Домой

Баланс интересов как основа политического механизма обеспечения региональной безопасности российской федерации на балтийском направлении (на примере Калининградской области)




Скачать 365.86 Kb.
НазваниеБаланс интересов как основа политического механизма обеспечения региональной безопасности российской федерации на балтийском направлении (на примере Калининградской области)
Дата04.05.2013
Размер365.86 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
Содержание
Смульский Сергей Владимирович
Маруев Алексей Юрьевич
Общая характеристика работы
Степень научной разработанности темы.
Объектом диссертационного исследования
Предметом исследования
Цель исследования
Теоретической и методологической основой
Научная новизна
Научные результаты исследования, выносимые на защиту.
Классификация национальных интересов Российской Федерации в регионе Балтийского моря, основанная на их геополитическом масштабир
Под системой национальных интересов России на Балтийском направлении
Локальные интересы внутригосударственного уровня
Национальные интересы субре-гионального геополитического уровня
Национальные интересы регио-нального геополитического уровня
Национальные интересы глобального геополитического уровня
Формы и технологии обеспечения баланса интересов России и ЕС в процессе осуществления приграничного сотрудничества на Балтике.
Основные пути формирования и развития механизма обеспечения баланса интересов России и стран ЕС на Балтике.
Теоретическая значимость
Практическая значимость диссертации
...
Полное содержание
Подобные работы:


На правах рукописи


Красовский Александр Михайлович


БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ КАК ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА БАЛТИЙСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

(на примере Калининградской области)


Специальность: 23.00.02 -

Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии


Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

кандидата политических наук


Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре национальной безопасности Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».


Научный руководитель ^ Смульский Сергей Владимирович,

доктор политических наук, профессор


Официальные оппоненты Мельков Сергей Александрович,

доктор политических наук

^ Маруев Алексей Юрьевич,

кандидат политических наук


Ведущая организация Пограничная Академия ФСБ России


Защита состоится 17 марта 2009 г. в 13 час. на заседании диссертационного совета ДСПО 502.001.02 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу 119606, г. Москва, проспект Вернадского, 84, аудит. 2200.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Автореферат размещён на сайте академии и разослан 13 февраля 2009г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Ю.Н. Мотин

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Изучение политических проблем, связанных с расширением Европейского Союза, приобретает особую актуальность в современных условиях. Активизация европейского интеграционного процесса выявила новые угрозы национальной безопасности России, ее суверенитету и территориальной целостности. В условиях расширения Европейского Союза (ЕС) Калининградская область Российской Федерации превращается из российского эксклава на Балтике в российский анклав в пространстве ЕС. Область попадает в ситуацию «двойной периферии» - и по отношению к территориально удаленной остальной части России, и по отношению к территориально приближенным границам Европейского Союза. Это, в свою очередь, создает угрозу ее изоляции и нарастающего отставания в экономическом развитии как от других регионов России, так, и от уходящих вперед государств единой Европы.

Являясь одним из субъектов Российской Федерации, область, находящаяся в окружении суверенных зарубежных государств, участвует в процессе еврорегионального сотрудничества, но не обладает в то же время полномочиями для принятия самостоятельных политических решений.

Требуются активные совместные действия России и Европейского Союза, нацеленные на принципиальное ускорение развития и повышение экономической конкурентоспособности Калининградской области. На этом, в частности, должна быть построена новая основа обеспечения интересов РФ и ее геополитической безопасности в Европе.

Вхождение в Евросоюз Польши и Литвы в 2004 году побудило Россию и ЕС вплотную заняться поиском взаимоприемлемых решений по комплексу проблем развития Калининградской области. Среди множества проблем региона есть несколько, которые сегодня вышли на первый план и которые требуется решать незамедлительно. Это - национальная безопасность, статус территории, свобода передвижения, финансовое обеспечение социально-экономического развития Калининградской области. Исследуя их, автор сосредоточивает свое внимание на том, как формирование баланса интересов помогает решать проблемы в политической, экономической, социальной, правовой сферах.

В течение трёх последних лет идёт активный процесс консультаций России и ЕС по поводу будущего Калининградской области. Как можно использовать баланс интересов в качестве механизма по обеспечению региональной безопасности России через западный регион приграничного сотрудничества на Балтике? Каким образом необходимо формировать механизмы обеспечения региональной безопасности в Калининградской области? Автор в данной работе отвечает на эти и другие вопросы, проанализировав современное состояние отношений России и Европейского Союза и их роль в обеспечении региональной безопасности России через возможности Калининградского региона.

Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения и поиска оптимальных вариантов взаимодействия России и Европейского Союза в процессе европейской интеграции, в том числе и на региональном уровне, обобщения накопленного опыта обеспечения региональной безопасности в отдельных субъектах РФ, определения существующих проблем в отношениях Российской Федерации и ЕС и поиска путей совершенствования сотрудничества.

Автор приходит к выводу о том, что потребуется немало усилий для того, чтобы создать совокупности систем деятельности органов государственной власти и государственного управления, негосударственных институтов, международных договорных актов, определяемую их интересами и целями, устраняющую или максимально ограничивающую воздействие различных факторов внешней или внутренней среды на состояние российско-европейских интересов. Комплексный подход к выработке механизмов обеспечения региональной безопасности РФ в Калининградской области, мог бы помочь западному региону России на Балтике совершить рывок в своём развитии.

^ Степень научной разработанности темы. Источниковую базу исследования составили документы российской внешней политики и официальные выступления руководителей Российской Федерации, документы МИД России и ЕС, официально издаваемые документы, доклады и выступления ведущих политиков России, Литвы, Польши, стран Северной и Западной Европы, США по вопросам безопасности. Проблемы, возникающие в связи с расширением ЕС и появлением новых угроз национальной безопасности РФ, являются центральной темой многих докладов, выступлений и статей руководителей Российской Федерации1.

На выработку исходных философских и методологических принципов диссертации оказали исследования А.В. Аляева, Е.П. Бажанова, А.В. Бурсова, В.И. Денисова, К.М. Долгова, В.Е. Донцова, А.Г. Задохина, Т.А. Закаурцевой, Т.Н. Зоновой, И.С. Иванова, Г.Г. Кадымова, И.Н. Кузьмина, К.Н. Кулматова, И.Ф. Максимычева, И.А. Мелихова, О.Г. Пересыпкина, Т.В. Полосковой, Е.М. Примакова, Г.К. Прозоровой, Г.Н. Смирнова, В.М. Татаринцева, А.В. Торкунова, А.Д. Шутова, Вл. Ф. Ли, А.С. Панарина, Г.С. Яскиной2.

Несмотря на широкий круг изученных проблем, не получен междисциплинарный эффект в оценке сложности проблемы и определения путей ее решения, но созданы основания для выбора концептуального подхода к формированию механизма обеспечения региональной безопасности на Балтийском направлении.

Солидная основа теоретических и прикладных исследований, по систематизации национальных интересов России в регионе Балтийского моря и оценке специфики условий обеспечения региональной безопасности на Балтике была освоена, в результате изучения работ ученых, исследующих теоретические и практические вопросы национальной безопасности России, таких, как Прохожев А.А., Возжеников А.В., Проскурин С.А., Поздняков Э.А., Ершова Т.В., и др1.

Имевшиеся в распоряжении автора монографические исследования дополнены аналитическими статьями, докладами ученых и политиков, излагающих свой взгляд на проблемы развития Калининградской области как неотъемлемой части РФ.

Изучение документов и материалов, литературы, участие в теоретических дискуссиях, которые ведутся в российских и зарубежных научных кругах по проблемам европейской интеграции, национальной безопасности, способствовали лучшему пониманию позиций сторон, характера и важнейших тенденций развития процессов в этой области.

В целом Калининградскому региону, оказавшемуся «в окружении» иностранных государств, в российской политической и исторической науке уделялось достаточно серьезное внимание. В ряде работ российских авторов рассмотрены проблемы статуса территории и государственного суверенитета (Романов В.), управления регионом (Шахрай С.), социально-экономического развития области в новых геополитических условиях (Федоров Г.М., Зверев Ю.К.), приграничного сотрудничества (Поздоровкин В.Г.), регулирования взаимоотношений между странами соседями (Полоскова Т.В.), развития региональной экономики (Бильчак В.С., Захаров В.Ф.), внешнеэкономической деятельности (Овчарук А.П.), вопросы развития Калининградской области (Вардомский Л, Воробьева Л., Ершов А., Арутюнов Ю., Тренин Д.)2.

И все-таки тема «Баланс интересов как основа политического механизма обеспечения региональной безопасности Российской Федерации на Балтийском направлении (на примере Калининградской области)» оставляет широкий простор для дальнейших исследований и построения моделей, которые могли бы способствовать установлению стабильных отношений между Россией и ЕС с учетом высокой динамики развития международной политической системы.

В связи с вышеизложенным в диссертации решается научная задача разработки научно-методологической базы формирования политического механизма для обеспечения региональной безопасности Российской Федерации на Балтийском направлении (на примере Калининградской области).

В исследовании автора систематизирован накопленный в процессе практической и научной работы материал, предложены методы и средства взаимодействия России и Евросоюза в разрешении калининградской проблемы, обращено внимание на необходимость активного использования политического механизма обеспечения региональной безопасности в Калининградской области как инструмента внешней политики в отстаивании российских национальных интересов в европейских странах на Балтийском направлении.

^ Объектом диссертационного исследования является политический механизм обеспечения региональной безопасности России на Балтике (на примере Калининградской области).

^ Предметом исследования является баланс интересов как основа политического механизма обеспечения региональной безопасности России на Балтийском направлении.

^ Цель исследования – создать структуру политического механизма обеспечения региональной безопасности Российской Федерации на Балтийском направлении.

Цель исследования предопределила исследовательские задачи, решаемые автором:

- обосновать авторский концептуальный подход к формированию механизма обеспечения региональной безопасности Российской Федерации на Балтийском направлении на основе учёта баланса интересов;

- систематизировать национальные интересы России в регионе Балтийского моря с учётом специфики региональных интересов;

- оценить специфику условий обеспечения региональной безопасности и разработать формы и технологии обеспечения баланса интересов России и стран ЕС в процессе осуществления приграничного сотрудничества на Балтике;

- обосновать необходимость использования политического механизма обеспечения региональной безопасности РФ в военно-политических отношениях России и стран ЕС;

- разработать пути формирования и развития политического механизма обеспечения баланса интересов Российской Федерации и стран ЕС на Балтике.

^ Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных в области региональной политики и экономики, национальной и региональной безопасности, материалы кафедры национальной безопасности РАГС при Президенте Российской Федерации. При проведении исследования использовались системный и комплексный подходы, методы анализа и согласования региональных интересов и иные научные подходы, обеспечивающие комплексность и доказательность выводов и предложений.

В работе использованы диалектические принципы и конкретно-исторические подходы к событиям, действиям, документальной и историографической базе исследования, анализ взаимосвязей. Применение методов системного структурно-функционального, политического анализа позволил определить объекты, уровни и рамки изучаемой темы, предложить модели возможного развития событий.

^ Научная новизна диссертационного исследования предопределена постановкой исследовательских задач. На примере Калининградской области в работе осуществлен комплексный подход к выработке политического механизма обеспечения региональной безопасности Российской Федерации на Балтийском направлении.

Автором предложена целеориентированная совокупность мероприятий по формированию политического механизма обеспечения региональной безопасности в Калининградской области, введен в научный оборот значительный объем документов и материалов, использован новый фактический материал, полученный из ранее не публиковавшихся или не использованных источников.

^ Научные результаты исследования, выносимые на защиту.

  1. Концептуальный подход к формированию политического механизма обеспечения региональной безопасности на Балтийском направлении на основе учёта баланса интересов России и стран ЕС.

Ранее на переднем плане в исследованиях стояли государства и их соперничество. В межгосударственной конкуренции преимущественное значение имела военная сфера. В рамках этой теории сложился подход, названный «реалполитик». Вместе с тем, многие мировые (особенно европейские) процессы 1950-1970-х гг. (прежде всего развитие торговли, международного сотрудничества, интеграционных тенденций) с трудом поддавались объяснению в рамках классического реализма, потому и потребовалось изменение в самой теории. К концу 1970-х годов в целом сформировался неореализм (структурный реализм). Его фактическим основателем считается Кеннет Уолтс, работа которого «Теория международных отношений»1 стала манифестом неореалистического подхода.

Государства остались исходными единицами научного анализа. Вместе с тем, они рассматриваются неореалистами не только сами по себе, но и с учетом образуемых ими структур (в том числе союзов, межправительственных организаций и пр.). Различия в поведении государств на мировой сцене неореалисты объясняют, прежде всего, их неодинаковым могуществом. Уолтс сравнил международные отношения с рынком, где государства, действуя подобно фирмам, в своих интересах, конкурируют с одними и сотрудничают с другими членами мирового сообщества. При этом все же основной акцент в неореализме сделан на конфликте и соперничестве.

Таким образом, относительное постоянство состава и качества политических систем ранее основывалось на балансе сил. В настоящее время условия изменились, и подходить к созданию политического механизма необходимо на основе баланса интересов, которые выходят на первый план, с учетом необходимых военных сил для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пограничных территориях.

Баланс интересов – ситуация равновесия между государствами, основанная на системе взаимосвязанных социальных и законодательных норм, институтов гражданского общества и государственной власти, определяющих баланс интересов в настоящей геополитической ситуации.

Такой политический механизм, основанный на балансе интересов, представляет собой совокупность международных договорных актов на Балтике, а также создаваемых на их основе государственных учреждений и негосударственных институтов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с интересами государства, зафиксированными в этих договорах.

Основные элементы политического механизма:

- интересы и результаты их реализации;

- государственные и общественные институты;

- международные соглашения и договора;

- деятельность по реализации международных соглашений и договоров;

- международные арбитражные организации;

  1. ^ Классификация национальных интересов Российской Федерации в регионе Балтийского моря, основанная на их геополитическом масштабировании.

Геополитическое масштабирование – метод соотношения реально существующей совокупности системы национальных интересов РФ с модельным представлением. Таким образом, этот метод позволил на основе


геополитического масштабирования провести систематизацию национальных интересов России на Балтийском направлении. В результате разработана система национальных интересов России на Балтийском направлении как ядро политической стратегии их защиты.

^ Под системой национальных интересов России на Балтийском направлении понимается структурно упорядоченная совокупность национальных интересов Российской Федерации в указанном регионе, иерархизированная в соответствии с их геополитической значимостью таким образом, что интегративность полученного системного образования реализуется через функциональную необходимость обеспечения каждого интереса и их общую геополитическую достаточность для обеспечения определенного статуса государства на мировой арене (см.рис.1).

В данной системе выделены масштабно-геополитические уровни национальных интересов России на Балтийском направлении:

  • Локальный внутригосударственный уровень;

  • Региональный геополитический уровень;

  • Субрегиональный геополитический уровень;

  • Глобальный геополитический уровень;

Связанность и взаимозависимость уровней достигается за счёт регулирования отношений по прямой и обратной связи. Реагирование реализуется через систему национальных интересов России в регионе Балтийского моря.

Алгоритм применения нелинейный, в зависимости от политической ситуации, отсюда необходимо применение комплексного подхода к созданию баланса интересов.



^ Локальные интересы внутригосударственного уровня:

- сохранение территориальной целостности России;

- наращивание экономической и социальной инфраструктуры и формирование эффективной административной системы управления;

- обеспечение успешного экономического развития Калининградской области как субъекта Российской Федерации.





^ Национальные интересы субре-гионального геополитического уровня:

- налаживание действенного экономического и военно-политического сотрудничества с государствами региона Балтийского моря;

- достижение преимущественного геополитического влияния в пределах ближайшего российского приграничья на Балтийском направлении.


^ Национальные интересы регио-нального геополитического уровня:

- формирование экономических и политических механизмов эффективной защиты национальных интересов России в Балтийском геополитическом регионе;

- создание и поддержание достаточного военного потенциала для защиты своих интересов в регионе.





^ Национальные интересы глобального геополитического уровня:

- воспрепятствование геополитической «атлантизации» государств Балтийского геополитического региона;

- создание условий, исключающих военное присутствие США и стран НАТО в государствах Балтийского геополитического региона с учетом планов США по развертыванию системы ПРО.



Рис. 1. Система национальных интересов Российской Федерации на Балтийском направлении


  1. ^ Формы и технологии обеспечения баланса интересов России и ЕС в процессе осуществления приграничного сотрудничества на Балтике.

Участие Калининградской области РФ в трансграничном сотрудничестве на региональном и местном уровне осуществляется в

различных формах, основными из которых являются:

  1. Участие России в Еврорегиональном сотрудничестве является особой формой обеспечения баланса интересов России и ЕС в условиях устойчивого развития приграничного сотрудничества в Калининградской области. Для российских регионов вхождение в процесс еврорегионального сотрудничества открывает возможности для координации процессов планирования и принятия решений на региональном и субрегиональном уровнях регионами-соседями и отстаивания национальных интересов РФ через возможности Калининградского региона на более широкой международной арене, формирует устойчивые возможности обеспечения баланса интересов России и ЕС в процессе осуществления приграничного сотрудничества на Балтике.

  2. Двусторонние и многосторонние соглашения о сотрудничестве на местном уровне.

  3. Двусторонние соглашения о сотрудничестве с приграничными регионами сопредельных государств.

  4. Участие региональных органов власти в двустороннем и многостороннем международном сотрудничестве на межправительственном уровне (например, участие Калининградской области в сотрудничестве на государственном уровне между Россией, Литвой и Польшей), а также (в исключительных случаях) сотрудничество между российскими регионами и органами государственной власти стран-соседей (например, в рамках Совета по долгосрочному сотрудничеству между Литовской республикой и Калининградской областью РФ).

  5. Участие в программе Интеррег IIIB через национальный подкомитет.

  6. Участие в Программе сотрудничества ЕС-Россия (ТАСИС).

  7. Участие в международных сетевых организациях (Совет государств Балтийского моря — СГБМ, Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря — ОСС ГБМ, сотрудничество в рамках программы действий Северного Измерения — СИ.

Необходимо создать орган, который проводил бы постоянный мониторинг интересов, для того чтобы своевременно через элементы политического механизма выстраивать баланс интересов для создания условий по обеспечению региональной безопасности Российской Федерации на Балтийском направлении.

  1. Военно-политические факторы влияющие на применение политического механизма обеспечения региональной безопасности на основе баланса интересов на Балтийском направлении.

Военно-политическими факторами являются сложившиеся в настоящее время обстоятельства, способствующие обеспечению региональной безопасности на Балтийском направлении.

Главный «поставщик» обороны для ЕС на случай внешней агрессии — НАТО, и дублировать ее функции нет нужды. Другой сдерживающий фактор для продвижения к совместной обороне — это присоединение к ЕС нейтральных государств (Австрии, Швеции, Финляндии), пока не собирающихся расставаться со своим исторически сложившимся международным статусом. Вырисовывается и третий тормоз — подспудное ощущение малой вероятности внешней агрессии против кого-то из членов ЕС и, как следствие, стремление сосредоточиться на гораздо более насущных вопросах обеспечения внутренней безопасности Союза. Но это уже не вторая, а третья «опора» ЕС.

Тем не менее, дискуссии о перспективах коллективной обороны ЕС не прекращаются. Это можно объяснить соображениями не военными, а преимущественно политическими, затрагивающими деликатный для Европы вопрос о допустимой мере ее самостоятельности по отношению к США в рамках традиционной трансатлантической связки. Необходимость такой связки мало кто оспаривает. А вот по вопросу о распределении ролей в рамках этой связки разброс мнений среди европейцев значителен.

На основе проведённого анализа можно придти к выводу, что необходимо перейти от существующей основы формирования архитектуры безопасности на Балтике к новой, реализуемой через политический механизм, основанный на балансе интересов на Балтийском направлении.

В обозримой перспективе Европейский Союз вероятнее всего сохранит свою нынешнюю нишу в формирующейся европейской архитектуре безопасности. Характерные черты ЕС в области внешней политики и безопасности — курс на постепенное эволюционное распространение общих демократических ценностей на просторы расширенной Европы и закрепление двойного метода осуществления общей внешней политики ЕС — через национальные ведомства внешних сношений государств-членов и через новую структуру на уровне Союза. При этом сохраняется принцип межгосударственного согласования общей внешней политики, который не оставляет сомнения в необходимости включения Российской Федерации (Калининградской области) в процессы формирования общей европейской архитектуры безопасности на Балтийском направлении.

По наиболее чувствительным вопросам мировой политики странам и раньше приходилось договариваться вне рамок существующих международных структур. Вполне понятно, почему ни Россия, ни страны НАТО не видят большой беды в сворачивании сотрудничества в рамках громоздких международных организаций. Этот формат все равно отживает свое. Возможно, что новый миропорядок будет основан на принципе создания «локальных» коалиций для решения конкретных задач, что может послужить развитию устойчивого взаимодействия Калининградского региона России с ЕС в сфере обеспечения военно-политической безопасности на Балтике.

  1. ^ Основные пути формирования и развития механизма обеспечения баланса интересов России и стран ЕС на Балтике.

Пути формирования и развития механизма обеспечения баланса интересов России и стран ЕС на Балтике лежат через политическое развитие. Оно определяется совокупностью динамичных процессов, развертывающихся в данном обществе, которые определяют перемены внутри его политической системы или же ее замещение другой, как правило, в направлении большей способности средствами управления справляться с предъявляемыми требованиями. Закономерности политического развития отражают устойчивые взаимоотношения между социальными группами и практическую деятельность акторов в политической сфере. Они проявляются как тенденции, результирующие сочетание либо конфликт различных интересов, что и обуславливает характер основанных на них действий.

На основе полученных в диссертационном исследовании результатов разработаны пути формирования и развития механизма обеспечения баланса интересов России и стран ЕС на Балтике:

• развитие Калининграда как крупного транспортного узла России за счет модернизации транспортной инфраструктуры;

• обеспечение энергетической безопасности области за счет реконструкции существующих и ввода новых энергоисточников;

• улучшение экологической обстановки, выход на нормативный уровень состояния важнейших компонентов окружающей среды;

• трансформация экономической структуры региона в направлении ее экспортной ориентации;

• совершенствование механизма Особой экономической зоны как механизма развития экономики области и интеграции ее в мировое экономическое пространство, создание эффективной системы управления ОЭЗ с участием федеральных и региональных органов власти;

• развитие телекоммуникационной инфраструктуры;

• развитие туристско-рекреационного комплекса;

• структурная перестройка янтарной промышленности.

После произошедшего расширения Европейского союза Российской Федерации нужно не только строить систему приграничных экономических взаимоотношений с каждой соседней страной в отдельности, но и учитывать их интеграцию в структуры ЕС. Если эти процессы будут происходить без учета законных интересов России, то геополитическое и геоэкономическое положение Калининградской области может существенно ухудшиться.

^ Теоретическая значимость работы состоит в том, что баланс интересов ложится в основу политического механизма по обеспечению региональной безопасности РФ на Балтийском направлении, что может быть использовано при совершенствовании региональной политики и региональных целевых программ социально-экономического развития, ориентированных на результат, а также в общей теории национальной безопасности при рассмотрении проблем региональной безопасности.

^ Практическая значимость диссертации состоит в том, что обобщения и аналитические выводы, а также использованные фактические материалы могут представлять интерес для органов власти, в первую очередь, для Администрации Президента Российской Федерации, Министерства иностранных дел РФ, Министерства регионального развития РФ и Совета Безопасности РФ, которым поручено заниматься реализацией и координацией внешней политики России, обеспечением национальной безопасности РФ. Положения работы могут быть учтены в дальнейших научных исследованиях, а также в учебном процессе при подготовке специалистов в области обеспечения национальной безопасности РФ, кадров международников, ориентированных на международное сотрудничество с государствами Евросоюза и сотрудничество в Балтийском регионе, при разработке методических пособий, подготовке лекций по тематике, касающейся европейской интеграции и проблем национальной безопасности.

^ Апробация работы. Основные выводы и положения диссертации нашли отражение в научных публикациях автора, в выступлениях и докладах на научных конференциях и «круглых столах»:

Международные конференции: «Мультимодальное транспортное сообщение в регионе Балтийского моря», в рамках международного мультимодального транспортного проекта «Baltic Gateway Plus», «Вступление Польши и Литвы в Шенген: последствия и перспективы для приграничного сотрудничества Калининградской области с сопредельными государствами», г. Балтийск, 20 ноября 2006 год, г. Светлогорск, 21 ноября 2006 г.;

  • Круглый стол «Логистика в транспортной политике России», Минтранс России, г. Москва, 27 февраля 2007 г.

  • Московская международная выставка и конференция по транспорту «ТРАНСРОССИЯ», г. Москва, 27 - 30 марта 2007 г.

  • Заседание Управляющего комитета Европейского TC EAST WEST, «Российский компонент международного мультимодального транспортного проекта  ТК «Восток–Запад», г. Москва, 28 - 29 марта 2007 г.

  • Международная транспортная конференция «Калининград – транспортный узел в регионе Южной Балтики» в рамках проекта ЕС «BALTIC GATEWAY PLUS – TASIS»  Калининград, Балтийск, 26-28 ноября 2007 г.

  • 23-я Научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы совершенствования охраны государственной границы и объектов», Калининград, апрель 2008 г.

Международная конференция «Регион Балтийского моря в глобальной политике», Калининград,18-19 сентября 2008 г.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
^

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается актуальность, состояние научной разработанности темы, определяются объект, предмет, цель и задачи, указываются методы исследования, даётся обзор источниковедческой, теоретической и эмпирической базы, формируются основные положения, выносимые на защиту, подчёркивается научная новизна и практическая значимость работы, отмечается апробация полученных результатов.

Первая глава «Формирование механизмов обеспечения региональной безопасности на Балтийском направлении» посвящена рассмотрению методологии и подходов к разработке механизмов обеспечения региональной безопасности в Калининградской области, комплексного подхода к выработке механизмов обеспечения региональной безопасности в Калининградской области и институциональной основы баланса российско-европейских интересов в регионе Балтийского моря и в Калининградской области.

В первой главе сформулирована политическая концепция механизма обеспечения региональной безопасности на Балтийском направлении, основанная на институциональной базе баланса российско-европейских интересов в регионе Балтийского моря и в Калининградской области.

Базовым понятием для исследования является также определение «Балтийского направления», «национального интереса», «политического механизма».

Балтийское направление – путь развития государств, расположенных вокруг бассейна Балтийского моря, находящихся как в Восточной, так и Западной частях Европы.

Национальный интерес – совокупность соответствующих ЖВИ личности, общества, государствавыражающих потребности страны в прогрессивном развитии.

Политический механизм - совокупность международных договорных актов на Балтике, а также создаваемых на их основе государственных учреждений и негосударственных институтов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с интересами государства, зафиксированными в этих договорах.

Основные элементы политического механизма:

- интересы и результаты их реализации;

- государственные и общественные институты;

- международные соглашения и договора;

- деятельность по реализации международных соглашений и договоров;

- международные арбитражные организации;

К числу коренных и не подвергаемых сомнению общероссийских государственных интересов относится сохранение Калининградской области в составе Российской Федерации, в том числе в общероссийском экономическом пространстве. Поэтому любые идеи ее политического и (или) экономического обособления контрпродуктивны. Это должно стать аксиомой, условием любых обсуждений перспектив регионального развития.

Авторская концепция механизма обеспечения региональной безопасности основывается на комплексном подходе к анализу системы региональной безопасности на Балтийском направлении. Комплексный подход основан на принципах всесторонности, объективности и конкретности рассмотрения проблем. Фундаментальный принцип, определяющий методологический характер данной работы, заключается в том, что при доминировании методов политологического анализа исследование носит междисциплинарный характер. В работе использованы положения из сферы политологии, юриспруденции, новейшей истории, экономики.

В работе учтены положения и выводы, содержащиеся в международных и российских нормативных правовых документах (международных конвенциях, законах, постановлениях, решениях), научно-исследовательской литературе, посвященной анализируемым проблемам.

Комплексный подход к региону означает:

  • во-первых, разработку перспективной модели устойчивого развития области в общероссийском политическом, экономическом и культурном пространстве и с учетом зарубежного окружения. При этом речь теперь должна идти не только об отношениях между Россией и отдельными зарубежными странами или даже о многосторонней кооперации в Балтийском регионе, а об отношениях между Российской Федерацией и Европейским союзом в целом. Калининградская область становится не только индикатором, но и пилотным регионом, позволяющим отрабатывать перспективные механизмы кооперации в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС.

  • во-вторых, необходимо создать алгоритм планомерного, плавного перехода к этой перспективной модели, предупреждая возникновение в регионе кризисных явлений, связанных с очередной реструктуризацией экономики, дестабилизацией регионального социума, изменениями управленческих структур. В течение переходного периода могут сохраняться, постепенно исчезая, элементы нынешнего хозяйственного механизма и политического устройства региона. И одновременно станут внедряться новые политические, экономические и социальные институты, с течением времени все более приближающие область к перспективной модели.

Комплексный подход, учитывающий все многообразие переплетающихся в регионе интересов, предполагает разработку документов, создающих институциональную основу устойчивого развития области.

В настоящее время Калининград — один из важных центров международных контактов, объект разработки многочисленных проектов и программ с участием российских и западных экспертов. Расширение ЕС на восток и превращение Калининградской области в анклав внутри Евросоюза обусловливают возникновение в регионе ряда экономических, социальных и политических проблем, способ решения которых будет отражать реальную степень развития международного сотрудничества России с ее западноевропейскими партнерами. Калининградский опыт — как позитивный, так и негативный — может оказаться весьма полезным для корректировки российской внешнеэкономической и внешнеполитической стратегии.

В условиях публично декларированного партнерства между Россией и Евросоюзом урегулирование политических, правовых и экономических проблем Калининградской области, возникающих в связи с расширением ЕС, имеет особое значение. Это урегулирование приобретает функцию безошибочного и ясного индикатора готовности обеих сторон — и России, и ЕС — перевести совместные политические заявления о партнерстве в плоскость реальных практических шагов. При этом решение возникших острых международно-правовых вопросов (включая технические, например визовый) является не самоцелью, а лишь предпосылкой к формированию условий для ускоренного экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества России и ЕС в XXI веке. По мнению Председателя Правительства РФ В.В. Путина, «от решения проблемы Калининградской области, затрагивающей жизненные интересы россиян, зависит то, как будут складываться отношения России с Евросоюзом в целом».

Развитие Калининградской области как российского эксклава внутри новых границ Евросоюза в последнее время вошло в перечень приоритетных проблем РФ. Особый интерес вызывают такие вопросы как развитие приграничной и транспортной инфраструктуры, гармонизация процедур таможенного контроля, выравнивание социально-экономического развития.

Участие в Еврорегионах является особой формой развития приграничного сотрудничества в северо-западном федеральном округе Российской Федерации. Для российских регионов вхождение в процесс еврорегионального сотрудничества открывает возможности для координации процессов планирования и принятия решений с регионами-соседями и отстаивания интересов региона на более широкой международной арене, формирует устойчивый круг партнеров для реализации совместных проектов.

Географическое положение Калининградской области обуславливает целесообразность ее участия в большей части проектов, затрагивающих вопросы пространственного планирования в регионе Балтийского моря. В то же время необходимо учитывать, что не всегда соседние государства Балтики поддерживали участие региона в таких проектах (хотя в последнее время, несомненно, был достигнут прогресс в этом направлении). Таким образом, если области не удается активно участвовать в реализации проекта, это неизбежно приводит к тому, что интересы российской стороны в целом и Калининградской области, в частности, не учитываются.

Эта идея привлекательна для Калининградской области, поскольку ее территория соответствует предлагаемому к реализации проекту.            

^ Вторая глава «Баланс интересов как механизм обеспечения региональной безопасности России на Балтике» раскрывает условия обеспечения региональной безопасности на Балтийском направлении. В главе показана роль Калининградской области как элемента новой архитектуры безопасности на Балтике, обоснованы формы обеспечения баланса интересов РФ и стран ЕС в процессе осуществления приграничного сотрудничества на Балтике.

Общероссийские интересы в общем виде сформулированы в Федеральной целевой программе «Развитие Калининградской области на период до 2010 года», целью которой является «создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области на основе расширения экспортно-ориентированных производств, достижение уровня жизни населения региона, сопоставимого с уровнем жизни сопредельных государств». К числу задач по обеспечению геостратегических интересов России в Балтийском регионе отнесены:

• развитие Калининграда как крупного транспортного узла России за счет модернизации транспортной инфраструктуры;

• обеспечение энергетической безопасности области за счет реконструкции существующих и ввода новых энергоисточников;

• улучшение экологической обстановки, выход на нормативный уровень состояния важнейших компонентов окружающей среды.

Задачи общефедерального значения определены следующим образом:

• трансформация экономической структуры региона в направлении ее экспортной ориентации;

• совершенствование  механизма  Особой экономической зоны как механизма развития экономики области и интеграции ее в мировое экономическое пространство, создание эффективной системы управления ОЭЗ с участием федеральных и региональных органов власти;

• развитие телекоммуникационной инфраструктуры;

• развитие туристско-рекреационного комплекса;

• структурная перестройка янтарной промышленности.

После произошедшего расширения Европейского Союза исходным должен был быть не утративший до сих пор актуальности тезис о том, что «региональный хозяйственный механизм выступает органической составной частью хозяйственного механизма общества в целом и в то же время его относительно самостоятельной подсистемой. Собственно содержание регионального хозяйственного механизма будет заключаться в согласовании экономических интересов региона и страны, других регионов, министерств и ведомств, коллективов предприятий и отдельных работников».

Из общегосударственных и региональных интересов вытекает необходимость различать политический и экономический статус области в целом и специфическую юрисдикцию ОЭЗ с особым экономическим режимом в ее рамках. Однако о том, как конкретно, на каком уровне государственной власти — федеральном или региональном — обеспечить особый статус области и управление ОЭЗ, единое мнение, и у экспертов, и у политиков отсутствует.

В начале XXI века проблема Калининградской области стала одной из первоочередных в комплексе отношений между Россией и объединяющейся Европой, по-своему отражая процессы глобализации и представления различных международных субъектов о роли России в этих процессах. И в предстоящие годы ее актуальность, вероятно, будет нарастать. Ведь, ни в 2004, ни в 2005 и 2006 гг. в ходе встреч на высшем уровне между Россией и Евросоюзом серьезного прорыва не произошло. Главные проблемы до сих пор не решены.

Речь идет о необходимости придти к единому пониманию места Калининградской области в процессе интеграции России в общеевропейское пространство, заявленной в качестве важнейшей совместной цели, и России, и Евросоюза.

Судя по интересу, который проявляют к Калининградской области зарубежные политики, представители делового мира, можно с уверенностью утверждать, что самый западный российский регион является узлом переплетения международных интересов, в особенности интересов стран бассейна Балтийского моря. Число документов по области, принятых за последние десять лет федеральными властями, говорит и о том, что здесь сконцентрированы жизненно важные интересы России. Если Балтийский регион вновь окажется сферой противоборства, ни о каком ускоренном развитии области не может быть и речи. Если здесь будет активно развиваться экономическое и культурное сотрудничество, Калининградская область может стать важнейшим его центром.

Основным условием обеспечения региональной безопасности на Балтике является согласование региональной стратегии развития Калининградского региона со стратегией развития Европейских стран.

Для того, чтобы региональная стратегия как часть российской социально-экономической и политической стратегии на Балтике могла быть согласована с общей стратегией стран Балтийского региона, она должна учитывать интересы ЕС и входящих в него стран.

Не может не привлекать наших партнеров и создание в Калининграде (Балтийске) крупного порта, обслуживающего российские внешне экономические связи и связи Белоруссии, поскольку сейчас эти функции выполняют порты стран Прибалтики. В условиях приграничного сотрудничества в рамках работы Еврорегиона «Балтика» Россия была включена в европейские транспортные проекты.

Перспективны совместные образовательные и научные проекты, включая формирование научно-образовательных комплексов, центров компьютерных технологий для разработки поставляемых на мировой рынок программ. Необходимо рассмотреть возможность создания в регионе международного многофункционального обучающего центра.

Третья глава «Взаимодействие Калининградского региона России с ЕС в сфере обеспечения военно-политической безопасности на Балтике» посвящена рассмотрению Европейского союза в системе обеспечения региональной безопасности на Балтике и Калининградской области России, как западного форпоста безопасности страны и фактора военно-политической стабильности в регионе Балтийского моря.

Какую роль будет играть расширенный Европейский Союз в европейской архитектуре безопасности? Прояснить этот вопрос могут три взаимосвязанных характеристики ЕС, существующие на момент его расширения. Во-первых, состояние общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) и общей европейской политики безопасности и обороны (ОЕПБО). Во-вторых, отношение новых членов ЕС к ОВПБ и ОЕПБО после формального завершения процедуры их вступления в Союз. В-третьих, «союзоспособность» ЕС после расширения, т.е. способность предложить четкую политику взаимодействия с новыми соседями. Эта третья характеристика особенно важна для интересов России.

Автор предлагает перейти от существующей основы формирования архитектуры региональной безопасности на Балтике к новой через баланс интересов России и стран Балтики через Калининградскую область.

За десять лет, с момента вступления в силу Маастрихтского договора о Европейском Союзе в 1993 г. до момента подписания десятью новыми членами в 2003 г. договоров о вступлении в Союз, Европейский Союз существенно продвинулся в формулировании целей и обретении средств осуществления общей внешней политики и политики в области безопасности и обороны. Для оценки уровня прогресса, достигнутого за этот исторически короткий промежуток времени, важно иметь в виду, что строительство второй «опоры» ЕС начиналось фактически с «нулевого цикла». Попытки западноевропейских государств выстроить общую линию в вопросах внешней политики и обороны, предпринимавшиеся после окончания Второй мировой войны, успехом, как известно, не увенчались. В 1950-е годы не удалось создать ни Европейского оборонительного сообщества, ни Европейского политического сообщества. Западноевропейский союз (ЗЕС), пришедший в 1954 г. на смену Западному союзу, тогда же передал функции по обеспечению обороны западноевропейских государств в НАТО. Однако вопрос о том, в какой мере нынешний ЕС является политически единым фактором международных отношений, остается открытым и по сей день. Не вполне проясненным остается и вопрос о собственной «нише» Европейского Союза во все еще формирующейся региональной системе безопасности в Европе.

Основным источником ущемления российских интересов на Северо-западе РФ остается руководство прибалтийских государств. Поощряемое США и странами Запада, руководство этих государств по-прежнему стремится добиться от России уступок в области энергетической безопасности, транзита грузов, а также в закрытии проблем нарушения прав своего русскоязычного населения и жизнеобеспечения Калининградской области.

Кроме того, вновь не исключается постановка на повестку дня территориальных проблем и вопросов, связанных с «оккупацией и геноцидом» в отношении народов Прибалтики. Прикрываясь так называемой «угрозой наращивания российского военного присутствия на Балтике», руководители прибалтийских республик инициируют милитаризацию региона.

Восточноевропейские радикалы не только используют блоковую солидарность как щит от ответных действий России, но и фактически заставляют первых лиц альянса и «единой Европы» занимать все более твердую позицию в отношении России. Это усиливает уже имеющиеся трения России с НАТО и Евросоюзом.

Впрочем, как отмечалось ранее, по наиболее чувствительным вопросам мировой политики странам и раньше приходилось договариваться вне рамок существующих международных структур. Так что вполне понятно, почему ни Россия, ни страны НАТО не видят большой беды в сворачивании сотрудничества в рамках громоздких международных организаций. Этот формат все равно отживает свое. Возможно, что новый миропорядок будет основан на принципе создания «локальных» коалиций для решения конкретных задач, что может послужить развитию устойчивого взаимодействия Калининградского региона России с ЕС в сфере обеспечения военно-политической безопасности на Балтике.

^ В заключении сформулированы выводы, предложения и практические рекомендации, даются обобщенные теоретические и методологические основы новых подходов к политическому обеспечению региональной безопасности Российской Федерации на Балтийском направлении на примере Калининградской области.

^ III. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие научные работы общим объемом 11,25 п.л.

Публикации из перечня изданий, рекомендованных ВАК РФ:

1. Красовский А.М. Расширение ЕС и безопасность Калининградской области как субъекта Российской Федерации// Государственная служба, № 4, 2007.- 0,5 п.л.

Монография:

1. Красовский А.М. Политический механизм обеспечения региональной и глобальной безопасности (на примере Калининградской области): Монография. – Калининград: Калининградский юридический институт МВД России, 2008. – 136с., 8,5 п.л.

2. Красовский А.М. Некоторые особенности реализации экономических интересов России в Калининградской области /Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения. Сборник научных статей, вып. № 6.- М.: Изд-во РАГС, 2006.- 0,75 п.л.

3. Красовский А.М. Баланс интересов приграничного сотрудничества в западном регионе как механизм обеспечения глобальной и региональной безопасности России. Актуальные проблемы формирования личности курсанта: Материалы 24-й научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава «Совершенствование образовательных технологий»/Научно-методический сборник № 24.-Калининград: КПИ ФСБ России, 2008.-0,8 п.л.

4. Красовский А.М. Институциональная основа баланса российско-европейских интересов в регионе Балтийского моря и в Калининградской области. Актуальные проблемы формирования личности курсанта: Материалы 24-й научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава «Совершенствование образовательных технологий»/Научно-методический сборник № 24.-Калининград: КПИ ФСБ России, 2008.-0,7 п.л.


Автореферат


 диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

 

Красовский Александр Михайлович


 Баланс интересов как основа политического механизма обеспечения региональной и глобальной безопасности России на примере Калининградской области

 

Научный руководитель

доктор политических наук, профессор

 

Смульский Сергей Владимирович

 

 Изготовление оригинал-макета

Красовский Александр Михайлович

 

Подписано в печать _____Тираж____экз.

  Усл.п.л._______

 

 

Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ № ______

119606 Москва, пр-т Вернадского, 84

1См.: Конституция Российской Федерации // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М., 1993; Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. 11 июля 2000; Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом президента РФ № 24 от 10 января 2000 года (в новой редакции) // Независимое военное обозрение. № 1 (174). 14 января 2000; Стратегическая концепция НАТО // Независимое военное обозрение. 16 апреля 1999; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации Д.А. Медведева 5 ноября 2008 года. Москва; Стратегия развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (2000 – 2010 гг.). См. в книге: Иванов И.Д. Европейский Союз: структура, политика, взаимоотношения  с  Россией.  М.:  Научная  книга,  2001.; Материалы Парламентских Слушаний в Государственной Думе по теме “Калининградская область: международный и геополитический аспекты национальной безопасности России”. Москва. 30 сентября 2002; О ситуации вокруг Калининградской области в связи с расширением Европейского союза. Заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 2002 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 2002. № 26.; О создании Временной комиссии Совета Федерации по сотрудничеству с Европейским союзом и проблемам Калининградской области: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации № 191-СФ от 10 апреля 2002г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 2002. № 16; Калининградский регион и национальная безопасность России: Монография / О.Н. Соболев, А.В. Губченко. – М.: Вузовская книга, 2007.; Калининградский регион и национальная безопасность России: Монография / О.Н. Соболев, А.В. Губченко. – М.: Вузовская книга, 2007 и др.

2См.: Аляев А.В. Внутриполитические процессы в Польше в 1990-е годы // Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. М.: Дипломатическая Академия МИД РФ. 1998; Бажанов Е.П., Асфари Д.А. О тенденциях международных отношений на пороге ХХI cтолетия. М.: Научная книга. 1999; Галумов Э.А.,Кашлев Ю.Б. Международные отношения и PR. М.: Известия. 2003 и др.

1Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. – М.: Изд-во РАГС, 2002. Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М., 2002. Проскурин С.А. Военная сила в международных отношениях. М., 1989. Ершова Т.В. Российский опыт интеграции в информационное общество // Информационное общество, 1999, № 1;

2См.: Шахрай С. Калининград. В нашу гавань заходили корабли // Международная жизнь. 2001. № 11.; Романов В. Калининград - территория российская // Международная жизнь. 1995. № 6; Федоров Г.М., Зверев Ю.М. “Калининградские альтернативы”. Социально-экономическое развитие Калининградской области в новых геополитических условиях; Поздоровкин В.Г. Приграничное сотрудничество в Балтийском регионе на пороге ХХI века // Консультативный Совет субъектов Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России. Бюллетень № 10. М. 1999; Поздоровкин В.Г., Арутюнов Ю.С. Калининградский фактор в сотрудничестве России со странами Балтийского региона. Дипломатический вестник. №1, январь 2000 и др.

1 См.:Walz K. Theory of international Politics. Columbia University, 1979.



Скачать 365.86 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты