Домой

Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальности 070101. 65 «Инструментальное исполнительство. Фортепиано»




Скачать 287.1 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальности 070101. 65 «Инструментальное исполнительство. Фортепиано»
Дата26.04.2013
Размер287.1 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Содержание
Выписка из госстандарта
Пояснительная записка
Основными задачами
Основные формы работы
Чтение с листа
Форма отчетности очного и заочного отделений
Критерии оценок
Задачи педагога
Библиографический список
Примерный репертуарный список
Нотная литератуа
Материальное обеспечение
Подобные работы:


МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ

Учебно-методический комплекс

для студентов института музыки, театра и хореографии

специальности 070101.65 «Инструментальное исполнительство. Фортепиано»


Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра фортепиано


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Камерный ансамбль» составлен для преподавателей и студентов средних специальных и высших учебных заведений. Содержит методические рекомендации, основные формы работы в ансамблях с участием фортепиано, примерный репертуарный список, отражает особенности данного предмета и педагогических задач.


Составитель: старший преподаватель кафедры фортепиано Кадесникова Т.Ю.


Рецензент: заведующий кафедрой фортепиано, профессор, Багрова В. В.


^ ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА

СД.Ф.02 Камерный ансамбль.

Использование сочинений разных стилей для различных составов, включающих фортепиано (со струнными, духовыми, ударными) от дуэтов до ансамблей с любым количеством исполнителей. В результате изучения данной дисциплины студент должен ознакомиться с историей развития камерного жанра, знать методику работы с ансамблями, освоить и исполнить ряд произведений (трио, квартетов и квинтетов) различных музыкально-исторических эпох, включая и сочинения современных отечественных и зарубежных композиторов. Задача Камерного ансамбля – научить студентов слышать в ансамбле все исполняемые партии, согласовать исполнительские намерения и находить совместные исполнительские решения.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Камерный ансамбль» с участием фортепиано входит в федеральный компонент учебного плана государственного стандарта по специальности «Фортепиано» и является одной из важнейших дисциплин, формирующих высококвалифицированных музыкантов, сочетающих профессиональное мастерство с художественной направленностью в исполнительской и педагогической деятельности.

Дисциплина «Камерный ансамбль» влияет на развитие других форм исполнительского мастерства, а также способствует гармоничному всестороннему развитию музыканта–ансамблиста, так как обучение данному предмету взаимосвязано с изучением ряда теоретических дисциплин.

Искусство игры в ансамбле с одним или несколькими партнерами является одной из важнейших сторон в формировании профессионального мастерства молодых музыкантов, помогает более глубокому развитию творческой индивидуальности каждого из участников ансамбля, расширяет границы в области познаний и интересов, знакомит с творчеством композиторов различных стилей, эпох и направлений. Трактовка и исполнение камерных произведений является результатом поисков и размышлений нескольких музыкантов, а поставленные задачи реализовываются объединенными усилиями в долгой и упорной совместной работе.

Целью обучения дисциплине «Камерный ансамбль» является воспитание и развитие творческой индивидуальности музыкантов и подготовка высококвалифицированных, многосторонне развитых исполнителей и педагогов среднего и высшего звеньев профессионального музыкального образования, владеющих рядом умений и навыков, необходимых при совместном музицировании.

^ Основными задачами дисциплины Камерный ансамбль являются:

- расширение музыкального кругозора студентов;

- воспитание художественного вкуса и исполнительской культуры, связанной с особенностями эпох, стилей, жанров и творческой индивидуальностью композитора;

- развитие у студентов потребности к постоянному самосовершенствованию, творческой инициативе и самостоятельной работе;

- совершенствование навыков исполнительского мастерства каждого из участников ансамбля;

- совершенствование навыков чтения с листа и игры по нотам.


Особенностью дисциплины «Камерный ансамбль» является объединение нескольких разнородных инструментов, отличающихся способами звукоизвлечения, динамическими возможностями, спецификой регистрового звучания, тембровой окраской, техникой исполнения, - что выдвигает перед учащимися ряд особых задач:

- развитие слухового самоконтроля, умения слышать все инструменты ансамбля в комплексе и каждую из партий в отдельности в процессе создаваемого целостного образа музыкального произведения;

- приобретение навыков синхронности звучания и штриховой согласованности при совместном исполнении;

- умению соразмерить общее звучание ансамбля с учетом тембровых красок и динамическими возможностями участвующих инструментов;

- умению выстроить ансамблем целостное по форме произведение в процессе игры и воплотить творческий замысел композитора.

- освоение особенностей педализации.

Студенты, поступающие в ВУЗ должны обладать опытом игры в «Камерном ансамбле» с участием фортепиано, приобретенным в процессе обучения в средних специальных учебных заведениях и владеть определенными навыками и умениями, необходимыми для дальнейшего развития и совершенствования ансамблевого мастерства в соответствии с программными требованиями ВУЗа.

Необходимыми для дальнейшего обучения искусству игры в «Камерном ансамбле» являются:

- знание специфики различных музыкальных инструментов;

- теоретическая подготовка студента (ориентировка в эпохах, жанрах, стилях, особенности музыкального языка композиторов);

- умение определить и охарактеризовать музыкальные жанры и формы;

- владеть навыками чтения с листа.

^ Основные формы работы:

Организационными формами учебного процесса в ВУЗе по дисциплине «Камерный ансамбль» являются индивидуальные занятия, самостоятельная работа учащихся над собственной партией и совместная подготовка студентов к уроку. В течение всего курса обучения в ВУЗе молодые музыканты приобретают ряд ценных качеств: самодисциплина, чувство личной ответственности и ответственности за одного или нескольких партнеров, взаимопонимание и коллективизм, потребность в постоянном самосовершенствовании и познании нового. Музыкальное общение активирует творческую волю студентов, расширяет границы их фантазий. Споры, совместные поиски, новые идеи в интерпретации произведений, неожиданные варианты решения задач, - взаимно обогащают исполнителей.

Период обучения дисциплине «Камерный ансамбль» предусматривает:

- очная форма обучения - 216 аудиторных часов, 214 часов самостоятельной работы студента;

- заочная форма обучения – 60 аудиторных часов, 440 часов самостоятельной работы студента.

За время занятий в классе «Камерного ансамбля» студенты должны приобщиться к сокровищнице камерной музыкальной литературы, ознакомиться с произведениями различных эпох, стилей и жанров, достичь музыкальной зрелости в данном направлении.

Каждый состав «Камерного ансамбля» за учебный год должен пройти не менее четырех произведений, два из которых являются самостоятельной работой, различных по характеру, стилю и степени сложности и познакомиться с камерной музыкой зарубежных, русских, советских и современных композиторов. К зачетам и экзаменам ансамбли готовят концертную программу из произведения крупной формы, исполняемую по времени более 15 минут. Самостоятельно подготовленный репертуар на сессию не выносится.

^ Чтение с листа:

Наряду с углубленным изучением отдельных произведений, необходимо уделять особое внимание развитию навыков чтения с листа. В отличие от тщательного анализа музыкальных произведений, при котором возможны и даже обязательны остановки и повторения изучаемого текста, чтение с листа требует непрерывности исполнения. Поэтому студент должен учиться быстро ориентироваться в музыкальном материале. При чтении с листа произведение исполняется в указанном темпе, насколько возможно верно передавая характер в целом. При этом допускаются некоторые упрощения нотного текста, не искажающие музыкального содержания. По мере развития навыков чтения с листа подобные упрощения сводятся к минимуму. Обучение чтению с листа следует осуществлять на музыкальных произведениях, более легких по изложению, чем литература, изучаемая в классе по специальности.

^ Форма отчетности очного и заочного отделений:


3 семестр

экзамен

произведение композиторов эпохи классицизма

4 семестр

экзамен

произведение композиторов эпохи романтизма

5 семестр

зачет

одно или два произведения на выбор

6 семестр

экзамен

произведение русских или советских композиторов

7 семестр

зачет

произведение эпохи импрессионизма или два произведения на выбор

8 семестр

экзамен

произведение эпохи неоклассицизма либо современных композиторов или на выбор

9 семестр

зачет

одно или два произведения на выбор


^ Критерии оценок:

Исполняемая программа оценивается комиссией по пятибалльной системе.

«5» - отлично:

- безупречное исполнение и воплощение музыкально-художественного образа произведения;

- владение навыками игры в камерном ансамбле с участием фортепиано: синхронность в исполнении, штриховая и звуковая согласованность, слуховой контроль, знание партий, педализация.

- грамотно выстроенное по форме произведение;

- понимание стиля и особенностей музыкального языка композитора.

«4» - хорошо:

- хорошее знание партий всех участников ансамбля;

- уверенное исполнение произведения;

- воплощение художественного образа;

- совместное понимание и решение четко поставленных перед партнерами музыкальных технических задач.

«3» - удовлетворительно:

- некоторые технические неточности при ансамблевом исполнении: звуковые неровности, штриховые погрешности, нечеткое понимание общей формы произведения;

- неуверенность при создании художественного образа в процессе игры.

«2» - неудовлетворительно:

- частые необоснованные остановки;

- плохое знание партий исполняемого произведения;

- несогласованность в штрихах и звучности;

- нет синхронности в игре;

- отсутствие поставленных музыкальных и художественных задач.

^ Задачи педагога:

Главной задачей педагога в классе «Камерного ансамбля» является умение пробудить творческую инициативу в учащихся, их собственное художественное мышление. На уроках «Камерного ансамбля» музыканты познают радость творческого общения, знакомятся с шедеврами мировой камерной музыки, учатся искусству совместного музицирования, максимально впитывая в себя все ценное и полезное, что дает данная форма исполнительской практики. Преподаватель должен обладать не только большой эрудицией в области музыкального искусства, но и качествами психолога, так как самый сложный период для педагога – начало общения с новым ансамблем, когда необходимо учитывать не только фактор профессиональной подготовки студентов, но и психологической совместимости. Именно в это время происходит процесс приспособления учащихся к педагогу с одной стороны, и педагога к уровню возможностей и индивидуальными особенностями учеников, - с другой. При подборе ансамбля необходимо учитывать степень профессиональной подготовки и характер дарования каждого из участников. Основанием при формировании составов камерных ансамблей может стать как сходство, так и противоположность индивидуальностей музыкантов. Опыт показывает, что успешными становятся ансамбли, составленные с учетом любого из указанных подходов, гораздо важнее в ансамбле опора на инициативных и волевых исполнителей, способных оказать влияние на остальных, более слабых участников.

В начале обучения следует обратиться к творчеству венских классиков, отчетливо выявляющему основные принципы ансамблевой техники, благодаря гармоничности фактуры и ясности форм изучаемых произведений.

Очень важно привить студентам любовь к совместному творчеству, сберечь и развить индивидуальные творческие порывы музыкантов, раскрыть лучшие стороны дарования каждого учащегося.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Основная литература

1. Благой, Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования // Камерный ансамбль. Вып. 2.// Р. давидян. – Москва, 1996.

2. Благой, Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс // Камерный ансамбль. // К. Аджемов. - Москва, 1979.

3. Воронина, Т. О камерном музицировании и становлении исполнителя // О мастерстве ансамблиста. - Ленинград, 1987.

4. Гинзбург, Л. Камерная музыка в современной музыкальной практике // Камерный ансамбль. // К. Аджемов. – Москва, 1979.

5. Готлиб, А. Основы ансамблевой техники / А. Готлиб. – Москва, 1971.

6. Жохова, А. А. Камерный ансамбль: программа для фортепиано и оркестрового факультетов музыкальных вузов / А. А. Жохова. – 2-е изд., доп. – СПб.: [б. и.], 2006. – 48с.

Дополнительная литература

1. Готлиб, А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении // Музыкальное исполнительство. Вып. 1. – Москва, 1976.

2. Должников Ю. Артикуляция и штрихи при игре на флейте // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. – Москва, 1991.

3. Зыбцев, А. Из опыта работы педагога класса камерного ансамбля // Камерный ансамбль. // К. Аджемов. – Москва, 1979.4.

4. Кучакевич, К. В. Формирование музыканта в классе камерного ансамбля // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 3. – Москва, 1991.

5. Методика обучения игре на духовых инструментах. – Москва, 1964.

6. Мильман, М. Мысли о камерно-ансамблевой педагогике и исполнительстве // Камерный ансамбль. // К. Аджемов. М., 1979.

7. Раабен, Л. Мастера советского камерно-инструментального ансамбля / Л. Раабен. – Ленинград, 1964.

8. Шиндер, Л. Н. Штрихи струнной группы симфонического оркестра / Л. Н. Шиндер. – Санкт-Петербург, 2000.

9. Аджемов, К. Двухчастные скрипичные сонаты В. А. Моцарта в классе камерного ансамбля // Камерный ансамбль. // К. Аджемов – Москва, 1979.

10. Аджемов, К. Избранные сочинения К. Дебюсси в классе камерного и фортепианного ансамбля // К. Аджемов. – Москва, 1979.

11. Белецкий, И. Фортепианный квинтет Д. Шостаковича // Черты стиля Шостаковича. – Москва, 1962.

12. Бондурянский, А. Фортепианные трио И. Брамса / А. Бондурянский. – Москва, 1986.

13. Бялый, И. Из истории фортепианного трио. Генезис и становление жанра / И. Бялый. – Москва, 1989.

14. Гайдамович, Т. Виолончельные сонаты Л. Бетховена / Т. Гайдамович. – Москва, 1982.

15. Гайдамович, Т. Русское фортепианное трио / Т. Гайдамович. – Млсква. 1993.

16. Гайдамович, Т. Фортепианные трио Моцарта. Комментарии, советы исполнителям / Т. Гайдамович. – Москва, 1987.

17. Давидян, Р. Квартетное искусство / Р. Давидян. – Москва, 1971.

18. Должников, Ю. Техника дыхания флейтиста // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 4. – Москва, 1983.

19. Кондратьева, О. О некоторых чертах камерно-ансамблевого творчества А. Рубинштейна / О мастерстве ансамблиста. – Ленинград, 1987.

20. Миронов, Л. Трио Бетховена для фортепиано, скрипки и виолончели.

Некоторые вопросы исполнения / Л. Миронов. – Москва, 1974.

21. Оленев, М. Из истории западноевропейского фортепианного квинтета конца 18-19 века // Камерный ансамбль. Вып. 2. // Р. Давидян. – Москва, 1996.

22. Поляков. В. Камерные ансамбли П. Хиндемита с участием фортепиано (исполнительские рекомендации) // О мастерстве ансамблиста. – Ленинград, 1987.

23. Понятовский, С. История альтового искусства / С. Понятовский. – Москва, 1984.

24. Раабен, Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке / Л. Раабен. – Москва, 1961.

25. Раабен, Л. Советская камерно-инструментальная музыка / Л. Раабен. – Ленинград, 1963.

26. Раабен, Л. Камерно-инструментальная музыка первой половины XX века / Л. Раабен. – Москва, 1964.

27. Сухов, С. редакция сонат Бетховена для скрипки и фортепиано Л. Вейнера и ее использование в классе камерного ансамбля // О мастерстве ансамблиста. – Ленинград, 1987.

28. Ширинский, А. Штриховая техника скрипача / А. Ширинский. – Москва, 1983.


^ ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК:

Сочинения для скрипки и фортепиано

1. Александров А. Соната.

2. Барток. Б. Две сонаты: №№1, 2.

3. Бабаджанян А. Соната.

4. Бах И. С. Сонаты: №№ 1-6.

5. Бетховен Л. Сонаты: №№ 1-10.

6. Брамс и. Сонаты: №№ 1-3.

7. Вилла–Лобос Э. Сонаты-фантазии: №№1,2; Соната №3.

8. Воронина Т. Соната.

9. Гайдн И. Сонаты: №№7,8.

10. Григ Э Сонаты: №№ 1-3.

11. Дворжак А. Сонаты.

12. Дебюсси К. Соната.

13. Крейн Ю. Сонаты: №№1,2.

14. Кюи Ц. Сонаты.

15. Мендельсон Ф. Соната.

16. Мессиан О. Тема с вариациями.

17. Метнер Н. Сонаты: №№1-3.

18. Моцарт В. Сонаты

19. Мясковский Н. Соната.

20. Оннегер А. Сонаты: №№1,2.

21. Прокофьев С. Сонаты: №№1,2.

22. Пуленк Ф. Соната.

23. Равель М. Сонатана.

24. Раков Н. Соната.

25. Респиги О. Соната.

26. Сен-Санс К. Сонаты №№1,2.

27. Танеев С. Соната.

28. Фейнберг С. Соната.

29. Франк Ц. Соната.

30. Хиндемит П. Сонаты: №№1-3.

31. Хачатурян К. Соната.

32. Чайковский Б. Соната.

33. Шебалин В. Соната.

34. Шимановский К. Соната.

35. Шуберт Ф. Сонатины:№№1-3; Блестящее рондо; Дуэт; Фантазия.

36. Шуман Р. Сонаты: №№1,2.

37. Эйгес О. Соната.

38. Яначек Л. Соната.

39. Яцевич Ю. Соната.

Сонаты для альта и фортепиано

1. Барбер С. Соната, соч. 6.

2. Боден Й. Соната.

3. Бах И. С. Сонаты: №№1-3.

4. Василенко С. Соната.

5. Винклер А. Соната.

6. Гедике А. Соната.

7. Глинка М. Соната.

8. Гуммель Й. Соната.

9. Корганов Т. Соната.

10. Крейн Ю. Соната.

11. Крюков В. Соната.

12. Мартину Б. Соната.

13. Мендельсон Ф. Соната.

14. Мийо Д. Соната.

15. Мясковский Н. Соната №2 (переложение для альта В. Борисовского).

16. Оннегер А. Соната.

17. Рахманинов С. Соната для (виолончели или) альта.

18. Регер М. Сонаты для альта (кларнета) №№1-3.

19. Рубинштейн А. Соната.

20. Фридлендер А. Соната.

21. Шебалин В. Соната.

22. Ширинский В. Сонаты №№1, 2. Шостакович Д. Соната.

Сонаты для виолончели и фортепиано

1. Александров Ю. Соната.

2. Барбер С. Соната соч. 6.

3. Бах И. С. Сонаты №№ 1-3.

4. Бетховен Л. Сонаты №№ 1-5.

5. Брамс И. Сонаты №№1, 2.

6. Бриттен Б. Соната.

7. Вайнберг М. Сонаты №№1, 2.

8. Гедике А. Соната.

9. Гнесин Н. Соната-баллада.

10. Гречанинов А. Соната.

11. Григ Э. Соната.

12. Губайдулина С. Соната.

13. Гуммель И. Соната.

14. Дебюсси К. Соната.

15. Денисов Э. Соната.

16. Кабалевский Д. Соната

17. Клюзнер Б. Соната.

18. Кодай З. Соната.

19. Косенко В. Соната.

20. Кочуров Ю. Соната.

21. Крейн Ю. Соната.

22. Лало Э. Соната.

23. Леман А. Сонаты №№1, 2.

24. Мартину Б. Сонаты №№ 1-3; Вариации на тему Россини.

25. Мендельсон Ф. Сонаты №№1, 2; Концертные вариации.

26. Мильман М. Соната.

27. Мирзоян Э Соната.

28. Мясковский Н. Сонаты №№1, 2.

29. Оннегер. А. Соната.

30. Прокофьев С. Баллада; Соната.

31. Пуленк Ф. Соната.

32. Рахманинов С. Соната.

33. Респиги О. Адажио с вариациями.

34. Регер М. Сонаты №№1-4.

35. Сен-Санс К. Соната.

36. Степанян А. Соната.

37. Хачатурян К. Соната.

38. Хиндемит П. Сонаты №№1, 2.

39. Чайковский Б. Соната.

40. Шапорин Ю. Соната.

41. Шебалин В. Соната.

42.Шнитке А. Соната.

43. Шопен Ф. Соната.

44. Шостакович Д. Соната.

45. Штраус Р. Соната.

46. Шуман Р. Пьесы для виолончели и фортепиано.

47.Энеску Д. Сонаты №№1, 2.

Трио для фортепиано, скрипки и виолончели

1. Алябьев А. Трио для скрипки, виолончели и фортепиано ля минор.

2. Аренский А. Трио для скрипки виолончели и фортепиано ре минор.

3. Бабаджанян А. Трио для скрипкиЮ виолончели и фортепиано.

4. Бабаев. А. Трио для скрипки, виолончели и фортепиано.

5. Бетховен Л. Трио для скрипки, виолончели и фортепиано: №1 Ми-бемоль мажор, №2 Соль мажор, №3 до минор, №4 Си-бемоль мажор, №5 Ре мажор, №6 Ми-бемоль мажор, №7 Си-бемоль мажор, №8 Си-бемоль мажор, №9 Ми-бемоль мажор, №10 Ми-бемоль мажор (14 вариаций), №11 Соль мажор (10 вариаций).

6. Бородин А. Трио (неоконченное).

7. Брамс И. Трио для скрипки, виолончели и фортепиано: соч. 8 Си мажор (вторая редакция); соч. 87 до минор; соч. 101 До мажор; соч. 40 Ми-бемоль мажор для фортепиано, скрипки и валторны (или для виолончели, или альта, вторая редакция); соч. 114 для фортепиано, кларнета (или альта, или скрипки) и виолончели.

8. Вайнберг М. Трио.

9. Василанко Трио.

10. Вебер К. М. Трио для фортепиано, (флейты или) скрипки и виолончели.

11. Винклер А. Трио.

12. Гайдн Й. Все трио для скрипки, виолончели и фортепиано.

13. Галынин Г. Трио.

14. Гедике А. Трио.

15. Глинка М. Трио «Патетическое».

16. Гнесин М. Трио.

17. Годар. Б. Трио.

18. Гольденвейзер А. Трио.

19. Гречанинов А. Трио.

20. Гуммель И. Трио.

21. Дворжак А. Трио «Думка».

22. Денисов Э. Трио.

23. Золотарев В. Трио.

24. Казелла А. Сицилиана и бурлеска.

25. Катуар К. Трио.

26. Кацман К. Трио.

27. Клюзнер Б. Трио.

28. Лало Э. Трио.

29. Лятошинский Б. Трио.

30.Мендельсон Ф. Трио №№1, 2.

31. Мильман М Трио.

32. Моцарт В. А. Трио №№1-7; трио для фортепиано, альта и кларнета (скрипки).

33. пабст П. Трио.

34. Равель м. Трио.

35. Рахманинов С. Трио «Элегическое» соль минор, Трио «Элегическое» ре минор («Памяти великого художника»).

36. Регер М. Трио №№1, 2.

37. Рейнеке К. Трио №№1-7.

38. Рейссигер К. Трио №№1-6.

39. Римский-Корсаков Н. Трио.

40. Рубинштейн А. Трио для скрипки, виолончели и фортепиано си-бемоль мажор.

41. Свиридов Г. Трио.

42. Сен-Санс К. Трио №№1, 2.

43. Сметана Б. Трио «Памяти Шопена».

44. Франк Ц. «Трио де салон», Трио.

45. Чайковский Б. Трио.

46. Чайковский П. Трио «Памяти великого художника» ля минор.

47. Шебалин В. Трио.

48. Шопен Ф. Трио.

49. Шостакович Д. Трио, Трио «Памяти И. И, Солертинского».

50. Штогаренко А. Молодежное трио для скрипки, виолончели и фортепиано.

51. Шуберт Ф. Трио №№1, 2.

52. Шуман Р. Трио №№1-3.

Сочинения для смешанных ансамблей (для духовых, струнных и фортепиано и духовых и фортепиано)

1. Брамс И. Трио для кларнета (альта или скрипки) виолончели и фортепиано.

2. Брамс И. Трио для скрипки, валторны (или альта) и фортепиано

3. Бетховен Л. Квинтет для гобоя, кларнета, фагота, валторны и фортепиано Ми-бемоль мажор.

4.Вебер К. М. Трио для флейты, виолончели и фортепиано.

5. вивальди а. Концерт для двух труб и фортепиано.

6.Гедике А. Квинтет для скрипки, виолончели, кларнета, валторны и фортепиано.

7. Глинка М. Серенада на мотивы из оперы «Анна Болейн» Доницетти для арфы, валторны, фагота, альта. Виолончели, контрабаса и фортепиано.

8. Глинка М. Патетическое трио для кларнета. Фагота и фортепиано.

9. Голубев Е. Квинтет для скрипки, виолончели, кларнета, валторны и фортепиано Ми-бемоль мажор.

10. Докшицер Т. Дуэты для двух труб и фортепиано.

11. Зверев В. Сюита для флейты, кларнета и фортепиано.

12. Книппер Л. Концерт для трубы, фагота и фортепиано.

13. Крейн М. Трио для кларнета, фагота и фортепиано.

14. Крейн М. Квартет для скрипки, виолончели, кларнета и фортепиано.

15. Моцарт В. А. Трио для кларнета (скрипки), альта и фортепиано Ми-бемоль мажор.

16. Квинтет для гобоя, кларнета, фагота, валторны и фортепиано Ми-бемоль мажор.

17. Мийо Д. Соната-квартет для флейты, гобоя, кларнета и фортепиано.

18. Николаева Т. Трио для флейты, альта и фортепиано.

19. Оганесян Э. Рапсодия для двух флейт, кларнета и фортепиано.

20. Прокофьев С. Увертюра на еврейские темы для кларнета. двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано.

21. Пуленк Ф. Трио для гобоя, фагота и фортепиано.

22. Римский-Корсаков Н. Квинтет для флейты, кларнета, фагота, валторны и фортепиано.

23. Сен-Санс К. Тарантелла для флейты, кларнета и фортепиано.

24. Сен-Санс К. Септет для двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, трубы и фортепиано.

25. Фалик Ю. Трио для гобоя, виолончели и фортепиано.

26. Хачатуран А. Трио для скрипки, кларнета и фортепиано.

27. Хиндемит П. Концерт для трубы, фагота и фортепиано.

28. Шуман Р. Пьесы для кларнета, альта и фортепиано.

29. Эиди В. Де Трио для кларнета, виолончели и фортепиано.

Сочинения для флейты и фортепиано

1. Банщиков Г. Соната.

2. Бах И. С. Сонаты №№1-3.

3. Бетховен Л. Соната.

4. Булез П. Сонатина.

5. Гайдн И. Соната для флейты (или скрипки) и фортепиано Соль мажор.

6. Дютийе А. Сонатина.

7. Жоливе А. Соната.

8. Корганов Т. Соната.

9. Крейн Ю. Соната.

10. Кулау Ф. Большая концертная соната.

11. Либерманн Л. Соната.

12. Мийо Д. Сонатина.

13. Наговицин В. Соната.

14. Прокофьев С. Соната.

15. Пуленк Ф. Соната.

16. Рейнеке К. Соната «Ундина».

17.Фельд И. Сонаты №№1, 2.

18. Франк С. Соната для скрипки и фортепиано (переложение Дж. Гэлуэя).

19. Хиндемит П. Соната.

20 Шуберт Ф. Интродукция и вариации на тему «Засохшие цветы».

Сочинения для гобоя и фортепиано

1. Арнольд М. Соната.

2. Асафьев Б. Сонатина.

3. Бах Ф. Э. Соната.

4. Блок В. Сонатина.

5. Брунс В. Соната.

6. Гануш Я. Соната.

7. Глобилл Э. Сонатина.

8. Дютийе А. Соната.

9. Загорцев В. Соната.

10. Мийо Д. Соната.

11. Оннегер А. Соната.

12.Платонов Н. Соната.

13. Пуленк Ф. Соната.

14. Раков Н. Сонаты №№1, 2.

15.Сен-Санс К. Соната.

16.Хиндемит П. Соната.

17. Шуберт Ф. Соната соч. 137 №1 для скрипки и фортепиано (переложение Н. Солодуева).

18. Юргутис В. Соната.

Сочинения для кларнета и фортепиано

1. Барток Б.Сонатина.

2. Бернстайн Л. Соната.

3. Бетховен Л. Соната №5 для скрипки и фортепиано (переложение для кларнета).

4. Брамс И. Сонаты №№1, 2.

5. Вайнберг М. Соната.

6. Вебер К. М. Большой концертный дуэт.

7. Гречанинов А. Соната №2.

8. Гуммель Й. Соната.

9. Данци Ф. Соната.

10. Крейн Ю. Соната.

11. Леденев Р. Соната.

12. Мартину Б. Сонатина.

13. Микалаускас В. Соната.

14. Оннегер А. Сонатина.

15. Пуленк Ф. Соната.

16. Раков Н. Сонаты №№1, 2.

17. Регер М. Сонаты: фа диез минор, Ля-бемоль мажор, Си-бемоль мажор.

18. Сенс-Санс К. Соната.

19. Фрид Г. Сонаты №№1-3.

20. Хиндемит П. Соната.

Сочинения для фагота и фортепиано

1. Алексеев М. Соната.

2. Багдонас В. Соната.

3. Бойко Р. Сонатина.

4. Винце И. Соната.

5. Глинка М. Соната для альта и фортепиано (переложение И. Костлана).

6. Кажаева Т. Соната.

7. Капоралле А. Соната.

8. Кикта В. Соната.

9. Кремнев Ю. Соната.

10 .Левитин Ю Соната.

11. Рейха А. Соната.

12. Самарина Е. Соната.

13. Сен-Санс К. Соната.

14. Хиндемит П. Соната.

Сочинения для валторны и фортепиано

1. Арапов Б. Соната.

2. Бетховен Л. Соната.

3. Войцек К. Соната.

4. Глобил Е. Соната.

5. Жилискис А. Сонатина.

6. Килар В. Соната.

7. Леру К. Соната.

8. Линк Д Соната.

9. Мильман М. Соната.

10. Рис Ф. Соната.

11. Сазонов А. Соната.

12. Финке Ф. Соната.

13. Хиндемит П. Соната.

Сочинения для трубы и фортепиано

1. Агафонников В. Соната.

2. Александров Ю Сонатина.

3. Асафьев Б. Соната.

4. Бердыев М. Соната.

5. Валек И. «Героическая соната»

6. Голубев Е. Соната.

7. Дефей Ж. М. Соната.

8. Мильман М. Сонаты №№1, 2.

9. Оннегер А. Соната.

10. Платонов Н. Соната.

11.Раков Н. Сонатина.

12. Сандерс Р. Соната.

13. Хиндемит П. Соната.

14. Шуберт Ф. Соната для скрипки и фортепиано соч. 137 №2 (переложение Г. Орвец).

Сочинения для тромбона с фортепиано и тубы с фортепиано

1. Ботяров Е. Сонатина для тромбона и фортепиано.

2. Матей П. Соната для тромбона и фортепиано.

3. Хиндемит П. Соната для тромбона и фортепиано.

4. Соната для тубы и фортепиано.

5. Чудова Т. Соната для тромбона и фортепиано.

Сочинения для саксофона и фортепиано

1. Артемьев Э. Сонатина.

2. Денисов Э. Соната.

3. Карева Х. Соната.

4. Крестон П. Соната.

5. Павленко В. Соната.

Сочинения для больших по составу камерных ансамблей

Квартеты для скрипки, альта, виолончели и фортепиано

1. Бетховен Л. Квартеты: Ми-бемоль мажор, Ре мажор, До мажор.

2. Брамс И. Квартеты: соль минор, Ля мажор, до минор.3. Вебер К. М. Квартет.

3. Дворжак А. Квартет.

4. Ипполитов-Иванов М. Квартет.

5. Катуар Г. Квартет.

6. Колесса Н. Квартет.

7. Мендельсон Ф. Квартеты: соль минор, фа минор.

8. Моцарт В. А. Квартеты: Ми-бемоль мажор, соль минор.

9. Регер М. Квартеты №№1, 2.

10 Штраус Р. Квартет.

11. Шуман Р. Квартет

Квинтеты для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано

1. Алабьев А. Квинтет.

2. Аренский А. Квинтет.

3. Бородин А. Квинтет.

4. Брамс И. Квинтет.

5.Вайнберг М. Квинтет.

6. Гедике А. Квинтет.

7. Гордели О. Квинтет.

8. Дворжак А. Квинтет.

9. Донаньи Э. Квинтеты №№1, 2.

10. Катуар Г. Квинтет.

11. Лятошинский Р. Квинтет.

12. Метнер Н. Квинтет.

13.Пейко Н. Квинтет.

14. Регер М. Квинтет.

15. Сен-Санс К. Квинтет.

16. Танеев С. Квинтет.

17. Франк Ц. Квинтет.

18.Чайковский Б. Квинтет.

19. Шнитке А. Квинтет.

20. Шостакович Д. Квинтет.

21. Шуберт Ф. Квинтет для скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано.

22. Шуман Р. Квинтет.

Секстеты для струнных и фортепиано

1. Глинка М. Секстет для двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано.

2. Ляпунов А. Секстет для двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано.

3. Мендельсон Ф. Секстет для скрипки, двух альтов, виолончели, контрабаса и фортепиано.

^ НОТНАЯ ЛИТЕРАТУА:

Сонаты для скрипки и фортепиано:

  1. Салманов, Вадим. Лирический альбом скрипка, фортепиано - М.: Нота, 2003.

  1. Салманов, Вадим Николаевич. Три сонаты: Скрипка, фортепиано. - СПб.: Нота, 2003.

  1. Бах И.С. Сонаты. Вып. 1 (N 1-3 – h-moll, a-dur, E-dur). –М. : Музыка, 1975.

  1. Бетховен Соната N 8 G-dur. –М.: Музыка, 1975.

  1. Вивальди Концерт c-moll. –М.: Музыка, 1967.

  1. Бетховен Соната N 3 Es-dur. –М.: Музыка, 1977.

  1. Бетховен Соната N 4 a-moll. –М.: Музыка, 1977.

  1. Бетховен Соната N 10 G-dur. –М.: Музыка, 1981.

  1. Вивальди Концерт a-moll. –М.: Музыка, 1992.

  1. Вивальди Концерт a-moll. –М.: Музыка, 1982.

  1. Б.Мартину Сонатина. –М.: Музыка, 1967.

  1. Моцарт Сонаты. Том 1. –М.: Музыка, 1967.

  1. Прокофьев Соната N 1 f-moll. –М.: Музыка, 1976.

  1. Тартини Соната «Трель дьявола». –М.: Музыка, 1965.

  1. Моцарт. Сонаты. Том 2. (N 11- 14.). –М. : Музыка, 1988.

  1. Пирушков А.И. Соната. –М. : Сов.композитор, 1980.

  1. Равель М. Соната. –Л. : Музыка, 1982.

  1. Салманов В.Н. Соната N 3. –Л. : Сов.композитор, 1980.

  1. Саркисян Р.С. Вторая соната. –М. : Музыка, 1984.

  1. Светланов Е.Ф. Соната. –М. : Музыка, 1984.

  1. Толстой Д.А. Соната N 2. –Л. : Сов.композитор, 1984.

  1. Фиртич Г.И. Соната. –Л. : Сов. композитор, 1984.

  1. Концертные произведения советских композиторов. –Л. : Музыка, 1987.

  1. Концертные произведения. –М. : Музыка, 1990.

  1. Концертные пьесы. Вып. 5. –М. : Сов.композитор, 1990.

  1. Коренин А. Сонаты для скрипки и баса. Обработка для скрипки и фортепиано. Вып. 1, N 1-3. –М.: Музгиз, 1962.

  1. Леман А.С. Первая и вторая сонаты. –М.: Сов. Композитор, 1980.

  1. Левитин Ю.А. Вторая соната. – М.: Сов. Композитор, 1983.

  1. Макаров Е.П. Соната-поэма. –М.: Сов. Композитор, 1981.

  1. Мансурин Т. Вторая соната. –М.: Сов. Композитор, 1980.

  1. Метнер Н.К. Соната N 1. Соч. 21. –М.: Музыка, 1982.

  1. Александров Ю.М. Вторая соната. –М.: Сов. Композитор, 1984.

  1. Алябьев А. Соната. –М.: Музыка,1984.

  1. Баланчивадзе А. Сонаты. –М.: Сов. Композитор, 1980.

  1. Баснер В.Е. Сонаты. –Л.: Сов. Композитор, 1985.

  1. Беринский С. Сонаты. –М.: Сов. Композитор, 1986.

  1. Корелли Сонаты N 1-3. –М.: Музыка, 1986.

  1. Ж.Франсе Сонатина. –М.: Музыка, 1967.

  1. Бетховен Соната N 3. Соч. 12. N 3. –М.: Музыка, 1982.

  1. Бетховен. Соната N 6. Соч. 12 1. –М.: Музыка, 1983.

  1. Вервчини Ф., Джеминиани Ф. Избранные сонаты. –Л.: Музыка, 1984.

  1. Вилла-Лобос Э. Сонаты. –М.: Музыка, 1983.

  1. Гайдн Й. Сонаты N 1-8. –М.: Музыка, 1985.

  1. Гендель Г.Ф. Сонаты N 4-6. –М.: Музыка, 1985.

  1. Гендель Г. Сонаты N 4-6. –М.: Музыка, 1989.

  1. Глуодис И. Соната. –М.: Сов. Композитор, 1960.

  1. Дебюси К. Соната. –М.: Музгиз, 1962.

  1. Карухнишвили Р.Г. Соната. –М.: Сов. Композитор, 1983.

  1. Шуман Р. Соната N 2. Ор. 121. –М.: Музыка, 1982.

  1. Шуман Р. Соната a-moll. Соч. 105. –Л.: Музыка, 1983.

  1. Яхнина С. Соната. –М.: Сов. Композитор, 1980.

  1. Веживский Г. Вариации на оригинальную тему. –М.: Музыка, 1980.

  1. Бабаджанян А. Сонаты. –М.: Сов. Композитор, 1970.

  1. Брамс И. Сонаты. –М.: Музыка, 1966.

  1. Брамс И. Сонаты. –М.: Музыка, 1977.

  1. Буцко Ю.М. Соната. –М.: Сов. Композитор, 1980.

  1. Метнер Н. Соната N 1. –М.: Музыка, 1982.

  1. Чайковский Б.А. Соната. –М.: Музыка, 1980.

  1. Шуберт Ф. Сонатины. –М.: Музыка, 1980.

  1. Шуман Р. Фантазия. –М.: Музыка, 1973.

  1. Эшпай А. Соната. –М.: Музыка, 1967.

Сонаты для альта и фортепиано:

  1. Арутюнян А. Соната «Ретро». –М.: Сов. Композитор, 1988.

  1. Боккерини Л. Соната c-moll. –М.: Музыка, 1984.

  1. Василенко С.Н. Соната. Ор. 46. –М.: Музыка, 1985.

  1. Паганини Н. Соната. –М.: Музыка, 1980.

  1. Подковыров П.П. Соната. –Л.: Сов. Композитор, 1980.

  1. Попатенко Т.А. Романтическая соната. –М.: Сов. Композитор, 1986.

  1. Фиртин Г. Соната-фантазия. –Л.: Сов. Композитор, 1990.

  1. Беринский С.С. Соната. –М.: Сов. Композитор, 1982.

  1. Хиндемит, Шванендреер Концерт для альта с оркестром. Клавир. –М.: Музыка, 1997.

Сонаты для виолончели и фортепиано:

  1. Александров Ю.М. Соната. Баллада. Соч. 4. –М.: Музыка, 1984.

  1. Арапов Б. Соната. –Л.: Сов. Композитор, 1988.

  1. Бетховен Л. Соната. –Будапешт, 1982.

  1. Бетховен Л. Соната N 1. Ор. 5. N 1. –М.: Музыка, 1985.

  1. Дебюси К. Соната. –М.: Музыка, 1982.

  1. Исраелян М.О. Соната. –М.: Сов. Композитор, 1980.

  1. Литинский Г. Соната. –М.: Музыка, 1982.

  1. Ляшенко Г. Соната. –Киев: Муз. Украина,1982.

  1. Брамс И. Соната N 1 e-moll. Ор. 38; Соната N 2 F-dur. Ор. 99. –М.: Музыка, 1983.

  1. Валентини Дж. Соната E-dur; Соната D-dur. –М.: Музыка, 1983.

  1. Кокконен И. Соната. –М.: Музыка, 1983.

  1. Крейн Ю. Соната-фантазия. –М.: Сов. Композитор, 1960.

  1. Мешенко Г.И. Соната. –Киев: Муз. Украина, 1982.

  1. Мартину Б. Вариации на тему Россини. –Л.: Музыка, 1983.

  1. Марчело Б. Сонаты. –М.: Музыка, 1983.

  1. Николаев Л. Соната. –Л.: Сов. Композитор, 1988.

  1. Оганесян Э.С. Соната-эфпитафия. –М.: Сов. Композитор, 1979.

  1. Пуленк Ф. Соната. –Л.: Музыка, 1981.

  1. Рахманинов С.В. Соната. Соч. 19. –М.: Музыка, 1984.

  1. Тертерян А. Соната. –М. Сов. Композитор, 1960.

  1. Чайковский Б.А. Соната. –М.: Музыка, 1982.

  1. Чайковский А.В. Соната. –М.: Сов. Композитор, 1985.

  1. Шмидбергс В.А. Соната. –Л.: Музыка, 1984.

  1. Шуман Р. Концерт. Соч. 129. Клавир. –М.: Музыка, 1984.

  1. Григ Э. Соната e-moll. –М.: Музыка, 1968.

Трио для скрипки, виолончели и фортепиано:

  1. Бакихов Т. Два трио. Партитура и голоса. –М.: Сов композитор, 1987.

  1. Брамс И. Трио H-dur. Ор. 8. –М.: Музыка, 1983.

  1. Буцко Ю.М. Трио-квинтет: («Es muss sein»). Партитура. –М.: Сов. Композитор, 1983.

  1. Дворжак А. Трио. –Прага: Искусство. 1988.

  1. Метнер В.А. Трио. Вып. 1. –М.: Музыка, 1988.

  1. Николаев А. Трио. Партитура и голоса. –М.: Сов. Композитор, 1982.

  1. Плиева Ж.В. Трио. Партитура и голоса. –М.: Сов. Композитор

  1. Равель М. Трио. Партитура и партия. –М.: Музыка, 1983.

Сонаты для духовых инструментов и фортепиано:

  1. Ботяров Е.М. Сонатина. –М.: Музыка, 1982.

  1. Бетховен Л. Соната. Для флеты и фортепиано. –М.: Музгиз, 1959.

  1. Давид Д. Соната для флейты и фортепиано. –Будапешт, 1955.

  1. Сен-Санс К. Соната для фагота и фортепиано. Соч. 168. –М : Музыка, 1985.

  1. Сонаты советских композиторов: Для флейты и фортепиано. Вып. 1./ Авт.: Э.Аристакиян, Г.Комраков, Э.Денисов. –М.: Сов. Композитор, 1979.

  1. Сонаты советских композиторов: для флейты и фортепиано. Вып.2./ Авт.: Б.Гецелев, Т.Бакиханов, Г.Меликян. –М.: Сов. Композитор, 1981.

  1. Сонаты советских композиторов: для флейты и фортепиано. Вып.3. А.Шаверзашвили Соната-фантазия; Е.Ерханян Соната. –М.: Сов. Композитор, 1984.

  1. Бах И.С. Соната для габоя и фортепиано g-moll. –М.: Музыка, 1083.

  1. Телеман Г.Ф. Две сонаты: B-dur, Es-dur..Партита 4. Для габоя и

  1. Фортепиано. –М. : Музыка, 1984.

  1. Ф.Пуленк Соната для флейты и фортепиано. –М. : Музыка, 1997.

  1. Брамс. Соната. Ор. 120 N 2 Es-dur. Соната. Ор. 120 N 1 F-dur. –Будапешт, 1969.

Квинтеты:

  1. Эксанишвили Э. Квинтет: для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано. Партитура. –М. : Сов. композитор, 1987.

  1. Юрисаду Х. Квинтет N 2: для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано. Партитура. –Л. : Сов. композитор, 1980.



^ МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:


Эффективность занятий по дисциплине «Фортепиано» во многом зависит от оснащенности классов следующим оборудованием:

- наличием двух инструментов (роялей) и нотных пультов (не менее 6);

- соответствующей аппаратурой для прослушивания CD и просмотра DVD дисков;

- видеокамерой для записи и прослушивания общего звучания камерных ансамблей со стороны, работы в классе и самостоятельной подготовки студентов.


ОГЛАВЛЕНИЕ:


1. Выписка и ГОССТАНДАРТА…………………………………………...3

2. Пояснительная записка…………………………………………………..3

3. Основные формы работы………………………………………………...5

4. Критерии оценок………………………………………………………….7

5. Задачи педагога…………………………………………………………...8

6. Библиографический список…… ……………………………………….9

7. Примерный репертуарный список……………………………………....11

8. Материальное обеспечение……………………………………………...29






Скачать 287.1 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты