Домой

«О состоянии гражданского общества в Калининградской области и итогах деятельности Общественной палаты Калининградской области первого состава за 2008-2011 годы»




Название«О состоянии гражданского общества в Калининградской области и итогах деятельности Общественной палаты Калининградской области первого состава за 2008-2011 годы»
страница1/4
Дата04.05.2013
Размер0.94 Mb.
ТипДоклад
Содержание
2. Участие гражданского общества региона в решении социально-экономических вопросов
2.1. Экономическая модернизация
2.2. Социальная политика
2.2.1. Демографические процессы
2.2.2. Реформа ЖКХ
2.2.3. Проблемы точечной застройки и сохранения зеленых зон в фокусе внимания гражданского общества
2.2.4. Проблемы реализации права на свободу передвижения граждан Российской Федерации, проживающих в Калининградской области, по
2.2.5. Деятельность палаты в сфере образования
2.2.6.Деятельность палаты в сфере здравоохранения
2.2.7. Деятельность палаты в сфере культуры
3.1. Институты гражданского общества в Калининградской области
3.1.Гражданская активность населения
3.2.Взаимодействие общественных организаций с Общественной палатой Калининградской области
3.3.Роль местного самоуправления в развитии гражданского общества и повышении социальной активности населения
3.4. Общественный контроль
3.5.Структура общественного контроля в Калининградской области
Подобные работы:
  1   2   3   4

Доклад

«О состоянии гражданского общества в Калининградской области и итогах деятельности Общественной палаты Калининградской области первого состава за 2008-2011 годы»


1. Гражданское общество в период кризиса

2009 и 2010 годы были достаточно сложными для нашей страны. Мировой экономический кризис в большей или меньшей степени затронул все страны, в том числе и Россию. Наша страна преодолевала его с большим напряжением, в связи с тем, что стабильность экономики полностью зависит от энергетического комплекса. Из-за низких цен на нефть и газ падение промышленного производства в России было значительно сильнее, чем в странах Европы и США. Не стала исключением и Калининградская область, в которой спад экономики был выше, чем в среднем по России. Сокращение промышленного производства, рост безработицы, снижение доходов людей – все это заметно отразилось на социальной сфере, на повседневной жизни граждан.

Кризис со всей очевидностью проявил отсталость хозяйственной системы страны, то, что нам не удалось построить нормально развивающейся экономики, развивающейся на конкурентной основе, использующей передовые технологии. Роль машиностроения, приборостроения, высоких технологий, легкой промышленности в стране значительно упала. Не остановлено расслоение общества. В кризисные годы у нас более чем в два раза выросло число миллиардеров, в то время как уровень жизни большинства населения снизился.

Кризис затронул не только старые предприятия, созданные еще в советские времена. Оказалась под ударом и новая экономика, основанная на сборке товаров из импортных деталей. Особенно это коснулось Калининградской области, где значительно упало производство автомобилей, более чем на 70 процентов сократился выпуск телевизоров.

Ситуация была крайне тяжелая. Намечался внушительный спад экономики и сокращение рабочих мест свыше 25 процентов. Необходимы были меры по консолидации деятельности власти и гражданского общества.

В декабре 2008 года, по предложению Общественной палаты на совместном заседании Правительства Калининградской области и Общественной палаты был рассмотрен вопрос: «Социально­­-экономическое развитие Калининградской области в условиях экономического кризиса».

Перед совместным заседанием Общественная палата провела консультации с Ассоциациями предпринимателей в различных сферах экономики, общественными и профсоюзными организациями. Все поступившие предложения были учтены при разработке антикризисной программы, в которой предусматривались меры по поддержке малого и среднего бизнеса, ипотечного кредитования, продвижению Калининградских товаров на российский и зарубежные рынки. Было проанализировано состояние всех отраслей экономики региона, предложены пути смягчения проблемных вопросов в экономических и социальных сферах. Был создан антикризисный штаб, принято обращение к населению Калининградской области. Таким образом, были мобилизованы все силы общества на усилие деятельности по преодолению последствий мирового кризиса. Общественная палата постоянно отслеживала выполнение принятой программы, рассматривала эти вопросы на заседаниях Палаты, Совета и комиссиях. При преодолении последствий кризиса в регионе сложилось общественно - государственное партнерство, что позволило уже в 2011 году, в основном, экономике региона выйти по многим направлениям на докризисный уровень.

Членами Общественной палаты было обращено внимание областной Думы, Правительств Российской Федерации и Калининградской области, что принятый в 2006 году Закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» не способствует развитию среднего и мелкого бизнеса, делает экономику региона зависимой от любых международных и внутригосударственных колебаний. Время показало правильность этих выводов. На форуме, проведенном в мае 2011 года, по стратегии развития экономики области данное заключение нашло поддержку большинства политических партий региона, депутатов Государственной Думы, представителей бизнеса, присутствовавших на данном мероприятии.

Устойчивое развитие экономики невозможно без развития среднего и малого бизнеса, благодаря которым происходит здоровая конкуренция на рынке. Если в производстве валового продукта доля среднего и малого бизнеса занимает менее пятидесяти процентов, экономика не может считаться устойчивой.

В Калининградском регионе доля среднего и малого бизнеса составляет около 34 процентов. Представители этого бизнеса наименее защищены от административного давления, порой не имеют возможности кредитования. Эти проблемы обострились во время кризиса.

Общественная палата оказывала поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса. Палатой была создана рабочая группа «по проблемам среднего и малого бизнеса» во главе с ее членом М.Ю. Матюниной, которая проводила активную работу, способствовала развитию общественной активности предпринимателей этого бизнеса по защите своих прав. Палата поддержала предпринимателей мелкорозничной торговли и бытового обслуживания при попытке администрации городского округа «Город Калининград» отобрать арендованные ими помещения.

В 2009 году сложилась критическая ситуация в мебельной промышленности региона, где в основном сосредоточены предприятия среднего бизнеса, из-за ввода Министерством чрезвычайных ситуаций сертификации импортных товаров. Режим сертификации не был отработан, практически произошла остановка большинства предприятий мебельной отрасли. Благодаря совместным действиям Правительства области, Общественной палаты, Ассоциации предприятий мебельного производства удалось разрешить ситуацию. Общественная палата вынуждена была обратиться к Председателю Правительства Российской Федерации Путину В.В., по поручению которого в Калининград для разрешения данного конфликта прибыла комиссия МЧС и Таможенного комитета.

Но, несмотря на принимаемые меры по поддержке среднего и малого бизнеса, условия для их развития в регионе остаются не совсем благоприятными. Об этом свидетельствуют данные рейтинга «Предпринимательский климат в России 2010-2011гг.», составленный по заказу общероссийской организации малого и среднего бизнеса «Опора России». Калининградская область занимает 37 место из 40 регионов, участвующих в рейтинге.

По инициативе Палаты Правительством Калининградской области разработана Программа развития среднего и малого бизнеса, создан Фонд по его поддержке. Общественной палатой был поставлен вопрос о снижении социального налога на средний и малый бизнес. Данное предложение председатель Общественной палаты Г.Д.Чмыхов внес на рассмотрение Правительства Российской Федерации на совещании в Российской Общественной палате.

Общественная палата через общественные организации, членов палаты, отслеживала ход выполнения Программы по борьбе с безработицей. В регионе был сформирован специальный фонд на эти цели. Была организована переподготовка работников на рынке труда, оказывалась материальная поддержка предприятиям, которые предоставляли работу людям, оставшимся без работы, муниципалитетами были организованы общественные работы по уборке территорий и т.д.

Эта Программа сыграла серьезную роль и предотвратила масштабный социальный кризис.

Ход выполнения антикризисной программы находился и в центре внимания Общественной палаты. По инициативе комиссии по региональному развитию и экономической политике (председатель комиссии – С.Н.Данилевский) произошло обсуждение ходя выполнения антикризисных мер с общественными организациями, бизнес – сообществом региона.

На заседании Общественной палаты 21 апреля 2009 года был рассмотрен ход выполнения решения совместного заседания Общественной палаты и Правительства Калининградской области. В заседании приняли участие руководители Ассоциаций и Союзов производителей, региональных общественных организаций. Их предложения были включены в доклад Общественной палаты, на основании которого произошла корректировка антикризисной программы. Предложения Общественной палаты в адрес федеральных органов были представлены председателю Совета Федерации Российской Федерации С.М. Миронову, направлены в адрес Правительства России. Они касались вопросов необходимости снижения банковских кредитов, замораживания на 2010 год цены на газ, упрощения таможенных процедур в Калининградских портах, выравнивания транспортных тарифов на железнодорожном транспорте по сравнению с действующими тарифами на других территориях Российской Федерации, газификации области, финансирования федеральных программ. Правительство Российской Федерации внимательно отнеслось к предложениям Правительства Калининградской области и Общественной палаты. Финансирование строительства дорог, Кардиологического центра, газификации городов и поселков области было продолжено. На 2011 год были заморожены тарифы на газ, поступающий в нашу область. С введение второго блока ТЭЦ-2 регион полностью обеспечивает себя электроэнергией. В настоящее время банковские кредиты для развития производства практически выдаются по процентным ставкам уровня инфляции. Благодаря принятым мерам экономика Калининградской области восстанавливалась более быстрыми темпами, чем в других субъектах Российской Федерации и регионах Северо-Западного федерального округа.

Однако, по прогнозу Минэкономразвития, российская экономика будет расти более медленными темпами, чем мировая. Это в полной мере касается и Калининградской области. Продолжают оставаться высокими тарифы на электроэнергию, газ, коммунальные услуги. Это тормозит развитие экономики области. Акционирование ОАО РЖД привело к дефициту вагонов, срыву поставок товаров из Калининградской области. Происходит снижение инвестиций в Калининградскую область.

Общественная палата, ее комиссия по региональному развитию провели 9 сентября 2011 года круглый стол по тарифной политике в электроэнергетике, на котором состоялось обсуждение проблем в этой сфере представителями бизнеса, Правительства Калининградской области, ТЭЦ-2, ОАО «Янтарьэнерго». Выработанные рекомендации направлены на уменьшение роста цен на электроэнергию, развитие малого и среднего бизнеса в регионе.

Вопросы тарифного регулирования, финансово-кредитной системы, развития малого и среднего бизнеса должны находиться и впредь в центре внимания Общественной палаты, всего гражданского общества, так как они напрямую влияют на материальное положение жителей региона. Экономическая ситуация, в целом, остается не стабильной. Сценарий, прогнозирующий вторую волну мирового кризиса, принят Правительством Российской Федерации как базовый. Поэтому Общественной палате второго созыва совместно с Правительством области необходимо спрогнозировать, как эта ситуация отразится на регионе, продумать, опираясь на общественные организации, меры, позволяющие избежать резкого снижения жизненного уровня людей, банкротства предприятий.


^ 2. Участие гражданского общества региона в решении социально-экономических вопросов

Гражданское общество региона развивается в обсуждении и решении актуальных проблем. События, происходящие в стране и регионе, оказывают определяющее влияние на развитие институтов и структур гражданского общества. Волнующие калининградцев темы обсуждаются в различных структурах гражданского общества (в объединениях промышленников, работников сельского хозяйства, профсоюзных организациях, различных общественных организациях, митингах), на заседаниях Общественной палаты и в ее рабочих органах.

^ 2.1. Экономическая модернизация

Реализация заявленного руководством России стратегического курса на модернизацию всех сфер жизнедеятельности страны и переход к инновационному развитию требуют консолидации усилий государства, гражданского общества и деловых кругов. Альтернативы данному курсу нет. Но говорить о готовности общества полностью включиться в модернизационные процессы нельзя.

Основная причина заключается в том, что заявленная государством политика модернизации еще, во-первых, не ясна для всех слоев общества, а, во-вторых, многие не верят в возможность ее успешного проведения. По данным института социологии РАН (на 2010 год) только 23 процента граждан верит в то, что модернизация произойдет в течение ближайших 5-10 лет. По Калининградской области данный показатель также невысок.

Задача крайне сложная для России и для нашего региона, так как технологическое отставание нашей промышленности от передовых стран очень значительно. Необходимо осуществить ускоренный переход экономики к новейшим технологиям, создать необходимую инфраструктуру, обеспечивающую быстрое внедрение инноваций в серийное производство.

Необходимость расширения социальной базы, поддержки курса на модернизацию и высокотехнологичное развитие Калининградской области обязывает политические и общественные силы найти компромисс по ключевым позициям и включиться в конструктивную работу. Именно поэтому, Общественная палата Калининградской области видит свою задачу в установлении диалога между обществом и властью по всем проблемам, волнующим общество. Ибо если общество не поверит, что модернизация приведет к улучшению жизни граждан во всех сферах, говорить о ее ускоренном проведении невозможно. Также невозможно провести модернизацию и инновационное развитие без преодоления закоренелых болезней нашего общества: коррупции, административного давления на бизнес, неумения власти учитывать мнение общества, сокращения численности населения, медленного улучшения социально-экономического положения населения, большого разрыва в доходах высоко и низко оплачиваемых работников.

Для решения этих задач Общественная палата первого состава (2008-2011г.) активно задействовала все доступные формы работы: заседания Общественной палаты, Совета палаты, комиссий, общественные слушания, круглые столы и семинары. Такой подход способствовал привлечению всех институтов гражданского общества к проблемам региона.

Изучив мнение специалистов, экологов, комиссия по региональному развитию и экономической политике (председатель комиссии С.Н.Данилевский) вынесла на обсуждение Совета Общественной палаты экспертное заключение по Программе развития генерирующего комплекса Калининградской области. Совет Общественной палаты поддержал заключение комиссии о необходимости существенной доработки Программы, так как она не носит инновационного характера, составляет угрозу экологии региона. По заключению Палаты данная Программа была отправлена на доработку.

Рабочие органы Общественной палаты, члены палаты привлекали общественные организации к обсуждению всех злободневных вопросов развития экономики региона. Были проведены общественные слушания по развитию сельского хозяйства с выездом комиссии в Озерский район. В нем приняли участие: министр сельского хозяйства Калининградской области, руководители хозяйств, фермеры. Слушания (докладчик – член Общественной палаты Г.Р.Авагимян) показали значительные проблемы в развитии сельского хозяйства, недостаточно эффективное действие органов государственной власти. Подъем сельского хозяйства происходит крайне медленно, об эффективной работе по его модернизации пока говорить не приходится. Ощущается нехватка современной техники, кадров, финансовых ресурсов. Во многих селах закрыты фельдшерские пункты, не работают дома культуры и школы.

В 2011 году, из-за плохих погодных условий, крайне низки урожаи зерновых, происходит сокращение крупного рогатого скота. Учитывая сложившуюся ситуацию, Общественная палата приняла решение в сентябре 2011 года провести пленарное заседание по вопросу развития агропромышленного комплекса в Калининградской области.

По причине географического положения и для развития Калининградской области особую роль играет транспорт. Не только проведение модернизации, но и само функционирование экономики невозможно без нормальной работы в регионе грузового и пассажирского транспорта. Во всех программных документах развития региона эти вопросы находят отражение. Надо отметить, что для развития транспортного комплекса в области сделано немало. Правительство Российской Федерации не остановило финансирование строительства дорог, пункта автомобильного пограничного перехода «Мамоново-2» даже в 2008-2009 годах, когда наблюдался спад производства в стране и были сокращены другие социально-значимые программы. Приводятся в порядок автомобильные дороги, продолжается строительство скоростной трассы «Приморское кольцо», которая соединит все приморские города, продолжается строительство глубоководного порта в г. Балтийске. До 2008 года автомобильный грузовой транспорт практически полностью удовлетворял потребности региона.

Вместе с тем, следует отметить, что проблемы, тормозящие развитие транспортного комплекса, не снимаются в течении многих лет, более того, за последние два года они стали нарастать и без преувеличения можно сказать, касаются абсолютного большинства жителей области.

В первую очередь, это касается резкого увеличения железнодорожных тарифов в Калининградском направлении. Если в период с 2004 по 2008 годы тарифы по Российской железной дороге на порты Прибалтики не менялись, в связи с выравниванием тарифов (выполнение условий для вступления России в ВТО), то в Калининградском направлении за этот период времени тариф вырос более чем на 80 процентов.

Следует не забывать, что Калининградская область – единственный субъект Российской Федерации, который напрямую зависит от транспортной политики, проводимой другими государствами.

Литовская республика за 2004 - 2008 годы резко увеличила тарифы прохождения грузов по своей территории, по сравнению с грузами, направляющимися в порт Клайпеду. Таким образом, совместное повышение тарифов по Российской, Белорусской и Литовской железным дорогам поставило калининградских производителей в тяжелое финансовое положение. Транспортная составляющая на товары, произведенные в области, по сравнению с подобными товарами, произведенными в других регионах Российской Федерации на 30-50 процентов выше. Так, например, стоимость перевозки вагона с автомобилями из Калининграда до Москвы составляет 105 192 рубля, а вагона из г. Набережные Челны до Москвы, того же самого груза – 54 758 рублей (расстояние практически одинаковое).

Такое положение дел приводит к сокращению грузооборота на железной дороге и в портах региона. Начиная с 2007 года, перевозка грузов постоянно сокращается. В 2010 году перевезено грузов, по сравнению с 2007 годом, железной дорогой меньше на 3,9 миллиона тонн (на 20%), портами переработано грузов меньше на 12 %. Тенденция снижения этих показателей наблюдалась и в 2011 году. Пожалуй, более чем в других отраслях экономики, транспортный комплекс ощущает на себе административный гнет. Любой товар, отправленный в другой регион Российской Федерации, подлежит таможенному оформлению. Длительность оформления грузов таможенными и другими контролирующими органами, большие простои автомобильного транспорта на пограничных пунктах пропуска (40 % времени водители в пути проводят на пунктах пропуска) наряду с высокими транспортными тарифами снижают конкуренцию калининградских товаров.

Общественная палата постоянно поводит мониторинг проблем на транспорте, рассматривала это вопросы на своем пленарном заседании. Были проведены слушания с представителями Правительства Калининградской области, транспортных компаний, таможенных органов. Общественная палата обратилась к Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву с просьбой решить вопрос обеспечения величины суммарного железнодорожного тарифа на провоз грузов из Калининградской области в другие регионы России и, соответственно, наоборот, не выше аналогичного тарифа по территории Российской Федерации на тоже расстояние. В 2010 году тариф был снижен Федеральной службой тарифов на 10%. К сожалению, снижение тарифа не решило проблемы. Во второй половине 2011 года возникли проблемы с нехваткой вагонов, особенно крытых. Создание ОАО «РЖД» первой и второй грузовых компаний «Рефсервис» и «Трансконтейнер», передача транспорта из общего парка в их собственность повлекли за собой увеличение тарифов на перевозки, а также не выполнение железной дорогой заявок на подачу вагонов и контейнеров на вывоз продукции из региона. В сентябре месяце заявки по крытым вагонам были удовлетворены менее чем на 30%. Такая ситуация отрицательно сказывается на развитии региона, в первую очередь ухудшает положение и работу малого и среднего бизнеса.

Общественная палата должна и впредь постоянно анализировать ситуацию в транспортном комплексе, совместно с общественностью своевременно реагировать на возникающие вызовы, так как от развития данной сферы экономики зависит развитие всей Калининградской области, социально-экономическое состояние абсолютного большинства ее жителей. Общественной палате необходимо установить самые тесные контакты с АСМАП, другими общественными организациями, действующими в транспортном комплексе, активизировать работу постоянной рабочей группы по вопросам транспортного комплекса.

Важным событием для области стало присвоение Государственному Университету имени Канта звания Федерального. В этом большая заслуга члена Общественной палаты, председателя комиссии по образованию, науке, молодежной политике, физкультуре и спорту А.П. Клемешева. У Федерального университета появляются совсем другие возможности по внедрению инноваций для модернизации производства, созданию малых инновационных предприятий на своей базе.

^ 2.2. Социальная политика

Проводя технологическую модернизацию, необходимо учитывать ее социальные последствия. Составной частью эффективной модернизации должно стать резкое повышение производительности труда, которое может привести на первом этапе к заметному сокращению рабочих мест, если не будет комплексной программы переподготовки кадров. Исследования, проведенные Общественной палатой Российской Федерации «Социальный потенциал модернизации» показывает, что мнение экспертов и населения о приоритетных областях модернизации существенно отличаются. Так, эксперты ставят на первое место высокоразвитую инновационную экономику. Население приоритетным направлением признает общество, в котором гарантированы главные права граждан. Экономический рост и рост национального богатства не должны происходить на фоне бедности и социальной незащищенности населения. Социальная сфера Калининградской области, также как и всей России, тоже нуждается в модернизации, отказе от нерационального использования бюджетных средств, неэффективных организационных структур, высоких издержек. Технологическая модернизация, проведенная без модернизации социальной сферы, будет неэффективной и, в итоге, сорвет экономическую модернизацию.

^ 2.2.1. Демографические процессы

Развитие общества, как в Калининградской области, так и в целом в Российской Федерации неразрывно связано с демографическими процессами. Вопросы демографии являются для государства наиважнейшими. От их решения зависит не только развитие экономики, но и национальная безопасность, само существование государства.

В 2007 году была утверждена Концепция демографической политики России на период до 2025 года. В Калининградской области разработана целевая программа: «Улучшение демографической ситуации в Калининградской области на период 2008-2012 годы».

Процессы естественного движения населения Калининградской области в последние годы, в совокупности с миграционным приростом создали основу для улучшения демографической обстановки. Ежегодные темпы прироста населения впервые за многие годы имеют положительные значения. По сравнению со среднероссийскими показателями и показателями по Северо-Западному Федеральному округу стабилизация численности населения в регионе наиболее заметна.

Однако, несмотря на удовлетворительные цифры, как показало изучение данного вопроса рабочей группой Общественной палаты (руководитель – член Общественной палаты Л.И. Чашина) совместно с группой ученых Балтийского Федерального Университета имени И. Канта (руководитель - д.э.н. Г.М. Федоров), общественными организациями демографическая ситуация в Калининградской области неблагоприятная. Рассмотрение компонентов прироста населения говорит о том, что в большей степени стабилизация поддерживается за счет миграции. Естественный прирост при этом является отрицательным. Значение миграционного прироста в расчете на 1000 чел. населения в регионе приблизительно в 2 раза выше, чем в среднем по России. Анализ прироста численности населения в разрезе муниципальных образований показывает, что прирост за счет лучшего соотношения показателей естественного и миграционного движения за весь период 2003-2010 гг имеют близкие к областному центру Гурьевский, Правдинский, Полесский районы, Светловский, Светлогорский и Балтийский городские округа. Именно в эти муниципалитеты направлены потоки внутренней миграции. Можно констатировать факт усиления урбанизации в регионе за последние годы, которая сопровождается концентрацией населения в западной части области, вокруг областного центра. Отток населения из восточных районов усилен, в том числе и экономическим кризисом – снижением количества рабочих мест и отсутствием перспектив трудоустройства на селе. Восточные районы области – Гвардейский, Черняховский, Озерский, Неманский, Краснознаменский имеют устойчивый отрицательный прирост населения, как низкими показателями естественного прироста, так и усиливающимся миграционным оттоком. Рост показателей рождаемости в последние годы объяснятся вступлением в репродуктивный возраст тех, кто родился в последний пик рождаемости, наблюдавшийся в 1983-1987. В дальнейшем, с вступлением в репродуктивный период рожденных в 1990 годы и в дальнейшие два десятилетия (а их было уже в 2 раза меньше, чем тех, кто родился в конце 1980-х годов) численность населения, как показывают демографические прогнозы, сменится убылью, которая пойдет более высокими темпами, причем в абсолютном большинстве муниципалитетов.

Пик численности населения в трудоспособном возрасте пришелся на 2005 год. Далее началось его снижение, которое в будущем пойдет более высокими темпами. Выход на пенсию многочисленных групп, которые работают сегодня, вызовет необходимость решения социальных задач по поддержке пожилых людей, и только продлением пенсионного возраста здесь не обойтись.

Расчеты показывают, что превышение числа вступающих в пенсионный возраст над числом вступающих в трудоспособный возраст будет нарастать, составив уже в 2014-2015 гг. более 7 тысяч человек, а к 2023 году количество трудоспособного населения при существующих сегодня и сохраняющихся в будущем тенденциях демографического развития сократится на 56 тысяч человек. Суженное воспроизводство трудовых ресурсов Калининградской области показывает, что у нас только один источник развития: за счет инновационных, трудосберегающих технологий при ограниченном миграционном притоке населения извне.

Общественная палата, рассмотрев на расширенном заседании в апреле текущего года вопрос: «Демографическая ситуация в Калининградском обществе и роль в этом процессе гражданского общества», пришла к выводу о том, что должного внимания к демографическим проблемам региона не уделяется ни со стороны властей, ни со стороны общественности. Правительством области программа разработана на короткий срок и слабо контролируется.

Проблемы демографии не ограничиваются только вопросами повышения рождаемости, а тесно сопряжены с целым комплексом условий, определяющих качество жизни людей. Продолжает оставаться нерешенным целый ряд проблем, на которых было заострено внимание на заседании Палаты.

По итогам обсуждения были выработаны предложения Правительству Российской Федерации, региональным властям, общественным организациям. Общественная палата обратилась в Правительство Российской Федерации с предложением разработать Федеральный закон «О государственной демографической и семейной политике в Российской Федерации», а также принять меры по прекращению сужения бесплатного здравоохранения и бесплатного образования, восстановлении звания «Мать - героиня», рассмотрению возможности льготного налогообложения многодетных семей.

Было предложено региональному Правительству:

а) рассчитывать пособия на детей, исходя из стоимости потребительской корзины, увеличить пособия в связи с рождением и воспитанием детей, предусмотрев дифференцированный размер государственной поддержки в зависимости от количества детей;

б) разработать механизм оказания дополнительной поддержки многодетных семей с низкими доходами, а также семей, принимающих на воспитание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

в) организовать постоянный мониторинг демографической ситуации;

г) принять программу оздоровления алкогольной ситуации в Калининградской области;

д) разработать меры поддержки, в том числе материальной, социально-ориентированных некоммерческих организаций и средств массовой информации, активно участвующих в пропаганде здорового образа жизни, семейных ценностей и увеличения рождаемости;

е) предусмотреть выделение служебного жилья сотрудникам перинатальных медицинских центров;

ж) разработать план по строительству детских садов и поддержки негосударственных семейных детских садов;

з) привлекать общественные объединения к реализации на конкурсной основе отдельных государственных услуг и функций в целях решения демографических проблем.

В принятом решении палаты обозначены предложения по сокращению смертности населения, приведению в порядок материального состояния лечебных учреждений, строительству кардиологического центра, онкодиспансера, корпуса туберкулезного диспансера; разработке и внедрению программы, направленной на реальное снижение абортов, организации кабинетов социально-психологической помощи беременным, разработке и внедрению в региональных образовательный стандарт мероприятий по пропаганде здорового образа жизни. Высказаны предложения в адрес министерств образования, социальной политики Калининградской области, органам местного самоуправления.

На заседании палаты было отмечено, что значительную роль в улучшении демографической ситуации призваны сыграть институты гражданского общества: религиозные конфессии, организации, оказывающие благотворительную и социальную помощь различным слоям населения, ветеранские и медицинские организации, врачебная палата и другие общественные организации.

Данные предложения Общественной палаты были доведены до сведения Правительства Российской Федерации, Правительства Калининградской области, министерств и ведомств, общественных организаций, муниципалитетов. Все они находятся в стадии рассмотрения, по многим приняты положительные решения.

Решение демографических проблем - процесс длительный, многолетний, требующий постоянного внимания власти и общества.

Это касается, в первую очередь, улучшения благосостояния граждан. Комиссия по развитию гражданского общества Общественной палаты (председатель комиссии Л.Ф. Клокова) подготовила и вынесла на заседания Совета Общественной палаты вопрос « О формировании потребительской корзины в Калининградской области».

Совет обратил внимание представителей Правительства Калининградской области, что рост цен, причем зачастую необоснованный, порою превышает рост заработной платы, не улучшает материального положения людей, особенно пенсионеров. Повышение пенсий съедает инфляция, высокие цены на товары первой необходимости, лекарства.

Все участники заседания, в том числе депутаты Калининградской областной Думы, представители Правительства, пришли к мнению, что «Методические рекомендации по определению потребительской корзины для социально-демографических групп населения», утвержденные Правительством Российской Федерации 17.02.1999г., представляющие набор продовольственных и непродовольственных товаров, услуг, выраженных в натуральных показателях, давно устарели. Коммерциализация здравоохранения, образования, рост цен привели к тому, что составленная потребительская корзина не соответствует никакой логике. На основе ограниченного перечня и заниженных норм потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг значительно занижена величина прожиточного минимума на региональном уровне. Было обращено внимание Правительства Калининградской области на необходимость принятия мер по защите своего, местного производителя. Фермеры не имеют порой возможности сбыть свою продукцию, не имеют доступа к рынкам в городе Калининграде, на которых правят бал перекупщики, не хватает в области своих овощехранилищ, что не дает возможности хранения выращенных картофеля и овощей. Требуется постоянный мониторинг цен на товары первой необходимости, установление причин их необоснованного роста.

Было решено создать группу из представителей Правительства области, областной Думы и общественности для подготовки предложений об изменении прожиточного минимума, методики формирования прожиточного минимума и потребительской корзины. Общественная палата отправила предложения в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по пересмотру «Методики исчисления прожиточного минимума». Министерство согласилось с нашими предложениями и проинформировало Общественную палату о том, что в настоящее время осуществляется работа по изменению методики формирования потребительской корзины. К этой работе привлечена Общественная палата Российской Федерации и до конца года будет внесен проект Федерального закона о новой потребительской корзине в Государственную Думу.

По мнению Общественной палаты, для увеличения конкуренции на продовольственном рынке, снижения цен на продовольственные товары необходима поддержка собственного производителя, решения демографических проблем в сельской местности.

Один из главных вопросов в повестке дня - возврат молодежи в село. По данным исследования, проведенного Российским союзом сельской молодежи в апреле - мае 2010 года, почти 50% молодежи села не видят свою жизнь в сельской местности. При этом доля тех, кто планирует покинуть село, с возрастом постепенно растет и достигает своего максимума к 21 году (почти 70%) . Тоже исследование определило мотивы принятия решения молодыми людьми о переезде в город. Среди главных были выделены: отсутствие жизненных перспектив, отсутствие на селе условий для нормальной жизнедеятельности и высокая привлекательность городской жизни. Среди мотивов, определяющих выбор села для дальнейшей жизни, участники опроса выделяют чувство патриотизма к местам, где они родились и выросли.

Из основных вопросов, волнующих сельскую молодежь участники опроса указали:

а) обеспечение рабочими местами (безработица, невозможность трудоустройства, неравные условия конкуренции на рынке труда);

б) проблема организации досуга;

в) вопросы образования и воспитания детей;

г) распространение на селе вредных привычек (алкоголизм, наркомания, курение)

К сожалению, в Калининградской области нет региональной Программы на изменение сложившейся ситуации. Мы ничего не предпринимаем для закрепления молодежи на селе. Принципиальное значение при этом имеет разработка и внедрение комплексных программ развития муниципальных районов, включая укрепление малых городов, особенно на востоке.

Кризисные явления сильно затронули калининградцев, взявших кредиты, но потерявших заработок. На базе Общественной палаты прошли встречи и круглые столы с представителями банковского сектора, Службы судебных приставов, чтобы снять напряжение в решении данного вопроса. В настоящее время все предложения, разработанные в ходе решения данной проблемы вошли в региональную Программу «Повышение финансовой грамотности населения Калининградской области».

Специально для граждан, которым требуется помощь, была создана временная рабочая группа "Социальная сеть», в которую вошли общественные организации, занимающиеся волонтерством и благотворительностью. Рабочая группа формирует список благополучателей, создан сайт (www.klgdblago.ucoz.ru). На нем размещено все, что касается социальной помощи гражданам. Были обращения и от групп граждан, объединенных одной проблемой. К примеру, инвесторы и дольщики, пострадавшие от недобросовестных застройщиков. При Общественной палате работает постоянно действующий круглый стол, в котором принимают участие представители Правительства Калининградской области, сами дольщики, создан сайт (www.dolshiki.ucoz.ru). По предложению Общественной палаты, создана межведомственная комиссия по решению вопросов обманутых дольщиков и разработке регионального закона.

Проблемы полиграфических предприятий схожи с проблемами большинства калининградских предпринимателей (в частности, предпринимателей, работающих на розничных рынках) – таможенные пошлины на товары, ввозимые в регион. Это показал и круглый стол «Экономическое состояние СМИ и развитие издательско-полиграфического производства в регионе», прошедший после обращения данных предприятий и «Союза полиграфистов» в Общественную палату. По материалам обращений и круглого стола были внесены предложения в антикризисные программы Правительств Российской Федерации и Калининградской области.

  1   2   3   4

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты