Домой

Программа развития информационного обеспечения последипломного педагогического образования на основе современных компьютерных технологий




Скачать 143.45 Kb.
НазваниеПрограмма развития информационного обеспечения последипломного педагогического образования на основе современных компьютерных технологий
Дата24.04.2013
Размер143.45 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Основные мероприятия
1.3. Получение педагогической информации через Интернет
1.6. Представление в Интернет плана работы в межкурсовой период по повышению квалификации педагогических кадров
1.7. Компьютерные технологии в информационном обеспечении учебного процесса
1.8. Научно-техническое обеспечение развития информационного сервера Академии последипломного образования
2.2. Размещение в Интернет информации о курсовых мероприятиях
2.6. Комплексная компьютеризация работы учебного отдела и деканатов
3.2. Размещение на сервере в Интернет электронного каталога библиотеки Академии (института ПК)
3.3. Доступ из библиотеки Академии (института ПК) через Интернет к электронным каталогам других библиотек
5.2. Повышение квалификации педагогов в области компьютерных технологий
Подобные работы:

.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



Раздел 1. Основные положения программы

Цели и задачи программы.

Цель программы - повысить эффективность и качество последипломного педагогического образования за счет развития информационного обеспечения системы последипломного педагогического образования на основе современных компьютерных технологий.

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:

  • перейти к использованию компьютерных технологий при решении традиционных задач информационного обеспечения;

  • поставить и решить новые задачи информационного обеспечения, само возникновение которых связано с использованием современных компьютерных технологий;

  • усилить координацию работы всех учебных заведений системы последипломного педагогического образования за счет внедрения современных компьютерных технологий;

  • повысить информационно-компьютерную культуру работников системы последипломного педагогического образования до уровня, позволяющего эффективно использовать компьютерные технологии в информационном обеспечении своей деятельности.

Разработчик и головной исполнитель программы - Академия последипломного образования Министерства образования Республики Беларусь.

Базовые учреждения образования, в которых планируется реализация программы:

Академии последипломного образования (Минск),

Брестский областной ИПКиПРРиСО (Брест),

Витебский областной ИПКиПРРиСО (Витебск),

Гомельский областной ИПКиПРРиСО (Гомель),

Гродненский областной ИПКиПРРиСО (Гродно),

Минский областной ИПКиПРРиСО (Минск),

Могилевский областной ИПКиПРРиСО (Могилев),

Минский городской ИУУ (Минск).

Сроки и этапы реализации программы.

Начало реализации - 01 января 2000 года, окончание - 31 декабря 2002 года.

1-ый этап - с 01 января 2000 г. по 31 декабря 2000 г.

2-ой этап - с 01 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г.

3-ий этап - с 01 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г.


Раздел 2. Основные направления реализации программы

1. Информационное обеспечение учебной, методической, научной работы

1.1. Создание банка данных педагогической информации

1.2. Компьютеризация издательской деятельности в системе последипломного педагогического образования

1.3. Получение педагогической информации через Интернет

1.4. Создание и представление в Интернет сводного аннотированного каталога изданий учебных заведений системы последипломного педагогического образования

1.5. Представление в Интернет плана курсовых мероприятий по повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров

1.6. Представление в Интернет плана работы в межкурсовой период по повышению квалификации педагогических кадров

1.7. Компьютерные технологии в информационном обеспечении учебного процесса

1.8. Научно-техническое обеспечение развития информационного сервера Академии последипломного образования

2. Информационное обеспечение управления повышением квалификации педагогов

2.1. Подготовка ежегодного плана повышения квалификации и переподготовки (курсовых мероприятий) и ежегодного отчета о курсовых мероприятиях

2.2. Размещение в Интернет информации о курсовых мероприятиях

2.3. Учет выполненной нагрузки преподавателей и кафедр

2.4. Планирование нагрузки преподавателей и кафедр

2.5. Учет слушателей, прошедших курсовую подготовку

2.6. Комплексная компьютеризация работы учебного отдела и деканатов

2.7. Банк данных об учебных заведениях последипломного образования Республики Беларусь

3. Компьютеризация библиотечной работы

3.1. Локальная система автоматизации библиотечной работы

3.2. Размещение на сервере в Интернет электронного каталога библиотеки Академии (института ПК)

3.3. Доступ из библиотеки Академии (института ПК) через Интернет к электронным каталогам других библиотек

4. Создание информационных компьютерных центров коллективного пользования в АПО и в региональных ИПК

5. Обучение педагогов использованию информационных технологий

5.1. Повышение квалификации и переподготовка учителей информатики

5.2. Повышение квалификации педагогов в области компьютерных технологий

Раздел 3. Прикладные задачи развития информационного обеспечения по основным направлениям программы

1. Информационное обеспечение учебной, методической, научной работы

1.1. Создание банка данных педагогической информации


Банк данных педагогической информации - совокупность баз данных педагогической информации, программ, технических, языковых, организационно-методических средств, предназначенных для централизованного накопления и использования этих данных.

Примерная классификация педагогической информации, размещаемой в банке данных:

  • образовательные технологии

  • описание педагогических исследований

  • образовательные проекты

  • учебные планы и программы

  • методические материалы

  • учебные заведения

Основные мероприятия:

(1) В области научно-методического обеспечения создания и использования банка данных:

  • разработка положения о банке педагогической информации, включающем указание на его назначение, порядок ведения и использования, порядок осуществления экспертизы, права авторов и т.п.

  • уточнение примерной классификации педагогической информации и определение структуры баз данных по каждому разделу.

(2) В области научно-технического обеспечения создания и использования банка данных:

  • разработка рабочего проекта программно-технического обеспечения банка данных;

  • определение и инициализация баз данных на сервере;

  • обеспечение разноуровневого доступа пользователей базам данных через Web-интерфейс в локальной сети и в Интернет.

(3) В области организационно-методического обеспечения создания и использования банка данных:

  • организация подготовки, сбора и размещения педагогической информации в банке данных;

  • размещение ссылок на банк данных в Интернет;

  • разработка и включение в учебный процесс повышения квалификации педагогов учебного модуля по проблемам создания и использования банка данных педагогической информации.

1.2. Компьютеризация издательской деятельности в системе последипломного педагогического образования


Создание ведомственного редакционно-издательского совета по повышению квалификации педагогов с правом издания учебников, пособий, сборников задач с грифом "для слушателей системы повышения квалификации".

Публикация в Интернет (на сервере АПО) информации о деятельности вышеупомянутого редакционно-издательского совета.

Публикация в Интернет (на сервере АПО) через вышеупомянутый редакционно-издательский совет сборников трудов, материалов конференций, а также отдельных работ по желанию их авторов.

Признание электронных публикаций аттестационной системой Республики Беларусь.

^ Основные мероприятия:

Разработка и утверждение положения и персонального состава ведомственного редакционно-издательского совета по повышению квалификации педагогов.

Разработка научно-технического обеспечения информационного раздела о деятельности совета на информационном сервере АПО.

^ 1.3. Получение педагогической информации через Интернет


Эта задача имеет три аспекта:

1) Создание в каждом ИПК локальной сети с доступом из нее в Интернет, расширение круга пользователей Интернет на кафедрах, в отделах, кабинетах, лабораториях.

2) Обеспечение доступа в Интернет из компьютерных классов, обучение педагогов (слушателей и работников системы ПК) работе в сети Интернет, включая обучение работе с электронной почтой и Всемирной паутиной (World-Wide-Web) и обучение педагогов поиску и получению информации в Интернет.

3) Развитие сетевого доступа институтов ПК в Интернет. Эта задача на должном уровне решена только в АПО. Необходимо каждому ИПК разработать индивидуальный план решения этой проблемы, включить его в данную программу и реализовать.

Разработка и ведение на сервере АПО раздела "Педагогическая информация в Интернет", содержащий аннотированный каталог ссылок на педагогическую информацию в Интернет.

1.4. Создание и представление в Интернет сводного аннотированного каталога изданий учебных заведений системы последипломного педагогического образования


Основные мероприятия:

  • выбор (разработка) стандарта представления информации в каталоге;

  • определение и инициализация базы данных на сервере;

  • обеспечение разноуровневого доступа пользователей базе данных через Web-интерфейс в локальной сети и в Интернет;

  • организация ввода и ввод информации в редакционно-издательском отделе АПО;

  • организация ввода и передачи информации из областных ИПК и размещение ее на сервере АПО.

1.5. Представление в Интернет плана курсовых мероприятий по повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров


В основе решения этой задачи - создание банка данных, содержащего максимально полную информацию о курсовых мероприятиях и обеспечивающего возможность эффективной обработки данных, в том числе и в удаленном режиме.

Пользователь, работающий с планом через Интернет, должен иметь возможность отбора информации по различным критериям: тематика, категории слушателей, вид курсов, сроки проведения, план набора по регионам, факультет.

Первый этап - разработка и внедрение этой задачи в АПО.

Второй этап - на основе решения задачи в АПО решение этой задачи для региональных ИПК на локальных серверах.

Третий этап - публикация в Интернет всех планов ПКиП всех региональных ИПК.

^ 1.6. Представление в Интернет плана работы в межкурсовой период по повышению квалификации педагогических кадров


В основе решения этой задачи - создание банка данных, содержащего максимально полную информацию о мероприятиях в межкурсовой период и обеспечивающего возможность эффективной обработки данных, в том числе и в удаленном режиме.

Обеспечение возможности отбора информации по различным критериям: тематика, категории слушателей, сроки проведения, место проведения и т.д.

Первый этап - разработка и внедрение этой задачи в АПО.

Второй этап - на основе решения задачи в АПО решение этой задачи для региональных ИПК на локальных серверах.

Третий этап - публикация в Интернет всех планов ПКиП всех региональных ИПК.

^ 1.7. Компьютерные технологии в информационном обеспечении учебного процесса


Размещение на серверах в институтах ПК информации, связанной с обеспечением учебного процесса (справочники, нормативная документация, диагностические программы, компьютерные учебники и т.п.).

Разработка методик использования этих информационных источников в учебном процессе в системе ПК.

Разработка и внедрение компьютерных методов диагностики эффективности учебного процесса.

^ 1.8. Научно-техническое обеспечение развития информационного сервера Академии последипломного образования

Информационный сервер АПО является основой реализации всех основных задач информационного обеспечения, сформулированных в рамках данной программы. Следовательно, постоянное развитие его технического и программного обеспечения, внедрение новых технологий обработки информации является важной составной частью данной программы.

2. Информационное обеспечение управления повышением квалификации педагогов


Основой банка данных, обеспечивающего информационное обеспечение управления повышением квалификации является база данных о курсовых учебных мероприятиях (курсах повышения квалификации и переподготовки педагогов). Технические и программные решения при создании такой базы должны обеспечить:

  • гибкость и расширяемость;

  • удаленный, многопользовательский, разно уровневый доступ;

  • интерфейс с Web-сервером и офисными приложениями.

Основные прикладные задачи, которые должны быть решены на основе этого банка данных.

2.1. Подготовка ежегодного плана повышения квалификации и переподготовки (курсовых мероприятий) и ежегодного отчета о курсовых мероприятиях


Система должна обеспечивать:

  • внесение предложений от подразделений, участвующих в формировании плана (факультеты, отделы, кафедры), непосредственно в базу данных с терминалов на своих рабочих местах;

  • анализ, уточнение, корректировку плана руководством и учебным отделом, которые также имеют доступ к базе данных;

  • автоматизированное создание выходных форм, в частности, годового плана курсовых мероприятий, утверждаемого министерством образования;

  • ввод в течение учебного года в базу данных факультетами и учебным отделом информации о фактическом выполнении разделов плана;

  • автоматизированное создание по итогам месяца, квартала, полугодия, учебного года отчета о выполнении различных параметров плана, включая итоговый отчет, направляемый в министерство образования.

На первом этапе реализации программы задача решается в Академии (институтах автономно), а на последующих этапах, используя связь через Интернет, проводится работа по координации планов мероприятий.

^ 2.2. Размещение в Интернет информации о курсовых мероприятиях


Создание форм, позволяющих просматривать содержимое базы данных через броузер Интернет, а также генерировать запросы к базе данных через такие формы и получать результаты.

2.3. Учет выполненной нагрузки преподавателей и кафедр


Система должна обеспечивать:

  • ввод информации о прошедших курсах подразделениями, занимающимися учебной работой (факультеты, отделы, аспирантура и т.д.), через свои терминалы в базу данных, в частности, информацию о видах и объемах учебной нагрузки на данных курсах, и о том кто из преподавателей какую учебную нагрузку выполнил.

  • автоматизацию с помощью специальных форм подведения итогов выполнения учебной нагрузки по подразделениям и по преподавателям за квартал, за полугодие и за год.

Данная задача решается локально в каждом институте.

2.4. Планирование нагрузки преподавателей и кафедр


Система должна обеспечивать:

  • ввод и хранение в базе данных о курсовых мероприятиях данных об учебно-тематическом плане каждого курсового мероприятия, с указанием количества часов и кафедры (преподавателя) ведущих занятия по каждому из разделов учебно-тематического плана;

  • автоматизацию на основе этой информации планирования учебной нагрузки кафедр и преподавателей.

Данная задача решается локально в каждом институте.

2.5. Учет слушателей, прошедших курсовую подготовку


Система должна обеспечивать:

ввод на факультетах при регистрации слушателей их анкетных данных;

анализа контингента слушателей по различным параметрам, подведение итогов, автоматизацию составления отчетов, комплектацию групп на развивающих курсах и т.д.

^ 2.6. Комплексная компьютеризация работы учебного отдела и деканатов


На основе решения вышеперечисленных задач полностью компьютеризировать делопроизводство в деканатах и учебном отделе, связанное с проведением курсов.

Система комплексной компьютеризации работы учебного отдела и деканатов должна обеспечивать компьютерную поддержку всех стадий организационно-управленческого обеспечения учебной работы, осуществляемого в деканатах и учебном отделе, включая:

  • планирование курсовых мероприятий;

  • проведение курсовых мероприятий (автоматизация создания всех сопутствующих документов: анкет, журналов, расписания и т.п.);

  • создание всех отчетов;

  • анализ, прогнозирование, перспективное планирование учебной работы.

2.7. Банк данных об учебных заведениях последипломного образования Республики Беларусь


База данных на сервере с возможностью администрирования из АПО, ввода и редактирования информации из отдела повышения квалификации министерства образования и с представлением информации в Интернет: создание форм, позволяющих просматривать содержимое базы данных через броузер Интернет, а также генерировать запросы к базе данных через такие формы и получать результаты.

Основные функции системы:

  • информационное обеспечение процесса аккредитации учебных заведений повышения квалификации и переподготовки кадров Республики Беларусь;

  • автоматизация управленческой работы в отделе повышения квалификации и переподготовки кадров министерства образования Республики Беларусь;

  • публикация информации об учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров Республики Беларусь в Интернет.

3. Компьютеризация библиотечной работы

3.1. Локальная система автоматизации библиотечной работы


Приобрести или разработать компьютерную систему автоматизации библиотечной работы, обеспечивающую компьютеризацию всех стадий библиотечной работы.

^ 3.2. Размещение на сервере в Интернет электронного каталога библиотеки Академии (института ПК)


Создать интерфейс вышеупомянутой системы автоматизации библиотечной работы с Интернет-сервером для размещения электронного каталога библиотеки в Интернет.

^ 3.3. Доступ из библиотеки Академии (института ПК) через Интернет к электронным каталогам других библиотек


Разместить в библиотеке Академии (института ПК) терминал для просмотра пользователями электронного каталога библиотеки и просмотра через Интернет электронных каталогов других библиотек.

4. Создание информационных компьютерных центров коллективного пользования в АПО и в региональных ИПК


Назначение центра - обеспечить условия для самостоятельной работы слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки с современными компьютерными технологиями получения и обработки информации.

Техническая и программная база центра:

  • компьютерный класс в составе 5-12 персональных компьютеров, имеющих выход в Интернет и мультимедийные возможности, а также хороший комплект офисных программ;

  • три-пять видеодвоек для индивидуальной работы слушателей с видеоматериалами;

  • обучающие компьютерные программы на компакт-дисках, видеоматериалы, методические материалы.

Центр должен быть открыт для индивидуальной работы слушателей 10-12 часов в день.

Слушатели смогут работать здесь над индивидуальными заданиями, курсовыми и дипломными проектами, получать из Интернет информацию для своей педагогической работы, изучать иностранные языки и т.д.

Необходимо разработать:

  • положение о деятельности центра, регулирующее вопросы организационного, методического и технического обеспечения его работы;

  • техническое задание на программно-технический комплекс центра.

5. Обучение педагогов использованию информационных технологий

5.1. Повышение квалификации и переподготовка учителей информатики


Разработка и внедрение научно-методического обеспечения базовых курсов повышения квалификации учителей информатики (см. [ ]).

Разработка и внедрение научно-методического обеспечения курсов переподготовки учителей по информатике.

^ 5.2. Повышение квалификации педагогов в области компьютерных технологий


Разработка и внедрение научно-методического обеспечения базовых курсов повышения квалификации педагогов в области компьютерных технологий. К тематике базовых курсов относятся следующие разделы:

  • основы информатики и вычислительной техники;

  • взаимодействие пользователя с компьютером;

  • обработка текстовой, табличной, графической информации;

  • основы сетевых технологий;

  • поиск информации в Интернет;

  • внедрение компьютерных технологий в профессиональную деятельность слушателей.

Разработка и внедрение научно-методического обеспечения специальных курсов повышения квалификации в области компьютерных технологий. К тематике специальных курсов относятся следующие разделы:

  • операционные системы;

  • базы данных;

  • офисное программирование;

  • издательские системы;

  • компьютерная графика;

  • создание и размещение данных в Интернет;

  • автоматизация управления учебным заведением;

  • автоматизация бухгалтерского учета в учреждениях образования;

  • обучающие компьютерные программы по предметам;

  • создание учебных компьютерных программ и т.д.

Обучение работников Академии и региональных ИПК современным компьютерным технологиям (на основании ежегодного плана курсовых мероприятий по повышению квалификации и переподготовке руководящих работников и специалистов образования).

Скачать 143.45 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты