Домой

Рабочая программа курса учебной дисциплины регионального (вузовского)компонента История русской культуры




Скачать 163.74 Kb.
НазваниеРабочая программа курса учебной дисциплины регионального (вузовского)компонента История русской культуры
Дата01.05.2013
Размер163.74 Kb.
ТипРабочая программа курса
Содержание
I. Предмет, цели и задачи курса
II. Содержание курса
Культура древнерусского государства ix – начала xii в.
Культура русских земель второй трети xii – середины xiii вв.
Культура русских земель второй половины xiii – начала xvi вв.
Русская культура xvi века.
Русская культура xvii века.
Русская культура петровской эпохи.
Русская культура середины и второй половины xviii века.
Русская культура конца xviii – первой четверти xix века.
Русская культура второй четверти xix века.
Культура пореформенной россии 1860-80-х годов.
«серебряный век» русской культуры. конец xix – начало xx века.
Советская культура 1929-1953 гг.
«оттепель» в культурной жизни советского общества (1953 – 1964).
Советская культура в период между двумя перестройками (1964-1985).
III. Тематический план курса
Основная учебная литература
Дополнительная учебная литература
Подобные работы:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА


учебной дисциплины

регионального (вузовского)компонента
История русской культуры


Направление № 031900.62 – Теология

Факультет - богословский


Форма обучения

Очная, очно-заочная, заочная

Курс

2

Семестр

2(4)

Общая трудоемкость, ч

134

Аудиторные занятия, ч

66

Лекции, ч

52

Практические занятия, ч

14

Самостоятельная работа, ч

68

Текущий семестровый контроль, семестр

2

Курсовая работа

-

Экзамен, семестр

2


^ I. Предмет, цели и задачи курса

Предмет курса истории русской культуры IX-XX вв. – комплексное изучение различных ее сфер (просвещения и образования, общественной мысли, науки и техники, литературы, искусства, быта и нравов) в их противоречивом единстве и взаимодействии. При всем многообразии подходов к определению понятия «культура» интегративным для данного курса является определение культуры как специфического способа деятельности человека и воплощенных в материальных, художественных или духовных формах результатов такой деятельности. Цели и задачи курса – познакомить слушателей с развитием русской материальной, художественной и духовной культуры IX-XX вв., дать представление об основных этапах, произведениях, институтах, проблематике, противоречиях, достижениях и личностях отечественной культуры, показать ее политические (роль русского государства), социальные (роль народа и деятельность интеллигенции) и религиозные аспекты. Немаловажно также вписать историю русской культуры в контекст общеевропейской и мировой, показать пути и перепутья общения русской и других культур, результаты культурных влияний (норманнского, византийского, монгольского, западноевропейского). Курс строится по хронологически-проблемному принципу и рассчитан на 66 аудиторных часов (лекции и семинары).


^ II. Содержание курса


Тема 1. ВВЕДЕНИЕ.

Предмет и задачи курса. Понятие «культуры» и различные подходы к его определению (предметно-аксиологический, информационный, семиотический, «деятельностный» и т.д.). Источники и историография истории русской культуры. Периодизация.

Тема 2. ^ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА IX – НАЧАЛА XII В.

Культура восточнославянских племен накануне образования древнерусского государства. Язычество. Норманнское влияние. Крещение Руси и его социокультурный аспект. Проблема византийского влияния. Ремесло, фольклор, письменность и книжное дело. Грамотность и образование. Возникновение летописания, его основные идеи. «Повесть временных лет». Древнерусская литература, ее особенности, жанры, памятники. Архитектура как ведущий и стилеобразующий вид древнерусского искусства. Быт и образ жизни различных слоев населения.

Тема 3. ^ КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВТОРОЙ ТРЕТИ XII – СЕРЕДИНЫ XIII ВВ.

Культура русских земель начала удельного периода: общее и особенное. Новые и старые культурные центры, художественные школы. Культурные контакты с внешним миром. Особенности местного летописания. Литературные произведения. Дискуссии вокруг «Слова о полку Игореве». Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Русская иконопись домонгольского периода. «Двоеверие». Скоморошество.

Тема 4. ^ КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII – НАЧАЛА XVI ВВ.

Монгольские завоевания: социокультурный аспект. Культурное развитие различных русских земель (Новгород, Великое княжество литовское, Тверь и Москва). Ремесло и декоративно-прикладное искусство. Строительное и оружейное дело. Летописные своды, хронографы. Литература, ее основные темы, идеи, произведения. Архитектура Твери, Новгорода, Пскова. Московский Кремль в конце XV – начале XVI вв. Итальянцы в русской культуре времени Ивана III. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Высокий иконостас. Новые явления в духовной и политической сфере. Сергий Радонежский и его роль в духовной жизни (новый тип монастыря, почитание Св. Троицы). Проблема «власть и церковь». Иосифляне и нестяжатели. Еретические движения (стригольники, антитринитарии). Ф.Курицын. Складывание символики и идеологии Московского царства.

Тема 5. ^ РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI ВЕКА.

Фольклор. Просвещение и начало книгопечатания. Иван Федоров и Петр Мстиславец. Деятельность митрополита Макария и Стоглав. Вопросы регламентации культуры. Государственное летописание. «Домострой». «Золотой век» русской публицистики (Иван IV, А. Курбский, И. Пересветов, Ермолай-Еразм). Шатровое зодчество. Развитие московской школы иконописи. Литейное дело. Церковная музыка, крюковое письмо, колокола. Быт и положение женщины в обществе. Культурные новшества конца века.

Тема 6. ^ РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА.

Переходный характер русской культуры XVII века («старина и новизна перемешалися»). Начало становления со второй трети века новой русской культуры, ее основные черты (светскость, «открытость», формирование нового отношения к человеку, ускорение темпов развития). Просвещение, грамотность, образование. Деятельность Симеона Полоцкого. Славяно-греко-латинская академия. Общественно-политическая мысль и проекты реформ. Церковные реформы и раскол, их социокультурные аспекты. Проблема зарождения науки. Эволюция летописания. Сюжетные исторические сочинения. Перестройка системы литературных жанров. Произведения протопопа Аввакума. Новые черты в иконописи: Иосиф Владимирский и Симон Ушаков. Люди новой культуры. «Нарышкинское барокко». Придворный театр. Музыка. Быт и нравы.

Тема 7. ^ РУССКАЯ КУЛЬТУРА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ.

Культурно-исторический смысл и значение петровских преобразований. «раздвоение» культуры. Личность и деятельность Петра I и его соратников. Начало становления светского образования. Начало русской периодики. Естественные науки и техника на службе государству. А.К. Нартов. Роль европейского опыта и традиций в развитии архитектуры, живописи, скульптуры, садово-паркового искусства. Петербург как символ новой культуры. Человек в системе новой культуры (И.Т. Посошков, Феофан Прокопович, А.Д. Меншиков). Творчество И.М. Никитина, И.П. Зарудного, Д. Трезини. Новые черты в образе жизни дворянства. «Юности честное зерцало». Театр и музыка. Ассамблеи.

Тема 8. ^ РУССКАЯ КУЛЬТУРА СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА.

«Просвещенный абсолютизм» и Просвещение. Общественная мысль и журналистика. Масонские идеи и русское общество. «Новиковское десятилетие» в истории русской культуры (1779-89). Дворянская оппозиционность (Н.И. Панин, Д.И. Фонвизин, Е.Р. Дашкова). Радикалы и консерваторы (А.Н. Радищев и М.М. Щербатов). Система образования: столкновение принципа сословности и общедоступности. Смольный институт и И.И. Бецкой. Школьная реформа Екатерины II. Наука и техника. Российские академии. Московский университет и М.В. Ломоносов. Литература. Барокко и классицизм в художественной культуре (В.В. Растрелли, В.И. Баженов, М.И. Казаков). Расцвет портретного жанра (Ф.Е. Рокотов, Д.И. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Театр и музыка (Ф.Г. Волков и Д.И. Бортнянский). Начало расцвета дворянской усадьбы. Крепостная интеллигенция.

Тема 9. ^ РУССКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XVIII – ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА.

Русский сентиментализм. Н.М. Карамзин. «Гроза двенадцатого года» и ее социокультурные последствия. Проблема реформ в общественной мысли (М.М. Сперанский, П.И. Новосильцев). Крестьянский вопрос как историко-культурная проблема. Масонские организации и тайные общества. Декабризм: идеи, политическая практика, культура. Романтизм как тип художественного мышления. В.А.Жуковский и А.С. Пушкин. Просвещение и образование. Новые университеты. Царскосельский лицей.

Тема 10. ^ РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА.

Общественная мысль и общественное движение 1830-50-х гг. «Замечательное десятилетие» и «люди сороковых годов». Новый виток споров вокруг проблемы «Россия и Запад». Произведения П.Я.Чаадаева. «Уваровская триада». Западники и славянофилы. В.Г. Белинский как мыслитель и литературный критик. И.С. Аксаков, А.С. Хомяков, Т.Н. Грановский. А.И. Герцен в России и Лондоне. Зарождение теории русского общинного социализма.

Николаевская политика в области культуры. Наука (Н.И. Лобачевский и Н.И. Пирогов). Начало «золотого века» русской литературы (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и др.). Портрет и автопортрет в русской культуре: концепция личности в романтическом искусстве. Романтизм и открытие исторического времени. Историческая живопись от К.П. Брюллова до А.А. Иванова. «Теория официальной народности» в архитектуре (К. Тон). Литература и театр, литература и живопись (Н.В. Гоголь и П.А. Федотов). «Маленький человек» как субъект и объект русского искусства и литературы. Скульптура. Театр и музыка. М.И. Глинка. Русский балет и Ш. Дидло.

Тема 11. ^ КУЛЬТУРА ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ 1860-80-Х ГОДОВ.

«Великие реформы» Александра II и их социокультурный аспект. Контрреформы Александра III и их последствия. Общественная мысль: основные течения (нигилизм, народничество, либерализм, позднее славянофильство, консерватизм). С.Г. Нечаев и русский революционаризм. Грамотность и образование. Типы учебных заведений. Женское образование. Ученые и научные центры. Естествознание и техника (И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев). Гуманитарные науки (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев и др.). Русские путешественники.

«Золотой век» русской литературы и его значение. «Проклятые вопросы». Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И. С. Тургенев и др. Реализм как мировосприятие. Соотношение искусства и жизни в художественной практике реализма. Человек эпохи реализма: семантика поведения. Разночинная интеллигенция и русская культура. Передвижничество, его место и роль в истории русской живописи. И.Н. Крамской, В.Г. Перов, И.В. Суриков, И.Е. Репин и др. Образ природы в русской картине мира. Пейзаж в литературе, живописи. Садово-парковое искусство. «Пейзажный бум» 1870-х гг. Дорога как один из символов русской культуры. Расцвет русской музыкальной культуры. «Могучая кучка» и В.В. Стасов. Творчество П.И. Чайковского. Российские меценаты (П.М. Третьяков, С.И Щукин, И.А. Морозов). А.Н. Островский и русский театр. Стилевые поиски в архитектуре. Новый облик городов. Угасание усадебной культуры. Положение женщины. Культура различных слоев населения и разных национально-конфессиональных групп. Мировое восприятие и значение русской культуры.

Тема 12. ^ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX ВЕКА.

Русский культурный ренессанс конца XIX – начала XX в. Общественная мысль: либеральное народничество, марксизм, новый подъем либерализма, охранительство. «Вехи» (1909) и дискуссии вокруг сборника. Система образования. Народный университет А.Л. Шанявского. Естественные и гуманитарные науки. Технический скачок и его последствия. Русская религиозная философия (Н.А.Бердяев, С.Н. Булгаков, Г.П. Федотов и др.). «Религиозно-философские собрания». Церковь и культура.

Русская литература и общество. Д.С. Мережковский, Л.Н. Толстой и «толстовство», А.А. Блок. Символизм и декаданс. Роль художника, творца в культуре «серебряного века». «Жизнестроительство». Модерн как новый интеграционный стиль культуры: проблематика, произведения, особенности. «Мир искусства» и мирискусники. Ф.О. Шехтель, С.П. Дягилев и «русские сезоны» (1909-29), А.Н. Бенуа, А.М. Васнецов, М.В. Врубель. Меценаты. Русский театр рубежа веков. Первоначальная история и программа МХТ. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Театр и синтез искусств. Театрально-декорационное искусство начала XX века. Русский художественный авангард. К.С.Малевич и В.И. Кандинский – два пути к беспредметному искусству. Русская музыка. С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин. Русский классический балет от М.И. Петипа до М.М. Фокина. А.П. Павлова, В.М. Нижинский, Т.П. Карсавина – их деятельность в России и зарубежом. Мировое значение «серебряного века».

Тема 13. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ (1917 – 1920-е ГОДЫ).

Русская революция и интеллигенция. Авангард на службе революции. Футуризм и коммунизм. Культурная политика большевистского государства. Ленинская концепция культурной революции. «Монументальная пропаганда». Наркомпрос А.В. Луначарский. Церковь и государство. Идейная борьба в науке, печати, литературе, искусстве, высшей и общеобразовательной школе. Главполитпросвет. Пролеткульт. А.А. Богданов. А.М. Горький и становление новой культуры. А.А. Блок и «Двенадцать».

Курс ВКП(б) на подчинение духовной жизни политико-идеологическим целям. Утверждение и огосударствление марксистско-ленинской идеологии. Атеистическая пропаганда. Ликвидация автономии высшей школы. Проблема «буржуазной интеллигенции» и «попутчиков». Идейно-эстетическое многообразие художественной жизни. «Серапионовы братья», МАПП, РАПП, ЛЕФ. Советское музыкальное искусство. Театр 1920-х гг. Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров. Зарождение и расцвет отечественного немого кино. Формирование языка кинематографа. Кино и зритель. С.И. Эйзенштейн, Д. Вертов.

Российская эмиграция: политика, идеология и культура. Центры и деятели. «Сменовеховство» и евразийство. Социокультурные институты. Идейная борьба.

Тема 14. ^ СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА 1929-1953 ГГ.

Культура в условиях формирования тоталитарного государства. Введение в практику «остаточного» принципа финансирования культуры. Утилитарное отношение к науке. Трагические судьбы ученых (АВ. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, Н.И. Вавилов). Естественные науки и техника. Освоение Арктики и стратосферы. В.И. Вернадский и А.Л. Чижевский. Борьба с неграмотностью и малограмотностью. Складывание системы советского школьного образования. А.С. Макаренко и его «система». Начало преподавания истории в школе. «Краткий курс истории ВКП(б)» и его значение в качестве основной идеологической догмы.

Метод «социалистического реализма» как универсальный инструмент художественного творчества. I Всесоюзный съезд советских писателей. А.М. Горький и книга о Беломорканале. Советская литература, драматургия, кинематография, театр. Борьба с формализмом. Неоклассика в архитектуре 1930-х гг. Великие стройки эпохи и их эстетика. «Стиль Сталин». Интеллигенция и власть. А.А. Ахматова, М.А. Булгаков, Б.Л. Пастернак и др. Проблема альтернативной культуры. «Гомо советикус» - человек эпохи тоталитаризма. Роль искусства в формировании «нового человека».

Советская культура в годы Великой Отечественной войны. «Василий Теркин». Творчество О. Бергольц. Культурная жизнь послевоенных лет. Новые отрасли науки и научные направления. И.В. Курчатов, И.Е. Тамм, Е.О. Патон. Научный и христианский подвиг еп. Луки (Войно-Ясенецкого). Дискуссии по проблемам философии, языкознания, политэкономии. «Лысенковщина». А.А. Жданов и «ждановщина». Борьба с космополитизмом.

Тема 15. ^ «ОТТЕПЕЛЬ» В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА (1953 – 1964).

Успехи советской науки. Атомная энергетика, космонавтика. Л.Д. Ландау, П.С. Капица, С.П. Королев и Ю.А. Гагарин. Школьная реформа. Перестройка идеологической работы и начало демократизации в системе руководства культурой. Открытие новых общественно-политических журналов, вузов, исследовательских центров. Съезды писателей, художников, композиторов. Начало реабилитации деятелей литературы и искусства. «Оттепель» в литературе, кинематографе, искусстве. Проблемы взаимоотношений художественной интеллигенции и власти (выставка членов МОСХа в Манеже). А.Т.Твардовский и «Новый мир». А.И. Солженицын и «Один день Ивана Денисовича». К.М. Симонов, М.М. Хуциев, Л.В. Калатозов. Московские театры. О.Н. Ефремов и Ю.П. Любимов. Феномен «шестидесятничества». Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, А.А. Вознесенский. Неопубликованные произведения Б.Л. Пастернака, А.А. Ахматовой, В.С. Гроссмана. Начало «самиздата» и диссидентского движения.

Русские ученые и писатели – лауреаты Нобелевских премий.

Тема 16. ^ СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРИОД МЕЖДУ ДВУМЯ ПЕРЕСТРОЙКАМИ (1964-1985).

Зигзаги социально-культурной политики в условиях «застоя». Остаточный принцип финансирования культуры. Переход к обязательному десятилетнему обучению. Усиление администрирования как метода руководства культурой. Диссиденстско-демократический вызов режиму. «Самиздат» и «Тамиздат». Борьба с «инакомыслием». А.СД. Синявский, Ю.М. Даниэль, А.Д. Сахаров. Эмиграция И.И. Бродского, А.И. Солженицына, А.А. Галича и др. Церковь и интеллигенция. А.В. Мень и Г.С. Якунин. Основные течения «нового авангарда». «Соц-арт» - игра с идеологией. Советский андерграунд (театр, музыка, живопись и скульптура). Рок в СССР. Расцвет авторской песни и КСП. Феномен театра на Таганке и В.С. Высоцкого. Основные направления советской литературы 1960-80-х гг.: «деревенская» и «городская» проза, лагерный роман, официоз, военная тема. «Метрополь».

Тема 17. РУССКАЯ КУЛЬТУРА 1985-2004гг.

Социокультурные аспекты «перестройки». Возвращение наследия Н.И. Гумилева, М.И. Цветаевой, М.А. Булгакова, А.А. Ахматовой, А.П. Платонова, В.С. Гроссмана и др. «Журнальный бум». Новые тенденции в системе образования. Переосмысление основных этапов и вех отечественной истории. «Религиозное возрождение», его пути и перепутья..

«Четвертая власть» и массовое сознание российского общества. Основные тенденции и институты развития российской культуры на современном этапе. Постмодернизм в науке, искусстве, идеологии. Противоречия массовой культуры. Проблема «культура и рынок». Поиск «национальной идеи». Итоги и перспективы.


^ III. Тематический план курса



Тема


Количество часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Всего часов


лекции


семинары

Тема 1. Введение

1




2

3

Тема 2. Культура древнерусского государства


2

2

6

10

Тема 3. Культура русских земель второй трети XII – середины XIII вв.


2




4

6

Тема 4. Культура русских земель второй половины XIII – начала XVI вв.


3




4

7

Тема 5. Русская культура XVI в.

4




3

7

Тема 6. Русская культура XVII в.

4




3

7

Тема 7. Русская культура петровской эпохи

4




3

7

Тема 8. Русская культура середины и второй половины XVIII в.

2

4

6

12

Тема 9. Русская культура конца XVIII – первой четверти XIX в.

4




3

7

Тема 10. Русская культура второй четверти XIX в.

4

4

10

18

Тема 11. Культура пореформенной России 1860-80-х гг.

4




3

7

Тема 12. «Серебряный век» русской культуры.


4




3

7

Тема 13. Рождение новой культуры (1917 – 1920-е гг.)

4




3

7

Тема 14. Советская культура в 1929-1953 гг.

2

4

6

12

Тема 15. «Оттепель» в культурной жизни советского общества (1953-1964)

4




3

7

Тема 16. Советская культура в период между двумя перестройками (1964-1985)

2




3

5

Тема 17. Русская культура в 1985-2004 гг.

2




3

5

Итого

52

14

68

134


IV. Литература
^

Основная учебная литература


  1. Георгиева Т.С. Русская культура: История и современность: Учебное пособие для вузов.- 2-е изд, перер. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 608 с.

  2. Ягодынская Н.В., Малышкин С.А. Культурно-исторические центры России: Учебное пособие для вузов.- М.: Академия, 2008.- 272 с.



^

Дополнительная учебная литература


  1. Верещагин Е.М. Христианская книжность Древней Руси.- М.: Наука, 1996.- 208 с.

  2. Литература древней Руси: Хрестоматия / Сост. Л.А. Дмитриев; Под ред. Д. С. Лихачева.- М.: Высшая школа, 1990. - 544 с.

  3. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. Вторая половина XX в.-М.: Владос, 2004.



Дополнительная научная литература

  1. Литература древней Руси / Сост. Л.В. Соколова; Под ред. О. В. Творогова: Биобиблиографический словарь.- М.: Просвещение, 1996.- 240 с.

  2. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык.- М.: Универс-Прогресс, 1995.- 800с.

  3. Бицилли П.М. Трагедия русской культуры: Исследования.Статьи.Рецензии.- М.: Русский путь, 2000. - 606 с.

  4. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т.- М.: Прогресс-Культура. Т. 3: Национализм и европеизм.- 1994.- 478 с. .

  5. Успенский Б. Этюды о русской истории.- СПб: Азбука, 2002. - 474 с.

  6. Покровский М. Русская история: В 3 т.- М.: АСТ: Астрель. Т.1: От православной культуры - к культуре православной. От Древней Руси - к Русскому Царству. - 2006. - 345 с.

  7. Альманах библиофила.- М.: Книга. вып.26: Тысячелетие русской письменной культуры (988-1988).- 1989.- 255 с.

  8. Полное собрание русских летописей.- Л.: Наука. Т. 38: Радзивиловская летопись.- 1989. – 178 с.

  9. Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В.В. Колесова и М.В. Пименовой.- М., 1990.- 304 с.

  10. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века / Отв. ред. В.В. Бычков.- М.: Ладомир, 1996.- 560 с.

  11. Лихачева В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность.- Л.:Наука, 1971.- 120 с.

  12. Древнерусская литература: Источниковедение: Сборник научных трудов / Отв. ред. Д.С. Лихачев.- Л.: Наука, 1984.- 271 с.

  13. Лихачев Д. Русская культура: Альбом.- М.: Искусство, 2000.- 44 с.

  14. Памятники литературы Древней Руси: ХIII век. / Общ.ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева.- М.: Художественная литература, 1981.

  15. Памятники литературы Древней Руси: Конец ХY - первая половина XVI века. -Вступит.ст.и общ.ред. Д.С. Лихачева.- М.: Художественная литература, 1984.- 768с.

  16. Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века./ Вступ. Статья Д.С. Лихачева.- М.: Художественная литература, 1986.- 640 с.

  17. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы: Смех как мировоззрение и другие работы.- СПб.: Алетейя, 1997.

  18. Лихачев Д. С. Избранное: Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси: Заметки о русском.- СПб.: Logos, 1997.- 558 с.

  19. Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. Т.1–15. / Под ред. Д.С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, Н.В. Понырко. - СПб.: Наука, 1997-2006.

  20. Труды Отдела древнерусской литературы (XL) / Отв. ред. Д.С. Лихачев.- СПб.: Наука.- 2004.- 470 с.

  21. Топоров В.Н. Предистория литературы у славян: Опыт реконструкции (Введение к курсу истории славянских литератур).- М.: РГГУ, 1998.- 320 с.

  22. Успенский Б. А. Избранные труды. (Язык. Семиотика. Культура): В 2 т. - М.: Гнозис.- 1994.

  23. Уханова Е. В. У истоков славянской письменности.- М.: Муравей, 1998.-240 с.

  24. Повесть о горе-злосчастии / Изд. подг. Д.С. Лихачев, Е.И. Ванеева.- Л.: Наука, 1984.- 109 с.

  25. Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси.- М.: Индрик, 2001.- 607 с.

  26. Левшун Л. История восточнославянского книжного слова XI-XVII веков.- Минск: Экономпресс, 2001. - 351 с.

  27. Мюллер Л. Понять Россию: Историко-культурные исследования.- М.: Прогресс-Традиция, 2000.- 432 с.

Скачать 163.74 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты