Домой

Сценарий урока литературы (2 часа) 6 класс (умк




НазваниеСценарий урока литературы (2 часа) 6 класс (умк
Дата04.05.2013
Размер75 Kb.
ТипСценарий
Содержание
Оформление доски
Этапы урока
1.Мотивация, целеполагание
2. Актуализация знаний
4. Продолжение исследования
7. Инструктаж по домашнему заданию
Подобные работы:

Сценарий урока литературы (2 часа)

6 класс (УМК под редакцией А.Г.Кутузова), 2005-2006 уч. год

Учитель высшей категории МОУ СОШ № 27 Печеркина Т.П.


Тема: Баллада как жанр лирической поэзии


Цель:

  • выявить особенности жанра баллады,

  • закрепить умение строить определение термина; развивать умение сравнивать, выявлять общие признаки литературного текста, доказывать свою точку зрения;

  • развивать речевые навыки связного текста; проявлять творческую деятельность: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, умение видеть новые проблемы в знакомых условиях (знание особенностей эпоса и лирики);

  • воспитание стремления реализовывать свои художественные и читательские способности при выполнении творческих заданий; оценивать объективно результат своей деятельности.


^ Оформление доски:

Эмблема-корабль

Запись на доске: Тема: Баллада - … (тема записывается в конце урока)



^ Этапы урока

задания


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

^ 1.Мотивация, целеполагание

Беседа:

- Посмотрите на рисунок-эмблему. Какие ассоциации он у вас вызывает?

- В роли кого мы можем быть на сегодняшнем уроке?

- С какой целью можно совершать путешествия?

- Страна, в которую мы отправимся, носит название «Баллада».

- Известен ли нам этот жанр? Как мы догадаемся, что попали именно в эту страну?

- ваши предложения по решению этой проблемы?

Приветствие, организация внимания учащихся, нацелить на учебное занятие.

Называется начало темы урока «Баллада…».

В конце занятия сформулировать точно тему («Баллада как жанр лироэпической поэзии»).


Определяется проблема и пути ее решения.

Проблема: дать определение баллады, уметь видеть ее специфические особенности как жанра литературы

Фронтальные устные ответы


Роль путешественников и первооткрывателей.

Возможность открыть что-то новое для себя, проявить свои умения.


Предположения:

- не известно;

- надо узнать, что характерно для этого жанра (особенности сюжета, композиции, художественное своеобразие, к какому роду литературы относится)

Чтение по словарю.

Чтение баллады






^ 2. Актуализация знаний

- Вспомните, с какими жанрами мы уже встречались в этом учебном году?


Викторина

(см. Приложение)

Чтобы выполнить поставленную задачу (дать определение нового для нас жанра), проверим прочность усвоения пройденного материала


Повторение по таблице особенностей эпоса и лирики. (См. Приложение)

- рассмотрите знакомую вам таблицу и скажите, что еще можно взять для наблюдения над текстом баллады?


3.Изучение темы

Баллада «Ворон к ворону летит» (перевод А.С.Пушкина)

1.Чтение баллады

2. Выполнение задания:

- какой жанр напоминает это произведение?

- Какой вопрос возникает во время чтения баллады?


- Вспомните закон построения рассказа. Какого элемента композиции здесь нет?

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какое настроение она передает?

- Сделайте свою иллюстрацию. Вообрази, домысли, что хотел бы изобразить художник (желательно то, о чем не говорится прямо в произведении)


Словарная работа:

Кто быстрее расшифрует слова?

Объясни их значение:

«атикар»


«нарояво» (6,4,3,7,1,2,5)


«кобылка»


Употребительны ли эти слова широко в наше время?


- От кого мы узнали о событии, рассказанном в балладе?


- На основе наблюдений, которые мы провели, можем ли определить род жанра баллады, дать определение термина «баллады»?


- Как строится схема научного понятия, термина?


^ 4. Продолжение исследования

цель работы: защитить проект творческого задания для выяснения особенностей жанра баллады.

Тексты на каждой парте

1 группа: баллада «Обманутый рыцарь»

2 группа: «Вдова с границы»

3 группа: Проданный парень»


Представление результатов деятельности группы в форме выступления


Предъявление научного определения.


Баллада – это лироэпическое произведение, стихотворный рассказ с напряженным историческим, фантастическим или любовным сюжетом, который отличается недосказанностью, неожиданностью финала, включает диалоги.

Баллада – это небольшое лироэпическое (сюжетное) произведение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай или история событий. Нередки в балладе таинственные происшествия, часто встречается диалог.


5. Рефлексия


- Насколько каждый из вас приблизился к научному определению?

- Что вы не учли в вашем определении и почему?

- На каком этапе исследования работалось сложнее всего? А интереснее? Почему?


6. Закрепление

Чтение отрывка из стихотворения «Пленный» Батюшкова.

Задание: определить жанр произведения – баллада или стихотворение?


^ 7. Инструктаж по домашнему заданию


С. 88-90 в учебнике, записи в тетради, составить вопросы к балладе «Лорд Рэндел»





Схематичная запись на доске по ходу ответов учащихся:

Мифы –

Греция

Скандинавия

Северная Америка

Народная лирическая песня – Русь

Контроль по пройденному материалу


Оценивание в баллах.

Выяснение материала, не усвоенного учащимися.


Слово учителя:

- Повторяя, мы не говорили о драме, следовательно, сегодня нам данный материал не потребуется. Нам встретились произведения лирические и эпические. Особенности этих родов литературы помогут нам провести наблюдения над текстами баллады.


По ходу ответов учащиеся записывают ключевые слова:

- сюжет;

- элементы рассказа;

- трагедия;

- композиция;

- стихотворный текст.


Показать слова, написанные на листе бумаги.


Анаграмма (рядом с буквами располагаются цифры, которые обозначают порядковый номер соответствующей буквы в слове.


Корректировка ответов учащихся.


Определение можно дать, выяснив что-то типичное. Следовательно, нам недостаточно одного проведенного наблюдения. Рассмотрим другие баллады.


Объяснение задания, консультирование в группах.

(См. задания на обороте текстов).


Общее в прочитанных балладах:

любовь, трагедия, юмористические зарисовки, социальная несправедливость, домысливание развития действия, построены на диалоге, иногда неожиданный финал.


Запись в тетради:

Тема:

Проблема: Что такое баллада?

(жанр, род литературы?)

Наблюдения: композиция; сюжет, стихотворение или прозаический текст.


Письменные ответы


Самопроверка


Индивидуальные ответы учащихся


Дополнения к записям в тетради:

-тема;

- герои;

- события;

- чувства


Коллективное обсуждение


Рассказ, так как есть элементы сюжета (история гибели богатыря, несколько действующих лиц)

- Почему убит богатырь?

- Кто недруг?

(Есть мотив убийства – недруг – тайна; свидетели – сокол, кобылка, которые не могут рассказать увиденного)


Объяснение мотива убийства.

Лиричное, так как трагические события


Предполагаемые ответы:

Ракита – название некоторых видов


Вороная – первое значение, черный (о масти лошади)


Уменшительно-ласкательное к кобыле, самка лошади.


Нет, они напоминают старину.


Диалог воронов.


Нет, так как есть элементы эпоса и лирики


- родовое понятие (род произведения), основные признаки жанра


Работа в группах


Оценивание ответов.


Запись определения.


Высказывания учащихся, самооценка.


Индивидуальное чтение, доказательства учащихся.



Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты