Домой

В. Г. Гаркавая учебно-методический комплекс по курсу «прогнозирование и планирование экономики» минск 2005 удк ббк т рекомендовано к изданию научно-методическим советом мгэи учебно-методический комплекс




НазваниеВ. Г. Гаркавая учебно-методический комплекс по курсу «прогнозирование и планирование экономики» минск 2005 удк ббк т рекомендовано к изданию научно-методическим советом мгэи учебно-методический комплекс
страница1/9
Дата29.04.2013
Размер2.36 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
Содержание
Раздел I. Теоретические основы и развитие прогнозирования и
Раздел II. Методологические и организационные основы
Раздел III. Прогнозирование и планирование экономического роста
Раздел IY. Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов
Раздел Y. Прогнозирование и планирование материально
Раздел YI. Прогнозирование и планирование развития
Раздел YII. Прогнозирование и планирование регионов
Контрольные вопросы
I. Сущность и предмет теории прогнозирования и планирования экономики
II. Исторический аспект развития прогнозирования и планирования.
IY. Методология прогнозирования и планирования.
YII. Прогнозирование и планирование темпов, качества экономического роста и структуры экономики.
IX. Прогнозирование и планирование финансов.
Раздел iy. прогнозирование и планирование трудовых ресурсов, социального развития и потребительского рынка
XI. Прогнозирование и планирование социального развития и уровня жизни населения.
XII. Прогнозирование и планирование развития потребительского рынка.
XIII. Материально-технического обеспечение.
49.Основы государственной научно-технической и инновационной политики
Раздел yi. прогнозирование и планирование развития производственной инфраструктуры и сферы обслуживания
Раздел yii. прогнозирование и планирование регионов, природоохранной и предпринимательской деятельности
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Ю.М. ТРУШИН, В.Г. ГАРКАВАЯ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ПО КУРСУ


«ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ»


МИНСК 2005


УДК

ББК

Т


Рекомендовано к изданию

научно-методическим советом МГЭИ


Учебно-методический комплекс подготовили: доцент, к.э.н. Трушин Ю.М., ассистент Гаркавая В.Г.


В учебном пособии раскрывается содержание основных разделов тем курса «Прогнозирование и планирование экономики», что позволит в соответствии с рабочей программой обеспечить систему фундаментальных экономических знаний у студентов всех форм обучения.

В данном пособии отражены методическое положение теории и организации прогнозирования и планирования, методы и подходы прогнозирования темпов экономического роста, структуры экономики, финансов, трудовых ресурсов, социального развития и потребительского рынка, материально-технического обеспечения, инвестиций, инновационной деятельности, внешнеэкономических связей и развития производственных отраслей, производственной инфраструктуры, сфер обслуживания населения, развития регионов, природоохранной и предпринимательской деятельности. В конце разделов приводятся тесты для студентов заочного отделения.

Цель учебно-методического комплекса – формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков решения конкретных задач в области прогнозирования и планирования экономики в условиях становления рыночных отношений.

Изучение основ прогнозирования и планирования экономики предполагает систематическую работу и с другими источниками: нормативно-правовые акты, учебники, учебные пособия, материалы периодической печати, статистические материалы, и т.д.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие______________________________________________________6

Контрольные вопросы для подготовки к экзамену (зачёту) по курсу

«Прогнозирование и планирование экономики»________________________7

^ Раздел I. Теоретические основы и развитие прогнозирования и

планирования____________________________________________________12

Сущность прогнозирования. Основные понятия прогнозирования_________12

Формы планирование (директивное, индикативное, стратегическое),

их развитие и применение___________________________________________13

Предмет курса «Прогнозирование и планирование экономики» и

его место в системе экономических наук_______________________________15

Тесты по разделу I__________________________________________________16

^ Раздел II. Методологические и организационные основы

прогнозирования и планирования___________________________________19

Научные основы методологии прогнозирования и планирования___________19

Методологические принципы прогнозирования и планирования____________19

Система показателей прогнозов и планов_______________________________21

Логика прогнозирования и планирования_______________________________23

Система прогнозов и планов. Методологические основы их сопряжения_____24

Объекты макроэкономического прогнозирования и планирования__________27

Система методов прогнозирования и планирования______________________28

Методы экспертных оценок, их характеристика_________________________28

Методы экстраполяции, их особенности_______________________________30

Экономико-математические методы. Методы моделирования_____________31

Метод экономического анализа_____________________________________________33

Балансовый метод__________________________________________________34

Нормативный метод________________________________________________35

Программно-целевой метод: сущность, состояние и перспективы

развития__________________________________________________________37

Система органов прогнозирования и планирования, их функции___________39

Порядок разработки прогнозов и планов_______________________________40

Тесты по разделу II_________________________________________________42

^ Раздел III. Прогнозирование и планирование экономического роста,

Структуры экономики, цен, инфляции и финансов____________________48

Макроэкономические цели, показатели и счета, их взаимосвязь.

Методы прогнозирования макроэкономических показателей______________

Прогнозирование и планирование структуры экономики. Программа

структурной перестройки экономики Республики Беларусь_______________

Прогнозирование и планирование критериев и показателей

эффективности общественного производства___________________________

Межотраслевой баланс и его роль в прогнозировании и планировании

развития экономики ________________________________________________

Финансово-бюджетная и кредитно-денежная политика РБ________________

Государственный бюджет. Прогнозирование государственных

операций__________________________________________________________

Прогнозирование платёжного баланса и валютного курса_________________

Тесты по разделу III_________________________________________________

^ Раздел IY. Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов,

социального развития и потребительского рынка_____________________

Демографические прогнозы и их роль в экономике страны________________

Рынок труда в РБ Трудовые ресурсы, их состав__________________________

Прогнозирование трудовых ресурсов, их использование.

Сводный баланс трудовых ресурсов___________________________________

Прогнозирование занятости в Республике Беларусь______________________

Социальная политика. Прогнозирование уровня жизни населения.__________

Показатели социального развития Социальные нормы и

нормативы. Методы их прогнозирования_______________________________

Прогнозирование и регулирование доходов населения. Баланс

денежных доходов и расходов населения, его роль в экономике страны_____

Прогнозирование и регулирование оплаты труда_________________________

Потребительский рынок и его основные элементы. Методы

прогнозирования спроса на товары народного потребления________________

Методика определения товарооборота и его структуры. Методы

прогнозирования товарооборота. Баланс спроса и предложения,

его содержание и назначение_________________________________________

Тесты по разделу IY_________________________________________________

^ Раздел Y. Прогнозирование и планирование материально-

технического обеспечения, инвестиций, инновационной

деятельности, внешнеэкономических связей, развития

производственных отраслей________________________________________

Ресурсное обеспечение. Формы материально-технического

обеспечения в переходный период____________________________________

Прогнозирование потребности в материально-технических ресурсах_______

Прогнозирование поставок продукции производственно-технического

назначения для государственных нужд, порядок заключения и

реализации межгосударственных соглашений на поставку продукции______

Инвестиционная политика. Источники финансирования и кредитова-

ния централизованных государственных инвестиций_____________________

Прогнозирование и регулирование инвестиций__________________________

Критерии и порядок включения проектов в перечень для

инвестирования. Оценка эффективности инвестиций_____________________

Основы государственной научно-технической и инновационной

политики__________________________________________________________


Прогнозирование научно-технической сферы и инновационной

деятельности_______________________________________________________

Внешнеэкономические связи и их формы. Внешнеэкономическая

политика__________________________________________________________

Прогнозирование и планирование экспорта и импорта___________________

Определение эффективности внешнеэкономической деятельности.

Квотирование, лицензирование, валютное регулирование экспорта и

импорта__________________________________________________________

Прогнозирование и планирование объёма и структуры

промышленного производства_______________________________________

АПК, его состав и особенности. Аграрная политика_____________________

Прогнозирование объёма производства и планирование поставок

сельскохозяйственной продукции для государственных нужд_____________

Прогнозирование и планирование развития строительного

производства______________________________________________________

Тесты по разделу Y_________________________________________________

^ Раздел YI. Прогнозирование и планирование развития

производственной инфраструктуры и сферы обслуживания____________

Транспортная система РБ. Особенности её функционирования.

Методы прогнозирования объёма перевозок. Прогнозирование

пассажирооборота__________________________________________________

Особенности прогнозирования и планирования развития отраслей

сферы обслуживания________________________________________________

Тесты по разделу YI_________________________________________________

^ Раздел YII. Прогнозирование и планирование регионов,

природоохранной и предпринимательской деятельности_______________

Региональная политика. Прогнозирование социально-экономического

развития региона____________________________________________________

Свободные экономические зоны как один из путей развития регионов_______

Прогнозирование использования природных ресурсов и меры по

обеспечению их рационального использования___________________________

Прогнозирование и планирование охраны окружающей среды______________

Особенности прогнозирования и планирования развития

предпринимательской деятельности____________________________________

Антимонопольная политика, её обоснование_____________________________

Тесты по разделу YII_________________________________________________


ПРЕДИСЛОВИЕ


Предлагаемый учебно-методический комплекс по курсу «Прогнозирование и планирование экономики» предназначен для активизации навыков понимания содержания дисциплины, проверки собственных знаний и подготовки к сдаче экзамена, зачета.

Данный комплекс представляет собой перечень вопросов к экзамену (зачету), краткое изложение ответов на эти вопросы. В комплекс включены наборы тестов-упражнений по разделам дисциплины, которые носят обучающий, закрепляющий (тренировочный) и контрольный характер.

Условия выполнения тестов традиционны, изложены в доступной форме и направлены на понимание содержания дисциплины, что поможет студентам применить свои знания на практике и обрести уверенность в своих силах.

С помощью тестов студенты смогут проконтролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в своей подготовке по дисциплинам и вовремя устранить их.

Этот комплекс поможет облегчить труд преподавателей, так как представляет готовый материал для проведения практических занятий, а также может быть использован и в нетрадиционных формах работы – деловых играх, конкурсах.

Комплекс предназначен как для самостоятельной работы, так и в аудиториях под руководством преподавателей.

Основными источниками выполнения тестов служит данный учебно-методический комплекс, а также учебно-методическое пособие «Прогнозирование и планирование экономики» Минск, 2005; авторами которого являются Ю.М.Трушин и В.Г. Гаркавая.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

для подготовки к экзамену (зачёту) по курсу

«Прогнозирование и планирование экономики»


РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РАЗВИТИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ.


^ I. Сущность и предмет теории прогнозирования и планирования экономики

1.Сущность прогнозирования. Основные понятия прогнозирования.

2.Формы планирование (директивное, индикативное, стратегическое), их развитие и применение.

3.Предмет курса «Прогнозирование и планирование экономики» и его место в системе экономических наук.

^ II. Исторический аспект развития прогнозирования и планирования.

4.Возникновение прогнозирования и планирования.*

5.Прогнозирование и планирование в СССР.*

III. Прогнозирование и планирование в развитых зарубежных странах.

6.Становление прогнозирования и планирования в зарубежных странах.*

7.Особенности прогнозирования и планирования в зарубежных странах (США, Япония, Франция; страны с моделью переходной экономики).*


РАЗДЕЛ II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

^

IY. Методология прогнозирования и планирования.


8.Научные основы методологии прогнозирования и планирования.

9.Методологические принципы прогнозирования и планирования.

10.Система показателей прогнозов и планов.

11.Логика прогнозирования и планирования.

12.Система прогнозов и планов. Методологические основы их сопряжения.

13.Объекты макроэкономического прогнозирования и планирования.

Y. Методы прогнозирования и планирования.

14.Система методов прогнозирования и планирования.

15.Методы экспертных оценок, их характеристика.

16.Методы экстраполяции, их особенности.

17.Экономико-математические методы. Методы моделирования.

18.Метод экономического анализа.

19.Балансовый и нормативный методы, их взаимосвязь.

________________________________

*Вопросы, не получившие освещение в учебном пособии


20.Программно-целевой метод: сущность, состояние и перспективы развития.

YI. Организация прогнозирования и планирования.

21.Основы организации прогнозирования и планирования.*

22.Система органов прогнозирования и планирования, их функции.

23.Порядок разработки прогнозов и планов.


РАЗДЕЛ III. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ, ЦЕН, ИНФЛЯЦИИ И ФИНАНСОВ.

^

YII. Прогнозирование и планирование темпов, качества экономического роста и структуры экономики.


24.Макроэкономические цели, показатели и счета, их взаимосвязь. Методы прогнозирования макроэкономических показателей.

25.Прогнозирование и планирование структуры экономики. Программа структурной перестройки экономики Республики Беларусь.

26.Прогнозирование и планирование критериев и показателей эффективности общественного производства.

27.Межотраслевой баланс и его роль в прогнозировании и планировании развития экономики.

YIII. Прогнозирование и государственное регулирование цен и инфляции.

28.Ценовая политика. Методы прогнозирования и регулирования цен.*

29.Инфляция, её особенности в РБ. Методы прогнозирования инфляции.*

^ IX. Прогнозирование и планирование финансов.

30.Финансово-бюджетная и кредитно-денежная политика РБ.

31.Государственный бюджет. Прогнозирование государственных операций.

32.Прогнозирование платёжного баланса и валютного курса.

33.Прогнозирование развития рынка ценных бумаг.*


^ РАЗДЕЛ IY. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ, СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА


X. Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости.

34.Рынок труда в РБ Трудовые ресурсы, их состав.

35.Прогнозирование трудовых ресурсов, их использование. Сводный баланс трудовых ресурсов. Проблемы занятости в Республике Беларусь.

^ XI. Прогнозирование и планирование социального развития и уровня жизни населения.

36.Социальная политика. Прогнозирование уровня жизни населения.

37.Показатели социального развития Социальные нормы и нормативы. Методы их прогнозирования.

38.Прогнозирование и регулирование доходов населения. Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль в экономике страны.

39.Прогнозирование и регулирование оплаты труда.

40.Общественные фонды потребления. Их реформирование в переходный период.*
^

XII. Прогнозирование и планирование развития потребительского рынка.


41.Потребительский рынок и его основные элементы. Методы прогнозирования спроса на товары народного потребления.

42.Методика определения товарооборота и его структуры. Методы прогнозирования товарооборота. Баланс спроса и предложения, его содержание и назначение.


РАЗДЕЛ Y. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИНВЕСТИЦИЙ, ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ


^ XIII. Материально-технического обеспечение.

43.Ресурсное обеспечение. Формы материально-технического обеспечения в переходный период.

44.Прогнозирование потребности в материально-технических ресурсах.

45.Прогнозирование поставок продукции производственно-технического назначения для государственных нужд, порядок заключения и реализации межгосударственных соглашений на поставку продукции.

XIY. Прогнозирование и планирование инвестиций.

46.Инвестиционная политика. Источники финансирования и кредитования централизованных государственных инвестиций.

47.Прогнозирование и регулирование инвестиций.

48.Критерии и порядок включения проектов в перечень для инвестирования. Оценка эффективности инвестиций.

XY. Прогнозирование и планирование НТП и инновационной деятельности.
^

49.Основы государственной научно-технической и инновационной политики


50.Прогнозирование научно-технической сферы и инновационной деятельности.

51.Комплексная оценка внедрения мероприятий НТП.*

XYI. Прогнозирование и планирование развития внешнеэкономической деятельности.

52.Внешнеэкономические связи и их формы. Внешнеэкономическая политика.

53.Прогнозирование и планирование экспорта и импорта.

54.Определение эффективности внешнеэкономической деятельности. Квотирование, лицензирование, валютное регулирование экспорта и импорта.

XYII. Прогнозирование и планирование развития и функционирования производственных отраслей.

55.Промышленные комплексы. Особенности и проблемы их функционирования в республике.*

56.Прогнозирование и планирование объёма и структуры промышленного производства.

57.АПК, его состав и особенности. Аграрная политика.

58.Прогнозирование объёма производства и планирование поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

59.Прогнозирование и планирование развития строительного производства.


^ РАЗДЕЛ YI. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ


XYIII. Прогнозирование и планирование развития производственной инфраструктуры.

60.Транспортная система РБ. Особенности её функционирования. Методы прогнозирования объёма перевозок. Прогнозирование пассажирооборота.

61.Прогнозирование потребности в транспортных средствах.*

XIX. Прогнозирование и планирование развития непроизводственной сферы.

62.Особенности прогнозирования и планирования развития отраслей сферы обслуживания.


^ РАЗДЕЛ YII. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РЕГИОНОВ, ПРИРОДООХРАННОЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


XX. Прогнозирование и планирование развития регионов.

63.Региональная политика. Прогнозирование социально-экономического развития региона.

64.Свободные экономические зоны как один из путей развития регионов.

XXI. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов.

65.Прогнозирование использования природных ресурсов и меры по обеспечению их рационального использования.

66.Прогнозирование и планирование охраны окружающей среды.

XXII. Прогнозирование развития предпринимательской деятельности и обоснование антимонопольной политики.

67.Особенности прогнозирования и планирования развития предпринимательской деятельности.

68.Антимонопольная политика, её обоснование.


^ РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РАЗВИТИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ.


Тема: Сущность и предмет теории прогнозирования и планирования экономики

1.Сущность прогнозирования. Основные понятия прогнозирования.

2.Формы планирование (директивное, индикативное, стратегическое), их развитие и применение.

3.Предмет курса «Прогнозирование и планирование экономики» и его место в системе экономических наук.


^ Сущность прогнозирования. Основные понятия прогнозирования.

Представление о будущем называется предвидением. В экономической жизни применяется научное предвидение – опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Имеет форму: предсказания (присущ описательный характер) и предуказания (указываются необходимые действия для достижения цели).

Категориями предсказания выступают:

Гипотеза - характеризует вероятностное поведение исследуемых объектов и их качественную характеристику. Позволяет подготовить основу для научного прогнозирования

Прогноз - более четок, имеет большую определенность, обязательность характеристик (качественных и количественных).

Концепция - определенный способ трактовки вероятных социально-экономических процессов в обществе и стратегия их развития.

Программа - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития и предлагаемые пути и средства их достижения.

План - постановка определенной цели и четкое предвидение детальных событий на определенный срок (определенность и ответственность)

Предуказание связано с решением проблемы. Обязательно присутствует волевое решение человека (группы) по достижению намечаемой цели. Выступает в форме планирования, программирования или проектирования. Чаще применяются первые две формы.

Прогнозирование – процесс разработки научно обоснованного суждения о качественном состоянии экономики и возможном ее изменении в будущем, альтернативных путях и сроков достижения этого состояния. Т.е. прогнозирование является основой формирования экономической политики государства, служит связующим звеном между теорией и практикой во всех сферах жизни общества.

Процесс прогнозирования предполагает получение необходимой информации, ее обработку, оценку и анализ, определение перспектив и вероятность реализации прогноза. При разработке прогнозов должны учитываться следующие составляющие:

  1. ресурсы (трудовые, финансовые, материальные, информационные), которые имеются в регионе в соответствующий период;

  2. экономическая ситуация (выявляются проблемы, с которыми можно столкнуться в будущем);

  3. экономическая политика (фундамент для решения проблем в будущем);

  4. регулирование (средство решения задач развития общества).

Прогноз – вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах возможного состояния явления в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления Научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов – прогностика – имеет своим предметом исследование законов и способов прогнозирования.

Прогноз разрабатывается в рамках определенной целевой группировки прогнозов, формируемой в зависимости от цели исследования. В целевой группировке прогнозов выделяют ведущее направление – профиль (объект) прогноза, являющийся предметом исследования, и вспомогательное направление – прогнозный фон, т.е. совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задач.


^ Формы планирование (директивное, индикативное, стратегическое), их развитие и применение.


Планирование – процесс экономического обоснования и принятия взаимосвязанных решений в конкретной ситуации для достижения целей (в широком смысле); определение эффективных путей для достижения целей (в узком смысле).

Рассматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора альтернатив развития.

План – намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности и сроков выполнения. Следовательно, основной целью плана является реализованное событие. Основной задачей планирования – выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.

Основные характеристики плана:

  • волевое и активное воздействие на будущее;

  • отражение субъективного представления о будущем;

  • представляет собой числовую модель будущего развития;

  • предполагает ответственность за осуществление будущего, предусматривает меры ответственности для исполнителей;

  • реальность, т.е. учитывать внутренние и внешние факторы и рациональное их соотношение.

Применение планирования имеет ряд ограничений: - неопределенность, многомерность и стохастичность среды хозяйствования; - несовершенство законодательной базы страны; - по ресурсам; - авторитарность руководства; - субъективизм взглядов исполнителей; - отсутствие финансового обеспечения действий; - ошибки в экономических расчетах.

По методам реализации планы подразделяются:

Директивные, имеющие силу юридического закона, т.е. предназначенные для безусловного исполнения. Методы формирования должны обеспечивать однозначность директивных планов.

Преимущества директивного планирования: взаимосвязь социальных и экономических аспектов развития общества; концентрация сил на выполнение приоритетных направлений деятельности; комплексный подход к решению проблемы; учет возможностей непрерывного перспективного и текущего планирования; сочетание отраслевого и территориального подходов; попытки сбалансирования использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

К недостаткам директивного планирования следует отнести: слабый учет естественных законов и тенденций развития товарно-денежных отношений; возрастание роли плана как самоцели деятельности по принципу «план – любой ценой» (фетиш плана над экономическими отношениями); отсутствие поля для маневренности действий предприятий разных регионов и негибкость сложившейся системы планирования; методологическая слабость планирования, не учитывающего резервы, инициативу, разнообразие и многообразие микроуровня; перекос сил в пользу целей выбранных правящей партией; забвение отдельных сторон жизни, признанных неперспективными (кибернетика, генетика).

Индикативные представляют лишь ориентиры экономического развития и экономической политики для предприятий, организаций, домохозяйств, государства, регионов. Экономические индикаторы могут варьироваться в зависимости от условий. Методы формирования должны обеспечивать определения допустимых пределов случайного изменения экономических индикаторов, выявление следствий исполнения (неисполнения) отдельных условий плана субъектами.

^ Стратегическое планирование – набор действий и решений, предпринимаемых руководством, с целью разработки функциональных стратегий и оказания помощи стране в решении задач ее развития

Характеризуется следующими особенностями:

-предусматривает многообразие видов плановой деятельности: обобщает долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное, текущее планирование;

-является многоэтапным, последовательным и параллельным процессом,

-охватывает множество решений: распределение ресурсов; адаптация к внешней среде внутренней координации; организационное долгосрочное предвидение;

-предусматривает перспективное направление развития и основные виды деятельности;

-координирует усилия; определяет задачи и политику;

-создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов;

-предусматривает альтернативные действия на длительный период, обусловленные результатами изучения внешней и внутренней среды хозяйствования.


^ Предмет курса «Прогнозирование и планирование экономики» и его место в системе экономических наук.


Целью курса является обучение специалиста методологии экономических обоснований предстоящих действий. Знание принципов и методов научного предвидения помогает понимать суть происходящих явлений и принимать верные решения в различных ситуациях.

^ Предметом курса является изучение методологии научного предвидения и планирования социально-экономического развития, т.е. исследование механизма действия и использования объективных экономических законов, обобщение практического опыта разработки планов-прогнозов в экономически развитых странах, выработка новых теоретических и практических рекомендаций для совершенствования обоснований всей системы планов-прогнозов.

^ Объектом курса выступает социально-экономическое развитие страны в различных сферах, отраслях, регионах.

Теоретической основой курса является экономическая теория (макро- и микроэкономика) и философия. В ходе изучения данной дисциплины специалист получает знания в области средств экономического обоснования. Закономерности и тенденции социально-экономического развития изучаются историей экономических учений; статистикой; размещением производительных сил; экономическим и социальным анализом; информационными технологиями; моделированием экономических процессов; логистикой; социологией; маркетингом; менеджментом; финансами и другими отраслевыми науками (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля).

^ Содержание курса включает теоретико-практические вопросы процесса прогнозирования и планирования на уровне государства. Природа экономического предвидения, классификация показателей и параметров, опыт зарубежных стран в этой области, рекомендуемые подходы к экономическим обоснованиям различных сторон деятельности, определение экономического эффекта выбранных решений – составляет содержание дисциплины. Объяснительная и предсказательная сила знаний позволит специалисту обосновать необходимые действия для достижения целей, результатов и решения экономических проблем.

^ Методологической основой курса является диалектика, которая вооружает специалиста знанием всеобщих закономерностей развития бытия, общества и мышления. Ее категории позволяют определить точки соприкосновения элементов жизнедеятельности, увидеть в них объективное и типичное, особенное и индивидуальное, отбросив мгновенное и случайное.

Вопросы для проверки:


1.Что такое научное предвидение?

2.Какими категориями оно характеризуется?

3.Дайте определение понятиям «прогнозирование», «планирование».

4.Назовите основные характеристики плана.

5.Чем процесс прогнозирования отличается от процесса планирования?

6.Что является целью курса «Прогнозирование и планирование экономики»? Какое место занимает эта дисциплина в системе экономических наук?


Тесты по разделу I.


^ 1.Сферами государственного вмешательства в экономику в условиях рыночных отношений являются:

1. малообеспеченные и социально незащищённые группы населения;

2. антимонопольное регулирование;

3. обороноспособность и внешнеэкономическая деятельность

4. все ответы верны.


^ 2.Способ трактовки социально-экономических процесс и стратегия их развития – это:

а) гипотеза;

б) прогноз;

в) план;

г) концепция.


^ 3.Планирование представляет собой:

1. контроль за реализацией стратегии и ее поощрения;

2. вид управленческой деятельности;

3. предвидение изменений;

4. определение эффективных путей для достижения целей.


^ 4.Установите соответствие между характеристиками прогноза и плана:

а) имеет вариантное содержание;

1. прогноз б) субъективное представление о будущем;

в) связан с объективным течением жизни;

г) научное обоснование предпосылок для

принятия управленческих решений;

2. план д) однозначное решение;

е) практическое осуществление управленческих решений.


^ 5.Продолжите логическую цепочку: «Категориями предсказания выступают –

1. гипотеза;

2. ________;

3. ________;

4. ________;

5. ________».


6.{План, прогноз} – это:

1. антимонопольная деятельность;

2. процесс экономического обоснования и принятия взаимосвязанных решений в конкретной ситуации;

3. выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений;

4. контроль за реализацией стратегии.


^ 7.Прогнозирование представляет собой:

1. обоснование принятия и практической реализации управленческой деятельности;

2. вид управленческой деятельности;

3. процесс разработки вероятностного научно обоснованного суждения о будущем развитии экономики;

4. элемент стратегического планирования.


^ 8.Опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления – это:

1. предсказание;

2. научное предвидение;

3. предуказание;

4. гипотеза.


^ 9.Установите правильное соответствие регуляторов прямому и косвенному воздействиям:

а) законы;

б) материальная ответственность;

1.прямое воздействие в) условия налогообложения;

2.косвенное воздействие г) приказы;

д) нормы амортизации;

е) решения судебной власти.


^ 10.Характеристиками {прогноза, плана} являются:

1. волевое и активное воздействие на будущее;

2. отражение субъективного представления о будущем;

3. предполагает ответственность за осуществление будущего, предусматривает меры ответственности для исполнителей;

4. реальность, т.е. учитывать внутренние и внешние факторы и рациональное их соотношение.


^ 11.Продолжите логическую цепочку: «При разработке прогнозов должны учитываться следующие составляющие –

1. ресурсы;

2. _______;

3. _______;

4. _______».


^ 12.Совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий – это:

1. прогностика;

2. профиль прогноза;

3. прогнозный фон;

4. план.


^ 13.Индикативное планирование носит:

а) рекомендательный характер;

б) обязательный характер;

в) строго фиксированный характер;

г) условный характер.


^ 14.Теоретической основой «Прогнозирования и планирования экономики» выступает:

а) экономическая теория;

б) статистика;

в) социология;

г) менеджмент.


^ 15.Установите соответствие характера планирования формам:

а) обязательное для выполнения

  1. директивное б) рекомендательный характер;

  2. индикативное в) адаптивный характер;

  3. стратегическое г) сила юридического закона;

д) ориентировочный характер;

е) характер моделирования.


^ РАЗДЕЛ II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты