Домой

Рабочая программа дисциплины система национальных счетов направление ооп 08100 «Экономика»




Скачать 319.54 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины система национальных счетов направление ооп 08100 «Экономика»
Дата28.04.2013
Размер319.54 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Виды учебной деятельности и временной ресурс
Аудиторные занятия
Обеспечивающее подразделение
1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП
3. Результаты освоения дисциплины
Самостоятельно учиться
4. Структура и содержание дисциплины
Тема 2. Методы исчисления ВВП. Сопоставление показателей СНС во времени (4 час.)
Тема 3. Методология составления и анализа национальных счетов. Система основных счетов СНС (6 час.)
Тема 4. Секторальные счета экономики (6 час.)
Тема 6. Межотраслевой баланс как инструмент изучения межотраслевых связей в СНС (4 час.)
4.2. Тематика практических занятий (26 час.).
Тема 2. Методы исчисления ВВП. Сопоставление показателей СНС во времени (2час.)
Тема 3. Методология составления и анализа национальных счетов. Система основных счетов СНС (6 час.)
Тема 4. Секторальные счета экономики (6 час.)
Тема 6. Межотраслевой баланс как инструмент изучения межотраслевых связей в СНС (4 час.)
Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения
Межотраслевой баланс как инструмент изучения межотраслевых связей в СНС
5. Образовательные технологии
...
Полное содержание
Подобные работы:

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан ИЭФ ____________Н.И. Гвоздев

«___»__________ 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ


НАПРАВЛЕНИЕ ООП 08100 «Экономика»

Профиль Б3.В.2 – Макроэкономическое планирование и прогнозирование


КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) Бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС 4 СЕМЕСТР 8

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 3


ПРЕРЕКВИЗИТЫ Б3Б2 Макроэкономика;

Б3В2 Статистика

КОРЕКВИЗИТЫ Б3.В.2.3 Макроэкономическое планирование и прогнозирование;

Б3.В.2.6 Государственное регулирование национальной экономики.


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции 28 час.

Практические занятия 26 час.

Лабораторные работы – час.

Курсовая работа – час.

^ АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 54 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 54 час.

ИТОГО 108 час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ Очная

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Зачет


^ ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ Кафедра экономики ИЭФ


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ

экономики _____________ Г.А.Барышева


РУКОВОДИТЕЛЬ ООП _____________ В.И.Лившиц


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ _____________ Е.Н. Соболева


2011 г.

^ 1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины в соответствии с ООП направления «Экономика» являются подготовка выпускников к:


Ц2 : научно-исследовательской и аналитической деятельности по исследованию и прогнозированию основных тенденций развития отечественной и мировой экономики, отраслевых и региональных рынков, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций;

Ц3: междисциплинарным научным исследованиям для решения хозяйственных (производственных) задач, связанных с инновационной моделью развития национальной экономики и региона.

Ц5: педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Ц6: самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к профессиональному циклу вариативной части ООП и входит в модуль Б3.В: Вариативная часть.

Для успешного освоения дисциплины слушателю необходимо:

ЗНАТЬ:

  • важнейшие понятия, категории и классификации системы национальных счетов;

  • современные тенденции развития отечественной и мировой статистки;

  • методику построения счетов и таблиц СНС;

  • технологии доступа и поиска статистической информации;

УМЕТЬ:

  • собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета макроэкономических показателей;

  • оценивать полученную информацию и содержательно интерпретировать полученные результаты на базе своих профессиональных представлений и навыков;

  • самостоятельно строить сводные, секторальные и основные счета экономических операций

ВЛАДЕТЬ:

  • методами анализа и прогнозирования на основе показателей данных таблиц СНС;

  • профессиональной терминологией в области макроэкономической статистики;

  • навыками работы с научной литературой, организации самостоятельного научного исследования;

  • навыками грамотной устной и письменной речи, способностями аргументированно излагать свою точку зрения


Пререквизитами данной дисциплины являются: Б3Б2 Макроэкономика; Б3В2 Статистика.

Кореквизитами – Б3.В.2.3 Макроэкономическое планирование и прогнозирование; Б3.В.2.6 Государственное регулирование национальной экономики.


^ 3. Результаты освоения дисциплины


Код

результатов

Результат обучения

(выпускник должен быть готов)

Р1

Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты комплексной экономической деятельности.

Р3

Демонстрировать знания правовых, социальных, этических и культурных аспектов хозяйственной деятельности, осведомленность в вопросах охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности.

Р4

^ Самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности

Р8

Применять глубокие знания основ функционирования экономической системы на разных уровнях, истории экономики и экономической науки для анализа социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Р14

Проводить теоретические и прикладные исследования в области современных достижений экономической науки в России и за рубежом, ориентированные на достижение практического результата в условиях инновационной модели российской экономики


После изучения данной дисциплины студент приобретает знания, навыки и умения, соответствующие результатам образовательной программы «Экономика» Р1, Р3, Р4, Р8; Р14. В результате освоения дисциплины «Система национального счетоводства» студент должен:


Знать

3.1.3;

З.3.4;З.6.2; З.10.2,

З.14.3

Специальную экономическую терминологии и лексику специальности, основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; типовые методики построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на разных уровнях; методы сбора и обработки учетной, статистической и отчетной информации сущность и понимать социальную значимость экономики, основные проблемы области деятельности экономиста


Уметь

У. 6.1., У.8.1, У.10.3, У.14.3

Собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических показателей, а также выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей. Сопоставлять различные точки зрения на социально-экономические процессы, происходящие в обществе; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями,интерпретировать полученные результаты и обосновывать управленческие решения с привлечением современных средств редактирования и печати


Владеть В.1.2.;В.4.2,

В.8.1.,В.8.3

Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыками приобретения необходимой информации с целью повышения квалификации и расширения профессионального кругозора; методологией экономического исследования, навыками работы с первоисточниками



^ 4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Аннотированное содержание разделов дисциплины (28 час.).


Тема 1. Введение в систему национальных счетов. Методологические основы СНС (4 час.)

Система национальных счетов: понятие, история возникновения, задачи. Теоретические основы СНС. Категории внутренней и национальной экономики, определения и принципы построения СНС. Понятия экономической территории, центра экономического интереса, резидента. Группировки и классификации СНС: классификация хозяйственных единиц по секторам экономики и видам экономической деятельности, классификация экономических операций и классификация счетов.


^ Тема 2. Методы исчисления ВВП. Сопоставление показателей СНС во времени (4 час.)

«Валовые» и «чистые» макроэкономические показатели. Производство ВВП или производственный метод расчета ВВП. Оценка показателей в основный, рыночных ценах и ценах производителя. Расчет ВВП методом конечного использования. Конечное потребление и валовое накопление как компоненты ВВП. Формирование ВВП по источникам доходов (распределительный метод). Понятие оплаты труда наемных работников в СНС. Расчет валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов. Интегрированная система индексов цен и физического объема. Индексы-дефляторы. Индексы цен и измерение инфляции. Исчисление показателей СНС в постоянных ценах. Методы переоценки ВВП (и его компонентов) в постоянные цены.


^ Тема 3. Методология составления и анализа национальных счетов. Система основных счетов СНС (6 час.)

Текущие счета, счета накопления, балансы активов и пассивов. Счет производства. Счета доходов. Концепция Хикса в определении системы показателей доходов: первичные доходы и доходы от собственности, текущие и капитальные трансферты. Счет образования доходов и счет первичного распределения доходов: отличие используемых в них показателей. Счет перераспределения доходов в денежной форме и счет перераспределения доходов в натуральной форме. Понятие социальных трансфертов в натуральной форме. Валовой национальный доход (ВНД) и валовой национальный располагаемый доход (ВНРД). Национальное конечное потребление и национальное сбережение. Счет использования доходов и счет использования скорректированного располагаемого дохода.

Счет операций с капиталом. Источники финансирования капитальных затрат. Чистое приобретение ценностей и покупка непроизведенных активов. Чистое кредитование и чистое заимствование. Назначение балансирующей статьи счета. Финансовый счет. Корреспондирующие записи в финансовом счете. Баланс активов и пассивов. Чистая стоимость собственного капитала и национальное богатство. Счет товаров и услуг.


^ Тема 4. Секторальные счета экономики (6 час.)


Назначение и состав секторальных счетов экономики. Счета сектора «Нефинансовые предприятия». Счета сектора «Финансовые учреждения». Счета сектора «Государственные учреждения». Счет сектора «Некоммерческие (общественные) организации, обслуживающие домашние хозяйства». Счета сектора «домашние хозяйства». Счета сектора «Остальной мир». Интегрированная таблица национальных счетов.
Тема 5. Платежный баланс (4 час.)

Определение и назначение платежного баланса (ПБ). Краткая история развития ПБ. Концепции ПБ. Принципы бухгалтерского учета, используемые при составлении ПБ. Цены рыночные, обменные курсы для оценки операций в ПБ. Классификация операций в ПБ. Счет текущих операций в ПБ. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами в ПБ. Роль статей «ошибки и пропуски» и «изменение валютных резервов». Связи СНС с международной инвестиционной позицией и платежным балансом.

^

Тема 6. Межотраслевой баланс как инструмент изучения межотраслевых связей в СНС (4 час.)


Принципиальные различия между системой национальных счетов и балансом народного хозяйства. Общие понятия и универсальная схема МОБ. Реальные (материально-вещественные) и финансовые (стоимостные) потоки в МОБ. Основные соотношения МОБ и счета отраслей. Классификации схем МОБ.. Общая схема МОБ в ценах конечного потребления (покупателей). Общая схема МОБ в ценах производителей. Общая схема МОБ в основных ценах. Основное уравнение МОБ. Применение МОБ в экономическом анализе и прогнозировании.


^ 4.2. Тематика практических занятий (26 час.).


Тема 1. Введение в систему национальных счетов. Методологические основы СНС (4час.)

Система национальных счетов: понятие, история возникновения, задачи. Теоретические основы СНС. Понятия внутренней и национальной экономики, экономической территории, центра экономического интереса, резидента. Основные классификаторы: КИЕС и ОКВЭД. Определение основного вида экономической деятельности.


^ Тема 2. Методы исчисления ВВП. Сопоставление показателей СНС во времени (2час.)

Производственный метод расчета ВВП. Расчет ВВП методом конечного использования. Конечное потребление и валовое накопление как компоненты ВВП. Распределительный метод подсчета ВВП. Индексы-дефляторы. Индексы цен и измерение инфляции. Исчисление показателей СНС в постоянных ценах.


^ Тема 3. Методология составления и анализа национальных счетов. Система основных счетов СНС (6 час.)

Текущие счета. Счет производства. Счета доходов. Счет образования доходов и счет первичного распределения доходов. Первичные доходы и доходы от собственности, текущие и капитальные трансферты. Счет перераспределения доходов в денежной форме и счет перераспределения доходов в натуральной форме. Понятие социальных трансфертов в натуральной форме. Валовой национальный доход (ВНД) и валовой национальный располагаемый доход (ВНРД). Национальное конечное потребление и национальное сбережение. Счет использования доходов и счет использования скорректированного располагаемого дохода.

Счета накоплений. Счет операций с капиталом. Чистое приобретение ценностей и покупка непроизведенных активов. Чистое кредитование и чистое заимствование. Финансовый счет. Корреспондирующие записи в финансовом счете. Баланс активов и пассивов. Чистая стоимость собственного капитала и национальное богатство.


^ Тема 4. Секторальные счета экономики (6 час.)

Назначение и состав секторальных счетов экономики. Счета сектора «Нефинансовые предприятия». Счета сектора «Финансовые учреждения». Счета сектора «Государственные учреждения». Счет сектора «Некоммерческие (общественные) организации, обслуживающие домашние хозяйства». Счета сектора «домашние хозяйства». Счета сектора «Остальной мир». Интегрированная таблица национальных счетов.
Тема 5. Платежный баланс (4 час.)

Определение и назначение платежного баланса (ПБ). Краткая история развития ПБ. Концепции ПБ. Принципы бухгалтерского учета, используемые при составлении ПБ. Цены рыночные, обменные курсы для оценки операций в ПБ. Классификация операций в ПБ. Счет текущих операций в ПБ. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами в ПБ. Роль статей «ошибки и пропуски» и «изменение валютных резервов». Связи СНС с международной инвестиционной позицией и платежным балансом. Платежный баланс России.

^

Тема 6. Межотраслевой баланс как инструмент изучения межотраслевых связей в СНС (4 час.)


Принципиальные различия между системой национальных счетов и балансом народного хозяйства. Общие понятия и универсальная схема МОБ. Реальные (материально-вещественные) и финансовые (стоимостные) потоки в МОБ. Основные соотношения МОБ и счета отраслей. Классификации схем МОБ.. Общая схема МОБ в ценах конечного потребления (покупателей). Общая схема МОБ в ценах производителей. Общая схема МОБ в основных ценах. Основное уравнение МОБ. Применение МОБ в экономическом анализе и прогнозировании.

Таблица 1

^ Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения




Название разделов

Аудиторная работа (час.)

СРС

(час.)

Итого

(час.)

Лекц.

Пр. зан.

1

Введение в систему национальных счетов. Методологические основы СНС

4

4

8

16

2

Методы исчисления ВВП. Сопоставление показателей СНС во времени

4

2

10

16

3

Методология составления и анализа национальных счетов. Система основных счетов СНС

6

6

12

24

4

Секторальные счета экономики

6

6

10

22

5
Платежный баланс

4

4

8

16

6
^

Межотраслевой баланс как инструмент изучения межотраслевых связей в СНС


4

4

6

14




Итого

28

26

54

108


^ 5. Образовательные технологии


В процессе обучения для достижения планируемых результатов освоения дисциплины используются следующие методы образовательных технологий:

  • работа в команде;

  • опережающая самостоятельная работа;

  • междисциплинарное обучение;

  • проблемное обучение;

  • исследовательский метод;

  • решение и защита индивидуальных заданий.

Для изучении дисциплины предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, индивидуальные и групповые консультации,

Специфика сочетания перечисленных методов и форм организации обучения отражена в таблице 2.

Таблица 2.

Методы и формы организации обучения (ФОО)


Формы ОО

Методы

Лекции

Практические занятия.

СРС

Консуль-

тации

Работа в команде




Х

Х




Опережающая самостоятельная работа







Х

Х

Междисциплинарное обучение

Х










Проблемное обучение

Х

Х

Х




Исследовательский метод




Х

Х

Х

Решение и защита индивидуальных заданий




Х

Х

Х


^ 6. Организация и учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы студентов


Самостоятельная работа является наиболее продуктивной формой образовательной и познавательной деятельности студента в период обучения.

Для реализации творческих способностей и более глубокого освоения дисциплины предусмотрены следующие виды самостоятельной работы: 1) текущая и 2) творческая проблемно-ориентированная.

^ 6.1. Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений. Текущая СРС включает следующие виды работ:

– работу с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуальному заданию;

– опережающую самостоятельную работу;

– изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;

– подготовку к практическим занятиям;

– подготовку к контрольным работам, экзамену.

^ 6.2. Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов. ТСР предусматривает:

– исследовательскую работу по тематике планирования и прогнозирования в выбранной в качестве области научных интересов теме;

– анализ научных публикаций по тематике научных интересов;

– поиск, анализ, структурирование и презентацию информации;

– написание творческих работ (эссе) по заданной тематике;

– публичное выступление в аудитории с докладом и организация обсуждения углубленно изученного материала в области научных интересов студента.

^ 6.3. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине. При изучении данной дисциплины студентам предлагается следующие темы для самостоятельной работы.

^ 1. Перечень научных проблем и направлений научных исследований:

    1. Эволюция макроэкономической статистики: от У. Петти и Ф. Кенэ к системе национальных счетов

    2. Система балансов народного хозяйства и СНС

    3. Подходы к оценке теневого сектора экономики

^ 2. Темы индивидуальных заданий:

  1. Международные сопоставления динамики ВВП на душу населения.

  2. Анализ структуры ВВП по видам первичных доходов.

  3. Индексный факторный анализ динамики ВВП

  4. Анализ структуры валового выпуска по институциональным секторам экономики.

  5. Анализ структуры национального богатства России.

  6. Валовый располагаемый доход и мультипликатор совокупных расходов.

  7. Анализ динамики производства валового регионального продукта (Томской области).

  8. Анализ фактического конечного потребление домашних хозяйств в Томской области.

  9. Анализ структуры ВРП Томской области по видам доходов.

  10. Анализ структуры использования ВРП Томской области.

^ 3. Темы, выносимые на самостоятельную проработку:

Показатели национальный счетов на региональном уровне.


6.4. Контроль самостоятельной работы студентов


Целью текущего контроля самостоятельной работы студентов является проверка ритмичности работы студентов, оценка усвоения теоретического, практического материала и приобретенных знаний, умений и навыков.

Контроль самостоятельной работы студентов и качество освоения дисциплины осуществляется посредством:

– опроса студентов на практических занятиях;

– отчетности студентов по результатам выполнения и защиты индивидуальных заданий, самостоятельной работы в соответствии с программой дисциплины, отображенной в рейтинг–плане;

– защиты рефератов и научно-исследовательских работ по проведенным исследованиям;

– выполнения тестовых заданий;

– ежемесячной аттестацией студентов по результатам их работы на лекционных и семинарских занятий, выполнения контрольных заданий по теоретическому и практическому материалу.

По дисциплине составлен рейтинг–план, в соответствии с которым результаты текущей аттестации подаются в учебную часть ИЭФ.


^ 6.5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


При выполнении самостоятельной работы студенты имеют возможность пользоваться специализированной литературой и учебными пособиями (см. раздел 9), программным обеспечением кафедры экономики.


^ 7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины


Текущий контроль обеспечивается:

– опросом студентов на семинарских занятиях в соответствии с раздаточным материалом к семинарскому занятию;

– отчетностью студентов по результатам выполнения и защиты ИДЗ;

– ежемесячной аттестацией студентов по результатам их работы на лекционных и семинарских занятий, выполнения контрольных заданий по теоретическому и практическому материалу.

Для итоговой аттестации подготовлены билеты. Билеты содержат один теоретический вопрос и практическое задание (приложение 2).


^ 8. Рейтинг качества освоения дисциплины


Текущий контроль качества освоения отдельных тем и модулей дисциплины осуществляется на основе рейтинговой системы. Этот контроль осуществляется ежемесячно в течение семестра и качество усвоения материала (выполнения задания) оценивается в баллах, в соответствии с рейтинг-планом.

Промежуточная аттестация (зачет) производится в конце семестра и также оценивается в баллах. Итоговый рейтинг определяется суммированием баллов текущей оценки в течение семестра и баллов, полученных на итоговой аттестации в конце семестра по результатам зачета.

Максимальный балл текущего контроля (включая ИДЗ) составляет 60 баллов, промежуточной аттестации (зачет) — 40 баллов, максимальный итоговый рейтинг – 100 баллов. Отметка «зачет» проставляется при величине итогового рейтинга не менее 60 баллов.


Рейтинг-план


Дисциплина

Система национального счетоводства

Кредитная

стоимость

3

Кафедра

экономики

Институт

ИЭФ

Группы 3Б11, 3Б12, 3Б13 на осенний семестр 2011/12 уч. г.

Лектор

(ученая степень, звание, должность, ФИО полностью)

к.э.н., доцент, Соболева Екатерина Николаевна




Вид учебной работы

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

28

0

Практические (семинарские занятия)

26

54

Лабораторные работы







Курсовой проект (работа)







Другие виды занятий (расчетно-графические работы, рефераты и т.п.)







Общая трудоемкость

54

54




Недели

Лекции

баллы

Практич. занятия

баллы

СРС

баллы

Макс. балл модуля

1

Введение в систему национальных счетов. Методологические основы СНС



















2

Введение в систему национальных счетов. Методологические основы СНС




Введение в систему национальных счетов. Методологические основы СНС

1

Подготовка по плану практических занятий

1

2

3

Методы исчисления ВВП. Сопоставление показателей СНС во времени.



















4

Методы исчисления ВВП. Сопоставление показателей СНС во времени




Введение в систему национальных счетов. Методологические основы СНС

1

Работа с ОКВЭД, КИЕС

2

3

5

Методология составления и анализа национальных счетов. Система основных счетов СНС



















6

Методология составления и анализа национальных счетов. Система основных счетов СНС




Методы исчисления ВВП. Сопоставление показателей СНС во времени

1

Подготовка ИДЗ по материалам Росстата

2

3




Контрольная точка №1







7







7

7

Методология составления и анализа национальных счетов. Система основных счетов СНС



















8

Секторальные счета экономики




Методология составления и анализа национальных счетов. Система основных счетов СНС

2

Подготовка по плану практических занятий

1

3

9

Секторальные счета экономики



















10

Секторальные счета экономики




Методология составления и анализа национальных счетов. Система основных счетов СНС

2

Подготовка по плану практических занятий

1

3

11
Платежный баланс




Методология составления и анализа национальных счетов. Система основных счетов СНС

2

Показатели национальных счетов на региональном уровне

2

4

12







Секторальные счета экономики

2

Подготовка по плану практических занятий

1

3

13
Платежный баланс




Секторальные счета экономики

2

Подготовка по плану практических занятий

2

4

14




Секторальные счета экономики

2

Интегрированная таблица национальных счетов России

2

4

15
^

Межотраслевой баланс как инструмент изучения межотраслевых связей в СНС





Платежный баланс

2

Подготовка по плану практических занятий

2

4

16





Платежный баланс

2

Подготовка обзора по материалам сайта ЦБ РФ

3

5

17
^

Межотраслевой баланс как инструмент изучения межотраслевых связей в СНС




Межотраслевой баланс как инструмент изучения межотраслевых связей в СНС


2

Подготовка по плану практических занятий

2

4

18




Межотраслевой баланс как инструмент изучения межотраслевых связей в СНС


2

Подготовка по плану практических занятий

2

4



^

Контрольная точка № 2








10







7



Зачет

















40




Итого по дисциплине
















100


Рейтинг-план составлен в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Система национального счетоводства» для инженерно-экономического факультета.


Утверждаю: Составил:

Зав. кафедрой _________ Барышева Г.А. Доц. __________ Соболева Е.Н.


^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Основная

  1. Барышева Г.А., Острая Т.Б. Система национального счетоводства. - Томск: изд-во ТПУ, 2009. - 156 с.

  2. Образцова О.И., Копейкина О.В. Система национальных счетов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2008. - 460 с.

  3. Основы национального счетоводства / Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: Инфра-М., 2007. - 480 с.

  4. Салин В.Н. Система национальных счетов. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 269 с.


Дополнительная

  1. .Антипов В.И., Калиновский А.В., Колмаков И.Б. и др. Многоотраслевая модель воспроизводства ВВП России в системе национальных счетов. – М.: Издательство «Новый век», 2002.

  2. Думнов А.Д., Борискин Д.Л. О некоторых результатах внедрения ОКВЭД // Вопросы статистики. - 2007. - № 9. - С.

  3. Иванов Ю.. Масакова И. СНС в российской статистике // Вопросы экономики.- 2000. - №2.

  4. Кевеш А.Л., Масакова И.Д. и др. Основные принципы построения Классификатора институциональных единиц по секторам экономики // Вопросы статистики. – 2005. - № 8. – С. 3-7.

  5. Кузнецов В., Ларионова Е. К внедрению обновленной версии СНС и проведению международных сопоставлений // Вопросы статистики. - 2008. - № 11

  6. Маршаль Ж. Новые элементы французской системы национальных счетов / Пер. с франц. – М.: Статистика, 1967.

  7. Методологические положения по статистике. Вып. 5 [Электронный ресурс]. - М: Росстат, 2003.- URL: http://gks.ru

  8. Пономаренко А.Н. Ретроспективные национальные счета России 1961-1990 гг. – М.: Финансы и статистика, 2002.

  9. Стоун Р. Метод затраты - выпуск и национальные счета / Пер. с англ. - М.: Статистика, 1964.

  10. System of National Accounts 2008 [Electronic resource]. - United Nations Statistic Division, 2010. -URL: http://unstats.un.org/unsd/nationalaccount/sna2008.asp


^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Лекции читаются в учебных аудиториях с использованием технических средств, материал лекций представлен в виде презентаций в Power Point. Студенты имеют возможность пользоваться компьютерным классом кафедры экономики и программным обеспечением, установленным на компьютерах.


^ Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 080100«Экономика».

Программа одобрена на заседании кафедры экономики

(протокол № 9 от «26» августа 2011 г.)


Автор _____________ Е.Н. Соболева, к.э.н., доцент кафедры экономики


Рецензент ___________М.В.Рыжкова, к.э.н., доцент кафедры экономики


Приложение 1.


Пример тестов для текущего контроля


  1. Центральным и исторически первым блоком информации в СНС является блок данных о…: а) внешнеэкономических связях; б) межотраслевых связях; в) ВВП, национальном доходе и их компонентах; г) активах и пассивах секторов экономики и национальном богатстве.

  2. К резидентам России не относится…: а) Иван Кузнецов, работающий по найму в посольстве Японии в России; б) российский филиал американской компании; в) не имеющая немецкого гражданства Ирина Иванова, постоянно проживающая на территории Германии; г) сотрудники российской обсерватории, находящейся на территории Киргизии

  3. Государственное унитарное предприятие, занимающееся оказанием транспортных услуг относится к сектору: а) некоммерческих организаций; б) нефинансовых корпораций; в) органов государственного управления; г) финансовых корпораций

  4. Какой вид деятельности включается в состав производства: а) продажа новых краденых запчастей; б) ремонт бытовой техники и обуви, выполненный силами домашних хозяйств; в) условно исчисленные услуги по проживанию в собственном жилище; г) выбросы парниковых газов в атмосферу.

  5. Его труд «Экономическая таблица» был, по словам К. Маркса, гениальной попыткой представить весь процесс производства капитала как процесс воспроизводства. Его звали…: а) У.Петти; б) Ф.Кенэ; в) А.Смит; г) Дж. М. Кейнс

  6. В каком счете отражается оплата труда, полученная резидентами от резидентов и нерезидентов: а) счет вторичного распределения доходов; б) счет производства; в) счет распределения первичных доходов; г) счет образования доходов

  7. Имеются следующие данные: затраты на сырье 203, оплата труда 80, арендная плата за оборудование 8, арендная плата за землю 22, расходы на рекламу 15, оплата услуг страхования 2, амортизация 50. Промежуточное потребление в этом случае составило: а) 228; б) 250; в) 278; г) нет верного ответа.

  8. Для какого институционального сектора составлен счет (см. табл.)? а) нефинансовые корпорации; б) органы государственного управления; в) домашние хозяйства; г) некоммерческие организации

  9. К

    Использование

    Ресурсы


    Доходы от собственности, переданные

    Валовая прибыль

    Чистые налоги на производство

    Доходы от собственности, полученные

    Сальдо первичных доходов





    акое утверждение является верным: а) по данным МОБ (межотраслевого баланса) можно рассчитать полные затраты на производство единицы продукции; б) в МОБ всегда используются только стоимостные показатели; в) изменение материальных оборотных средств не находит отражения в МОБ; г) во втором квадранте МОБ представлено промежуточное потребление.

  10. С помощью показателей СНС можно охарактеризовать: а) темпы экономического роста; б) межотраслевые связи и пропорции; в) инвестиционный процесс; г) все ответы верны

Приложение 2.


Пример зачетного задания


Зачетное задание № 1.

  1. Методология построения счета производства

  2. Имеются следующие данные: полученные предприятиями страховые возмещения 6, полученные штрафы 3, страховые премии 8, оплата услуг страхования 2, налог на прибыль 20. уплаченные штрафы 4, условно исчисленные взносы на социальное страхование 2. В этом случае величина переданных текущих трансфертов: а) 28; б) 32; в) 444 г) 452.

Скачать 319.54 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты