Домой

Программа элективного курса для профильного обучения на старшей ступени общего образования пояснительная записка




НазваниеПрограмма элективного курса для профильного обучения на старшей ступени общего образования пояснительная записка
Дата26.04.2013
Размер160 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Текущий контроль предполагается осуществлять в форме
Ожидаемые результаты обучения
Учебно-тематический план
Темы занятий и подтемы
Содержание программы
Урок 34 Современная английская литература
Подобные работы:


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ XIX-XX ВЕКОВ.


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Пояснительная записка


Предлагаемый школьный курс «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков» относится к числу курсов, обязательных для посещения по выбору учащихся. Он входит в состав предметов гуманитарного профиля обучения на старшей ступени.

Курс «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков» является одним из важнейших курсов в ходе подготовки старшеклассников к вступительным экзаменам по английскому языку, поэтому основной его целью является расширение лексико-грамматической базы учащихся, отработка и закрепление навыков речевой деятельности, изучение элементов анализа художественного произведения. Вместе с тем, курс призван способствовать всестороннему целостному развитию личности учащегося, повышению его культурного уровня.

Курс «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков» рассчитан на четыре года обучения в 8 -11 классах (1 час в неделю). Таким образом, на изучение дисциплины отводится 136 часов.

Распределение часов по видам учебной работы:



Виды учебной работы

Всего часов

8-ой класс

9-ый класс

10-ый класс

11-ый класс

1

Общая трудоемкость дисциплины

136

34

34

34

34

2

Урок- практикум

99

25

25

25

24

3

Урок-лекция

13

3

3

3

4

4

Урок-семинар

12

3

3

3

3

5

Контрольный урок

12

3

3

3

3


Курс «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков» предусматривает следующие цели:

  • расширить лексико-грамматическую базу учащихся;

  • сформировать у учащихся представление о характере и особенностях развития английской литературы в XIX – XX вв.;

  • привить навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой;

В содержание дисциплины входят следующие разделы:




класс

Разделы дисциплины

урок-лекция

урок-семинар

урок-практикум

контрольный урок

1

9

Английская литература первой половины XIX века

1

1

10

1

2

9

Английская литература середины XIX века

2

2

15

2



3

8

Английская литература конца XIX века

3

3

25

3

4

10


Английская литература первой половины XX века

3

3

25

3

5

11

Английская литература 1920-1940 годов XX века (период между войнами)

2

1

8

1

6

11


Английская литература второй половины XX века

1

2

16

2

7

11

Современная английская литература

1

-

-

-







ИТОГО:

13

12

99

12


Содержательная сторона курса представлена также следующими компонентами: литературно-теоретические знания и умения, страноведческие и лингвострановедческие знания, общеучебные навыки и умения.

В результате овладения содержанием курса учащиеся должны продемонстрировать следующие знания:

  • знание основных закономерностей историко-литературного процесса в Великобритании в XIX – XX веках;

  • знание текстов указанных ниже произведений английской литературы XIX – XX вв.;

  • знание творческого пути писателей, произведения которых входят в программу курса;

  • знание элементов анализа художественного произведения, основных средств художественной выразительности;

  • знание фоновой (страноведчески значимой) лексики;

Учащиеся должны уметь:

  • понимать художественное, нравственно-философское и общественное значение литературных произведений;

  • выносить развернутые оценочные суждения об образах литературных героев, делая это аргументировано, с привлечением информации из текста;

  • характеризовать стилистические особенности произведения;

  • оперировать основными функционально-смысловыми типами речи: описанием, повествованием, рассуждением;

  • аргументировать и контраргументировать мысли и суждения;

  • творчески использовать лексические единицы и грамматические структуры, изученные в рамках выделенной тематики.

Для определения качества знаний по данному курсу предусмотрены следующие формы контроля и оценивания.

В качестве объектов контроля выступают:

  1. Лингвистическая компетентность (знание лексики, грамматики, владение навыками произношения).

  2. Речевая компетентность (владение навыками аудирования, говорения, чтения, письма, перевода).

  3. Коммуникативная компетентность (способность понимать и продолжать иноязычные высказывания на основе и в связи с содержанием и формой художественного произведения в разных ситуациях общения).

  4. Лингвострановедческая компетентность (владение соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой).

  5. Литературоведческая компетентность (владение соответствующими элементами анализа художественного произведения).

^ Текущий контроль предполагается осуществлять в форме:

- самостоятельных и проверочных работ (квизы, тесты);

- написание докладов, эссе, рефератов;

- подготовки проектов;

- развернутых монологических высказываний учащихся по той или иной теме;

- обсуждений и дискуссий по различным литературным темам.


^ Ожидаемые результаты обучения

Изучение предлагаемого курса должно обеспечить развитие у учащихся следующих умений и навыков:

- знание содержания программных произведений;

- раскрытие содержания текста, высказывание суждения об образах литературных героев в монологической форме;

- участие в обсуждениях или дискуссиях на литературные темы;

- анализ отрывков литературных произведений;

- письменное изложение мыслей по поводу литературного произведения;

- работа с учебной и научной литературой.


^ Учебно-тематический план

п/п



^ Темы занятий и подтемы

Кол-во часов

Виды деятельности, формы и методы проведения



Формы контроля

I

Английская литература первой половины XIX века.

Тема 1. Основные исторические условия и особенности развития английской литературы XIX века. Тема 2. Этапы и особенности развития английского романтизма. Тема 3. Англия эпохи Регентства. Жизненный и творческий путь Джейн Остен.

Тема 4. Изучение романа Джейн Остин «Разум и чувства»

13 ч.

Лекции; лекции с элементом беседы; семинары; уроки практики;

видео-уроки; подготовка проекта: «Путешествие в эпоху романтизма»

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы по роману «Разум и чувства», написание эссе; финальный квиз по роману; написание рефератов и докладов по теме: «Очерк жизни и творчества Джейн Остин»


II

Английская литература середины XIX века.

Тема 1. Зарождение и особенности критического реализма в Англии. Обзор творчества Элизабет Гаскелл и Уильяма Теккерея.

Тема 2. Жизнь и творчество Чарльза Диккенса.

Тема 3. Изучение романа Чарльза Диккенса «Большие ожидания». Тема 4. Жизнь и творчество сестер Бронте.

Тема 5. Изучение романа Эмили Бронте «Грозовая высота»


21 ч.

Лекции; семинары; уроки практики; аудирование; подготовка проекта «Лондон Диккенса»

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы по роману «Большие ожидания» и по роману «Грозовая высота»; написание эссе; финальные квизы по романам; написание рефератов и докладов по теме «Очерк жизни и творчества У. Теккерея»

III

Английская литература конца XIX века.

Тема 1. Исторические условия развития критического реализма в Англии. Кризис буржуазной культуры. Появление новых литературных направлений.

Тема 2. Очерк жизни и творчества Томаса Гарди.

Тема 3. Изучение романа «Вдали от обезумевшей толпы».

Тема 4. Обзор жизни и творчества Роберта Льюиса Стивенсона.

Тема 5. Изучение романа «Остров сокровищ».

Тема 6. Очерк жизни и творчества Оскара Уайльда.

Тема 7. Изучение романа «Портрет Дориана Грея»

34ч.

Лекции; семинары; уроки практики; аудирование; подготовка проекта «Романы Р.Л.Стивенсона»

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы, написание эссе; финальные квизы по романам; написание рефератов и докладов по теме «Очерк жизни и творчества А. Конан-Дойля»

IV

Английская литература начала XX века

Тема 1. Основные исторические условия и особенности развития английской литературы начала XX века. Многообразие литературных направлений и жанров.

Тема 2. Развитие критического реализма и социальной драмы. Новое в критическом реализме XX века. Обзор творчества Г.Уэллса, Б.Шоу, Дж. Голсуорси, У.С. Моэма, Э.М.Форстера, И.Во.

Тема 3. Очерк жизни и творчества Герберта Уэллса

Тема 4. Изучение романа Г.Уэллса «Война миров»

Тема 5. Очерк жизни и творчества С.Моэма

Тема 6. Изучение романа С.Моэма «Маг»

Тема 7. Очерк жизни и творчества И.Во

Тема 8. Изучение романа И.Во «Упадок и разрушение»

34 ч.

Лекции; лекции с элементом беседы; семинары; уроки практики;

видео-уроки; подготовка проектов



Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы, написание эссе; финальные квизы по романам.

V

Английская литература 1920-1940 годов XX века (период между войнами)

Тема 1. Многообразие и развитие литературных направлений и жанров

Тема 2. «Золотой век» детективного романа. К вопросу об истории развития детективного жанра. Обзор творчества Р.О.Фримана, К.Г. Честертона, Ф.У.Крофтса, Д.Сэйерс, Ф.Макдоналда, М. Иннса, Дж.Тей, Э.Б.Кокса, Э.Куина, Н.Марш, М.Эллингэм.

Тема 3. Очерк жизни и творчества Агаты Кристи.

Тема 4. Изучение рассказов Агаты Кристи.

11ч.

Лекции; уроки практики;

подготовка проекта «Литература потерянного поколения».

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы, написание эссе; финальные квизы по изученным рассказам.

VI

Английская литература второй половины XX века

Тема 1. Отражение послевоенной действительности в литературе. Борьба идей в литературе. Разнообразие литературных стилей.

Тема 2. Новый виток развития английской драматургии.

Тема 3. Развитие британского романа. Обзор творчества Уильяма Голдинга, Айрис Мердок, Грэхема Грина, Джеймса Элдриджа, Дж. Роулинг.

Тема 4. Развитие жанра «антиутопии». Образ «идеального общества» в романах Г.Уэллса, Дж. Орвелла, А.Хаксли.

Тема 5. Очерк жизни и творчества Дж. Орвелла.

Тема 6. Изучение романа Орвелла «Скотный двор».

Тема 7. Современный готический роман.

Тема 8. Очерк жизни и творчества Д. Дюморье. Роман «Ребекка» - предвестник английского постмодернизма, классический пример романа в современном готическом стиле.

Тема 9. Изучение романа «Ребекка» Д. Дюморье.

21 ч.

Лекции; уроки практики;

подготовка проекта «Отражение послевоенной действительности в литературе».

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы, написание эссе; финальные квизы по изученным рассказам; написание рефератов и докладов по теме «Антиутопии» Орвелла».

VII

Современная английская литература

Тема 1. Литературная жизнь Англии на рубеже XX - XXI веков.

Тема 2. Лондон – переменившийся город в творчестве современных писателей.

1ч.

Лекция

написание рефератов и докладов по теме



^ Содержание программы

8 класс

Уроки 1-34

Английская литература конца XIX века

Тема 1. Исторические условия развития критического реализма в Англии. Кризис буржуазной культуры. Появление новых литературных направлений:

  • Прогрессивное направление. Обзор творчества Джордж Элиот, Джорджа Мередита, Сэмюеля Батлера и Томаса Гарди.

  • Регрессивное направление. Неоромантизм. Обзор творчества Радьярда Киплинга, Роберта Льюиса Стивенсона, Джозефа Конрада.

  • Модернизм (Эстетизм). Обзор творчества Оскара Уайльда и Льюиса Керрола.

  • Детективный жанр. А. Конан Дойл

Тема 2. Очерк жизни и творчества Томаса Гарди.

Тема 3. Изучение романа «Вдали от обезумевшей толпы»

Тема 4. Обзор жизни и творчества Роберта Льюиса Стивенсона.

Тема 5. Изучение романа «Остров сокровищ»

Тема 6. Очерк жизни и творчества Оскара Уайльда.

Тема 7. Изучение романа «Портрет Дориана Грея»


9 класс

Уроки 1-13

Английская литература первой половины XIX века

Тема 1. Основные исторические условия и особенности развития английской литературы XIX века.

Тема 2. Этапы и особенности развития английского романтизма.

  • Ранний романтизм (конец XVIII – начало XIX века). Обзор творчества Роберта Бернса.

  • «Озерная школа» романтиков. Обзор творчества Уильяма Вордсворта и Сэмюеля Тейлора Колриджа.

  • Поздний романтизм. Обзор творчества Джорджа Г. Байрона, Перси Биш Шелли, Джона Китса, Вальтера Скотта, Джейн Остин.

Тема 3. Англия эпохи Регентства. Жизненный и творческий путь Джейн Остин.

Тема 4. Изучение романа Джейн Остин «Чувство и разум»


Уроки 14-34

Английская литература середины XIX века

Тема 1. Зарождение критического реализма в Англии. Обзор творчества Элизабет Гаскелл и Уильяма Теккерея.

Тема 2. Жизнь и творчество Чарльза Диккенса.

Тема 3. Изучение романа Чарльза Диккенса «Большие ожидания».

Тема 4. Жизнь и творчество сестер Бронте.

Тема 5. Изучение романа Эмили Бронте «Грозовая высота»


10 класс

Уроки 1-34

Английская литература начала XX века

Тема 1. Основные исторические условия и особенности развития английской литературы начала XX века. Многообразие литературных направлений и жанров.

Тема 2. Развитие критического реализма и социальной драмы. Новое в критическом реализме XX века. Обзор творчества Г.Уэллса, Б.Шоу, Дж. Голсуорси, У.С. Моэма, Э.М.Форстера, И.Во.

Тема 3. Очерк жизни и творчества Герберта Уэллса

Тема 4. Изучение романа Г.Уэллса «Война миров»

Тема 5. Очерк жизни и творчества С.Моэма

Тема 6. Изучение романа С.Моэма «Маг»

Тема 7. Очерк жизни и творчества И.Во

Тема 8. Изучение романа И.Во «Упадок и разрушение»


11 класс

Уроки 1-11

Английская литература 1920-1940 годов XX века (период между войнами)

Тема 1. Многообразие и развитие литературных направлений и жанров:

  • Модернизм в английской литературе послевоенного периода.

    • Д.Г.Лоуренс. Трактовка человеческой природы. «Частный мир» против «мира общественного».

    • «Поток сознания» как новый литературный метод. Обзор творчество Джеймса Джойса.

    • Блумсбери - мир свободомыслящей элиты. Обзор творчества Вирджинии Вульф, Кэтрин Мэнсфилд, Олдоса Леонарда Хаксли.

  • Развитие драматургии:

    • Эпическая и поэтическая линия. Драматургия Т.С.Элиота, Дж. М. Синга

    • Жанр салонной, легкой и остроумной развлекательной комедии. Н.П. Коуард

    • Психологическая и лирическая линия. Драматургия Дж. Б. Пристли.

    • Неоромантическое направление. Драматургия Дж. Мейсфилда

  • Реализм:

  • Литература «потерянного поколения». Обзор творчества Р.Олдингтона

  • «Фэнтези». Обзор творчества Р. Толкиена.

  • «Золотой век» детективного романа». Творчество А.Кристи

Тема 2. «Золотой век» детективного романа. К вопросу об истории развития детективного жанра. Обзор творчества Р.О.Фримана, К.Г. Честертона, Ф.У.Крофтса, Д.Сэйерс, Ф.Макдоналда, М. Иннса, Дж.Тей, Э.Б.Кокса, Э.Куина, Н.Марш, М.Эллингэм.

Тема 3. Очерк жизни и творчества Агаты Кристи.

Тема 4. Изучение рассказов Агаты Кристи.


Уроки 12--33

Английская литература второй половины XX века

Тема 1. Отражение послевоенной действительности в литературе. Борьба идей в литературе. Разнообразие литературных стилей.

Тема 2. Новый виток развития английской драматургии.

  • Неореализма в драматургии Сэмюеля Бакли Беккета.

  • Обзор творчества Джона Осборна, Т. Стоппарда, Н. Кауэрда.

Тема 3. Развитие британского романа. Обзор творчества Уильяма Голдинга, Айрис Мердок, Грэхема Грина, Джеймса Элдриджа, Дж. Роулинг.

Тема 4. Развитие жанра «антиутопии». Образ «идеального общества» в романах Г.Уэллса, Дж. Орвелла, А.Хаксли.

Тема 5. Очерк жизни и творчества Дж. Орвелла.

Тема 6. Изучение романа Орвелла «Скотный двор».

Тема 7. Современный готический роман.

Тема 8. Очерк жизни и творчества Д. Дюморье. Роман «Ребекка» - предвестник английского постмодернизма, классический пример романа в современном готическом стиле.

Тема 9. Изучение романа «Ребекка» Д. Дюморье.


^ Урок 34

Современная английская литература

Тема 1. Литературная жизнь Англии на рубеже XX - XXI веков.

Тема 2. Лондон – переменившийся город в творчестве современных писателей.


Литература


1. Основная

  • «Английский клуб»:

  • O. Wilde The Picture of Dorian Gray (Intermediate)

  • R.L. Stevenson Treasure Island (Intermediate)

    • W. S. Maugham The Magician (Advanced)

    • A. Christie Short stories (Advanced)

    • D. Du Maurier Rebecca (Advanced)




  • ‘Oxford bookworms library’:

  • T. Hardy Far From the Madding Crowd (stage 5)

  • C. Dickens Great expectations (stage 5)

  • E. Brontë Wuthering Heights (stage 5)

  • J. Austen Sense and Sensibility (stage 5)

  • E. Waugh Decline and fall (stage 6)



    • ‘English reading’:

  • G. Orwell Animal Farm (level 6)

  • H. Wells The war of the worlds (level 5)


2. Дополнительная

    • Английская и американская литература: курс лекций для учеников старших классов и студентов. - СПб.: Корона принт, 2004.

    • Английская литература. 1945-1980. – М.: Наука, 1987.

    • Аникин Г.В. История английской литературы. – М., 1985.

    • Атлас литературы. 500 лет литературы: от Данте до Солженицына/ Пер. с англ. Е.В. Нетесовой. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

    • Леонова Н.И. Английская литература 1890-1960: Учебное пособие по английскому языку / Н.И. Леонова, Г.И. Никитина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2004.

    • Судленкова О.А. Кортес Л.П. 100 писателей Великобритании. – Мн.: Высш. шк., 1997.

    • Тумбина О.В. Лекции по английской литературе. - СПб.: Каро, 2003.




      • Hewitt K. Understanding English Literature. – Oxford, England, 1997.

      • Reeves J. A Short History of English Poetry. – New York, 1962.

      • Soshalskaya E.G., Prokhorova V.I. Stylistic Analysis. – M.: Higher School, 1976.

      • The Penguin Guide to English Literature. Britain and Ireland. – London, Penguin books, 1996.

      • Ward A.C. Twentieth-Century English Literature. – London, 1964.

      • Widmer K. Dictionary of Literary Biography. – London, 1980.


3. Словари

        • Longman Dictionary of Contemporary English. Addison Wesley Longman ltd., 2001.

        • Longman Essential Activator. Addison Wesley Longman ltd.,2003

        • Oxford Collocations Dictionary for students of English. Oxford University Press, 2003.

        • Словарь наиболее употребительных синонимов английского языка. – М.: Яхонт, 2001.




Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты