Домой

Программа дисциплины Введение в языкознание (версия




Скачать 135.26 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Введение в языкознание (версия
Дата03.05.2013
Размер135.26 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Содержание
1.Область применения и нормативные ссылки
2.Цели освоения дисциплины
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
4.Место дисциплины в структуре образовательной программы
5.Тематический план учебной дисциплины
Понятие о языке и структура языка
Фонология, просодия
Грамматика. Морфология и синтаксис
Историческое развитие языка. Сравнительно-исторический метод
Типология языков.
Основные проблемы психолингвистики и социолингвистики
6.Формы контроля знаний студентов
Критерии оценки знаний, навыков
7.Содержание дисциплины
8.Образовательные технологии
9.1 Тематика заданий текущего контроля
Примерные вопросы для подготовки домашнего задания
9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
9. Порядок формирования оценок по дисциплине
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 11.1 Базовый учебник
...
Полное содержание
Подобные работы:


Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет философии

Отделение востоковедения


Программа дисциплины

Введение в языкознание

(версия автора)



для направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра


Авторы программы:

Джайн Р.А. (rjain@hse.ru, rolik_777@hotmail.com)


Одобрена на заседании кафедры восточной филологии «___»____________ 20 г

И.о. зав. кафедрой А.Д. Дяйкин


Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель


Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________ [подпись]


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
^

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Введение в языкознание».

Программа разработана в соответствии с:

  • образовательным стандартом Государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет», по направлению подготовки 032100.62 «Востоковедение, африканистика», уровень подготовки – бакалавр (Москва, 2010);

  • Образовательной программой подготовки бакалавра по направлению подготовки 032100.62 «Востоковедение, африканистика»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 032100.62 «Востоковедение, африканистика», утвержденным в 2011 г.
^

2.Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Введение в языкознание» являются:

- формирование у студентов основных понятий о языке и его структуре, о социальных функциях языка, фонетике, фонологии, лексике, морфологии и синтаксисе;

- знакомство студентов с ключевыми понятиями науки о языке, методологическими подходами языкознания, историей и современным состоянием лингвистического знания;

- развитие у студентов навыков использования понятийного и методологического аппарата лингвистики в других сферах гуманитарного знания;

^

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать структуру и социальные функции языка, основные методы лингвистического анализа;

  • Уметь анализировать тексты на родном и изучаемых языках с точки зрения их лингвистической структуры;

  • Иметь навыки ориентации в истории лингвистических учений, использования понятийного и методологического аппарата лингвистики в других областях гуманитарного знания.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК- Б1

Дает определение основным понятиям лингвистики, применяет лингвистические подходы в различных областях филологии

Интерактивные лекции

Дискуссии на семинарских занятиях


Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б6

Умеет извлекать необходимую информацию из лингвистической литературы, сопоставлять и оценивать информацию, использовать ее для анализа текста


Самостоятельная работа (подготовка к семинарам, подготовка домашнего задания в форме эссе)

Способен применять полученные знания в области теории языка в собственной научно-исследовательской деятельности 

ИК – Б5.3/7.1

Применяет знание основ лингвистики для сопоставления текстов на изучаемых языках и для анализа текста.

Интерактивные лекции

Дискуссии на семинарских занятиях, подготовка домашнего задания


Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности

СЛК –Б2

Осознает значимость универсальных и уникальных черт в языке и культуре

Интерактивные лекции, подготовка домашнего задания
^

4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин «Основной восточный язык», обеспечивающих базовую (общепрофессиональную) подготовку.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Теория изучаемого восточного языка

  • Базовый курс восточного языка

  • Продвинутый курс восточного языка

  • Практикум письменного перевода

  • Классический восточный язык

  • Теория перевода и межкультурная коммуникация


^

5.Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Семинары и практические занятия




11

^ Понятие о языке и структура языка

10

4

2

4

32

Фонетика.

10

4

2

4

43

^ Фонология, просодия.

12

4

2

6

54

Лексика

10

4

2

4

65

^ Грамматика. Морфология и синтаксис

12

4

2

6

76

Письмо

10

4

2

4

77

^ Историческое развитие языка. Сравнительно-исторический метод

12

4

2

6

28

^ Типология языков.

10

4

2

4

89

Ареальные контакты языков

12

4

2

6

810

^ Основные проблемы психолингвистики и социолингвистики

10

4

2

4




Итого:

108

40

20

48



^

6.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 модуль

Параметры

Текущий

(неделя)

Домашнее задание



4, 7 неделя

В форме докладов,

Контрольная работа /Тест



3,5,8 неделя

Письменная работа. (15-20 мин.)

Итоговый

Экзамен



Письменный экзамен (80 мин.)



    1. ^

      Критерии оценки знаний, навыков


Критериями оценивания освоения дисциплины являются: активность студентов на семинарских занятиях, качество выполнения аудиторных самостоятельных работ и выполнения домашнего задания.

Оценка самостоятельной работы студентов формируется по результатам их участия в дискуссии на семинарах и на основе результатов нескольких блиц-контрольных работ и тестов.

Итоговый контроль по дисциплине (экзамен) включает письменную работу продолжительностью в 80 мин. На экзамене студент должен продемонстрировать знание структуры языка, владение основными понятиями лингвистики.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

^

7.Содержание дисциплины


Тема 1. Понятие о языке и структура языка. Язык как средство коммуникации. Основные функции языка. Проблема происхождения языка. Язык человека и коммуникация животных. Язык и речь, язык как знаковая система. Структура языка (иерархическое устройство).

Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 2 часа.


Тема 2. Фонетика. Акустический аспект в изучении звуков языка. Артикуляция. Классификация звуков речи. Аккомодация, ассимиляция, редукция. Дополнительная артикуляция: придыхание, палатализация, веляризация, назализация.

Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 2 часа.


Тема 3. Фонология, просодия. Понятие фонемы. Функция фонемы. Фонематические и нефонематические звуковые различия. Варианты фонемы. Понятие дифференциального признака. Нейтрализация фонемных противопоставлений. Слог. Словесное ударение. Интонация.

Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 2 часа.


Тема 4. Лексика. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Понятие семантического поля. Мотивированное и немотивированное значение. Этимология. Полисемия слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Клишированные сочетания. Лексикография.

Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 2 часа.


Тема 5. Грамматика. Морфология и синтаксис. Понятие морфемы. Виды морфем: корни и аффиксы. Классификация аффиксов. Агглютинация и фузия. Словоизменение и словообразование. Грамматическое значение и способы его выражения. Грамматические категории. Части речи. Синтаксические связи. Предложение. Синтаксические и актуальные члены предложения.

Объем нагрузки: лекции – 4 часов, семинары – 2 часа.


Тема 6 . Письмо. Происхождение и этапы развития письма. Типы письма: пиктография, идеография, фонография. Алфавит. Орфография. Транскрипция и транслитерация.

Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 2 часа.


Тема 7. Историческое развитие языка. Сравнительно-исторический метод. Происхождение языка. Язык и диалект. Литературный язык и языковое изменение. Изменения в звуковом строе, грамматическом строе и в словарном составе языка. Генетическое родство языков. Понятие языка-предка. Языковые семьи. Макросемья.

Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 2 часа.


Тема 8. Типология языков. Типологические классификации языков. Агглютинативные, фузионные и изолирующие языки. Аналитические и синтетические языки. Виды языковых универсалий.

Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 2 часа


Тема 9. Ареальные контакты языков. Понятие языкового союза. Балканский языковой союз. Генетические, ареальные и типологические причины языкового сходства. Языковая ситуация. Билингвизм и диглоссия.

Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 2 часа.


Тема 10. Основные проблемы психолингвистики и социолингвистики. Язык и мышление. Вопрос о врожденном характере языковой способности человека. Овладение иностранным языком. Языковая личность и культура. Язык и нация.

Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 2 часа.


Общий объем самостоятельной работы, включая подготовку домашнего задания – 60 часов.
^

8.Образовательные технологии

Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы: активные и интерактивные формы проведения занятий - интерактивные лекции, дискуссии на семинарских занятиях, разбор практических задач и кейсов. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

      ^

      9.1 Тематика заданий текущего контроля


Тематика блиц-контрольных работ/тестов:

- Акустические и артикуляционные классификации звуков (тест);

- Правила выделения фонем (блиц-контрольная);

- Основные грамматические категории и способы выражения грамматических значений (тест);

- Типологическая классификация языков (блиц-контрольная)

^ Примерные вопросы для подготовки домашнего задания

  1. Опишите фонетическую структуру изучаемого языка. Сравните с русской. (докдад)

  2. Сравните грамматические категории в изучаемом языке с грамматическими категориями в русском языке. (докдад)

  3. Определите тип изучаемого языка. Опишите особенности. (докдад)



      ^

      9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к экзамену (итоговый контроль)

  1. Основные функции языка.

  2. Язык человека и коммуникация животных.

  3. Классификация звуков речи.

  4. Аккомодация, ассимиляция, редукция. Дополнительная артикуляция.

  5. Фонема, варианты фонем.

  6. Противопоставление фонем. Чередование и нейтрализация.

  7. Слог. Словесное ударение. Интонация.

  8. Слово как единица языка.

  9. Понятие семантического поля.

  10. Мотивированное и немотивированное значение слова. Народная этимология и научная этимология.

  11. Полисемия слова. Метафора и метонимия.

  12. Синонимы, антонимы, омонимы.

  13. Клишированные словосочетания.

  14. Типы лексикографических источников.

  15. Понятие морфемы. Виды морфем.

  16. Классификация аффиксов.

  17. Грамматическое значение и способы его выражения.

  18. Части речи и их грамматические категории.

  19. Синтаксические связи в предложении.

  20. Синтаксические и актуальные члены предложения.

  21. Типы письма.

  22. Транскрипция и транслитерация.

  23. Проблема языка и диалекта.

  24. Генетическое родство языков; языковые семьи.

  25. Типологические классификации языков.

  26. Ареальные контакты языков.

  27. Языковая ситуация; билингвизм и диглоссия

  28. Язык и мышление. Вопрос о врожденном характере языковой способности человека.

  29. Языковая картина мира. Язык и нация.



^

9. Порядок формирования оценок по дисциплине



Результирующая оценка по дисциплине «Введение в языкознание» формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 24.06.2011 г. (протокол №26).

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оцениваются правильность выполнения предлагаемых на занятии заданий, активность участия в дискуссиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Оцениваются правильность выполнения самостоятельных работ, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Оценка за текущий контроль (домашняя работа) учитывает результаты студента следующим образом:

Отекущий = n1 ·Од


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле:

О итоговый = k1·Оэкз. + k2Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная


При этом удельный вес форм контроля распределяется следующим образом:

k1 = 0,3

k2 = 0,3

k3 = 0,2

k4 = 0,2

Способ округления накопленной оценки итогового контроля: в пользу студента.

^

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

      11.1 Базовый учебник


А. А. Реформатский. Введение в языковедение. М., 1967 (и другие издания).
      ^

      11.2 Основная литература


О. С. Ахманова. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 (и другие издания).

Л. Блумфилд. Язык. М., 1968 (и другие издания).

И.Н. Горелов, К.Ф. Седов Основы психолингвистики. М., 2010

Ю. С. Маслов. Введение в языкознание. М., 1998.

В. А. Плунгян. Общая морфология. М., 2000.

А. А. Реформатский. Введение в языковедение. М., 1967 (и другие издания).

Э. Сепир. Язык. М., 1993.

Н. С. Трубецкой. Основы фонологии. М., 1960 (и другие издания).

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения занятий по дисциплине используется проекционный экран и проектор.



Скачать 135.26 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты