Домой

Урок в 10 классе. Тема: современные средства поражения, их поражающие факторы




Скачать 165.09 Kb.
НазваниеУрок в 10 классе. Тема: современные средства поражения, их поражающие факторы
Дата27.04.2013
Размер165.09 Kb.
ТипУрок
Содержание
Ход урока
3. Изучение новой темы.
3. Определение основных понятий.
5. Работа над составлением таблицы «Отравляющие вещест­ва и их характеристика».
6. Слово учителя.
7. Объяснение по теме.
Рассказ учителя о видах боеприпасов обычного ору­жия и их поражающих факторах
Термитные составы
Белый фосфор
IV. Итог урока.
Подобные работы:

Урок в 10 классе.

Тема: современные средства поражения, их поражающие факторы,

мероприятия по защите населения.

Цель:

1. Познакомить учащихся с историей появления, принци­пами действия и поражающими факторами ядерного оружия мас­сового поражения;

2. Познакомить учащихся с действием, видами, пора­жающими факторами химического оружия массового поражения.

3. Познакомить учащихся с видами, поражающими фак­торами и способами защиты от бактериологического оружия мас­сового поражения.

4. Познакомить учащихся с видами современного обыч­ного оружия массового поражения, способами защиты от него.


Учебно-наглядный комплекс: плакат-схема с видом ядерного взрыва, фотографии, отражающие последствия ядерного взрыва в Хиросиме и Нагасаки, плакаты по ГО «Хи­мическое оружие», плакаты ГО «Бакте­риологическое оружие», А. С. Пушкин «Драматические сцены. Пир во время чумы».

^ Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся представляют свои варианты схем управления Граж­данской обороны, поясняют их необходимыми сведениями.

Учитель предлагает законспектировать в тетради наиболее удачные (верные) схемы, полно раскрывающие структуру и функ­ции Гражданской обороны в стране включая субъекты РФ и объек­ты народного хозяйства.

^ 3. Изучение новой темы.

1. Введение в тему.

Учитель предлагает учащимся сформулировать действия орга­нов ГО конкретной области в случае угрозы ядерного нападения.

Предположения учеников: эвакуация населения, ответный удар и т. п.

2. Рассказ - описание исторических событий с ядерными взрывами.

Учитель. Для того чтобы представить себе, что такое ядерное оружие, необходимо обратиться к истории. Французский физик Беккерель (1852-1908) открыл в1896 году естественную радиоак­тивность солей урана. За это достижение ему совместно с П. Кюрии М. Склодовской-Кюри была присуждена Нобелевская премия1903 года. С этого момента началась эра изучения и использования ядерной энергии. С надеждой и опасением следили ученые мира, что получится из неизвестных лучей: друг и помощник людям, ли­бо разрушитель и мировой диктатор? Исследования велись в раз­ных странах, но особенно интенсивно в США эмигрировавшими туда германскими физиками. И 16 июля 1945 года был произведен

первый атомный взрыв. Подробное описание его есть в разной ли­тературе. Таким образом, наихудшие предположения великого рус­ского ученого В. И. Вернадского оправдались - вначале появились не атомные электростанции, не мощные ледоколы, а разрушитель­ные бомбы. Очень скоро, 6 августа того же года, американцы сбро­сили «Малыша» (так они назвали первую боевую атомную бомбу) на японский город Хиросима, а через три дня - на Нагасаки. По­следствия этих взрывов заключаются не только в огромном коли­честве убитых, зараженных, разрушениях и пожарах, а в монопо­лии, присвоенной себе американцами, с угрозой всем странам мира.

^ 3. Определение основных понятий.

Далее учитель дает определения, учащиеся записывают в тет­ради:

Ядерное оружие - оружие массового поражения, действие ко­торого основано на использовании внутриядерной энергии, выде­ляющейся при ядерном взрыве. Носителями ядерного оружия яв­ляются: ракеты, авиация, артиллерия.

Сами ядерные взрывы подразделяются на высотные, воздуш­ные, наземные, подземные в зависимость от высоты и глубины взрыва. (Используется схематическое изображение.)

Поражающие факторы ядерного взрыва:

1) Ударная волна - область резкого сжатия воздушной среды,

распространяется со сверхзвуковой скоростью сметая все на своем пути. Защитой могут служить естественные неровности земной по­верхности - овраги, ямы, балки, земляные дорожные насыпи и др.

2) Световое излучение - поток лучистой энергии. Образуется раскаленными частицами ядерного взрыва вместе с раскаленным воздухом, распространяется мгновенно и длится до 20 секунд. Происходит ослепление, возгорание кожных покровов, пожары. Защитой могут стать любые преграды, создающие тень. Дым, пыль туман, дождь и т. п. могут ослабить его влияние.

3) Проникающая радиация - поток гамма-лучей и нейтронов, испускаемых при ядерном взрыве. Приводит к нарушению жизнен­ных функций организма, отдельных органов, поражению костного мозга, развитию лучевой болезни. Защитой могут служить убежи­ща и противорадиационные укрытия. В 2 раза ослабляют радиа­цию: сталь толщиной 2,8 см, бетон - 10 см, грунт - 14 см, древеси­на- 14 см.

4) Радиоактивное заражение - осадки, насыщенные радиоак­тивными веществами. Опасность заражения такими осадками со­храняется до нескольких месяцев. Защитным условием может быть изоляция от воздействия осадков в течение одних суток (в убежище или противорадиационном укрытии).

5) Электромагнитный импульс - кратковременное отклоне­ние напряжения или тока от некоторого постоянного значения, со­провождается перегоранием или выходом из строя различных элек­тро-,

радио-, других технических приборов. Защиты практически нет.

Радиоактивное заражение местности может произойти не толь­ко при ядерном взрыве, испытаниях ядерного оружия на полиго­нах, но и при авариях на радиоактивных объектах. К этим источни­кам в настоящее время можно отнести следующие:

- урановая промышленность;

- ядерные реакторы разных типов;

- радиохимическая промышленность;

- места переработки и захоронения радиоактивных отходов;

- использование радионуклидов в народном хозяйстве (про­мышленности, медицине, сельском хозяйстве).

Радиоактивное заражение вызывает поражение как путем внешнего облучения, так и в результате попадания внутрь организ­ма или на открытые участки тела. Поражения, возникающие от внешнего облучения и от попадания радиоактивных веществ внутрь организма, вызывают лучевую болезнь, а при попадании этих веществ на открытые участки тела появляются местные пора­жения участков кожи.

Степень поражения организма человека определяется дозой об­лучения в рентгенах. Однократное облучение (в период до 4 суток) в дозе 25-50 рентген не вызывает опасных изменений в организме человека. Допустимая доза многократного облучения в течение 10 суток - 100 рентген, за год - 300 рентген. Лучевая болезнь легкой степени возникает при однократном облучении (в течение времени до 4-х суток) дозой от 100 до 200 рентген. Ее признаки: общая сла­бость, тошнота, головокружение, головная боль. Скрытое течение болезни - 1-2 недели.

Доза однократного облучения 200-300 рентген вызывает луче­вую болезнь средней (второй) степени, при которой головная боль сопровождается повышением температуры, рвотой, отсутствием ап­петита, слабостью, потливостью, расслаблением и подергиванием

мышц. Все эти признаки появляются в первые дни после поражения.

Лучевая болезнь тяжелой (третьей) степени развивается при до­зе облучения 300 рентген. Как правило, в первые часы после такого облучения резко повышается температура, появляется краснота на слизистых губ и глаз, сильная слабость, понос, дрожание мышц и конечностей. Болезнь протекает очень интенсивно. При дозе облу­чения свыше 600 рентген болезнь принято считать крайне тяжелой (четвертая степень). Через 2 часа наступает тошнота и рвота со смертельным исходом.

Основной величиной, определяющей уровень радиационного воздействия при хроническом облучении человека в малых дозах (не способного вызвать лучевую болезнь) является эквивалентная доза.

Для оценки степени радиационной безопасности используется максимальная эквивалентная доза.

Нормами радиационной безопасности для населения, прожи­вающего вблизи объектов ядерной энергетики, установлен предел суммарного внешнего и внутреннего облучения за календарный год 5 мэв (0,5 бэр). 1 рентген приблизительно эквивалентен 1 бэр, 0,01 зиверта, 0,95 рад. Миллирентген, миллибэр, миллизиверт – это 1/1000 доля рентгена. Микрорентген, микрозиверт, микробэр - это 1/1000000 доля рентгена. Это оценивается путем контроля радиа­ционной обстановки по месту работы и проживания и выбран ис­ходя из того, что предел индивидуальной дозы облучения человека за всю жизнь (примерно 70 лет) составляет 0,35 зиверта (или 35 бэр).

Облучение всего остального населения регламентируется путем контроля радиоактивности объектов окружающей среды (воздуха, воды, продуктов питания и т. п.), технологических процессов, ко­торые могут привести к их загрязнению радиоактивными вещест­вами при радиационном фоне (15+ 18 мкр/ч), и получаемых от ме­дицинских обследований и во время лечения. Контрольный уро­вень, ограничивающий дозу облучения основной массы людей, оп­ределен 0,25 мэв/год (25 мбэр/год).

В настоящее время при наличии высокого радиационного фона земли, при всех действующих технологических процессах, в том числе и АЭС, каждый житель Земли получает ежегодную дозу об­лучения около 3 мэв (300 мбэр).

Допустимые нормы зараженности различных поверхностей в мирное время:

- поверхности дорог вне населенных пунктов - 1 мр/час.

- поверхности дорог в населенных пунктах - 0,7 мр/час.

- открытые поверхности территорий, земельных угодий, тро­туаров, скверов и т. д. - 0,7 мр/час.

- внутренние поверхности жилых и служебных помещений, на­ружная поверхность транспорта и средств механизации - 0,3 мр/час.

- внутренняя поверхность транспортных средств и кабин меха­низмов - 0,2 мр/час.

- кожные покровы, нательное и постельное белье, обувь, лич­ная одежда, мебель - 0,1 мр/час.

Возникновение аварий на атомных энергетических установках может привести к радиоактивному заражению воздуха и местности, выбросу в атмосферу радиоактивных веществ, которые представ­ляют серьезную опасность для людей и животных.

Радиоактивное облако в зависимости от метеорологических ус­ловий может распространяться на значительные расстояния от мес­та аварии. Получив сообщение о радиационной опасности, населе­нию рекомендуется незамедлительно выполнить следующие меро­приятия:

- укрыться в жилых домах или служебных помещениях. Важно знать, что стены деревянного дома ослабляют ионизирующие из­лучения в 2 раза, а кирпичные - в 10 раз. Заглубленные укрытия (подвалы) еще больше ослабляют дозу излучения: с деревянным покрытием - в 7 раз, с кирпичным или бетонным - в 40-100 раз;

- принять меры защиты от проникновения в квартиру (дом) ра­диоактивных веществ с воздухом: закрыть форточки, вентиляционные люки, отдушины, загерметизировать рамы и деревянные проемы;

- создать запас питьевой воды: набрать воду в закрытые емко­сти, подготовить средства санитарного назначения (например, мыльные растворы для обработки рук), перекрыть краны;

- провести экстренную йодистую профилактику (как можно раньше, но после специального оповещения), которая заключается в приеме препаратов стабильного йода: таблеток йодистого калия или водно-спиртового раствора йода. Смысл применения препара­тов йода заключается в том, что они препятствуют поступлению радиоактивного йода в щитовидную железу и способствуют выве­дению из нее уже попавшего радионуклида. Йодистый калий сле­дует принимать после еды вместе с чаем, киселем или водой 1 раз в день в течение 7 суток: детям до 2 лет - по 1/2 таблетки (0,04 г) на один прием, детям старше 2 лет и взрослым - по одной таблетке(0,125 г) на один прием. Водно-спиртовой раствор йода нужно при­нимать после еды 3 раза в день в течение 7 суток, детям до 2 лет - по1-2 капле 5%-ной настойки на 1 мл молока (консервированного) или питательной смеси, детям старше 2 лет и взрослым - по 3-5 капель на стакан молока (консервированного) или воды. Кроме то­го, следует в течение 7 суток 1 раз в день наносить на поверхность кистей рук настойку йода в виде сетки. Следует знать, что передо­зировка препарата йода чревата целым рядом побочных явлений, таких как аллергическое состояние, воспалительные изменения в носоглотке;

- начать готовиться к возможной эвакуации. Подготовить до­кументы, деньги, предметы первой необходимости, упаковать ле­карства, которые крайне необходимы, минимум белья и одежды(1-2 смены), собрать запас имеющихся консервированных продук­тов на 2-3 суток. Собранные вещи следует упаковать в полиэтиле­новые мешки и пакеты. Включить радиоточку для прослушивания информационных сообщений штаба го;

- постараться соблюдать правила радиационной безопасности и личной гигиены: использовать в пищу только консервированное молоко и пищевые продукты, хранящиеся в закрытых помещениях и не подвергавшихся радиоактивному загрязнению. Не пить моло­ко от коров, которые продолжают пастись на загрязненных полях ­радиоактивные вещества уже начали циркулировать по так назы­ваемым биологическим цепочкам: не употреблять овощи, которые росли в открытом грунте и сорваны после начала поступления ра­диационных веществ в окружающую среду, принимать пищу толь­ко в закрытых помещениях, тщательно мыть руки перед едой и по­лоскать рот 5%-ным раствором пищевой соды, не пить воду из от­крытых источников и из водопровода после объявления радиаци­онной опасности, накрыть колодцы пленкой или крышками, избе­гать длительных передвижений по загрязненной территории, осо­бенно по пыльной дороге или траве, не ходить в лес, воздержаться от купания в ближайших водоемах, сменить обувь, входя в поме­щение с улицы (грязную обувь следует оставлять на лестничной площадке или на крыльце), в случае передвижения по открытой местности необходимо использовать подручные средства защиты органов дыхания - прикрыть рот и нос смоченными, водой марле­вой повязкой, носовым платком, полотенцем или любой частью одежды: кожи и волосяного покрова - прикрыть любыми предме­тами одежды, головными уборами, косынками, накидками, перчат­ками.

При необходимости выхода на улицу надевать резиновые сапоги.

Соблюдение перечисленных правил - вынужденная необходимость, позволяющая намного уменьшить риск неблагоприятных радиационных последствий в чрезвычайных ситуациях.

Контроль степени радиационного заражения людей, оборудо­вания, техники и других предметов осуществляется путем измере­ния мощности дозы излучения (уровня радиации) на поверхности этих объектов с помощью приборов дозиметрического контроля.

Химический контроль проводится с помощью приборов хими­ческой разведки. Своевременно организованный и правильно про­веденный дозиметрический и химический контроль помогает обес­печить сохранение жизнедеятельности и работоспособности людей.

4. Рассказ - история появления химического оружия восходит к давним временам. В Древнем, Китае использовали негашеную известь, которой заполняли кувшины и метали их через крепостные стены. Распыляясь, известь поражала глаза, а в соединении с водой образовывался ядовитый газ. В других странах использовались различные смолы, растительные яды и др. Действие этих веществ было направлено на органы дыхания, зрения, сердечно­сосудистую, нервную системы.

Иприт (горчичный газ) - бесцветная жидкость, температура кипения достигает 217 ос (с разложением). Поражает глаза, кожу, верхние дыхательные пути и легкие. Смертельная доза при резорб­ции через кожу 70 мг/кг. Как отравляющее вещество иприт впер­вые был применен в 1917 г. В последующих боях Первой мировой войны с разных сторон неоднократно применялись различные ядо­витые вещества (синильная кислота, хлор и др.). В последние годы военные все чаще обращают внимание на разработку новых ядови­тых веществ для создания химического оружия массового поражения.

^ 5. Работа над составлением таблицы «Отравляющие вещест­ва и их характеристика».

Химическое оружие - действие токсичности химических ве­ществ. Компоненты: боевые отравляющие вещества, средства дос­тавки (носители), средства управления.

Носителями являются ракеты, авиабомбы, арт снаряды и мины.

Отравляющие вещества (ОВ) могут быть в газообразном, аэро­зольном, капельно-жидком состоянии.

Ученики заполняют приведенную таблицу вместе с учителем и частично (ОВ нервно-паралитического действия) самостоя­тельно.

По своему воздействию на организм человека ОВ делятся на:




п/п

Группы отравляющих веществ (ОВ)

Примеры ОВ

Находятся в состоянии

Воздействие отдельных ОВ (поражающее действие)

Особенности

Защита

1

Кожно-нарывного действия

Иприт, люизит

Капельно-жидком и парообразном

Кожу и глаза; вдыхании – дыхательные пути и легкие; с водой – органы пищеварения

Иприт проявляет свое действие через 2 часа

Противогаз, защитная одежда

2

Удушающего действия

Фосген, дифозген

Газообразном, аэрозольном

Органы дыхания

Сладковатый привкус; скрытый период с отеком легких

Противогаз, покой

3

Общеядовитого действия

Синильная кислота, хлорциан

Бесцветная прозрачная жидкость с запахом миндаля

Смертелен; через кожу, органы дыхания

Смертельная доза – 1 мг/кг; привкус металла

Противогаз, ингаляция кислородом

4

Раздражающего действия

CS (си-эс), адамсит

Газообразном, аэрозольном

Органы дыхания, зрения

Острое жжение, боль во рту, горле, глазах, кашель

Противопыльная повязка

5

Психо-химического действия

BZ (би-зет)

Газообразном

Центральную нервную систему

Галлюцинации, страх, слепота, глухота

Противопыльная повязка

^ 6. Слово учителя.

С новой темой учитель начинает знакомить учащихся с чтения глав произведения А. С. Пушкина «Пир во время чумы»:

Было время, процветала

В мире наша сторона:

В воскресение бывала

Церковь божия полна;

Наших деток в шумной школе

Раздавались голоса,

И сверкали в светлом поле

Серп и быстрая коса.

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща темная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит,­-

Тихо все - одно кладбище

Не пустеет, не молчит –

­Поминутно мертвых носят,

И стенания живых

Боязливо бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой!

Учитель. Человечество неоднократно подвергалось эпиде­миям различных смертельных заболеваний, уничтожающим сотни тысяч людей, целые страны и народы. Эти факты подтолкнули во­енных на жестокую мысль об искусственном распространении из­вестных и создании новых болезней с целью поражения противни­ка, его природы и домашних животных.

^ 7. Объяснение по теме.

Учитель. Бактериологическое оружие - оружие, основан­ное на использовании болезнетворных свойств бактерий, вирусов, а также на яде, который вырабатывают бактерии. Назначение этого оружия - массовое поражение людей, сельскохозяйственных жи­вотных и растений. Особенности его заключаются в длительном, скрытом периоде действия, возможности обнаружения только с помощью лабораторных исследовании и проникновении всюду с воздухом и водой.

Переносчиками заболеваний являются:

*Бактерии - одноклеточны е микроорганизмы растительного происхождения, устойчивые к низким температурам (переносят замерзание). Отдельные представители: споры сибирской язвы, столбняка имеют защитную оболочку. Вызывают заболевания: чу­мой, холерой, бруцеллезом, сибирской язвой, столбняком

*Вирусы - мельчайшие внутриклеточные организмы, которые размножаются только в живых клетках; распространены повсемест­но; вызывают заболевания животных и человека оспой, лихорадкой.

*Риккетсuи - по размерам и форме напоминают бактерии, но существуют как вирусы, вызывают сыпной тиф и лихорадку.

*Грибки - одно- и многоклеточные микроорганизмы, перено­сят высушивание, замерзание, дезинфекцию, вызывают кардиоз, ржавчину у хлебных злаков.

оксины - продукты жизнедеятельности бактерий, в высу­шенном виде сохраняют свои свойства до одного года, вызывают ботулизм.

Бактериологическое оружие отличается от всех других по сле­дующим признакам:

* глухой взрыв снаряда;

* крупные осколки и части снарядов;

* появление порошка или капель жидкости после взрыва;

* скопление насекомых и клещей;

* массовое заболевание людей и животных.

Защитой от последствий бактериологического взрыва являют­ся: противогазы, другие средства индивидуальной защиты (СИЗы), вакцины, антибиотики, профилактические медицинские препараты,

обеззараживание местности химическими веществами.

8^ . Рассказ учителя о видах боеприпасов обычного ору­жия и их поражающих фактора:

Современное обычное средство поражения - оружие с ис­пользованием взрывчатых веществ и зажигательных смесей.

Осколочные авиабомбы предназначены для поражения живой силы за счет осколков, разлетающихся на расстояние до 300 мет­ров. Защитят от осколков различные преграды.

Фугасные авиабомбы разрушают всевозможные сооружения. Некоторые снабжены взрывателями замедленного действия. Необ­ходимо соблюдать меры предосторожности.

Шариковые авиабомбы заполнены предметами в виде шари­ков ( отсюда название), иголок, стрел в очень большом количестве (до нескольких тысяч) с радиусом поражения 15 м.

Вакуумные бомбы сбрасываются в виде кассеты, содержащей три боеприпаса, каждый из которых выполняет свою задачу. При ударе о поверхность образуется облако газа диаметром 15 и высо­той 2,5 метра. Замедленный взрыватель производит возгорание этой адской смеси. Поражающий фактор - ударная волна, распро­страняющаяся со сверхзвуковой скоростью, температура в радиусе действия - 2500-3000 ос. Последствия: эмболия кровеносных со­судов, разрыв внутренних органов, внутреннее кровоизлияние, прекращение работы легких и т. п. Защиты практически нет. ООН приняла специальный документ об их запрете.

Зажигательное оружие - вещества и смеси, поражающие вы­сокой температурой:

1. Напалм представляет собой смесь, состоящую из бензина (95 %) и порошка-загустителя (5 %). Смесь прилипает даже к влажной по­верхности, может плыть по воде. При возгорании температура дос­тигает 1200 градусов С, время горения - 10 минут;

2. Пирогель состоит из нефтепродуктов, магния, жидкого ас­фальта. С температурой 2800 градусов С прожигает металл. Горит ослепи­тельно-белым светом;

3. ^ Термитные составы изготавливают из спрессованных по­рошков железа, алюминия, бариевой селитры. Может гореть без доступа воздуха. Достигает 3000 градусов С, и прожигает бетон и кирпич, сжигает металл (железо и сталь);

4. ^ Белый фосфор - ядовитое полупрозрачное твердое вещество, самовоспламеняется, соединяясь с кислородом; выделяет ядовитый газ, достигает температуры 1200 градусов С.

При всех случаях попадания огне смеси на человека его следует накрыть накидкой, курткой или другим подручным материалом, сбивая, таким образом, огонь.

Наиболее современным видом обычного оружия является вы­сокоточное оружие массового поражения. Это оружие отличается от других способами наведения на цель, вплоть до установки мини­ЭВМ, получающей сигналы с военных спутников.

Наша страна обеспечивает свою безопасность не только добро­соседскими отношениями с другими государствами, но разработ­кой и созданием наилучшего в мире высокоточного оружия. Такова реальность нашего времени.


^ IV. Итог урока.

- Сделайте основные выводы по теме сегодняшнего урока.

- Почему возникает необходимость изучения данной темы? Насколько она актуальна в современное время?

- Какую угрозу для населения представляют отравляющие ве­щества?

- Что отличает ОВ нервно-паралитического и кожно-нарывного действия от других ОВ? (В отличие от других ОВ они могут nро­никать в организм человека и через кожные покровы и обладают большой стойкостью.)

- Назовите пути проникновения в организм человека бактерио­логического оружия.

- В чем заключается опасность (особенность) этого вида оружия?

- Каково назначение современных поражений средств? В чем польза или вред этих средств? Обоснуйте свою точку зрения.

Домашнее задание: сформулировать действия органов ГО конкретной области в случае угрозы ядерного нападения; закончить оформление таблицы, дополнив своими примерами, объяснить ваши действия при попадании в зону поражения бактериологическим оружием.

Скачать 165.09 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты