Домой

Программа элективного курса для учащихся 5 -9 классов Элективный курс




Скачать 222.57 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса для учащихся 5 -9 классов Элективный курс
Дата27.04.2013
Размер222.57 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Цель курса
Умения и навыки
Формы и методы обучения
Формы контроля
Введение в микробиологию (1 час)
Бактерии (3 часа)
Микроскопические грибы (2 часа)
Водоросли (2 часа)
Лишайники (1 час)
Одноклеточные животные (4 часа)
Микроскопические многоклеточные организмы (1 час)
Подготовка проекта (2 часа)
Календарно-тематический план курса
Лабораторная работа №1 Устройство микроскопа и правила работы с ним.
Лабораторные работы
Практическая работа
5 «Рассматривание культуры дрожжей». Практическая работа
Лабораторные работы
Лабораторные работы
Лабораторные работы
...
Полное содержание
Подобные работы:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«ВЕРТИКОССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Каргасокского района Томской области


Утверждаю

Зам. директора по НМР ФИО______________________________________

«_____» _______________ 2011-12г


Программа элективного курса

для учащихся 5 -9 классов


Элективный курс:

Удивительный микромир”

(16 ч)


Автор: Гардер Г.В. – учитель биологии «МОУ Вертикосская СОШ»


Программа обсуждена и принята за основу на заседании МО учителей естествознания

«МОУ Вертикосская СОШ», протокол №__ от 20___г.


Вертикос

2011 - 2012 уч. год

Пояснительная записка.

Элективный курс «Удивительный микромир» рассчитан для предпрофильной подготовки учащихся 5-9 классов по предмету биология. Занятия проводятся по 1ч в неделю, в течение полугодия.

Мельчайшие представители живого мира – бактерии, низшие грибы, простейшие животные и одноклеточные растения изучаются в школьном курсе на протяжении небольшого количества учебных часов, поэтому введение элективного курса позволит углубить знания учащихся по данным разделам биологии.

Изучение микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность школьников, развивают практические умения, углубляют связь теории с практикой.

Полученные на занятиях знания помогут учащимся основной школы сориентироваться на поступление в группу естественнонаучного профиля школы.


^ Цель курса: углубление знаний учащихся о мельчайших представителях

живого мира.


Задачи: - познакомить с историей развития микробиологии;

- сравнить строение одноклеточных представителей различных царств:

бактерий, растений, животных и грибов;

- формировать практические навыки работы с микроскопом и

лабораторным оборудованием;

- развить исследовательские умения через экспериментальную деятельность


В результате изучения элективного курса учащиеся приобретут следующие знания и умения:

Знания: - об историческом развитии микробиологии от простейших

увеличительных приборов до электронного микроскопа;

- об особенностях строения представителей различных царств живого мира;

- о значении изученных организмов в природе и жизни человека.


^ Умения и навыки: - самостоятельно готовить микропрепараты;

- выращивать культуры различных бактерий и плесневых грибов;

- изучать и описывать представителей различных царств;

- наблюдать и сравнивать результаты биологического эксперимента.

^ Формы и методы обучения:

- лекции с элементами беседы;

- работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся;

- лабораторный практикум;

- практические работы с элементами поисковой деятельности;

- написание и защита проектов по изучаемой проблеме.

^ Формы контроля: зачет по теме, итоговая конференция





Тема занятия

теория

практика

Все

го

Контроль

^ Введение в микробиологию (1 час)




1.

От микроскопа до микробиологии. Правила работы с микроскопом.

Лекция с элементами беседы

Лабораторная работа



зачет

^ Бактерии (3 часа)




2.

Строение и жизнедеятельность бактерий

Лекция, сообщения учащихся









3.

Распространение и значение бактерий

Лекция с элементами беседы

Лабораторная работа






4.

Практическая работа «Посев и наблюдение за ростом бактерий».




Практическая работа



зачет

^ Микроскопические грибы (2 часа)




5.

Плесневые грибы. Строение и жизнедеятельность

Лекция

Лабораторная работа






6.

Значение плесневых грибов. Дрожжи. Практическая работа «Влияние температуры на рост плесневых и дрожжевых грибов»

Сообщения учащихся

Практическая работа исследовательского характера



зачет

^ Водоросли (2 часа)




7.

Микроскопические водоросли.


Лекция

Лабораторная работа






8.

Нитчатые водоросли – обитатели аквариума. Лабораторная работа.

Лекция

Лабораторная работа



зачет

^ Лишайники (1 час)




9.

Лишайники – симбиотические организмы. Лабораторная работа «Рассматривание среза лишайника под микроскопом»

Лекция

лабораторная работа исследовательская работа






^ Одноклеточные животные (4 часа)




10.

Одноклеточные животные.

Классификация простейших

Лекция

Лабораторная работа






11.

Простейшие – возбудители заболеваний человека и животных.

Лекция

Сообщения учащихся






12.

Изучение поведения одноклеточных животных

Лекция

практическая работа-исследование






13.

Зоопланктон и фитопланктон.

Лаб. работа «Изучение видового состава сенного настоя»

Беседа

Практическая работа-исследование



зачет

^ Микроскопические многоклеточные организмы (1 час)




14.

Микроскопические животные – паразиты растений

Рассказ с элементами беседы

Лабораторная работа






^ Подготовка проекта (2 часа)




15.

Подготовка мини проектов


Консультирование учащихся









16.

Итоговая конференция




Представление результатов групповой работы



защита проектов
^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА:


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА (16часов)

Тема 1. Введение в микробиологию (1ч)

История открытия микроскопа. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер (1822 – 1895г),

немецкий ученый Роберт Кох (1843 – 1910г) основоположники современной микробиологии. Основные направления современной микробиологии: генетическая и клеточная инженерия, использование микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в промышленности, сельском хозяйстве и медицине, добыча нефти и металлов, очистка вод, почв, воздуха от загрязнителей, поддержание и сохранение почвенного плодородия. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с лабораторным оборудованием.

^ Лабораторная работа №1 Устройство микроскопа и правила работы с ним.


Тема 2. Бактерии (3ч)

Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и внутренние структуры. Поведение бактерий. Способы питания. Распространение и значение бактерий.

Роль бактерий в биосфере: бактерии гниения – минерализация органических веществ; бактерии почвенные – почвообразование; бактерии азотфиксирующие – обогащение почвы азотом; цианобактерии.

Значение бактерий в жизни человека - положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная – гниение продуктов питания, патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция.

^ Лабораторные работы

2 «Бактерии зубного налета»

3 «Изучение строения картофельной палочки и гнилостной палочки».

Изготовление микропрепаратов методом «раздавленной капли».

^ Практическая работа «Приготовление питательной среды и выращивание

культуры бактерий картофельной палочки и гнилостных бактерий».


Тема 3. Микроскопические грибы (2ч)

Грибы представители особого царства живой природы. Признаки грибов. Классификация грибов (фикомицеты, сумчатые, базидиальные и др.) Особенности плесневых грибов.

Значение плесневых грибов. Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человека.

Лабораторные работы

4 «Изучение плесневых грибов под микроскопом»

^ 5 «Рассматривание культуры дрожжей».

Практическая работа «Влияние температурных условий на рост и развитие

плесневых грибов».


Тема 4. Водоросли (2ч)


Микроскопические водоросли – группа низших растений. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение водорослей в природе и жизни человека.

^ Лабораторные работы

6 «Изучение одноклеточных водорослей»

7 « Нитчатые водоросли » готовые микропрепараты


Тема 5. Лишайники (1ч)

Лишайники – симбиотические организмы. Строение лишайников. Классификация слоевища. Особенности размножения. Значение и роль лишайников в природе. Лишайники как биоиндикаторы окружающей среды.

^ Лабораторные работы

8 «Изучение внешнего и микроскопического строения лишайника».


Тема 6. Одноклеточные животные (4ч)

Классификация одноклеточных представителей царства животных. Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Способы передвижения. Раздражимость. Простейшие одноклеточные животные – обитатели водной среды, возбудители заболеваний человека и животных. Простейшие – симбионты.

^ Лабораторные работы

9 «Изучение простейших одноклеточных организмов в сенном настое».

10 «Реакция простейших на действие различных раздражителей»

11 «Поглощение веществ и образование пищеварительных вакуолей»

^ Практическая работа «Смена видового состава простейших в сенном настое».


Тема 7. Микроскопические многоклеточные организмы (1ч)

Нематоды – обитатели почвы и водной среды. Роль в сообществах.

Микроскопические домашние клещи. Значение этих организмов для жизни человека.

Паутинный клещ, щитовка, тля– паразиты растений. Меры борьбы с вредителями и защита растений.

^ Лабораторные работы

12 «Изучение внешнего строения паутинного клеща, тли или нематоды»


Тема 8. Подготовка проекта по исследуемой теме. Защита проекта. (2ч)


Методические рекомендации

Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю представляется возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей 8 класса: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. Для практических и лабораторных занятий необходимы: световые микроскопы, лабораторное оборудование, ручные лупы, коллекции лишайников, таблицы. Бактерии, грибы, водоросли, дрожжи для изучения школьники выращивают сами и готовят микропрепараты. На уроке закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.


Литература.


1. Энциклопедия для детей том 2. Москва 1995г.


2. Семенов А.М., Логинова Л.Г. Микроорганизмы. Особенности строение и

жизнедеятельности. Биология в школе 1991г.№ 6.


3. Семенов А.М., Логинова Л.Г. Селекция микроорганизмов и использование их в

биотехнологии. Биология в школе 1993г №1


4. Л. Н. Дорохина, А.С.Нехлюдова Руководство к лабораторным занятиям по

ботанике с основами экологии. Москва.1990г.


5. Н.М.Антипова, М.П.Травкин. Бактерии как объект изучения.


6. А.А.Гуревич Пресноводные водоросли (определитель). Из –во «Просвещение»


7. М. И. Бухар Популярно о микробиологии. Издательство «Знание» 1989г.


8. А.А.Яхонтов Зоология для учителя. Москва «Просвещение» 1982г.


9. Л.В.Янушкевич Многообразие простейших Биология в школе №4 2003г.


10. А.В.Бинас, Р.Д. Маш, А.И.Никишов Биологический эксперимент в школе. Москва «Просвещение» 1990г.


11. Биология в школе 2005 №7 Лабораторные опыты по экологии

12. school.edu.ru/news.asp?ob_no=49430


Темы индивидуальных работ учащихся.


1. Сообщения:

1) Роберт Кох – один из основоположников современной микробиологии.

2) Луи Пастер - отец современной микробиологии и иммунологии.

3) Жизнь и деятельность Александра Флеминга.

4) Малярия или перемежающая лихорадка.

5) Трипаносома – возбудитель сонной болезни.

6) Жгутиконосцы - симбионты.


^ 2. Работы исследовательского характера:

1) «Влияние факторов внешней среды на рост и развитие бактерий».

2). «Изучение поведения простейших: реакции их на действие различных

раздражителей и поглощение веществ».

  1. «Влияние температурных условий на рост развитие плесневых грибов».

  2. «Изменение видового состава простейших организмов в сенном настое».

  3. «Определение степени загрязнения воздуха по видовому составу лишайников».


Защита групповых проектов по элективному курсу на школьной конференции.


Оформление результатов исследования по плану:

1. Формулировка темы исследования.

2. Исполнители (фамилия, имя, класс, школа)

3. Актуальность исследования (чем интересна, в чем важность исследования,

почему выбрана именно эта тема)

4. Цель работы.

5. Задачи исследования.

6. Гипотеза (возможные результаты)

7. Методика проведения исследования.

8. Результаты.

9. Выводы.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Занятие 2.

^ СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКТЕРИЙ.


Цель занятия: углубить знания учащихся о строении бактерий: форма клетки,

особенности органоидов;

сосредоточить внимание на особенностях жизнедеятельности бактерий;

развивать навыки опытной работы.


Ход занятия.


^ 1. Сообщения учащихся об ученых микробиологах Л.Пастере, Р.Кохе.


2. Лекция.

1) Условия жизни бактерий.

2) Строение бактериальной клетки.

3) Формы бактерий.

4) Поведение бактерий.

5) Размножение бактерий.

6) Способы питания.

По ходу лекции учащиеся делают записи и рисунки.

1) Бактерии (от греч. слова bacterion – палочка) - микроорганизмы. В системе организмов они относятся к надцарству прокариот и делятся на царства эубактерий и археобактерий.

Бактерии космополиты – т.е. одни и те же виды можно встретить на всех материках.

Развиваясь в разных экологических условиях, бактерии приспособились к ним. Распространены повсюду – в почве, воде, воздухе. Например, в 30 см почвы на площади 1 га содержится от 1,5

до 15 - 40 тонн микроорганизмов. Многие из них могут существовать в экстремальных условиях,

в которых другие организмы не выживают: в глубоком вакууме, в растворах кислот, в сверхсоленых озерах, струях гейзеров при t +105 С. Живые бактерии были обнаружены в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2 -3 млн лет, в океане на глубине 11 км, на высоте 41 км в

атмосфере, в недрах земной коры. Они прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерный реактор и остаются жизнеспособными, получив 10 тыс. дозу радиации, не погибали даже в открытом космосе под смертоносным воздействием солнечной радиации.

2) Бактерии состоят из одной клетки, но устроена она иначе, чем растительная, животная или

грибная. Клетка бактерий не разделена мембранами на внутренние отделы. У бактерий отсутствует ядро, пластиды, митохондрии. Вместо клеточного ядра у бактерий нуклеоид, лишенный оболочки и состоящий из одной хромосомы, образованной кольцевой молекулой ДНК.

Кроме того, бактерии могут содержать кольцевую ДНК в виде маленьких участков молекулы – плазмид. С помощью плазмид может передаваться генетическая информация от одной клетки к другой. Снаружи бактерии покрыты тонкой и эластичной клеточной стенкой, в состав которой входит муреин. Она защищает содержимое бактерии от воздействия неблагоприятных факторов и придает форму. Многие бактерии окружены слизистой капсулой.

3) По форме и особенностям объединения клеток различают несколько морфологических групп бактерий: шаровидные - кокки, прямые палочковидные – бациллы, изогнутые – вибрионы, спиралевидные – спириллы. Кокки соединенные попарно – диплококки, в виде цепочки – стрептококки, в виде гроздей – стафилококки. Встречаются нитчатые формы.

4) Бактерии бывают неподвижные, но некоторые бактерии имеют органоиды движения – жгутики, они могут располагаться на конце тела или по всей поверхности. Вращаясь со скоростью 3000 об\мин они тянут за собой бактериальную клетку. Такое движение соответствует скорости 20 – 30 км\ч.


Поведение бактерий не отличается особенной сложностью, а некоторые поддаются дрессировке. Ученые подвергали бактерии на свету электрошоку и выработали у них «нелюбовь» к свету. Некоторые способны к «самопожертвованию» - при недостатке пищи, часть колонии самоуничтожается, распавшись на куски, и питательные вещества погибших кормят остальных.

В неблагоприятных условиях многие бактерии образуют споры – покоящиеся стадии. Содержимое клетки уплотняется, в оболочке откладываются воскообразные вещества. Оболочка настолько прочная, что выдерживает кипячение. Споры некоторых бактерий могут оставаться жизнеспособными многие годы, например споры сибирской язвы в почве сохраняют жизнеспособность десятки лет. Попадая в благоприятные условия, спора прорастает: оболочка лопается и из нее вырастает бактериальная клетка.

5) Размножение бактерий происходит путем простого деления клетки на две части.

Одна бактерия за 10 суток при нормальных условиях может произвести количество клеток,

по объему равному объему нашей планете. Этого не происходит, потому что, истратив все ресурсы, популяция бактерий останавливает рост. Далее их численность начинает снижаться из-за отравления продуктами своего же обмена.

6) Существует два принципиально различных способа питания организмов:

гетеротрофное и автотрофное.

Автотрофные бактерии могут быть зелеными и бесцветными. У зеленых бактерий питание осуществляется путем бактериального фотосинтеза за счет солнечной энергии.

У бесцветных бактерий питание происходит за счет энергии окисления неорганических соединений. Этот процесс получил название хемосинтеза.

Гетеротрофы делятся на две группы: сапрофиты и паразиты.

Сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами, то есть остатками тел животных и растений или их выделениями. Паразиты поселяются на живых растениях и животных и питаются органическими веществами самого организма, называемого хозяином.


^ 3. Закрепление изученного.

Словарная работа. Объяснить значение новых слов: эукариоты, бактерии, нуклеоид,

плазмиды, муреин, кокки, бациллы, спириллы, вибрионы,

автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, хемосинтез,

спора.


^ 4. Лабораторная работа

«Приготовление питательной среды и выращивание культуры картофельной палочки и

гнилостных бактерий».

Ход работы см. приложение.

Наблюдение за ходом опыта поручить одному ученику. Через неделю он докладывает о результатах своих наблюдений.


5. Беседа.

1. Какова цель поставленного опыта?

2. Какие условия должны соблюдаться в ходе опыта?

3. Как вы думаете, почему необходимы такие условия?

4. Предположите результаты вашей работы.


К занятию № 2

«Приготовление питательной среды и выращивание культуры

картофельной палочки».

Картофельная палочка развивается на картофеле. Для ее получения следует взять неочищенный картофель, нарезать небольшими кубиками, поместить в небольшую посуду, залить доверху водой и нагреть до 80 С . Для заражения приготовленной питательной среды спорами картофельной палочки нужно опустить в нее небольшой комочек почвы, после этого поставить в теплое место на три дня. За это время картофельная палочка размножается в большом количестве, ее размеры достигают 15 мкм. Картофельная палочка более крупная бактерия, чем сенная палочка, она хорошо видна при рассмотрении в школьном микроскопе, быстро развивается на питательных средах, которые легко приготовить в условиях школы.


«Выращивание гнилостной палочки»


Гнилостная палочка это бактерии, представляющие собой бесспоровые анаэробные организмы, разлагающие белковосодержащие продукты. Для их выращивания в пробирку следует поместить кусочек мяса (1 -2г), залить его водой, закрыть ватной пробкой и поставить на 2 -3 дня в теплое место. Клетки этого протея в зависимости от состава питательной среды и других внешних факторов имеют размеры от 10 до 20 мкм.


Занятие 14

^ ВРЕДИТЕЛИ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ


Цель занятия: знакомство с биологическими особенностями паразитов растений;

Изучение методов защиты растений от вредителей;

Отработка навыков рассматривания и зарисовки мелких животных.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Тема и задачи урока:

  1. познакомиться с биологическими особенностями вредителей

  2. отметить черты паразитизма

  3. рассмотреть и зарисовать микроскопических животных

  4. научиться защищать растения от вредителей.

2. Инструктаж при работе с микроскопом

(предметными стеклами, препаровальной иглой, скальпелем).

3. Изучение нового материала.

^ I. Паутинный клещ

1. Демонстрация здорового и больного растения хризантемы

- Чем отличаются эти растения друг от друга?

- Какова причина отличий?

^ 2. Рассказ учителя о вредителе паутинном клеще

Паутинный клещ очень мелкий вредитель, которого можно рассмотреть только в лупу или микроскоп. Он зеленовато-желтого или красного цвета. Поселяется на нижней стороне листьев, оплетая их паутиной, и высасывает соки. У пораженных паутинным клещиком растений листья начинают желтеть, затем обесцвечиваются, буреют, опадают. Зараженные растения теряют декоративную ценность, а в случае сильного повреждения погибают. Паутинный клещ поражает практически все растения.

В сухом воздухе при высокой температуре клещик быстро размножается. Развитие одного поколения клеща протекает в течение 12 – 23 дней, в зависимости от температуры и влажности.

- Почему этот вредитель называется паутинный клещик?

- За что его называют красный паучок?

- Как можно определить, что растение поражено этим вредителем?

3. Работа учащихся с микроскопом. Зарисовка объекта.

^ II. Щитовка

1. Демонстрация здорового и больного хлорофитума.

- Можно ли считать это растение больным?

- Что необычного вы заметили на нем?

- Как вы думаете, что это может быть?

2. Рассказ учителя о щитовке.

Щитовка имеет форму коричневых лепешек, напоминающих собой щит. Это сосущие насекомые. Личинки первого возраста, называемые бродяжками, после прикрепления к растению теряют подвижность, покрываясь восковым щитком в виде бляшки. Щитки округлые, овальные, белого, коричневого и бурого цветов. Взрослые особи и личинки паразитируют круглый год, высасывая клеточный сок из растения. Поврежденные растения желтеют, неправильно развиваются, листья часто опадают, молодые побеги усыхают.

Щитовки, как правило, поселяются на нижней стороне листьев, на стеблях у растений с плотными кожистыми листьями, таких, как фикусы, хлорофитумы, камелии.

3. Работа учащихся с микроскопом. Рассматривание и зарисовывание вредителя.

-Есть ли сходство между изученными паразитами?


III. Тля

1. Демонстрация тли.

2. Рассказ учителя

Тля - это самый распространенный вредитель культурных растений. Мелкое насекомое длинной 0,5-0,6мм.зеленоватого, бурого или черного цвета. Тля живет большими колониями на нижней стороне листьев, молодых побегах, бутонах. В колониях находятся бескрылые и крылатые тли, которые перелетают и заражают другие растения. Развитие одного поколения в

Домашних условиях заканчивается в течение 20 дней (в оранжереях за 8-12 дней). Высокая плодовитость самок около 100 личинок обеспечивает быстрое размножение тлей. Покров тела тли тонкий, нежный, она быстро теряет воду, поэтому высасывает сок растений в больших количествах. Избыток питательных веществ из растений, тли выделяют в виде сладкой жидкости. Поврежденные растения деформируются, бутоны не распускаются, побеги искривляются, а затем наступает гибель растения. На сладких выделениях тлей поселяется сажистый гриб. Кроме того, тля может быть переносчиком вирусных заболеваний.

Вредит тля всем комнатным растениям, кроме пальм.

3. Рассматривание тли под микроскопом, выполнение рисунка.

^ IV. Беседа о мерах защиты и борьбы с вредителями.

- Предложите меры защиты от этих паразитов.

-Как борются с вредителями в домашних условиях? В оранжереях?

- Можно эти меры борьбы применять в условиях школы? Почему?

- Как нам вылечить поврежденные растения?

В условиях школы нельзя использовать ядохимикаты, поэтому лучшие средства –это растительные препараты, такие, как: чеснок, табак, пиретрум(ромашка), ботва томатов, одуванчик и др.


^ V . Записи в тетради:


Меры борьбы с вредителями комнатных растений:

Паутинный клещик

Зараженное растение нужно облить теплой водой, затем обработать его мыльной пеной хозяйственного мыла. Через два часа промыть теплой водой. Через две недели провести повторную обработку. Можно использовать табачный отвар. Зараженное растение нужно чаще и обильно опрыскивать водой, особенно нижнюю поверхность листьев.

Щитовка.

Частые протирания листьев теплой, можно мыльной водой. Опрыскивание растений раствором пиретрума, настоем ботвы помидоров.

Тля.

При небольшом количестве тлю лучше собрать руками и уничтожить. Хорошие результаты дает опрыскивание растения настоем лука, чеснока с мылом, раствором пиретрума и другими инсектицидными препаратами.

Запомни! Легче предупредить появление вредителей, чем уничтожить их.


Домашнее задание:

осмотри дома комнатные растения с помощью лупы;

обрати особое внимание на те растения, где есть желтые пятна, точки на листьях;

если обнаружен вредитель, прими меры, используя знания, полученные на занятии.



Скачать 222.57 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты