Домой

Российской Федерации Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики Факультет социологии программа дисциплины




НазваниеРоссийской Федерации Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики Факультет социологии программа дисциплины
страница1/7
Дата23.04.2013
Размер0.65 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
Содержание
I. Пояснительная записка
Профессиональная направленность программного материала
Самостоятельная работа студентов
Активность на семинарских занятиях
Промежуточный контроль
Сдача итогового материала
II. Тематический расчет часов
Аудиторные часы
Предпринимательство как социально-экономическое явление. Типология предпринимательства
Предпринимательский потенциал общества
Предпринимательская среда
Предпринимательство, общество и государство
Прикладной анализ развития предпринимательства: формы и методы
Iii. литература
Основная и дополнительная литература
IV. Содержание программы
Литература основная
Литература дополнительная
Iii. литература 5
Литература основная
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7

Министерство экономического Министерство


развития и торговли образования и науки

Российской Федерации Российской Федерации




Государственный университет-
Высшая школа экономики



Факультет социологии




Программа дисциплины


«СОЦИОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

для специальности 020300 – Социология

(3-я ступень высшего

профессионального образования)


Авторы программы: А.Ю. Чепуренко (Achepurenko@hse.ru)

Т.А. Алимова (talimova@hse.ru)






Рекомендована УМС

Секция "Cоциология"

Председатель В.Г. Ледяев


Одобрена на заседании

кафедры экономической социологии

Зав. кафедрой В.В. Радаев


_______________

“___” __________ 2010 г.

_______________

“___” __________ 2010 г.



Утверждено УС факультета социологии

Ученый секретарь Е.В. Надеждина


_______________

“___” __________ 2010 г.


Москва 2010 г.
^

I. Пояснительная записка



Авторы программы: проф., доктор экономических наук Чепуренко Александр Юльевич, доц., кандидат экономических наук Алимова Татьяна Александровна

Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической социологии в объеме «Экономическая социология-1», а также экономической теории в объеме «Микроэкономика-2» и прослушать курсы «Институциональная экономика», «Сравнительный анализ хозяйственных систем». Студенты должны также иметь представление об основных принципах и методах экономической статистики.


Аннотация:

Настоящий курс предлагается студентам 4-го курса факультета социологии по специальности 020300 – Социология. Курс рассчитан на 28 часов лекций и 14 часов семинарских занятий.


Курс в объеме 42 академических часов дает представление об основных чертах предпринимательства, включая малое предпринимательство, как специфической формы экономической активности и реализации человеческого и социального капитала акторов, особенностях его развития в условиях «ставшей» рыночной среды – с одной стороны, и в экономике переходного типа (на примере России), с другой. Курс имеет ярко выраженный междисциплинарный характер – в нем рассматриваются социо-культурные, социально-психологические, институциональные и экономические характеристики предпринимательской деятельности; кроме того, в рамках отведенных на его изучение часов студенты должны получить представление об особенностях и социологических методах и практиках его изучения.

В ходе изучения данного курса широко используется монографическая литература на русском и иностранных языках, активно привлекаются ресурсы Интернет. С этой целью студентам предоставляются базы данных ряда исследований, посвященных анализу различных аспектов развития предпринимательства.

Данный курс удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым ГОС к дисциплинам, которые изучаются студентами по специальности «Социология» (3-я ступень высшего профессионального образования).

^ Профессиональная направленность программного материала: курс направлен на глубокое ознакомление слушателей с системой мотивации, ценностей, факторов, влияющих на выбор модели рыночного поведения и институциональной средой, в которой действуют хозяйственно активные экономические субъекты – предприниматели. Поскольку курс позволяет ознакомиться с основными системными ограничениями, фазами жизненного цикла и стратегиями предпринимателей, постольку данный материал может быть полезен в первую очередь тем студентам, которые рассматривают для себя возможность предпринимательского старта или работы в малых и средних фирмах в качестве наемных управляющих и специалистов. Однако и для тех, кто намерен избрать роль белых воротничков в крупных фирмах или на государственной службе, данный курс представляет несомненный интерес, так как позволяет познакомиться с практиками, нормами и ценностями, формальными и неформальными институтами, господствующими в бизнес-среде и оказывающими влияние как на внутрифирменные отношения в частном секторе, так и на формы и характер взаимодействия частного сектора с некоммерческим и государственным секторами. Более того, без понимания особенностей функционирования предпринимательства невозможно понимание и таких явлений, как социальное и политическое предпринимательство, все шире проникающих в непредпринимательские сектора.

Программа предусматривает проведение лекций со значительным элементом активного участия слушателей в учебном процессе и семинаров; возможно написание курсовых работ по проблематике курса, кроме того, желающим может быть предложено участие в НИР по проблематике предпринимательства, осуществляемых исследовательскими подразделениями НИУ ВШЭ; в обязательную самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала (исчерпывающие ответы на вопросы для самопроверки предполагают освоение дополнительной информации, включая рекомендуемую литературу из списка дополнительной, а также использование ресурсов Интернет, деловой прессы и т.п.).

Данный курс имеет ярко выраженный авторский характер, поскольку – наряду с общедоступной монографической литературой и т.п. источниками - вводит в учебный оборот материалы ряда исследовательских проектов, выполненных под руководством и при участии автора курса в последние годы и не отраженных в публикациях для широкого читателя.


Задачи: ознакомить студентов с основными понятийно-категориальными элементами дисциплины «Социология предпринимательства», ввести в учебный оборот данные и методы статистического и социологического наблюдения и анализа предпринимательства; дать основы знаний о формах интеракции предпринимательства и внешних субъектов – наемных работников, государства - в развитых и переходных социально-экономических системах; сформировать понимание процессов, тенденций и явлений, наблюдающихся в развитии предпринимательства как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в России, - как обусловленных общим состоянием социетального развития.


Учебная задача курса:

Курс должен дать студентам представление об экономических, социальных, социокультурных особенностях предпринимательства как особой формы самодеятельности в экономике и института гражданского общества; показать специфические отличия предпринимательства в обществе переходного типа; раскрыть особенности современного этапа развития предпринимательства в российском обществе.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать основные особенности предпринимательства как формы экономической самодеятельности и общественной практики, типологию его форм, а также важнейшие проблемы в экономиках переходного типа,

  • уметь анализировать макропараметры развития сектора малого предпринимательства,

  • понимать место предпринимательства в различных концепциях общественно-экономического развития,

  • иметь представление об основных элементах и особенностях предпринимательской среды в странах со зрелой рыночной экономикой и в переходных обществах,

  • обладать навыками применения методов эмпирического анализа различных аспектов развития предпринимательства.
  1   2   3   4   5   6   7

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты