Домой

Приказ по школе № от 2012 г




Скачать 185.73 Kb.
НазваниеПриказ по школе № от 2012 г
Дата25.04.2013
Размер185.73 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Пояснительная записка
Важнейшими умениями в 5-9 классах являются следующие
Основное содержание программы
Требования к уровню подготовки обучающихся
Подобные работы:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6


Рассмотрена

Заседание МО

протокол №

от «___» ___________ 2012 г.

Согласована

Заседание МС

протокол №

от «___» ___________ 2012 г.

Утверждена

Директор МОУ СОШ №6 ________ Е.В. Манокина

Приказ по школе №

от «___» ___________ 2012 г.




Рабочая программа

учебного предмета

Литература

основное общее образование

8 класс


Учитель

С.А.Синягина


Тутаев

2012

^ Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева. Программа рассчитана на 68 часов в расчете 2 часа в неделю. В основе содержания и структуры программы по литературе в 6 классе лежит концентрический на хронологической основе вариант построения курса.

В 8 классе продолжается изучение вершинных произведений классической литературы и литературы ХХ века, соответствующие возрасту и уровню читательских интересов обучающихся.Постепенно формируются первоначальные представления об историко- литературном процессе.

Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия. Большинство текстов включено в учебник-хрестоматию, что создает благоприятные условия для организации работы.

Программа позволяет постигать факты биографии писателя и особенности его личности. В программе и в учебниках предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества изучаемого писателя или поэта, его отношение к искусству, творчеству, людям.

В 8 классе последовательно даются сведения о своеобразии личности писателя, предлагаются сведения о творческой истории произведений писателей. В основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям.

В 8 классе на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.

Программа дает широкий выбор учителю для введения краеведческого материала в урок, что является важным для изучения литературы на современном этапе для реализации регионального компонента.

Задачи изучения литературы:

  • воспитательная (формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, служащего глубокому и верному постижению прочитанного, содействующего проявлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности);

  • образовательная (формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений- умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку, рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства).


Преподавание литературы в рамках программы строится на единстве урочной и внеурочной деятельности школьников, поэтому в программу включен материал о возможных формах внеурочной деятельности.


^ Важнейшими умениями в 5-9 классах являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения;

  • умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.



^ Основное содержание программы



№п.п.


Тема



Кол-во

часов




Вн.чт.


Развитие

речи



1.

Введение. Художественная литература и история.



1






2.

Из устного народного творчества




1







3.

Из древнерусской литературы


4

1




4.

Из литературы XVIII века


5









5.

Из литературы XIX века


30

1

5



6.

Русская литература 1 пол. XX века


10

1

2

7.

Из литературы XX века.



9

1

1

8.

Из зарубежной литературы


8










Итого:

68 часов



4

8





Количество классных сочинений – 4

Домашних - 1


Список произведений для заучивания наизусть


  1. Г.Р.Державин. «Памятник».

  2. В.А.Жуковский. «Сельское кладбище»( отрывок).

  3. Н.М.Языков. «Пловец».

  4. А.С.Пушкин. «И.И.Пущину».

  5. М.Ю.Лермонтов. «Родина».

  6. Н.А.Некрасов. «Тройка».

  7. А.А.Фет. «Учись у них: у дуба, у березы…»

  8. В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».

  9. С.А.Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная…»

  10. Б.Л.Пастернак. «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

  11. Н.А.Заболоцкий. «Некрасивая девочка».

  12. У.Шекспир. Отрывок из «Ромео и Джульетты».

  13. А.Т.Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины…»

  14. К.М.Симонов. «Жди меня».



Календарно-тематическое планирование


Дата

№ п/п




Тема урока




1.




Введение. Художественная литература и история. Творческий процесс.




2.




Исторические песни. «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка». Отражение исторической памяти в народной песне. Нравственная проблематика песни- плача.




3.




Древнерусская литература. Тема добра и зла в произведениях русской литературы. «Слово о погибели Русской земли».




4.




Житийная литература. Нравственные представления о человеке. «Житие Сергия Радонежского», «Житие Александра Невского». Основные нравственные проблемы житийной литературы.




5.




«Сказание о Борисе и Глебе». Тематическое многообразие древнерусской литературы.




6.

Вн.чт.

«Поучение» Владимира Мономаха. Комментированное чтение




7.




Г.Р.Державин. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии. «Памятник».




8.




Отражение в поэзии фактов биографии и личных представлений поэта. «Вельможа». Основные мотивы стихотворения. Традиции классицизма.




9.




Н.М.Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Сентиментализм как литературное направление.




10.




«Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика повести.




11.




Образ Лизы в повести. Новый тип героя. Жанр сентиментальной повести. (Домашнее сочинение по повести Н.Карамзина «Бедная Лиза»)




12.




Поэты пушкинского круга. Баллады В.Жуковского «Лесной царь», «Сельское кладбище». Элегия «Море». Основные темы творчества. Романтизм Жуковского.




13.




Основные мотивы творчества поэтов пушкинского круга. К.Н.Батюшков «Судьба Одиссея», «Мой гений».Е.А.Баратынский «Чудный град порой сольется…»А.А. Дельвиг. «Русская песня».Н.М.Языков «Пловец».




14.




Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина. Жанр послания. «И.И.Пущину». «19 октября 1825 года».




15.




История написания и проблематика повести «Пиковая дама».




16.




«Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино. Система образов. «Моцарт и Сальери».




17.




Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести. Историческая повесть.




18.




Образ Емельяна Пугачева на страницах повести.




19.




Отношение автора к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.




20.

РР

Выразительное чтение поэзии и прозы А.С.Пушкина.




21.

РР

Сочинение по повести «Капитанская дочка».




22.




М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Основные мотивы поэмы «Мцыри». Сюжет и фабула.




23.




Образ- персонаж и образ- пейзаж в поэме «Мцыри». Романтические традиции.




24.




Н.В.Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь. Творческая и сценическая история пьесы «Ревизор».




25.




Основной конфликт пьесы и способы его разрешения в комедии «Ревизор». Смысл эпиграфа.




26.




Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, взяточничества в комедии. Образы чиновников.




27.

РР

Сочинение сопоставительного характера по пьесе «Ревизор».




28.




И.С.Тургенев. Основные вехи биографии писателя. Повесть о любви «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении писателя.




29.




Образ Аси в повести И.С.Тургенева. Лирическая повесть.




30.

РР

Отзыв о повести И.С.Тургенева «Ася».




31.




Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии. Судьба и жизнь народа в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…»




32.




Судьба крестьянки- одна из тем поэта. «Тройка». Своеобразие раскрытия лирического переживания героини.




33.




А.А.Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии. «Учись у них: у дуба, у березы…»




34.




Стихотворение «Целый мир от красоты…» Основные мотивы лирики А.Фета.




35.




А.Н.Островский. Краткие сведения о писателе. «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Драма.




36.




Образ Снегурочки в пьесе- сказке. Элементы фольклора. Язык персонажей.




37.

Вн.чт.

А.Н.Островский «Бедность не порок». Сюжет пьесы. Комментированное чтение




38.




Л.Н.Толстой. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество».




39.




Рассказ «После бала». Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов.




40.




Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.




41.

РР

Сочинение- рассуждение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».




42.




М.Горький. Основные вехи биографии. «Песня о Соколе».Свобода и сила духа в изображении писателя.




43.




«Макар Чудра». Истинные и ложные ценности в жизни человека. Традиции романтизма.




44.




Художественное своеобразие ранних рассказов М.Горького. Образ- символ в романтических произведениях.




45.

РР

В.В.Маяковский. Краткие сведения о поэте. Поэт и толпа в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям».




46.

РР

Конфликт в стихотворении. Рифма и ритм. Выразительное чтение стихотворения.




47.




Н.А.Тэффи. «Свои и чужие». Художественное своеобразие рассказа. Юмор и сатира.




48.




М.М.Зощенко. «Счастливый случай», «Обезьяний язык». Проблемы «маленького человека» в рассказах писателя. Ирония, сарказм.




49.




Д.Б. Кедрин. Краткие сведения о поэте. Баллада «Зодчие». Художественная идея. Основные мотивы: труд, творчество, талант, власть.




50.

Вн.чт.

Рассказ А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».




51.




Н.А.Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Анализ стихотворения «Некрасивая девочка». Истинная и ложная красота в стихотворении.




52.




А.Грин. Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и красоты в повести «Алые паруса».




53.




Романтическое движение в повести «Алые паруса». Ассоль и Грей. Образы героев.




54.




В.П.Астафьев. Человек и война, литература и история в творчестве. «Фотография, на которой меня нет».




55.




Проблема нравственной памяти в рассказе. Образ рассказчика.




56.

Вн.чт.

РР

Выразительное чтение стихотворений русских поэтов о войне «Музы не молчали». (А.Ахматова, Д.Самойлов, М.Исаковский, К.Симонов, О.Берггольц)




57.




А.Т.Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии Твардовского. «За далью - даль». Россия на страницах поэмы.




58.




Основные мотивы. Образ автора в поэме. Художественное своеобразие поэмы.




59.




В.Г.Распутин. Основные вехи биографии писателя. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».




60.




Конфликт и основные образы повествования. Тип рассказчика в художественной прозе.




61.




У.Шекспир. Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Вечные темы в творчестве Шекспира.




62.




Основные признаки жанра трагедии. «Ромео и Джульетта» на русской сцене. Сценическая история пьесы.




63.




М.Сервантес. Краткие сведения о писателе. Основная проблематика романа «Дон Кихот». Художественная идея романа.




64.




Образ Дон Кихота на страницах романа. Позиция автора. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.




65.




Э.Т.А.Гофман. Краткие сведения о писателе. Тема добра и зла в сказке «Щелкунчик».




66.




Дж.Г.Байрон. Краткие сведения о писателе. «Властитель дум». Романтизм Байрона.




67.




Стихи «наполеоновского» цикла. Анализ стихотворения «Прощание Наполеона».




68.




Итоговый урок.



^ Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения литературы в 6 классе обучающиеся должны

знать:

  • теоретико- литературные понятия, связанные с жанрово- родовой природой литературного произведения;

  • сведения по истории литературы, отражающие временной контекст.


уметь:

  • владеть техникой грамотного и осмысленного чтения;

  • владеть умениями выразительного чтения;

  • воспринимать художественное произведение как сюжетно- композиционное единство в его причинно- следственных связях;

  • видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

  • определять жанрово- родовую природу произведений как воплощение историко- культурного развития искусства слова;

  • видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

  • грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

  • выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера.



Учебно-методический комплект


  1. Меркин Г.С. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Литература. 5-9кл. / Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев. 3-е издание – М..: Русское слово, 2007.

  2. Меркин Г.С. Литература: Учебник- хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений / Г.С.Меркин – М.: Русское слово, 2007

  3. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».

  4. Русские писатели XX века. Собрание биографий.-М.:2001.

Скачать 185.73 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты