Домой

Урок литературы в 6 классе по теме «народная баллада»




Скачать 54.75 Kb.
НазваниеУрок литературы в 6 классе по теме «народная баллада»
Дата03.05.2013
Размер54.75 Kb.
ТипУрок
Содержание
Ход урока
2. Задания классу с использованием файла «Определение баллады».
БАЛЛАДА - это жанр, сочетающий в себе признаки двух родов литературы –
Типы баллад
3. Подготовка к творческой работе.
4. Самостоятельная работа. Учащиеся приступают к сочинению баллады.
Приложение к уроку
Подобные работы:

Урок литературы

в 6 классе по теме


«НАРОДНАЯ БАЛЛАДА»


Цели: - обобщить изученный материал об особенностях народных баллад;


- продолжить работу по развитию монологической речи, воображения и фантазии, навыков самостоятельной работы, умения пользоваться дополнительной литературой;


- учиться работать над определением понятия «портрет»;


- подготовить учеников к выполнению творческой работы.


Оборудование: «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой; раздаточный материал - ксерокопии отрывка из книги А.А. Коринфского «Народная Русь»; подобранные иллюстрации-файлы дисков «Древняя Русь», «Мифы древних славян»; мультимедийная установка; учебник «В мире литературы», 6 класс, под ред. А.Г. Кутузова.


^ ХОД УРОКА


1. Повторение изученного материала о балладе.


Слово учителя:


- Сегодня у нас итоговый урок по теме «Баллада». Помните, в начале учебного года известный нам Путник в путешествии по «Миру литературы» нам сказал: «Учить литературу – скучное и бесполезное занятие. А вот читать, понимать, думать – можно и нужно»? Мы решили, что хотим стать Хранителями – носителями знаний о литературе. И сегодня нам предстоит возможность проверить, достойны ли мы звания Хранителей.


Вы готовы начать наш урок? Взялись за руки, закрыли глаза, повторяем:


Мимо белого тумана,

Мимо желтого тумана,

Мимо черного тумана,

Мимо стран и городов,

По лесам и океанам,

По пустыням и полянам

Понарошку без обмана

Мы летим среди миров.

Тише, тише, раз, два, три:

Открывай глаза – смотри!


Мы будем сочинять балладу.


- Как вы думаете, что нам предстоит перед этим сделать?


Повторить то, что нам известно о народной балладе.


^ 2. Задания классу с использованием файла «Определение баллады».


На доске написано определение баллады с пропущенными словами.


1) Вставьте пропущенные слова, приводя примеры на каждый случай.


^ БАЛЛАДА - это жанр, сочетающий в себе признаки двух родов литературы –

__________________ и __________________ . Признаки____________ - изображение событий и людей. Признаки ________________ - выражение чувств, переживаний автора.


Слово «баллада» в переводе с французского означает_________________ .


2) Заполните схему (помещена на экране мультимедийного проектора) и приведите пример на каждый случай.

(Один из уч-ся может выполнять это задание на экране интерактивной доски)





^ ТИПЫ БАЛЛАД




1




3

2




4


Затем сравниваются полученные ответы с правильными.


3) Из перечисленных на доске терминов выберите те, которые имеют отношение к народным балладам. Свой ответ аргументируйте.


Автор, бродячий сюжет, драма, диалог, обряд, рифма, герой, пословица, повтор, роман, фольклор, проза, монолог, лирика, реплика, эпос.


(Термины выведены на экран)


^ 3. Подготовка к творческой работе.


Слово учителя.


- Повторение закончено, и мы можем приступить ко второй части урока – сочинению баллады. Мы будем сочинять волшебную балладу, поэтому для вас приготовлены раздаточные тексты русского народного предания о происхождении гречихи. Они взяты из книги А.А. Коринфского «Народная Русь». Вы можете познакомиться с сюжетом этого предания для написания собственного сочинения.


КРУПЕНИЧКА


Была у князя дочь неописанной красоты, по имени Крупеничка. Совершили набег на русскую землю злые татары, полонили Крупеничку, увезли далеко от родины и предали тяжелой работе. Освободила ее из неволи вещая старушка. Она превратила девицу в гречневое зернышко, принесла на Русь, схоронила его в землю. Семя дало росток и породило былинку о семидесяти семи зернах. Повеяли буйные ветры и разнесли эти зерна на семьдесят семь полей. С той поры и расплодилась гречиха по Святой Руси».



(Текст одновременно может быть выведен на экран)


1) Обсуждение прочитанного предания.


2) Работа над иллюстрацией-файлом «Русская красавица», используется информация диска «Древняя Русь» или «Мифы древних славян». Описание портрета русской девушки.


3) Языковой анализ текста.


А) Словарная работа по тексту предания.


Полонили, вещая, схоронила. - Поиск значения слов в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова.


Б) Составление сложного плана для более внимательного исследования сюжета.

В) Какое название можно придумать для будущей баллады?

Г) Перечисление основных элементов баллады, которые можно использовать при написании: герои и события, диалоги, повторы и др.


^ 4. Самостоятельная работа. Учащиеся приступают к сочинению баллады.


5. Итог урока.


Какие цели мы ставили на сегодняшнем уроке?

Что важного о балладе вы запомнили?


Домашнее задание: закончить сочинение баллады.


^ ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ


Баллада – образец сочинения


КРУПЕНИЧКА


Жила-была девушка,

Звали ее Крупеничкою,

Умница была да красавица

И любила отца с матерью,


Но набежали татары-воины,

Была схватка не на жизнь – на смерть.

Пролили кровь обе стороны,

Но полонили татары Крупеничку- красавицу.


Увезли далеко от родины

И предали работе тяжелой,

Дни и ночи она работала

Да скучала по отцу с матерью.


Но пришла туда старушка вещая,

Обратила девушку гречкою,

Спрятала в котомку дорожную

И снесла на родную сторону.


Схоронила зернышко в Землю Русскую.

И дало росток это зернышко.

Взошла былинка к солнышку

О семидесяти семи зернышках.


Разнесли буйны ветры зернышки

По семидесяти семи полям,

И взросла на Руси гречка пышная,

Потянулась она красну солнышку.


С той поры растет гречиха,
По Святой Руси расплодилася,

И собирают с нее пыльцу пчелы рыжие,

Дарят людям гречишный мед.


ФЕСТИВАЛЬ

МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УРОКОВ


Номинация

«Гуманитарные предметы»


УРОК

литературы

в 6 классе


на тему «БАЛЛАДА»


Муниципальное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа №2

Успенского района

Краснодарского края.


Автор урока: Карташова Л.В.,

учитель русского языка

и литературы.


2007 год

Скачать 54.75 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты