лекции | 34 | семинарские занятия | 17 | Самостоятельная работа | 93 | ^ | 144 | Текущий контроль | | Вид итогового контроля | Экзамен -1 |
^ Вид учебной работы | Количество часов по специальностям | 080115 Таможенное дело | № семестра | | ^ | | Лекции | | семинарские занятия | | Самостоятельная работа | | ^ | 144 | Текущий контроль | | Вид итогового контроля | Экзамен -1 |
^ Очная форма обучения Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | Аудиторные занятия, из них | Самостоя-тельная работа | Лекции | Семинарские занятия | Тематические дискуссии, деловые игры | 1.Предмет, методы исследования и задачи курса «Экономическая география и регионалистика» | 4 | 2 | - | - | 2 | 2. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, водные, земельные, лесные ресурсы мира, особенности их размещения, рекреационные ресурсы как особый тип ресурсов | 8 | 2 | 1 | 1 | 5 | 3. Население и трудовые ресурсы мира | 6 | 2 | 1 | - | 3 | 4. Мировое хозяйство как система | 6 | 2 | - | - | 3 | 5. География промышленности мира | 12 | 4 | 1 | - | 7 | 6. Мировое сельское хозяйство и пути решения продовольственной проблемы | 6 | 2 | - | 1 | 3 | 7.Роль мировых коммуникаций и транспорта в международном разделении труда | 6 | 2 | 1 | - | 3 | 8. География сферы услуг | 6 | 2 | 1 | - | 3 | 9.Региональная характеристика мира | 14 | 4 | 2 | - | 8 | 10. Население и трудовые ресурсы России | 6 | 2 | 1 | | 3 | 11. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы России, особенности их размещения. | 6 | 2 | - | 1 | 3 | 12. Экономика России как единый народнохозяйственный комплекс. Отраслевая структура экономики России | 4 | 2 | - | | 2 | 13. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. | 6 | 2 | 1 | | 3 | 14. География промышленности России. Размещение межотраслевых комплексов народного хозяйства России. | 12 | 4 | 1 | | 7 | 15. Развитие и размещение отраслей сельского хозяйства России. | 5 | 2 | - | 1 | 2 | 16. Региональное строение экономики России. | 4 | 2 | - | | 2 | 17. Экономико-социальная характеристика регионов России. | 15 | 6 | 1 | | 8 | 18. Региональная политика России. | 8 | 3 | - | 1 | 4 | 19. Внешнеэкономические связи России и ее регионов. | 10 | 4 | - | 1 | 5 | ИТОГО: | 144 | 51 | 11 | 6 | 76 |
^ Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | Аудиторные занятия, из них | Самостоя-тельная работа | Лекции | Семинарские занятия | Тематические дискуссии, деловые игры | 1.Предмет, методы исследования и задачи курса «Экономическая география и регионалистика» | 4 | - | - | - | 4 | 2. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, водные, земельные, лесные ресурсы мира, особенности их размещения, рекреационные ресурсы как особый тип ресурсов | 8 | 2 | 1 | 1 | 4 | 3. Население и трудовые ресурсы мира | 6 | 1 | 1 | - | 4 | 4. Мировое хозяйство как система | 6 | 1 | - | - | 5 | 5. География промышленности мира | 12 | 4 | 1 | - | 7 | 6. Мировое сельское хозяйство и пути решения продовольственной проблемы | 6 | 1 | - | 1 | 4 | 7.Роль мировых коммуникаций и транспорта в международном разделении труда | 6 | 1 | 1 | - | 4 | 8. География сферы услуг | 6 | 1 | 1 | - | 4 | 9.Региональная характеристика мира | 14 | 3 | 2 | - | 9 | 10. Население и трудовые ресурсы России | 6 | 1 | 1 | | 4 | 11. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы России, особенности их размещения. | 6 | 1 | - | 1 | 4 | 12. Экономика России как единый народнохозяйственный комплекс. Отраслевая структура экономики России | 4 | 1 | - | | 3 | 13. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. | 6 | 1 | 1 | | 4 | 14. География промышленности России. Размещение межотраслевых комплексов народного хозяйства России. | 12 | 4 | 1 | | 7 | 15. Развитие и размещение отраслей сельского хозяйства России. | 5 | 1 | - | 1 | 3 | 16. Региональное строение экономики России. | 4 | 1 | - | | 3 | 17. Экономико-социальная характеристика регионов России. | 15 | 4 | 1 | | 10 | 18. Региональная политика России. | 8 | 2 | - | 1 | 5 | 19. Внешнеэкономические связи России и ее регионов. | 10 | 4 | - | 1 | 5 | ИТОГО: | 144 | 34 | 11 | 6 | 93 |
^ Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | Аудиторные занятия, из них | Самостоя-тельная работа | Лекции | Семинарские занятия | Тематические дискуссии, деловые игры | 1.Предмет, методы исследования и задачи курса «Экономическая география и регионалистика» | 4 | | | | | 2. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, водные, земельные, лесные ресурсы мира, особенности их размещения, рекреационные ресурсы как особый тип ресурсов | 8 | | | | | 3. Население и трудовые ресурсы мира | 6 | | | | | 4. Мировое хозяйство как система | 6 | | | | | 5. География промышленности мира | 12 | | | | | 6. Мировое сельское хозяйство и пути решения продовольственной проблемы | 6 | | | | | 7.Роль мировых коммуникаций и транспорта в международном разделении труда | 6 | | | | | 8. География сферы услуг | 6 | | | | | 9.Региональная характеристика мира | 14 | | | | | 10. Население и трудовые ресурсы России | 6 | | | | | 11. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы России, особенности их размещения. | 6 | | | | | 12. Экономика России как единый народнохозяйственный комплекс. Отраслевая структура экономики России | 4 | | | | | 13. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. | 6 | | | | | 14. География промышленности России. Размещение межотраслевых комплексов народного хозяйства России. | 12 | | | | | 15. Развитие и размещение отраслей сельского хозяйства России. | 5 | | | | | 16. Региональное строение экономики России. | 4 | | | | | 17. Экономико-социальная характеристика регионов России. | 15 | | | | | 18. Региональная политика России. | 8 | | | | | 19. Внешнеэкономические связи России и ее регионов. | 10 | | | | | ИТОГО: | 144 | | | | |
^ Темы и их краткое содержание Тема 1. Предмет, методы исследования и задачи курса «Экономическая география и регионалистика» Предмет дисциплины «Экономическая география и регионалистика». Теории методы региональной экономики. Понятия «производительные силы» и «производство». Экономическая география и регионалистика как наука о территориальной организации общественного производства мира, страны в целом и ее отдельных экономических районов. Понятие «регион» и « территория». Общественное и территориальное разделение труда как основа образования регионов. Моделирование региональной экономики. Региональные прогнозы и программы.
|