Домой

Рабочая программа по литературе для обучающихся второй ступени образования на 2011-2012 учебный год




Скачать 480.17 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для обучающихся второй ступени образования на 2011-2012 учебный год
страница1/3
Дата04.05.2013
Размер480.17 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Рабочая программа
Целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений
Требования к уровню подготовки учащихся
Основные умения. 
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (9класс)
Содержание тем учебного курса
Духовная литература
Древнегреческие мифы.
Народная лирическая песня
Лирическое стихотворение.
Духовная литература
Эпические мотивы русской поэзии
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ( 7 класс)
Содержание тем учебного курса( 8 класс)
Древнерусская литература и ее традиции
Духовная литература и ее традиции
Зарубежная литература и ее традиции
Русская литература xviii века и ее традиции
Русская литература xix века и ее традиции
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЙБЫШЕВСОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»


ПРИНЯТО

на заседании ШМО учителей русского

языка и литературы

протокол №1 от 30 августа 2011 года.

руководитель __________Т.В.Рязанцева


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

____________________Е.А. Бутова

31 августа 2011 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №3

_________________Т.С.Лярская




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО литературе

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ второй СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД






Составители:

РязанцеваТ.В.., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории; Королева Л.Г., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории; Печенова М.В., учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории; Соловьева Е.И., учитель первой квалификационной категории.



2011


Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для обучающихся второй ступени образования 5-9-х классов составлена на основе «Примерной   программы   по   литературе для основной общеобразовательной школы.(5 - 9  класс), Москва,   «Дрофа», 2008г.  и «Программы по литературе (5-11 кл.).» Авторы :А.Г. Кутузов, А.К. Кисилев, Е.С.Романичева и др. Под редакцией А.Г. Кутузова.- М.: Дрофа, 2002. в соответствии с обязательным минимумом содержания основного образования по русскому языку основной общеобразовательной школы (приказ МО РФ № 1235 от 19.05.1998 г.) для 8-9 классов и требованиями стандарта первого поколения по предмету (2004 год) для 5-7 классов.

Рабочая программа рассчитана на 380 часов за 5 лет обучения при недельной нагрузке: 5 кл. – 2 часа, 6 кл. -2 часа, 7 кл. – 2 часа, 8 кл. – 2 часа, 9 кл. – 3 часа

(на основании учебного плана МОУ СОШ №3 на 2010-2011 учебный год, утверждённого приказом директора №3-135 от 25 августа2010 года, учебного плана на 2011-2012 учебный год, утверждённого приказом директора от 23 августа 2011 года №03-132 ).

Для реализации рабочей программы используются учебники, включенные в федеральный перечень на 2010-2011учебный год (приказ МОН РФ от 23 декабря 2010года №822), на 2011-2012 учебный год (приказ МОН РФ от 24.12.2010 №2080):

1. В мире литературы». 5 кл. Учебник-хрестоматия. Кутузов А.Г., Леденева В.В., Романичева Е.С. и др. - Дрофа, 2006.

2. «В мире литературы». 6 кл. Учебник-хрестоматия. Кутузов А.Г., Леденева В.В., Романичева Е.С. и др. - Дрофа, 2006 .

3. «В мире литературы». 7 кл. Учебник-хрестоматия в двух частях. Под редакцией А.Г.Кутузова, А.К.Киселёва, Е.С.Романичева, Л.В.Колосс, В.В.Леденёва, 2006 г., «Дрофа»

4. «В мире литературы». 8 кл. Учебник-хрестоматия в двух частях. Под редакцией А.Г.Кутузова, А.К.Киселёва, Е.С.Романичева, Л.В.Колосс, В.В.Леденёва, 2006 г., «Дрофа»

5. «В мире литературы». 9 кл. Учебник-хрестоматия в двух частях. Под редакцией А.Г.Кутузова, А.К.Киселёва, Е.С.Романичева, Л.В.Колосс, В.В.Леденёва, 2006 г., «Дрофа»

Содержание образования по учебнику А.Г.Кутузова реализуется с привлечением:

1.Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 5 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1998;

2.Моисеев М.В. Путеводитель в мире литературы. 5 класс: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2004;

3.Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 6 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1998;

4.Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 7 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1998;

5.Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 8 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000;

6.Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001;

7.Как войти в мир литературы. Методические рекомендации к учебнику-хрестоматии для 6 кл. Кутузов А.Г. - Дрофа, 1995, 1996.

Методическая литература

1.        Н.Н.Оглоблина «Тесты по литературе. 5 – 11 класс» М.»Олимп», 2004год.

2.        О.В.Ельцова, Н.В.Егорова «Поурочные разработки по литературе»по программе по редакцией А.Г.Кутузова, Москва, «ВАКО», 2007год.

Справочная литература

1.  Е.М.Болдырёва и другие. «Русская литература ХХ века» Большой учебный справочник. М., «Дрофа», 2002 год.

2.        В.П.Ситников «Кто есть кто в мире». Большой биографический справочник. М., «ОЛМА – ПРЕСС Образование», 2004 год

3.        Энциклопедия для детей. Всемирная литература (в 2-х частях). Издательский центр «Аванта +», 2005 год

4.        «Я познаю мир» . Литература, М., Издательство АСТ-ЛТД, 1997 год 


Электронные ресурсы

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, репетитор по литературе, 2006

2. Мультимедийная энциклопедия «Русская литература», 2004

Всемирная литература от А до Я, 2005

Рабочая программа составлена в соответствии с принципом преемственности. Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как ре­зультат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования стано­вится формирование читателя, способного к полноценному восприя­тию литературных произведений в контексте духовной культуры чело­вечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусст­вом слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связа­ны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетиче­ской функцией литературы. К их числу можно отнести:

  • освоение текстов художественных произведений;

  • формирование представлений о литературе как культурном фе­номене,

  • занимающем специфическое место в жизни нации и челове­ка;

  • осмысление литературы как особой формы освоения культур­ной традиции;

  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоя­тельной читательской деятельности;

  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование основных эстетических и теоретико-литератур­ных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и ин­терпретации литературно-художественных произведений;

  • освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведе­ния.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и ин­теллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое мес­то в программе отводится теории литературы. Теоретико-литератур­ные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постиже­нию произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующи­ми составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:

Vкласс — жанры.

Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в 5 классе, не противоречат традиционной системе. Предлагаемая в данной программе система направлена на формирование читатель­ской квалификации, она не исключает логику возрастного литератур­ного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.

Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый ком­понент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не зна­чит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентациюна читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:

V класс — переход от литературного чтения к изучению литературы.

Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:

V—VIII классы — обучение эстетическому анализу в различных ас­пектах;

IX класс — интерпретация текстов;

X—XI классы — освоение художественного мира писателя в истори­ко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «из­держки» историко-генетического изучения художественного произве­дения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателя­ми (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается от­чужденность, закрытость классического произведения от современ­ного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащих­ся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Рассматривая литературное образование как единство трех компо­нентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творче­ских работ, реализованную в учебниках.

Руководство самостоятельным чтением учащихся осуществляется через систему «Библиотечных уроков», списки самостоятельного чте­ния можно найти в разделах.

В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного ха­рактера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения. Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова.

^ Целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений.

Задачи литературного образования определены его целями :

- формирование представлений о литературе как культурном феномене;

- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса;

- формирование эмоциональной культуры личности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретических понятий.

Особое место в программе отводится теории литературы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема - базовое понятие.

9 класс – интерпретация литературного произведения. Художественные тексты рассматриваются как воплощение авторского замысла в образной форме и осознается через личностное восприятие этих образов читателем: автор- образ- читатель.

Программа 9 класса предполагает ознакомительное чтение таких произведений, как «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Мертвые души» Н.В.Гоголя, но в целях реализации идеи предпрофильной подготовки и перехода на Программы, соответствующие Федеральному компоненту государственного стандарта на старшей ступени, данные произведения будут изучаться подробно.

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе

6-9 класс – изучение литературы как искусства слова. Названия курсов определяют тематику произведений и раскрывают закономерности происхождения литературы.

В программе нет традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся» .

Составители программы предлагают систему коммуникативно- творческих работ.

Программа направлена на выработку у учащихся следующих ОСНОВНЫХ УМЕНИЙ :

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- восприятие художественного произведения как сюжетно- композиционного единства в его причинно- следственных связях;

- владение умениями выразительного чтения;

- уметь видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям , к читателю;

- уметь определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;

- умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

- умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

- умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;

-умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-умение выполнять элементарные исследовательские работы.

Реализация рабочей программы предполагает использование следующих технологий: проблемно-диалогическое обучение, технология формирования правильной читательской деятельности; личностно-ориетированное обучение.

Резервные уроки планируются в течение учебного года в зависимости от востребованности и степени усвоения темы учениками. Их также предполагается использовать для проведения урока-игры, урока путешествия и т.д. по итогам темы.

Контроль осуществляется в форме тестов и контрольных работ. Оценка качества образования происходит по пятибалльной системе.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

5 класс

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих воз­можностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

  • владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

  • владение умениями выразительного чтения;

  • восприятие художественного произведения как сюжетно-ком-позиционного единства в его причинно-следственных связях;

  • умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

  • умение выделять этическую, социально-историческую и нрав­ственно-философскую проблематику произведения;

  • умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;

  • умение самостоятельно анализировать литературно-художествен­ные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

  • умение давать эстетическую оценку произведения и аргументи­ровать ее..(интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);

  • умение грамотно строить монологические высказывания раз­личных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

  • умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;

  • умение выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты (профильный уровень).

Последовательное формирование умений идет на протяжении всех лет обучения.


Требования к знаниям, умениям и навыкам для учащихся по литературе за курс 6 класса:


В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина;

- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, структура волшебной сказки, житие, сказание, древнерусская повесть, автор и герой; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двусложные и трехсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция; литературная сказка (углубление представлений);

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

- выявлять авторское отношение к героям;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

^ Основные умения. 

- владение умениями выразительного чтения;

- проанализировать сюжет и композицию литературного  произведения;

- выделять основные изобразительно – выразительные средства 

   литературного произведения;


^ Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Ученик должен знать:

базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;


Ученик должен понимать:

закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;


Ученик должен уметь:

владеть умениями выразительного чтения;

видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

выполнять элементарные исследовательские работы.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;

самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;

создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать изложения с элементами сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

  1   2   3

Скачать 480.17 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты