Домой

Лекция 7 тема: Государственные природные заповедники. Биосферные заповедники




Скачать 271.44 Kb.
НазваниеЛекция 7 тема: Государственные природные заповедники. Биосферные заповедники
Дата25.04.2013
Размер271.44 Kb.
ТипЛекция
Содержание
Государственные природные заповедники
2. Многофункциональность заповедников
2.1. Заповедники – эталоны природы
2.2. Сохранение генетических фондов и биологического разнообразия в заповедниках
2.3. Заповедники как «центры стабильности»
2.4. Заповедник как база стационарных комплексных научных исследований
2.5. Культурная и просветительская деятельность заповедников
3. Биосферные заповедники
4. Особенности правового положения заповедников
5. Правовой режим земель заповедников
6. Система заповедного дела в России
6.2. Размещение и площадь заповедников России
Вопросы для самоконтроля
Подобные работы:




ЛЕКЦИЯ 7

ТЕМА: Государственные природные заповедники. Биосферные заповедники

ПЛАН:

1. Природоохранный статус заповедников.

2. Многофункциональность заповедников.

2.1. Заповедники – эталоны природы.

2.2. Сохранение генетических фондов и биологического разнообразия в заповедниках.

2.3. Заповедники как «центры стабильности».

2.4. Заповедник как база стационарных комплексных научных исследований.

2.5. Культурная и просветительская деятельность заповедников.

3. Биосферные заповедники.

4. Особенности правового положения заповедников.

5. Правовой режим земель заповедников.

6. Система заповедного дела в России.

6.1. Специфика заповедного дела в России.

6.2. Размещение и площадь заповедников России.


1. Природоохранный статус заповедников

Одной из наиболее эффективных форм охраны ландшафтов являются заповедники — участки суши и водных пространств, изъятые из всякого хозяйственного использования. В заповеднике подлежат охране все присущие его территории (и акватории) природные объекты и взаимосвязи между ними. Таким образом, охраняется природно-территориальный комплекс в целом, ландшафт со всеми его компонентами.

^ Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Эти заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

г) экологическое просвещение;

д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях заповедников, предоставляются в пользование (владение) последних на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за заповедниками на правах оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации с согласия субъекта Российской Федерации, в пределах которого они расположены, на отнесение их территории к объектам федеральной собственности. Постановление принимается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Расширение территорий государственного природного заповедника производится в таком же порядке.

Органы государственной власти Российской Федерации, в ведении которых находятся вновь созданные государственные природные заповедники, определяют сроки и этапы формирования организационно-хозяйственной инфраструктуры, соответствующей государственному природному заповеднику как природоохранному учреждению. В период, предшествующий созданию этой инфраструктуры, контроль за соблюдением режима государственного природного заповедника осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти либо иными уполномоченными ими органами.

На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном заповеднике; запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

На территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

  • сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

  • поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

  • предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

  • осуществление экологического мониторинга;

  • выполнение научно-исследовательских задач;

  • ведение эколого-просветительской работы;

  • осуществление контрольно-надзорных функций.

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Такая деятельность осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

Территория государственных природных заповедников полностью изымается из хозяйственного оборота. Их имущество является федеральной собственностью. При этом запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, включенные в заповедник. Они полностью изымаются из гражданского оборота и не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами. На прилегающих к территории заповедника участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Режим охраны заповедника предусматривает установление ряда запретов и ограничений. Так, на его территории запрещается:

а) любая деятельность, противоречащая его задачам и режиму;

б) интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

в) всякое вмешательство человека в природные процессы на специально выделенных (эталонных) участках.

Ограничениями являются:

а) специальный порядок доступа посторонних граждан на территорию заповедника, который возможен только с разрешения дирекции или органа, в ведении которого находится заповедник;

б) возможность частичного хозяйственного использования отдельных участков для обеспечения функционирования заповедника и жизнеобеспечения проживающих на его территории граждан;

в) проведение мероприятий и деятельность только в целях сохранения в естественном состоянии природных комплексов, их восстановления и предотвращения их изменений.

Каждый из государственных заповедников строит свою деятельность в соответствии с индивидуальным "Положением о заповеднике", отражающем особенности функционирования и режима охраны территории конкретного заповедника (например, регламентация туризма на территории, выделение зон ограниченного природопользования для обеспечения функционирования кордонов и др.).

^ 2. Многофункциональность заповедников

Как уже отмечалось, согласно «Типовым положениям» государст­венные заповедники создаются с целью сохранения в естественном состоянии типичных или уникальных для данной ландшафтной зоны территорий (природных комплексов) со всей совокупностью их компонентов, изучения в них естественного течения природных процессов и явлений и разработки научных основ охраны природы.

^ 2.1. Заповедники – эталоны природы

Служить эталонами природы, быть местом познания хода естественных, не нарушенных человеком процессов, свойственных ландшафтам определенного географического региона, – основное назначение заповедников.

Разработка теории эталона природы началась с выходом в свет книги В.В. Докучаева «Русский чернозем». В ней было доказано, что полное изучение почв возможно только при условии исследования их на нетронутых человеком целинных степных участках, где сохраняются все первоначальные свойства чернозема. Целинные почвы дали возможность сравнивая их с обрабатываемыми землями. Эти классические исследования показали необходимость использования территорий в качестве эталонов природы.

Таким образом, чтобы отвечать своей основной задаче, запо­ведники должны иметь природные условия, типичные для данного региона. При создании заповедников предпочтение отдается тем участкам, которые в наименьшей степени изменены хозяйственной деятельностью человека. В первую очередь берутся под охрану эталоны тех ландшафтов, которым угрожает опасность исчезновения. Очень важно, чтобы территории заповедников были достаточны для обеспечения саморегуляции происходящих в них процессов и не испытывали заметного влияния соседних антропоген­ных территорий. Поэтому большинство заповедников, особенно если они располагаются среди антропогенного ландшафта, имеют охранные зоны, где ограничены эксплуатация природных ресурсов, развитие промышленности и строительство. В ряде случаев заповедаются уникальные явления природы, например гейзеры на Камчатке (уникальные заповедники). Иногда основанием для органи­зации заповедника служит наличие на территории уникального со­четания минеральных месторождений (Ильменский заповедник).

Заповедник — также наиболее удобное место для сохранения отдельных объектов и явлений природы, требующих повышенной охраны: исчезающих видов животных, растений и неживых тел природы. В соответствии с этим заповедники имеют и вторую функцию - сохранение экологического разнообразия, одним из существенных составляющих которого является генофонд животных и растений.

^ 2.2. Сохранение генетических фондов и биологического разнообразия в заповедниках

Ценность экологического разнообразия заключается в том, что, во-первых, это источник стабильности биосферы, а во-вторых, источник сведений о конкретных, проявлениях биосферных законов, информации о строении и свойствах биогеоценозов (ландшафтов).

Значение особо охраняемых территорий в сохранении разнообразия животного и растительного мира зависит от географического положения данной особо охраняемой территории, ее площади и разнообразия представленных на ней территорий. Следует отметить, что эти факторы взаимосвязаны. На юге и в горах при равных площадях разнообразие выше, чем на севере и на равнинах. Так как в России обычно более крупные заповедники характерны для северных территорий, это несколько компенсирует различия их роли в охране биоты. Обычно и несколько повышено разнообразие местообитаний даже заповедных территорий в староосвоенных регионах. Дело в том, что здесь заповедники организуются чаще всего на ранее уже использовавшихся землях - леса здесь хотя бы частично проходились вырубками и гарями, степные и луговые участки часто уже распахивались и, безусловно, служили сенокосами и пастбищами, нередки имеющие антропогенное происхождение нарушения рельефа - овраги, насыпи дорог, пруды и т.п.. Естественно, здесь выше мозаичность растительного покрова и имеется довольно значительное количество видов - спутников человека - сорняков и других синантропов. Кроме того, островки сохранившейся природы среди антропогенного ландшафта имеют повышенную привлекательность для многих видов животных и они держатся почти исключительно на них, нигде вокруг заповедников не встречаясь. Помимо этого во многих, особенно лесодефицитных районах юга России человек искусственно высаживал деревья (чаще всего вокруг поселений и лесополосами), используя нередко при этом и экзотические виды. Часто акклиматизировали здесь и экзотических животных (особенно копытных - оленей и т.п.). Последнее обстоятельство породило новую проблему - биологического загрязнения территорий.

Сравнение карт общего богатства флоры основных природных регионов России и богатства флор сосудистых растений в заповедниках говорит о том, что почти повсеместно флора региона представлена в заповедниках далеко не полностью. Особенно контрастно выглядит ситуация с низкой полнотой представленности в заповедниках разнообразия флоры западных степей России. Это связано с тем, что относительно крупные заповедники этих районов (Воронежский, Хоперский) охраняют в основном уцелевшие здесь лесные массивы. Тогда, как степные участки охраняются на совершенно микроскопических площадях и многие типичные для района типы степных местообитаний в них не представлены. Кроме того, многие “осколки” этой богатейшей ранее флоры сейчас произрастают почти исключительно на локальных участках - склонах определенных балок, фрагментах высоких пойм, обочинах отдельных участков дорог и т.п., которые располагаются вне заповедников. Относительно полно региональная флора представлена в Алтайском заповеднике, имеющем большие размеры.

При сравнении фаун наземных позвоночных животных природных регионов и заповедников мы наблюдаем принципиально иную картину. При четко выраженной зональности числа видов в регионе, фауны заповедников в большинстве случаев совпадают по градации со среднерегиональной нормой. В нескольких случаях имеются даже факты превышения числа видов в фауне заповедника над числом видов в регионе. Это может отражать как повышенную полноту инвентаризации фауны в заповеднике (вид зарегистрирован, но пока не включен в региональные фаунистические сводки) или включение в фауну видов обитающих на регионально удаленных участках одного заповедника (Магаданский). Существенные отклонения (в сторону уменьшения) от среднерегиональной нормы имеются в южных заповедниках, где богатство фауны наземных позвоночных животных скорее коррелирует с площадью сухопутных частей заповедников. Например, на Восточном Кавказе, где имеется очень богатая общая фауна наземных позвоночных, богатство фауны заповедников относительно низкое, что вызвано меньшими площадями заповедников здесь, чем на Западном Кавказе. Причем имеет место некоторое пороговое значение площади заповедников, ниже которого богатство их фауны резко падает, что особенно хорошо видно на примерах Дагестанского заповедника, Галичьей горы и т.п. Это понятно - если для растения в большинстве случаев достаточно мелкого фрагмента определенного типа местообитания, то позвоночному животному необходимы гораздо более обширные площади для осуществления своего годового цикла. Линнея северная может расти под всего тремя елями, но синица-московка здесь гнездиться не будет. Для многих позвоночных животных характерны сезонные смены местообитаний, поэтому необходимо значительное разнообразие территории, которое мелкие заповедники обычно не могут обеспечить. Высокое богатство фаун заповедников центральной России, безусловно тесно связано с высокой мозаичностью их территорий, унаследованной от периода, когда эти территории использовались в хозяйстве.

Заповедники являются не только резерватами, сохраняющими разнообразные виды в их естественной обстановке. Они также выявляют и изучают продовольственные, кормовые, витаминосодержащие, лекарственные, инсектицидные, эфиромасличные растения и животных.

Генофонды, хранимые заповедниками, являются уникальными источниками новых домашних животных и культурных растений. Флоры заповедников содержат такие дикие виды, которые могут стать родоначальниками новых культур, необходимых для создания местных форм земледелия.

^ 2.3. Заповедники как «центры стабильности»

В ряде случаев заповедники выполняют важную роль в качест­ве «центров стабильности» данного участка биосферы. Такова, например, их функции в качестве резерватов различных видов растений и животных, которые расселяются и в окружающие угодий.

Бедственное положение с некоторыми ценными видами животных и, в меньшей степени, растений заставило в первые годы Советской власти сосредоточить внимание на их охране и рассматривать заповедники как резерваты для нуждающихся в особой охране исчезающих видов. Многие советские заповедники были организованы для решения именно этой задачи: Байкальский заповедник - для сохранения и умножения соболя, Воронежский - бобра, Хоперский - выхухоли и т. д. Для сохранения отдельных видоврастений или типов растительности созданы Пицундский заповедник, заповедник Галичья гора и др. Восстановив свою численность, охраняемый вид расселяется не только по всему заповеднику, но и на смежных территориях. В Воронежском заповедников его создании было несколько пар бобров. За 60 лет существования заповедника с его территории было расселено более чем в 70 областей СССР около 5 тыс. бобров. Из 220 тыс. бобров, обитавших на территории Советского Союза в 1982 г., половина была воронежского происхождения.

Заповедники полностью оправдали свою роль резерватов, позволяющих животным спокойно размножаться. В дальнейшем для усиления роста численности ценных животных охранные площади заповедников были расширены за счет создания при них систем заказников.

Некоторые заповедники оказались ценными очагами обогащения растительности, особенно лесной. Так, в результате деятельности Тебердинского заповедника зарастающая лесом площадь составляет более 10 тыс. га. Голые склоны гор, на которых лес был уничтожен человеком, постепенно зарастая, приобретает первоначальные естественные черты.

Однако направленный режим охраны, обеспечивающий процвета­ние какого-то одного или нескольких ценных видов, нередко вно­сит существенные изменения в природные процессы. Например, численность оленей в Крымском заповеднике настолько возросла, что они стали вытеснять косуль и почти подавили возобновление лесов. Не хватает корма и самим животным. Возникает необходимость в искусственном регулировании численности особей в популяции вида. Но меры по ограничению численности сохраняемых в заповеднике видов являются вынужденными. Они - непосредственный результат созданного человеком искажения структуры биогеоценоза.

Нарушение изначального состояния биогеоценоза может произойти и по другим причинам. Например, зарегулирование стока Волги привело к крупным изменениям в водном режиме дельты, где расположен Астраханский заповедник. Потребовалось осуществить ряд мер для восстановления проточности водоемов, условий нереста и зимовки рыб, гнездования птиц и других процессов. Иногда вмешательство бывает необходимо, потому что заповедана территория, имеющая нарушенные экосистемы, автономно-восстановительная сукцессия которых в ряде случаев не оказывается возможной. Нужны специальные меры, чтобы возвращать их в первоначальное, «естественное» состояние или чем-то заменить выпавшие компоненты экосистемы. Так, степной ландшафт сохраняет свой тип растительности только в том случае, если он постоянно находится под воздействием пасущихся там копытных животных.

При отсутствии копытных происходит перерождение автохтонных (коренных) сообществ и утрачиваются многие элементы степной флоры. Подобное перерождение может быть остановлено периодическим (один раз в 2-3 года) выкашиванием. В таком случае растительность заповедных участков сохраняет типичный для степи облик. Тем не менее, экосистема будет в какой-то мере искусственной, так как отсутствуют характерные для естественного степного ландшафта дикие копытные животные. Совершенно недопустимо проникновение на территорию заповедников интродуцированных растений и акклиматизированных животных.

По указанным выше и некоторым другим причинам полное исключение влияния человека на жизнь заповедника во многих случаях невозможно. Но вмешательство это — мера вынужденная, исключительная. При этом активная форма охраны заповедных биогеоцено­зов, а тем более направленное вмешательство в их функционирование должны иметь только одну цель — охранение структуры и функций, естественных природно-территориальных комплексов.

^ 2.4. Заповедник как база стационарных комплексных научных исследований

Заповедники России представляют собой государственные научные учреждения со своим штатом (управление, охрана, научный персонал), с правом юридического лица. Заповедники ведут непрерывные разносторонние исследования. Их осуществляет штат постоянных научных сотрудников, а также ученые, аспиранты и студенты из других научных учреждений и вузов. Наличие исследователей разных специальностей позволяет проводить на высоком научном уровне комплексное изучение всех природных условий заповедника.

Главное преимущество заповедников перед другими научно-исследовательскими учреждениями, изучающими природу, состоит в сочетании их стационарности с системностью. Стационарность позволяет заповедникам изучать свою природу из года в год. В результате для ученого складывается не только полная годичная, но и многолетняя цикличность природных явлений при любых отклонениях погодных условий. Этим достигается глубина причинно-следственных связей природных процессов.

Системность заповедников приобретает то же значение, что и системность размещения гидрометеостанций на территории страны: исследования заповедников должны давать такое же полное представление о размещении экологических условий по территории страны, какие наблюдения гидрометеостанций дают о размещении погодно-климатических условий.

Одна из первых и необходимых видов исследований в заповеднике является полная инвентаризация не только флоры и фауны, но и всех видов тел и явлений природы. Из-за огромной трудоемкости эта работа не завершена ни в одном заповеднике. Полные списки видов установлены, как правило, лишь для высших растений и позвоночных животных. Однако фаунистико-флористические исследования помогли выявить источники сырья, промысловые виды животных, вредителей леса, кровососущих насекомых и переносчиков тяжелых заболеваний.

Так, в итоге деятельности Воронежского заповедника в густонаселенной Центрально-Черноземной полосе были обнаружены и описаны природные очаги опасных для человека паразитарных заболеваний – описторхоза, трихинеллеза.

Первичные данные многолетних наблюдений, выполняемых по определенной программе, заносятся в «Летопись природы». В ней из года в год регистрируются даты вскрытия рек, прилета птиц, сроки цветения растений и т. д., что позволяет судить о степени постоянства этих явлений, понять закономерности их изменений. Многие заповедники издают свои научные труды.

^ 2.5. Культурная и просветительская деятельность заповедников

Велико культурно-просветительное значение заповедников. Ежегодно заповедники посещают сотни тысяч туристов. Однако дальнейшее развитие туризма в заповедниках невозможно, так как их основная научная задача несовместима с этим видом массового отдыха. Вместе с тем, очевидно, что знаменитый красноярский заповедник «Столбы» с причудливыми гранитно-сиенитовыми скалами, тисово-самшитовая роща в Хосте, карельский заповедник «Кивач» с его водопадом, гейзеры Кроноцкого заповедника на Камчатке, как и многие другие, не могут быть полностью закрыты для туризма. Само существование в нетронутом виде этих уникальных природных объектов потеряет смысл, если люди пере­станут получать эстетическое удовольствие от неповторимых по красоте творений природы. Однако допуск туристов на территорию таких заповедников возможен лишь после строгой регламентации условий посещения, обеспечивающих сохранность всего природно-территориального комплекса.

В задачи заповедников входит обязательная пропаганда естественнонаучных знаний и идей бережного отношения к природе. Она осуществляется путем издания книг, брошюр, плакатов, публикации газетных и журнальных статей, создания теле- и кинофильмов, а также чтения лекций. В большинстве заповедников имеются музеи и вольеры с животными. Многие заповедники шефствуют над школьными кружками юннатов, руководят массовой краеведческой работой, являются базой для практики студентов, школой научно-исследовательской работы для молодых ученых.

^ 3. Биосферные заповедники

Для того чтобы на фоне природных процессов можно было выделить изменения состояния биосферы, обусловленные деятельностью человека, создана глобальная система специальных наблюдений (за изменением состояния окружающей среды и реакцией биоты на ее изменения), которую называют мониторингом.

Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему соответствующих резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

С помощью мониторинга планируется выявить основные изменения, происходящие в биосфере под влиянием антропогенных факторов, определить тенденции в будущих изменениях биосферы и на этой основе наметить пути преодоления опасных для человечества нарушений в ее функционировании. В решении этих задач важную роль должны играть заповедники, природные экосистемы которых послужат эталонами определенных участков биосферы для слежения за их функционированием в связи с глобальными и местными флуктуациями природной среды.

С целью контроля за состоянием окружающей среды в заповедниках ведутся постоянные наблюдения за всеми явлениями в жизни животных и растений, за состоянием неживых объектов природы. В последнее время подобные наблюдения значительно расширены проведением количественного изучения индикаторных видов организмов, способных накапливать загрязнители или чутко реагировать на изменения окружающей среды. Таким образом, в принципе все категории охраняемых участков дикой природы (мелкие и крупные заповедники, памятники природы, заказники и резерваты, на­циональные парки) должны служить в качестве эталонов тех или иных биосферных свойств. Однако наиболее полно, разносторонне, систематически и с высокой разрешающей способностью соответствующие исследования могут быть проведены лишь в сравнительно немногих участках повышенной ценности, и к тому же отвечающих определенным условиям.

Для выбора изучаемых параметров (частоты, места и характера) наблюдений необходимо найти критические звенья, определяю­щие или характеризующие устойчивость биосферы, за которыми следует в первую очередь установить наблюдения. Реализации этих целей призвана служить глобальная сеть специальных биосферных заповедников. Создание такой сети началось в 1971 г. в рамках международной программы «Человек и биосфера». Сейчас на Земле около 300 биосферных заповедников, которые созданы более чем в 70 странах мира.

Первые семь биосферных заповедников в Советском Союзе были созданы уже в 1980 г. путем преобразования заповедников обычного типа. Это Центральночерноземный, Березинский, Кавказский, Сары-Челекский, Репетекский, Сихотэ-Алиньский и Приокско-Террасный биосферные заповедники.

Главными задачами, стоящими перед биосферными заповедниками, являются: сохранение и восстановление типичных и уникальных экосистем, сохранение их генофонда; проведение экологического мониторинга; изучение влияния антропогенных факторов на экосистемы; природоохранное просвещение и образование.

В отличие от обычных заповедников в биосферных должны быть площади, испытывающие антропогенное воздействие. Поэтому на территории биосферных заповедников выделяют несколько зон. Первая зона – Зона полного покоя или «Зона ядра» — полностью неприкосновенная (заповедная) территория. Вторая - «Буферная зона» — предохраняющая ядро (заповедную территорию) от прямых антропогенных воздействий. Третья - «Зона восстановления экосистем» - регламентированной хозяйственной деятельности. Четвертая - «Зона хозяйственного использования» — типичной для данного региона хозяйственной деятельности. Кроме того, по всей территории биосферных заповедников рассредоточены пункты специальных исследований, в которых сосредоточена основная научная деятельность.

К территориям биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Конкретный режим особой охраны территории биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся биосферные заповедники.

Таким образом, выходя за рамки сохранения, концепция био­сферного заповедника предусматривает активное изучение более широкого вопроса использования и преобразования человеком экосистем в целом. Биосферные заповедники призваны изучать, контролировать и прогнозировать антропогенные изменения в биосфере как среде жизни людей.

^ 4. Особенности правового положения заповедников

Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.

Государственные природные заповедники распоряжаются в установленном порядке следующими средствами:

  • от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников;

  • в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников;

  • от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;

  • в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.

Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе.

Заповедники вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.). Порядок утверждения, использования и охраны символики государственных природных заповедников устанавливается Правительством Российской Федерации.

Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территориях государственных природных заповедников, а также их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций государственных природных заповедников.

Государственные природные заповедники пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно Закону Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю» заповедники полностью освобождаются от уплаты земельного налога.

Расположение государственного природного заповедника на территориях двух и более субъектов Российской Федерации не может быть основанием для нарушения его территориальной целостности или изменения статуса.

^ 5. Правовой режим земель заповедников

Согласно федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 6) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории государственных природных заповедников, передаются им в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за ними на праве оперативного управления.

Запрещено изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, включенные в государственные природные заповедники.

Согласно ст.125 «Государственные природные заповедники, находящиеся на территории лесного фонда» Лесного кодекса Российской Федерации государственные природные заповедники обязаны осуществлять охрану и защиту закрепленных за ними участков лесного фонда и в необходимых случаях обеспечивать воспроизводство лесов.

Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов на территориях государственных природных заповедников осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» и иными законодательными актами Российской Федерации.

Имеет некоторые особенности правовой режим государственных природных биосферных заповедников, которыми признаются такие заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. К территориям таких заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

^ 6. Система заповедного дела в России

6.1. Специфика заповедного дела в России

В России система заповедников, как сеть разрозненных природных территорий с различными целями и статусом, начала формироваться с 1916 г. За время их существования неоднократно менялись подходы и определение целей и задач от организации заповедников царской охоты до научно-исследовательских организаций. Экологические аспекты заповедного дела показаны в работах Г.А. Кожевникова (1909, 1928), И.П. Бородина (1914). Д.Н. Кошкарова (1933), В.В. Стачинского (1033, 1938), Н.Н. Кузнецова (1949), Н.Ф. Реймерса (1978), Ю.Н. Куражковского (1969, 1977) и многих других. Первые создаваемые заповедники формировались по подобию северо-американских национальных парков с охотничье-туристическим уклоном.

Российские ученые отмечают в развитии заповедного дела ряд периодов, базирующихся на «принципе полной неприкосновенности» до взаимопротивоположных: установка на полную неприкосновенность была признана ложной, и заповедники рассматривались как лаборатории для постановки активных опытов по преобразованию природы. В настоящее время предлагается новое направление в деятельногсти ООПТ – их интеграция в социально-экономическую деятельность региона.

Исторически сложилось, что принятая в России теория и практика ООПТ существенным образом отличается от зарубежной. Основой Российской системы являются заповедники – особо охраняемые природные резерваты, относящиеся к I категории по классификации охраняемых природных территорий, принятой международным союзом охраны природы (МСОП).

В России создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года 1225-р) рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима в числе одного из основных направлений государственной политики в области экологии.

^ 6.2. Размещение и площадь заповедников России

Несмотря на то что перед всеми заповедниками нашей страны стоят, в принципе, одни и те же проблемы, выполняемые каж­дым конкретным заповедником, частные функции и повседневно ре­шаемые задачи заметно отличаются. Неодинаковы и размеры заповедников. Самый большой в России, расположенный в тундре, Таймырский заповедник занимает 1,3 млн. га.

На настоящее время (конец 2003 г.) в России действует 100 государственных природных заповедников общей площадью около 340000 кв. км. во всех природных зонах от полярных пустынь до субтропиков в 69 субъектах Российской Федерации (в том числе сухопутной (с внутренними водоемами) – 26,678 млн. га, что составляет 1,56% всей территории России).

Заповедники расположены на территории 18 республик, 5 краев, 35 областей, Еврейской автономной области, 7 автономных округов Российской Федерации.




Рис. 1. Государственные природные заповедники Российской Федерации


В соответствии с действующим законодательством государственные природные заповедники и национальные парки имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений, в которых трудятся свыше 8 тысяч штатных работников. Все 35 национальных парков и 95 (из 100) государственных природных заповедников находятся в ведении и управлении Министерства природных ресурсов Российской Федерации, 4 заповедника функционируют в системе Российской Академии наук (заповедник "Дальневосточный Морской" находится в подчинении Института Биологии Моря ДВО РАН, заповедники "Уссурийский" и "Кедровая Падь" - в подчинении Биолого-Почвенного Института ДВО РАН, "Ильменский Минералогический" - в подчинении УРО РАН), 1 заповедник – в системе Министерства образования Российской Федерации («Галичья Гора» - в ведении Воронежского Государственнго Университета Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.94 N 572-р одобрены предложения по организации на перспективу заповедников и национальных парков по специально разработанному перечню. Этим перечнем рекомендовано до конца 2005 г. на территориях 4 республик, 4 краев, 23 областей, автономной области, 6 автономных округов организовать 72 новых заповедника общей площадью свыше 16 млн. га. С момента издания упомянутого распоряжения и по состоянию на начало 2000 г. созданы 18 новых заповедников.

В частности, в 1997 г. были созданы четыре новых госзаповедника: "Бастак" (Еврейская автономная обл.), Богдинско-Баскунчакский (Астраханская обл.), Болоньский (Хабаровский край), Ненецкий (Ненецкий автономный округ). Кроме того, была расширена площадь заповедника "Остров Врангеля" на 14,3 тыс км2 за счет отнесения к ней 12-мильной зоны вокруг заповедных островов Врангеля и Геральд.

В феврале 1998 г. был учрежден государственный природный заповедник "Норский" в Амурской области общей площадью 211 168 га (он создан на базе государственного природного заказника федерального значения "Норский"). В 1998 г. была официально расширена территория Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника им. В.В. Алехина (на 976 га) и государственного природного заповедника "Чазы" в Республике Хакасия (на 2561 га).

В 1999 г. работы в области заповедного дела были продолжены. В частности, в самом конце 1999 г. постановлением Правительства Российской Федерации был организован государственный природный заповедник "Тигирекский" (первый на территории Алтайского края). Было принято решение создать на базе реорганизуемых государственных природных заповедников "Малый Абакан" и "Чазы" (Республика Хакасия) новый заповедник "Хакасский" б. Госкомэкологии России. В целях оптиматизации территорий государственных природных заповедников "Лес на Ворскле" и Центрально-Черноземного распоряжением Правительства Российской Федерации в марте 1999 г. участки Центрально-Черноземного заповедника, расположенные в Белгородской области, общей площадью 1003 га были переданы в состав заповедника "Лес на Ворскле", переименнованного этим же распоряжением в заповедник "Белогорье". Была расширена площадь Сихотэ-Алинского государственного природного биосферного заповедника (на более чем 11 тыс. га), а также Лазовского государственного природного заповедника им. Капланова (Приморский край).

В апреле 2000 г. площадь природного биосферного заповедника "Убсунурская котловина" (Республика Тыва) была увеличена на 283 558 га. Кроме того, правительством страны принято решение по расширению территории государственного природного заповедника "Ханкайский" (Приморский край) на 1300 га. Проводились также и другие работы в этом направлении (в частности расширена территория природного заповедника "Присурский" в Чувашской Республике).

На рубеже 2000-2001 гг. Правительство Российской Федерации приняло официальное решение об образовании еще одного (сотого) государственного природного заповедника "Эрзи" в Республике Ингушетия. Заповедник находится в системе МПР России; в соответствии с правительственным решением ему отведено почти 6 тыс. га земель.

^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какая форма охраны ландшафта считается наиболее эффективной?

2. Чем отличаются заповедники от других особо охраняемых природных территорий?

3. Каковы цели и задачи заповедников?

4. Приобретение статуса заповедником.

5. В чем заключается режим особой охраны на территории заповедников?

6. Перечислите основные функции заповедников.

7. Что означает выражение «заповедники как «центры стабильности»»?

8. Каково культурно-просветительское значение заповедников?

9. Какая цель ставится при образовании биосферных заповедников?

10. Какие задачи лежат в основе деятельности биосферных заповедников?

11. Какие зоны можно выделить в биосферном заповеднике?

12. Особенности правового положения заповедников

13. Правовой режим земель заповедников

14. Какова специфика заповедного дела в России?

15. Назовите самые крупные заповедники нашей страны.

Скачать 271.44 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты