Домой

Рабочая программа ориентирована на использование учебника




НазваниеРабочая программа ориентирована на использование учебника
страница1/4
Дата27.04.2013
Размер0.68 Mb.
ТипРабочая программа
Содержание
Место предмета в школьном учебном плане
Требования к уровню подготовки учеников
Содержиние тем учебного курса биологии 6 класса
Клеточное строение организмов
Строение покрытосеменных растений
Жизнь растений
Классификация растений
Природные сообщества. Развитие растительного мира
Содержиние тем учебного курса
Тема 1 Многообразие живых организмов родного края
Лабораторная работа
Тема 2 Цветковые растения различных систематических групп – 7 часов
Тема 3. Растения в жизни человека - 8 часов
Практическая работа
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Опорная схема
Хлоропласты ,хлорофилл, оболочка, поры, вакуоль, ядро, цитоплазма
Термины Хромосомы Процессы
Комбинированный урок
Комбинированный урок
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, а также Программы основного общего образования по биологии. VI – IX классы. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова ( Сборник нормативных документов. Биология). М.: «Дрофа», 2006 г и рассчитана на 35 учебных часов.

В VI – VII классах учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М.: «Дрофа», 2007г

методического пособия для учителя:

Программа основного общего образования по биологии. VI – IX классы. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова ( Сборник нормативных документов. Биология). М.: «Дрофа», 2006г.

Н.И. Галушкова Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007.

^ Место предмета в школьном учебном плане – 70 часов, 2 часа в неделю. Распределение часов – 35 часов – биология, 35 часов – краеведение-ботаника

Распределение курсов: 1 четверть – краеведение (Тема 1), 2-3 четверть – биология, 4 четверть – краеведение (Темы 2-4)


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ

В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен

знать/понимать

• признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

• сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и

описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые

организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

^ СОДЕРЖИНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИИ 6 КЛАССА

БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение (1 час)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Р А З Д Е Л 1

^ Клеточное строение организмов (4 часа)

Устройство увеличительных приборов ( лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку ( дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.

Лабораторные работы

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Пластиды в клетках листа элодеи.

Р А З Д Е Л 2

^ Строение покрытосеменных растений ( 15 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной)), строения листа, макро – микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов..

Лабораторные работы

Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.

Внутреннее строение корня

Строение почек. Расположение на стебле

Изучение строения стебля

Изучение видоизменённых побегов ( корневище, клубень, луковица).

Внешнее строение листа

Клеточное строение листа

Изучение строения цветка.

Ознакомление с различными типами соцветий

Р А З Д Е Л 3

^ Жизнь растений ( 10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности ( питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое ( вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Р А З Д Е Л 4

^ Классификация растений (2 часа)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 1 семейства. Класс Однодольные растения.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно – хозяйственное значение.

Демонстрация живых и гербарных растений.

Р А З Д Е Л 5

^ Природные сообщества. Развитие растительного мира (3 часа)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп. Отпечатки ископаемых растений.

^ СОДЕРЖИНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА краеведение-ботаника для 6 КЛАССА

Введение – 1 час

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

^ Тема 1 Многообразие живых организмов родного края

Бактерии, грибы, лишайники – 6 часов


Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Грибы – паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов ( трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

^ Лабораторная работа

Изучение строения тел шляпочных грибов.

Изучение внешнего строения водорослей.


Царство Растения - 10 часов

Растения. Ботаника – наука о растениях. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Охрана растений. Основные группы растений нашего края (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их многообразие. Среда обитания. Значение цветковых растений в природе и жизни человека.

Экскурсии. Осенние явления в жизни растений. Зимние явления в жизни растений. Весенние явления в жизни растений.

^ Тема 2 Цветковые растения различных систематических групп – 7 часов

Растения классов двудольных и однодольных нашего края. Особенности растений, их значение и использование в хозяйстве.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. Систематика растений. Признаки классификации растений. Структура определителей и определительных карточек.

Видовое разнообразие растений РТ. Характеристика растений: морфолого-анатомические особенности, распространение, экология и биология, использование и значение. Семейства класса Двудольные. Характеристика растений семейства Розоцветные.

Характеристика растений семейства Бобовые. Характеристика растений семейства Сложноцветные.

Семейства класса Однодольных. Характеристика растений семейства Лилейные. Характеристика многообразие и значение растений семейства Мятликовые (Злаки).

^ Тема 3. Растения в жизни человека - 8 часов

Лекарственные растения, декоративные растения, ядовитые растения, комнатное цветоводство, лес и лесное хозяйство, деревообработка, овощные, зерновые и плодово-ягодные культуры, полеводство и садоводство.

^ Практическая работа

Тема 4. Охрана растений в Республике Татарстан – 3 часа

Изменения в сообществах под воздействием человека. Основные категории растений, грибов, лишайников - исчезнувшие виды, уязвимые виды; редкие виды; виды с неопределенным статусом.

- виды редкие по всему своему ареалу, уникальные как для флоры региона, так и для России в целом;

- виды редкие, иногда уникальные для флоры России, но характерные для флористического комплекса региона; виды редкие, уникальные для флористического комплекса других областей России;

- виды редкие, уникальные для флористического комплекса региона, но более или менее обычные для других областей России;

- виды достаточно обычные на протяжении всего ареала, но сокращающие число и численность своих популяций в пределах региона под влиянием различных антропогенных факторов;

- виды редкие или обычные на протяжении своего ареала, уникальность и ценность которых для природного комплекса региона заключается в том, что они были описаны сего территории и потому имеющие здесь свое классическое местонахождение.

Лимитирующие факторы и меры по охране. История создания и современное состояние и перспективы развития сети особо охраняемых территорий в РТ. Государственный Волжско-Камский заповедник, Национальный парк «Нижняя Кама», заказники, памятники природы.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Федеральный Государственный стандарт.

  2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

3. Программа основного общего образования по биологии. VI – IX классы. Авторы В.В.

Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова ( Сборник нормативных документов.

Биология). М.: «Дрофа», 2006г.

4. Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М.: «Дрофа», 2007г

  1. Н.И. Галушкова Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007.



Календарно-тематическое планирование уроков


п/п

Тема урока, домашнее задание

Дата

Примечания

Термины и понятия

Формы организации

Содержание

учебно-познавательной

деятельности

Информационно-
методическое

обеспечение

1

2

3

4

5

6

7

^ ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1.



Биология – наука о живой природе

Д. з.: введение, с. 9–12






Термины

Биология

Экология

Фенология

Объекты

Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные



Урок-введение, изучение нового материала

Беседа на основе демонстрационного материала

Транспарант

Царства

Рисунки

Представители царств




Анализ по тексту учебника содержания терминов.

Текст учебника

^ Опорная схема: "Анализ структуры определения"




Анализ схемы учебника

Рис 1. Биологические дисциплины


КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (4 часа)

2.


3.


4.


5.

Устройство увеличительных приборов


Строение растительной клетки

Д. з. § 2


Строение растительной клетки (продолжение)

Д.з. п.2 полностью


Жизнедеятельность клетки

Д.з.§ 3




Объекты

Мякоть яблока, арбуза


Термины

^ Хлоропласты ,хлорофилл, оболочка, поры, вакуоль, ядро, цитоплазма


Объекты

Клетка кожицы лука и мякоти листа Объекты

Лист элодея, кожица лука

Термины

Хлоропласты, хлорофилл, лейкопласты, хромопласты


^ Термины

Хромосомы

Процессы

Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы.

Деление и рост.

Факты

Значение движения цитоплазмы.

Изменения ядра и цитоплазмы при делении

Особенности строения молодой и старой клеток

^ Комбинированный урок

Л.р.№1 «Приготовление микропрепарата кожуры кожицы лука»


Комбинированный урок Воспроизведение и описание

Описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.


Комбинированный урок

Л.р.№2 «Пластиды в клетках листа элодеи»

Воспроизведение и описание клеточного строения кожицы лука, характеристика пластид.

Характеристика по таблицам и рисункам строения растительной клетки


^ Комбинированный урок


Описывать по рисунку деление клетки.

Называть структуры клетки, участвующие в делении и роль хромосом

Интеллектуальный уровень.

Объяснять механизм роста клетки

Отработка навыков и умений работы с лупой и микроскопом. Самостоятельное изготовление простейших микропрепаратов.


Анализ текста учебника,


Закрепление и совершенствование навыков работы с микроскопом и изготовления микропрепаратов


Анализ терминов по тексту параграфа, рисунков учебника и таблиц


Фронтальная беседа по рисунку учебника

Участие в беседе по вопросам учебника

Самостоятельный анализ содержания рисунка учебника по плану

Микроскопы, ручная и штативная лупы, препаровальные иглы, предметные и покровные стекла (Лабораторное оборудование)


Рис. 6. Клеточное строение кожицы лука

Таблицы:

 Строение растительной клетки

 Строение клетки кожицы лука.

 Клеточное строение листа

Лабораторное оборудование

Рис.7. Хлоропласты в клетках листа

Таблицы:

С предыдущего урока


Рис.9.Деление клетки Таблицы: с предыдущего урока

Рис. 10. Рост клетки.

План описания




1

2

3

4

5

6

7


СТРОЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (15 часов)


6.


7.


8.




Строение семян однодольных растений (комбинированный урок).

Д. з. § 18 до п.Двудольные растения


Строение семян двудольных растений

Д.з. п18 полностью


Виды корней и типы корневых систем. (Комб.урок)

Д.з. п.19






^ Термины

Двудольные

Однодольные

Эндосперм

Факты

Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.

Термины

Двудольные

Однодольные

Эндосперм

Факты

Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.

Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.

^ Объекты

Семена фасоли и пшеницы.


Термины и объекты

Главный корень, боковые корни, придаточные корни

Мочковатая и стержневая корневые системы

Термины

Корневой волосок

Воспроизведение и описание

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты семян однодольных и двудольных растений. Приводить примеры запасающей ткани.

Описывать строение семян двудольных и однодольных растений.

^ Интеллектуальный уровень

Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений Устанавливать соответствие между частями семени и органами развивающегося проростка


^ Воспроизведение и описание

Приводить примеры растений с мочковатой и стержневой корневой системой.

Интеллектуальный уровень

Уст-вать взаимосвязь между строением корн. системы и окружающей средой

Беседа по демонстрационной таблице. Участие в конкретизирующей беседе

Описание рисунков учебника

Беседа по демонстрационной таблице.


^ Лабораторная работа №3 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»

Участие в конкретизирующей беседе

Описание рисунков учебника

Сравнительный анализ содержания рисунков учебника.


^ Лабораторная работа №4

«Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы»

Таблица "Строение семени двудольных растений";

"Строение семени однодольных растений".

Семена пшеницы.

Рис.58

Строение семян Таблица "Строение семени двудольных растений";

"Строение семени однодольных растений".

Семена пшеницы.

^ Рис.58

Строение семян однодольных растений

Рис. 57.

Строение семян двудольных растений.

Рис. 58.

Строение семян однодольных растений


^ Рис.59 Виды корней

Рис.60 Типы корневых систем

Рис.61 Стержневые корневые системы

Рис.62 Окучивание томатов

Таблицы ,гербарий
  1   2   3   4

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты