Домой

Курс на модернизацию: либеральные реформы 1860 1870-х гг.: адекватность, последовательность, завершенность, значение. 1




НазваниеКурс на модернизацию: либеральные реформы 1860 1870-х гг.: адекватность, последовательность, завершенность, значение. 1
страница1/6
Дата03.05.2013
Размер1.01 Mb.
ТипМетодические указания
Содержание
Внутреняя политика российского самодержавия
Этапы подготовки реформы.
Секретного комитета
1858 г.: Секретный комитет преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу: процесс подготовки реформы стал гласным.
Редакционных комиссий.
1860 г.: проект реформы поступил на обсуждение в Главный комитет по крестьянскому делу; 1861 г
I. Личное освобождение крестьян
2. Наделение крестьян землей
Совершение выкупной сделки
Итоги и последствия крестьянской реформы.
Земская реформа.
1864 г. создавались земства
Городская реформа.
Судебная реформа
Военная реформа
Преобразования в области народного просвещения и печати
Вопросы для самопроверки
Проблемно-логические задания
Тестовые задания
Разработка основных начал крестьянской реформы осуществлялась в
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию


Пензенский государственный университет


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ


(вторая половина XIX в.)


Методические указания


2008 г.


Настоящее издание продолжает серию методических рекомендаций по изучению отечественной истории, рассчитанную для применения в учебном процессе при самостоятельной подготовке студентов. В нём содержится примерная проблематика тем, относящихся к истории России второй половины XIX в., даны задания для самопроверки и представлен перечень специальных публикаций, позволяющих углубленно рассмотреть материал в соответствии с требованиями образовательных стандартов.



Работа подготовлена на кафедре истории и предназначена для студентов всех специальностей.


С о с т а в и т е л ь О.Е. Шевнина


П о д р е д а к ц и е й В.Ю.Карнишина,

доктора исторических наук,

профессора,

заведующего кафедрой «История».


Р е ц е н з е н т В.В. Вострикова

к.и.н, доцент Всероссийского

заочного финансово-

экономического института

(Орловский филиал)


Тема 1


^ ВНУТРЕНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО САМОДЕРЖАВИЯ

КОНЦА 1850-х – НАЧАЛА 1870-х ГГ.


План

  1. Предпосылки преобразований второй половины XIX века.

  2. Крестьянская реформа 19 февраля 1861 г.: разработка, концепция, механизм реализации, эффективность.

  3. Курс на модернизацию: либеральные реформы 1860 – 1870-х гг.: адекватность, последовательность, завершенность, значение.


1

Политика Александра II (1818 – 1881), «запустившая» механизм модернизации1 второй половины XIX века, по своему значению для развития национальной государственности стоит в одном ряду с преобразовательной практикой президента США Авраама Линкольна, немецкого канцлера Отто фон Бисмарка, правительства императора Японии Муцухито.

Обратите внимание, что единого мнения об объективных социально-экономических предпосылках буржуазных реформ второй половины XIX века не существует:

- советские историки доказывали, что в середине XIX века поступательное развитие в рамках феодальной системы было полностью исчерпано, что в совокупности с тезисом о грабительском характере крестьянской реформы служило идеологическим оправданием трех российских революций [14, 29];

- современные российские и зарубежные исследователи склонны считать, что крепостная система хозяйствования накануне реформы 1861 г. была вполне жизнеспособна и следует говорить не о структурном кризисе, а о противоречивом, асинхронном, несбалансированном развитии страны [7, 16, 32, 43, 80, 101].

Для констатации, обобщения и оценки сложившейся к середине XIX века исторической ситуации допустимо использование собирательного понятия - кризис феодализма, сочетающего комплекс объективных и субъективных факторов, побуждавших правительство к реформам.

Симптомы кризиса необходимо анализировать по следующим направлениям:

1. Внедрение несвойственных феодальной эпохе форм и методов хозяйствования:

- занятие помещиков предпринимательской деятельностью,

- введение многопольного севооборота, передовых сельскохозяйственных машин и т.д.;

либо гипертрофированное использование традиционных:

- увеличение оброка, стимулировавшее массовое отходничество крестьянства,

- увеличение барщины, сокращение крестьянского землепользования, перевод крестьян на «месячину» и т.д.

Независимо от степени прогрессивности или реакционности, данные мероприятия способствовали «размыванию» основ феодализма.

2. Изменения социальной структуры (вследствие имущественного расслоения), углубившие несоответствие положения сословий их феодальному статусу, обострившие противоречия как внутри социальных групп, так и степень оппозиционности последних по отношению к государству.

Советская историческая наука, доказывая наличие революционной ситуации, выдвигала тезис о массовых крестьянских волнениях, грозивших вылиться в широкомасштабную крестьянскую войну [28, 104].

Современной историографией данный тезис поставлен под сомнение. Несмотря на то, что динамика численности восстаний показывала тенденцию к увеличению, в целом социальная ситуация была стабильной [65].

■ Дискуссионной остается проблема либерализации общества. С одной стороны, общественный фон середины 1850-х гг. можно рассматривать как переход от «железной зимы» к «оттепели2, чему способствовали мероприятия начального периода правления Александра II:

- ослабление цензурного гнета, стеснений в университетах;

- уничтожение военных поселений, сокращение армии;

- амнистия политических заключенных (декабристы, петрашевцы) [22, 30].

С другой стороны, это не означало, что российское общество с характерным ему традиционализмом, было едино в призывах к освободительным реформам. Более того, в России существовало очень сильное «лобби» как в придворных кругах, так и в среде помещиков, купечества и даже части крестьянства (!), выступавшее против отмены крепостного права, и при желании правительство могло опереться на него. В начале царствования Александра II сколько-нибудь серьезных оппозиционных движений в России не было, поэтому нельзя согласиться с мнением, что реформы были вызваны давлением общества на правительство [99, 100].

3. Наличие стагнации3 в экономике, грозившей в перспективе затяжным экономическим кризисом:

- начавшийся в 1830-е гг. промышленный переворот развивался медленно, т.к. был узок рынок свободной рабочей силы;

- крепостное право тормозило развитие товарно-денежных отношений, особенно торгового земледелия;

- выросла общая сумма дефицита бюджета, уменьшилась золотая обеспеченность бумажных денег;

- единственной существовавшей железной дорогой была дорога между Петербургом и Москвой.

Таким образом, крепостное хозяйство во второй половине XIX века ещё не выработало своего ресурса, но, тем не менее, уже становилось убыточным [65].

Важной предпосылкой модернизации стали институциональные реформы, проведенные в царствование Александра I. Социальным следствием данных преобразований являлось формирование слоя, получившего идентичные по смыслу названия «либеральной» или «просвещенной» бюрократии. Бюрократический «третий» элемент сложился в недрах николаевского царствования [47].

В силу особенностей государственного устройства и жизненного уклада страны, движение вперед было возможно лишь при содействии монарха. Обратите внимание, что Александр II встал на путь освободительных реформ, не будучи реформатором по призванию, но обладая способностью к адекватной оценке ситуации, принятию нетрадиционных решений в ответ на потребности времени [5, 63, 77, 81].

Кроме того, долгое время крепостное право никак не влияло на международное положение государства. На протяжении XVIII – XIX вв. крепостническая Россия вела частые войны с европейскими державами, где крепостное право было отменено, и, как правило, их выигрывала. Переломным моментом стало поражение в Крымской войне (1853 – 1856). Оно поставило под сомнение престиж России как великой державы, обнажило отставание от развитых европейских стран [76].

Таким образом, предпосылки Великих реформ необходимо рассматривать в дискуссионном ключе, что требует привлечения широкого спектра источников, позволяющих приблизиться к объективной оценке исторической ситуации.


2

Среди преобразований 1860 – 1870-х гг. центральное место занимает Крестьянская реформа 19 февраля 1861 года. Рассмотрение данного вопроса необходимо выстраивать по следующему плану:

1) этапы разработки проекта реформы, взаимодействие либералов и консерваторов;

2) теоретические основы реформы: анализ содержания;

3) практика реализации, первичная корректировка;

4) значение для последующего развития страны.

При рассмотрении вопроса необходимо учитывать:

- влияние на реформу конкретной исторической ситуации и отдельных личностей;

- степень преемственности и новизны по сравнению с предшествующей законодательной практикой решения крестьянского вопроса;

- прогрессивные и крепостнические черты реформы.

■ Рассмотрите концепцию разработки крестьянской реформы:

1. Планировалось одним законодательным актом решить вопрос об отмене крепостного права и о будущем устройстве крестьян.

2. Предполагалось достигнуть этой цели мирным путем, минуя революционные потрясения стран Западной и Центральной Европы.

3. Работа над реформой проводилась в обстановке гласности. Роль Александра II была ведущей.

Немаловажное значение имел и накопленный в первой половине XIX в. опыт обсуждения и решения крестьянского вопроса:

- указы 1803, 1842 гг., необязательные для помещиков, а потому и малорезультативные, вместе с тем апробировали в законодательстве идеи отмены крепостного права с выкупом земли в собственность и неразрывной связи крестьянина с землей;

- локальные реформы: отмена крепостного права в прибалтийских губерниях (1816 – 1819 гг.) – были обязательны для помещиков и представляли альтернативную модель;

- реформа государственной деревни, проведенная П. Д. Киселевым (1837 г.), давала решение вопроса об организации и функционировании крестьянского самоуправления;

- не остались без внимания и материалы Секретных комитетов 1835, 1839 годов;

- в опыте европейских стран положительным признавался путь Пруссии и Австрии, который состоял в выкупе крестьянами земли в собственность при сохранении помещичьего землевладения.

^ Этапы подготовки реформы.

Император Александр II впервые объявил о необходимости отмены крепостного права 30 марта 1856 г. в ходе выступления перед дворянством. Значение выступления состояло не в программе, а в самом факте придания гласности правительственным намерениям, что свидетельствовало о повороте во внутриполитическом курсе императора.

Этапы подготовки крестьянской реформы следует рассматривать по следующей схеме:

1) 1857 г.: начало работы ^ Секретного комитета [108].

■ обратите внимание, что в его деятельности наблюдается преемственность с предшествующей практикой обсуждения крестьянского вопроса без привлечения широких слоев общества.

2) ^ 1858 г.: Секретный комитет преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу: процесс подготовки реформы стал гласным. На местах созданы губернские дворянские комитеты для подготовки проектов освобождения крестьян: инициатива модернизации была передана на места [68, 90].

■ раскройте мотивацию действий правительства, направленных на легализацию намерений относительно освобождения крестьян, привлечение к обсуждению проектов реформы населения;

■ определите состав и характер деятельности местных комитетов; охарактеризуйте группы проектов дворянства, что лежит в основе классификации:

а) проекты помещиков черноземных губерний (проект Позена);

б) проекты помещиков нечерноземных губерний (проект Унковского);

в) проекты помещиков степных губерний (проект Самарина).

3) 1859 г.: создание ^ Редакционных комиссий. Обратите внимание, что Редакционные комиссии – вневедомственное учреждение с лидерством либеральной бюрократии – подчинялись лично Александру II:

■ определите состав, функциональное назначение, деятельность данного подразделения.

4) ^ 1860 г.: проект реформы поступил на обсуждение в Главный комитет по крестьянскому делу; 1861 г.: на рассмотрение Государственного совета. На данном этапе реформа подверглась заключительным корректировкам:

■ рассмотрите причины и характер пересмотра положений проекта.

5) 19 февраля 1861 г. Александр II подписал законоположения4; 5 марта состоялось обнародование манифеста:

■ охарактеризуйте механизм процесса обнародования, внедрения, восприятия реформы.

Содержание реформы [9, 61, 82, 91].

Рассмотрите содержание реформы, опираясь на предложенный план:

  1. Личное освобождение крестьян.

2. Наделение землей.

3. Порядок совершения выкупной сделки.

Сформулируйте цель реформы, Обратите внимание, что правительство в процессе её подготовки ориентировалось на появление хозяйств свободных сельских собственников-крестьян при сохранении значительной части дворянского землевладения.

Решение земельного вопроса было рассчитано на постепенность, корректировку временем, было осложнено критическим финансовым положением страны после неудачной войны. Обратите внимание, что в основу преобразований закладывалась ориентация на сохранение четырех основополагающих институтов:

- надела,

- общины,

- помещика

- крестьянских повинностей.


^ I. Личное освобождение крестьян

Вопрос о правовом положении крестьян решался в «Положениях» 19 февраля 1861 г. наиболее последовательно. Крестьяне становились лично свободными людьми, относящимися к податному сословию («свободные сельские обыватели») получили гражданские права:

- заключать сделки, приобретать движимое и недвижимое имущество;

- вступать в брак;

- менять место жительства;

- переходить в сословие мещан и купцов.

Личная свобода предоставлялась без всякого выкупа.

^ 2. Наделение крестьян землей носило обязательный характер.

Концепция решения земельного вопроса состояла:

1. В обязательном сохранении за всеми помещичьими крестьянами надельной земли сначала в пользовании, а в конечном итоге – в собственности.

2. В сосуществовании в будущем новом аграрном строе России двух типов хозяйства: крупного помещичьего и мелкого крестьянского.

Постройте ответ, опираясь на наводящие вопросы и терминологию.

■ Почему государству было невыгодно не дать крестьянам землю вообще?

■ Выгодно ли государству дать крестьянам такое количество земли, чтобы они могли не зависеть от помещика?

■ Что такое высшая и низшая норма душевого надела, определявшаяся для каждой местности?

■ Что такое «отрезки» и «прирезки»?

■ Проанализируйте, в каких зонах крестьянские наделы были уменьшены, увеличены, остались без изменения. Определите средний размер надела по России. Сравните его с дореформенным. С чем связана динамика его уменьшения? К каким последствиям оно приводило? [10, 62].

  1. ^ Совершение выкупной сделки

Выкуп земельного надела в собственность признавался конечной целью решения земельного вопроса.

Государство участвовало в выкупной операции в качестве кредитора. При переходе крестьян на выкуп оно выплачивало помещику 75 - 80 % выкупной суммы, взимая затем этот долг с процентами в виде выкупных платежей в течение 49 лет. Остальная сумма выкупа единовременно выплачивалась помещику крестьянской общиной. Таким образом, вводился принцип «самофинансирования» выкупной операции, т.е. вся тяжесть выкупа приходилась на освобожденных крестьян.

При рассмотрении механизма совершения выкупной операции, опирайтесь на раскрытие следующих вопросов:

■ Почему казенное субсидирование выкупа для государства было невозможно?

■ Объясните сущность временнообязанного состояния крестьян. Почему не было точно определено время их перехода на выкуп?

■ Что такое капитализация оброка, дарственный надел, уставная грамота?

■ С какой целью вводился институт мировых посредников?

■ За счет чего в результате выкупной операции государство получило огромную прибыль?

■ Для кого крестьянская реформа была выстроена наиболее эффективно: - помещиков;

- крестьянства;

- государства в целом? Мотивируйте свой ответ [13, 25].

Неотъемлемым атрибутом процесса раскрепощения стала крестьянская община. Крестьянин выкупал землю не в частную, а в общинную собственность. Обратите внимание, что на время проведения выкупных платежей община выступает гарантом коллективной ответственности за повинности и своевременного внесения платежей.

■ Почему государство идет на консервацию общинного строя, препятствовавшего свободному развитию крестьянского хозяйства, и российского капитализма в целом?

■ Что включало крестьянское общественное самоуправление?

Обратите внимание, что поставленное под контроль местной администрации, выполнявшее фискальные функции, оно защищало интересы крестьян, а так же являлось основой для участия последних в новых всесословных институтах – земстве и суде присяжных.

■ Для чего создавался крестьянский волостной суд? Не противоречил ли данный шаг государства одному из главных направлений модернизации – принципу всесословности?

^ Итоги и последствия крестьянской реформы.

Рассмотрите итоги реформы, учитывая различные точки зрения исследователей.

Советская историография акцентировала внимание на негативных последствиях реформы:

- малоземелье;

- обременительные повинности и выкупные платежи;

- община как сдерживающий фактор инициативы, самостоятельности, понятия крестьян о собственности, закрепление преобладания коллективизма над индивидуализмом;

- сохранение переделов земли, круговой поруки, специфических форм землепользования.

Часть современных исследователей опровергли тезис о «грабительском» характере реформы, считая, что земельные наделы, которые получило подавляющее большинство крестьян, вели к созданию самообеспечивающегося хозяйства.

Любопытно, что часть современных исследователей пришли к выводу, что важным негативным последствием отмены крепостного права была не величина «отрезки» (20 %), и даже не величина повинностей и выкупных платежей, а нивелировка надела5, которая нарушала сложившийся уклад ведения хозяйства [44].

Дискуссионным является и вопрос о характере выкупных платежей. Часть исследователей считает, что они являлись налогом наравне с другими податями местным и центральным властям. Другие предполагают, что выкупные платежи выступали лишь покрытием кредита, полученного крестьянами от государства за купленную землю. Всё равно, что сегодня платеж за купленную в кредит квартиру принимать за налог. С каким утверждением согласны Вы? Аргументируйте свой ответ.

(см.: Миронов Б. Н. Униженные и оскорбленные. Кризис самодержавия – миф, придуманный большевикам [О социально-экономическом развитии России в пореформенный период] // Родина. - 2006. - № 1 С. 16).

Подводя итоги, выделите прогрессивные и крепостнические черты реформы в социально-экономическом и нравственном аспектах.

■ В чем заключалась её незавершенность, с чем связана непоследовательность действий правительства?

■ В чем отличие крестьянской реформы 1861 г. от западных моделей аграрных преобразований?

Условия и особенности отмены крепостного права в значительной степени определили направление и характер последующего экономического и политического развития России.


3

Отмена крепостного права не могла не создать в России принципиально новой социально-политической ситуации. Правительственный курс модернизации получил развитие в ходе дальнейших преобразований: в области местного самоуправления, суда, военного дела, просвещения и культуры, церковного управления. Характер и направление модернизации второй половины XIX в. представляли сочетание либерально-консервативного синтеза и определили закономерности развития капитализма в России.

■ Анализ преобразований рекомендуем проводить, придерживаясь следующей схемы:

- положение дел в данной отрасли накануне преобразований;

- цель реформы;

- идейные вдохновители;

- буржуазные и крепостнические черты преобразования;

- значение реформы, степень влияния на дальнейшее развитие страны.

^ Земская реформа.

Обратите внимание, что российская деревня, особенно бывшая владельческая, была лишена какой-либо социальной и административной инфраструктуры, поскольку ранее большая часть управленческих, полицейских и социальных функций принадлежала помещикам. Поэтому перспектива создания системы местного самоуправления рассматривалась наравне с разработкой крестьянской реформы.

В ^ 1864 г. создавались земства – органы местного самоуправления в местах проживания бывших крепостных [95].

■ Какова была реакция различных слоев общества на данное мероприятие правительства?

Обратите внимание, что с точки зрения либералов земства ассоциировались с ростками новой гражданственности; в свою очередь, воплощением консервативного идеала оставались сильные позиции дворянства как гаранта целостности самодержавия.

■ Почему было решено опереться именно на земское самоуправление, а не на силы государства?

Территория, на которой вводилось земское самоуправление, была ограниченной (34 губернии). Неохваченными оставались приграничные районы, Сибирь, Архангельская губерния, а так же территории казачьего самоуправления [4, 58, 71, 72].

■ Объясните, с чем, по вашему мнению, это связано?

Основными принципами реформы стали выборность и бессословность. Члены 3 групп – курий: крупных землевладельцев, городских собственников и крестьян-общинников избирали на трехлетний срок уездные земские собрания - распорядительные органы. Они избирали гласных губернских собраний. Собрания выбирали исполнительный орган – земскую управу [2, 111].

■ Подумайте, почему выборы от первых двух курий были прямыми, а от третьей - крестьянской – многоступенчатыми?

В земствах были представлены различные сословия — дворяне, чи­новники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне. Вскоре в земствах появился т.н. «третий элемент» - сельская интеллигенция, пользовавшаяся большим уважением в народе.

■ Почему данная прослойка общества называлась «третьим элементом»?

Правительство ограничивало компетенцию земств вопросами местного управления. Функции земств включали лишь хозяйственно-социальные нужды [1, 3, 46, 57].

■ Как вы считаете, ограниченность земств хозяйственными вопросами, это их сильная, или слабая сторона?

Современники остроумно называли земство «зданием без фундамента и крыши». Отсутствовало центральное зем­ское представительство, не было и мелкой земской еди­ницы в волости. Создание первого могло бы привести к перерождению России в представительную монархию; второго – изменить роль крестьянства в волостном собрании [79].

■ Подумайте, какова мотивация действий власти, лишившей местные органы самостоятельности и инициативы?

Обратите внимание, что даже в таком «урезанном» виде органы местного самоуправления были несовместимы с принципами самодержавного управления государством.

■ В чем заключалась ограниченность и прогрессивность земской реформы?

^ Городская реформа.

В 1870 г. по подобию земской была осуществлена реформа местного самоуправления в городах. Создавалось бессословное управление на буржуазном принципе единого имущественного ценза [70, 78, 94].

■ В России уже имелась практика сословного местного управления в городах. Когда и кем из императоров она была введена, какие цели преследовало при этом самодержавие?

■ Какие принципиальные отличия произошли в системе городского самоуправления по реформе Александра II, в чем усматривается преемственность с предыдущим периодом?

■ Определите социальный состав, систему выборов в городские думы, её недостатки и достоинства.

■ Определите функции распорядительных и исполнительных органов городского самоуправления по реформе 1870 г. В чем заключалась компетенция должностных лиц?

■ Проанализируйте консервативные и либеральные составляющие реформы.

^ Судебная реформа

Важным шагом в ряде либеральных преобразований стала судебная реформа (1864). Она стала наиболее последовательной и значимой из всех реформ 60 – 70-х гг. XIX века [83, 84, 85].

■ Определите систему органов судопроизводства, их соподчиненность согласно судебным уставам 1864 г. В чем заключались её функциональные отличия от прежней судебной системы? [20, 74, 106]

■ Почему наличие волостного сословно-крестьянского суда создавало дуализм судебной системы, сохраняя изолированность крестьянства?

■ Часть исследователей полагает, что сословное крестьянское самоуправление не было конечной целью законодателя, а только временной, неизбежной структурой на пути к всесословности, и, вследствие этого, являлось целесообразным. Приведите аргументы «за» и «против» [79].

В основе реформы лежали основные принципы буржуазного права.

■ Раскройте их содержание

- всесословность;

- гласность;

- состязательность и право на защиту;

- независимость суда и несменяемость судей.

■ определите, какие из указанных нововведений подверглась корректировке уже в ходе апробации реформы, с чем это связано?

Обратите внимание, что при наличии острых общественных противоречий в условиях отсутствия легальных методов политической реализации, именно судебная система являлась ареной серьезной общественной борьбы.

^ Военная реформа

В 1860-х – первой половине 1870-х гг. поэтапно реализовывалась серия военных реформ, обусловленных большим влиянием международной обстановки. В частности, поражение России в Крымской войне, продемонстрировало отставание от опыта военного дела европейских войн, наглядно подтвердивших преимущество современной системы комплектования армии, способной к быстрому развертыванию и мобилизации [27, 53, 54, 55, 107].

■ Обратите внимание, что реформа охватила ряд смежных структур. Конкретизируйте каждую из них:

- непосредственно компонентом военного дела явилось создание крупных резервов обученных войск при небольшой армии мирного времени; реорганизация системы управления армией, внесение изменений в военно-судебный устав;

- экономической составляющей реформы стал подъем стратегически важных отраслей промышленности, позволивший на основе реконструкции оружейных заводов осуществить реорганизацию и перевооружение армии и военно-морского флота;

- социальные аспекты предусматривали вариативность сроков службы в зависимости от уровня образования и семейного положения, модернизацию сети военно-учебных заведений.

Проанализируйте итоги реформы:

■ Удалось ли в ходе её реализации соблюсти принцип всесословности?

■ Оцените уровень мобильности, обеспеченности материальными и людскими ресурсами пореформенной военной структуры.

■ Какими внешнеполитическими мероприятиями подтвердилась эффективность предпринятых преобразований?

^ Преобразования в области народного просвещения и печати

Реформы в данной области носили двойственный характер: их вектор определялся текущими событиями и позициями идейных вдохновителей. С одной стороны, импульс буржуазного развития предполагал повышение образовательного уровня населения; с другой, правительство продолжало использовать механизмы сдерживания, видя в расширении образовательного поля ростки вольнодумства и оппозиции.

Рассмотрение вопросов народного просвещения следует рассматривать по двум направлениям:

- развитие начального и среднего образования [38, 56, 93];

- высшее образование пореформенной России [50, 60, 96].

Определите виды начальных и средних и высших образовательных учреждений,

■ Какие из них возникли в исследуемый период?

■ На какой социальный состав они были ориентированы?

■ За счет каких средств существовали?

■ Была ли преемственность между различными образовательными уровнями?

■ В чем заключались специфика учебных программ?

Обратите внимание, что Университетский устав 1863 г., переработанный с учетом опыта европейских университетов, оказался наиболее либеральным из всех существовавших в царской России.

■ Что подразумевается под термином «автономии» университетов?

■ Какие различия в степени доступности образования существовали для:

а) представителей различных сословий;

б) национальностей;

в) мужчин и женщин?

Обратите внимание, что первичная корректировка реформы произошла уже в середине 1860-х гг.

■ С какими событиями она связана?

■ Каким образом усиление реакции отразилось на системе образовательных учреждений?

■ Удалось ли правительству с помощью применения ограничительных мер изменить внутриполитическую ситуацию?

«Временные правила» о печати 1865 г., появившиеся на гребне либерального подъема, хотя и не на долго, законодательно закрепили своеобразную эпоху «гласности» в издательском деле.

■ Что означает принцип «карательной» цензуры, в чем его отличие от цензуры «предварительной»?

■ Почему, на ваш взгляд, послабления коснулись лишь столичных газет и журналов и не распространялись на провинциальную печать и массовые издания для народа?

■ Назовите наиболее значимые периодические издания исследуемой эпохи.


■ Подведите итоги темы.

В последнее время в историографии утвердилось и представляется бесспорным мнение о взаимосвязи реформ 1860 – 1870-х гг. [8, 33, 59, 98].

Великие реформы, органично связанные с социально-экономическими и политическими процессами предшествующего периода, являлись поворотным пунктом в истории России. Поскольку крепостничество было неотъемлемой частью государственного устройства и его атрибутов (армии, права, административного управления), постольку после его упразднения последние просто не могли функционировать на старой основе, оставлять их в неизменном виде было невозможно.

Великие реформы не были реализованы до конца, ещё в правление Александра II началась их корректировка. Они не затронули верхние этажи власти, однако, не предусматривая и не обеспечивая одномоментного переворота во всех сферах государственной жизни, они закладывали для этого переворота фундамент и исключали возможность реставрации дореформенных порядков. Модернизация России проводилась на новой основе – освобожденного от крепостного права труда, развития частной инициативы, зарождения гражданского общества.

  1   2   3   4   5   6

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты