Домой

Методические рекомендации руководителям предприятий, учреждений, организаций по организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций прироодного и техногенного характера г. Ханты-Мансийск 2010 год




НазваниеМетодические рекомендации руководителям предприятий, учреждений, организаций по организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций прироодного и техногенного характера г. Ханты-Мансийск 2010 год
страница1/5
Дата18.04.2013
Размер0.78 Mb.
ТипМетодические рекомендации
Содержание
Методические рекомендации
1. Нормативно-правовая база обучения.
Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в соответствии постановления Правительства РФ № 547 от 04.09.2003 г. проход
2.2. Формы обучения в области гражданской обороны (по группам обучаемых)
Начальники гражданской обороны
3. Личный состав формирований и служб
4. Работающее население в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного
5. Учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования
2. для неработающего населения
3. для обучающихся
4. для руководителей органов государственной власти
5. для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям
6. для лиц, впервые назначенных на должность
2.3. Повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят
Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется
2.4. Финансирование мероприятий по подготовке населения в области защиты
3. Организация обучения в умц
3.1. Планирование и подготовка учебного процесса при выездном методе обучения
4. Организация обучения населения на объектах экономики, в учреждениях.
4.2. Обучение работающего населения в области безопасности жизнедеятельности
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5





МЧС РОССИИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРЕДПРИЯТИЙ,

УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ


ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРООДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА


г. Ханты-Мансийск

2010 год



УТВЕРЖДАЮ

Начальник Главного управления

МЧС России по Ханты-Мансийскому

автономному округу – Югре

полковник внутренней службы

_______п/п__________________ А.А. Тиртока

«16» января 2011 г.




^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРООДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА



Подготовлены:

Управлением гражданской защиты

ГУ МЧС России по ХМАО – Югре


Ханты-Мансийск

2010 год






СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.

Нормативно-правовая база обучения.

4

2.

Организация и формы обучения

4

2.1.

Основные задачи обучения:

4

2.2.

Формы обучения в области гражданской обороны (по группам обучаемых):

5

2.3.

Повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций по категориям:

7

2.4.

Финансирование мероприятий по подготовке населения в области защиты

8

3.

Организация обучения в УМЦ

9

3.1.

Планирование и подготовка учебного процесса при выездном методе обучения

11

4

Организация обучения населения на объектах экономики

13

4.1.

Организация обучения личного состава НАСФ

13

4.2.

Обучение работающего населения в области безопасности жизнедеятельности:

14

5.

Документы по организации обучения, разрабатываемые в организациях

15

6.

Организация подготовки неработающего населения

23




ПРИЛОЖЕНИЯ:




1.

Перечень категорий обучаемых в Учебно-методическом центре и объем часов на учебный год

25

2.

Тематический план очно-заочного обучения

28

3.

Практическое задание

31

4.

Наименование тем и расчет часов базовой подготовки л/с НАСФ

32

5.

Тематический план обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера

34

6.

Приказ начальника ГО (образец)

35

7.

План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 200....учебный год.

38
^




1. Нормативно-правовая база обучения.



Подготовка территориальной подсистемы ХМАО – Югры РСЧС, личного состава организаций, населения Ханты-Мансийского автономного округа в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с требованиями:

- Федеральных законов Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68–ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 12 февраля 1998 года № 28–ФЗ «О гражданской обороне»;

- Постановлений Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями от 15.06.2009) и от 02 ноября 2001 года № 841 «Об организации обучения населения в области гражданской обороны».

- Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 октября 2007 года № 135 «О защите населения и территорий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера».

- Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 июня 2006 № 144-п «Об организации подготовки и обучения населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

- Организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы.


Приказом Министра РФ по делам ГО и ЧС № 273 от 18 июня 2001 года начальником ГО Российской Федерации определен Перечень должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях МЧС.


2. Организация и формы обучения.


2.1. Основные задачи обучения:

  • изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении действий или вследствие этих действий, порядок действий по сигналам оповещения, приемов оказания медицинской помощи, правил пользования коллективным и индивидуальными средствами защиты;

  • совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;

  • выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

  • овладение личным составом НАСФ приемам и способам действий по защите населения материальных и культурных ценностей от опасностей;

  • обучение должностных лиц, работников и специалистов ГО и РСЧС, личного состава формирований ГО и работающего населения автономного округа осуществляется в ОУМЦ по ГО и ЧС Тюменской области, на курсах ГО и по месту работы.

Перечень категорий обучаемых в УМЦ и на курсах ГО – в приложении № 1


^ Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в соответствии постановления Правительства РФ № 547 от 04.09.2003 г. проходят:

а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются – работающее население);

б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются – неработающее население);

в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее именуются обучающиеся);

г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются – уполномоченные работники);

е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются – председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям)


^ 2.2. Формы обучения в области гражданской обороны (по группам обучаемых):

  1. Начальники гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, а также главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны:

а) самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

б) изучение своих функциональных обязанностей по гражданской обороне;

в) личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.


  1. ^ Начальники гражданской обороны организаций, должностные лица и работники гражданской обороны:

а) самостоятельная подготовка;

б) переподготовка и повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны;

в) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.


^ 3. Личный состав формирований и служб:

а) повышение квалификации в учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны (руководители формирований);

б) проведение занятий с личным составом формирований по месту его работы;

в) участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;


^ 4. Работающее население в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера:

а) проведение занятий по месту работы;

б) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне;

в) индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.


^ 5. Учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования:

а) обучение (в учебное время) по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;

б) участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;

в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.

Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций правительство РФ своим постановлением № 547 от 04.09.2003 г. предусматривает:

1. для работающего населенияпроведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;

^ 2. для неработающего населения – проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;

^ 3. для обучающихся – проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утверждаемым Министерством образования Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

^ 4. для руководителей органов государственной власти – повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской федерации;

^ 5. для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников – повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, а также участие в сборах, учениях и тренировках.

^ 6. для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.


^ 2.3. Повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

а) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

б) руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций – в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;

в) уполномоченные работники – в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

г) Повышение квалификации преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и преподавателей-организаторов курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях осуществляется в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации Министерства образования Российской федерации и других федеральных органов исполнительной власти, являющихся учредителями образовательных учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.


^ Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.

Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления – 1 раз в 3 года. Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

К проведению командно-штабных учений в федеральных органах исполнительной власти, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут в установленном порядке привлекаться оперативные группы военных округов, гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления – силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно спасательных формирований (далее именуются – формирования) организаций 1 раз в 3 года, с участием формирований постоянной готовности – 1 раз в год.

Комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов.

Тренировки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно.

Лица, привлекаемые на учения и тренировки в области защиты от чрезвычайных ситуаций, должны быть проинформированы о возможном риске при их проведении.


^ 2.4. Финансирование мероприятий по подготовке населения в области защиты от ЧС, осуществлять (постановления правительства РФ № 547 от 04.09.2003 г.):

  • руководителей, председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям и уполномоченных работников федеральных органов исполнительной власти, председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и проведения федеральными органами исполнительной власти учений и тренировок в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.

  • Финансирование содержания учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, подготовки уполномоченных работников территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также проведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации учений и тренировок осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

  • Финансирование подготовки председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, уполномоченных работников соответствующего звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, а также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов.

  • Финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.


^ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В УМЦ

Обучение должностных лиц и работников ГО и РСЧС осуществляется в УМЦ по ГОЧС по рабочим программам, разработанным на основе Примерных программ обучения населения в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций и утвержденным начальником Главным управлением МЧС России по ХМАО – Югре.

Основным методом подготовки в УМЦ по ГОЧС является обучение слушателей на учебно-материальной базе УМЦ с использованием учебно-материальной базы предприятий, организаций, учреждений.

Для повышения эффективности обучения комплектование групп осуществляется из лиц одной или нескольких родственных должностных категорий по ГО и РСЧС с учетом их профессиональной деятельности и уровня подготовленности. Количество слушателей не должно превышать 25 человек.

Продолжительность учебных занятий с преподавателем – 7 часов (понедельник, вторник, среда, четверг), в пятницу - 8 часов (два часа из них отводится на зачет слушателей).

В целях наибольшего охвата различных категорий населения обучение может проводиться методом сбора с выездом преподавателей УМЦ по ГОЧС в планируемый район.

Важнейшей составной частью учебного процесса являются учебные занятия, в ходе которых слушатели расширяют и углубляют свои теоретические знания и приобретают практические навыки в выполнении обязанностей по гражданской обороне.

Обучение слушателей завершается сдачей зачета.

Прием зачетов проводится комиссией в составе: председателя – начальника УМЦ или его заместителя; членов комиссии в составе преподавателя, закрепленного за группой, работников органов управления по делам ГО и ЧС и других специалистов. По итогам зачета слушателям даются соответствующие рекомендации по совершенствованию теоретических знаний и практических навыков по предупреждению и ликвидации ЧС.


Должностные лица и специалисты ГО и РСЧС, прошедшие обучение, должны:

Знать:

  • требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • структуру и задачи гражданской обороны и звена РСЧС (субъекта РФ города, района, организации), содержание и методику разработки и планирования мероприятий гражданской обороны, мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • состав, задачи, возможности и порядок применения сил гражданской обороны и РСЧС (субъекта РФ, муниципального образования и организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;

  • виды чрезвычайных ситуаций, причины их возникновения, основные характеристики, характерные особенности экологической и техногенной обстановки в регионе и на территории (субъекта РФ, муниципального образования);

  • порядок проведения специальной и санитарной обработки, дозиметрического и химического контроля;

  • порядок создания в целях гражданской обороны и РСЧС запасов финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания и пополнения;

  • организацию и порядок взаимодействия между территориальными и объектовыми органами управления и силами ГО и РСЧС;

  • организацию и порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР) при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

  • организацию, формы и методы пропаганды знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций среди населения;


Уметь:

  • разработать планирующие документы в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

  • анализировать, оценивать обстановку и принимать решение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в объеме занимаемой должности;

  • организовывать проведение АСДНР, осуществлять управление подчиненными силами при выполнении работ;

  • организовывать проведение мероприятий по предоставление населению убежищ, средств индивидуальной защиты, эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, первоочередному обеспечению пострадавшего населения;

  • организовывать и осуществлять безопасную эксплуатацию опасных производственных систем и объектов;

  • организовывать и проводить подготовку подчиненных органов управления, должностных лиц, формирований ГО и РСЧС, а также обучение населения в области гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

  • осуществлять меры по выполнению заданий мобилизационного плана в области гражданской обороны;


Быть ознакомлены с:

  • деятельностью органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, оснащением и сроками их готовности при различных режимах функционирования РСЧС и степенях готовности гражданской обороны;

  • принципами построения и функционированием систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;

  • организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для решения задач гражданской обороны и защиты населения в чрезвычайных ситуациях;

  • реализацией государственных и территориальных целевых программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, снижение ущерба от них, защиту населения;



^ 3.1. Планирование и подготовка учебного процесса при выездном методе обучения

Выездной метод подготовки руководителей и специалистов ГО и РСЧС проводится по специально разработанному тематическому плану, и обучение заранее согласовывается с органами местного самоуправления. После согласования места и времени проведения занятий, категории обучаемых УМЦ по ГОЧС, курсы ГО включают выездной метод обучения в годовой план работы. В плане комплектования указывается, когда и где обучение будет организовано выездным методом.

С администрацией города (района), объекта экономики заключается договор, в котором оговариваются вопросы финансирования занятий (проезд преподавателей к месту проведения занятий, проживание, питание и почасовая оплата проводимых занятий).

За 1-1,5 месяца до начала занятий в УМЦ по ГОЧС (курсах ГО) прибывает начальник управления (отдела) по делам ГОЧС города, района, начальник штаба объекта экономики, организации с которым уточняется категория обучаемых, перечень проводимых занятий, наиболее интересующие обучаемых вопросы, наличие и готовность учебно-материальной базы на местах. Уточняется, какие методические материалы, законодательные, нормативные и формализованные документы необходимо подобрать для проведения занятий и обеспечения ими слушателей. А также, какие технические средства обучения необходимо взять с собой преподавателям.

Для проведения занятий выездным методом, как правило, назначается не менее двух преподавателей, которые на выезде проводят занятия согласно расписанию занятий, оказывают методическую помощь руководству города, района, объектам экономики в организации и проведении учений и тренировок, а также проведение мероприятий «Месячника гражданской защиты», «Дня защиты детей», полевого лагеря «Юный спасатель», соревнований «Школа безопасности».

После согласования времени, места, порядка проведения занятий выездным методом за 7 дней до начала занятий составляется расписание занятий на каждую учебную группу. Здесь важно определить последовательность отработки тем программы. При определении учебно-материальной базы учитываются переходы и переезды учебных групп к местам занятий, предусматривается, чтобы они не входили в учебное время. Расписание занятий составляется для каждой категории слушателей на все сроки обучения. В расписании занятий указывается учебная группа, наименование темы, время, место, вид занятий, а также кто проводит занятие.

За 2-3 дня до начала занятий руководитель занятий представляет на утверждение планы - конспекты (планы) проводимых занятий, а также комплектуется набор плакатов (схем) по тематике занятий; методические разработки по темам; учебные фильмы; при необходимости - приборы и другие наглядные пособия.


Подготовка и проведение учебного процесса очно-заочной формы обучения.

Для проведения занятий комплектуются группы, состав которых утверждает руководитель исполнительного органа субъекта Российской Федерации. За месяц до проведения занятий слушателям направляется тематический план обучения (приложение № 2), задания по подготовке к практическим, семинарским занятиям и групповым упражнениям методические и справочные материалы для самостоятельной работы (приложение № 3).

Очные занятия проводятся по наиболее сложным темам из расчета: лекций 20-25% учебного времени, семинары, групповые и практические занятия 70-75% учебного времени.

На очные занятия слушатель прибывает с заранее отработанными вопросами тематического плана и готовым работать на выносимых практических занятиях, семинарах и деловых играх. Слушатель должен иметь все необходимое для проведения этих занятий (карта, бумага, фломастеры, линейки, справочные данные по району).


^ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ОБЪЕКТАХ ЭКОНОМИКИ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ.


4.1. Организация обучения личного состава НАСФ


а) Подготовка формирований включает:

  • Обучение руководителей НАСФ (проводится в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти имеющих соответствующую лицензию, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований);

  • Подготовку личного состава НАСФ по основам ГО (проводится по месту работы по соответствующей программе, а также при участии НАСФ в учениях и тренировках по ГО, при проверке готовности НАСФ к действиям.)


б) Требования программы обучения личного состава НАСФ:

  • Обучение личного состава НАСФ планируется и проводится в рабочее время в объеме 20 часов (из них 14 – базовая подготовка, 6 часов – специальная подготовка);

- Темы базовой подготовки личного состава НАСФ отрабатываются в полном

объеме (14 часов) всеми видами формирований. Замена тем, уменьшение

общего количества часов для их отработки не допускается.

(Приложение № 4)

  • Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения личного состава НАСФ;

  • Конкретные темы специальной подготовки определяются соответствующими начальниками спасательных служб;

  • Основным методом проведения занятий с личным составом НАСФ по темам газовой и специальной подготовки является практическая тренировка (упражнение);

  • Теоретический материал излагается путем рассказа и объяснения в минимальном объеме, необходимом для правильного и четкого выполнения обучаемым практических приемов и действий;

  • Практические и тактико-специальные занятия с личным составом НАСФ организуют и проводят руководители или начальники соответствующих служб, а на учебных местах – командиры структурных подразделений НАСФ (групп, звеньев).



^ 4.2. Обучение работающего населения в области безопасности жизнедеятельности:

Обучение работников организаций проводится по соответствующей программе на основе решения руководителя организации в рабочее время, как с отрывом, так и без отрыва от основной производственной деятельности.

Примерная программа определяет базовое содержание подготовки работающего населения в области безопасности жизнедеятельности и рассчитана на 14 часов.

Занятия проводятся руководящим составом, инженерно-техническими работниками, начальниками цехов, участков, членами комиссий по чрезвычайным ситуациям, а также другими подготовленными лицами. Занятия по медицинским темам и по проблемам психологической подготовки проводят соответствующие специалисты (Приложение № 5)

Руководителям организаций предоставляется право с учетом местных условий, специфики производства, особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов корректировать расчет времени, отводимого на изучение отдельных тем Примерной программы, уточнять формы и методы проведения занятий, а также их содержание, без сокращения общего количества часов, предусмотренного настоящей Примерной программой. Эти изменения должны найти отражение в рабочих программах, разрабатываемых в организациях.

В ходе занятий постоянное внимание должно уделяться психологической подготовке обучаемых, выработке у них уверенности в надежности и эффективности мероприятий гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, воспитанию стойкости, готовности выполнять обязанности в сложной обстановке, при высокой организованности и дисциплине.

Ответственность за обучение работников организации возлагается на НГО, а в сельской местности, кроме этого, на руководителя органа местного самоуправления.

Учебный год в организациях завершается итоговым занятиям. Оно проводится в целях проверки результатов обучения, закрепления полученных знаний и практических навыков. При этом обучаемые сдают зачет в объеме изучаемой программы с выполнением практического задания (норматива) по одной из тем программы.


В результате обучения работники организаций должны:

Знать:

  • основные требования руководящих документов по вопросам гражданской обороны и защиты населения в чрезвычайных ситуациях;

  • задачи и возможности гражданской обороны в обеспечении безопасности граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  • задачи и возможности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в обеспечении защиты работников организаций в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

  • основные мероприятия гражданской обороны и РСЧС по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении.


Уметь:

  • четко действовать по сигналам оповещения, практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • защищать себя и членов семьи от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, четко и уверенно действовать в случае производственной аварии на своем объекте;

  • пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки;

  • проводить частичную санитарную обработку, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию сооружений, территории, техники, одежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ), ветеринарную обработку животных, необходимых агрохимические мероприятия;

  • оказывать первую медицинскую помощь при травмах и повреждениях.



^ 5. ДОКУМЕНТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, РАЗРАБОТЫВАЕМЫЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ:


1. Приказ начальника гражданской обороны «Об итогах подготовки по гражданской обороне и в области защиты от чрезвычайных ситуаций за прошедший и задачах на новый учебный год» (приложение № 6) является одним из основных документов, на основании, которого разрабатываются остальные планирующие документы по подготовке различных категорий на учебный год. Приказ подписывается начальником гражданской обороны и начальником отдела (сектора) ГО организации.

В констатирующей части приказа излагаются причины, послужившие основанием к изданию приказа, цели и задачи предписываемых действий. Раскрываются общие результаты подготовки организации области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также состояние подготовки руководящего и командно-начальствующего состава, рабочих и служащих, работников сельского хозяйства, не входящих в состав формирований, указывается процент охвата обучением. В приказе отмечаются результаты по учениям и тренировкам, которые проводились в организации в течение года, отмечаются структурные подразделения, службы, формирования, добившиеся лучших показателей в подготовке, отражается состояние учебно-материальной базы, а также делается краткий анализ по нерешенным вопросам и имевшимся в течение года недостаткам.

В распорядительной части приказа определяется главная задача в подготовке организации по ГОЧС на предстоящий учебный год, а также в подготовке руководящего состава, командно-начальствующего и личного состава формирований, а также рабочих и служащих, работников сельского хозяйства, не вошедших в формирования, и устанавливается порядок их подготовки. Определяется тема проведения комплексного (командно-штабного и тактико-специального) учения и штабных тренировок, ставятся задачи по наращиванию учебно-материальной базы и пропаганде ГОЧС, устанавливаются сроки начала и окончания учебного года, дни и часы проведения занятий для каждой учебной группы.

^ К приказу разрабатываются 2 приложения:

1)«Темы учений и тренировок по гражданской обороне и в области защиты от чрезвычайных ситуаций» – на учебный год. В этом приложении определяется состав учебной группы, ее номер, количество человек и назначается руководитель группы.

2) «Перечень учебных групп и руководителей занятий по гражданской обороне и в области защиты от чрезвычайных ситуаций» – на учебный год;

2. План основных мероприятий города (района), организации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатыва­ется на учебный год и обычно состоит из следующих разделов (приложение № 7):

а) Мероприятия, проводимые старшими начальниками и органами ГОЧС. В этом разделе предусматривается все мероприятия, проводимые старшими началь­никами и органами ГОЧС, в которых принимает участие город, район, организация.

б) Подготовка должностных лиц и специалистов территориальной подсистемы РСЧС автономного округа. В этом разделе определяются состав и количество учебных групп по подготовке руко­водящего состава, а также указываются категории обучаемых в УМЦ по ГОЧС области, на курсах ГО, в учебных заведениях повышения квалификации.

в) Подготовка НАСФ Содержание этого раздела предусматривает организацию и порядок обучения НАСФ как по общей, так и специальной подготовке.

г) Подготовка рабочих и служащих (работников сельского хозяйства) не входящих в состав НАСФ и населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания. Здесь указывается порядок, время и сроки подготовки указанных категорий обучае­мых, устанавливаются сроки приема от них нормативов, а так же определяется порядок под­готовки руководителей занятий по существующей программе.

Для неработающего населения определяется организация, порядок и ответственные лица за подготовку (в организациях этот раздел включается в план тогда, когда имеется под­ведомственный жилой сектор).


д) Подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях учащихся и проведение меро­приятий в школьных оздоровительных лагерях. В этом разделе определяется порядок подготовки студентов и учащихся, сроки и про­граммы подготовки.

При проведении мероприятий ГО в школьных оздоровительных лагерях предусмат­ривается подготовка по ГО работников оздоровительных лагерей, а также организация ме­роприятий ГО со школьниками. (В организациях этот раздел включается в план в том случае, если у них есть свои оздоровительные лагеря).

е) Проведение учений и тренировок по гражданской обороне. В этот раздел включается, с указанием сроков проведения и названий тем, следу­ющие учения: - показные, командно-штабные, тактико-специальные, комплексные, а так же объектовые и штабные тренировки, "Дни защиты детей".

ж) Мероприятия по созданию и совершенствованию учебно-материальной базы (УМБ) подготовки по ГО, предупреждению и ликвидации ЧС. Здесь должен быть подробно изложен вопрос о создании или совершенствовании оборудования учебных городков, элементов учебных городков, учебных мест, учебных и консультационных пунктов, классов "ОБЖ" ("БЖД"). Освещаются и другие мероприятия, связанные с созданием учебно-материальной базы.

з) Контроль и оказание помощи. В этом разделе указывается конкретно: кто, где и когда осуществляет контроль за подготовкой организаций, отнесенных к категории по ГО и обучением населения по ГО, оказывает помощь в проведении меро­приятий в целях высокой подготовки обучаемых.

^ В плане не допускаются формулировки: "по отдельному плану (графику)", "по плану начальников служб", "в течение года (месяца)", а также не рекомендуется обозначать сроки проведения мероприятий прямой горизонтальной линией, проходящей под названием всех или нескольких месяцев. План подписывается начальником отдела (сектора) ГО, согласовывается с начальником управления (отдела) ГОЧС города (района), и утверждается начальником гражданской обороны объекта. Контроль за своевременностью и качеством выполнения мероприятий, а также за своевременностью ведения плана осуществляет начальник гражданской обороны организации и начальник отдела (сектора) ГО.

^ Приложение к плану:

«Расписание занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций» разрабатывается для каждой учебной группы на учебный год. При разработке расписания занятий учитывается специфика организации, и какие предстоят решать задачи в области ГОЧС в учебном году. В расписании занятий указывается: дата проведения занятий, номер и наименование изучаемой темы, количество часов, отводимое на ее изучение, а также определяется метод и место проведения занятия и руководитель занятия.

Расписание занятий подписывается начальником отдела (сектора) ГО и утверждается начальником гражданской обороны объекта.

3. «Перспективный план создания и совершенствования учебно материальной базы» разрабатывается на 3-5 лет. В данном документе планируется работа (мероприятия) по созданию учебно-материальной базы, ее совершенствованию, определяются сроки и исполнители. Мероприятия из данного плана с конкретизацией сроков включаются в «План основных мероприятий организации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС на 200__ год».

4. «Журнал учета посещаемости и успеваемости» – ведется в каждой учебной группе. Он является основным учетным документом, отражающим выполнение учебной программы, посещаемость занятий обучаемыми, оценки по занятиям и сдачу нормативов по практическому обучению (нормативов по специальной подготовке личного состава формирований) каждой учебной группы.

В разделе «Учет посещаемости занятий» отмечаются только отсутствующие на них и причины отсутствия: «б» – болен, «о» – отпуск, «к» – командировка, «р» – работа. С отсутствующими проводятся дополнительные занятия.

Ответственность за ведение журнала учета посещаемости и успеваемости возлагается на руководителей учебных групп, а контроль за правильностью и своевременностью ведением журналов учета во всех учебных группах осуществляет начальник отдела (сектора).

Начальники отделов и служб ГО организуют учебный процесс в закрепленных (подчиненных) учебных группах, проводят и контролируют занятия. По итогам проверки занятий делается запись в журнале учета и при необходимости издается приказ начальника ГО.

По завершению изучения учебной программы (учебного года) журнал сдается на хранение в отдел (сектор) ГО объекта. Срок хранения – в течение следующего учебного года.

5. «Журнал персонального учета подготовки руководящего состава и командиров формирований» – является документом длительного пользования (на 5-7 лет). В этом журнале учитываются все должностные лица по ГО организации, которые в соответствии с установленной периодичностью должны проходить подготовку в УМЦ, курсах ГО или же в учебных заведениях повышения квалификации. При заведении нового журнала данные о времени последней подготовки переносятся в новый журнал, старый журнал хранится в течение пяти лет в отделе (секторе) ГО организации.

Вместо журнала можно вести регистры, т.к. в инструкции по поверке деятельности территориальных подсистем, объектовых звеньев РСЧС говориться, что в организациях должны быть разработаны и постоянно вестись регистры (списки) подготовки и повышения квалификации должностных лиц РСЧС соответствующего уровня;

^ Указанные формы учета не исключают ведения других учетных документов, дополняющих или облегчающих оперативный учет, контроль или носящих справочный характер.


Некоторые рекомендации по раз­работке и ведению документации по обучению населения к действиям в чрезвычайных ситуациях:

  • Управлениями городов и городских районов, отделами и штабами по делам ГОЧС сельских районов и органами управления сельских администраций разрабатываются следующие документы:

- приказ начальника ГО "Об итогах подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени за минувший и задачах на новый учебный год";

- приложение к приказу "Об итогах..... " с перечнем учебных групп и руководителей заня­тий на учебный год (соответственно в своем структурном звене - в администрации города, района);

- план основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС на учебный год (раздел "О порядке подготовки населения, специалистов, ор­ганов управления и сил ликвидации ЧС ")

- методические документы по проведению учебно-методического сбора руководящего состава ГО по итогам обучения за прошедший год и задачах на новый учебный год. (План проведения сбора (расписание), журнал учета присутствующих, методическая разработка на проведение показных занятий (учений);

- план проведения командно-штабного (штабного) учения;

- план проведения штабной тренировки;

- расписания занятий на следующие учебные группы:

а) Начальника ГО города, района (Группа № 1). Состав группы - председате­ли комиссий по ЧС и устойчивости, руководители эвакуационных (эвакоприемных) органов, руководители служб ГО, начальники (руководители) органов, специально уполномоченных решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС (далее - органы управления по делам ГОЧС) и их заместители, начальники ГО организаций (в том числе и сельских). Методом 2-Зх - дневных командирских сборов;

б)^ Начальника управления, отдела (штаба) по делам ГОЧ города (района) (Группа № 2). Состав группы - начальники штабов служб ГО города (района), начальники штабов ГО организаций из расчета 36 часов в год;

в) Начальника служб ГО города (района) (Группа №З) Состав группы - личный со­став штабов служб ГО города (района), начальники служб ГО структурно подчиненных ор­ганизаций. Методом 2-Зх - дневных сборов;

г)^ Председателя эвакокомисси (эвакоприемной комиссии) города (района). (Группа № 4). Состав группы: члены городской (районной) эвакокомиссии (эвакоприемной комис­сии), председатели эвакокомиссии организаций, начальники СЭП (ПЭП). Методом 2-Зх - дневных сборов.

д) Группа работников, не входящих в состав формирований (при численности более 30 человек создается необходимое количество групп).

При составлении расписания занятий на указанные в подпунктах: а) - г) учебные груп­пы за основу брать "Программу подготовки руководящего состава учреждений, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, к действиям в ЧС", а в подпункте д) "примерные программы обучения личного состава НАСФ и обучения населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера", утвержденные МЧС России 9 июля 2001 года, а также учитывать комплекс решаемых задач каждой группы и специфику города (района);

- журнал учета занятий в области защиты от ЧС на каждую учебную группу (приложение № 4);

- учет подготовки по ГО различных категорий населения по каждой организации, а нера­ботающего населения - по жилищным органам (в сельской местности по сельским админист­рациям);

- месячный план работы управления, отдела (штаба) по делам ГОЧС города (района), разрабатываемый в произвольной форме;

- план - график проведения учений и тренировок гражданской обороны "Дней защиты детей" на учебный год;

- журнал учета подготовки руководящего и командно-начальствующего состава и специа­листов в Академии гражданской зашиты МЧС России, в учебно-методическом центре (УМЦ) по ГО и ЧС области, на курсах ГО и в учебных заведениях повышения квалификации;

- выписки из плана комплектования УМЦ по ГО и ЧС и курсов ГО;

- план основных мероприятий по защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

- годовой и перспективный план создания и совершенствования учебно-материальной ба­зы подготовки по ГО, предупреждению и ликвидации ЧС на 5 лет;

- наличие методических документов, учебной литературы и пособий для проведения занятий.

  • ^ Штабами ГО организаций (в том числе сельскохозяйственными) разрабатываются документы, указанные в пункте а).


Создаются следующие учебные группы:


- Группа начальника ГО организации (Группа № 1):

(Состав группы: заместители начальника ГО, работники штаба ГО, главные специали­сты, начальники служб ГО, начальники цехов и им равных структурных подразделений, ко­мандиры НАСФ общего назначения, их заместители. Методом участия в сборах по подведе­нию итогов и проведения занятий по соответствующей программе);

- Группа начальника штаба ГО организации (Группа № 2):

(Состав группы: командиры НАСФ, не вошедшие в группу начальника ГО объекта. Методом участия в сборе по подведению итогов и проведения занятий по общей тематике и специальной подготовке, в соответствии с действующей программой);

- Группа председателя эвакокомисси (эвакоприемной комиссии):

^ Состав группы - личный состав эвакокомиссии (эвакоприемной комиссии) начальники и; личный состав СЭП (ПЭП). Методом 2-Зх - дневных сборов;

- Группы подготовки НАСФ (формирований) и соответствии с их количеством:

(Руководитель - командир НАСФ, состав группы - личный состав НАСФ; методом участия в мероприятиях ГОЧС и в соответствии с действующей программой);

Группа работников, не входящих в состав формирований (при численности более 30 человек создается необходимое количество групп). Методом участия в мероприятиях ГОЧС и в соответствии с действующей программой.

в) В учебных учреждениях:

- приказ начальника ГО "Об итогах подготовки постоянного состава, учителей уча­щихся к действиям в чрезвычайных ситуациях за минувший год и задачах на новый учебный год";

- план основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ли­квидации чрезвычайных ситуаций на учебный год;

- расписания занятий для всех групп подготовки;

- журнал учета занятий в области зашиты от ЧС на каждую учебную группу.

Учебные группы и их состав определять применительно к организации (пункт Б);

- план совершенствования учебно-материальной базы дисциплины "ОБЖ" или "БЖ " на год и на пять лет;

- план пропаганды дисциплины "ОБЖ" или "БЖ " и ГО в учебном заведении на год;

- рабочие программы дисциплины "ОБЖ" или "БЖ" подготовки учащихся (студентов) в соответствии со спецификой учебного заведения. (В дошкольных образовательных учрежде­ниях с 1998 года должно быть организовано проведение занятий по программе "Основы безопасности детей дошкольного возраста" на основании письма Мин образования России от 18.07.1997 г. № 112/34-16.)

Учащиеся: а) государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений - программа "ОБЖ"- 400 часов, указание Мин образования России и МЧС от 4.02.1994г. № 15-М/22-201-10;

б) учреждений начального профессионального образования - программа "ОБЖ"-140 часов, указание Мин образования России и МЧС от 4.02.1994г. № 15-М/22-201-10;

в) среднего профессионального образования - примерная программа "БЖД" - 90 часов, утверждено Мин образования России 27. 12 1996г. и согласовано с МЧС РФ.

Студенты высшего профессионального образования - примерная программа "БЖД"-136 часов, утверждена Госком ВУЗов России 27. 04. 1995г. и согласована с МЧС России 16. 05. 1995г. Включать либо в учебные планы в виде специального раздела дисциплины "БЖД", либо в качестве самостоятельного курса. Обучение по разделу "Защита населения и территорий в ЧС " - не менее 50 учебных часов обязательных аудиторных занятий на старших курсах.

Студенты и учащиеся учебных заведений среднего и высшего профессионального педагогического образования:

  • в педучилищах (колледжах) - "ОБЖ", 140 учебных часов Приказ Мин образования России от 17.05.1994 г. №149;

  • в педагогических ВУЗах по примерной учебной программе для специальности 330100 - "БЖД", введенной с 1995-1996 учебных годов;

- документы по подготовке и проведению "Дня защиты детей";

- план подготовки и проведения туристических походов в классах учебного заведения;

- журнал учета подготовки руководящего состава, преподавателей и учителей в Академии гражданской защиты МЧС России, в УМЦ по ГО и ЧС области, на курсах ГО;

- документы по подготовке и проведению слета-соревнования "Школа безопасности" го­рода (района);

- наличие методических документов, учебной литературы и пособий для проведения занятий.

г) В управлениях и отделах образования городов (районов);

Все документы, указанные в пункте В, а так же:

- документы по подготовке и проведению слета - соревнования "Школа безопасности" го­рода (района).

Приказ начальника ГО об итогах подготовки к действиям в чрезвычайных ситуа­циях мирного и военного времени, по дисциплине "ОБЖ" и "БЖ" за минувший и задачах

на новый учебный год является основным документом, на основании которого разрабаты­ваются остальные документы на учебный год. Приказ должен состоять из констатирующей и приказной части.


^ 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ НЕРАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ


Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания осуществляется путем периодического проведения с ними бесед, лекций, просмотров кино-, видеофильмов на учебно-консультационных пунктах, деятельность которых организуется работниками учебно-методических центров по ГОЧС, курсов ГО на договорной основе. Важной формой обучения этой категории населения является самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций. Неработающее население также привлекается к участию в учениях и тренировках по месту жительства, на которых главное внимание обращается на отработку практических действий в чрезвычайных ситуациях.

В результате обучения население, не занятое в сфере производства и сфере обслуживания, должно знать:

- основные средства и способы защиты от сильнодействующих ядовитых веществ, современных средств поражения, последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

  • порядок действий по сигналу “Внимание Всем!” и другим речевым сообщениям органов управления ГО и ЧС на местах;

  • правила поведения при проведении эвакомероприятий в ЧС мирного и военного времени.

уметь:

  • пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты и изготовлять простейшие средства защиты органов дыхания и кожи;

  • правильно действовать по сигналу “Внимание Всем!” и другим речевым сообщениям органов управления по делам ГО и ЧС в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф;

  • оказывать само- и взаимопомощь при травмах, ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током, обмораживании и тепловом ударе;

  • защитить детей и обеспечить безопасность при выполнении мероприятий ГО.

При обучении должны преследоваться следующие цели: выработка у людей психологической устойчивости при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации; уверенности в надежности средств и способов защиты от последствий чрезвычайных ситуаций; научить их умело и осмысленно действовать в экстремальных ситуациях, вероятность которых высока для мест их проживания; предвидеть и оценивать возможные последствия случившегося; воспитывать чувство ответственности, как за личную безопасность, так и за подготовку своей семьи, соседей к действиям в сложной обстановке.


Известно, что хорошо обученное население действует правильно и не создает дополнительных трудностей. Если люди не подготовлены, они создают дополнительные трудности, в частности, распространяют слухи, фатальные настроения. Отсюда в первую очередь следует признать необходимость подготовки неработающего населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Необходимо различать два вида обучения: централизованное (на учебно-консультационных пунктах, учениях и тренировках и т.д.) и децентрализованное.

Централизованное – это когда обучение о рисках регламентируется законами, постановлениями, учебными программами. Централизованное обучение неработающего населения организуется и на УКП. УКП должны иметь современное оборудование, позволяющее дать обучаемым знания о мерах, которые следует принимать в случае стихийных бедствий, аварий и катастроф, возможных на территории района, где проживает неработающее население (место размещения, жители, каких домов, улиц, кварталов, приписываются для консультаций, занятий и тренировок к данному пункту, ответственных за обеспечение учебными пособиями, время проведения занятий, консультаций и тренировок, кто проводит консультации, в отдельных случаях назначаются старшие по домам и подъездам).

Однако население района насчитывает до нескольких десятков тысяч человек. Поэтому только с помощью УКП невозможно обучить всех необходимыми знаниями о том, как себя вести во время чрезвычайных ситуаций и как на них реагировать.

Привлекать к выполнению этих обязанностей необходимо людей, которые владеют основами педагогики, прошедших обучение на УМЦ ГОЧС.

Непосредственное руководство УКП осуществляет начальник ЖЭУ.

Общее руководство по подготовке населения в УКП осуществляют начальники ГОЧС местного самоуправления совместно с органами управления по делам ГО и ЧС всех уровней. Работа пунктов строится обычно по двум направлениям. Первое – создаются небольшие (до 10-12 чел.) учебные группы. Второе – чисто консультационная деятельность, когда люди приходят в ЖЭУ для решения каких-либо житейских вопросов.

В каждой группе может быть старший, который отвечает за оповещение и сбор людей, он же ведет журнал (лист) учета. Основным планирующим документом является расписание занятий (консультаций), составленное из расчета 14 часов на учебный год. Темы занятий и количество часов на их изучение определяются с учетом местных условий и степени подготовленности обучаемых.


Приложение 1
  1   2   3   4   5

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты