Домой

Учебной дисциплины «Базы данных» для направления 010100. 62 «Математика»




Скачать 51.03 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины «Базы данных» для направления 010100. 62 «Математика»
Дата24.04.2013
Размер51.03 Kb.
ТипДокументы
Подобные работы:

АННОТАЦИЯ

программы учебной дисциплины «Базы данных»

для направления 010100.62 «Математика»

профиль «Вычислительная математика и информатика»


Общее количество часов – 144 ч. (4 зачетные единицы)


  1. Цели и задачи дисциплины

Использование баз данных становится неотъемлемой составляющей деятельности любой организации. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного использования соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления базами данных, средств администрирования и защиты баз данных.

Цель преподавания дисциплины

Изучение и практическое освоение методов проектирования, создания баз данных и их последующей эксплуатации.

Задачи изучения курса

Освоение теоретических и прикладных вопросов применения современных систем управления базами данных: архитектура системы баз данных, модели данных, реляционная алгебра и реляционное исчисление, инфологическое проектирование БД, логическое проектирование БД, физическое проектирование БД, язык запросов SQL, обзор СУБД.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

способность применять знания на практике (ОК-6),

способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-8),

способность понимать сущность и значения информации в развитии современного общества, соблюдение основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственных интересов и приоритетов (ОК-9),

фундаментальная подготовка по основам профессиональных знаний и готовность к использованию их в профессиональной деятельности (ОК-11),

навыки работы с компьютером (ОК-12),

способность к анализу и синтезу (ОК-14),

способность к письменной и устной коммуникации на русском языке (ОК-15),

владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-17).

Профессиональные компетенции (ПК):

умение формулировать результат (ПК-3),

умение строго доказать утверждение (ПК-4),

умение грамотно пользоваться языком предметной области (ПК-7),

умение ориентироваться в постановках задач (ПК-8),

знание корректных постановок классических задач (ПК-9),

понимание корректности постановок задач (ПК-10),

понимание того, что фундаментальное знание является основой компьютерных наук (ПК-12),

выделение главных смысловых аспектов в доказательствах (ПК-16),

владение методами математического и алгоритмического моделирования при решении прикладных задач (ПК-20),

владение методами математического и алгоритмического моделирования при анализе теоретических проблем и задач (ПК-21),

владение проблемно-задачной формой представления математических знаний (ПК-22),

умение самостоятельно математически корректно ставить естественнонаучные и инженерно-физические задачи (ПК-25),

возможность преподавания физико-математических дисциплин и информатики в средней школе и средних специальных образовательных учреждениях на основе полученного фундаментального образования (ПК-29).


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать

  • принципы организации и архитектуры банков данных;

  • модели баз данных;

  • современные методы и средства разработки и синтеза структур информационных моделей предметных областей автоматизированных систем обработки информации и управления;

  • последовательность и содержание этапов проектирования баз данных;

  • современные методики синтеза и оптимизации структур баз данных;

  • основные конструкции языков манипулирования данными;

  • методики оптимизации процессов обработки запросов;

  • современные методы обеспечения целостности данных;

  • методы организации баз данных на носителях информации;

  • принципы организации и особенности экспертных систем;

уметь

  • применять современную методологию для исследования и синтеза информационных моделей предметных областей;

  • иметь навык выполнения работ на предпроектной стадии;

  • применять современную методологию на стадии технического проектирования - обследование, выбор и системное обоснование проектных решений по структуре информационных моделей и базам данных, по архитектуре банка данных и его компонентам;

владеть

  • методами проектирования баз данных и составления программ взаимодействия с базой данных;

  • методами организации работы в коллективах разработчиков баз данных;




  1. Содержание дисциплины. Основные разделы

Введение в базы данных.

Информация и данные. Базы и банки данных. Предметная область банка данных. Базы данных (БД) в составе автоматизированных систем. Компоненты систем баз данных. Функции приложения базы данных. Функции СУБД (систем управления базой данных). Преимущества и недостатки СУБД. Выбор СУБД.

Модели данных

Понятие модели данных. Структуры данных. Основные операции над данными. Ограничения целостности. Выбор модели данных. Иерархическая, сетевая и реляционная модели данных, их типы структур, основные операции и ограничения. Схема данных.

Реляционная алгебра и реляционное исчисление.

Формальное определения реляционной алгебры. Схема отношения и схема базы данных. Основные и дополнительные операции реляционной алгебры: объединение, выборка, разность, проекция, декартово произведение, селекция, соединение, пересечение, деление. Системы реляционного исчисления: исчисление с переменными кортежами, исчисление с переменными на доменах.

Архитектура системы баз данных.

Архитектура ANSI/SPARC. Внешний, концептуальный и внутренний уровни. Администратор базы данных. Функции администратора базы данных.

Инфологическое проектирование БД

Модель "Сущность - связь". Типы связей. Моделирование локальных представлений. Объединение моделей локальных представлений: идентичность, агрегация, обобщение, выявление противоречий. Пример инфологической модели.

Логическое проектирование БД.

Общие положения. Проектирование реляционной логической модели базы данных. Установление дополнительных логических связей. Отображение инфологической модели на реляционную модель. Совокупность отношений реляционной модели. Нормализация отношений: 1НФ, 2НФ, 3НФ, НФБК, 4НФ, 5НФ.

Физическое проектирование БД.

Компоненты этапа физического проектирования. Проектирование формата хранимой записи. Проектирование методов доступа. Статическое и динамическое хеширование. Жизненный цикл БД. Реорганизация БД.

Язык запросов SQL

Язык структурированных запросов SQL. Основные конструкции языка. Оператор SELECT. Операторы определения данных. Операторы SQL обновления данных. Операторы ведения транзакций. Операторы управления доступом к базе данных.

Обзор СУБД.

Функциональные возможности СУБД. Производительность СУБД. Обеспечение целостности данных на уровне базы данных. Обеспечение безопасности. Доступ к данным посредством языка запросов SQL. Возможности запросов и инструментальные средства разработки прикладных программ. Схема обобщенной технологии работы в СУБД.


Составитель: к.ф.-м.н., доцент каф. МАиМ Масловская А.Г.

Скачать 51.03 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты