Домой

Тема урока. «Ученики» Базарова




Скачать 54.14 Kb.
НазваниеТема урока. «Ученики» Базарова
Дата16.04.2013
Размер54.14 Kb.
ТипУрок
Содержание
Ход урока.
П. Актуализация опорных знаний
Ш. Изучение новой темы
III.2. Защита результатов исследования.
Ш.3. Закрепление материала
Слово учителя
Подобные работы:

МОУ «Лицей №62»

Конспект урока литературы в 10 классе.

Учитель Ваничкина Марина Анатольевна.


Тема урока. «Ученики» Базарова.

Цели урока:

  1. углубить имеющиеся у десятиклассников знания на основе самостоятельно полученных сведений;

  2. формировать опыт участия в общеклассной дискуссии и работы в малых группах; развивать познавательную сферу учащихся; совершенствовать умение анализа текста, делать выводы на основании изучения различных точек зрения;

  3. прививать интерес к предмету; способствовать формированию поисковой самостоятельности, активности, коммуникативности, навыков взаимодействия учащихся, культуры ведения учебного спора.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методическое обеспечение:

  1. метод обучения - исследовательская работа учащихся;

  2. приёмы обучения: проблемный вопрос, противопоставление точек зрения;

  3. форма организации обучения – групповая.

Межпредметные связи: русский язык, история.

^ ХОД УРОКА.

  1. Организационный этап (1-2 минуты):

- определение отсутствующих,

- проверка готовности учащихся к уроку (рабочая дисциплина, готовность рабочего места учащегося),

- проверка подготовленности классного помещения к уроку (чистота, освещённость, проветренность).

^ П. Актуализация опорных знаний (5-10 минут).

Слово учителя. Тургеневу очень важно, чтобы читатель, столкнувшись с новым героем (Базаровым), смог понять, есть ли у него (героя) последователи, единомышленники. Сегодня мы не говорим об Аркадии. Это предмет другого урока. На этом уроке мы остановимся на главах 12, 13, в которых появляются герои, называющие себя последователями Базарова: Ситников и Кукшина. Дома вы должны были найти в тексте информацию о прошлом героев.

- Что мы знаем о прошлом Кукшиной?

-От кого мы получаем эту информацию? Как об этом говорит Ситников? (Важна оценка, данная героем).

-Какие биографические сведения о Ситникове мы узнаём из эпизода первой встречи с этим героем? От кого мы их узнаём? (Важно, как это оценивает Базаров).

^ Ш. Изучение новой темы (20-25 минут).

Ш.1. Объяснение нового материала.

Слово учителя. Тема сегодняшнего урока: «Ученики Базарова». Проанализировав текст Тургенева, вы должны дать ответ на вопрос: «Можно ли назвать Кукшину и Ситникова учениками Базарова?»

Две группы работают по исследованию образа Кукшиной.

Две группы работают по исследованию образа Ситникова.

Две группы наблюдают реакцию Базарова на слова и поступки героев.

(Карточки с заданиями группам прилагаются).

Выполняя исследовательскую работу, вы следуете указаниям в карточке.

Итогом исследования становится таблица, которую вы составляете, самостоятельно определив, какие в ней должны быть столбцы и строки. С помощью таблицы делаете выводы, отвечая на проблемный вопрос урока, и защищаете свою гипотезу перед классом.

^ III.2. Защита результатов исследования.

Представители каждой из групп предлагают свою гипотезу и защищают её. Продуктом их работы становится таблица, составленная учащимися в процессе анализа текста.

^ Ш.3. Закрепление материала.(5 минут)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

-Что не понял бы читатель, если бы в романе не были представлены образы этих героев?

-Какова необходимость вашего сегодняшнего исследования?

^ Слово учителя. В конце этого занятия мы должны внести изменения в тему урока, поставив в кавычки слово «ученики».

Ш.3. Итоги урока и домашнее задание.(3 минуты)

-Анализ работы класса.

-Выставление отметок.

-Объяснение домашнего задания: рассказать историю жизни Одинцовой, ответить на вопрос: «Что заинтересовало Базарова в этой женщине?», определить темы бесед Базарова с Одинцовой и Аркадия с Катей.


Карточка №1

Описание героев в романе Тургенева «Отцы и дети» построено на принципе контраста. Определите, в чём проявляется принцип контраста в главе 13 при описании Кукшиной.

Обратите внимание на описание дома героини, убранства комнаты, портрета героини, манеры её поведения, манеры спора.

Что вы можете сказать об общественной позиции Кукшиной?

Составьте таблицу, самостоятельно определив, какие в ней будут столбцы и строки. С её помощью сделайте выводы об истинном лице героини.

Ответьте на вопрос урока: «Можно ли назвать Кукшину ученицей Базарова?» Подготовьтесь защитить свою гипотезу.






Проявления стремления Кукшиной быть оригинальной (новой)

Доказательства не истинности, а видимости её современности

Дом


Интерьер


Портрет


……

…….









Карточка №2

Какое мировоззрение демонстрирует Ситников, доказывая близость своих взглядов нигилизму Базарова?

Найдите проявление самостоятельности суждений Ситникова.

В чём Ситников противопоставляется Кукшиной?

Определите главную черту Ситникова, которая диктует манеру его поведения.

Для этого, прочитав главу 12 и 13, обратите внимание на портрет героя: костюм, выражение лица, манеру общаться.

Покажите, как эта черта проявляется в различных ситуациях, составьте таблицу, определив, какие строки и столбцы нужны для этого. С помощью таблицы сделайте выводы и ответьте на проблемный вопрос урока: «Можно ли считать Ситникова учеником Базарова?»

Подготовьтесь защитить свою гипотезу.






В чём проявляется

Как проявляется




В портрете


В одежде

…….

…….

«прилизанное выражение лица»,

«деревянный» смех,…


венгерка, поддёвка, пальто-сак…

……..

…….



Карточка №3

Кто называет Ситникова учеником Базарова?

Анализируя текст глав 12 и 13, определите реакцию Базарова на слова и поступки Ситникова и Кукшиной, составьте таблицу, самостоятельно определив, какие столбцы и строки нужны для этого.

С помощью таблицы сделайте выводы об отношении Базарова к новым людям губернского города.

Подготовьтесь защитить свою гипотезу.


Предположительная таблица


Действия, на которые проявляется реакция Базарова

Реакция Базарова

Появление Ситникова


Предложение сходить к Кукшиной

………….

………….




Скачать 54.14 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты