Домой

Методическое пособие имеет своей целью, через разговор о творчестве поэтов, философов и деятелей культуры Центральной Азии, содействовать воспитанию подрастающего поколения в духе культуры мира, толерантности и гражданственности.




НазваниеМетодическое пособие имеет своей целью, через разговор о творчестве поэтов, философов и деятелей культуры Центральной Азии, содействовать воспитанию подрастающего поколения в духе культуры мира, толерантности и гражданственности.
страница1/8
Дата30.04.2013
Размер1.47 Mb.
ТипМетодическое пособие
Содержание
Захарова А.Е.
Напутствие в дорожку…
В копилку учителя
Упражнение «Символы мира»
Дискуссия «Да! Нет! Может быть…»
Ключевые понятия
Упражнение «Цветик-семицветик»
Насири Хусрава и Юсуфа Баласагуни
В копилку учителя
Комментарий «географа»
Комментарий «историка»
В копилку учителя
Эпоха Насири Хусрава
Человек хорош, коль светел изнутри, —
В копилку учителя
Ученость нужна, чтобы знаньем владел
Он дает рекомендации
Все смертны – и вечно лишь доброе имя
В горьких раздумьях моих вся истомилась душа.
Но про Корана стихи тщетно я спрашивал всех
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8

Сборник методических разработок уроков и внеклассных

мероприятий в контексте поликультурного воспитания учащихся


Д И А Л О Г В О И М Я Б У Д У Щ Е Г О


Предисловие и общая редакция сборника Шульгиной Л.А.


Консультанты:


Глушкова М.Ю., кандидат биологических наук, программный директор Центра социальной интеграции

Задорожная Н.П., кандидат педагогических наук, научный сотрудник Лаборатории критического мышления Американского университета в Центральной Азии


Рецензенты:


Марченко Л.Ю., старший научный сотрудник отдела историко-обществоведческих и эстетических дисциплин Кыргызской Академии образования

^ Захарова А.Е., кандидат исторических наук, заведующая сектором межэтнических отношений Института общественных наук Южного отделения НАН КР


Методическое пособие имеет своей целью, через разговор о творчестве поэтов, философов и деятелей культуры Центральной Азии, содействовать воспитанию подрастающего поколения в духе культуры мира, толерантности и гражданственности. Пособие предназначено для учителей общеобразовательных школ республики, работающих как в среднем, так и старшем звене, а также педагогов высшей школы, работающих со студентами первых и вторых курсов.


Содержание:


I. Культурное наследие: диалог во имя будущего (Колесникова Ю., Шульгина Л.) ...........

Напутствие в дорожку……………………………………………………...

Игра-приветствие…........…………………………………………………..

Упражнение «Символы мира»……………………………………………….

Дискуссия «Да! Нет! Может быть…»………………………………………….

«Культура мира» - информационное сообщение учителя…………………

«Цветик - семицветик» - работа в малых группах………………………

«Вечные истины?!..» - дискуссия о творчестве

Насири Хусрава и Юсуфа Баласагуни.............................................................

Творческая лаборатория……………………………...........................................

«Кыргызстан – наш общий дом» - резюме ………………………………….

Игра-прощание………………………………………………………………...

Словарик………….........................................


II. Путешествие в страну поэзии (Марченко Л.)...................................

Этот разный и красочный мир!...........................................................................

Блистательные мастерицы слова - Нодира, Увайси, Махзуна и Дильшод …

«Давайте поучаствуем в Восточном состязании поэтов!».....................................

Проникаясь творчеством…………………………………………………...

Поэтическая перекличка веков …………………………………………….

Немного истории……………………………………………………………………....

Маленький словарик……………………………………………………………..


III. Великий сказитель Саякбай Каралаев (Ставская Л.)..................

Упражнение – разминка……………………………………………………

Начинаем разговор! ………………………………………………………….

Жизнь и творчество Мастера……………………………………………

«Загадка знака Манаса»... …………………………………………...

Время мыслить, спорить, утверждать… ……………………………………

Наглядные пособия, материалы и ТСО: ………………………………………


IV. Токтогул Сатылганов – поэт-демократ (Осмонова П.)......................

Урок первый........................................................................................................

Урок второй...................................................................................................................


V. Чингиз Айтматов – великий гражданин Кыргызстана (Марченко Л.) .......…

Проведение урока в 1 – 4 классах………………………………

Проведение урока в 5 – 9 классах…………………………………………….......

Проведение урока в 10– 11 классах…………………………………………

Биография писателя…………………………………………………………..

Ч.Айтматов. Ода Республике…………………………………………………..

Приложения: материалы о Чингизе Торекуловиче Айтматове…...........................

Предисловие


Требования к современной школе непомерно возросли – с ней соперничают гигантские информационные потоки, продукты масс-культуры, на ней отражаются все проблемы, которые испытывают общества «времени перемен». Школы Кыргызстана не являются исключением. Время от времени, к сожалению, заявляет о себе и ещё одна проблема, так или иначе касающаяся школы – проблема межэтнических отношений, напоминающая всем, - насколько хрупок мир и как стремительно он может превратиться в противостояние людей со многими непредсказуемыми последствиями. Стоит вопрос не только сохранения мира и согласия, но и развития всего положительного, что было завоёвано в культурной среде, в сфере отношений между людьми на этой уникальной многонациональной территории за последние десятилетия, а быть может, и многие столетия назад.

Школа во все времена и у всех народов пыталась помочь своим питомцам, передавая им не только знания по основам наук, но и то, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе.

Но этот сложный, многогранный мир, окружающий детей, с трудом укладывается в школьные предметы. К тому же большую часть учебного времени в школе занимают точные науки – математика, физика, химия… Как научить детей думать? Определять собственную точку зрения? Уметь соотносить эту точку зрения с тем, что признаётся «вечной истиной»? Обсуждать такие вопросы, точные ответы на которые порой не знает никто?..

Пособие, которое попало к вам в руки, это попытка авторов над всем вышеперечисленным поразмышлять… Мы попытались найти такую форму разговора с детьми о вечных истинах, которая стала бы для учителя своеобразным инструментом, подходящим к использованию в любом формате: в условиях урока, на тематическом классном часе, дискуссионной гостиной и т.д., который каждый учитель предпочтёт или выберет для себя. Но давайте признаемся сразу, что такая форма общения, когда учитель и ученик вместе идут по дороге открытий, строится на совершенно другом подходе, одним из названий которого является педагогика сотрудничества. При таком подходе не срабатывает привычный механизм простой передачи знания – здесь происходит совместный труд учителя и ученика, совместное творчество, в результате которого происходит постижение Знания и Опыта, освоение простых и сложных Истин, которые теперь можно и важно будет использовать в жизни.

Выбранное название сборника «Диалог во имя будущего», а также имена поэтов и философов Центральной Азии – неслучайны. Это попытка обсуждения с детьми Вечных Вопросов, волнующих человечество во все времена – кто мы, откуда мы и куда мы идём… Но не торопитесь откладывать пособие в сторону, не дочитав его до конца! Пусть вас не пугает серьёзность затронутой темы, ведь мы предлагаем сделать это в увлекательной, игровой форме! Ребята могут и не заметить, как просто можно говорить о сложном, и, на первый взгляд, недоступном, как важно придавать значение «простым вещам», как потрясающе интересно заглянуть в свой собственный внутренний мир или увидеть окружающую жизнь совершенно по-другому!...


И тогда, быть может, «диалог» станет длиною в жизнь…

Колесникова Ю.

Шульгина Л.


Культурное наследие Туркестана:

диалог во имя будущего


Методическое пособие для учителя по проведению воспитательного мероприятия в 10 – 11 классах общеобразовательных школ


Формат: классный час, поэтическая гостиная, тематический урок, семинар-тренинг и т.д. (на выбор учителя).


Предлагаемый в виде методического пособия материал не является обязательным к использованию в полном объёме, поскольку это будет целиком зависеть от выбора учителя. В зависимости от выбранного формата мероприятия, материал можно использовать частично или дополнять его по своему усмотрению. Количество и содержание интерактива (игр, упражнений, дискуссий) также варьируется в зависимости от поставленной цели и выбранного вида работы.

Например, если выбран вариант поэтической гостиной, акцент может быть перенесён на литературно-дискуссионный компонент, если это – тематический урок, то материал отбирается в рамках заданной для урока темы.




^ Напутствие в дорожку…

Проведение любого внеклассного мероприятия, предполагающего свободное общение и взаимодействие, требует особой атмосферы – атмосферы доверия и творчества. В такой атмосфере подросток чувствует себя свободно, учится высказывать и отстаивать собственную точку зрения, прислушиваться к мнению других, приобретая бесценный опыт построения диалога, умения жить в мире с окружающими его людьми и, прежде всего, в мире с самим собой. Вот почему так важно, несмотря на то, что ребята давно знакомы и общаются друг с другом – начать любую из выбранных Вами форм проведения мероприятия с момента построения такой атмосферы доверия и творчества.

Старшеклассники, собравшиеся на приготовленную Вами встречу, ещё не знают, чем именно предстоит им заниматься, им ни о чём не говорят пока имена средневековых поэтов, которые они, возможно, слышали от Вас или видели на приготовленных к мероприятию материалах. Скорее всего, сработает стереотип ожидания урочного формата: дети подумают, что сейчас начнётся традиционный урок, где они выступят в привычной роли слушателей, и будут выполнять выдаваемые учителем задания…

Вот почему так важно с первых же минут встречи «поломать» этот стереотип!

Начнём с аудитории, где будут происходить важные в жизни ребят события – совместный поиск ответов на сложные жизненные вопросы, поиск «самих себя». Замечательно, если это будет не привычная классная комната, но другое пространство, где очень важно посадить детей в общий круг, где нет предпочтений и привилегий, «первых парт» и «камчаток» и где нельзя будет отмолчаться, спрятавшись за плечи других. Круг уже предполагает определённую ответственность, которую ребята-старшеклассники так ждут и которой они так боятся!

В аудитории должны быть приготовлены несколько столов, где старшеклассники в процессе проведения мероприятия будут работать в небольших группах, что-то обсуждать, придумывать или рисовать. При этом столы не должны мешать общему кругу, который, в свою очередь, должен состоять из стульев, также свободно передвигаемых в любом направлении или свободно составляемых в небольшие круги.

Стены аудитории или классной комнаты должны также работать на «общий успех»: хорошо, если будет свободна, по крайней мере, одна стена для вывешивания портретов, флипчартов (листов ватмана), рисунков или других работ. При переходе от одного вида работ к другому не стоит совсем убирать наработанные материалы, нужно просто поместить их в сторону, чтобы ребята до конца удерживали логику общего действия.

На самом видном месте необходимо вывесить название Вашего мероприятия, которое будет сопровождать всё проводимое совместно с детьми время.

И, наконец, маленький секрет успеха: если в середине устроенного Вами круга будет находиться что-то, рассчитанное на всех и сближающее всех, например, «колодец» из маркеров, горка конфет или несколько лепёшек, которыми можно делиться, – дорога совместного поиска и открытий будет гораздо легче и веселее!...


Игра-приветствие


Время проведения: 5 - 7 минут

Условия проведения:

В самом начале занятия, после общего приветствия, учитель делит класс на небольшие группы по 5-6 человек в каждой. Для этого можно, конечно, использовать традиционный расчёт на 1й-2й-3й…, но будет значительно лучше, если для формирования групп будут применяться какие-нибудь способы деления с помощью цвета (например, можно раздать ребятам разноцветные скрепки), или с помощью знакомых игр, позволяющих быстро распределить ребят в группы.

Сформированным таким образом командам выдается задание: в течение 1 минуты придумать звуковое приветствие. Это могут быть несколько слов – пожеланий, слов поддержки и ободрения от ребят одной группы – всем остальным.

После того, как все группы справятся с заданием, учитель проводит межгрупповую перекличку: группы поочередно выкрикивают придуманное приветствие, которое всякий раз заканчивается аплодисментами. Пройдёт всего лишь несколько минут, и хорошее настроение для всех участников действия будет обеспечено!


^ В копилку учителя

Приветствие – это то, с чего начинается любое общение. Сколько раз на день нам приходится говорить друг другу слова приветствия. Приветствие есть демонстрация нашего отношения к другим людям. Оно бывает очень красноречивым, даже если не богато словами.

У разных народов на протяжении тысячелетий приветствие принимало разнообразные формы. «Здоров ли ваш скот?»- так приветствовали друг друга жители Древнего Китая, Монголии, Египта. Или другой вариант: «Ели вы сегодня?». Это связано с тем, что стадо для монгола-кочевника – основа его жизни. Здоровы животные – хватает еды – всё благополучно в семье. Вот, и получается: пожелать здоровья четвероногому кормильцу скотовода – все равно, что пожелать здоровья ему самому. По сей день одними из самых любопытных остаются приветствия африканских племен. Словами «я тебя вижу» обмениваются при встрече зулусы. В племени Акамба в Кении в знак глубокого уважения плюют на встречного, а представитель племени Маски при встрече сначала сплевывает, а потом плюет на собственную кисть и только потом позволяет пожать себе руку. На Замбези хлопают в ладоши и делают реверанс.

Здороваясь, еврей скажет «мир вам», перс желает: «Будь весел», арабы скрещивают руки на груди, туркмены засовывают руки в длинные рукава, китайцы делают поклон с вытянутыми вдоль тела руками. У абхазов рукопожатиями обмениваются близкие знакомые и родственники. У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока тот не приблизится и не заметит его. Иногда индейцы для приветствия снимают обувь. Тибетцы при встрече снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо, а еще высовывают язык. У японцев для приветствия применяется три вида поклонов – сайкэйрэй (самый низкий), средний поклон – с углом тридцать градусов и легкий – с углом пятнадцать. У гренландцев отсутствует формальное приветствие, но при встрече обязательно произносят: «Хорошая погода». Смысл этого замечания далеко выходит за рамки климатических данных и означает «Мир прекрасен». Самоанцы обнюхивают друг друга.

Таджики, узбеки, кыргызы и многие другие народы Востока складывают обе руки чуть ниже груди при наклоне корпуса. Затем, не убирая рук от груди, человек подходит к приветствуемому, говорит «Ассолом – алейкум» - «мир дому твоему» и протягивает обе руки. Что может быть прекрасней такого пожелания!?

Современные приветствия стали более универсальными, но, тем не менее, несут на себе отпечаток культуры, в которой они возникли: латиноамериканцы обнимаются, французы целуют друг друга в щёку, молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

В Кыргызстане у различных представителей регионов можно встретить все эти приветствия. Например, молодые девушки – кыргызки в Бишкеке здороваются за руку, а затем обнимают и целуют друг друга, подчеркивая свои хорошие отношения. Молодые парни более сдержанны – они просто пожимают руки друг другу и могут похлопать по спине. А как здороваются у вас?


^ Упражнение «Символы мира»


Время проведения: 15 минут

Необходимые материалы: фломастеры и листы ватмана для работы 5-6 групп, скотч.

Условия проведения:

Ребята продолжают работать в уже сформированных командах. Им дается следующее задание: в течение 5 минут, используя предоставленные материалы, группы должны с помощью схем и рисунков изобразить то, что может символизировать мир как характер отношений между людьми, народами и государствами. Выполнив задание, группы поочередно представляют результаты своей работы.

Каждый плакат вывешивается на доске, присоединяясь к предыдущим, и остается до конца урока.

Учитель резюмирует презентации групп, делая акценты на традиционной в таких случаях символике (дети, как правило, чаще всего рисуют солнце, чистое синее небо, цветы, рукопожатья и т.д., всё то, что используется для изображения всеобщего счастья и благополучия), демонстрируя при этом, что все мы очень похожи в своих представлениях о мире. После этого предлагается перейти к дискуссии.


^ Дискуссия «Да! Нет! Может быть…»


Время проведения: 15 минут

Необходимые материалы: 3 таблички с надписями: ДА! НЕТ! МОЖЕТ БЫТЬ…, скотч, карточки с заготовленными вопросами.

Условия проведения:

Учитель размещает каждую из табличек в трех разных местах класса. Задача ребят - внимательно выслушать вопрос и занять позицию в зависимости от согласия или несогласия с услышанным утверждением: да, я с этим согласен; нет, я категорически с этим не согласен; я сомневаюсь и не знаю.

Данное упражнение впервые от начала встречи разделит ребят на три неравномерные группы: их мнения «разойдутся»! Не следует бояться, если какая-то из групп окажется малочисленной или наоборот. После того, как позиции заняты, учитель даёт право высказываться представителям каждой стороны. Дискуссию лучше начинать с позиции несогласия, при этом, предложив ребятам отстаивать своё мнение по желанию. В течение дискуссии участник может поменять свою точку зрения и свободно перейти на другую позицию. Сама технология данного упражнения заставляет ребят задуматься, определиться со своим мнением, попытаться «защитить» его и найти нужные аргументы в свою пользу. Всякий раз, при проведении упражнения, возникают дискуссии и споры, которые, порой, бывает трудно остановить. Помогайте ребятам, старайтесь отыскивать вместе с ними нужные слова, примирять их, показывать больше схожести, чем различий, несмотря на то, что они выбрали противоположные позиции. И не забывайте, что большим помощником для Вас будет неизменное… чувство юмора!


Возможные утверждения для дискуссии:

  1. Мне комфортно в этом мире

  2. Я могу изменить этот мир

  3. Литература и искусство способны повлиять на происходящее в этом мире


В конце упражнения учитель вновь подводит итоги обсуждения, стараясь обеспечить переход к следующему блоку, предполагающему разговор о культуре мира, одним из подходов к воспитанию которой является литература.

«Культура мира» - информационное сообщение учителя


В копилку учителя

Человечество устало от войн и насилия. Сейчас, после ряда особо страшных трагедий в мире, ко многим пришло осознание: если мы хотим выжить, то должны не просто перестать объявлять войны, но и изменить образ мышления и жизни, характер отношений между людьми, народами и государствами. Иными словами, нам надо перейти в другое культурное состояние. И в противовес псевдокультуре насилия определить глобальную идею построения культуры мира и ненасилия.

По предложению ЮНЕСКО, поддержанному Генеральной Ассамблеей ООН, 2000-й год про­шёл под знаком Культуры мира, а первое десятилетие нового века было объявлено Десятиле­тием мира и ненасилия в интересах детей планеты.

Понятие «культура мира» не сводится к общепринятому употреблению слова «культура», как художественно-творческой области и «миру» как Вселенной. Речь идёт о создании цивили­зации, ориентированной на мир и ненасилие. «Культура мира» – это сочетание ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образцов жизни» – так говорится в декларации о культуре мира, принятой 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 г.


^ Ключевые понятия: мир, ненасилие, толерантность, права человека, устойчивое раз­витие, демократия, свободный обмен информацией, равные права мужчин и женщин, соли­дарность.


Там, где речь идёт о человеческом со­знании, ценностных ориентациях, морали и поведении, безусловно, в число решающих факторов выдвигается образование. Когда сегодняшние дети станут взрослыми, они долж­ны быть вооружены пониманием ценностей ненасилия, толерантности, приоритетности уважения прав и свобод человека и т.д.

Известно высказывание Уинстона Черчилля: «Учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр не может и мечтать!» Это образное сравнение хорошо передаёт смысл выдающегося значения учителя для человека и общества. Авторитаризм педагога – очевидное препятствие на пути к демократии и гражданскому обществу в Кыргызстане. Поэтому так важно для педагогов уметь выстраивать доверительные, равноправные отношения с учениками.

Согласно науке о мире, активно развивающейся с середины XX века, «образы врага», сопровождавшие, а нередко и вызывавшие войны, формировались либо под воздействием целенаправленно искажённой информации, либо в результате незнания народов друг о друге. Как справедливо заметил кыргызский просветитель Токтогул Сатылганов, ненависть есть «обильнейший источник предубеждения народов, а между тем, чтобы более уважать себя взаимно, народы должны только больше знать друг друга». То есть широкая, всесторонняя и правдивая информация о народах и странах земного шара – условие воспитания культуры мира.


^ Упражнение «Цветик-семицветик»


Время проведения: 15 минут

Необходимые материалы: фломастеры, разноцветные листы бумаги (это могут быть листы белого ватмана, вырезанные в виде кругов и покрашенные по краям в семь разных цветов), скотч.

Условия проведения:

Учитель делит ребят на 7 групп. «Прожитая» детьми дискуссия, информационное сообщение учителя, вводят их в определённое эмоциональное напряжение - здесь как нельзя, кстати, окажется какая-нибудь подвижная игра, в процессе которой дети немного отдохнут и в результате которой будут сформированы семь мини- групп.

Каждой группе выдаются для работы фломастеры и разноцветные листы бумаги. В течение отведенного учителем времени ребята должны дать определение понятию «Культура мира», написать эти определения на листы ватмана и презентовать результаты работы всему классу.

Все определения вывешиваются на доске в виде «цветика-семицветика».

После групповых презентаций учитель подводит итоги данного упражнения, останавливая внимание ребят на схожести определений. И, несмотря на то, что это будут «детские» определения Культуры мира, необходимо постараться вычленить из них рациональные зёрна и, похвалив ребят, ещё раз подчеркнуть, что «культура мира» - это наше поведение, наш образ мыслей, это те ценности, которых мы придерживаемся в нашей повседневной жизни.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты