Домой

Анализ поэтического текста (баллады Жуковского «Светлана»)




Скачать 53.83 Kb.
НазваниеАнализ поэтического текста (баллады Жуковского «Светлана»)
Дата03.05.2013
Размер53.83 Kb.
ТипАнализ
Содержание
Мотив одиночества, брошенности, отвергнутости
Мотив странничества, разлуки, неразделенной любви
Романтический пейзаж
Подобные работы:

Анализ поэтического текста (баллады Жуковского «Светлана»)

Баллада, этот романтический жанр, была особенно любима Жуковским. Неудовлетворенность реальной действительностью, стремление противопоставить ей воображаемый мир, полный таинственного и чудесного, - вот что живет в балладах Жуковского. Посмотрим, как это реализуется в самой известной балладе поэта «Светлана».

Вся баллада пронизана романтическими мотивами:

Настроение героини передается через пейзаж, который либо соответствует чувствам Светланы (2-я строфа), либо контрастирует с ними, усиливая подавленность героини (16-я и 17-я строфы). Кроме того, пейзаж помогает создать романтическую обстановку – во сне Светланы (8-я, 10-я и 11-я строфы).

^ Мотив одиночества, брошенности, отвергнутости. 3-я строфа: «в грусти одинокой»; 5-я строфа: «одна к зеркалу садится»; 9-я строфа: «в сторонке Божий храм виден одинокий»; 11-я строфа: «одинокая, впотьмах, брошена от друга».

^ Мотив странничества, разлуки, неразделенной любви. 3-я строфа: «Милый друг далеко…Год промчался – вести нет; Где, в какой ты стороне? Где твоя обитель?»

Мотив смерти, мистика. 2-я строфа: в песне девушек предрекается смерть; 9-я строфа: «на средине черный гроб»; 12-я строфа: «В избушке гроб; накрыт белою запоной…»; 14-я и 15-я строфы: оживший мертвец.

^ Романтический пейзаж. (см. выше: 8, 10, 11 строфы).

Перечисленные романтические мотивы означают уход от реальности, от действительности, которые не удовлетворяют поэта-романтика.

Романтический колорит создается следующими приемами и средствами:

  • Употребление лексики, обозначающей чувства (т.к. романтиков в первую очередь интересовало внутреннее состояние героя, внутренний мир человека). 5-я строфа: «с тайной робостью она в зеркало глядится», «робость в ней волнует грудь, страшно ей назад взглянуть, страх туманит очи…»; 12-я строфа: «входит с трепетом, в слезах»; 17-я строфа: «села (тяжко ноет грудь)».

  • Создание атмосферы таинственности, загадочности.4-я, 5-я и 6-я строфы: описание гадания с зеркалом, ожидание; 13-я строфа: Светлана в избушке – «Все в глубоком, мертвом сне, страшное молчанье…».

  • Быстрое развитие действия, движение (сон Светланы, смена настроения, переход от сна к яви: ночные страшные приключения оказываются лишь кошмарным сном).

  • Символичность образов: символичен пейзаж во сне Светланы; 10я строфа: «черный вран» - предсказание несчастья, «брезжит в поле огонек» - огонек надежды. Кроме языческой символики используется и христианская: 13-я строфа «белоснежный голубок» - символ чистоты, христианской души (ангел), это и свидетельство чистоты самой Светланы (имя также неслучайно, символично: Светлана – светлая душой).

  • Создание романтического портрета героя. 8-я строфа: «Он глядит на лунный свет, бледен и унылый».

  • Антитеза. В композиции: сон – явь; печаль героини в начале – радость в конце произведения; мрачный вечерний (ночной) пейзаж в начале баллады и во сне героини – радостный утренний пейзаж в конце. В образах: мертвец (зло, тьма, смерть) – голубок и сама Светлана (добро, свет, жизнь). В лексике: «лунный свет» - «луч денницы», стар – млад, ночь – день и т.д.

Творчество настоящего художника трудно уместить в определенные рамки. Не исключение и анализируемое произведение. Ведь романтики не стремились сковывать свое творчество строгими канонами; свобода от условностей и правил – это одно из качеств романтической поэзии.

В балладе Жуковского, кроме романтических мотивов и образов, мы можем наблюдать и другие.

1-я и 2-я строфы:

Фольклорные мотивы. Обряды гадания, подблюдные гадальные песни. Баллада написана хореем (чередование 4-х-стопного с усеченной последней стопой и 3-х-стопного, к тому же чередуются мужская с женской рифмой), всё это создает своеобразный «рваный» ритм (эффект русской плясовой).

Элементы христианской культуры. 12-я строфа: «свечка пред иконой», «пред иконой пала в прах, Спасу помолилась; и с крестом своим в руке, под святыми в уголке робко притаилась». 13-я, 14-я и 15-я строфы: уже упоминаемый выше голубок. Кроме того, есть и христианская трактовка событий, поведения героини. А именно: ожидаемая от мертвеца опасность, гибель героини – это, возможно, наказание за то, что Светлана гадает, т.к. церковь осуждала гадания, считая их общением с нечистой силой, с дьяволом. Спасение героини – за чистоту души и веру в Бога.

Есть в балладе и реалии современной поэту жизни. Героиня живет в первую очередь чувствами, это отражается не только в обращении к ее внутреннему состоянию, но и в речи героини и авторской речи (особенно часто повторяется междометие «Ах!» - 3-я, 12-я, 15-я, 16-я, 20-я строфы). Возможно, Светлана воспитана на сентиментальных романах (ведь и сам Жуковский сочувственно откликался на звуки сентиментальных произведений). Нотки сентиментализма слышатся нам и в 14-й строфе: когда появляется долгожданный герой, то он скорее похож на героя сентиментального произведения, нежели романтического: «все тот же он в опыте разлуки; та ж любовь в его очах, те ж приятны взоры; те ж на сладостных устах милы разговоры» (сравните с бледным и унылым романтическим героем во сне Светланы – 8-я строфа), и в 20-й строфе (сентименталистский пейзаж: «как приятный ручейка блеск на лоне луга»). Возникает смешение сентименталистских и романтических представлений у героини, т.к., по-видимому, повзрослев, героиня перешла к более модному чтению – к чтению произведений романтизма. А это примета времени!

Помимо романтических приемов, автор применяет приемы, свойственные не только романтическому произведению. Например, повторы, лексический и синтаксический параллелизм. Повторы – 8-я и 9-я строфы: элементы описания жениха Светланы («бледен и унылый»); 9-я и 12-я строфы: гроб (в церкви и избушке). Дважды является жених Светланы (во сне и наяву), дважды герои направляются в церковь (также во сне Светланы и наяву), разница в том, что во сне событие страшное, описание окрашено в мрачные краски, а в яви это же событие является радостным, светлым, мрачная мистическая окраска исчезает. Между прочим, это отступление от законов романтизма, т.к. чаще всего романтическое произведение начиналось счастливо, а заканчивалось трагически. Здесь же мы видим устранение всего опасного, страшного, баллада заканчивается венчанием героини и надеждами на дальнейшее счастье. Жуковский как бы спорит со своими же балладами (особенно с балладой «Людмила» со схожим сюжетом, в которой мертвый жених увлекает Людмилу с собой и героиня погибает).

Итак, мы видим в финале произведения не смерть, а обещание счастья и долгой жизни впереди. Кошмар оборачивается шуткой, иронией по отношению к страхам героини.

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Автор иронизирует не только над героиней, но и над собой, и над своим творением. Баллада «Светлана» - скорее уже легкое пародирование романтического жанра. «Взором счастливый твоим, Не хочу и славы; Слава – нас учили – дым; Свет – судья лукавый».

Надежда на лучшее свойственна человеку. Человек должен надеяться на самого себя, не быть в плену у общепринятых иллюзий.

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей –

Вера в провиденье.

Благ Зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье».

Пробужденье – это освобождение от навязанных стереотипов, возврат к естественным чувствам.

Но, несмотря на шутливый тон, в произведении явно просматривается симпатия автора по отношению к своей героине:

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана…

Будь, Создатель, ей покров!

Ни печали рана,

Ни минутной грусти тень

К ней да не коснется;

В ней душа – как ясный день;

Ах! да пронесется

Мимо – Бедствия рука…

Мы видим, личное авторское отношение к героине и происходящему с ней. И это привилегия не только романтического жанра.

Таким образом, перед нами, несомненно, произведение романтизма. Но создано оно настоящим мастером слова, который не боится быть свободным в своем творчестве. Таким и был Василий Андреевич Жуковский.

Скачать 53.83 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты