Домой

План Введение. Основное содержание. Принципы логического мышления. Способы создания проблемной ситуации




Скачать 99.64 Kb.
НазваниеПлан Введение. Основное содержание. Принципы логического мышления. Способы создания проблемной ситуации
Дата05.05.2013
Размер99.64 Kb.
ТипРеферат
Подобные работы:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия


«Проблемное обучение – как способ активизации познавательной деятельности учащихся»

(из опыта работы учителя биологии

МОУ «Лямбирская СОШ №2» Мангутовой М.М.)


2009-2010 учебный год


План

  1. Введение.

  2. Основное содержание.

1.Принципы логического мышления.

2.Способы создания проблемной ситуации.

3.Приемы управления познавательной деятельностью учащихся.

III. Заключение.

IV. Список литературы.


В школе экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологически ценностных ориентации, т.е. помогает осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек-это часть природы, его назначение - познать законы по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами, понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии и осознать их актуальность как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызывать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.

Реализация задач экологического образования школьников требует пересмотра не только содержания образования, но также форм и методов обучения. Необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приёмам обучения, которые будут:

-стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде(уроки- деловые или сюжетно- ролевые игры, уроки-конференции, семинары, беседы, доклады учащихся, викторины и т.д.)

-способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека(это методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно- следственных связей; это также традиционные методы: беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы)

-обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания(использование проблемного подхода в процессе обучения).

-вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения(выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушениялесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты

Развитию экологически ценных ориентаций при обучении биологии способствует реализация следующих принципов:

I.Принцип потенциальной полезности.

Человек не в состоянии предвидеть, какое значение для него может иметь тот или иной вид живых организмов в будущем. С увеличением объёма наших знаний о живой природе растет и список видов, полезных для человека. Часто виды, считавшиеся бесполезными или вредными, затем оказывались исключительно важными и заслуживающими охраны. Так, если бы исчезли в прошлом веке плесневые грибы, то в ХХ век был бы невозможен синтез многих антибиотиков.

Многие животные могут быть моделями для изучения различных биологических процессов. Так южноамериканские броненоспы - единственные живые существа, кроме человека, подверженные заболеванию проказой, поэтому они неоценимы при поиске средств исцеления от этой болезни. Приведенные примеры говорят о том, что любой вид живых организмов может быть полезным. Необходимо сформировать у учащихся понятия о том, что в природе нет вредных видов, но некоторые из них при опредепенных условиях и численности могут наносить ущерб народному хозяйству.

11. Принцип незаменимости.

Продукт естественного происхождения не может быть полностью заменен искусственным. Полноценная жизнь каждого человека основана на эволюционно запрограммированных физико-химических процессах обмена веществ. Нормальное протекание этих процессов связано с поступлением в организм веществ, к которым выработались приспособления в ходе


эволюции. Установлено, что дети, вскармливаемые не материiiским молоком, в последующем в большей степени подвержены кишечньгм заболеваниям и нервным расстройствам. С насыщением в нашей пище искусственными добавками, к которым наш организм эволюционно не приспособлен, возрастает вероятность появления аллергических заболеваний.

III. Принцип взаимности.

Виды в природе взаимосвязаны друг с другом, и уничтожение или воздействие на один из видов может привести к непредсказуемым последствиям. Так, ботаники выяснили, что один вид цветкового растения связан с 10 или более видами насекомых- опьилителей. Это означает, что уничтожение одного вида цветкового растения может изменить судьбу 10 или более видов насекомых- опылителей. Ч.дарвин более ста лет назад приводил пример взаимосвязи между живыми организмами, отмечая, что урожай клевера лугового зависит от численности кошек живущих в сельской местности.

IУ. Принцип равновесия.

Живущие вместе популяции отдельных видов составляют биогеоценоз, устойчивость которого возможна при сохранении всех его видов. Уничтожение какого- либо вида в пределах биогеоценоза или внедрение нового в уже сложившийся биогеоценоз может нарушить его устойчивость. Так непродуманный завоз кроликов в Австралию, где нет их естественных врагов привел к тому, что они сильно размножились и опустошили большие районы страны. Другой пример непродуманного подхода: в озеро Балхаш был выпущен судак, который вытеснил распространенного здесь балхашского окуня.

Виды в биогеоценозе связаны между собой пищевыми сетями, чт необходимо учитывать при воздействии на живую природу. По мере продвижения по цепям и сетям питания некоторые вещества, загрязняющие биосферу, концентрируются в организмах. Поэтому целесообразно наэволюции. Установлено, что дети, вскармливаемые не материiiским молоком, в последующем в большей степени подвержены кишечньгм заболеваниям и нервным расстройствам. С насыщением в нашей пище искусственными добавками, к которым наш организм эволюционно не приспособлен, возрастает вероятность появления аллергических заболеваний.

III. Принцип взаимности.

Виды в природе взаимосвязаны друг с другом, и уничтожение или воздействие на один из видов может привести к непредсказуемым последствиям. Так, ботаники выяснили, что один вид цветкового растения связан с 10 или более видами насекомых- опьилителей. Это означает, что уничтожение одного вида цветкового растения может изменить судьбу 10 или более видов насекомых- опылителей. Ч.дарвин более ста лет назад приводил пример взаимосвязи между живыми организмами, отмечая, что урожай клевера лугового зависит от численности кошек живущих в сельской местности.

IУ. Принцип равновесия.

Живущие вместе популяции отдельных видов составляют биогеоценоз, устойчивость которого возможна при сохранении всех его видов. Уничтожение какого- либо вида в пределах биогеоценоза или внедрение нового в уже сложившийся биогеоценоз может нарушить его устойчивость. Так непродуманный завоз кроликов в Австралию, где нет их естественных врагов привел к тому, что они сильно размножились и опустошили большие районы страны. Другой пример непродуманного подхода: в озеро Балхаш был выпущен судак, который вытеснил распространенного здесь балхашского окуня.

Виды в биогеоценозе связаны между собой пищевыми сетями, чт необходимо учитывать при воздействии на живую природу. По мере продвижения по цепям и сетям питания некоторые вещества, загрязняющие биосферу, концентрируются в организмах. Поэтому целесообразно на


конкретных примерах

переходе от одного звена пищевой цепи, к другому. Пример:

Среди рыбаков г. Минамота(Япония) было обнаружено странное заболевание, получившее название по имени этого города. Оно проявлялось в виде спазматических параличей у взрослых и детей. Спазматический паралич согiровождался умственной отсталостью и слепотой. Причиной болезни оказалась метилртуть, образовавшаяся в окружающей среде из металлической ртути, попавшей в океан со сточными водами промышленного предприятия. Метилртуть с рыбой и морскими растениями попадала в организм человека и оказывала столь разрушительный эффект. Соединения ртути разрушают кромосомный аппарат человека и приводят к генетическим мутациям. Соединения ртути очень токсично и чреваты отдаленными последствиями.

Так применение ДДТ для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур привело к накоплению этого вещества в почве, а затем в водоёмах. Наиболее сильно пострадали от применения ядохимикатов хищные птицы, ти, они находятся в конце цепей питания(вода- фитопланктон- зоопланктон мелкие рыбы- крупные рыбы- хищные рыбы). Применение ядохимикатов стало причиной резкого сокращения численности скопы, сокояа- сапсана, белоголового орлана. У белоголового орлана под влиянием ддТ не образуется плотная скорлупа у яйца, а тонкая скорлупа лопается еще до того, как разовьется птенец (пример влияния ДДТ на человека)

У. Принцип генетического разнообразия.

Каждый биологический вид обладает уникальным генофондом. Уменьшение численности видов на Земле таит в себе опасность уменьшения генетического разнообразия всего генофонда нашей планеты. Установленё, что для сохранения вида его численность должна составлять не менее 500 особей для позвоночных и 50 000 особей — для беспозвоночных. Однако при такой численности особей того или иного вида обеспечивается сохранение лишь половины объема генетической информации данного вида. Между тем


Вспомним Хиросиму и Нагасаки, аварию на Чернобьгльской АЭС. От радиации больше всех пострадали старики и дети, тм. у первых иммунная система уже ослабла ,а у вторых еще не сформировалась.

5.демонстра ции опыта или сообщение о нем могут стать причиной или основой для создания проблемной ситуации.

При изучении темы «фотосинтез» в б классе я привожу такой исторический факт:

Было принято считать, что растение получает питательные вещества для роста и развития из почвы. Голландский ученый Ян Ван-Гельмондт в 1 7 веке провел следующий опыт: посадил ветку ивы массой 2,Зкг( предварительно взвесив) в кадку, содержащую 90,8 кг почвы. В течение 5 лет он ничего не вносил и только поливал ее, а затем снова взвесил и почву и ветку ивьи. Масса ивы стала равной 76,8 кг, а масса почвы уменьшилась на 0,6 кг. Выскажите свое предположение, каким образом растение получило питательные вещества, если не поглощацо их из почвы.

При изучении темы <(Отряд двукрылые. Мухи> в 8 классе провожу на уроке лабораторную работу:

В чашку Петри заливают горячий раствор желатина -питательный студень Субстрат сверху накрывают и дают остыть. Затем отловленную муху пускают на студень. Муха остается там до следующего урока. Она бегает по студню и заражает его бактериями. Примерно через неделю, там, где на студне остались следы мухи, развиваются колонии бактерий, хорошо заметные невооруженным глазом. Постепенно они разрастаются и превращаются в ряд крупных цветных пятен.

Почему муху считают переносчиком опасных заболеваний?

На одном и том же поле выращивают в течение нескольких лет одну культуру. В чем состоят недостатки выращивания данной культуры на данной территории? Какие способы борьбы с этими недостатками вы можете предложить?( тема: борьба за существование, 10 класс)

Например, при изучении темы <Оволюционное учение» в 10 классе применяю следуюшую проблемную ситуацию.

Прис[iособлеiiность ЖИВЫХ организмов к определенным условиям среды объясняют:

а)как результат создания видов творцом (К.Линней)

6)как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды.(Ж.Б.Ламарк)

в)как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям.(Ч.Дарвин)

-Какую точку зрения вы выберете и почему? 4.Сообщение парадоксального факта.

а)уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других групп птиц, но через некоторое время их численность резко снизилась. Объясните причины данного явления( ГО класс. Тема:

Борьба за существование.)

б)Ч.дарвин более 100 лет назад установил факт зависимости между урожаем лугового клевера и числом кошек, живущих в сельской местности. дайте объяснение данной зависимости

в)Петр первый издал указ о принудительном бритье бород, усов. Во время вдоха у курящих в организм попадает около 200 вредных для здоровья химических соединений, что значительно больше, чем у гладковыбритьгх курильщиков. Или такая статистика: человек, выкуривший 22000 сигарет. приравнивается к работнику уранового рудника. (9 класс, тема дыхание)

г)экологическое образование не может замыкаться в рамках только биологического курса. Поэтому я провожу бинарные уроки. На одном из них с точки зрения биологии и химии рассматриваем вопросы охраны здоровья населения планеты.

Много лет великие умы человечества работали над вопросом использования энергии атома. В результате было создано смертояосное ядерное оружие, а также атомные электростанции, ледоколы и тд. Здесь сошлись добро и зло.

Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственньа связей, научного прогнозирования, те. включает в себя логические операции, необходимые для выбора экологически целесообразного решения.

Развитию интеллектуальных умений способствует решение на уроке биологических задач познавательного характера.

Тема (<фотосинтею> - 11 класс

1 .Есяи осенью понаблюдать за листьями вокруг озер, то можно заметить, что листья деревьев возле берега изменяют свой цвет позднее, чем листья деревьев, удаленных от берега. Весной у деревьев вблизи озер почки позже трогаются в рост. Почему осень и весна у деревьев, растущих вблизи озер, начинается позднее?

2.В 1846 году на картофельных полях Германии размножился грибок — фитофтора. В стране разразился голод, тм. эта культура была основной пищей иряандцев. Почему такая катастрофа невозможна на родине картофеля — в IОжной Америке?

3.для многих животных характерны гаремы - устойчивые группы, в которых на одного половозрелого самца приходится от двух- трех до нескольких десятков половозрелых самок. Каковы преимущества и недостатки подобного образа жизни.

Помимо создания проблемных ситуаций можно использовать и другие методические приёмы управления познавательной деятельностью учащихся.

1. Приемы, активизирующие деятельность учащихся на этапе вослриятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу.

1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.

Тема — Лишайники 7 кл.

На земле есть удивительные живые организмы — лишайники, с которыми связана интересная легенда. В ней рассказывается о путниках,










Скачать 99.64 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты