Домой

Субботина Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы, учитель первой категории п. Судиславль пояснительная записка




Скачать 191.55 Kb.
НазваниеСубботина Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы, учитель первой категории п. Судиславль пояснительная записка
Дата19.04.2013
Размер191.55 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
п.Судиславль Пояснительная записка
Учебная программа
Учебно-тематический план.
Основное содержание факультатива.
Дидактические единицы
Дидактические единицы
Дидактические единицы
Дидактические единицы
Список литературы
Год издания
Дополнительная литература
Год издания
Литература для ученика
Год издания
Подобные работы:

МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа

Судиславского мунипального района Костромской области


Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № ____

от «___»_____________2010 г.

Руководитель ШМО

_________________________

С.А.Смирнова


Утверждаю

Директор МОУ ССОШ

_________________________

Л.Г.Лебедева

Приказ № 90 от 01.09.2011



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Русский язык и культура речи»

9 класс

базовый уровень

2011-2012 учебный год


Учитель: Субботина Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы, учитель первой категории


^

п.Судиславль

Пояснительная записка



Русский язык и культура речи - одна из современных лингвистических дисциплин, изучает речевую деятельность общества в определённую эпоху и устанавливает на научной основе законы пользования языком как основным средством общения людей, рекомендует правила грамотной, целесообразной , искусной и убедительной речи.


Цель – формирование и воспитание современной языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, повышение уровня языковой компетентности учащихся, совершенствование их языковых способностей, позволяющих использовать все богатства русских языковых средств в различных ситуациях общения.

Данная программа представляет комплекс разноуровневых задач – от корректировки и актуализации знаний по орфографии и пунктуации, коммуникативной грамматике и орфоэпии до знакомства с закономерностями речевого процесса и качествами культурной речи, овладения нормативно-стилистическими аспектами языка и освоение экспрессивно- выразительных средств языка и речи.


Отбор учебного материала для программы подчинен общей цели предпрофильного обучения в общеобразовательных учреждениях и его главным задачам, которые могут быть сформулированы следующим образом:

  • повышение общей культуры речи;

  • выработать у учащихся языковое чутье;

  • научить правильно оценивать языковые факты и отбирать языковые сред­ства в зависимости от содержания, сферы и условий общения;

  • сформировать высокий уровень культуры личности в условиях современ­ного общества;

  • изложение теоретических основ культуры речи, ознакомление с ее основ­ными понятиями и категориями, а также нормативными свойствами фонетиче­ских, лексико-фразеологических и морфолого-синтаксических средств языка, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи;

  • формирование системного представления о нормах современного русско­го литературного языка;

  • формирование навыков и умений правильного употребления языковых средств в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целя­ми, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой об­щения.

  • повысить уровень гуманитарного образования и гуманитарного мышле­ния, что в первую очередь предполагает умение пользоваться всем богатством русского литературного языка в устной и письменной форме при общении во всех сферах человеческой деятельности.


В результате изучения факультатива учащиеся должны:

  1. понимать назначение стилей речи;

  2. усвоить понятия “функциональные стили русского литературного языка”, “жанры стиля”, “стилистическая норма”; “речевые нарушения”, “экспрессивно-выразительные средства языка”;

  3. знать средства языка и уметь ими пользоваться;

  4. знать орфографические, орфоэпические, пунктуационные и стилистические нормы современного русского литературного языка;

  5. анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях структу­ры языка;

  6. обнаруживать речевые ошибки на всех уровнях структуры языка.


Касаясь технологии обучения русскому языку, следует отметить, что она должна представлять собой естественное продолжение той системы работы, которая проводилась в базовом звене, однако, учитывая практическую направленность курса, можно говорить о целесообразности повышения на занятиях роли лекции как способа сообщения теоретических сведений, об активизации самостоятельной деятельности учащихся (итог занятия – практические работы учащихся), о расширении и разнообразии заданий творческого характера.


Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов стилистики, так и с конкретными условиями её реализации на месте (характером учебного заведения, уровнем подготовки учащихся, степенью их интереса к курсу, наличием необходимой литературы и др.).

По усмотрению учителя количество часов, предполагаемое на изучение каждого раздела, может быть изменено.

В конце программы предлагается список научно-учебной и справочной литературы, адресованной учителю и учащимся.


^ Учебная программа

Общее количество часов 34

Лекций 9

Семинарских

(практических,

лабораторных)занятий 14

Самостоятельная работа 11


^ Учебно-тематический план.

 №

п/п

Название темы

лекции

Семинары,

Лабораторно-практ.занятия

Самостоятельная работа

Кол-во

часов

1

Культура речи как образовательная дисциплина

1







1

2

Речевая культура как показатель общей культуры личности

1







1

3

Язык и речь. Виды речевой деятельности

1







1

4-5

Понятие языковой нормы. Литературно-языковая норма как центральное по­нятие культуры речи

2







2

6-7

Варианты норм и их соотноше­ние. Основные нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические.

1

1




2

8-9

Орфоэпические нормы




1

1

2

10-11

Лексические нормы




1

1

2

12-13

Морфологические нормы.

1

1




2

14-15

Синтаксические нормы




1

1

2

16-17

Структура и единицы речевого общения: речевая ситуация, речевое cобытие и речевое взаимодействие

1




1

2

18

Стилевое многообразие русского языка

1







1

19-20

Разговорно-обиходный стиль




1

1

2

21-22

Публицистический стиль и его подстили




1

1

2

23-24

Научный стиль




1

1

2

25-26

Официально-деловой стиль и его подстили.




1

1

2

27-28

Язык художественной литературы




1

1

2

29-31

Экспрессивно-выразительные средства языка




2

1

3

32-34

Речевые ошибки




2

1

3

Итого : 34 часа


^ Основное содержание факультатива.


Тема 1-2.


Культура речи как образовательная дисциплина.

Речевая культура как показатель общей культуры личности

  1. Понятие культуры речи. Культура речи как образовательная дисциплина.

  2. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Уровни владения языком.

  3. Современная теоретическая концепция культуры речи.

Дидактические единицы:Язык как составная часть культуры народа;Базовая культура личности;Концепция культуры речи.


Тема 3.


Язык и речь. Виды речевой деятельности

  1. Язык как универсальная полифункциональная знаковая система.

  2. Язык и речь. Виды речевой деятельности

  3. Формы существования языка.

  4. Литературный язык как высшая форма сущест­вования литературного языка.

  5. Устная и письменная формы литературного языка.

Дидактические единицы:Язык как полифункциональная знаковая система;

Язык и речь;Речевая деятельность и ее виды;Коммуникативная языковая компетенция;Понятие «национальный язык»;Формы существования языка;

Нелитературные варианты языка;Литературный язык как высшая форма существования национального язы­ка;Особенности литературного языка;


Тема 4-7


Понятие языковой нормы. Литературно-языковая норма как центральное по­нятие культуры речи

  1. Понятие языковой нормы.

  2. Литературно-языковая норма как центральное по­нятие культуры речи.

  3. Динамичность и историческая изменчивость норм.

  4. Варианты норм и их соотноше­ние.

  5. Основные нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические.

Дидактические единицы:Норма, ее социально-исторический и национальный характер;Норма ситуативная и литературная;Речевая норма и ее «динамический» характер;Особенности нормы;Варианты норм и их соотношение;Типы норм;Понятие речевой ошибки.


Тема 8-9


Орфоэпические нормы.

  1. Особенности русского ударения и произношения.

  2. Элементы техники речи как составные компоненты речевой культуры.

  3. Благозву­чие речи.

Дидактические единицы:Звуковая организация текста;Благозвучие речи;

Звукопись в художественной речи;Недочеты в звуковой организации речи.


Тема 10-11


Лексические нормы.

  1. Богатство языка, правильность и точность словоупот­ребления.

  2. Употребление слов иноязычного происхождения.

  3. Выбор слова и лек­сическая сочетаемость.

  4. Многозначность и омонимия.

  5. Паронимы, синонимы, ан­тонимы.

  6. Лексика ограниченной сферы употребления (историзмы, архаизмы, не­ологизмы, жаргонизмы, диалектизмы, просторечия и профессиональная лекси­ка).

  7. Явления плеоназма и тавтологии как признаков речевой избыточности.

  8. Кан­целяризмы, речевые штампы и клише. Употребление фразеологизмов.

^ Дидактические единицы: Лексическая сочетаемость и точность речи; Стилистическое использование синонимов, антонимов, многозначных слов и омонимов;Паронимия; Стилистическая окраска слов;Лексика ограниченного употребления


Тема 12-13


Морфологические нормы.

  1. Осо­бенности склонения некоторых существительных и словосочетаний с ними.

  2. Особенности полной и краткой форм прилагательных.

  3. Степени сравнения прилагательных, их стилистические особенности.

  4. Особенности склонения количественных и порядковых числительных.

  5. Глагол.

Дидактические единицы:Нормы употребления имени существительного;

Нормы употребления имени прилагательного;Нормы употребления имен числительных;Нормы употребления глагола.


Тема 14-15


Синтаксические нормы.

  1. Некоторые особенности согласования и управле­ния в русском языке.

  2. Предложения с деепричастными оборотами и однородными членами.

^ Дидактические единицы:Нормы согласования и управления;Особенности употребления деепричастных оборотов;Ошибки в употреблении однородных членов предложения.

Тема16-17


Структура и единицы речевого общения: речевая ситуация, речевое cобытие и речевое взаимодействие

  1. Язык как средство общения.

  2. Структура и единицы речевого общения: речевая ситуация,

речевое cобытие и речевое взаимодействие.

  1. Условия успешного взаимодейст­вия и причины

коммуникативных неудач.

^ Дидактические единицы:Общение;Язык как средство общения;Речевое воздействие и речевая манипуляция;Структура речевого общения;Единицы речевого общения;Эффективность речевого общения; Причины коммуникативных неудач.


Тема 18


Стилевое многообразие русского языка

Функциональные стили русского языка, их основные черты.


Тема 19-20


Разговорно-обиходный стиль

  1. Особое место разговорно-обиходного стиля в системе функциональных раз­новидностей языка.

  2. Разговорный стиль и разговорная речь.

  3. Разговорная стилисти­ческая окраска единиц языка.

  4. Лингвистические особенности разговорной речи.

Дидактические единицы:Разговорно-обиходный стиль и сферы его применения;Жанры разговорно-обиходного стиля;Принципы организации речевых средств.


Тема 21-22


Публицистический стиль и его подстили

  1. Публицистический стиль и его подстили.

  2. Функциональные особенности и жанровое многообразие.

  3. Особенности устной публичной речи.

  4. Определение понятия «ораторское искусство». Виды ораторского выступле­ния.

  5. Подготовка к выступлению: выбор темы и названия. Структура ораторской речи.

  6. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.

  7. Убедительность и доказательность речи. Основные виды аргументов.

  8. Словесное оформление публичного выступления.

^ Дидактические единицы:Газетно-публицистический стиль и сферы его применения;Подстили газетно-публицистического стиля;Жанры газетно-публицистического стиля;Понятие «ораторское искусство».


Тема 23-24

Научный стиль

  1. Научный стиль и его подстили.

  2. Функциональные особенности и жанровое многообразие.

  3. Лексика, морфология и синтаксис научного стиля

Дидактические единицы:Научный стиль и сферы его применения;Подстили научного стиля;Жанры научного стиля;

Тема 25-26


Официально-деловой стиль и его подстили

  1. Официально-деловой стиль и его подстили.

  2. Функциональные особенности и жанровое многообразие.

  3. Особенности лексической системы, основные

черты словообразования, мор­фологии и синтаксиса.

  1. Язык и стиль документов.

  2. Речевой этикет в документе

Дидактические единицы:Официально-деловой стиль и сферы его применения;Подстили официально-делового стиля;Жанры официально-делового стиля.


Тема 27-28


Язык художественной литературы

  1. Основное средство передачи художественной образности

  2. Богатство языка художественной литературы

  3. Различение слов по их стилистической окраске.

  4. Различной стилистическая и эмоционально-оценочная окраска слов.

  5. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с поставленной целью.

  6. Выбор языковых средств

  7. Стиль писателя

Тема 29-31


Экспрессивно-выразительные средства языка

  1. Приёмы создания звуковой выразительности

  2. Словесные фигуры

  3. Тропы

Тема 32-34


Речевые ошибки

  1. Грамматические ошибки

  2. Речевые ошибки

  3. Речевые недочёты



^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:



п/п

Наименование источника

Автор (ы)

^ Год издания

Издательство

1

Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов.

Л.А.Введенская Л.Г.Павлова Е.Ю.Кашаева

2003

«Феникс»

2

Русский язык и культура речи: Учебник: для технических ву­зов

В.И.Максимова А.В.Голубевой

2006

Высшее образо­вание

3

0 критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых//Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: 2-е изд., перераб.

Капинос B.И.

1986;

Москва

4

Развитие речи: теория и практика.

Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С

1994

Mосква

5

Кудрявцева Т.С.

Кудрявцева Т.С.

1996 .

РЯШ. No 3.

6

Выразительные средства языка

В.Приходько

2008

М,Изд.центр «Академия»

7

Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.

Д.Э.Розенталь

2003

М,»Оникс 21 век»

^ Дополнительная литература:


п/п

Наименование источника

Автор (ы)

^ Год издания

Издательство

1

Культура русской речи. Учебник для вузов

Л.К.Граудиной Е.Н.Ширяева

2000

Издательская

группа

«Норма-Инфра»

2

Русский язык и культура ре­чи: Учебное пособие

О.Я.Гойхман Л.М.Гончарова

2002

Высшее образование

3

Русский язык и культура ре­чи: Учеб.пособие для вузов

Штрекер Н.Ю.

2003

ЮНИТИ-ДАНА

4

Русский язык и культура ре­чи: Учебное пособие

Зверева Е.Н.

2007

МЭСИ

5

Русский язык и культура ре­чи: Курс лекций

Г.К.Трофимова

2005

Флинта: Наука

6

Русский язык. Культура речи: Конспект лекций

Айрис-пресс

2005

Высшее образование

7

Культура речи: Практикум

А.А.Мурашов В.Ф.Русецкий

2004

«МОДЭК»

8

Русский язык. Энциклопедия.

Ф.П.Филин

1979.

«Советская энциклопедия»

9

Словари русского языка.










ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

(Перечень адресов интернет-ресурсов с кратким описанием)



№ п/п

Адрес ресурса

Полное название ресурса

1

www.osp.mesi.ru

Учебный портал МЭСИ

2

www.gramota.ru

ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»

^ Литература для ученика

п/п

Наименование источника

Автор (ы)

^ Год издания

Издательство

1

Стилистика русского языка (10-11 классы).

Солганик Г.Я.

2001

М.

2

Занимательная стилистика

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э.

1993

М.

3

Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления.

Мучник Б.С.

1994.

1994.

4

Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся.

Арефьева С.А.

1997

М.




А как лучше сказать?

Розенталь Д.Э.

1998

М.




Скачать 191.55 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты