Домой

Рабочая программа по географии, для 8 класса основного общего образования (базовый уровень)




НазваниеРабочая программа по географии, для 8 класса основного общего образования (базовый уровень)
страница1/5
Дата04.05.2013
Размер0.72 Mb.
ТипРабочая программа
Содержание
Тематический план
Основное содержание тем
Пространство росси
Природа и человек
Связь с природой родного края
Поурочное календарное планирование
Практические работы
Подобные работы:
  1   2   3   4   5

Муниципальное образовательное учреждение

Буденновская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрена на Утверждена

Заседание МО Приказ по школе №

протокол № от « ___ » _________ 20 г.

от « ___ » _________ 20 г.


Рабочая программа

по географии,

для 8 класса

основного общего образования (базовый уровень)

Беспалова Е.Н.


Ст. Буденновская 20___ г.


Пояснительная записка.

Программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

Программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования и Закон РФ «Об образовании» (Статья 55, п.4);

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО России от 05.03.2004г. №1089).;

Федеральный Базисный учебный план 2004 г. (Норм. док-ты и мет. реком.), (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312)

Федеральные перечни учебников на 2009-2010 уч. год)

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

ЦЕЛЬ КУРСА : Подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде. Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства. Овладение умениями применять полученные знания для решения познавательных и практических задач. Воспитание на основе познания географической картины мира патриотизма, уважительного отношения к другим народам и культурам.

ЗАДАЧИ: - Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране и в мире. Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа ,и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по- другому взглянуть на свою страну и на своё ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразование её природы и хозяйства.

Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьтерными).

Развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваться как общепланитарные, так и специфические процессы и явления;

Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.


^ Тематический план

Академ.

сроки

изучен.

Темы программы

Число часов по

программе

Календарные

сроки изучен.

Практическая

работа

Контрольная

работа




Введение

1ч.













Пространства России

6ч.




ПР.р

Пр.р

Пр.р


№1





Природа и человек

41 ч.:













Рельеф и недра

5 часов




Пр.р

Пр.р


№2





Климат

5 часов




Пр.р

Пр.р

Пр.р








Богатство внутренних вод России

4 часа




Пр.р

Пр.р

Пр.р


№3





Почвы – национальное достояние страны

4 часа




Пр.р








Живая природа

6 часов







№4




В природе все взаимосвязано

4 часа




Пр.р

Пр.р








Природно – хозяйственные зоны

9 часов













Природопользование и охрана природы

4 часа




Пр.р


№5




Население России

17ч.




Пр.р

Пр.р

Пр.р


№6




География Ростовской области

3ч.













Повторение

1ч.












^ Основное содержание тем





Тема

Обязательный минимум.

Возможность углубления

знать

уметь




Введение

Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Уникальность географических объектов . Разнообразие территории России. Географический взгляд на мир.




География и краеведение.

(Ростовская область)




^ ПРОСТРАНСТВО РОССИ

Современное географическое положение России и его влияние на развитие страны. История освоения территории России, изменение географического положения во времени. Различия во времени и часовые пояса на территории России. Источники географических знаний и методы получения географических знаний. Моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, омывающие берега России. Хозяйственное использование морей. Проблема охрана морей.

Определение по картам географического положения России, крайних точек ее территории, протяженности. Определение границ России и пограничных государств. Определение поясного времени на территории страны.

Называть и показывать:

основные средства и методы получения географической информации; субъекты Российской Федерации; границы часовых поясов.

Экологическая ситуация морей и их хозяйственное использование. Проблема охраны морей.




^ ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Рельеф и недра России.


Климат России.


Внутренние воды.


ПОЧВЫ – национальное достояние


Живая природа


В природе всё взаимосвязано


Природно – хозяйственные зоны России


Природопользование и охрана природы в России



Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры. Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения. Современное развитие рельефа.

Хозяйственная деятельность человека. Богатство недр России. Связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России.


Климат и человек. Общие особенности климата Россия – холодная страна. Основные климатообразую-щие факторы. Разнообразие типов климата. Агроклиматические ресурсы.


Роль воды на Земле. Реки. Падение и уклон рек, водоносность ,скорость течения. Режимы российских рек. Хозяйственное значение. Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводнения – их причины и последствия. Озера России, подземные воды, ледники. Реки – транспортные артерии страны. Проблемы рационального использования.


Значение почв для становления человеческого общества. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвообразующие факторы, строение ,понятие о почвенных горизонтах, структура почв. Почвенная карта. Агротехническая мелиорация, рациональное использование и охрана почв. Меры борьбы и предупреждения с почвенной эрозией и загрязнением почв.


Растительный мир нашей страны. Причины разнообразия . Лесные богатства страны. Лесные ресурсы, районы.

Хозяйственная деятельность человека. Животный мир России. Животные и человек.

Характерные виды животного мира. Их приспособлен-ность к окружающим природным условиям


ПТК, факторы формирования ПТК, Зональность и азональность природных комплексов России. Природное районирование. Свойства ПТК.Человек и ландшафты. Антропогенные ландшафты.


Природные зоны. Человеческая деятельность – важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в зоны природно- хозяйственные. Характеристика природных зон. Опасные природные явления.


Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсов.

Природопользование. Рациональное использование природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека. Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Заповедники национальные парки, заказники и памятники природы.




Обозначать на контурной карте главные тектонические структуры, наиболее крупных форм рельефа.

Устанавливать взаимосвязь тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Давать сравнительную характеристику горной и равнинной территорий.


Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.


Приводить примеры, узнавать по различным источникам информации основные характеристики природных, социально- экономических и экологических объектов, процессов и явлений. Показывать объекты по карте в соответствии с программой обязательного минимума.


Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.


Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.


Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.


Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания одного из видов охраняемых территорий.


Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания одного из видов охраняемых территорий.

Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах



^ СВЯЗЬ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ


Климат своего края


Оценивать последствия воздействия человека на природу(внутрен-ние воды своего родного края)


Почвы родного края. Схемы. РЕФЕРАТЫ.


Природа родного края


Природа родного края. Презентация тем


Природа родного края. Презентация тем


Презентация тем

Природа родного края (заповедники,

национальные парки




НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ Численность населения России и её изменение


Половозрастной состав населения


Миграция населения


Трудовые ресурсы страны


Народы и религии России

Где и как живут люди?



Изменение численности населения России в 18-20 вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.

Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства. Графики изменения численности и естественного движения как один из видов географической информации.

Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на породолжительность жизни. Регионы и местности России с преобладанием мужчин или женщин. Половозрастная пирамида населения России . Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факторы старения населения и факторы сохранения высокой доли молодежи. Диаграммы как источники географической информации. Их виды.


Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей. Внешние миграции России. Территориальная подвижность населения. Факторы повышения террит. Подвижности. Картограмма как вид географической информации.

Экономическая оценка жизни человека.

Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы. Как чувствовать себя на рынке труда?


Этнический состав населения. Признаки.

Связь географии народов и административно – территориального деления России. История России – история взаимодействия её народов. География русского языка. Религии России. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.

Плотность населения. Расселение людей, типы населенных пунктов. Причины роста городов. Отличие сельского и городского образа жизни. Города России. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений.



Характеристику полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации


Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве.


Изучение особенностей размещения народов

России по территории страны на основе работы с картой, сравнение геграфии расселения народов и административно – территориального деления России.

Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснения различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории. Нанесение на контурную карту городов – миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.



Сравнение с населением родного края.

Подготовка презентаций, рефератов.
  1   2   3   4   5

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты