Домой

Программа дисциплины Педагогика. Теория и методика воспитания (2 курс) «Технология и предпринимательство»




Скачать 181.37 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Педагогика. Теория и методика воспитания (2 курс) «Технология и предпринимательство»
Дата23.04.2013
Размер181.37 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Содержание
Магнитогорск, 2010 г.
1.4. Требования к уровню освоения содержания курса
Ii. содержание курса
2.2. Темы и краткое содержание
Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности, принципы и направления воспитания
Система форм и методов воспитания. Средства воспитания.
Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
Понятие о воспитательных системах.
Педагогическое взаимодействие в воспитании.
Коллектив как объект и субъект воспитания.
Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения
Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.
2.3. Перечень контрольных вопросов
2.4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ
2.5. Перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу
Iii. распределение часов курса по темам и видам работ
Наименование разделов курса и тем
Iv. форма итогового контроля
Подобные работы:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»


Кафедра _________Педагогики_____________________________



УТВЕРЖДАЮ:

зав.кафедрой

В.А.Беликов



«10» сентября 2010 г.




«10» сентября 2010 г



Программа дисциплины


Педагогика. Теория и методика воспитания (2 курс)

«Технология и предпринимательство»




Составитель (-ли):

К.п.н., доцент




Хлоповских О.Г.









^

Магнитогорск, 2010 г.

Организационно-методический раздел





    1. Цель курса:

Основной целью курса является овладение знаниями общих основ педагогических явлений, анализа и интерпретации результатов.

Цель изучения курса «Теория и методика воспитания» – формирование основ профессионально-педагогической культуры в области воспитания и развития личности у студентов государственного университета.


    1. Задачи курса

1. Формирование у студентов теоретических представлений о воспитании, базовых понятий по курсу, педагогического мышления.

  1. Развитие у студентов умений и навыков применения усвоенных знаний на практике, накопление методического материала по воспитательной работе.

  2. Развитие у студентов научно-познавательного интереса к педагогике, креативного потенциала студентов университета, формирование гуманистической направленности личности студента.


1.3. Место курса в системе освоения

профессиональной образовательной программы

Педагогика является профилирующей дисциплиной всех государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, входящая в федеральный компонент цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ.Ф) и занимает ведущее место в системе подготовки педагогов.

Данная дисциплина является составной частью общего кур­са «ПЕДАГОГИКА», который принадлежит блоку «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» и входит в профессиональную образовательную программу подготовки (ДПП.Ф.11). Изучается студен­тами по направлению 050202 «Технология и предпринимательство», «Декоративно-прикладное творчество», «Дизайн бытовых и промышленных изделий» на 2 курсе.


^ 1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате освоения содержанием данного курса у студентов должны быть сформированы следующие теоретические знания и практические умения и навыки. Студенты должны:

  • иметь знания о базовых теориях воспитания; о сущности, особенностях, структуре, этапах и результате процесса воспитания; о целях, содержании, закономерностях, принципах, правилах, методах, приемах, средствах, организационных формах воспитания; о методиках педдиагностики, подготовки, организации и проведения воспитательных мероприятий, планирования воспитательной работы и т.д.

  • владеть базовыми понятиями по курсу (узнавание терминов, определение понятий, раскрытие содержания понятий, воспроизведение полного объема каждого понятия, установление межпонятийных связей, практическая интерпретация терминов в различных аспектах);

  • уметь применять теоретические знания на практике, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

  • иметь собственные суждения в области теории и практики воспитания, мыслить творчески, используя теоретические знания.



^ II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


2.1. Разделы курса

  1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

  2. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности, принципы и направления воспитания.

  3. Система форм и методов воспитания. Средства воспитания.

  4. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

  5. Понятие о воспитательных системах.

  6. Педагогическое взаимодействие в воспитании.

  7. Коллектив как объект и субъект воспитания.

  8. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения.

  9. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности


^ 2.2. Темы и краткое содержание

  1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Предмет и задачи курса теории воспитания. Основные категории теории воспитания. Проблемы воспитания в современных условиях. Современные подходы к решению проблем воспитания Сущность, предмет и задачи воспитания. Аспекты воспитания. Воспитание как общественное явление. Воспитание как процесс: сущность, содержание, структура, особенности, движущие силы, цель. Критерии и показатели воспитанности школьников. Составные части воспитания.

  2. ^ Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности, принципы и направления воспитания. Основные требования, предъявляемые к воспитательному процессу. Современные концепции воспитания. Понятие закономерностей и принципов в науки. Объективный характер закономерностей воспитания. Система закономерностей воспитания. Принципы и правила воспитания. Система принципов воспитания. Взаимосвязь закономерностей, принципов и правил воспитания. Характеристика отдельных принципов воспитания.

  3. ^ Система форм и методов воспитания. Средства воспитания. Понятие методов воспитания. Сущность понятий приемов и средств воспитания. Классификация методов воспитания. Характеристика отдельных методов воспитания. Выбор методов воспитания. Средства воспитания.

  4. ^ Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Необходимость классных руководителей в современной школе. Общие требования к классному руководителю. Функции и обязанности классного руководителя в организации воспитательной работы. Планирование: требования, формы и содержание.

  5. ^ Понятие о воспитательных системах. Характеристика воспитательных систем. Признаки системы. Виды педагогических систем. Системный подход. Педагогическая система школы. Структура воспитательной системы. Этапы развития воспитательной системы. Цель и результат функционирования воспитательной системы. Критерии оценки воспитательной системы школы. Авторские школы.

  6. ^ Педагогическое взаимодействие в воспитании. Педагогическое взаимодействие. Цели педагогического взаимодействия. Характеристики педагогического взаимодействия. Классификация педагогического взаимодействия. Уровни и типы педагогического взаимодействия. Приемы педагогического взаимодействия.

  7. ^ Коллектив как объект и субъект воспитания. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития. Признаки воспитательного коллектива. Структура и функции коллектива. Личность и коллектив. Педагогическое руководство коллективом, воспитательные средства и пути формирования коллектива.

  8. ^ Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Теория поликультурного образования. Культорологический подход. Аксиологический подход. Что включает в себя культура межнационального общения. Основные направления воспитания культуры межнационального общения.

  9. ^ Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности. Воспитание патриотизма. Логика патриотического воспитания. Воспитание веротерпимости. Подходы к пониманию веротерпимости. Признаки веротерпимости в детской среде. Толерантность. Основные принципы педагогической толерантности. Аспекты толерантности (внешняя толерантность, внутренняя толерантность). Принципы толерантности.


^ 2.3. Перечень контрольных вопросов

и заданий для самостоятельной работы

  1. Что является основанием для выделения трех аспектов воспитания?
    Чем они различаются? Чем объясняется их единство?

  2. Выделите и обоснуйте признаки воспитательного процесса, кото­рые следует определить при его моделировании.

  3. Как соотносятся между собой три стратегии воспитания (формы
    педагогической помощи): сопровождение, поддержка и управление?

  4. Какие современные концепции воспитания вам известны? Каковы их
    основные положения? В чем преимущества и недостатки каждой из них?

  5. В чем специфика гуманитарного подхода в воспитании? Каковы его основные положения?

  6. Как можно классифицировать законы воспитания? Каково содержание основных законов воспитания? Как эти законы учитываются в воспитательной деятельности?

  7. Что понимается под педагогическим средством, методом, приемом, формой? Каково их соотношение? Какие средства, методы, приемы, формы воспитания вам известны?

  8. Что понимается под ценностно-смысловым диалогом в воспита­нии? Какова роль ценностно-смыслового диалога в формировании гума­нитарных установок ребенка?

  9. Каковы основные линии диалога идей в современном воспитании
    Каким образом в этом диалоге реализуются гуманитарные установки
    педагога-исследователя и педагога-практика?

  10. Какие характеристики присущи всякому системному объекту? Как
    они отражаются в воспитательной деятельности педагога?

  11. Всегда ли системный характер воспитания ведет к становлению
    гуманитарной позиции ребенка? Если да, то чем это обусловлено? Если
    нет, то что необходимо для воспитания гуманитарной позиции?

  12. По какому основанию выделяются уровни становления системы? Какой признак проявляет уровень системы?

  13. Что такое коллектив как объект и субъект воспитания? В чем его отличия от других групп, а в чем сходство?

  14. Каковы характеристики гуманитарной атмосферы в классе?

  15. В чем состоят основные функции классного руководителя в орга­низации педагогического процесса?

  16. Какие направления в содержании воспитательной работы класс­ного руководителя возможно выделить? Чем обосновано это выделение?

  17. Назовите причины, по которым важно учитывать национальную
    специфику в педагогической деятельности. В чем сущность наиболее рас­пространенных педагогических подходов к анализу и решению проблем
    национального воспитания?

  18. Каково содержание понятия «патриотизм»? Какова логика орга­низации патриотического воспитания? В чем состоит аспект гуманитарности при воспитании патриотизма?

  19. Дайте характеристику культуры межнационального общения и ос­новных средств ее формирования.

  20. Охарактеризуйте цели и задачи поликультурного образования. В чем
    опасность появления у людей стереотипов на основании принадлежно­сти к какой-нибудь культурной группе (например, к группе футбольных болельщиков, к этнической группе)?

  21. К каким отрицательным последствиям в отношениях между людь­ми приводит разделение культур на высокую и низкую, развитую и раз­вивающуюся? Какие могут быть негативные последствия таких положи­тельных стереотипов, как «Сельские жители Ставрополья трудятся на полях от зари и до зари», «Вологодцы делают хорошее масло»?

  22. Каковы основные проявления религиозной нетерпимости? С ка­кими из них вам приходилось сталкиваться? Как на них реагировали выи окружающие люди?

  23. В чем проявляется наличие в воспитательном коллективе обста­новки веротерпимости? Каковы основные проблемы воспитания веро­терпимости и условия их решения?



^ 2.4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

Темы рефератов

  1. Воспитание, самовоспитание и перевоспитание.

  2. Формирование отношений как цель и результат воспитания.

  3. Критерии и уровни воспитанности школьника.

  4. От авторитарной педагогики к педагогики сотрудничества.

  5. Авторские школы, их роль в разработке и развитии современных концепций воспитания.

  6. Метод убеждения: сущность, задачи применения, формы реализации.

  7. Поощрение и наказание: сравнительная характеристика.

  8. Возможности воздействия методов воспитания на сознание, чувства и поведение учащихся.

  9. Система методов, применяемых классным руководителем.

  10. Приобщение учащихся к эстетическим, моральным, правовым нормам поведения: система методов и средств (по выбору).

  11. Историческое развитие теорий о коллективе.

  12. Коллективная практическая деятельность - основа создания и сплочения коллектива.

  13. Соотношение понятий “индивидуальное и коллективное”.

  14. Усложнение целей и перспектив деятельности коллектива.

  15. Современные требования к организации коллективной практической деятельности детей.

  16. Педагогическая теория о воспитании личности в коллективе.

  17. Комплексный подход во внеклассной воспитательной работе.

  18. Требования к проведению современных форм воспитательной работы.

  19. Внеклассная работа по одному из направлений воспитания (нравственному, трудовому, экологическому, умственному, эстетическому и др.).

  20. Содержание, методы и формы нравственного воспитания.

  21. Основные критерии в анализе современной внешкольной работы.

  22. Авторитет родителей и его составляющие.

  23. Педагогическое просвещение родителей.

  24. Родительское собрание: задачи, формы и содержание.

  25. Трудности семейной педагогики.

  26. Трудовое (нравственное, эстетическое, умственное и др.) воспитание в семьи.

  27. Консультации для родителей.

  28. Поощрение и наказание в семье.


^ 2.5. Перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу

  1. Предмет и задачи курса теории воспитания.

  2. Основные категории теории воспитания.

  3. Воспитание как процесс: сущность, содержание, структура, особенности, цель.

  4. Критерии и показатели уровня воспитанности школьников.

  5. Система принципов воспитания.

  6. Взаимосвязь закономерностей, принципов, правил воспитания.

  7. Характеристика отдельных принципов воспитания.

  8. Сущность понятий: методы, приемы и средства воспитания.

  9. Классификация методов воспитания.

  10. Характеристика отдельных принципов воспитания.

  11. Выбор методов воспитания.

  12. Задачи и основные требования к организации внеклассной и внешкольной в современной школе.

  13. Содержание внеклассной и внешкольной работы.

  14. Виды воспитания (составные части) и их теоретические основы: характеристика умственного воспитания (задачи, средства, методы, формы); нравственного воспитания; трудового воспитания; физического воспитания. По выбору.

  15. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии, этапы его развития.

  16. Структуры и типы коллектива.

  17. Семья и основные проблемы семейного воспитания.

  18. Методы и формы семейного воспитания.

  19. Совместная воспитательная работа школы и семьи.


^ III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Приводятся в логической последовательности изучаемые разделы, в которых выделяются темы лекций, практических (семинарских или лабо­раторных) занятий, время, отводимое на индивидуальную работу со сту­дентами.


п/п

^ НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА И ТЕМ

ВСЕГО (часов)

Аудиторные занятия (час),

в том числе

Самостоя­тельная

работа

Лекции

Семинары

1.


Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса.



4


2





2

2.


Сущность процесса воспитания


4





2


2


3.


Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности, принципы и направления воспитания.


4


2





2


4.


Система форм и методов воспитания. Средства воспитания



4


2





2


5.


Методы воспитания

4





2


2


6.


Функции и основные направления деятельности классного руководителя


4


2





2


7.


Основы работы классного руководителя


4





2


2


8.


Совместная воспитательная работа школы и семьи


4





2


2


9.


Понятие о воспитательных системах.


4


2





2


10.


Виды воспитания и их теоретические основы


4





2


2


11.


Педагогическое взаимодействие в воспитании


6


2


2


2


12.


Коллектив как объект и субъект воспитания.


4


2





2


13.


Теория воспитания коллектива и личности в нем


4





2


2


14.


Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения.


6


2





4


15.

Содержание и формы внеклассной и внешкольной работы

4




2

2

16.

Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности


8

2

2

4



















ИТОГО:

72


18


18


18



^ IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Экзамен (зачет)

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


5.1. Рекомендуемые источники и литература

(основная и дополнительная).

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. – 448 с.

  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. - Книга 1.-Казань, 1996.-567 с.

  3. Беликов В.А., Хлоповских О.Г., Щеблева С.В. Теоретические основы решений педагогических проблем. – Магнитогорск, 1999. – 40 с.

  4. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учеб. Пособие по спецкурсу для студентов пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1984. – 172 с.

  5. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 384 с.

  6. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М., 1998. 464 с.

  7. Непрерывное воспитание: Метод. рек. / Сост. Н.Я.Сайгушев, Н.В.Сычкова. – Магнитогорск, 1997. – 104 с.

  8. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1996. – 602 с.

  9. Педагогика: Учеб. пособие для студ. педвузов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М., 1998. – 512 с.

  10. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие для пед. Вузов. – М., 1996. – 432с.

  11. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. Псообие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

  12. Создай себя в игре: Учеб.–методич. пособие / Сост. Н.Я.Сайгушев, Н.В.Сычкова. – Магнитогорск: МГПИ, 1998. – 84 с.

  13. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.

и

5.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных

программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.

Видеозаписи воспитательных мероприятий.


VI. Отметка о рассмотрении

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры, протокол № _4__ от _27.01.2010 г.




Скачать 181.37 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты