Домой

Концепции современного естествознания




Скачать 105.31 Kb.
НазваниеКонцепции современного естествознания
Дата18.04.2013
Размер105.31 Kb.
ТипДокументы
Подобные работы:

Наименование дисциплины: Концепции современного естествознания

Направление подготовки: 100400 Туризм

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Автор: д.ф.-м.н., доцент А.В.Проказников, к.биол.н., доцент О.В.Бабаназарова


1. Целями освоения дисциплины «Концепций современного естествознания» являются:

- научить студентов гуманитарных специализаций элементам естественно-научной грамотности, основным представлениям об основополагающих концепциях различных естественных наук, формирующих единую картину мира;

-научить выделять в исторических событиях компоненты, обусловленные научными и техническими достижениями;

-обучить навыкам выявлять, систематизировать и критически осмысливать мировоззренческие компоненты, включенные в различные области гуманитарного знания и культуру в целом, которые связаны с развитием науки и техники;

- развить у студентов интерес к научным фундаментальным и прикладным знаниям, стимулировать потребности к анализу исторических событий и фактов действительности с учетом научных и технических компонентов;

- сформировать адекватную современным требованиям методологическую культуру, позволяющую учитывать в профессиональной деятельности научные и технические достижения в их историческом развитии, увязывать разнородные научные, технические факторы с историческими и политическими аспектами в единую систему;

-соотносить специально-научные и технические задачи с масштабом гуманистических ценностей;

-с учетом относительности и изменчивости профессионального знания в современном мире дать научную базу будущему специалисту для гибкого реагирования на изменения в содержании и целях профессиональной деятельности;

-способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире в целом и месте человека в нем.


2. Дисциплина «Концепции современного естествознания» является важным междисциплинарным разделом блока дисциплин, обобщающих итоги исторического развития и описывающих современное состояние научной и технической составляющих развития человеческого общества. КСЕ относятся к блоку Б2. (МЕН) вариативная часть.

Основные положения дисциплины должны быть использованы при изучении следующих дисциплин: «Философия», «Профессиональная этика и этикет», а также дисциплин исторического блока, изучающих развитие человеческого общества. Дисциплина изучается в 3 семестре.

Курс дисциплины состоит из двух частей: одна часть касается концепций в областях, связанных с физическими аспектами, а другая часть связана с биологическими аспектами, охватывая, таким образом, цепочку единого развития от возникновения Вселенной до появления человека.


3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

- базовые научные и технические ценности мировой научной культуры;

- основные научные концепции, их роль в истории человечества;

- основные этапы мировой научной и технической мысли, важнейшие направления и основные научные учения выдающихся мировых мыслителей;

- фундаментальные принципы и понятия, составляющие основу научных концепций, роли науки и техники в жизни общества, ее базовых ценностей;

- формы и методы научного познания;

- способы приобретения, хранения и передачи научных знаний и технологий;

    многообразие научных теорий и научных школ, соотношение и специфика фундаментальной и прикладной науки в человеческой жизнедеятельности, особенности функционирования знания в современном информационном обществе, роль науки в развитии цивилизации, структура форм и методов научного познания, соотношение науки и техники в различных государствах и связанных с ними социальных и этических проблемах.

    Уметь:

- выявлять, систематизировать и критически осмысливать научные и технические компоненты, включенные в различные области гуманитарного знания, культуру в целом и в исторический контекст;

- получать и обрабатывать информацию из различных научных и технических источников, критически осмысливать полученную информацию, выделять из неё главное, создавать на её основе новое знание, интерпретировать, структурировать и оформлять её в доступном для других виде;

- логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение научно-технических проблем в историческом контексте;

- анализировать основные научно-технические и экономические события и процессы в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах общества с учетом научно-технического фактора;

- анализировать факторы научно-технического развития, типы и структуры научно-технических формирований и кооперации;

- строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных процессов и явлений в научно-технической сфере;

- соотносить специально-научные и профессионально-технические задачи с масштабом гуманистических ценностей;

- оценивать достижения государств на основе знания научно-технического контекста.



    Владеть:

- изученным объемом информации по предмету;

- способностью к самообучению и саморазвитию, что необходимо для адаптации к постоянно изменяющемуся внешнему миру, для повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде;

- навыками изучения, позволяющими проводить исследование на современном уровне в условиях значительной степени автономии;

- современными методами поиска, обработки и использования научно-технической информации с целью выработки собственных суждений по соответствующим направлениям;

- различными способами познания и освоения окружающего мира, опираясь на современный уровень научно-технических достижений.



4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.


5. Содержание дисциплины:


п/п

Раздел дисциплины



Введение

Различные модели структуры и развития науки: Кун, Тулмин, Фейерабенд, Лакатос и др. Динамика развития науки. Соотношение науки и вненаучных форм знания и познания. Наука, религия и мифология. Исторические этапы современного познания природы. Научный эксперимент как основа точного естествознания.



Математика как универсальный язык и орудие естествознания.

Системный подход в современном естествознании. Понятие научной картины мира. Пути основания классической физики. Вклад Галилея (1564-1642) в основания классической физики.



Вклад Ф. Бэкона (1561-1626), Р. Декарта (1596-1650) в философские основы механистической картины и физический и математический формализм. Законы И. Кеплера (1571-1630).

Роль Ньютона (1643-1727) в создании классической физики.

Принцип наименьшего действия.



Основное содержание механистической картины мира (МКМ). Связь геометрии с физической картиной мира (геометрии Эвклида, Лобачевского, Римана).

Вклад М. Фарадея и Д. Максвелла в изучение электромагнитных процессов.

Теория электромагнитного поля и кризис механистической картины мира (МКМ).

Переход от электромагнитной теории Максвелла к специальной теории относительности (СТО) Эйнштейна.

Влияние СТО на обновление МКМ.

Общая теория относительности (ОТО): ее посылки и выводы.



Общая теория относительности (ОТО): ее посылки и выводы.

Трактовка пространства, времени, движения, вещества в классической физике и теории относительности Эйнштейна.

Основные отличия современной научной картины мира (СКМ) от МКМ.

Концепция атомизма и элементарные частицы. Эволюция идей атомизма: от Демокрита до Э.Резерфорда.

Пути познания микрочастиц: от протонов до кварков.



Шредингер Э.  один из основателей современной квантовой механики.

Принцип неопределенностей. Зависимость результатов квантовых измерений от наблюдателя.

Современная космология о начале Вселенной.

Эволюция материи во Вселенной на уровне микро- и мегамира.

Антропный принцип космологии. Изменения физических констант.



Научные основания представлений о существовании жизни и цивилизаций во Вселенной.

Проблема поиска жизни во Вселенной.

Проблема поиска внесолнечных планетных систем.

Проблема поиска цивилизаций.

Эволюция планетных систем..



Кибернетика: возникновение, назначение, специфика.

Исходные понятия кибернетики.

Понятие и роль энтропии в термодинамике.

Информация: количественная и качественная характеристики. Идея синергетики.

И.Пригожин: пути разработки теории самоорганизации.

Г.Хакен: пути разработки теории синергетики.

Значение синергетики для других наук.

Основы современных био- и нанотехнологий.



Происхождение жизни. Расширенное понятие 10 признаков живого вещества по В.И.Вернадскому. Происхождение жизни (планеты Земля). Абиогенез, теория Опарина-Холдейна, принцип системности в

происхождении жизни (М.М. Камшилов). Теории вечности жизни. Панспермия



Принципы воспроизводства и развития живых систем. Уровни организации живого вещества. История генетики, как пример становления нового знания. Биологическая наследственность.Генетический код. Признаки и генетические системы клетки. Природа и воспитание. Некоторые аспекты евгеники. Проблема генетической деградации человека.



Многообразие жизни.

Царство живого, принцип многообразия. Эволюция биологического разнообразия. Циклы. Происхождение человека. Воздействие человека на биологическое разнообразие. Биоразнообразие - основа устойчивости биосферы.



Человек и биосфера.

Личность В.И.Вернадского. Биосфера - глобальная открытая система. Принцип самоорганизации биосферы. Границы биосферы. Экосистема - структурное позразделение биосферы.

Круговорот вещества, энергии и информации. Глобальные функции биосферы. обновление МКМ.

Общая теория относительности (ОТО): ее посылки и выводы.



Биологические ресурсы планеты. Глобальные проблемы и модели развития человечества. Римский клуб - конференция в Рио-де-Женейро Сокращение озонового слоя. Кислотные дожди. Опустынивание. Цели и принципы природопользования (историчность, системность, биосферизм, адаптация, планетарное единство, экологическая безопасность, устойчивое развитие



Ноосфера. Путь к единой культуре.

В.И.Вернадский: ноосфера, творчество, нравственность. Эволюция ноосферы. Планетная роль разума. Ноосфера - духовный мир человека. Этические проблемы современности.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1.Бабаназарова О.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов. - Ярославль: ЯрГУ, 2000.-44с.

2.Поярков Б.В., Бабаназарова О.В. Учение о биосфере: курс лекций. - Ярославль: ЯрГУ, 2003.-408с

б) дополнительная литература:

  1. Бавистер С., Викерс А., "Основы НЛП", Москва, Издат.торг. дом "Гранд", 2005, 336с.

  2. Бернал Дж., Наука в истории общества, Москва, 1989.

  3. Валянский С., Калюжный Д., Другая история науки, Москва, Вече, 2002, 573 с.

  4. Васильев В.Ф. Проблемы рациональности, Ярославль, 2006, 224с.

  5. Вильчек В.М., "Алгоритмы истории", Москва, Аспент Пресс, 2004, 219с.

  6. Гейзенберг В., Физика и философия. Часть и целое, Москва, 1989.

  7. Глазычев В.Л., «Гемма Коперника», Москва, Советский художник, 1989.

  8. Горохов В.Г., "Концепции современного естествознания", Москва, ИНФРА-М, 2003, 412 с.

  9. Грановский Т.Н., Лекции по истории средневековья, Москва, Наука, 1987.

  10. Гумилев Л.Н., "Древняя Русь и Великая степь", М., Мысль, 1989.

  11. Гуревич А.Я., «Культура и общество средневековой Европы глазами современников», Москва, «Искусство», 1989.

  12. Дорфман Я.Г., Всемирная история физики, М., 1979.

  13. Зенгер Ф., «Ни страха, ни надежды», М., Центрполиграф, 2004.

  14. Кагарлицкий Б., Периферийная империя. Россия и миросистема, Москва, Ультра.Культура, 2003, 528с.

  15. Кадомцев Б.Б., Необратимость в квантовой механике, Успехи Физических Наук, 2003, т. 173, № 11, с. 1221-1240.

  16. Кант И., Метафизические начала естествознания, "Идея всеобщей истории во всемироно-гражданском плане" (1784г.), Москва, Мысль, 1999, 939-955.

  17. Капра Ф. Поворотный пункт, (Fritjof Capra “The Turning Point”).

  18. Карнап Р., Философские основания физики, М., 1971.

  19. Кудрявцев П.С., Курс истории физики, М., 1982.

  20. Кун Т., Структура научных революций, Москва, "Ермак", 2003, 365 с.

  21. Лакатос И., Методология исследовательских программ, Москва, "Ермак", 2003, 380 с.

  22. Льоцци М., История физики, Москва, Мир, 1970, 464с.

  23. Менский М.Б., Концепция сознания в контексте квантовой механики, Успехи Физических Наук, 2005, т. 175, № 4, с. 413-435.

  24. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. Перевод А.Н. Крылова. Вып. IV и V, ч. II, 1915 – 1916.

  25. Ортега-и-Гассет Х., Восстание масс, Москва, "Ермак", 2005, 269 с.

  26. Ортега-и-Гассет Х., Размышления о технике, в кн.: Х. Ортега-и-Гассет. Избранное, М., 1997.

  27. Паршев А.П., Почему Россия не Америка, М., Крымский Мост - 9Д, Форум, 2005, 411с.

  28. Познер А.Р., Истины и парадоксы, Москва, Политиздат, 1977, 256 с.

  29. Поппер К., Логика и рост научного знания, Москва, 1983.

  30. Поппер К., «Предположения и опровержения», М., Аст, 2004, 638 с.

  31. Рудницкий Г.М., Судьба планетных систем, http://www.astronet.ru

  32. Рузавин Г.И., «Философия науки», изд. Юнити, 2005, 400 с.

  33. Рюэль Д., «Случайность и хаос», РХД, Москва, Ижевск, 2001, 192 с.

  34. Сипаров С.В. Физический мир как функция сознания наблюдателя. Размышления о хаосе. СПб, 1997.

  35. Скарлато Г., «Занимательная география», Киев, Альтерпресс, 1996.

  36. Спасский Б.И. История физики, т.1,2, М., Высшая школа, 1977.

  37. Толстой Л.Н., "Война и мир", т.3, М., 1994 Ассоциация "Книга. Просвещение. Милосердие".

  38. Штепа В., "RUТОПИЯ", Екатеринбург, Ультра.Культура, 2004, 384с.

  39. Уилбер К., «Краткая история всего», АСТ, Астрель, Москва, 2006,476 с.

  40. Хейзинга Й., Осень Средневековья, «Наука», Москва, 1988.

  41. Эмпирик Секст, Соч. в двух томах, Москва, 1976.

  42. Юнг К.Г., Фуко М., Матрица безумия, Алгоритм, Москва,2006.

  43. Мотылева Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М., Концепции современного естествознания, изд. "Союз", С.-Петербург, 2002.

  44. Горбачев В.В., Концепции современного естествознания, "Оникс 21 век", "Мир и образование", 2003.

  45. Дубнищева Т.Я., Концепции современного естествознания, Новосибирск, 1997.

  46. Рузавин Г.И., Концепции современного естествознания, Москва, 1997.

  47. Найдыш В.М., Концепции современного естествознания, Москва, Гардарики, 1999.

  48. Концепции современного естествознания, под. Ред. Борщова А.С., Москва, "Экзамен", 2006.

  49. Концепции современного естествознания, под. Ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П., Москва, 1997.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

- для демонстрации презентаций используются программы Windows и MS Office.

- в качестве вспомогательных интернет-ресурсов по дисциплине используются:

1). Официальный сайт центра по нанотехнологиям: http://www.foresight.com - Foresight Institute.

2). Официальный сайт центра по нанотехнологиям: http://www.nanometer.ru.

3). Официальный сайт центра по астрофизике: http://www.astronet.ru


Скачать 105.31 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты