Домой

З. А. Ворожеева пгт Володарское, Донецкая обл. История одной любви… урок




Скачать 104.27 Kb.
НазваниеЗ. А. Ворожеева пгт Володарское, Донецкая обл. История одной любви… урок
Дата15.04.2013
Размер104.27 Kb.
ТипУрок
Содержание
Тип урока
Ход урока
Целостный текстуальный анализ. Работа в группах, обсуждение, афиширование результатов.
3.Промежуточная рефлексия
Глава 19. Сцена прощания. Признаки сильного и невысказанного чувства.
Глава 26. Сцена прощания. Ведут ли так себя люди опомнившиеся?
5. Презентация и обсуждение выполненных творческих заданий.
Слово учителя.
V. Рефлексия (обобщение чувств, эмоций, ощущений, возникших в ходе обсуждения микротем урока).Оценивание результатов деятельност
Подобные работы:

З. А. Ворожеева

пгт Володарское,

Донецкая обл.


История одной любви…

( урок – размышление по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Цель. Показать мудрость И.С.Тургенева в раскрытии судеб героев,

тонкость авторского психологического анализа,

концентрированность и лаконичность повествования, побудить

учащихся задуматься над общечеловеческими ценностями в жизни.

Задачи урока:

  • на основе целостного анализа текста романа раскрыть глубину чувств и трагедию души Базарова, расширить представления учащихся о характере героя через взаимоотношения с другими персонажами;

  • формировать «чувство фразы», монологическую и диалогическую речь учащихся, учить владеть художественным словом;

  • развивать умение вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения, размышлять, анализировать и оценивать прочитанное, пробуждать творческое воображение и фантазию учащихся;

  • воспитывать культуру чувств, умение сопереживать, серьезное отношение к жизненным ценностям, интерес к духовному миру личности.

^ Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портреты И.С.Тургенева, П. Виардо, тексты романа «Отцы и дети», коллаж из иллюстраций и собственных рисунков учащихся к роману, электронная презентация «И всё-таки вера, надежда, любовь…», аудиозапись музыки А.Вивальди, Ф.Шуберта.

^ Ход урока


І. Организационный момент. Объявление темы и задач урока. Мотивация. Вступительное слово учителя с элементами беседы и проблемного анализа.

Учитель (или подготовленный ученик) читает сонет 147 Вильяма Шекспира на фоне чарующих звуков музыки Вивальди:

Любовь – недуг. Моя душа больна

Томительной, неутолимой жаждой.

Того же яда требует она,

Который отравил её однажды.

Мой разум – врач любовь мою лечил.

Она отвергла травы и коренья.

И бедный лекарь выбился из сил

И нас покинул, потеряв терпенье.

Отныне мой недуг неизлечим.

Душа ни в чём покоя не находит.

Покинутые разумом моим,

И чувства, и слова по воле бродят.

И долго мне, лишённому ума,

Казался раем ад, а светом – тьма!


- Какой предстаёт любовь в сонете В. Шекспира? (Вся боль и вся страсть любви сконцентрированы в одном, как дыхание, сочетании слов: «любовь-недуг»).

- Какие эпитеты, ассоциации вы могли бы подобрать, характеризуя такую силу любви?

- Отчего сила любви так таинственна? На что способен человек ради любви? Какие преграды встают на пути двух влюблённых сердец? Можно ли предсказать любовь или она приходит внезапно?

- Почему до сих пор человечество не дало точного ответа на эти вопросы, не изобрело панацеи от любви?

(Любовь – это не только стихия, но и чудо, которое происходит с каждым из нас. Она прибавляет сил в повседневной жизни. Кого-то любовь окрыляет, одухотворяет, для кого-то превращается в тяжёлую душевную драму, становится жизненным испытанием).

- Как вы думаете, почему у высших натур это чувство всегда трагично и счастье – только мгновение?

- А как сам писатель говорил о любви?

«Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев). Демонстрация электронной презентации « И всё-таки вера, надежда, любовь..»

( И.С.Тургенев и Полина Виардо).


ІІ. Работа над темой урока.

1.Актуализация опорных знаний учащихся.

Сегодня у нас особенный разговор - разговор об испытании любовью главного героя романа И.С.Тургенева Евгения Базарова, о том, что близко нам – о жизни. Но мы должны с вами решить главную проблему: чем же, на самом деле стала любовь для главного героя? Обогатила ли его душу, изменила ли его отношение к миру, к самому себе? Любовь - это болезнь или счастье, трагедия или обретение, слабость или сила героя? Дано ли было Базарову «спастись», избежать трагедии неразделённой любви?


  1. ^ Целостный текстуальный анализ. Работа в группах, обсуждение, афиширование результатов.


1 группа. Взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой, первая

встреча с героиней.

Круг вопросов.

  • Как вы оцениваете отношение Базарова к любви, к женщине? (гл.7)

  • Почему Базаров считает, что любовь – это «белиберда, непростительная дурь…»? (гл.17)

  • Когда для Базарова начинаются настоящие жизненные испытания? (Как только на сцене появляется Одинцова).

  • В какой же момент он сам начинает напоминать столь презираемого им Ситникова? (Когда беседует с Одинцовой в гостинице, «развалясь в кресле не хуже Ситникова»).

  • Чем вызвано это сходство? (Уверенный в себе, «самоломанный» Базаров смущен, сконфужен, взволнован красотой Одинцовой и прикрывает это смущение развязностью, неестественной для него)

  • Кто же такая Одинцова, так подействовавшая на Базарова? (Обращение к портрету Одинцовой, выделение главного в облике героини: красоты, спокойствия, женственности, уверенности в себе, достоинства и незаурядности).

  • Почему Тургенев «заставляет» её остановиться в дверях зала? (Обращаем внимание на раму, которую образует дверной проём)

  • А какие отзывы о ней мы слышим из уст Базарова? (гл.19: «Эта госпожа – ой-ой-ой», «У ней такие плечи, каких я не видывал давно», «На остальных баб не похожа» и др.).

  • Как реагирует Аркадий на эти выражения своего друга? («Аркадия покоробило от цинизма Базарова»)

  • Чем вызван этот цинизм? (Это признак нарушенного душевного равновесия. Вспомним высказанное Базаровым мнение о любви Павла Петровича и княгини Р.: «И что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество…». А что же происходит теперь? После встречи с Одинцовой «он с негодованием сознавал романтика в самом себе»; видел в выражении её лица «что-то особенное». 17 глава).

  • Может быть, он потому отрицал любовь, что не знал её?

Вывод: с момента встречи Базарова с Одинцовой конфликт из внешнего (Базаров и Павел Кирсанов) становится внутренним, переносится в душу героя. Любовь, поселившаяся в душе, ставит под сомнение его идеи, а Базаров понимает это как отступничество, как слабость, поэтому и ведет с самим собой борьбу («топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком»), поэтому и стыдится Аркадия.

2 группа. Борьба Базарова с самим собой и со своими чувствами.

Признание в любви.

Круг вопросов.

  • Почему Базаров борется со своей любовью: боится её власти, это противоречит его взглядам или всё же она его «задела»?

  • Сравните чувства Базарова и Павла Кирсанова. Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? Согласны ли вы с оценкой её Базаровым? Кто же из них превосходит в любви?

  • Зачем автору понадобился рассказ о взаимоотношениях Николая Кирсанова и Фенечки? Зачем нужна была история Фенечки и Базарова? Можно ли сравнить прозу жизни с поэзией, пусть даже трагической?

  • А что же Одинцова? Разгадала ли она душевное состояние Базарова? («Он поразил воображение Одинцовой; он занимал её, она много о нём думала», «…его появление тотчас её оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала…»).

  • Вспомним, каков образ жизни Одинцовой (16 глава): её жизнь скучна, однообразна, спокойна, монотонна, а в Базарове «она видела … что-то новое». «Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать».

  • Чем же закончилось первое испытание Базарова – любовное свидание? (Ничем. Базаров продолжает бороться, не слышит Одинцову, заглушает в себе голос чувства (примеры из текста главы), не замечает открытого окна). Открытое окно – символ готовности сердца и души к чувству, к любви.

  • Как автор показывает, что одержимость любовью становится обыденным состоянием Базарова? (гл. 17)

Вывод: Базаров не верил в существование любви и не воспринимал её. Он не признавал никакой власти авторитетов, а любовь – это власть. До встречи с Одинцовой это казалось ему аксиомой, не требующей никаких доказательств. И только, встретив эту женщину, он « почувствовал новизну в своей душе, нарастание какого-то непонятного чувства, которое помимо его воли «вселилось», а не пришло и не нахлынуло. Базаров как бы почувствовал в себе другого человека, враждебного ему самому.


3 группа Изображение нового Базарова в непривычной для него роли героя

любовной сцены. Сила любви Базарова.

Круг вопросов.

  • Глава 17. Каким пейзажем освятил таинство любви Базарова автор? (Любовное чувство сопровождается аккомпанементом и очарованием ночи) Почему такая суровость в описании? Почему пейзаж дан в описании Базарова, а не Одинцовой?

  • Какими словами автор доказывает силу любви Базарова? ( «Сердце… так и рвалось». Здесь впервые герой говорит о самоотверженной любви, не размышляющей и не дорожащей собой).

  • Почему Одинцова задержала Базарова? Какое слово она хочет сказать? (Это было почти признание в любви, но заветное слово так и не сорвалось с уст).

  • Отчего же Базаров так торопливо ушёл? ( Базаров – это чуткая натура, ему было достаточно одного колебания, вызванного неспособностью любить « не размышляя»).

^ 3.Промежуточная рефлексия.

Для всех учащихся предлагается обсудить и завершить своим вариантом недосказанную сцену «А Базаров часа два спустя вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый». О чём думал Базаров? Каким было его душевное состояние после разговора с Одинцовой?

  • Глава 18. В силах ли Базаров победить свою любовь? Анализ сцены

« На следующий день, когда Одинцова явилась к чаю…»

  • Сцена признания Базарова в любви (инсценизация, звучит музыка

Шуберта). Как в последнем объяснении раскрывается глубокая

человечность и страстность натуры Базарова? Победа это

или поражение?

  • Почему же Одинцова не ответила Базарову, ведь эти свидания происходили по её инициативе, она жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней, она хотела признания от Базарова? Обратим внимание на поведение Одинцовой после объяснения с Базаровым: она ходит по комнате, «изредка останавливаясь то перед окном, то перед зеркалом». (Окно символизирует готовность выпустить на волю чувства, в зеркале же мы видим себя, рассматриваем себя, думаем о себе, то есть это закрытое пространство).

  • Что же выбирает Одинцова? (Она выбирает зеркало, а значит, комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: «Спокойствие всё-таки лучше всего на свете» То равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.)

  • Прав ли в своём утверждении Писарев, считавший, что у Анны Сергеевны был зародыш чувства, но она не дала ему развиться? Докажите свою точку зрения.

Вывод: Базаров способен на искреннюю любовь, а Одинцова боится осложнений и жизненных тревог. Это может быть самая его большая победа, несмотря на то, что она имеет видимость поражения. Тургенев уберёг своего героя от пирровой победы над силами самой жизни.

4 группа. Попытки Базарова исцелиться, подавить любовь в своём

сердце.

Круг вопросов.

  • ^ Глава 19. Сцена прощания. Признаки сильного и невысказанного чувства.

  • Помогло ли Базарову «лекарство» мирной жизни в родительском доме? (гл.20)

  • Почему же Базаров вновь и вновь переступает порог одинцовского дома? Как автор доказывает, что герой далёк от исцеления?

  • Глава 23-25. «На него нашла лихорадка работы…», герой искал спасение в этом. Но почему наступил глубокий душевный кризис?

  • ^ Глава 26. Сцена прощания. Ведут ли так себя люди опомнившиеся?

  • Случайно ли заражение Базарова? (Нет, человек в подавленном состоянии становится неосторожным).

  • Сцена прощания с жизнью поистине драматична. Что она открывает в Базарове? ( В душе герой – романтик, поэт, но ему не довелось насладиться любовью, надежда промелькнула и погасла…).

  • Прав ли был Достоевский, увидевший в Базарове «признак великого сердца»?

  • Как соотносятся слова И.С Тургенева « Любовь…сильнее смерти и страха смерти. - Только ею, только любовью держится и движется жизнь (стихотворение в прозе «Воробей») с финальными словами романа «Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет!»?

Вывод: Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью? Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж (« и доживутся, пожалуй, до любви…»). Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце».

  1. Творческая лаборатория (предлагаются индивидуальные задания для самостоятельного осмысления).

    1. Смоделируйте ситуацию «Если бы Базаров остался жив…».

    2. Напишите письмо к Евгению Базарову (или Одинцовой) от имени Одинцовой (или Базарова).

    3. Коммуникативно-ситуативное упражнение. Представьте, что вы художник – постановщик спектакля «Любовь в жизни Базарова» (по страницам романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»), предложите свой вариант сцен, декораций, спецэффектов. Обоснуйте свой выбор.

4) Напишите своё стихотворение в прозе о силе любви.

Какое музыкальное сопровождение вы выбрали бы для него и почему?

^ 5. Презентация и обсуждение выполненных творческих заданий.


IV. Подведение итогов урока.

1) Как вы считаете, прав ли И.С.Тургенев в своём понимании любви?

2) О чём говорят судьбы его героев?

3) Возможно ли подчинить себе страсть или она неизбежно порабощает

человека?

4) Стал бы Базаров выше, если бы ему удалось подавить в себе чувство?

5) Что означают финальные слова о вечном примирении и жизни

бесконечной?

6) Нужны ли миру такие люди, как Базаров?

7) Считаете ли вы тему нашего разговора на уроке актуальной?

Чем она важна для вас? (метод «Микрофон»).

^ Слово учителя. Базаров – титан. Он восстал не только против законов общества, но и против законов развития природы. Но его бунтующее сердце победила любовь, так как над природой чувств одержать победу невозможно. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…Теперь пребывает сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше…Любовь сильна как смерть, любовь сильнее смерти…» (Библия).

^ V. Рефлексия (обобщение чувств, эмоций, ощущений, возникших в ходе обсуждения микротем урока).Оценивание результатов деятельности учащихся на уроке.

VI. Домашнее задание (по выбору учащихся):

  • Составить асссоциативный, художественный и музыкальный ряд к словам Евгений, любовь, ночь, звёзды, память.

  • Составить букет из слов или коллаж, посвящённый любимому герою.

  • Подготовить электронную презентацию на одну из тем: «История любви Базарова», « Шесть пейзажей в романе», «Любимые уголки нигилиста»,

« Кодекс чести Евгения Базарова».

  • Подготовить тестовые вопросы и задания к роману И.С. Тургенева

« Отцы и дети».

Скачать 104.27 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты