Домой

Учебно-методический комплекс «Бухгалтерская мысль и балансоведение» (для студентов среднего профессионального образования по специальности «Экономика и бухгалтерский учет») Рубцовск 2010 г




Скачать 161.59 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс «Бухгалтерская мысль и балансоведение» (для студентов среднего профессионального образования по специальности «Экономика и бухгалтерский учет») Рубцовск 2010 г
Дата29.04.2013
Размер161.59 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Содержание
Статус дисциплины
Форма обучения
Содержание умк
2. Материалы к итоговому контролю 14
1. Программа курса дисциплины «бухгалтерская мысль и балансоведение»
Ожидаемый результат
Тематический план дисциплины «Бухгалтерская мысль и балансоведение» для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и ау
Дидактические единицы (ДЕ)
Самостоятельная работа студ., час
Лабораторная работа
Промежуточный контроль
Промежуточный контроль
Итоговый контроль
1.2. Содержание учебной дисциплины (дидактические единицы)
Требования к умениям
Самостоятельное изучение
Тема 2. «Предпосылки появления баланса»
Аудиторное изучение
Самостоятельное изучение
Тема 3.Научные труды. Бухгалтерская мысль.
...
Полное содержание
Подобные работы:


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА


«Утверждаю»

Директор Рубцовского

института (филиала) АлтГУ

____________ К.Г.Анисимов

«_____» ___________2010 г.


Учебно-методический комплекс

«Бухгалтерская мысль и балансоведение»

(для студентов среднего профессионального образования по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»)


Рубцовск 2010 г.


Кафедра

—— бухгалтерского учета

Шифр и наименование дисциплины

—— «Бухгалтерская мысль и балансоведение»

^ Статус дисциплины

—— цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД)

Курс

—— 3- СПО

Специальности

——Экономика и бухгалтерский учет

^ Форма обучения

—— очная

Объём дисциплины

—— 48 часов (1,6 зачетных единиц)



И.о. зав. кафедрой Бухгалтерского учета

______________ Бирюкова Т.Д.

Зам. директора по учебной работе

______________ Жданова Е.А.


Автор: Э.В. Каптилович, ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета


Рецензенты:

^ СОДЕРЖАНИЕ УМК


1. ПРОГРАММА КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «БУХГАЛТЕРСКАЯ МЫСЛЬ И БАЛАНСОВЕДЕНИЕ» 4

1.1. Тематический план дисциплины «Бухгалтерская мысль и балансоведение» 4

1.2. Содержание учебной дисциплины (дидактические единицы) 8

1.3. Планы семинарских занятий 13

13

^ 2. МАТЕРИАЛЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 14

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15

4. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
^

1. ПРОГРАММА КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «БУХГАЛТЕРСКАЯ МЫСЛЬ И БАЛАНСОВЕДЕНИЕ»




1.1. Тематический план дисциплины «Бухгалтерская мысль и балансоведение»



Пояснительная записка


Рабочая программа учебной дисциплины «Бухгалтерская мысль и балансоведение» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Учебная дисциплина «Бухгалтерская мысль и балансоведение» является специальной.

Программа рассчитана на 48 часов (из них: 36часа — аудиторные занятия; 12 — самостоятельные занятия).

При реализации рабочей программы учебной дисциплины преподаватель (в зависимости от специфики подготовки студентов) может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по темам, а также практических занятий при условии выполнения требований к уровню подготовки.

Рабочая программа рассмотрена предметной комиссией и утверждена заместителем директора по учебной работе.


Цель:

Получение целостного представления об эволюции развития бухгалтерского учета нескольких тысячелетий, в течение которых формировалась его методология в локально- этнических вариантах, национальных учетных системах и обобщающих их теориях. Современная методология учета, его научные теории и международные стандарты закономерные продолжением развития в русле исторической приемственности. Воспитание творческого восприятия бухгалтерского учета как постоянно развивающейся эволюционной системы.




Задачи:

Задачами изучения дисциплины является:

– реализация требований, установленных в Государственном стандарте высшего профессионального образования и подготовке широкоэрудированных специалистов, глубоко знающих свою профессию и историю и перспективы ее развития.

– освоение отечественной и зарубежной истории и закономерностей бухгалтерского учета;

– воспитание интереса и любви к своей профессии , правильной оценки роли учета и информационного обеспечения управления в развитии экономики и цивилизации;

– формирование творческого восприятия специальности как постоянно развивающейся системы.

^ Ожидаемый результат:

иметь представление:

  • О развитии и перспективах бухгалтерского учета и отчетности.




- знать:

  • Основные этапы развития учетных систем в мире;

  • Возникновение и эволюцию двойной записи в бухгалтерском учете;

  • Закономерности развития форм бухгалтерского учета и отчетности;

  • Понятие бухгалтерской отчетности и баланса;

  • Основные учетные школы и их ведущих представителей;

  • Историю становления современного бухгалтерского учета и отчетности и его проблемы.




- уметь:

  • Самостоятельно пользоваться отечественной и зарубежной литературой по истории развития бухгалтерского учета, бухгалтерской мысли и балансоведения.

  • Использовать отечественный и зарубежный опыт развития учета и отчетности в научно- исследовательской работе.

^ Тематический план дисциплины «Бухгалтерская мысль и балансоведение» для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», СПО


^ Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

^ Самостоятельная работа студ., час

Всего


Лекции

Практическая работа студ.

^ Лабораторная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ I

20 час.

1. Учет и наука. Исторические предпосылки и влияние окружающей среды.


4


4


4


-

-

-

2.Предпосылки появления баланса.


2

2

2

-

-

-

3.Научные труды. Бухгалтерская мысль. Формы счетоводства.

6

4


2


2

-

2

4.Формирование экономической трактовки бухгалтерского учета и отчетности.

8

6

4

2

-

2

^ Промежуточный контроль

Доклады


ДЕ II

20 час.

5.Информационный анализ франко-немецкой балансовой системы

6

4

2

2

-

2

6.Виды учетных информационных систем в России и США

8

6

4

2

-

2

7.Развитие экономической теории БУ и отчетности во Франции

6

4

2

2

-

2

^ Промежуточный контроль

Доклады

ДЕ III

8 час.

8.Бухгалтерская отчетность. Баланс. Современные формы. Сущность отчетности и предъявляемые к ней требования.

8

6

4

2




2

^ Итоговый контроль

Зачет

Всего

48

36

24

12




12



^

1.2. Содержание учебной дисциплины (дидактические единицы)



ДЕ I «Учет и наука»

Тема 1. Исторические предпосылки и влияние окружающей среды на развитие бухгалтерской мысли и науки.

Требования к знаниям: знания исторического процесса создания балансоведения и его современное состояние.

^ Требования к умениям: составлять бухгалтерский баланс и др.формы отчетности

Аудиторное изучение:


Хозяйственная деятельность и потребность в учетной информации. Средства осуществления устного учета. Формирование предметно-знаковой учетной регистрации, ее локально-этнические варианты.


^ Самостоятельное изучение:


Древнеегипетский учет, его государственная организация. Появление учетной профессии. Методология учета на инвентарных и приходорасходных счетах. Первые попытки юридического регулирования учета. Первичный учет и отчетность.


^ Тема 2. «Предпосылки появления баланса»


Требования к знаниям: Предпосылки появления балансовой теории

Требования к умениям: Порядок составления отчетности и виды балансов


^ Аудиторное изучение:


Развитие предпринимательства в Западной Европе и потребность в системной учетной информации. Версии возникновения двойной записи. Староитальянская форма счетоводства. Первые литературные труды по двойной бухгалтерии. Учетная процедура и ее модификации.


^ Самостоятельное изучение:

Доминанта итальянской двойной бухгалтерии в Западной Европе 15-16 вв. Появление европейских национальных учетных систем и теорий бухгалтерского учета. Модификации учетных регистров и счетов.



^ Тема 3.Научные труды. Бухгалтерская мысль.

Требования к знаниям: Методы балансоведения и их трактовка авторами

Требования к умениям: Знать учение о построении баланса;

Учение о методах исследования хозяйственной деятельности единичных хозяйств на основе баланса.

^ Аудиторное изучение:

Научные труды Боно, Перро, Гаже, Бодрана, Ф.Карпентье, Курсель- Сенеля, Л.Пачоли, Кардана, Манцони, Катрульи, Флори, Импена, Готлиба, Ольдкастля, Галагана, Рудановского и др. Балансовая теория ее принципы. Развитие форм учета. Появление профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов.

^ Самостоятельное изучение:

Конструирование европейской теории бухгалтерского учета. Юридическая и экономическая теории и их постулаты. Становление современного бухгалтерского учета.


^ Тема 4. Формирование экономической трактовки бухгалтерского учета и отчетности.


Требование к знаниям: Основные концепции балансовых отчетов.

^ Требования к умениям: Понимать статистические балансовые отчеты, динамические балансовые отчеты, налоговые балансовые отчеты.


Аудиторное изучение:


Закономерности исторического развития в парадигмах функциональности, формализованности, организации, профессионального суверенитета, исторической приемственности.

Самостоятельное изучение:

Организация бухгалтерского учета и отчетности национальных систем.

:

^ Тема 5.Информационный анализ франко-немецкой балансовой системы.

Требования к знаниям: Знать основные направления в учете

-балансоведение:

-экономический анализ баланса;

-юридический анализ баланса;

^ Требования к умениям: Детально классифицировать балансы

-популяризация знаний о балансе среди пользователей.


Аудиторное изучение:


Развитие школы бухгалтерского учета и балансоведения. Рассмотрение требований к балансу, внесенных юристами немецкой школы. Появление в учете балансоведения. Основные направления его развития: -экономический анализ баланса;

-юридический анализ баланса;

-популяризация знаний о балансе среди пользователей.


^ Самостоятельное изучение.


Разработки и публикации И.Шера, П. Геретнера, Ф.Ляйтнера, А.К. Рощаховского.


Тема 6. Виды учетных информационных систем в России и США.

Требования к знаниям: Концепция российского бухгалтерского баланса

^ Требования к умениям: Составлять и анализировать применяемую форму баланса в России

Аудиторное изучение:


Исторические предпосылки появления баланса. Труды выдающегося русского ученого А.М. Галагана, выдающегося русского ученого профессора А.П.Рудановского. Американская форма счетоводства и современное понимание учета и отчетности. Новые методологии. Концепции и разновидности отчетности в строительстве, промышленности, торговле. Зарождение и формирование новых идей, отечественные достижения.


^ Самостоятельное изучение:

Теория бухгалтерского учета Э.Дегранжа. Различия англо-американской школы от европейской. Французская школа. Школа итальянских бухгалтеров. Общие тенденции развития и различия. Исторический аспект развития бухгалтерской мысли в России.Учетная практика допетровской России. Реформирование учета в петровскую эпоху.


^ Тема 7. Развитие экономической теории БУ и отчетности во Франции.

Требования к знаниям: Знать авторские работы ученых по проблематике балансоведения

^ Требования к умениям: Проводить информационный анализ балансовой системы основных учетных школ.

Аудиторное изучение:


Исторические предпосылки появления баланса. Форма счетоводства и современное понимание учета и отчетности. Новые методологии. Зарождение и формирование новых идей, отечественные достижения.


^ Самостоятельное изучение:


Французская школа. Труды французского ученого Жана-Батиста Дюмарше.

Труды экономиста Пьера Жозефа Прудона, Ж.Г. Курсель-Сенеля, Л.Сэя, А.Гильбо и Э.П. Леоте.


^ Тема 8. Бухгалтерский баланс. Современные формы. Сущность отчетности и предъявляемые к ней требования.

Требования к знаниям: Структурное построение бухгалтерских отчетов. Основные различия между методиками составления отчетов.

^ Требования к умениям: Анализ информации по отчетности.Составление отчетности.


Аудиторное изучение:


Международная стандартизация бухгалтерского учета и аудита. Концепции МБС и их взаимосвязь с современными национальными учетными системами. Проблемы учета и отчетности в современном понимании . Содержание исследований проблем учета. Национальные учетные стандарты, и их адаптация к международным бухгалтерским стандартам.


Самостоятельное изучение:


Государственное регулирование бухгалтерского учета. Формирование аудита. Формы бухгалтерского баланса.
^

1.3. Планы семинарских занятий



Семинар 1

1.Исторический процесс создания балансоведения и его современное состояние

2.Структура типового баланса акционерного предприятия

3.Предмет балансоведения


Семинар 2

1.Методы балансоведения

2.Учение о построении баланса

3.Учение о методах исследования хозяйственной деятельности единичных хозяйств на основе баланса


Семинар 3

1.Основные концепции балансовых отчетов

2.Статистические балансовые отчеты

3.Динамические балансовые отчеты


Семинар 4

1.Налоговые балансовые отчеты

2.Актуализированные балансовые отчеты

1.Информационный анализ современных балансовых систем


Семинар 5

1.Информационный анализ франко-немецкой балансовой системы

2. Информационный анализ англосаксонской балансовой системы


Семинар 6

1.Концепция российского бухгалтерского баланса

1.Структурное построение балансовых отчетов

2.Практика составления балансовых отчетов.

^

2. МАТЕРИАЛЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ



Вопросы к зачету


  1. Исторические предпосылки появления баланса.

  2. Методология бухгалтерского учета и отчетности.

  3. Первичный учет и отчетность.

  4. Учетная процедура и ее модернизация.

  5. Развитие форм учета и отчетности.

  6. Методологии, концепции отчетности.

  7. Международная стандартизация отчетности.

  8. Национальные учетные стандарты.

  9. Формы отчетности.

  10. Государственное регулирование учета и отчетности.

  11. Баланс-это элемент метода бухгалтерского учета или научная категория?

  12. Можно ли сказать, что бухгалтерский учет создает факты хозяйственной жизни?

  13. Какие причины предопределяют эволюцию бухгалтерской мысли?

  14. Как во времена средневековья оценивали финансовую успешность работы предприятия?

  15. Балансовая теория учета И.Ф.Шера.

  16. Русская форма счетоводства Ф.В.Езерского.

  17. Балансовая теория московской школы бухгалтерского учета.

  18. Как в наши дни проводится типизация отчетности?

  19. Что лежит в основе баланса в представлении меновой и балансовой теории?

  20. Статистический баланс, динамический баланс, органический баланс.
^

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Бухгалтерская мысль и балансоведение – является продолжением истории бухгалтерского учета, но с определенными разновидностями и использованием авторских работ в области составления и понятия отчетности.

Поэтому, приступая к изучению материала, студент должен обладать необходимыми и достаточными знаниями бухгалтерского (финансового)учета, что позволит применить эти знания при освоении курса «Бухгалтерская мысль и балансоведения».

При изучении студент должен сформировать представление об истории развития балансоведения; принципах учета, методах и других индивидуальностях (школы бухгалтерского учета и балансоведения).

Целью изучения данного курса является формирование умения использовать знания в практической деятельности, формирования информации, учета, определение результата, чтение и понятие отчетности, принятие правильных управленческих решений.

Знание предполагает владение основными понятиями и определениями курса и умение проиллюстрировать его примерами учетного процесса. При этом обращается внимание на очень важное для бухгалтера требование, как грамотное применение, методических рекомендаций и правильная техника учетного процесса и процесса формирования отчетности. Чтобы соответствовать этому требованию, студенту необходимо больше уделять внимание изучению не только лекционного материала, но и дополнительной специальной литературы. Для более эффективной работы с источниками студенту предлагается осуществлять конспектирование рекомендованной литературы.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен, прежде всего, изучить необходимый материал, а также его научное и правоприменительное толкование.

На семинарских занятиях студентам предстоит раскрыть динамику протекающих процессов, описать их закономерности; показать не историю людей, сколько историю процессов проблем, решений; раскрыть подлинную историю учетных процессов. Поэтому особое внимание студентами при подготовке к семинарским занятиям должно уделяться повторению материала, пройденного по смежным дисциплинам, рассмотреть историю науки и ее применение в современном процессе учета и отчетности.
^

4. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Основная литература


  1. Бауэр О.О. Мемуары к истории бухгалтерии и памятники священной старины. – М., 1911

  2. Блатов Н.А. Основы промышленного учета и калькуляции. – М.: ГОНТИ, 1939.

  3. Бреславцева Н.А. Балансоведение: Учеб.пособиеМ.: Изд-во Приор,2001-160с.

  4. Бетге Й. Балансоведение: Перевод с нем.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2000-454с.

  5. Галаган А.М. Основы бухгалтерского учета. – М.-Л.: Госпланиздат, 1939.

  6. Гальперин Я.М. Курс балансового учета. – М.: Госфиниздат, 1934.

  7. Рудановский А.П. Построение баланса. – М.: Макиз, 1926.

  8. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета М.: «Финансы и статистика», 2003.



Дополнительная литература


  1. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М., 2000.

  2. Койре А. Очерки истории философской мысли. – М.: Прогресс, 1985

  3. Сиверс Е.Е. Общее счетоводство.-4-е изд. – СПб., 1915(1-е, 1901)

  4. Шерр И.Ф. Бухгалтерия и баланс: пер. с нем. С.И. Цедербаума. – М.: Экономическая жизнь, 1925.



Скачать 161.59 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты