Домой

Отчет по изучению международного опыта по планированию и разработке интегрированных программ в медицинском образовании Медицинская школа Университета Нью-Мексико, Альбукерке, США




Скачать 389.18 Kb.
НазваниеОтчет по изучению международного опыта по планированию и разработке интегрированных программ в медицинском образовании Медицинская школа Университета Нью-Мексико, Альбукерке, США
Дата23.04.2013
Размер389.18 Kb.
ТипОтчет
Содержание
Карта Университета Нью-Мексико представлена на следующей схеме
Рабочий учебный план
Сравнение блока ( Медицинская школа
Проблемно-ориентированное обучение
При составлении клинического случая необходимо учитывать
Сравнение образовательных стратегий
Обращение пациента
Вопросы для обсуждения
V-vascular (сосудистые)
C-congenital (врожденные)
E-environmental (факторы окружающей среды)
Anamnesis morbi
Вопросы для обсуждения
Физикальныи осмотр
Вопросы для обсуждения
Лабораторные исследования
Вопросы для обсуждения
Вопросы для обсуждения
Последующее клиническое наблюдение
Рентгенограмма левого коленного сустава Эдди, 8 лет
...
Полное содержание
Подобные работы:

Отчет по изучению международного опыта по планированию и разработке интегрированных программ в медицинском образовании

Медицинская школа Университета Нью-Мексико, Альбукерке, США

30.11 – 05.12.2009 год

С 30.11.2009 года по 05.12.2009г. группа специалистов из медицинских вузов Казахстана и сотрудников РУМО, а также представителя Министерства здравоохранения в составе 10 человек проходила обучающие курсы в Медицинской школе Университета Нью-Мексико в рамках проекта «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения РК». Из нашего университета в данном проекте участвовали декан лечебного факультета Оразалина Айнаш Сапаровна и ассистент кафедры патологической анатомии и судебной медицины Жакипова Акмарал Аржыл-Гаиповна. Цель поездки – изучить международный опыт по планированию и разработке интегрированных программ в медицинском образовании и изучение инновационных образовательных технологий в преподавании медико-биологических дисциплин.

Медицинская школа входит в состав Университета Нью-Мексико и включает в себя:

- Основное здание медицинского научного центра (для учебного процесса)

- Здание биомедицинских исследований (биомедицинские кафедры)

- Здание центра медицинских наук и сервисный центр

- Медицинская библиотека и информационный центр

- Здание фармации и сестринского дела

- Онкологический научно-исследовательский центр

- Клиника для онкологических больных

- Детская больница

- Амбулаторная клиника

- Стоматологический центр

- Центр семейной медицины

- Психиатрический центр

- Хирургический центр

- Терапевтический корпус

- Здание исследовательской лаборатории

^ Карта Университета Нью-Мексико представлена на следующей схеме:




В Медицинской школе Университета Нью-Мексико обучается 350 студентов. В 2009-2010 учебном поступило 75 студентов. На следующий учебный год планируется набор в 103 студента. 1/3 набора предоставляется сельским жителям (Native Americans – индейцы, мексиканцы), 2/3 – городским. Стоимость обучения составляет 16000 долларов в год. Студентам из малоимущих и бедных семей Школа может предоставить стипендию (1/3-1/4 от оплаты) при отличной успеваемости и «блестящем» Эссе. Долг за обучение может быть «прощен» в случае если выпускник едет работать в регионы.

После окончания общеобразовательной школы выпускники поступают в колледж при Университете, где проходят Premedical education (домедицинское образование) в течении 4 лет. После колледжа выпускникам с Grade B, желающим обучаться в высшей медицинской школе Университета Нью-Мексико, необходимо сдать вступительный тестовый экзамен на базе Университета (проходной балл – 42-45 баллов), экзамен по коммуникативным навыкам согласно когнитивным критериям. При этом абитуриенты пишут Эссе и проходят интервью с двумя представителями школы. Также им необходимо предоставить характеристику, в которой имеются данные о способностях, выходящие за рамки медицинских знаний. Продолжительность обучения в Медицинской школе составляет 4 года. После окончания школы – резидентура от 3 до 5 лет.

Особенностью медицинской школы Университета Нью-Мексико является опыт работы с коренным (индейцы, мексиканцы, испаноговорящие) и малоимущим населением. Это обусловлено основной миссией Университета - улучшать медицинское обеспечение в своем штате Нью-Мексико. В связи с этим преимущественно набираются жители этого штата. У сельских жителей проходной балл обычно ниже, чем у городских. Для этой категории абитуриентов проводятся подготовительные курсы для повышения уровня их знаний. По окончании годичных курсов эта категория абитуриентов приступает к занятиям в высшей медицинской школе после сдачи соответствующих экзаменов.


^ Рабочий учебный план

Рабочий учебный план медицинской школы Университета Нью-Мексико рассчитан на 4 года обучения. Учебный процесс разделен на 3 фазы:

1 фаза продолжительностью 2 года обучения направлена на доклиническую подготовку студентов. Представлена 9 блоками, состоящими из интрегрированных между собой дисциплин:

  • Строение, функции и развитие человека- 10 недель (анатомия, гистология и эмбриология).

  • Генетика и неоплазия- 5,2 недели (молекулярная биология и микробиология)

  • Инфекционные болезни и иммунология 5,2 недели

  • Нервная система - 8 недель

  • Сердечно-сосудистая, дыхательная и почечная системы - 10 недель.

  • Клиническая практика – 10 недель.

  • Пищеварительная система/ Питание – 7 недель.

  • Репродукция человека, размножение, эндокринология – 5,3 недели

  • Блок научно-исследовательской деятельности - 4 недели




  1. фаза продолжительностью 8 недель, состоит из 7 блоков:

  • акушерство и гинекология - 8 недель

  • хирургия – 8 недель

  • психиатрия – 4 недели

  • неврология- 4 недели

  • педиатрия – 8 недель

  • внутренние болезни – 8 недель

  • семейная медицина – 8 недель




  1. фаза продолжительностью более одного года (13 месяцев), в течение которых обучающиеся проходят практику в госпиталях университета. Данная фаза включает практику, а также изучение элективных дисциплин. В данной фазе обучения в течение 4 недель возможна ротация дисциплин (4 обязательных и 4 элективных дисциплины).


Экзамены

Вопросами подготовки и обновления, техническим обеспечением проведения экзаменов, практических занятий, активных лекций с применением I-clicker системы занимается специальное подразделение (информационно-тестовый центр) медицинской школы университета.

По окончании каждого блока 1 фазы обучающиеся сдают компетентностный экзамен, средней продолжительностью 3 дня. После первой фазы студент сдает экзамены в 2 этапа. 1 этап - MCQ (вопросы множественного выбора) по базовым дисциплинам, 2 этап – по клиническим дисциплинам в виде практических навыков на 10 стандартизированных пациентах (интервью, осмотр, коммуникативные навыки и ведение записей, оформление историй болезни без постановки диагноза).

Форма экзамена – тестирование. Вариант 1 по 100 вопросов с несколькими возможными вариантами и одним правильным ответом (MCQ). Банк тестовых вопросов находится в информационно-тестовом центре, составляет в среднем 200-300 вопросов, который обновляется ежегодно. Тесты и ответы студентам не предоставляются. Обеспечивается полная секретность тестовых заданий для предотвращения утечки информации.

После сдачи компентентностного экзамена по плану у студентов каникулы в течение 3 дней. В завершении 1 фазы в рабочем учебном плане стоит блок в 4 месяца, из которых 2 месяца – подготовка, 1 месяц – исследовательская работа, блок transition – подготовка к клиническому блоку. В марте месяце выбираются темы для научно-исследовательской работы студента, которая завершается презентацией на студенческой конференции (студент может завершить НИР к завершению обучения – после 4 лет).

По окончании каждого блока 2 фазы обучающиеся сдают клинический экзамен и ОСКЕ (3 раза в течение фазы). После сдачи ОСКЕ по плану у студентов каникулы.

На протяжении 1 и 2 фазы в обязательном порядке студенты проходят основы клинической практики (Foundations of Clinical Practice, Continuity Clinic 1, Continuity Clinic 2) и элективы (дисциплины по выбору), начиная со 2 и 3 года обучения (PIM -2, PIM-3). Целью является раннее получение клинического опыта и первых навыков работы с пациентами. Важным аспектом является отношение к пациенту, развитие коммуникативных навыков «студент-пациент», «студент-студент», «студент-врач». Даже если они работают только с историями болезней, у них вырабатывают уважение к больному. На интервью с пациентами на стандартизированных больных уделяется по 4 часа в день. Продолжительность практики с августа до января включительно составляет по 4 часа несколько раз в неделю. С февраля по май месяц продолжается клиническая практика (введение в клинику). С июля по август включительно 1 фаза 6 блок – студенты «погружаются» в практику и в течение 2 месяцев работают с выездом в сельскую местность, чаще на место жительства, за исключением случаев по семейным и другим объективным обстоятельствам. 2 часть клинической практики длится с сентября по декабрь 1 фаза, параллельно 7-8 блокам. Клиническая практика 3 продолжается с сентября до начало марта 3 года обучения 2 фаза параллельно блокам.

Все занятия проходят в виде активных лекций, практических занятий в виде 6 часов в неделю PBL, TBL преимущественно для базовых наук на 1 году обучения, тематических видеофильмов, презентаций лабораторных работ и т.д.

В процессе обучения очень большое внимание уделяется самостоятельному обучению (16-18 часов в неделю).

В случае несдачи экзамена по блоку студент обязан пройти его повторно (такие случаи встречаются крайне редко).

^ Сравнение блока ( Медицинская школа

Университета Нью-Мексико) и модуля (ГОСО-2006)

Для примера рассмотрим структуру организации учебного процесса в пределах одного блока, посвященного изучению сердечно-сосудистой, дыхательной и почечной систем. В данном блоке изучаются следующие дисциплины: нормальная анатомии, нормальная физиология, гистология, патологическая анатомия, патологическая физиология, фармакология и пропедевтика внутренних болезней. Количество аудиторных часов выделенных на весь блок составляет 220 час (10 недель). Рассмотрим для сравнения соответствующий «нашему» модулю раздел сердечно-сосудистой системы в данном блоке. На сердечно-сосудистую систему приходится 107 часов работы в аудитории и продолжительность составляет 4,5 недель (из 10 недель - всего в блоке). Таким образом, наглядно видно, что выделение часов на изучение той или иной системы не имеет определенной закономерности и зависит от сложности и содержания изучаемой системы. Из 100 аудиторных часов, посвященных сердечно-сосудистой системе, преимущество отдается занятиям по ПОО (27,5 часов). По 4 часа в течение всего блока приходится на лабораторные занятия по нормальной анатомии и патогистологии, 8 часов посвящено изучению патологии. Все остальные аудиторные часы посвящены лекциям: нормальная физиология - 23,5 часов, патологическая анатомия и физиология – 20,5 часов, гистология - 2 часа, фармакология - 8 часов. Практическим занятиям «у постели больного» и прослушиванию шумов сердца уделяется всего 9,5 часов. При изучении данного раздела рассматриваются нормальная анатомия, гистология, нормальная физиология сердца и сосудов, врожденные и приобретенные пороки сердца, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, аритмии. В послеобеденное время в основном студенты освобождены от аудитрной работы и посвящют свое время работе с литературой по исследованию «проблемы» -ПОО. В данном случае студенты погружаются в проблему в начале недели и на втором занятии пол ПОО раскрывают ее ( в конце недели).

Для сравнения рассмотрим «наш» модуль сердечно-сосудистой системы (согласно ГОСО-2006г.):

В модуль входят 8 дисциплин. На гистологию, нормальную анатомию, нормальную физиологию, патологическую анатомию, патологическую физиологию, визуальную диагностику и фармакологию выделено в равной доле по 12 аудиторных часов на весь модуль, из них 3 часа-лекции и 6 часов-практические занятия. Пропедевтике внутренних болезней выделено 36 аудиторных часов, из них 9 часов лекций и 27 часов практических занятий. Таким образом, согласно «нашему» модулю студенты занимаются 120 часов аудиторных в течение 3 недель (по 40 часов аудиторной работы в неделю).


Внедрение инновационных образовательных технологий в преподавание медико-биологических дисциплин


В качестве и инновационных образовательных технологий в преподавании медико-биологических дисциплин в медицинской школе Университета Нью-Мексико используется проблемно-ориентированное обучение – ПОО (problem-based learning - PBL), обучение в команде (team-based learning – TBL), интерактивные лекции (interactive engagement, peer instruction with clickers), обсуждение, обучение в сотрудничестве (collaborative learning), кооперативное обучения (cooperative learning) и др. Основными образовательными технологиями, используемыми в преподавании дисциплин медико-биологического профиля, являются PBL и TBL.

Достаточно широко в процессе обучения используются современные компьютерные и информационные технологии (электронные формы лабораторных занятий, on-line формы PBL и TBL).


  1. ^ Проблемно-ориентированное обучение (problem-based learning)


ПОО - метод обучения, в ходе которого обучаемые сначала встречаются с проблемой с последующим систематизированным и ориентированном на студента процессом поиска ответа и оценки

ПОО - образовательный формат, который сосредоточен вокруг обсуждения и изучения случаев из реальной практики. Это - способ обучения, который поощряет не поверхностный охват, а более глубокое понимание материального мира.

В медицинском образовании ПОО начало внедряться в университете Мак-Мастера в Канаде в середине 1960-х. Вскоре после этого три других медицинских школы — университет Лимбурга в Маастрихте Нидерланды, университет Ньюкасла в Австралии и университет в Нью-Мексико в Соединенных Штатах — адаптировали разработанную модель ПОО и внедрили ее в собственной педагогической практике.

Основные характеристики ПОО:

  • В ПОО используются задачи, основанные на реальных клинических случаях, сфокусированных на ключевых направлениях программы медицинского образования

  • ПОО – переход от подходов, сосредоточенных на преподавателе, к методам, ориентированным на студента

  • ПОО позволяет студентам получать новые знания, используя предшествующий опыт и знания

  • ПОО – метод обучения, который поощряет самостоятельную работу студентов на основе определения собственных «границ понимания»

Основные принципы ПОО:

  • Комплекс проблем, определяющих ключевые направления и стимулы образовательной программы

  • Обучение ориентировано на студента

  • Преподаватель действует как помощник (facilitator)

  • Задачи решаются через обсуждение в малых группах

  • Содержание программы интегрировано

Основные цели ПОО – этот метод обучения позволяет развивать у студентов:

  • Навыки решения проблем (клиническое рассуждение) в новых и будущих ситуациях

  • Творческое и критическое мышление

  • Поощрение самостоятельного изучения

  • Целостный подход к проблемам и ситуациям.

  • Навыки работы в команде

  • Эффективные навыки коммуникации

  • Навыки лидерства

Основные задачи ПОО:

  • Развитие навыков идентифицировать проблемы здоровья пациента в пределах контекста клинического случая на основе обсуждения в группе или самостоятельного поиска

  • Развитие у студента навыков понимания взаимосвязанной природы патогенеза и клинических проявлений заболевания

  • Приобретение опыта в процессе критического анализа ситуации, генерации гипотез, определения вопросов, нуждающихся в дальнейшем изучении, и принятия решения



group 1116group 1117


Организационные моменты при ПОО:

• 5-7 студентов

• 1 или более фасилитаторов (тьюторов)

• 2-3 часа 1-3 раза в неделю

• 2-3 занятия на один клинический случай

• от 6 недель до семестра

^ При составлении клинического случая необходимо учитывать:

• Приоритетные нужды системы здравоохранения

• Прототипный

• Имитация профессиональной практики

• Настоящие или стандартизированные пациенты, видеозаписи, на бумаге

• Мотивация к обучению


^ Сравнение образовательных стратегий


Традиционная образовательная стратегия

Образовательная стратегия в PBL

Предписывающая программа

Программа, основанная на опыте

Сосредоточена на преподавателе

Сосредоточена на обучающемся

Линейная, рациональная

Последовательная, компетентная

Пассивное обучение

Активное обучение

Структурированная программа

Гибкая программа

Сфокусирована на содержании

Сфокусирована на процессе и содержании


Учебная клиническая ситуация должна удовлетворять следующим требованиям

  • должна провоцировать критический запрос

  • должна быть доступна для обсуждения в малой группе

  • должна поощрять самостоятельный поиск информации

  • должна иметь достаточную глубину и широту обсуждения (совпадать с дисциплинами, изучаемыми в рамках данного учебного блока (семестра))

    • Должна отражать приоритетные нужды системы здравоохранения

    • Должна иметь прототипный характер

    • Должна содержать имитацию профессиональной практики

    • Может быть представлена настоящими или стандартизированными пациентами, видеозаписями, на бумаге

    • Должна формировать мотивация к обучению


Процесс ПОО:

  • Методом случайной выборки формируются малые группы (6-8 студентов)

  • Учебные группы встречаются 2 раза в неделю на один клинический случай (понедельник – четверг или вторник – пятница)

  • Во время занятия в режиме ПОО в кабинете присутствует один или два 2 тьютора. Два тьютора более эффективно, т.к. они могут заменять друг друга – если один тьютор занят одним студентом, второй работает с оставшейся аудиторией, кроме того если клинический случай интегрирован один тьютор как правило представляет базовую дисциплину, второй смежную (например, клиническую дисциплину)

  • Во время первой встречи студенты:

  • знакомятся с тьютором,

  • вырабатывают правила работы группы,

  • изучают клинический случай,

  • идентифицируют и располагает по приоритетам проблемы/цели изучения,

  • выдвигают гипотезы,

  • формулируют проблемные вопросы

  • Студенты занимаются самостоятельным поиском ответов на проблемные вопросы (4-6 часов в неделю)

  • Во время второй встречи студенты:

  • Вспоминают клинический случай, возникшие проблемные вопросы

  • Делятся информацией, полученной в ходе самостоятельной подготовки

  • Получают от тьютора дополнительную информацию по клиническому случаю по мере необходимости

  • Формулируют новые проблемные вопросы

  • Процесс формирования проблемных вопросов бесконечен, главное разобрать вопросы, включенные в учебную программу


Требования к обучающимся в режиме ПОО:

В течение занятия студент должен:

  • Приходить подготовленным к занятию и изучить темы предыдущих занятий

  • Активно участвовать в групповых обсуждениях и способствовать процессу обучения, учитывая мнение каждого члена группы

  • Развивать темы каждого занятия, определять вопросы и воспроизводить информацию на доске

  • Обсуждать предметы биологического, популяционного, психического здоровья, вопросы профессионального подхода и этики, в связи с проблемами пациента в каждом случае

  • Выходить к доске для изображения диаграмм, линий, рисунков объяснения механизмов и гипотез

  • Проводить дебаты, избегая персональных атак на других

  • Выполнять основные нормы и правила по отношению к группе и отдельным членам группы

  • Участвовать в анализе и оценке каждого занятия посредством конструктивной критики к себе, преподавателю, товарищам и группе в целом

Между занятиями студент должен:

  • Исследовать ключевые моменты каждой темы занятия, используя различные ресурсы

  • Критически оценивать достоверность ресурсов и ценность информации

  • Интегрировать все полученные знания во время исследований, лекций, лабораторных занятий, клинических навыков и т. д. и использовать их в обсуждениях с преподавателем

  • Проводить синтез гипотез и делать умозаключения


Группа функционирует более эффективно и слаженно, если члены группы демонстрируют следующие характеристики:

  • Ответственность за себя и других членов группы во время процесса обучения

  • Ориентация в вопросах и теме обсуждения

  • Управление временем

  • Эффективные коммуникативные навыки

  • Управление конфликтом

  • Конструктивная обратная связь

  • Соблюдение основных норм и правил, установленных группой и преподавателем в начале занятия


В течение всего цикла ПОО группа проходит предсказуемые стадии развития, как показано в схеме. Это не обязательно линейный процесс, и группа может перемещаться обратно назад или вперед между стадиями, особенно при каких-либо изменениях, происходящих в группе. Целью работы в группе является предоставление возможности продвижения группы к более высокой и продуктивной стадии взаимного сотрудничества, избегая проявления конфликтов внутри группы.

При использовании традиционных методов обучения преподаватели большую часть занятия объясняют и говорят. При обучении в режиме ПОО преподаватель должен быть менее разговорчивым и служить в качестве координатора, методиста, источника информации и эксперта оценки.


Цикл ПОО:





В основе ПОО лежит выделение проблемных вопросов и поиск ответов на них

    • Должны содержать вопрос «Как?»

    • Обучение с пониманием

    • Связывают новые и предшествующие знания.

    • Определяются в течение занятия

    • Ответ на проблемный вопрос находится студентами между занятиями

    • На следующем занятии разбираются в отношении изучаемого случая


Какова роль тьютора?

  • Фасилятатор

  • Направлять группу

  • Следить за динамикой группы

  • Помогать в разрешении конфликтов

  • Источник

  • Не основной источник

  • Помощь студентам в поиске и выборе ресурсов для самостоятельного изучения

  • Помощь студентам в оценке ресурсов

  • Эксперт по оценке

  • Документирование

  • Размышления/оценка и обратная связь

  • Советы по улучшению успеваемости

  • Письменная характеристика


Выполняя вышеуказанные функции, тьютор обеспечивает:

Координирование учебного процесса:

  • Помощь студентам фокусироваться на системах и механизмах гипотез

  • Помощь студентам использовать предыдущие знания

  • Помощь студентам интегрировать имеющиеся знания и полученную информацию

  • Помощь студентам применять новую информацию к конкретному случаю, связывать её с существующими гипотезами и мыслить креативно.


Координирование динамики группы:

  • Развитие и поддержка позитивной окружающей обстановки, в которой студенты могут свободно и спокойно определить, что им необходимо изучить

  • Координация и поддержка правил в группе

  • Помощь студенту придерживаться выбранного пути

  • Гарантия объективного и независимого участия

  • При появлении конфликтов в группе обеспечение выхода из конфликта «победитель – победитель»

  • Моделирование у студентов критического отношения к себе за счёт регулярного получения обратной связи от членов группы


Обеспечение обучающихся информацией

  • Служит в качестве источника и ресурса информации (избегая доминирующей роди «учителя»)

  • Поддерживает клиническую значимость знаний, предоставляя примеры из собственной практики

  • Обеспечивает критическую оценку информационных ресурсов обучающимися


Оценка деятельности

  • Обеспечение и координация процесса самооценки и оценки обучающегося другими членами группы за счёт получения обратной связи

  • Документирование поведения и достижений студента в течение каждого занятия , предоставление соответствующие отчеты


PBL помогает развивать у студента:

  • Уважение:

  • внимательно слушать собеседника, выражая это соответствующим вербальным и невербальным поведением

  • позволять другим выражать свое мнение и давать информацию без "подавления" мнения остальных коллег

  • дифференцировать ценность информации от ценности человека

  • признавать вклад своих коллег

  • признавать свои ошибки и объяснять причины своих поступков

  • Коммуникативные навыки:

  • говорить непосредственно с участниками группы

  • выражать свое мнение ясно и доступно, используя слова, которые понимают другие

  • использовать открытые вопросы

  • определять возникшие проблемные ситуации и пытаться их решить

  • выражать свои эмоции соответственно ситуации

  • вербальным и невербальным поведением давать понять собеседнику, что его слова были поняты

  • распознавать и отвечать на невербальную коммуникацию собеседника

  • Ответственность:

  • быть пунктуальными

  • исполнять полученные задания

  • представлять соответствующую информацию

  • идентифицировать несоответствующую или чрезмерную информацию

  • брать инициативу или поддерживать динамику группы

  • поддерживать дискуссию, останавливаясь подробно на соответствующих проблемах

  • указывать на сильные и слабые стороны собеседника в благосклонной манере

  • искать альтернативные варианты если невозможно найти решение

  • Самооценку и самоанализ

  • признавать свои трудности в понимании

  • признавать у себя нехватку соответствующих знаний

  • признавать свои затруднения в обсуждении

  • определять свои сильные и слабые стороны

  • определять пути и средства исправления своих слабых сторон

  • отвечать на справедливые отрицательные оценочные комментарии, не становясь в защиту или обвиняя других, а давая разумные предложения


Проблемы работы в группе:

  • Доминирующие студенты/«тихони»

  • Нарушение правил

  • Конфликты

  • Поверхностное обучение

  • Недостаточность размышлений/оценки

  • Непрофессиональное поведение


Стратегии преодоления проблем

  • Определить, в чём проблема

  • Следовать правилам

  • Конфликты – это нормально

  • Не заходить в тупик

  • Активное вмешательство

  • Стратегическое вмешательство


Преимущества ПОО:

  • Принцип работы в малой группе поощряет любознательный и детальный взгляд на все проблемы, понятия и принципы, содержавшиеся в пределах поставленной задачи.

  • Время, проведенное вне группы, способствует развитию таких навыков как литературный поиск, критическая оценка доступной информации и поиск мнений специалистов.

  • PBL поощряет студентов становиться более вовлеченными в образовательный процесс и ответственными за их собственное обучение

  • Большинство студентов сообщают, что это - очень приятный способ учиться и преподавать.


Особенности оценки в ПОО

  • Тьютор дает оценку работы группы в целом и каждого студента индивидуально

  • Студенты активно вовлекаются в процесс оценки - дают оценку (обратную связь - «feedback») себе, друг другу и тьютору

  • Каждая встреча заканчивается оценкой со стороны тьютора и студентов, что позволяет обсудить результаты работы группы в целом и определить цели, которые будут достигнуты во время следующей встречи

  • По окончании разбора каждого клинического случая тьютор и студенты дают оценку друг другу по установленной форме


Формы оценки в ПОО

  • Форма оценки студента - заполняется тьютором после завершения разбора каждого клинического случая, копия выдается студенту

  • Форма самооценки – заполняется студентом до получения оценки тьютора, носит информативный характер для самого студента

  • Форма оценки тьютора – заполняется студентом и направляется координатору PBL, копия дается самому тьютору

  • Форма оценки студента студентом – позволяет оценить вклад каждого студента в работу группы


Форма оценки студента тьютором: основные критерии

  • Наличие знаний

  • Ответственность

  • Участие работе группы

  • Навыки работы в команде

  • Рефлективность (самооценка, самоанализ)

  • Коммуникативные навыки

  • Профессиональное поведение

  • Критическое мышление

  • Способность обучать


Критерии оценки студента тьютором: наличие знаний

  • Демонстрация хорошей подготовленности

  • Задает четкие вопросы и четко отвечает

  • Проводит связь между идеями и фактами

  • Интегрирует знания и информацию из различных источников

  • Четко и сжато суммирует вопросы

  • Представляет проблему в целом и в деталях

  • Использует различные источники информации


Критерии оценки студента тьютором: ответственность, участие в работе группы

  • ответственность

  • Проявляет ответственность за собственное обучение

  • Предпринимает активные попытки к улучшению своих знаний

  • Имеет собственный план обучения

  • участие в работе группы

  • активно участвует в обсуждениях

  • охотно берет и выполняет задания


Критерии оценки студента тьютором:

- навыки работы в команде

  • Берет на себя инициативу

  • Включается в обсуждение вопросов

  • Проявляет уважение и такт к коллегам

  • Помогает решить возникшие конфликтные вопросы

- рефлективность

  • Делает критическую самооценку

  • Признает пределы своих знаний без становления в защиту или обвинения других

  • Признает и четко указывает области, требующие улучшения

  • Критически оценивает других в логической, конструктивной манере

- коммуникативные навыки

  • Правильно излагает свои мысли

  • Говорит и пишет четко и ясно

  • Критически выслушивает других

  • Участвует в обсуждении, которое продвигает обучение группы

  • Ищет консенсус

  • Использует различные методы (диаграммы, плакаты, таблицы и т.д.), что способствует общению

- профессиональное поведение

  • Посещает занятия регулярно и приходит вовремя

  • Обращается к другим вежливо, доброжелательно, осторожно и уважительно

  • Принимает ответственность

  • Ведет себя честно по отношению к другим

  • Предоставляет обратную связь и выполняет план по улучшению

  • Применяет этические принципы

  • Регулирует собственное поведение чтобы поддержать разумное функционирование группы

- критическое мышление

  • последовательно демонстрирует навыки в выполнении ключевых задач, таких как генерация гипотез

  • критически оценивает информацию, делая выводы, объясняя процесс рассуждения


Форма оценки тьютора студентом: основные критерии

  • Поощряет размышление и критическое рассуждение

  • Создает условия для свободного выражения мыслей студентами

  • Демонстрирует внимание и уважение к студентам

  • Создает свободную и комфортную обстановку для обучения

  • Способствует участию всех студентов

  • Помогает студентам сделать их предшествующие знания видимыми

  • Поощряет студентов осуществлять самостоятельный поиск информации

  • Создает условия для проявления обратной связи

  • Делает четкие и обоснованные замечания и т.д.


Форма оценки студента студентом

  • включает оценку студентами своих коллег по таким критериям как подготовка, ответственность, участие в работе группы, навыки работы в команде, коммуникация, профессионализм, рефлексивность, критическое мышление и обучающие способности. Эти комментарии носят информативный характер и не используются для выставления заключительной оценки.


Оценка преподавателем работы группы в целом: основные критерии

  • Проявление взаимопомощи

  • Ориентация в задании

  • Управление временем

  • Сбалансированное участие

  • Эффективное межличностное общение

  • Управление конфликтными ситуациями

  • Конструктивная обратная связь

  • Приверженность основным нормам и правилам



обучение тьюторов


Случай #1




Фаза I-1

Модуль 1

Эдди Эрл




University of New Mexico School of Medicine


Авторы: Robert Waterman, PhD., Stewart Duban, MD, Stewart Mennin, PhD., and Arthur Kaufman, MD

Copyright © 1988, School of Medicine, University of New Mexico, Albuquerque, New Mexico. All rights reserved. No part of this material may be used or reproduced in any manner whatsoever without written permission of the author(s).

^ ОБРАЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА

Эдди Эрл, 7 лет, приведён на приём матерью, которая сообщила, что мальчик «уже в течение 2 недель чувствует себя плохо и жалуется на ужасную боль в левой ноге последние 5 дней»

^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. В чём проблемы Эдди?

Перечислите возможные гипотезы, что бы могло вызвать боль в ноге у Эдди.

Гипотеза – это предположение относительно имеющейся ситуации (или последовательных событий), основанное на предварительно полученной информации и подтвержденное наблюдениями, исследованием или анализом данных.

Используйте VINDICATE SLEEP для нахождения патофизиологических механизмов нарушения деятельности каждой структуры или органа.

^ V-VASCULAR (СОСУДИСТЫЕ)

I-INFLAMMATORY (ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ)

N-NEOPLASTIK (НЕОПЛАСТИЧЕСКИЕ, НОВОБРАЗОВАНИЯ)

D-DEGENERATIVE (ДЕГЕНЕРАТИВНЫЕ)

I-INTOXICATION (ИНТОКСИКАЦИИ)

^ C-CONGENITAL (ВРОЖДЕННЫЕ)

A-ALLERGIC/ AUTOIMMUNE (АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ/ АУТОИМУННЫЕ)

T-TRAUMATIC (ТРАВМА)

E-ENDOCRINE (ЭНДОКРИННЫЕ)


S-SOCIAL (СОЦИАЛЬНЫЕ)

L-LEGAL (СОЦИАЛЬНЫЕ)

^ E-ENVIRONMENTAL (ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ)

E-ECONOMICAL (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ)

P-PSYCHOLOGICAL (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)

Объясните механизмы развития боли для каждой из гипотез.

Обсудите, что вам необходимо спросить у пациента и его матери, чтобы выбрать из предложенных вами гипотез.

^ ANAMNESIS MORBI

Мальчик утверждает, что в недавнем прошлом ногу не травмировал. Он утверждает, что «просто чувствовал себя нехорошо», отмечалось повышение температуры и чрезмерная утомляемость в течение последние 5 дней.

По описанию пациента боль локализована в проксимальной части левой большеберцовой кости (внутри головки кости), по характеру тупая и ноющая, постепенно усиливалась в течение последних 2 недель. Мать не отмечает снижение веса ребёнка за последнее время. Мать ребёнка отметила, что в течение последних 4 дней Эдди прихрамывал, но «мог ходить без проблем». По описанию матери семья питается адекватно, каких либо явных нарушений питания не отмечается.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ


1. Каким образом данная информация помогла вам в принятии тех или иных гипотез?


2. Если бы у вас была возможность осмотреть Эдди, что бы помогло вам для дальнейшего уточнения гипотез?


3. Обоснуйте и представьте по возможности в виде схемы требуемые вам процедуры и вопросы физикального осмотра.

^ ФИЗИКАЛЬНЫИ ОСМОТР


• температура = 38.7° • АД = 100/65 мм рт.ст.

• пульс = 86/мин. • ЧДД = 20/мин.

Эдди щадил свою левую ногу и немного прихрамывал, входя в кабинет. Деформации и травматические поражения ноги не отмечены. Сила и объём движений в обеих ногах сохранены, боль при пассивном движении отсутствует. Наблюдается значительная болезненность при надавливании на проксимальную часть левой большеберцовой кости и небольшой отёк и местное повышение температуры кожи в данной области.

Обхват ноги на 6 см ниже коленной чашечки:

Справа = 30.5 см

Слева = 32 см

На правом предплечье обнаружен фурункул 2x2 см. Остальной осмотр без особенностей.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ


1. Какие теперь у вас гипотезы? Объясните.


2. Какая ещё вам требуется информация и зачем?


3. Какие дополнительные виды обследования (лабораторная диагностика, радиологические методы) вы используете для подтверждения/опровержения гипотез?


4. Объясните, зачем вам нужен каждый из заявленных методов исследования.




^ Лабораторные исследования

Анализ крови

Норма


Гематокрит = 37 % (42 - 52%)

НЬ = 13г/дл (12-14 г/да)

Лейкоциты = 22,000/мм3 (7-14x103/мм3)

Нейтрофилы:

сегментояд. = 75% (30 - 55%)

палочкояд. =18% (3-5%)

Лимфоциты = 7% (25 - 35%)

Моноциты = 0% (3- 7%)

Эозинофилы = 0% (0 - 4%)

Базофилы = 0% (0-2%)

Тромбоциты = 4.6x105/мм3 (0.5-2.0x105/мм3)

СОЭ = 36 мм/ч (0-13 мм/ч)


Бак.посев крови: результаты ещё не получены



Рентгенограмма левого коленного сустава Эдди, 7 лет


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ


1. Какова ваша основная гипотеза теперь?


2. Результаты бак. посева крови ещё не получены. Как вы думаете, какие будут результаты?

Бактериальный посев крови


Результат: Грамположительные, каталазо-негатиные, коагулазо-позитивные кокки Staphylococcus aureus.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ


1. На какие размышления вас это наводит?


2. Что вы будете делать теперь? Будьте специфичны.


3. Каким образом это произошло?


^ ПОСЛЕДУЮЩЕЕ КЛИНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ


Все симптомы исчезли через 6 недель антибактериальной терапии. Через год была сделана повторная рентгенограмма. Не выявлено каких-либо патологических изменений и укорочения левой ноги по отношению к правой.




^ Рентгенограмма левого коленного сустава Эдди, 8 лет


Рекомендации к оформлению презентаций:

  1. Максимально сокращайте текст (на 1 слайде размещать не более 6 строк, в каждой строке использовать не более 6 слов)

  2. Не используйте многообразие шрифтов и цветовых схем. Лучше всего использовать Times New Roman, Ariаl, кегль 28-32.

  3. Используйте контрастное сочетание – светлый текст на темном фоне или темный текст на светлом фоне

  4. Общее количество слайдов не более 25. Показ 1 слайда 2-3 мин. Обоснованно используйте иллюстрации

5. Не используйте резкие звуки

  1. Минимально используйте анимации

  2. Используйте видеоматериал для усиления сообщения

  3. Выверяйте предоставляемую информацию

  4. Позаботьтесь об исправлении ошибок

  5. Вы должны донести информацию до слушателя, а не Ваши слайды!


Этапы создания презентаций:

• Сбор и подготовка материала

• Представление основных компонентов презентации

• Разработка сценария

• Проектирование самой презентации (дизайн, интерфейс, звуковое сопровождение, подготовка и импортирование графики)

• Отладка презентации

• Проведение репетиции с проектором и экраном.


Процесс обратной связи:

  • Создайте доверительную окружающую обстановку

  • Свяжите обратную связь напрямую с задачами

  • Установите предварительное соглашение относительно критериев

  • Включите как позитивные аспекты так и возможности для развития

  • Предоставьте своевременную, честную, определенную, основанную на поведении обратную связь




  • Задавайте вопросы до окончания

  • Управляйте временем, чтобы предусмотреть время для ответов на вопросы

  • Задавайте конкретные вопросы

  • Подождите минимум 10 секунд (в тишине) после того, как задали вопрос

  • Поддерживайте опрашиваемого

  • Отвечайте на вопросы не осуждая

  • Поблагодарите за вопрос




  • Будьте описательным, больше чем осуждающим

  • Используйте “Я” в противовес “Вы” в заявлениях

  • “Проверьте” для точности и требуйте ответов

  • Дайте рекомендации и разработайте план (рекомендации по изменению)


Модель для предоставления обратной связи:

  • Мне нравится способ, который вы…потому что…

  • Что я бы сделал иначе… потому что…

  • Что я бы прекратил делать…потому что…

  • Что я бы сделал больше…потому что…



Обучение в команде (team-based learning)


Командно-ориентированный метод обучения, или обучение в команде (team based learning - TBL) – метод обучения, позволяющий развивать у студентов навыки работы в команде.

Большой вклад в развитие данного метода внес Ларри Михельсон, преподаватель школы бизнеса Университета Оклахома. Начиная с 1970-х годов, интерес к TBL существенно возрос среди преподавателей медицинских школ. Медицинской школой Университета Нью-Мексико впервые данный метод был внедрен в 2008-2009 учебном году для блока дисциплин. изучающих строение, функции и развития человеческого организма (анатомия, гистология с курсом эмбриологии,). Студенты положительно отреагировали на внедрение нового метода, полученные результаты тестирования студентов по итогам обучения подтвердили улучшение качества обучения по сравнению с традиционным методом преподавания.

В настоящее время TBL, как метод обучения, является важной частью программы первого курса в медицинской школе Университета Нью-Мексико. TBL активно используется для обучения базовым дисциплинам в малых группах.


^ Что такое TBL?

Это метод обучения в малых группах. Одним из основных условий успешного применения данного метода является совершенное владение студентом материала с целью применения на занятиях. Каждый модуль TBL начинается с процесса самостоятельного изучения материала в тесной связи со специфическими вопросами занятий. В среднем дается 5 дней для изучения материала в соответствии с поставленными задачами. Студентов тестируют на предмет понимания этого материала посредством короткого тест- опросника, так называемого «оценочный тест по индивидуальной готовности»(ОТИГ) этот тест проводится в пятницу. После проведения этого теста индивидуально, проводится тест в команде, так называемый «оценочный тест по групповой готовности» (ОТГГ). Итоги по этим 2 тестам подводятся как в индивидуальном отношении, так и в групповом, оба эти результата отражают уровень подготовленности обучающихся. Затем команда (малая группа) выполняет ряд заданий, в которых обучающиеся смогут применить полученные знания. Посредством этого метода появляется возможность для анализа и оценки индивидуальной роли каждого студента и всех членов группы в целом, а также размера участия и вклада каждого участника в процесс обучения в команде

Основные принципы TBL:

  • Обучение в малых группах

  • Распределение работы в течение длительного времени в команде согласно текущим критериям

  • Ответственность индивидуальная, и ответственность групповая, в соответствие с уровнем подготовленности и оценки по краткому тестированию посредством самостоятельного обучения

  • Применение обучения в малых группах, что требует оценивания и вынесения решения и способствует развитию процесса обучения и развития работы в команде


Преимущества метода TBL перед традиционными методами обучения в медицинском вузе:

  • Активное вовлечение студентов процесс обучения

  • Развитие коммуникативных навыков

  • Развитие навыков работы в команде и навыков презентации этой работы

  • Студент получает возможность:

  • думать критически,

  • учиться у своих коллег,

  • быть ответственным за процесс собственного обучения

  • участвовать в оценке своих коллег

  • быть ответственным за группу посредством проведения групповых тестов

  • получать немедленную обратную связь на предмет владения материалом посредством проведения скретч-тестов как группового теста

  • быть более эффективно подготовленным через самостоятельное обучение



^ Пример использования TBL:





Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

8.00

Лекция

Клеточная биология

Клеточная структура

Лекция

Гистология

Эпителий и кожа




TBL

Обзор занятия

TBL

Спина и позвоночник


ОТИГ


ОТГГ

9.00

^ Практическое занятие Анатомия ,

Практическое занятие Анатомия

Практическое занятие Анатомия

^ Практическое занятие Анатомия

10.00

конечности и позвоночник

конечности и позвоночник

конечности и позвоночник


радиология

конечности и позвоночник


радиология



^ Требования, предъявляемые к обучающимся при использовании TBL:





Каждый член группы индивидуально

Группа в целом

Подготовка

Должен обучаться самостоятельно




Оценка готовности

Должен заполнить индивидуальный тест на предмет готовности ОТИГ




Обязан быть ответственным за команду, приходить подготовленным, так как балл команды зависит от уровня подготовленности каждого студента

Должна заполнить аналогичный тест для того, чтобы прийти к консенсусу по вопросам . ответы на вопросы визуализируются по скретч – системе, которая обеспечивает незамедлительную обратную связь и позволяет сразу же корректировать ответы

Применение

Должен быть ответственным за команду

Должна давать возможность раскрыть потенциал каждого члена группы

Оценка

Должен оценивать участие каждого члена группы в обсуждении





^ Основные принципы TBL

  • Перед началом занятия разрабатываются основные правила работы в команде (малой группе)

  • Каждый студент должен быть ответственным за всех членов команды и быть ответственным за себя

  • В ходе обсуждения студенты должны активно использовать доску, флипчарты и другие технические средства для наглядного изображения своих идей

  • Группа должна определять и решать роль и долю участия каждого члена группы в процессе работы команды


^ Роль преподавателя при TBL

  • Подготовка материала к каждому занятию по TBL, включая разработку задач для самостоятельного обучения, определение подходящих ресурсов, создание тестов и заданий, разработанных вокруг проблемы, которая поможет студенту решить и развить уровень знаний как собственный, так и командный

  • Направление работы команды

  • Определение задач обучения и обеспечение необходимыми ресурсами

  • Доступность для прояснения вопросов, возникших в процессе обучения

  • Обеспечение обучающихся тестами для индивидуальной оценки

  • Проведение оценки каждого обучающегося индивидуально и группы в целом в середине и конце занятия

  • Мониторинг процесса обучения команды


Удельный вес оценки за TBL в суммарной оценке за блок

  • Оценка TBL составляют 25% от суммарной оценки студента за блок

  • Оценка TBL включает оценку за ОТИГ и ОТГГ

  • Компоненты оценки работы группы и значимость TBL компонентов определяется студентами в начале занятий


Мнение студентов о TBL

  • «Я думаю, что я изучаю больше в команде, нежели сидя на лекциях, изучая тот же материал»

  • «Я надеюсь, что следующий блок также будет проходить с использованием TBL»

  • «Моя группа очень сильная, что делает и меня сильнее»

  • «Задачи являются первостепенными для меня, присутствие на лекциях для меня ужасно. Мне нравится учиться самостоятельно. Многие задачи не требуют от меня столько времени, как от других, и я не хочу терять свое время»

  • «Мне нравится TBL, я могу выучить много»




  1. Интерактивные лекции с использованием clicker-системы (interactive engagement, peer instruction with clickers)


Интерактивная лекция с использованием clicker-системы (interactive engagement, peer instruction with clickers) - метод проведения лекций с получением регулярной обратной связи от аудитории на основе использования метода кликинга. В основе данного метода лежит использование ARS (Audience Response System), позволяющей лектору получить от слушателей ответы на вопросы по тебе лекции непосредственно в ходе изложения материала. При этом возможно решение нескольких задач:

  • Оценка активности и адекватности восприятия лекционного материала каждым слушателем и аудиторией в целом.

  • Оценка работы лектора (качество, доступность и полнота представления материала)

  • Использование предшествующих знаний, обеспечение механизма «честных ответов на деликатные вопросы» (анонимность),

  • Проверка и продвижение понимания и обратной связи, практическое решение проблемы, идентификация ценностей, отношения и мнения,

  • Проверка степени схождения и расхождения мнений в аудитории

Данный метод позволяет мотивировать, поддержать и подтолкнуть студента к процессу обучения и занять в нём активную позицию, и предсталяет из себя эффективный инструмент для генерирования интереса, продвижения обучения, проверки понимания, получения практики в создании адекватных вопросов.

В Университете Нью-Мексико данный метод используется при преподавании таких дисциплин как: математика и прикладные науки, биология, химия, физика, социальные науки, политика, социология, бизнес и экономика, инженерия, стоматология, семейная медицина, педиатрия, фармакология, в том числе на курсах повышения квалификации.


^ При использовании данного метода преподаватель должен:

  • Определить в своём плане работы круг вопросов к аудитории (вопросы должны быть частью, интегральным элементом процесса преподавания, должны быть вставлены, а не добавлены в процесс обучения, не должны выглядеть как отрыв от темы или прерывание ее) в объёме не более 3-4 вопросов за 50 мин

  • Предугадывать возможные ответы студентов и как он будет обсуждать и объяснять, почему тот или иной ответ правильный или неправильный.


Технические ограничения системы ARS:

  • Пределы системы определяются множественным выбором, правда- ложь, да-нет форматом.

  • Система ограничивается числом ответов

  • Система не может отображать более чем 1 правильного ответа


Заключение:

  • Система ARS является одним из инновационных методов преподавания и обучения. Эффективное его использование позволяет улучшить качество преподавания в зависимости от технологий и поставленных задач

  • Для эффективного использования этот метод следует интегрировать, а не добавлять, в процесс преподавания

  • При правильном использовании системы ARS возможно решение следующих задач: вовлечение предшествующих знаний, активирование обучения, получение «честных ответов на деликатные вопросы», практическое решение проблемы, идентификация отношения и мнения, проверка схождения и расхождения мнений, получение обратной связи

  • Система имеет ограничения с технической стороны, которые не следует упускать при планировании занятия

  • Детальная разработка вопросов с множественным выбором ответов может явится эффективным средством координирования обучения и оценки уровня когнитивной возможности студента.

  • Система ARS система поддерживается программами Power Рoint, Word




Скачать 389.18 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты