Домой

Программа учебной дисциплины «информационные технологии» Направление подготовки




Скачать 168.87 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины «информационные технологии» Направление подготовки
Дата23.04.2013
Размер168.87 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Программа учебной дисциплины
Профиль подготовки
2. Место дисциплины в структуре ООП
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Аудиторные занятия (всего)
Самостоятельная работа (всего)
Другие виды самостоятельной работы
5. Содержание дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум
7. Практические занятия (семинары) Не предусмотрены
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Подобные работы:


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»



Согласовано

Утверждаю


___________________

Руководитель ООП по направлению 220700



_______________________

Зав. кафедрой ИиКТ

доц. А.Б. Маховиков



^ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»


Направление подготовки:

220700 Автоматизация технологических процессов и производств


^ Профиль подготовки:

Автоматизация технологических процессов и производств в нефтегазопереработке

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр


Форма обучения: очная


Составители:

Доцент каф. ИиКТ А.Г. Певнева


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

1. Цели и задачи дисциплины: Целью дисциплины является обучение бакалавра по направлению подготовки «Автоматизация технологических процессов и производств» современным методам обработки и анализа информации, умению принимать решения в области информационного обеспечения потребностей профессиональной деятельности; применять знания в области информатики и компьютерных технологий к формализации и реализации на компьютере задач, связанных со специальностью. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования определены следующие цели и задачи учебной дисциплины:

  • представление о роли информации в современном мире, подходы к определению количества информации и организации информационных процессов в вычислительных устройствах;

  • получение базовых знаний о технических и программных средствах сбора, хранения, передачи и обработки информации с использованием современного программного обеспечения;

  • получение представлений о безопасной работе в сетях (локальных и глобальных) и методах защиты информации от несанкционированного доступа;

  • развитие знаний, способствующих самостоятельному изучению и использованию программных продуктов, работающих в среде Windows;

  • обучение использованию в профессиональной деятельности универсальных систем обработки, хранения и передачи данных / например, текстовых и графических процессоров, электронных таблиц;

  • обучение технологиям построения и использования баз данных;

  • знакомство с математическими моделями и методами решения на компьютере задач, связанных с предметной областью.

  • развитие навыков исследования и анализа состояния информационной сферы и систем информационных коммуникаций, умение использовать гипертекстовые  электронные хранилища информации (электронные библиотеки и архивы);

  • обучение способам моделирования и проектирования Web- ресурсов.

  • знакомство с основами современных информационных систем и принципами создания проектов для различных целей.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Информационные технологии» относится к базовой части «Математического и естественнонаучного цикла»; для ее изучения студенты должны владеть основами современных информационных технологий на уровне общеобразовательных стандартов средней школы. Дисциплина является базовой для всех курсов, реализующих автоматизированные методы обработки и анализа информации и использующих компьютерную технику.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    Получение знаний в области информатики и современных информационных технологий, приобретение навыков использования программных средств и работы в компьютерных сетях.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:


  • стандартные программные средства для решения задач в области автоматизации технологических процессов и производств, управления жизненным циклом продукции и ее качеством;

  • современное состояние уровня и направлений развития вычислительной техники и программных средств;

  • основные понятия теории базы данных и схем функционирования СУБД;

  • методологию создания реляционной базы данных и визуального ее представления в проекте;

  • основные подходы к проектированию информационных систем, презентации результатов проектной работы с использованием Web-ресурсов.

    Уметь:

  • применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

  • работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-18);

  • собирать и анализировать исходные информационные данные для проектирования технологических процессов изготовления продукции, средств и систем автоматизации, контроля, технологического оснащения, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством (ПК-1);

  • использовать прикладные программные средства при решении практических задач профессиональной деятельности, методы стандартных испытаний по определению физико-механических свойств и технологических показателей материалов и готовых изделий, стандартные методы их проектирования, прогрессивные методы эксплуатации изделий (ПК-4);

  • способностью разрабатывать (на основе действующих стандартов) техническую документацию (в электронном виде) для регламентного эксплуатационного обслуживания средств и систем производств (ПК-12);

  • проводить предварительное технико-экономическое обоснования проектных расчетов (ПК-15);

  • проводить диагностику состояния и динамики производственных объектов производств с использованием необходимых методов и средств анализа (ПК-16);



    Владеть:

  • навыками применения стандартных программных средств в области автоматизации технологических процессов и производств, управления жизненным циклом продукции и ее качеством.

  • навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях;

  • методами защиты информации от несанкционированного доступа;

  • современными способами  анализа и структуризации текстов и графических изображений, представленных в электронных хранилищах данных; 

  • инструментами текстовых, графических и табличных процессоров;

  • методами математического анализа и исследования операций для постановки и решения прикладных задач

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

^ Аудиторные занятия (всего)

70

35




В том числе:

-

-

-

Лекции

35

17




Практические занятия (ПЗ)










Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)

35

35




^ Самостоятельная работа (всего)

70

35

34

В том числе:

-

-

-

Курсовой проект (работа)

34




34

Расчетно-графические работы

24

24




Реферат










^ Другие виды самостоятельной работы

11

11
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




Диф.

зачет

защита

Общая трудоемкость час

зач. ед.

174

70

34

2








^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Теоретические и технологические основы информационных технологий.

Подходы к определению количества информации. Формулы Хартли и Шеннона. Базовые определения теории информации. Аппаратное и программное обеспечение ПК. Операционные системы

2.

Офисные технологии

Объекты оболочки Windows. Стандартные программы среды. Создание и редактирование документа в текстовом редакторе Word. Форматирование документа. Использование списков. Создание таблиц и работа с ними. Графические средства Word. Стилевое оформление документов. Приложение MS Equation. Совместная работа Windows-приложений. OLE и DDE-технологии.


3.

Применение Excel для решения расчетных и графических задач.

Формулы. Непосредственный ввод формул. Построение формул с помощью Мастера функций. Математические и логические функции. Решение расчетных задач: табулирование функций, суммирование, обработка массивов данных, элементы математической логики. Сортировка данных. Сводные таблицы. Фильтры. Матричные операции: сложение, умножение, транспонирование, обращение, вычисление определителя. Решение систем линейных уравнений. Построение диаграмм и графиков.


4

Работа в среде Mathcad

Интерфейс среды. Вычисление скалярных выражений, решение систем линейных уравнений. Матричные операции: сложение, умножение, транспонирование. Построение графиков функций и трехмерных поверхностей.


5

Объектная модель MS Office. Основные конструкции программирования

Изучение объектно–ориентированной концепции программирования на основе встроенного языка программирования visual basic for application. Создание собственных проектов.

6

Технология разработки баз данных в MS Access:


Основные понятия теории базы данных.

Предметная область. Понятие: объект, атрибут,

ключевой элемент, запись данных и первичный ключ.

Модели организации данных. Схема работы СУБД. Функциональное назначение языков SQL и QBE. Групповые операции и расчеты по формулам в запросах.

Создание, редактирование, форматирование форм и отчетов.


7

Представление специализированных проектов с использованием Web-ресурсов. Создание и редактирование HTML-документов.

Виды доступа в Интернет, протоколы и адреса (URL). Теги и атрибуты языка гипертекстовой разметки HTML. Структура документа. Графика. Форматы графических файлов. Фоновые рисунки. Бегущая строка. Списки в HTML-документе. Внешние и внутренние ссылки.



^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1.

Программирование и алгоритмизация




+







+

+

+

2.

Моделирование процессов и систем

+




+




+

+

+

3

Теория дискретных систем управления







+

+




+




4

Операционные системы и базы данных

+







+




+





^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Понятие «информации» и «информатики», роль информации в современном мире. Структура ПК

2




2




11

4

2.

Текстовый процессор Word; совместная работа Windows-приложений.

4




4




24

32

3

Применение Excel для решения расчетных и графических задач

6




6




12

24

4

Работа в среде Mathcad

4




4




12

20

5

Объектная модель MS Office. Основные конструкции программирования

4




4




11

19

6

Технология разработки баз данных в MS Access


6




6




24

36

7

Представление специализированных проектов с использованием Web-ресурсов. Создание и редактирование HTML-документов.

6




6




24

36



^ 6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

Элементы интерфейса WINDOWS. Файловые менеджеры. Обмен данными между приложениями. OLE и DDE-технологии.

2

2.

2

Форматирование документа в текстовом редакторе MS WORD. Работа с формулами в Редакторе формул. Таблицы. Сноски.

2

3

2

Стилевое оформление документа. Колонтитулы. Рисование схем, группировка. Оформление страниц, просмотр и печать документа.

2

4

3

Ввод и редактирование формул в MS EXCEl. Математические функции Абсолютные и относительные ссылки. Логические функции.

2

5

3

Операции над матрицами. Решение систем линейных алгебраических уравнений.

2

6

3

Табулирование функций. Построение диаграмм и графиков. Создание и редактирование сводных таблиц.

2

7

4

Инструменты среды Mathcad. Ввод формул, запись функций, построение графиков функций.

2

8

4

Решение расчетных задач: табулирование функций, суммирование, обработка массивов данных. Матричные операции: сложение, умножение, транспонирование, вычисление определителя. Решение систем линейных алгебраических уравнений различными методами.

2

9

5

Изучение объектно–ориентированной концепции программирования на основе встроенного языка программирования visual basic for application. Создание собственных проектов.

2

10

5

Создание фрагмента реляционной базы данных и включение ее в ГИС-проект. Изменение картографической проекции темы. Создание полигональной и линейной тем. Интерполяция данных.

2

11

6

Основные навыки работы с таблицами баз данных, связывание таблиц. Создание, редактирование, форматирование форм и отчетов


2

12

6

Создание простых и сложных запросов. Групповые операции и расчеты по формулам в запросах.


2

13

6

Встроенные функции. Страницы для удаленного доступа. Макрокоманды и макросы в Access.

2

14

7

Структура HTML-документа, правила создания веб-страниц. Основные теги, предназначенные для работы с текстом.

2

15

7

Размещение графики на веб-странице, форматы графических файлов, выравнивание и масштабирование изображений. Фоновые рисунки.

2

16

7

Java-апплеты, вставка бегущей строки на веб-страницу. Фреймы. Гипертекстовые ссылки.

2


^ 7. Практические занятия (семинары) Не предусмотрены


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) «Создание

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература


  1. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие./Ю.Д.Романова, И.Г. Лесничая М: Эксмо 2009.320 с.

  2. ArcView GIS/ Руководство пользователя/Enviromental Systems Research Institute, Inc. 1996

  3. Базы данных: учебный курс/Глушаков С.В., Ломотько Д.В., АСТ, 2002.

  4. СУБД и файловые системы/Кузнецов С.Д. М: Эксмо 2001.

  5. Информационные технологии управления. Учебное пособие в трех книгах/ Меняев М. Ф. М.: Издательство "Омега-Л", 2003.

  6. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере. Изд. 3-е. / Под ред. проф. Н.В.Макаровой.- М.: Финансы и статистика. 2004. 256 с.

  7. Городов О.А. Комментарий к ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». – Спб.: Питер, 2003. – 272 с.


б) дополнительная литература

  1. HTML. Учебное пособие/ Комолова Н.В., СПб: Питер, 2009. 268с.

  2. Проектирование реляционных баз данных./Харрингтон Д.Л. М:Лори, 2000- 254с.

  3. Плис А.И., Сливина Н.А. MathCAD2000. Математический практикум для экономистов и инженеров: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. - 656 с.

  4. Беляев В.В., Журов Г.Н. Компьютерные технологии в науке и образовании. Системы управления базами данных. Учебное пособие. – СПб. СПГГИ, 2000. -101 с.


в) программное обеспечение

Microsoft Office, , Mathcad.

^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Специализированные лаборатории учебного компьютерного центра Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета).

^ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Успешное освоение дисциплины требует кроме работы студентов в аудитории целенаправленной самостоятельной работы студентов. Для самопроверки освоенности темы следует внимательно прочитать предлагаемые вопросы по теме и дать на них ответ. Если требуется помощь, нужно получить консультацию у преподавателя, ведущего курс. Для промежуточного контроля и аттестации предусмотрено выполнение отчетов по лабораторных работам, расчетно- графических заданий.

Разработчик:

Кафедра Информатики и компьютерных технологий

Доцент

Певнева А Г


Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



Скачать 168.87 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты